Научная статья на тему 'НА ПУТИ К «ЗЕЛЕНОМУ» БЮДЖЕТИРОВАНИЮ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

НА ПУТИ К «ЗЕЛЕНОМУ» БЮДЖЕТИРОВАНИЮ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ESG / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / "ЗЕЛЕНОЕ" ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / "ЭКОЛОГИЧНЫЕ" ОБЛИГАЦИИ / ГРИНВОШИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цатурян Лев Арамович, Тлакадугова Алина Асланбековна, Гребеник Виктор Васильевич

С течением времени отчетливо наблюдается тенденция обострения экологических и социальных проблем. Эти вопросы остро стоят перед обществом и государством, ввиду чего требуют особого внимания и немедленного решения. Тренд на социальную ответственность, экологичность и бережное отношение к окружающей среде породил такой инструмент, как Environmental, Social and Corporate Governance (далее - ESG), который предполагает ответственное отношение к окружающей среде, социальному развитию, государственному и корпоративному управлению. Данный инструмент качественно дополняет заявленную в 2021 году Президентом Российской Федерации повестку охраны окружающей среды, биологической безопасности, социальных гарантий и др. Таким образом, перед Россией и всем миром стоит непростая задача - обеспечить контроль влияния бюджетного финансирования на окружающую среду, где основная роль отводится соблюдению принципов течения ESG, что определяет актуальность и своевременность выбранной темы исследования. Стоит отметить, что соблюдение принципов ESG открывает дополнительные двери развития как для корпораций, организаций, так и для государства в целом, ввиду чего следует ответственно подходить к этому вопросу, рассматривая возможности внедрения этого феномена во все аспекты жизни государства. Авторами анализируется отечественный и зарубежный опыт бюджетной политики и бюджетного планирования в условиях применения принципов экологической безопасности, а также рассматриваются ключевые проблемы в процессе внедрения инструментария «зеленого» бюджетирования в рамках осуществления бюджетного процесса. В работе рассмотрено влияние ESG-инициативы на реализацию бюджетной политики, а также предлагаются рекомендаций по совершенствованию «зеленых» финансовых инструментов в процессе осуществления бюджетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE WAY TO "GREEN" BUDGETING: IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL SAFETY

Over time, there is a clear trend of aggravation of environmental and social problems. These issues are acute for society and the state, which is why they require special attention and immediate solutions. The trend towards social responsibility, environmental friendliness and respect for the environment has given rise to such a tool as Environmental, Social and Corporate Governance (hereinafter - ESG), which assumes a responsible attitude to the environment, social development, public and corporate governance. This tool qualitatively complements the agenda of environmental protection, biological safety, social guarantees, etc. announced by the President of the Russian Federation in 2021. Thus, Russia and the whole world face a difficult task - to ensure control of the impact of budget financing on the environment, where the main role is assigned to compliance with the principles of ESG flow, which determines the relevance and timeliness of the chosen research topic. It is worth noting that compliance with the ESG principles opens additional doors of development for both corporations, organizations and the state as a whole, which is why it is necessary to take a responsible approach to this issue, considering the possibilities of introducing this phenomenon into all aspects of state life. The authors analyze the domestic and foreign experience of budget policy and budget planning in the context of the application of the principles of environmental safety, and also consider the key problems in the process of implementing the tools of "green" budgeting in the framework of the budget process. The paper examines the impact of the ESG initiative on the implementation of budget policy, and also offers recommendations for improving "green" financial instruments in the process of implementing budget policy.

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К «ЗЕЛЕНОМУ» БЮДЖЕТИРОВАНИЮ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №3, Том 14 / 2022, No 3, Vol 14 https://esi.today/issue-3-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/09ECVN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Цатурян, Л. А. На пути к «зеленому» бюджетированию: реализация принципов экологической безопасности / Л. А. Цатурян, А. А. Тлакадугова, В. В. Гребеник // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 3. — URL: https://esi .today/PDF/09ECVN322.pdf

For citation:

Tsaturyan L.A., Tlakadugova A.A., Grebenik V.V. On the way to "green" budgeting: implementation of the principles of environmental safety. The Eurasian Scientific Journal, 14(3): 09ECVN322. Available at: https://esi.today/PDF/09ECVN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Цатурян Лев Арамович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Студент бакалавр «Финансового» факультета E-mail: [email protected]

Тлакадугова Алина Асланбековна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Студент бакалавр «Финансового» факультета E-mail: [email protected]

Гребеник Виктор Васильевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления

Доктор экономических наук E-mail: [email protected]

реализация принципов экологической безопасности

Аннотация. С течением времени отчетливо наблюдается тенденция обострения экологических и социальных проблем. Эти вопросы остро стоят перед обществом и государством, ввиду чего требуют особого внимания и немедленного решения. Тренд на социальную ответственность, экологичность и бережное отношение к окружающей среде породил такой инструмент, как Environmental, Social and Corporate Governance (далее — ESG), который предполагает ответственное отношение к окружающей среде, социальному развитию, государственному и корпоративному управлению. Данный инструмент качественно дополняет заявленную в 2021 году Президентом Российской Федерации повестку охраны окружающей среды, биологической безопасности, социальных гарантий и др. Таким образом, перед Россией и всем миром стоит непростая задача — обеспечить контроль влияния бюджетного финансирования на окружающую среду, где основная роль отводится соблюдению принципов течения ESG, что определяет актуальность и своевременность выбранной темы исследования. Стоит отметить, что соблюдение принципов ESG открывает дополнительные двери развития как для корпораций, организаций, так и для государства в целом, ввиду чего следует ответственно подходить к этому вопросу, рассматривая возможности внедрения этого феномена во все аспекты жизни государства. Авторами анализируется отечественный и зарубежный опыт бюджетной политики и бюджетного планирования в условиях применения принципов экологической безопасности, а также рассматриваются ключевые проблемы в процессе внедрения инструментария «зеленого» бюджетирования в рамках осуществления бюджетного процесса. В работе рассмотрено влияние ESG-инициативы на реализацию

бюджетной политики, а также предлагаются рекомендаций по совершенствованию «зеленых» финансовых инструментов в процессе осуществления бюджетной политики.

