Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА'

«ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4695
624
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ФИНАНСЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ESG / ЗЕЛЕНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / НИЗКОУГЛЕРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ситник А. А.

Статья посвящена исследованию понятия «зеленых» финансов. На основе анализа имеющихся по данному вопросу точек зрения автором сделан вывод о том, что «зеленые» финансы могут быть рассмотрены с позиции узкого подхода (как облигации, кредиты и иные финансовые инструменты, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития окружающей среды) и широкого подхода (как весь комплекс экономических отношений, связанных с финансированием мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата). В работе также определены виды общественных отношений, составляющих «зеленые» финансы, входящие в предмет финансового права, проведена классификация обязательных платежей, связанных с экологией и окружающей средой, сделан вывод о том, какие платежи могут быть отнесены к числу «зеленых», выделены климатические риски финансовых организаций и виды «зеленых» финансовых инструментов, сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию механизма управления климатическими рисками на финансовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GREEN» FINANCE: THE CONCEPT AND SYSTEM

The paper is devoted to the concept of «green» finance. Based on the analysis of the points of view available on this issue, the author concluded that «green» finance can be defined using a narrow approach (as bonds, loans and other financial instruments aimed at financing activities to ensure sustainable development of the environment) and a broad approach (as the whole complex of economic relations related to financing measures to protect the environment and combat climate change). The paper also defines the types of social relations that make up «green» finance that are included in the subject of financial law, classifies mandatory payments related to ecology and the environment, concludes which payments can be classified as «green», highlights climate risks of financial organizations and types of «green» financial instruments. The author makes proposals for further improvement of the climate risk management mechanism in the financial market.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНЫЕ» ФИНАНСЫ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.063-080

А. А. Ситник*

«Зеленые» финансы: понятие и система

Аннотация. Статья посвящена исследованию понятия «зеленых» финансов. На основе анализа имеющихся по данному вопросу точек зрения автором сделан вывод о том, что «зеленые» финансы могут быть рассмотрены с позиции узкого подхода (как облигации, кредиты и иные финансовые инструменты, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития окружающей среды) и широкого подхода (как весь комплекс экономических отношений, связанных с финансированием мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата). В работе также определены виды общественных отношений, составляющих «зеленые» финансы, входящие в предмет финансового права, проведена классификация обязательных платежей, связанных с экологией и окружающей средой, сделан вывод о том, какие платежи могут быть отнесены к числу «зеленых», выделены климатические риски финансовых организаций и виды «зеленых» финансовых инструментов, сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию механизма управления климатическими рисками на финансовом рынке. Ключевые слова: зеленые финансы; устойчивое развитие; ESG; зеленое бюджетирование; зеленые финансовые инструменты; климатические риски; финансовый рынок; природоресурсные платежи; компенсационные платежи; энергоэффективная экономика; низкоуглеродная экономика.

Для цитирования: Ситник А. А. «Зеленые» финансы: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - Т. 17. - № 2. - С. 63-80. - DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.063-080.

«Green» Finance: The Concept and System

Aleksandr A. Sitnik, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Financial Law,

Kutafin Moscow State Law University

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

[email protected]

Abstract. The paper is devoted to the concept of «green» finance. Based on the analysis of the points of view available on this issue, the author concluded that «green» finance can be defined using a narrow approach (as bonds, loans and other financial instruments aimed at financing activities to ensure sustainable development of the environment) and a broad approach (as the whole complex of economic relations related to financing measures to protect the environment and combat climate change). The paper also defines the types of social relations that make up «green» finance that are included in the subject of financial law, classifies mandatory payments related to ecology and the environment, concludes which payments can be classified as «green», highlights climate risks

© Ситник А. А., 2022

* Ситник Александр Александрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]

of financial organizations and types of «green» financial instruments. The author makes proposals for further improvement of the climate risk management mechanism in the financial market.

Keywords: green finance; sustainable development; ESG; green budgeting; green financial instruments; climate risks; financial market; natural resource payments; compensation payments; energy efficient economy; low carbon economy.

Cite as: Sitnik AA. «Zelenye» finansy: ponyatie i sistema [«Green» Finance: The Concept and System]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(2):63-80. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.063-080. (In Rus., abstract in Eng.).

