Научная статья на тему 'ПЕРВЫЙ В МИРЕ "ЗЕЛЕНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ'

ПЕРВЫЙ В МИРЕ "ЗЕЛЕНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / ESG ПРИНЦИПЫ / ЗЕЛЕНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев М. П., Шаш Н. Н.

В статье рассматриваются процессы «озеленения» финансовых и бюджетных систем стран мира в рамках внедрения концепции ответственного экологического и социально ориентированного управления (ESG). Выявлены характеристики современных систем управления бюджетом, формирующие благоприятную среду для внедрения в бюджетный процесс инструментария «зеленого» бюджетирования. Описаны наиболее перспективные инструменты зеленого бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD'S FIRST "GREEN" STATE BUDGET

The article discusses the processes of "greening" the financial and budgetary systems of the countries of the world within the framework of the introduction of the concept of responsible environmental and socially oriented management (ESG). The characteristics of modern budget management systems that form a favorable environment for the introduction of "green" budgeting tools into the budget process are revealed. The most promising tools of green budgeting are described.

Текст научной работы на тему «ПЕРВЫЙ В МИРЕ "ЗЕЛЕНЫЙ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ»

ПЕРВЫЙ В МИРЕ «ЗЕЛЕНЫЙ» ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

АФАНАСЬЕВ Мстислав Платонович, д.э.н., [email protected], заслуженный экономист Российской Федерации, профессор, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН; профессор Департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. ORCID: 0000-0002-8873-9402.

ШАШ Наталия Николаевна, д.э.н., [email protected], профессор кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия. ORCID: 0000-0003-2779-6961.

В статье рассматриваются процессы «озеленения» финансовых и бюджетных систем стран мира в рамках внедрения концепции ответственного экологического и социально ориентированного управления (ЕБО). Выявлены характеристики современных систем управления бюджетом, формирующие благоприятную среду для внедрения в бюджетный процесс инструментария «зеленого» бюджетирования. Описаны наиболее перспективные инструменты зеленого бюджетирования.

Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетный процесс, ESG принципы, зеленое бюджетирование, экологическое бюджетирование, зеленый бюджет, бюджетные расходы.

DOI: 10.47711/2076-318-2021-342-355.

Парижское соглашение по климату7, выработанное в 2015 г. и вступившее в силу в 2016 г., поставило задачу объединения усилий практически всех стран мира в коллективных и индивидуальных действиях по сдерживанию негативных для человечества и планеты климатических изменений. Во избежание катастрофических последствий в результате глобального потепления сформулирована сверхзадача сокращения эмиссии углекислого газа в два раза к 2050 году. Это решение, которое, в той или иной форме, одобрило около 170-ти стран мира, послужило стимулом к внедрению концепции ответственного экологиче-

1 https://unfccc.int/process-and-meetings/the-paris-agreement/the-paris-agreement

ского и социально-ориентированного управления (ESG) и переходу к «зеленому» росту, т.е. экономическому росту, обеспечивающему сохранность природных активов и бесперебойное предоставление ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит благополучие населения страны.

Процессы «озеленения» финансовых и бюджетных систем стран мира. Одной из наиболее значимых отраслей зеленой экономики стали зеленые (ответственные) финансы, вопросы функционирования которых нашли свое отражение в публикациях Cos-tanza, 1999 [3]; Costanza et al., 2016 [4]; Sachs, 2015 [14]; Пор-фирьев, 2016 [24]; Schoenmarker, Schramade, 2018 [17]; Zaouati,

2018 [21]; Migliorelli, Dessertine, 2019 [13]; Sachs, Woo, Yoshino at al.,

2019 [15]; Böttcher, 2020 [1]; Ezroj, 2020 [5]; Grunow, Zender,

2020 [8]; Kissas, 2020 [10]; Fu, Ng, 2021 [6]; Wendt, 2021 [20]; Thompson, 2021 [19]. Эти исследовательские работы посвящены особенностям, перспективам и роли «зеленых» финансов в финансовом секторе в рамках реализации «зеленых» инициатив (green initiatives), направленных на повышение экологизации мировой финансовой системы.