Ключевые слова: принципы ESG; «зеленая» экономика; бюджетная политика; «зеленое» финансирование; социальная ответственность; «экологичные» облигации; гринвошинг

Введение

С течением времени отчетливо наблюдается тенденция обострения экологических и социальных проблем. Эти вопросы остро стоят перед обществом и государством, поэтому требуют особого внимания и немедленного решения. Тренд на социальную ответственность, экологичность и бережное отношение к окружающей среде породил такой инструмент, как ESG, предполагающий ответственное отношение к окружающей среде, социальному развитию и корпоративному управлению. Данный инструмент качественно дополняет заявленную в 2021 году Президентом Российской Федерации повестку охраны окружающей среды, биологической безопасности, социальных гарантий и др.

Принципы ESG опосредуют внедрение принципиально новых критериев организации работы компаний, направленных на сохранность природы и общества. Многие компании — Газпром, ВЭБ РФ, Роснефть и другие, в числе первых адаптировали применение данных принципов в свою деятельность. Для активной и своевременной интеграции экологических вопросов в государственное управление еще в 2018 году было анонсировано введение «зеленого бюджета», который по факту является новым инструментом, позволяющим проводить классификацию доходов и расходов бюджета в зависимости от их воздействия на окружающую среду; был внедрен калькулятор «зеленых» инвестиций. В 2021 году Правительством Российской Федерации были утверждены критерии зеленого финансирования.

Таким образом, перед Россией стоит непростая задача — обеспечить контроль влияния бюджетного финансирования на окружающую среду, где основная роль отводится соблюдению принципов ESG, что определяет актуальность и своевременность выбранной темы исследования.

Основной целью данной работы является изучение развития современной бюджетной политики в рамках внедрения принципов ESG.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Анализ современной бюджетной политики государства в процессе внедрения принципов ESG.

2. Анализ влияния ESG-инициативы на реализацию бюджетной политики.

3. Выявление актуальных вызовов и ключевых проблем внедрения инструментария «зеленого» бюджетирования в рамках осуществления бюджетного процесса.

4. Изучение зарубежного опыта «озеленения» финансовых и бюджетных систем.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию «зеленых» финансовых инструментов в процессе осуществления бюджетной политики.

Чтобы в полной мере выполнить поставленные задачи, будут использованы следующие методы исследования:

1. Для изучения бюджетной политики нашей страны в рамках внедрения нового инструмента, стоит воспользоваться такими эмпирическими методами исследования, как описание и сравнение, которые представляют собой изучение

текущего состояния и соотносительное исследование бюджетной политики на разных этапах внедрения ESG-системы.

2. Выявить актуальные вызовы и проблемы развития инструментария «озеленения» бюджетной политики в нашей стране можно с помощью такого метода, как анализ, под которым понимается разделение исследуемого процесса на отдельные элементы для более детального изучения, а также дальнейшего обнаружения и объяснения факторов, оказывающих непосредственное влияние на внедрение инструмента ESG в бюджетную политику государства.

3. Исторический метод и метод аналогии будут использованы в рамках изучения зарубежного опыта внедрения ESG-системы в бюджетный процесс, которые заключаются в анализе появления и применения инструмента «зеленого» бюджетирования и особенностей его развития в других государствах.

4. Для изучения зарубежного опыта был использован такой метод исследования, как сравнительный анализ, который заключается в сравнении процессов внедрения принципов ESG в зарубежных странах.

2. Чтобы разработать рекомендации по решению выявленных проблем и определить пути совершенствования данного механизма, будет использован гипотетико-дедуктивный метод, который представляет собой выдвижение некоторых предположений о дальнейшем развитии системы ESG, а также о проведении необходимых мероприятий, способствующих дальнейшему совершенствованию бюджетной политики государства, основанных на систематизации полученных знаний.

1. Анализ современной бюджетной политики государства в процессе внедрения принципов ESG

Сегодня довольно популярно течение ESG (Environmental Social Governance), которое стремительно вливается в мировую экономику и мировой бизнес. Благодаря непосредственному влиянию государства, в последнее время бизнес-сообщество поняло, что следует развиваться не только в пределах собственных интересов, но и в интересах всего общества. Другими словами, современные реалии устанавливают особые требования к реализуемым инвестиционным, инфраструктурным проектам, которые затрагивают не только экономическую эффективность проекта, но и его влияние на социальную сферу, окружающую среду, а также качество корпоративного управления, что в совокупности и представляет собой концепцию устойчивого развития, именуемую как ESG. В связи с этим, хочется обратить внимание на процесс внедрения ESG-механизма и его развитие в нашей стране.