Тематика «зеленых» финансов, как можно ожидать, в ближайшее время получит широкое распространение в отечественной юридической науке, что предопределяется общим интересом к проблемам устойчивого развития и реализации ESG-принципов. При этом «зеленые» финансы не являются чем-то принципиально новым: в той или иной форме они существуют уже достаточно давно. Однако совершенствование концепции устойчивого развития обуславливает необходимость расстановки иных акцентов применительно к известным и хорошо изученным явлениям, фокусировки внимания исследователей на вопросах финансирования мероприятий в области охраны окружающей среды, экологии, борьбы с изменением климата и перехода к энергоэффективной экономике с точки зрения ESG-подхода. Настоящая статья носит обзорный характер, в ней предпринята попытка научного осмысления понятия «зеленых» финансов и систематизации общественных отношений, охватываемых данной категорией.

«Зеленый» в контексте «зеленых» финансов. Полагаем, что у каждого, кто в первый раз услышал о «зеленых» финансах, возникали не-

вольные ассоциации с американской валютой. Между тем такая коннотация со всей очевидностью не является правильной. В связи с этим необходимо разобраться, что же понимается под «зеленым» в контексте рассматриваемого понятия.

Вначале следует заметить, что во многих нормативных правовых актах и иных официальных документах прилагательное «зеленый» употребляется без кавычек. Например, в постановлении Правительства РФ от 21.09.2021 № 15871 дается определение зеленых финансовых инструментов, упоминается о зеленых проектах, зеленом развитии и т.д. Вместе с тем очевидно, что соответствующие финансовые инструменты (проекты, развитие) не являются зелеными в смысле их цвета. Как отмечается в справочном пособии по русскому языку Д. Э. Розенталя, слова, употребленные в условном значении, заключаются в кавычки, и только по мере того, как подобные выражения становятся обиходными, в кавычки они заключаются все реже2. Действительно, в зарубежной научной литературе понятие «зеленый налог» начало употребляться с 1990-х гг.3, а «зеленые финансы» — с середины 2000-х гг.4 В то же время полагаем, что в русском языке

1 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

2 РозентальД. Э. Справочник по русскому языку : орфография и пунктуация // URL: http://old-rozental.ru/ punctuatio.php?sid=169 (дата обращения: 10.10.2021).

3 См., например: Middleton Jr. G. L., McBurney C. M. New energy policy act's «green tax» package will benefit project finance // Strategic Planning for Energy and the Environment. 1993. 12 (4). P. 23-27 ; Aronsson T. On cost benefit rules for green taxes // Environmental & Resource Economics. 1999. 13 (1). P. 31-43.

4 См., например: Li B. Green finance and sustainable development of China's coal industry // Progress in Mining Science and Safety Technology, Pts A and B. 2007. P. 2508-2511.

термин «зеленые финансы» еще не настолько устоялся, чтобы употреблять его без кавычек5.

В переносном значении «зеленый», помимо всего прочего, может означать:

— неопытного человека;

— незрелые овощи или фрукты;

— что-то, находящееся на ранней стадии (проект);

— члена анархических группировок в период Гражданской войны 1918-1922 гг.;

— что-то, относящееся к экологии и окружающей среде.

Очевидно, что слово «зеленый» в контексте «зеленых» финансов употребляется именно в последнем значении.

В Программе Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP) предлагается следующая упрощенная схема соотноше-

ния различных понятий в области устойчивого развития6 (см. рисунок).

Таким образом, прилагательное «зеленый» в рамках концепции устойчивого развития означает всё, что связано с устойчивым развитием окружающей среды (Environment).

Европейская комиссия в докладе, посвященном изучению содержания понятия «зеленый» в контексте «зеленых» финансов7, выделила следующие инструменты его формулирования в официальных документах:

1. Цели. Базовый подход к определению «зеленого» заключается в указании результатов (например, смягчение последствий изменения климата, устойчивость, предотвращение загрязнения и т. д.), которые должны иметь мероприятия, чтобы считаться «зелеными». После этого проводится индивидуальная оценка того,

У стой чи вое разви ти е

Окружающая среда Экономика Управление

Гл^ягч^ни** 1Ю*педствий

ИШЁНСк-ИЛ

климата

Адаптация

X Ш*|ГНСНИК> Kjm.tidid

Иное, относящееся к устойчивому разаитию стружа юще й среды

Социальная с^ерэ

J L

Н и з ш\гл е ро Of <ь:й Климатический (CUmaie)

Зеленый (GfrMn)

Со цло!кол(кнчес кий (Sodoer vircirime игл |

VIт сп■ |.1 аий ит, tл; п >| Ы D)

По крайней мере пока. В связи с этим в рамках статьи автор употребляет слово «зеленый» в кавычках, если только это не относится к переводу иностранных источников.