Предшественниками этих концепций в нашей стране можно считать работы академиков В.И. Вернадского (1863-1945) [22] и А.Л. Чижевского (1897-1964) [25]. Во второй половине прошлого века наибольший резонанс вызвали публикации Римского клуба, особенно, доклад «Пределы роста» (1972) М. Медоуза и др. [23].

Так или иначе во всех вышеперечисленных исследованиях речь идет о формировании новой техносферы на планете. Это процесс называют также «экологическим переходом», «четвертой промышленной революцией» и т.д. В корпоративной сфере (области деятельности промышленных предприятий, банковско-фи-нансового сектора и сферы услуг) этот тренд получил свое выражение в ответственном экологическом и социально-ориентированном управлении (ESG - ecological and social governance), значимость которого постоянно растет.

Здесь прослеживается следующая логическая цепочка:

1) нефинансовая отчетность (соответствие принципам ESG в широком смысле) постепенно приобретает значимость традиционной финансовой отчетности компаний;

2) на основании этих видов финансовой и нефинансовой отечностей формируются различные рейтинги, в том числе кредитные рейтинги компаний;

3) кредитные рейтинги компаний определяют условия их кредитования;

4) кредитование обеспечивает необходимый для развития бизнеса поток инвестиций.

5) инвестиции определяют финансовые показатели их деятельности, в том числе один из самых распространенных - EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization);

6) этот показатель определяет уровень рыночной капитализации компании (MarketCap);

7) уровень капитализации является одним из основных индикаторов успешности и перспективности компании и ее бизнеса.

Таким образом, достаточно внятно сформировалась логика интегрирования ESG в систему корпоративного менеджмента. Разумеется, компании и представители банковского сектора регулярно выступают с предложениями, касающимися, например, реформирования налогового законодательства с целью введения льготного «зеленого» налогообложения или снижения норм резервирования для коммерческих банков по зеленым проектам.

Неизбежным следствием озеленения финансового сектора (в том числе банковской системы) стало внедрение «зеленого» бюджетирования в развитых странах мира, что привело к радикальным изменениям бюджетной политики и ее переориентации на достижение экологических и климатических целей.

В последние десятилетие в большинстве стран мира сформировались современные системы управления бюджетом, способные обеспечить благоприятную среду для внедрения в бюджетный процесс инструментария «зеленого» бюджетирования. К основным характеристикам этой благоприятной среды следует отнести:

• использование принципов стратегического государственного управления;

• переход на среднесрочное бюджетирование и разработку среднесрочных и долгосрочных бюджетных прогнозов;

• применением методологии программно-целевого управления и построение государственных бюджетов в программном формате;

• наличие тесного взаимодействия между органами государственной власти, парламентскими структурами и институтами гражданского общества.

Одним из основополагающих документов, послужившим фундаментом для разработки методических рекомендаций по формированию «зеленого» бюджета, стала датируемая 2017 г. Бюджетная инициатива сотрудничества ОЭСР2. В рамках предлагаемого ОЭСР подхода под зеленым бюджетированием понимается переориентация направлений бюджетной политики на достижение целей устойчивого экологического и климатического развития, что предполагает проведение оценки влияния мероприятий бюджетной и налоговой политики на окружающую среду в рамках выполнения международных обязательств и требований национального экологического законодательства5.

После начала пандемии Covid-19 в период 2020-2021 гг. в рамках деятельности ОЭСР был подготовлен целый ряд аналитических документов, конкретизирующих различные аспекты управления государственными финансами, наиболее значимыми из которых являются:

• Green budgeting and tax policy tools to support a green recovery (Инструментарий зеленого бюджетирования и налоговой политики для обеспечения «зеленого» восстановления, 2020);

• A Comprehensive Overview of Global Biodiversity Finance (Развернутый обзор принципов глобального финансирования биоразнообразия, 2020);

• Tracking Economic Instruments and Finance for Biodiversity (Контроль применения экономических инструментов и финансирования для сохранения биоразнообразия, 2020)

• Green Budget Tagging: Introductory Guidance & Principles (Маркировка зеленых бюджетных расходов: общее руководство и принципы, 2021);

2 См.: https://www.oecd.org/environment/green-budgeting/

5 OECD-Green-Budgeting-Framework-Highlights.pdf, http://www. oecd. org/environ-ment/green-budgeting/OECD-Green-Budgeting-Framework-Highlights.pdf

• Climate Change and Long-term Fiscal Sustainability (Климатические изменения и долгосрочная фискальная стабильность, 2021).