Стоит отметить, что "зеленая" экономика и "зеленое" бюджетирование способствует обеспечению кумулятивного эффекта процесса взаимодействия государства и бизнеса. В данном случае государство выступает в качестве судьи, определяя "правила игры", адаптируя рынок и инфраструктуру к современным условиям, а также создавая действенную систему различных экономических стимулов, привлекающих зеленые инвестиции, и направления данных инвестиций в необходимые сферы. В то же время бизнесу необходимо оперативно и своевременно идентифицировать новые возможности, максимально их реализовывать, адекватно реагировать на реализуемую государством политику и принимаемые меры, в том числе и посредством увеличения финансирования "экологически чистых" инвестиций и проектов [7, c. 37].

В рамках анализа бюджетной политики важно уделить внимание документарной основе учета ЕБО-принципов в проектах, которая основана на различных соглашениях, декларациях и стандартах правительственных и межправительственных организаций, институтов развития, стран. К таким документам относят декларацию ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая устанавливает цели и задачи устойчивого развития, а также Парижское соглашение, которое установило сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу1.

Конкретно в России экологическая повестка начала свое развитие и разработку в 2021 году, когда вышло Распоряжение Правительства РФ № 1912-р "Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации". Поле действия данного документа затрагивает инвестиционную деятельность в России, привлечение внебюджетных

средств в проекты с положительным воздействием на окружающую среду, а также развитие

" 2 социальных отношений и иных направлений устойчивого развития2.

В частности, основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ затрагивают такие разделы, как обращение с отходами, энергетику, промышленность, транспорт и промышленную технику, сельское хозяйство, водоснабжение и т. д. Финансирование вышеупомянутых направлений будет обеспечено зелеными или адаптационными инструментами, что позволит бизнесу привлекать внебюджетные средства на выгодных для него условиях.

Возвращаясь к нормативно-правовой базе принципов зеленого бюджетирования, следует сказать, что понимание и осознание современным сообществом экологических вызовов и угроз подтверждается значительным вниманием, оказываемым данному вопросу при разработке стратегических документов РФ. Наиболее значимыми и важными применительно к текущему состоянию являются следующие НПА в части "зеленой" экономики России:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит в себе основу и базу охраны природы и окружающей среды, затрагивая как принципы охраны, объекты и субъекты, так и классификацию источников загрязнений, обязанности граждан, организаций и предприятий в данной сфере, а также нормирование окружающей среды3.

2. В Стратегии экологической безопасности на период до 2025 г. (введена Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176). содержится оценка текущего состояния экологической безопасности, а также установлены современные вызовы и угрозы. Данный документ очень важен, ведь он служит базой для разработки экологической политики в части постановки задач осуществления и механизмов и методов реализации4.

1 Декларация ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

2 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 9 сентября 2002 г. — № 36.

3 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации — 14 января 2002 г. — № 2.

4 Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2000, № 7.

Страница 4 из 16

09ECVN322

3. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», в котором установлены экологические цели, стоящие перед обществом, индикаторы их достижения, а также задачи и вызовы, которые требуют скорейшего решения. Объектами стратегического управления в данном случае выступает качество питьевой воды, атмосферного воздуха, твердые бытовые отходы, биологическое разнообразие5.

4. Национальный проект «Экология» охватывает решение таких проблем, как загрязнение атмосферного воздуха, обращение с отходами, качество питьевой воды, сохранением биологического разнообразия. В национальный проект входят 11 федеральных проектов с общим финансированием, превышающим 4 000 млрд руб.6

Таким образом, исходя из вышеизложенных данных, можно сказать, что на макроуровне государством определены "правила игры" и основы системы "зеленого бюджетирования" и "зеленой" экономики, предприняты попытки создания стимулов и мер для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и минимизацию ущерба. Всесторонняя поддержка государства на сегодняшний день является главным драйвером институциональных преобразований и генезиса становления "зеленой" экономики, в том числе и путем создания сопутствующих стимулов для реализации ESG-проектов. На сегодняшний день в Российской Федерации проводится активная работа в данном направлении, что создает условия для активного применения ESG-принципов в сфере экономики и бюджетирования:

1. Совершенствуется правовое закрепление данного механизма, которое направлено на обеспечение и создание единых правил и основ привлечения финансирования инициатив в части устойчивого развития на льготных условиях или же с применением мер государственной поддержки. К примеру, 14.07.2021 Правительством Российской Федерации было принято распоряжение № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации», которое установило ключевые цели и направления государственной политики в области устойчивого развития7.

2. Осуществляется льготная поддержка проектов по устойчивому развитию, в частности, реализуется программа субсидирования части процентных выплат по облигациям, а также кредитам, привлеченным на запуск инвестиционного проекта, влияющего на окружающую среду.

3. Реализуется информационное и методическое обеспечение реформы по внедрению системы ESG, которое позволит открыть новые возможности в привлечении дополнительных финансирований в ESG-сегмент. На сегодняшний день ВЭБ.РФ, Национальный центр ГЧП и международная компания ACOM совместно с Министерством Финансов разработали систему оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов, которая уже повсеместно внедряется.

5 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.04.2022).

6 Национальный проект «Экология» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnYY proekt ekologiva/ (дата обращения: 29.04.2022).

7 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 9 сентября 2002 г. — № 36.