United Nations Environment Programme (September 2016). Inquiry: Design of a Sustainable Financial System. Definitions and Concepts : Background Note // URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/ handle/20.500.11822/10603/definitions_concept.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.10.2021).

European Commission (October 2017). Defining «green» in the context of green finance : Final report // URL: https://ec.europa.eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/Defining%20Green%20 in%20green%20finance%20-%20final%20report%20published%20on%20eu%20website.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

5

6

7

способствуют ли конкретные инвестиции достижению таких целей.

2. Таксономия. «Зеленые» таксономии представляют собой классификации областей и объектов инвестирования (технологий, секторов и т. д.), которые считаются «зелеными». Таксономии могут иметь различные уровни, при этом каждый уровень служит для описания с возрастающим уровнем детализации элементов, из которых состоит верхняя категория.

3. Критерии исключения. Используются для исключения из определения «зеленый» отдельных секторов, компаний, видов деятельности и т.д. Часто критерии исключения определяют конкретные технологии, такие как ядерная энергетика. Другие формы исключений могут основываться на нормах (т.е. исключать все инвестиции, которые не соответствуют существующим нормам и стандартам).

4. Индикаторы. Это величины, используемые для обозначения экологических показателей или воздействия деятельности (экономия энергии/воды, сокращение выбросов парниковых газов и т. д.). Показатели могут устанавливаться с пороговыми значениями или минимально допустимыми уровнями производительности и (или) с целевыми значениями, иллюстрирующими желаемый уровень производительности. Показатели могут обеспечивать ретроспективное или перспективное измерение эффективности (например, измерение общего потребления воды).

5. Рейтинги. Позволяют оценить степень «зе-лености» фирмы, технологии или финансового продукта в соответствии с заранее определенными критериями8.

Исходя из этого можно сделать вывод, что в настоящее время не существует единого подхода к определению того, как измерять «зеленость» тех или иных проектов, политики, финансовых инструментов и т.д., это решается применительно к каждому конкретному случаю на основании критериев, закрепленных в нормативных правовых актах.

Понятие «зеленых» финансов. Отсутствует и единообразное понимание сущности «зеленых» финансов. ОЭСР связывает «зеленые» финансы и инструменты (green finance and investment) с «зеленым развитием», означающим достижение экономического роста при одновременном снижении загрязнения и выбросов парниковых газов, а также минимизации отходов и повышении эффективности использования природных ресурсов9.

Немецкие авторы подчеркивают, что «зеленые» финансы являются общим термином для описания значительных изменений в финансовых потоках, необходимых для продвижения проектов по защите климата и предотвращению загрязнения10. Предлагается также рассматривать «зеленые» финансы в качестве стратегического подхода к включению финансового сектора в процесс перехода к низкоуглеродной и ресурсосберегающей экономике и в контексте адаптации к изменению климата11.

Исследовательская группа по «зеленым» финансам «Группы 20» (Green Finance Study Group, GFSG) считает, что под «зелеными финансами» можно понимать финансирование инвестиций (financing of investments), обеспечивающих экологические выгоды в более широком контексте экологически устойчивого развития. Эти эколо-

European Commission (October 2017). Defining «green» in the context of green finance. P. 25-26. Green Finance and Investment // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/green-finance-and-investment_24090344 (дата обращения: 10.10.2021).

Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2018). The Role of National Financial

Institutions in the Implementation of NDCs : Global Report. P. 16 // URL: https://www.giz.de/en/downloads/ giz2019-EN-The-Role-of-National-Financial-Institutions.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2011). Green Finance: An Innovative Approach to Fostering Sustainable Economic Development and Adaptation to Climate Change. P. 4 // URL: https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Green_finance_GIZ. pdf (дата обращения: 10.10.2021).