Совокупность перечисленных выше документов направлена на разъяснение большинство проблемных моментов, связанных с практическим использованием инструментария зеленого бюджетирования в разных странах мира.

Идеи внедрения в бюджетный процесс инструментария «зеленого» (экологического) бюджетирования получили серьезную поддержку влиятельных международных финансовых институтов. Помимо ОЭСР наиболее активно в эту деятельность включились Всемирный банк, МВФ, которые при участии других международных организаций, в частности, таких, как GIFT (Глобальная инициатива фискальной прозрачности) и Партнерство открытого правительства, которые продемонстрировали серьезный прогресс в разработке и распространении универсальных международных норм и обязательств в отношении формирования зеленого бюджета.

Решение задачи формирования «зеленого» государственного бюджета требует разработки механизма адаптации традиционных инструментов бюджетирования для увязки национальных систем сбора доходов и формирования бюджетных расходов с климатическими и другими экологическими целями.

При этом в соответствии с предлагаемым ОЭСР подходом, процесс формирования «зеленого» бюджета рекомендуется интегрировать в существующую систему управления общественными финансами с целью наиболее полного использования имеющихся сильных сторон бюджетного процесса и облегчения его адаптации к действующим ограничениям4. Так, например, при программном формате бюджета показатели и индикаторы всех видов бюджетных программ должны отражать достигнутые результаты в рамках национальных целей в сфере сохранения окружающей среды и нейтрализации негативных климатических изменений.

Таким образом, решение задачи перехода к «зеленому» бюджету требует разработки механизма адаптации традиционных

4 http://www.oecd.org/environment/green-budgeting/OECD-Green-Budgeting-Frame-work-Highlights.pdf

инструментов бюджетирования для увязки национальных систем сбора доходов и формирования бюджетных расходов с климатическими и другими экологическими целями.

При таком подходе переход на «зеленое» бюджетирование позволит установить прямую связь между расходами государственного бюджета и их воздействием на окружающую среду. Это обусловило активизацию интереса научного сообщества к вопросам, связанным с различными аспектами «зеленого» сектора в системе государственных финансов. Наибольшую известность приобрели исследования Jenkins, Lamech, 1994 [9]; Smith, 1996 [18]; Brännlund, Gren, 1999 [2]; Schlegelmilch, 2012 [16]; Gale, Barg, Gillies, 2014 [6]; Maphosa, 2015 [12]; Levesque, 2019 [11]. При этом большинство из этих работ посвящено принципам применения «зеленого» (экологического) налогообложения, которое усиливает стимулы к использованию экономическими агентами возобновляемых источников энергии, сокращению выбросов парниковых газов и активизации борьбы с искусственной обработкой почв.

В то же время вследствие активной методической и идеологической поддержки со стороны институтов ОЭСР, начиная с 2016 г., около 20% стран-членов начали проводить мониторинговые процедуры, чтобы оценить какое влияние оказывает использование бюджетных ресурсов на состояние окружающей среды, включая климатические изменения.