Страница 5 из 16

09БСУШ22

4. Утверждаются меры налоговой поддержки экологичных проектов, к которым, например, относится отмена налога на добавленную стоимость на доходы от реализации услуг и работ в климатических проектах. Помимо этого, предлагается корректировка налогового законодательства в части предоставления организации возможности учета в налоговой базе расходов, возникающих в ходе реализации климатических проектов. Данные меры способствуют стимулированию развития климатических проектов, что, безусловно, положительно скажется на нашей окружающей среде.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в рамках бюджетной политики определены основы системы "зеленого бюджетирования" и "зеленой" экономики, а также предприняты государством попытки создания стимулов и мер для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и минимизацию ущерба. К тому же, активно совершенствуется нормативно-правовая база данного вопроса, правовое закрепление механизма, осуществляется льготная поддержка проектов устойчивого развития, успешно предоставляются субсидии на реализацию данных проектов.

2. Анализ влияния ESG-инициативы на реализацию бюджетной политики

Важнейшим показателем, характеризующим состояние окружающей среды, является ЕР1 (индекс экологической эффективности), согласно которому если в 2016 году наше государство занимало 32 место, то сегодня — 58 место из 180 [7, с. 38]. Т. е. за 7 лет, Россия опустилась в рейтинге на 26 строчек, что не может не вызывать беспокойства как среди государства, так и гражданского общества.

При этом лидерами в данном рейтинге являются Дания, Люксембург и Швейцария, с первым из которых был проведен сравнительный анализ по значению параметров рассматриваемого показателя.

Качество воздуха

Рыболовство Экосистемные услуги

Россия Дания

Рисунок 1. Значение параметров EPI2020 г. для России и Дании [8, c. 45]

На рисунке 1 можно увидеть результаты данного анализа, согласно которому главными проблемами в нашем государстве, оказывающими непосредственное влияние не только на экологическую составляющую, но и на социально-экономические аспекты, являются вопросы качества воздуха, питьевой воды, изменения климата, утилизации отходов и др.

Данные факты не могут не отражаться на проводимой бюджетной политике государства. Об этом свидетельствует тот факт, что благодаря рациональным действиям государства, удалось обеспечить увеличение инвестиций, минимизирующих оказываемый вредоносный эффект на окружающую среду и обеспечивающих бережное использование природных ресурсов.

Вообще, есть точка зрения, что методологически неверно приравнивать "зеленые" инвестиции и инвестиции, направляемые на охрану природы. Так как, например, инвестиции в добывающую промышленность тоже могут быть "зелеными", если соответствуют определенным критериям, соответственно понятие "зеленых" шире, чем природоохранных, в связи с чем, хотелось бы продемонстрировать наглядно их динамику.

2020 2019 2018 2017 2016

0 500000 1000000 1500000 2000000 2500000 3000000 3500000

Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, тыс. руб. [9]

В рамках анализа влияния внедрения принципов ББО на осуществляемую бюджетную политику, стоит обратить внимание на то, что, доля "зеленых" инвестиций от общего объема инвестиций в основной капитал составляет около 2 %, что, конечно же, слишком мало для развития "зеленых" финансов в нашей стране [9, с. 23]. Но стоит отметить, что в целом динамика, представленная на рисунке 1, за анализируемый период положительная, и уменьшение инвестиций наблюдаются лишь в 2020 году, что связано с влиянием пандемии, вызванной разразившейся коронавирусной инфекцией.

Необходимо, с нашей точки зрения, рассмотреть динамику инвестиций, на которую влияет бюджетная политика государства в процессе внедрения принципов ББО, в разрезе регионов, так как, согласно некоторым ученым, наблюдается большая территориальная неравномерность в развитии данного процесса.

В рамках проведенного анализа, согласно таблице 1, регионы были разделены на несколько кластеров, каждый из которых характеризуется определенной степенью вовлеченности в процессы развития системы ББО в нашей стране:

• в 1-й кластер входят Москва, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО и другие субъекты Российской Федерации, которые и являются лидерами "зеленых" инвестиций;

• 2-й кластер характеризуется также активным участием в развитии данного направления, в том числе за счет высокого уровня инвестиций, обеспечивающих бережное отношение к окружающей среде, и включает такие регионы, как Волгоградскую область, Республику Коми, Пермский край и др.;

Вестник Евразийской науки 2022, №3, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 3, Vol 14 https://esj.today

• 3-й и 4-й кластеры включают в себя регионы, которые находятся еще на начальной стадии внедрения принципов ESG и развития "зеленых" финансов в нашем государстве: Ленинградская, Омская, Иркутская, Белгородская, Липецкая, Вологодская области, Республика Саха, Приморский край и др.;

• самый многочисленный 5-й кластер значительно отстает от других регионов и прикладывает минимальные усилия (или не прикладывает вовсе) для внедрения ESG-принципов в финансовые процессы.

Таблица 1

Результаты кластеризации регионов России по уровню инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды [7]

Номер кластера Регион

I Москва, г. Санкт-Петербург, Тюменская область, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край

II Республика Коми, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Свердловская область

III Ленинградская область, Иркутская область, Омская область, Республика Саха (Якутия)

IV Белгородская область, Липецкая область, Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Оренбургская область, Самарская область, Челябинская область, Кемеровская область, Томская область, Приморский край, Хабаровский край, Сахалинская область

V Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Карелия, Калининградская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область, Ульяновская область, Курганская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Новосибирская область, Забайкальский край, Камчатский край, Амурская область, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ

В добавление к вышеизложенному необходимо отметить, что между первым и пятым кластерами есть огромный разрыв, характеризующийся в доле их участия в развитии "зеленых" инвестиций. Если объем инвестиций субъектов-лидеров составляет более 25 %, то так называемых регионов-аутсайдеров — около 1 % [9, с. 56].