8

9

10

11

гические преимущества включают, например, сокращение загрязнения воздуха, воды и земли, уменьшение выбросов парниковых газов, повышение энергоэффективности при использовании существующих природных ресурсов, а также смягчение последствий изменения климата и адаптацию к ним и их сопутствующие выгоды. Отмечается, что «зеленые» финансы включают в себя усилия по интернализации экологических внешних факторов и корректировке восприятия рисков с целью увеличения экологически безопасных инвестиций и сокращения экологически вредных инвестиций. «Зеленые» финансы охватывают широкий спектр финансовых учреждений и классов активов и включают в себя как государственные, так и частные финансы. «Зеленые» финансы включают эффективное управление экологическими рисками в финансовой системе12.

Государственная корпорация ВЭБ.РФ, выполняющая на основании распоряжения Правительства РФ от 18.11.2020 № 3024-р13 функции методологического центра по финансовым инструментам устойчивого развития, предлагает понимать под «зелеными» финансами финансовые инструменты для финансирования проектов в сфере окружающей среды, экологии и изменения климата. Отметим, что данный подход превалирует в настоящее время: чаще всего, говоря о «зеленых» финансах, подразумевают именно указанные выше финансовые инструменты и общественные отношения, возникающие в процессе их выпуска и обращения. В то же время считаем, что подобное понимание не позволяет отразить все аспекты «зеленых» финансов. В этой связи «зеленые» финансы могут быть определены: — в узком понимании — как облигации, кредиты и иные финансовые инструменты, направленные на финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития окружающей среды;

— с точки зрения широкого подхода — как весь комплекс экономических отношений, связанных с финансированием мероприятий по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата, переходом к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике, эффективным управлением экологическими и климатическими рисками, осуществлением финансового контроля в рассматриваемых областях общественных отношений.

Финансово-правовое регулирование «зеленых» финансов. Общественные отношения, составляющие «зеленые» финансы, регулируются комплексом норм различной отраслевой принадлежности, включая нормы гражданского, административного, международного и иных отраслей права. В то же время полагаем, что приоритет в регулировании «зеленых» финансов имеют нормы публичного финансового права. В разрезе системы названной отрасли «зеленые» финансы регламентируются следующими правами:

— бюджетное право — регулирует общественные отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования «зеленых» проектов, распределения доходов от поступления природоресурсных и компенсационных платежей, образования экологических бюджетных и внебюджетных фондов, выпуска и обращения публичных «зеленых» облигаций, межбюджетные отношения по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды и экологии, осуществлением бюджетного контроля в указанных сферах;

— налоговое право — регламентирует отношения по установлению и введению налогов и сборов, связанных с охраной окружающей среды, борьбой с изменением климата, пе-

12 G20 Green Finance Synthesis Report (July 2016). P. 3 // URL: http://www.g20.utoronto.ca/2016/green-finance-synthesis.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

13 Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 47. Ст. 7623.

реходом к энергоэффективной экономике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, сопряженных с указанными выше обязательными платежами; — право финансовых рынков — регулирует общественные отношения, возникающие в связи с мониторингом и оценкой климатических рисков финансовых организаций, выпуском и обращением «зеленых» финансовых инструментов, осуществлением надзора за деятельностью финансовых организаций в контексте перечисленных вопросов. «Зеленое» бюджетирование. На сегодняшний день именно государство играет ведущую роль в разработке и воплощении в жизнь «зеленой» политики, а средства бюджетов бюджетной системы выступают основным источником финансирования проектов экологической и климатической направленности. В рассматриваемой сфере государство оказывает как прямое воздействие (посредством финансирования мероприятий по переходу к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике), так и косвенное, стимулируя хозяйствующих субъектов к экологически и климатически ответственному поведению.

Бюджетное финансирование проектов, связанных с экологией, окружающей средой, климатом и переходом к низкоуглеродной экономике, основывается на системе, включающей в себя следующие плановые акты:

1) законы (решения) о бюджетах — определяют объемы бюджетного финансирования на текущий финансовый год. В соответствии со ст. 21 БК РФ предусмотрен отдельный раздел классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — «Охрана окружающей среды», содержащий подразделы «экологический контроль», «сбор, удаление отходов и очистка сточных вод», «охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания», «прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды», «другие вопросы в области охраны окружающей среды». Законом о федеральном бюджете на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. предусмотрено выделение 482 359 398,5 тыс. руб.14 по соответствующему разделу;

2) государственные (муниципальные) программы — документы среднесрочного бюджетного планирования. Применительно к федеральному уровню действует три государственные программы: «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Развитие лесного хозяйства»15;

3) национальные проекты — приоритетные направления государственной политики с особым режимом управления. В конце 2018 г. Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден Паспорт национального проекта «Экология»16. Данный нацпроект реализуется в рамках государственных программ «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и

14 Приложение 14 к Федеральному закону от 06.12.2021 № 390-ФБ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // СЗ РФ. 2021. № 50 (ч. 1 и 2). Ст. 8397.