При этом отдельные страны уже постепенно приступили к внедрению в бюджетный процесс принципов и инструментов зеленого бюджетирования (табл. 1)

Принятие обоснованных бюджетных решений, направленных на расширение практик зеленого бюджетирования, требует проведения анализа и систематической оценки экологических результатов реализуемой бюджетной политики в рамках достижения национальных стратегических приоритетов по устойчивому развитию. Для этого рекомендуется использовать следующий набор инструментов экологического («зеленого») бюджетирования:

• оценку воздействия исполнения расходной части государственного бюджета на сохранение окружающей среды (включая поддержание биоразнообразия, снижение темпов климатических изменений);

• установление ограничений при наличии негативных экологических экстерналий путем применения повышенных налоговых ставок, в частности для снижения выбросов парниковых газов в рамках достижения национальных стратегических целей развития;

• подготовка обзоров бюджетных расходов с целью анализа влияния отдельных направлений бюджетных расходов на достижение целей устойчивого развития в области сохранения окружающей среды;

• маркировку бюджетных мер в соответствии со степенью и характером их влияния на окружающую среду и климат.

Таблица 1

Прогресс стран ОЭСР в переходе к «зеленому» бюджетированию

Уровень «озеленения» бюджетной системы и бюджетной политики Страна

Проведение систематической оценки влияния мер бюджетной политики на климат и окружающую среду Италия, Германия

Включение в состав бюджетной документации «Декларации о «зеленом» бюджете», содержащей информацию о согласованности утвержденного на очередной финансовый год бюджета с экологическими и климатическими целями. Великобритания

Включение экологического бюджетирования в процесс составления бюджета в качестве его полноценного элемента Ирландия, Канада, Финляндия

Включение в бюджетную политику мероприятий, направленных на решение вопросов устойчивого развития и «зеленого роста», использование налоговых доходов на достижение этих целей Норвегия

Включение в состав бюджетных документов результатов мониторинга связанных с окружающей средой расходов (например, объем выпущенных зеленых долговых инструментов) Ирландия

Формирование и учет в бюджетных программах комплексного набора социальных и экологических показателей и целей Новая Зеландия

Формирование первого в мире «зеленого» бюджета Франция

Источник: составлено авторами на основе материалов ОЭСР. https://www.oecd.org/-environment/green-budgeting/

Последовательное применение инструмента маркировки, означающей присвоение «метки» в зависимости от характера влияния (положительного или отрицательного) на экологию, позволит начать работу по дифференциации бюджетных мер и бюджетных расходов с точки зрения их воздействия на окружающую среду и климат.

При этом следует выделить некоторые трудности, которые могут возникнуть при внедрении принципов маркировки в бюджетную практику:

• отсутствие четких критериев, устанавливающих достаточный уровень детализации маркировочных процедур;

• невозможность четкой дифференциации всех связанных с климатической повесткой бюджетных мер и расходов, например, касающихся адаптации к климатическим изменениям;

• присвоение «меток» бюджетным мерам и расходам, оказывающим однозначно отрицательное влияние на достижение экологических и климатических целей;

• высокий уровень субъективных оценок в ходе проведения процедур маркировки;

• установление оптимального баланса между экономическими, социальными и экологическими целями бюджетной политики государства.

Необходимость выполнения странами принятых обязательств в рамках Повестки 2030, содержащей внушительный блок специализированных экологических показателей и индикаторов, стала важным стимулом для переориентации бюджетного процесса в разных странах мира и перехода к «зеленым» форматам бюджета.

Практическое использование зеленого бюджетного инструментария: опыт Франции. Как уже отмечалось, Франция стала первой страной в мире, которая публично объявила о переходе на «зеленый» формат бюджета и осуществила коренную реструктуризацию бюджетного процесса путем внедрения всего комплекса зеленого бюджетного инструментария. В 2020 г. французское правительство опубликовало свой первый «зеленый» бюджет в качестве приложения к Закону о финансах на 2021 г.5 И это не случайно: за последние 70 лет бюджетный процесс этой страны характеризовался серьезной трансформацией (табл. 2).

2021 финансовый год стал первым годом исполнения зеленого государственного бюджета, в котором все расходы и налоговые доходы оцениваются с указанием их воздействия на окружающую среду.