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что внедряемые ЕБО-принципы, конечно, оказывают непосредственное влияние на осуществляемую политику государством, которая, в свою очередь, отражается на вовлеченности регионов в данные процессы в большей или меньшей степени, поэтому важным шагом для развития "зеленых" финансов в полной мере будет обеспечение равномерного развития данного института по всем субъектам Российской Федерации.

Также нельзя не отметить, что в рамках проводимой бюджетной политики привлекаются к развитию принципов-ЕБО такие государственные институты, как ФНБ. Т. е., в Российской Федерации данный фонд помимо реализации своих основных функций, является важным резервом государства для осуществления инвестиций по "озеленению" экономики, включая различные "зеленые" и социальные облигации [9, с. 60].

К тому же, анализируя влияние внедрения системы ББО в бюджетную политику, нельзя не отметить, что сейчас идет активное развитие информационной Интернет-системы на федеральном уровне по обращению с отходами, которая уже дает ощутимые результаты. Помимо этого, принимаются меры по "озеленению" финансов путем разработки "зеленой" таксономии, т. е. совокупность определенных критериев, которым должен соответствовать экологичный проект, и рекомендаций, касаемо используемых зеленых финансовых инструментов [7, с. 36].

Сейчас государство нацелено на то, чтобы убедить представителей бизнес-среды в том, что «зелёная» экономика — это не фактор, который ограничивает их деятельность и приносит дополнительные издержки, а наоборот, что внедряемые принципы ББО — это меры, направленные на повышение конкурентных преимуществ компаний за счёт обеспечения экологической безопасности.

Более того, благодаря рациональной бюджетной политике в части внедрения принципов ББО, удалось обеспечить так называемый "диалог" между бизнесом и государством, вследствие чего наблюдается интерес в развитии данного направления и со стороны бизнес-сообществ, в частности, в вопросах снижения вредных выбросов в атмосферу, экологичного сбора и утилизации мусора, снижения вредных выбросов в атмосферу, внедрения ресурсосберегающих технологий и т. д. В России уже есть крупные компании, которые нацелены на развитие инвестирования с использованием инструментов "зеленого" финансирования. Они разместили "зеленые" облигации на сумму более 7 млрд руб., а еврооблигации составили около 500 млн евро, к тому же, были использованы такие финансовые инструменты, как специальные коэффициенты амортизации оборудования и льготы по экологическим платежам [8, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог, хочется отметить, что система ББО, безусловно, оказывает большое влияние на проводимую бюджетную политику. При этом на данном этапе государство пока не может обеспечить высокую эффективность от внедрения принципов ББО в нашей стране в связи с тем, что существуют определенные проблемы, ограничивающие развитие "зеленой" экономики, которые более подробно будут рассмотрены в следующем разделе.

3. Выявление актуальных вызовов и ключевых проблем внедрения инструментария «зеленого» бюджетирования в рамках осуществления бюджетного процесса

Анализируя вышеизложенное, можно выявить основные барьеры, которые тормозят процесс внедрения принципов ESG в бюджетную политику нашего государства.

Необходимо начать с того, что в наши дни только начала стабилизироваться ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, которая в свое время повлияла на все сферы нашей жизни, в том числе обострила социально-экономические и экологические проблемы. Учитывая, что ESG-механизм не только о бережном и ответственном отношении к окружающей среде, но и об обеспечении социального равенства, стоит взять во внимание, что пандемия оказала влияние не только на снижение инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды, но и на разрыв между доходами населения, вызванного в том числе дискриминацией по половому и демографическому признаку, при этом оказав значительное влияние на рынок труда молодежи.

Также не стоит забывать о событиях, произошедших ранее. Стихийные бедствия 2018 года унесли жизни более 20 000 человек по всему миру, лишили 29 млн человек средств к существованию, в результате чего ущерб оценивался в 23 млрд долларов США. В 2020 году было заметно сильнейшее потепление за всю историю наблюдений. Климатические сценарии и прогнозы утверждают, что глобальные температуры будут расти на протяжении всего

XXI века, то есть будет происходить процесс глобального потепления, что приведет к учащению и повышении интенсивности экстремальных природных явлений, которые негативно влияют на здоровье населения и экосистему [8, с. 45].

Всемирный банк выдвинул основные факторы, которые, по его мнению, замедляют темпы развития системы зеленого финансирования и бюджетирования в России:

1. Невовлеченность институтов развития в зеленую повестку и низкий уровень осведомленности институциональных инвесторов о принципах ответственного инвестирования.

2. Отсутствие единого координационного центра, отвечающего за развитие системы зеленого финансирования и бюджетирования.

3. Отсутствие консолидированной позиции государства в рамках данного вопроса и соответствующей национальной стратегии.

4. Низкий уровень вовлеченности банковского сообщества и ассоциаций.

5. Ограниченное представительство на международных площадках и слабая вовлеченность в глобальную повестку.

6. Отсутствие "мягкого" регулирования и методологической системы [7, с. 37].