15 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды"» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 3). Ст. 2171 ; постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 3). Ст. 2168 ; постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"» // СЗ РФ. 2014. № 18. (ч. 2). Ст. 2164.

16 Паспорт национального проекта «Экология» [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16] // СПС «КонсультантПлюс».

использование природных ресурсов» и «Развитие лесного хозяйства». Структурно национальный проект состоит из четырнадцати федеральных проектов17. В разрезе рассматриваемой темы важное значение имеют также межбюджетные отношения, складывающиеся в том числе по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию различного рода мероприятий, способствующих устойчивому развитию в области экологии, окружающей среды и климата. Так, согласно закону о федеральном бюджете на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, в том числе субсидий на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, субсидий на ликвидацию (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, субвенций на улучшение экологического состояния гидрографической сети.

Следует отметить, что до начала 2000-х гг. в рамках бюджетной системы Российской Феде-

рации существовала целая система экологических внебюджетных фондов, функционировавших на федеральном и региональном уровнях. Задачи Федерального экологического фонда РФ заключались в финансировании и кредитовании федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения; мобилизации средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ; экономическом стимулировании бережного и эффективного использования природных ресурсов; внедрении экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений и т.д.18 В то же время на основании постановления Правительства РФ от 11.10.2001 № 72119 Федеральный экологический фонд Российской Федерации был ликвидирован, а за ним упразднили и территориальные экологические фонды. После этого в ряде субъектов РФ были образованы экологические фонды в составе региональных бюджетов (впоследствии также ликвидированы)20.

Можно встретить предложения как о возрождении Федерального экологического фонда РФ21, так и об образовании экологического

17 Национальный проект «Экология» включает федеральные проекты «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Развитие технологий энергетической утилизации отходов производства и потребления», «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий».

18 См. подробнее: п. 8 постановления Правительства РФ от 29.06.1992 № 442 «О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и экологических фондах на территории Российской Федерации» (утратил юридическую силу) // СПС «КонсультантПлюс».

19 Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 721 «О ликвидации Федерального экологического фонда Российской Федерации» // URL: https://base.garant.ru/2158313/.

20 См., например: Закон Сахалинской области от 11.07.2008 № 71-ЗО «О признании утратившим силу Закона Сахалинской области "О целевом бюджетном экологическом фонде Сахалинской области"» // URL: https://docs.cntd.ru/document/819056249 (дата обращения: 10.10.2021) ; Закон Челябинской области от 09.12.2004 № З26-ЗО «О признании утратившими силу некоторых законов Челябинской области» // URL: https://docs.cntd.ru/document/802044594Pmarker (дата обращения: 10.10.2021) ; постановление Курской областной Думы от 11.08.2009 № 1019-IV ОД // URL: https://docs.cntd.ru/document/908010475Pmarker (дата обращения: 10.10.2021).

21 Довлатова Е. Очистить за две копейки // URL: https://rg.ru/2015/06/15/fond.html (дата обращения: 10.10.2021).

бюджетного фонда в составе федерального бюджета22. Полагаем, однако, что с учетом кризиса института государственных внебюджетных фондов23 воссоздание Федерального экологического фонда РФ нецелесообразно. Выделение в структуре бюджета экологического фонда также не является выходом, поскольку это не приведет к внедрению принципиально новых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств в экологической сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Зеленые» налоги, сборы и иные обязательные платежи. На сегодняшний день в Российской Федерации установлено несколько налогов, которые тем или иным образом связаны с экологией и окружающей средой. К таким налогам относятся налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и земельный налог. В то же время указанные налоги не имеют целевого назначения, заключающегося в финансировании мероприятий по переходу к энергоэффективной экономике или компенсации негативного влияния на экологию, окружающую среду и климат. Вместе с тем перечисленные налоги существенно отличаются от иных налогов основанием их уплаты.