5 См.: https://www.economie.gouv.fr/budget-vert-france-1er-pays-monde-mesurer-impact-budget-etat-environnement#

Таблица 2

Этапы эволюции современного государственного бюджета Французской республики*

Тип бюджета Дата Нормативные акт

1 Общепринятый (конвенциональный) 1959 Постановление (Ордонанс) № 59-2 от 2 января 1959 года «Об органическом законе о финансах»

2 Ориентированный на результат (БОР) 2001 Органический закон № 2001-692 от 1 августа 2001 года «О финансах» (составление бюджета, ориентированного на результат)

3 Программный 2008 Конституционный закон № 2008-724 от 23 июля 2001 года «О модернизации учреждений Пятой республики». Первый финансовый закон о программировании был принят 9 февраля 2009 года и охватывал период с 2009 по 2012 год.

4 «Зеленый» 2019 Доклад «Зеленое» бюджетирование: методические предложения для экологического бюджетирования» № 2019-М-015-03. Первое применение: Проект бюджета на 2021 год, обнародованный в сентябре 2020 года (Ри 2021).

Источник: составлено авторами.

В соответствии с этим определено влияние государственных доходов и расходов, как положительное, так и отрицательное, в отношении шести следующих экологических целей:

• борьба с изменением климата;

• адаптация к изменению климата и предотвращение природных рисков;

• управление водными ресурсами;

• экономика «замкнутого цикла», отходы и предотвращение технологических рисков;

• борьба с загрязнением;

• биоразнообразие и охрана природных, сельскохозяйственных и лесных территорий.

«Зеленый» бюджет стал наглядной демонстрацией приверженности Франции «экологическому переходу». В текущем бюджетном цикле все виды расходов французского бюджета были проанализированы с точки зрения их потенциального влияния на экологическую ситуацию. По данным этого анализа сделан вывод, что из 574,2 млрд евро почти 9,2% (52,8 млрд евро) оказывают непосредственное воздействие на климат и окружающую среду.

В рамках реализации принципов «зеленого» бюджетирования во французском бюджете активно используется «зеленая» маркировка расходов, практическое применение которой означает «привязку» всех бюджетных расходов к стратегическим целевым приоритетам государства в сфере устойчивого развития.

В соответствии с данной маркировкой все государственные расходы разделяются на 3 категории: чисто «зеленые» (благоприятные), «смешанные» и неблагоприятные (рис. 1).

КАТЕГОРИИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

ОПИСАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

ЧИСТО «ЗЕЛЕНЫЕ» РАСХОДЫ

«СМЕШАННЫЕ» РАСХОДЫ

расходы, которые благоприятны для окружающей среды, по крайней мере, по одному экологическому критерию; по отношению к другим - эти расходы должны быть (как минимум) нейтральны

расходы, которые оказывают благоприятное влияние на один или несколько экологических критериев и неблагоприятно воздействуют на другие

«НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ» РАСХОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расходы, которые неблагоприятны, по крайней мере, по одному экологическому критерию, и не оказывают какого-либо позитивного воздействия на остальные критерии

Рис. 1. Категории бюджетных расходов государственного бюджета Франции

Источник: составлено авторами на основе материалов / https://www.economie.gouv.fr/budget-vert-france-1er-pays-monde-mesurer-impact-budget-etat-environnement#

Анализ бюджетных расходов французского бюджета показал, что в текущем (2021) году уровень чисто «зеленых» расходов достигнет 38,1 млрд евро (рис. 2 - построено авторами на основе материалов / https://www.economie.gouv.ir/budget-vert-irance-1er-pays-monde-mesurer-impact-budget-etat-environnement#).

В период с 2020 по 2021 г. эти экологически безопасные расходы увеличились на 8,5 млрд евро, что свидетельствует о серьезной приверженности французского правительства экологическим преобразованиям.