Помимо этого, существует еще одна проблема, которая не отмечается всемирным банком, но является не менее серьезной и важной. На сегодняшний день заметна популяризация гринвошинга ("зеленый камуфляж"). Это такая форма экологического маркетинга, которая заключается в применении "зеленого" пиара и методов, вводящих потребителя в заблуждение по поводу экологичности продукции или предоставляемой услуги организации. Необходимо обратить внимание на данный факт, ведь гринвошинг формирует у людей, доверившихся производителям, неправильную позицию и видение в отношении экологических стандартов.

Помимо этого, научным сообществом на основе анализа отдельных аспектов практики "зеленого" бюджетирования и инвестирования в экономике РФ, выдвигаются следующие сдерживающие факторы:

1. Волатильность регулирования и недостаточность инструментов финансирования.

2. Спад и регресс экономики.

3. Слабая синхронизация мероприятий, целей и показателей федеральных проектов национального проекта "Экология".

4. Низкий уровень исполнительской дисциплины, несвоевременность проведения государственных закупок, что замедлило реализацию федеральных проектов.

5. Сложность контроля за реализацией инвестиционных проектов [8, с. 46].

К тому же, как было отмечено ранее, в настоящий момент регионы в разной степени и разными темпами способствуют внедрению ЕБО-принципов и реализации "зеленого" бюджетирования. Некоторые субъекты являются лидерами и активно реформируют систему в данном направлении, а некоторые и вовсе не прилагают никаких усилий для "озеленения" экономики.

Таким образом, следует сказать, что сегодня существует множество ограничений и барьеров на пути к "зеленой" экономике, решение которых, несомненно, должно быть одним из первоочередных задач, стоящих перед государством в современных условиях.

4. Изучение зарубежного опыта «озеленения» финансовых и бюджетных систем

Анализируя современное положение государств и общественности, стоит отметить, что остро стоит вопрос переформатирования и реформирования финансовой системы, что включает в себя также и увеличение инвестиций в "зеленую" экономику и поддержку данного направления развития. Данный тезис также подтвердила и пандемия 2019 года, подчеркнув необходимость финансирования более стабильной, устойчивой и безопасной экономики на макроуровне.

В отчете о состоянии окружающей среды за 2020 год Европейское агентство по окружающей среде рекомендовало "увеличить инвестиции и переориентировать финансовый сектор на поддержку устойчивых проектов и бизнеса". Предельно ясно, что данные меры требуют активной поддержки со стороны государства, выделением большого количества бюджетных средств для поддержки инноваций. Помимо этого, требуется перенаправление средств частного сектора, частного капитала на устойчивые инвестиции [10, с. 497].

На сегодняшний день в мире, согласно рисунку 3, заметен рост объема активов, которые соответствуют ББО-принципам — в 2021 году мировой выпуск устойчивых облигаций составил более 800 миллиардов долларов. Более того, больше половины выпущенных облигаций, а именно около 500 миллиардов пришлось на "зеленые" облигации. На социальные облигации пришлось чуть меньше 200 миллиардов, а на облигации устойчивого развития — 180 миллиардов долларов.

900 800 700 600 500 400

300 -

150

180

20

10

200 -

100 -

0 -"45 2013

50 2014

55 2015

110 2016

10 15

190 - 195 - 230

2017

2018

70 90

240

2019 2020

489

2021

| Зеленые облигации

Социальные облигации ■ Облигации устойчивого развития

Рисунок 3. Динамика зеленых, социальных облигаций и облигаций устойчивого развития по всему миру, млн долларов8

При этом в настоящее время главными игроками и лидерами рынка "зеленых" облигаций являются страны Европы (в частности Германия, Франция, Великобритания), США и Китай. Большое количества стран по всему миру выпускают суверенные зеленые облигации для прямого финансирования национальных проектов и государственных программ по борьбе с экологическими проблемами и изменением климата. Стоит отметить, что европейские страны относительно недавно стали занимать лидирующие позиции в данных рейтингах. Рост их значимости в последнее время связан с повышением цен на энергосырье, в частности на газ, что способствовало росту цен на углерод в рамках системы торговли выбросами Евросоюза. Ввиду этого крупные европейские корпорации, заинтересованные в сокращении затрат на

; Moody's ESG Solutions and Environmental Finance Bond Database.

энергию и обеспечению безопасности поставок, выпустили большое количество устойчивых облигаций. Помимо этого, не стоит забывать о пандемии, которая создала эффект "позднего выпуска", в результате действия которого значительный объем бумаг с 2020 года отложился на 2021 год. Необходимо упомянуть, что европейские страны продолжают наращивать объемы "зеленого" инвестирования и "зеленых" облигаций. К примеру, к 2026 году Европейская Комиссия планирует выпустить облигации на сумму 300 миллионов долларов. Также планируется введение официальных стандартов "зеленых" облигаций, что позволит обеспечить прозрачность процесса устойчивого финансирования для инвесторов со всего мира [10, с. 499].

Необходимо понимать, что финансовый сектор на сегодняшний день играет ключевую роль не только в мобилизации капитала для зеленых инвестиций, но и в управлении климатическими рисками. Всемирный банк, сотрудничая с центральными банками различных государств, национальными банками развития, а также финансовыми организациями частного сектора, стремится поддерживать экологизацию финансового сектора. Делается это посредством создания инновационных механизмов финансирования в поддержку устойчивых инвестиций, а также при помощи различных целевых консультативных услуг.