Введенный с 2005 г. водный налог заменил платеж неналогового характера — плату за

пользование водными объектами, имевшую целевое назначение — осуществление забора (добычи) воды из подземных источников24. В свою очередь, земельный налог на законодательном уровне долгое время признавался целевым платежом, на основании ст. 24 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»25 учитывался в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и использовался исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, а также ряд иных целей. Начиная с 1 января 2004 г. действие данной статьи было приостановлено26, а в последующем она утратила юридическую силу. В настоящее время Минфин России отмечает, что земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления27, т.е. не имеет целевого характера. При этом согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ земельный налог является формой платы за использование земли. Равным образом и налог на добычу полезных ископаемых направлен на реализацию принципа платности земли28, а НДД введен в целях стимулирования разра-

22 Вершило Н. Д., Вершило Т. А. Целевые экологические программы и экологические фонды как инструменты планирования и финансирования в области охраны окружающей среды // Экологическое право. 2009. № 1.

23 ПФР и ФСС планируют объединить к 1 января 2023 года // URL: https://tass.ru/politika/13286127 (дата обращения: 10.10.2021).

24 Абзац 2 статьи 1 Федерального закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (абзац утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».

25 Утратила юридическую силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (СПС «КонсультантПлюс»).

26 Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» // СЗ РФ. 2003. № 52. (ч. 1). Ст. 5038.

27 Письмо Минфина России от 26.01.2016 № 03-05-06-02/2980 «О разъяснении по вопросу освобождения от уплаты земельного налога лиц, занимающихся огородничеством» // СПС «КонсультантПлюс».

28 Заключение Комитета по бюджету и налогам на проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации, первое чтение) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/download/B919A28D-B532-47B6-B70C-078D50636683 (дата обращения: 10.10.2021).

ботки новых месторождений и рационального недропользования29.

Таким образом, все перечисленные налоги уплачиваются налогоплательщиками по причине пользования соответствующими природными ресурсами (землей, недрами, водными объектами). Исходя из этого, полагаем, что названные выше налоги можно отнести к числу платежей за природопользование (или ресурсных платежей). К данной группе могут быть отнесены не только налоги, но и сборы, например за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Помимо этого, в Российской Федерации установлен целый ряд платежей, имеющих ярко выраженную компенсационную природу: их уплата связана с покрытием негативного воздействия на экологию и окружающую среду. К группе компенсационных платежей следует отнести утилизационный сбор, целью уплаты которого на основании ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»30 является обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Компенсационный характер носит и экологический сбор: согласно п. 11 ст. 24.5 того же Закона поступающие в федеральный бюджет средства предоставляются для выполнения нормативов отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями и импортерами товаров путем уплаты экологического сбора.

В целом можно предложить различные классификации обязательных платежей, взимание которых тем или иным образом связано с окружающей средой и экологией.

В зависимости от правовой природы платежей можно выделить:

1) налоги (НДПИ, НДД, водный и земельный налоги);

2) сборы, подразделяющиеся следующим образом:

— налоговые сборы (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья);

— фискальные сборы (плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, за пользование водными объектами, за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, утилизационные сборы, разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, предусмотренных в лицензии, регулярные платежи за пользование недрами и др.);

— парафискальные платежи (отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты).

По экономическому содержанию выделяются:

— компенсационные платежи (утилизационный сбор, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду31 и т.д.);

29 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/policy/ ?id_57=119695-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2018_ god_i_na_planovyi_period_2019_i_2020_godov# (дата обращения: 10.10.2021).

30 СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

31 Включая (но не ограничиваясь) платежи, установленные в целях возмещения вреда водным объектам; в целях возмещения вреда, причиненного водным биоресурсам, среде их обитания; в целях возмещения вреда лесам и находящимся в них природным объектам; за снос зеленых насаждений; в целях возмещения вреда, причиненного объектам культурного наследия, объектам археологического наследия; в целях

— платежи за природопользование (ресурсные платежи) (перечисленные выше налоги, арендная плата за землю, плата за увеличение площади земельных участков, платежи за пользование лесными ресурсами, водными ресурсами и т.д.).

В зависимости от свободы воли плательщика можно выделить платежи, уплачиваемые:

— добровольно,

— в принудительном порядке.