Млрд евро

"ЗЕЛЕНЫЕ" РАСХОДЫ "СМЕШАННЫЕ" РАСХОДЫ "НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ"

РАСХОДЫ

Рис. 2. Распределение расходов в бюджете Франции в 2021 г., оказывающих воздействие на климат и окружающую среду

Что касается «смешанных» расходов, то в текущем году их доля составит всего 4,7 млрд евро. Преимущественно эти средства запланированы на развитие транспортной инфраструктуры, в основном, железных дорог. В бюджете на этот год предусмотрено 10 млрд «неблагоприятных» расходов, большая часть которых (7,2 млрд евро) представляет собой выпадающие доходы вследствие налоговых льгот и применения пониженных ставок налогов в том числе налога на потребление на топливно-энергетические продукты (5,1 млрд евро). Следует отметить, что в 2021 г. произошло снижение размера неблагоприятных расходов на 1 млрд евро.

Чтобы лучше интегрировать экологические вопросы в управление государственной политикой, французский «зеленый бюджет» фактически является новым инструментом, который будет обновляться и углубляться каждый год в течение очередного бюджетного цикла.

Анализ французского бюджета показал, что инструментарий «зеленого» бюджетирования позволяют представить доказательства степени и характера влияния мер бюджетной политики и бюджетных расходов на достижение экологических и климатических целей. Внедрение зеленого бюджетирования поддерживает меры по обеспечению прозрачности и подотчетности, возможность контроля влияния проводимой бюджетной политики на достижение национальных целей (климатических, экологических).

Рекомендации, направленные на расширение практик использования инструментария «зеленого» бюджетирования. Для обеспечения значимого прогресса в применении инструментария «зеленого» (экологического) бюджетирования необходимо:

• интегрировать в бюджетный процесс «зеленые» новации, предусмотренные в методологии ОЭСР (особенно, маркировку бюджетных расходов и бюджетных мер);

• принять единый формат национальных целей и индикаторов их достижения в сфере окружающей среды и климата;

• проводить «зеленую» классификацию мер бюджетной политики и бюджетных расходов с точки зрения характера их влияния (положительного или отрицательного) на достижение экологических и климатических целей;

• проводить оценку эффективности бюджетных расходов с точки зрения «зеленой» перспективы и устанавливать отдельные цели эффективности в соответствии с национальными целями в сфере устойчивого развития.

Список литературы

1. Böttcher J. Green Banking: Realizing Renewable Energy Projects. Oldenbourg: De Gruyter, 2020. 732 P.

2. Brännlund R., Gren I.-M. (ed.) Green Taxes: Economic Theory and Empirical Evidence from Scandinavia. L.: Edward Elgar, 1999. 176 p.

3. Costanza R. (ed.) Ecological Economics. The Science and Management of Sustainability. N.Y.: CUP, 1991. 526p.

4. Constanza R. & all. Modeling and measuring sustainable wellbeing in connection with the UN Sustainable Development Goals // Ecological Economics. 2016. № 130. Pp. 350-355.

5. Ezroj A. Carbon risk and green finance. L.: Routledge, 2020. 138 p.

6. Fu J., Ng A. W. (ed.) Sustainable Energy and Green Finance for a Low-carbon Economy: Perspectives from the Greater Bay Area of China. Bale: Springer Nature, 2021. 304 p.

7. Gale R., Barg S., Gillies A. (ed.) Green Budget Reform: An International Casebook of Leading Practices. L. : Routledge, 2014. 382 p.

8. Grunow H.-W., Zender Ch. Green Finance: Erfolgreiche Schritte Zur Grünen Unternehmensfinanzierung. Bale: Springer Nature, 2020. 68 p.

9. Jenkins G., Lamech R. Green taxes and Incentives policies: an International perspectives. N.Y.: ICS, 1994. 212 p.

10. Kissas Ch. Green Finance, - Portland, ESKA Publishing, 2020 - 258 р.

11. Levesque E. Les impôts du bonheur : Pour une révolution fiscale écologique européenne. P.: Harmattan, 2019. 140p.

12. Maphosa J. Green Taxes: A Study of Their Effectiveness in South Africa and Beyond. Captown: Lambert Academic Publishing, 2015. 136p.

13. Migliorelli M., Dessertine Ph. (ed.) The Rise of Green Finance in Europe: Opportunities and Challenges for Issuers, Investors and Marketplaces. Bale: Springer Nature, 2019. 275 p.