Одним из примеров, доказывающих значимость повестки устойчивого развития экономики с использованием принципов ESG, является ситуация со строительством взлетно-посадочной полосы в лондонском аэропорту. Строительство полосы было практически отменено ввиду поданного экологическими организациями иском, который в последствии был принят Апелляционным судом Великобритании. В иске утверждалось, что строительство взлетно-посадочной полосы нарушает международные обязательства, принятые Великобританией в рамках Парижского соглашения, в области изменения климата. Несмотря на то, что в конце 2020 года полоса все-таки была построена по разрешению Верховного суда Великобритании, данный пример подчеркивает то, насколько влиятельными и значимыми сегодня являются данные стандарты. Также нельзя не упомянуть тот факт, что на международных рынках сильно затруднен доступ к капиталу компаний, не следующим принципам ESG, в частности компаниям, занимающимся добычей полезных ископаемых. К примеру, UBS банк с 2016 по 2020 гг. сократил объем кредитования компаний добывающего сектора на 73 %, тем самым следуя своим корпоративным стандартам и контролируя климатические риск-факторы [10, с. 499].

Исходя из вышесказанного можно утверждать, что "зеленое" бюджетирование пользуется большим спросом среди международного сообщества. Государствами принимаются различные меры по привлечению зеленых инвестиций, развитию системы ESG. Вместе с тем растет и значимость повестки устойчивого развития, что подчеркивает необходимость дальнейшего развития данного феномена.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию «зеленых»

финансовых инструментов в процессе осуществления бюджетной политики

Надо четко понимать, что "озеленение" финансов представляет собой значительные затраты для государства. Как отмечали в своей работе некоторые ученые, в течение ближайших 8 лет прогнозируются расходы на развитие "зеленых" финансов в размере 56 трлн долларов, не говоря о затратах, связанных с природными катастрофами [8, с. 45]. Таким образом, наблюдается тенденция к увеличению финансовых средств бюджета, необходимых для развития "зеленых" финансов. При этом важно отметить, что процесс внедрения принципов ESG в сферу бизнеса встречает немало барьеров в связи с этой же проблемой. Так, экологичные проекты, как правило не приносят высокого дохода, а их финансовое обеспечение требует немалое количество денежных ресурсов компании, поэтому сфера бизнеса не спешит

"поголовно" внедряться в данный процесс. И в рамках реализации бюджетной политики важно "донести" до бизнеса, что развитие системы ББО не только приносит дополнительные издержки компании, но и наделяет ее конкурентными преимуществами на фоне остальных. Кроме того, необходимо помочь бизнес-сообществу, используя различные финансовые инструменты, так как стимулирование и мотивация предпринимателей двигаться в направлении "озеленения" экономики на данном этапе возможны только с участием государства.

Но участие государства в данном процессе, с нашей точки зрения, должно заключаться не только в предоставлении льгот, преференций и иной материальной помощи, но и путем введения определенных санкций и штрафов для компаний, которые, например, применяют гринвошинг, т. е. вводят в заблуждение людей по поводу осуществляемой ими "зеленой" деятельности, на самом деле, не соответствуя экологическим стандартам.

Проанализировав проблемы отечественного развития бюджетной политики с применением принципов ББО и изучив опыт зарубежных стран, нами были разработаны некоторые рекомендации по совершенствованию данного процесса в России. В первую очередь, с нашей точки зрения, ввиду существующих трудностей в части понимания элементов "озеленения" финансов и экономики, отсутствия осознания их роли, необходимо разработать и проводить определенную систему обучения, направленную именно на повышение так называемой "зеленой" грамотности населения. Ведь непонимание или "индивидуальное" понимание данного процесса порождает проблему отсутствия доверия у граждан, которое непосредственно влияет на развитие изучаемого механизма, ведь вопросы экологии напрямую влияют на жизнь общества, поэтому они должны быть согласованы с ним.

В связи с этим, также считаем необходимым обеспечить большую доступность и прозрачность данного процесса, так как от этого напрямую зависит эффективность проводимых мероприятий, ведь за счет этого снижаются коррупционные риски и возможность лоббирования своих интересов как компаниями, так и государством. Наравне с этим считаем необходимым создание единой системы контроля и отчетности, а также совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы "озеленения" экономики посредством внедрения ББО-принципов.

К тому же, как уже не раз было отмечено, необходимо ввести дополнительные меры поддержки бизнеса в данном направлении, включая прямое бюджетное финансирование, т. е. выдачу бюджетных кредитов, ассигнований, субсидий и т. д.; предоставление дополнительных налоговых льгот и преференций, а также оказание грантовой поддержки компаниям, осуществляющим "зеленые" инвестиции, и наоборот всячески дестимулировать отрасли, истощающие окружающую среду, например, путем увеличения экологических, коммунальных, арендных и иных платежей.

Подводя итоги, хочется отметить, что принципы ББО находятся все еще на начальной стадии формирования, т. е. только внедряются в российскую финансовую систему и политику, поэтому говорить о достижении значимых результатов и высокой эффективности пока не приходится. Но мы надеемся, что разработанные нами рекомендации помогут нашей стране на пути к "озеленению" финансов и обеспечению его устойчивого развития.

Для достижения поставленной цели по изучению развития современной бюджетной политики в рамках внедрения принципов ББО были решены следующие задачи:

Заключение

1. Проведен анализ современной бюджетной политики государства в процессе внедрения принципов ЕБО:

Государством сегодня определены основы системы "зеленого бюджетирования" и "зеленой" экономики, а также предприняты попытки создания стимулов и мер для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и минимизацию ущерба. Активно совершенствуется нормативно-правовая база данного вопроса, правовое закрепление механизма, осуществляется льготная поддержка проектов устойчивого развития, успешно предоставляются субсидии на реализацию данных проектов.