Так, например, исходя из содержания ст. 46 БК РФ, платежи, связанные с возмещением вреда, причиненного окружающей среде, могут быть взысканы по искам или же уплачены в добровольном порядке. К обязательным платежам также относятся суммы штрафов, получаемые в результате применения мер административной или уголовной ответственности за противоправные деяния, выразившиеся в причинении вреда экологии и окружающей среде.

Таким образом, как мы видим, в настоящее время в Российской Федерации установлено большое количество платежей, связанных с экологией и окружающей средой. Одна из основных проблем правового регулирования такого рода платежей заключается в их несистематизи-рованности: элементы их юридического состава содержатся в разрозненных нормативных правовых актах различной юридической силы. Следует отметить, что по-настоящему «зелеными» являются только компенсационные платежи, поскольку они направлены на нивелирование негативных последствий, причиняемых экологии и окружающей среде. Ресурсные платежи можно квалифицировать в качестве «зеленых» только при условии, если они на целевой основе финансируют мероприятия по охране экологии и окружающей среды.

Важное значение для стимулирования экологически и климатически ответственного поведения имеют льготы по уплате обязательных платежей. Как отмечает М. М. Бринчук, «в земельном законодательстве экономическое сти-

мулирование рационального землепользования и охраны земель проводится посредством полного освобождения от уплаты земельного налога»32. Вместе с тем анализ ст. 395 НК РФ, устанавливающей налоговые льготы по земельному налогу, на которую ссылается автор, не позволяет выделить хоть какие-нибудь меры, направленные на стимулирование рационального землепользования и охраны земель. Льготы по данному налогу предоставляются определенным категориям лиц в целях поддержки их деятельности, а не для того чтобы мотивировать налогоплательщиков принимать меры по охране окружающей среды. Более того, анализ законодательства о налогах и сборах позволяет сделать вывод о практически полном отсутствии льгот, направленных на формирование и поддержку экологически и климатически ответственного поведения налогоплательщиков и плательщиков сборов. В то же время в НК РФ можно встретить отдельные нормы, устанавливающие подобного рода льготы. Так, в соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом их экологического класса. Полагаем, что законодательство о налогах и сборах должно найти свое дальнейшее развитие в части предоставления льгот плательщикам налогов и сборов в связи с переходом к реализации концепции устойчивого климатического развития.

Климатические риски на финансовом рынке. Климатические изменения привели к трансформации различных сфер общественной жизни, в том числе в области медицины, труда, миграции, индустрии отдыха и развлечений и т.д. Не стал исключением и финансовый рынок: деятельность финансовых организаций начала испытывать на себе различные климатические риски.

Проблемы влияния климатических изменений на финансовый рынок нашли отражение в

возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий; в целях возмещения вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.

32 Бринчук М. М. Экологическое право : учебник // СПС «КонсультантПлюс», 2008.

документах ведущих международных органов и организаций, в частности Совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB)33, ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)34, Банка международных расчетов (Bank for International Settlements, BIS)35, Исследовательской группы по «зеленым» финансам «Группы 20» (Green Finance Study Group, GFSG)36 и др. По запросу G20 в рамках Совета по финансовой стабильности была образована Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (Task Force on Climate Related Financial Disclosures, TCFD), документы которой служат общепризнанным мировым стандартом раскрытия информации о финансовых рисках, связанных с изменением климата. Влияние климатических рисков на финансовый сектор также стало предметом оценки Банка России37.

Современная система регулирования и надзора на финансовом рынке основывается на риск-ориентированном подходе, суть которого заключается в том, что периодичность и интенсивность надзорных мероприятий зависит от выявленных рисков финансовых организаций38. Банк России осуществляет систематиче-

ский мониторинг и оценку рисков финансовых организаций, а также в случае необходимости принимает решение о применении мер или проведении мероприятий надзорного реагирования. Регулятор проводит оценку рисков финансового учреждения как на предмет угрозы устойчивости самой организации, так и на предмет стабильности всей финансовой системы. Деятельность субъектов финансового рынка сопряжена с кредитным, рыночным и операционным рисками, риском ликвидности, риском потери репутации и т.д.39 Всё чаще в данном ряду стали выделять и климатические риски. При этом необходимо иметь в виду, что климатические риски, с одной стороны, образуют самостоятельный вид рисков на финансовом рынке, а с другой — оказывают влияние на иные виды рисков.