14. Sachs J. (2015). The age of sustainable development, foreword by Ban Ki-Moon. N.Y.: CUP 543 p.

15. Sachs J., Woo W.T., Yoshino N. & all (eds) (2019) Handbook of green finance. Energy Security and Sustainable development. Singapore: Springer Verlag, 2019. 718 p.

16. Schlegelmilch K. (ed.) Green Budget Reform in Europe: Countries at the Forefront. Bale: Springer Nature; 2012. 443 p.

17. Schoenmarker D., Schramade W. Principles of Sustainable Finance. Oxford: OUP, 2018. 432p.

18. Smith S. «Green» taxes and change Policy and Practice in Britain and Germany. L.: IFS, 1996. 144 p.

19. Thompson S. Green and Sustainable Finance: principles and practice. L.: Kogan Page, 2021. 424 p.

20. Wendt K. (ed.) Green and Social Economy Finance: A Review. L.: CRC Press, 2021. 336p.

21. Zaouati Ph. La finance verte commence à Paris. P.: Échiquier, 2018. 104 p.

22. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление / Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / Отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1988. 520 с.

23. Медоуз ДХ., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Беренс В. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Проблемы человечества». М.: МГУ, 1972. 207 с.

24. Порфирьев Б.Н. (2016) «Зеленые» тенденции в мировой финансовой системе //МЭиМО. Т. 60. № 9. C. 5-16.

25. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. М.: Книга по Требованию, 2012. 74 с.

26. Objectifs du développement durable. Lien vers le site: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (date d'accès est 25.01.2021).

27. A new era for CCUS. Lien vers le site: https://www.iea.org/reports/ccus-in-clean-energy-transitions/a-new-era-for-ccus#growing-ccus-momentum (date d'accès est 25.01.2021).

28. What is the Paris Agreement? Lien vers le site: https://unfccc.int/process-and-meetings/the-paris-agreement/the-paris-agreement (date d'accès est 25.01.2021).

29. Green Finance Platform in 2020. Lien vers le site: www.greenfinanceplatform.org (date d'accès est 25.01.2021). Paris Collaborative on Green Budgeting. Lien vers le site: https://www. oecd. org/environment/green-budgeting/

30. OCDE (2021), Green Budget Tagging : Introductory Guidance & Principles, Éditions OCDE, Paris, https://doi.org/10.1787/fe7bfcc4-en.

31. Paris Collaborative on Green Budgeting. Lien vers le site: https://www. oecd. org/environment/green-budgeting/

32. OCDE (2021), Green Budget Tagging : Introductory Guidance & Principles, Éditions OCDE, Paris, https://doi.org/10.1787/fe7bfcc4-en.

33. greenfinanceplatform. org/tools-and-platforms

Для цитирования: Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Первый в мире «зеленый» государственный бюджет // Научные труды. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2021. С. 3342-355. DOI: 10.47711/2076-318-2021-342-355.

Summary

THE WORLD'S FIRST "GREEN" STATE BUDGET

AFANASIEV Mstislav P., Dr. Sci. (Econ.), [email protected], Full professor, Principle research fellow, Institute of Economic Forecasting, Russian Academy of Sciences; Professor, HSE University, Moscow, Russia. ORCID 0000-0002-8873-9402.

SHASH Nataliya N., Doct. Sci. (Econ.), [email protected], Academic Department of Financial Management; Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia. ORCID: 0000-0003-2779-6961

Abstract: The article discusses the processes of "greening" the financial and budgetary systems of the countries of the world within the framework of the introduction of the concept of responsible environmental and socially oriented management (ESG). The characteristics of modern budget management systems that form a favorable environment for the introduction of "green" budgeting tools into the budget process are revealed. The most promising tools of green budgeting are described.

Keywords: budget policy, budget process, ESG principles, green budgeting, environmental budgeting, green budget, budget expenditures

For citation: Afanasiev M.P., Shash N.N. The World's First "Green" State Budget // Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2021. Pp. 342-355. DOI: 10.47711/2076-318-2021-342-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.