2. Проанализировано влияние ЕБО-инициативы на реализацию бюджетной политики:

Система ЕБО и ЕБО-инициатива, оказывает большое влияние на проводимую бюджетную политику, корректируя ее основные направления. Однако стоит отметить, что обеспечить высокую эффективность от внедрения принципов ЕБО сегодня достаточно трудно.

3. Выявлены актуальные вызовы и ключевые проблемы внедрения инструментария «зеленого» бюджетирования в рамках осуществления бюджетного процесса:

К ограничениям и барьерам, препятствующим успешному функционированию зеленой экономики можно отнести: неравномерность внедрения принципов ЕБО по регионам, недостаточный "пакет" для стимулирования компаний, низкий уровень вовлеченности банковского сообщества и ассоциаций, слабая нормативно-правовая база, регулирующая данные вопросы и пр.

4. Был изучен зарубежный опыт «озеленения» финансовых и бюджетных систем:

Иностранными государствами и международным сообществом активно внедряются принципы зеленого бюджетирования и принимаются необходимые меры для озеленения финансовых и бюджетных систем. При этом следует отметить, что значимость данных повесток очень велика и играет большую роль в реализации бюджетной политики иностранных государств.

5. Разработаны рекомендации по совершенствованию «зеленых» финансовых инструментов в процессе осуществления бюджетной политики:

Предложены меры, связанные с разработкой и проведением системы обучения, которая направлена на повышение зеленой грамотности населения, также авторами рекомендовано введение дополнительных мер поддержки бизнеса в данном направлении, в том числе и путем прямого бюджетного финансирования, а также обеспечение большей доступности и прозрачности данного процесса.

На основе проведенного анализа стало ясно, что в Российской Федерации маленькими шагами создается национальная система зеленого финансирования и бюджетнирования. При этом благодаря разработанным Минэкономразвития РФ, ВЭБ.РФ и Центральным Банком России рекомендациям, перед российскими игроками в перспективе открываются двери международного рынка зеленых облигаций. Однако в то же время необходимо не забывать о существовании серьезных проблем, решение которых значительно увеличит темпы развития в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Илякова И.Е. — Внедрение наилучших доступных технологий как фактор становления "зеленой" экономики: институциональный аспект // Национальная безопасность / nota bene. 2021. № 5.

2. Семенова Н.Н., Еремина О.Н., Скворцова М.А. «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития // Финансы: теория и практика. 2020. № 2.

3. Саушева О.С. «Экологизация» финансовой системы страны как необходимое условие для решения «дилеммы роста» // Национальная безопасность / nota bene. 2021. № 4.

4. Чернышова М.Н. ESG и ответственное институциональное инвестирование // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 3.

6. Мажорина М.В. ESG-принципы в международном бизнесе и «устойчивые контракты» // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 12. — С. 185-198.

7. Соколова Н.А., Теймуров Э.С. Соотношение целей устойчивого развития и ESG-принципов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 12(88).

8. Диваева Э.А. Условия трансформации ESG-принципов: экономические и социальные аспекты // Инновации и инвестиции. 2022. № 1.

9. Вострикова Е.О., Мешкова А.П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. 2020. № 4.

10. Кабир Л.С. Социально ответственное инвестирование: тренд или временное явление? // Экономика и управление. 2017. № 4. С. 35-41.

11. Bell C.L., Voorhees J. Using Standards as a Framework for Environmental and Social Governance // Natural Resources & Environment. — 2020. — P. 41-45.

12. Pavoni R., Piselli D. The Sustainable Development Goals and International Environmental Law: Normative Value and Challenges for Implementation // Veredas do Direito, Belo Horizonte. — Maio/Agosto de 2016. — Vol. 13. — No. 26. — P. 1360.

Tsaturyan Lev Aramovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Tlakadugova Alina Aslanbekovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Grebenik Viktor Vasilyevich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

On the way to "green" budgeting: implementation of the principles of environmental safety

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Over time, there is a clear trend of aggravation of environmental and social problems. These issues are acute for society and the state, which is why they require special attention and immediate solutions. The trend towards social responsibility, environmental friendliness and respect for the environment has given rise to such a tool as Environmental, Social and Corporate Governance (hereinafter — ESG), which assumes a responsible attitude to the environment, social development, public and corporate governance. This tool qualitatively complements the agenda of environmental protection, biological safety, social guarantees, etc. announced by the President of the Russian Federation in 2021. Thus, Russia and the whole world face a difficult task — to ensure control of the impact of budget financing on the environment, where the main role is assigned to compliance with the principles of ESG flow, which determines the relevance and timeliness of the chosen research topic. It is worth noting that compliance with the ESG principles opens additional doors of development for both corporations, organizations and the state as a whole, which is why it is necessary to take a responsible approach to this issue, considering the possibilities of introducing this phenomenon into all aspects of state life. The authors analyze the domestic and foreign experience of budget policy and budget planning in the context of the application of the principles of environmental safety, and also consider the key problems in the process of implementing the tools of "green" budgeting in the framework of the budget process. The paper examines the impact of the ESG initiative on the implementation of budget policy, and also offers recommendations for improving "green" financial instruments in the process of implementing budget policy.

Keywords: ESG principles; "green" economy; budget policy; "green" financing; social responsibility; "eco-friendly" bonds; greenwashing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.