Упомянутая выше TCFD в выпущенных в июне 2017 г. Рекомендациях40 выделила две группы климатических рисков:

1. Риски перехода (transition risks) — возникают в связи с переходом к низкоуглеродной экономике и сопутствующими этому политическими, правовыми, технологическими и рыночными изменениями, осуществляемыми в целях

33 См., например: FSB Roadmap for Addressing Climate-Related Financial Risks (7 July 2021) // URL: https:// www.fsb.org/wp-content/uploads/P070721-2.pdf (дата обращения: 10.10.2021) ; Climate-related risks // URL: https://www.fsb.org/work-of-the-fsb/financial-innovation-and-structural-change/climate-related-risks/ (дата обращения: 10.10.2021).

34 См., например: OECD (2021), Forward-looking Scenarios of Climate Finance Provided and Mobilised by Developed Countries in 2021-2025 : Technical Note, Climate Finance and the USD 100 Billion Goal. OECD Publishing, Paris // URL: https://doi.org/10.1787/a53aac3b-en.

35 См., например: BIS Working Papers № 849: Reserve management and sustainability: the case for green bonds? (March 2020) / I. Fender, M. McMorrow [et al.] // URL: https://www.bis.org/publ/work849.pdf (дата обращения: 10.10.2021) ; Aramonte S., Zabai A. BIS Quarterly Review: Sustainable finance: trends, valuations and exposures (September 2021) // URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2109v.htm (дата обращения: 10.10.2021).

36 См.: Document repository // URL: https://g20sfwg.org/#document_repository (дата обращения: 10.10.2021).

37 Доклад Банка России для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации» (май 2020 г.) // URL: https://cbr.ru/Content/ Document/File/108263/Consultation_Paper_200608.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

38 Риск — потенциальная возможность наступления неблагоприятных последствий.

39 См. подробнее: Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016. С. 224-235.

40 Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures (June 2017) // URL: https://assets. bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL-2017-TCFD-Report.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

смягчения последствий такого перехода и адаптации к изменениям климата. В данной группе климатических рисков TCFD были выделены:

— политические и правовые риски (policy and legal risks) — риски потерь, связанных с трансформацией политики в отношении изменения климата (например, в связи с внедрением механизмов ценообразования на выбросы парниковых газов для сокращения выбросов парниковых газов, смещением энергопотребления в сторону источников с более низким уровнем выбросов, принятием энергоэффективных решений, поощрением мер по повышению эффективности использования воды), и судебных исков (в последние годы наблюдается увеличение количества исков, связанных с изменением климата, обусловленных неспособностью организаций смягчить последствия изменения климата, адаптироваться к изменению климата и недостаточным раскрытием информации о существенных финансовых рисках);

— технологический риск (technology risk) — связан с технологическими нововведениями, поддерживающими переход к низкоуглеродной и энергоэффективной экономической системе, которые могут оказать значительное влияние на организации. Например, разработка и использование новых технологий, таких как возобновляемые источники энергии, хранение аккумуляторов, энергоэффективность, а также технологий улавливания и хранения углерода, повлияет на конкурентоспособность определенных организаций, их производственные и распределительные затраты и в конечном итоге на спрос на их продукты и услуги со стороны потребителей;

— рыночный риск (market risk) — риск изменения спроса и предложения на определенные товары, продукты и услуги вследствие изменения климата;

— репутационный риск (reputation risk) — риск потери деловой репутации по причине изменения восприятия клиентами или обществом

вклада организации в переход к экономике с более низким уровнем выбросов углерода. 2. Физические риски (physical risks) — риски, связанные с ущербом и другими потерями от физических природных явлений. Делятся на острые риски (acute risks), вызванные отдельными экстремальными погодными явлениями, такие как циклоны, ураганы или наводнения, и хронические риски (chronic risk), связанные с долгосрочными трансформациями климатических моделей. Физические риски могут иметь прямые финансовые последствия (по причине нанесенного активам ущерба) или косвенные (из-за нарушения цепочки поставок). На финансовые показатели организаций также могут повлиять изменения в источниках и качестве воды, продовольственная безопасность и экстремальные перепады температур, воздействующие на помещения организаций, операции, цепочку поставок, транспортные потребности и безопасность сотрудников41.

Как уже было отмечено, климатические изменения оказывают влияние на основные риски финансовых организаций:

— кредитный риск — риск убытков, которые может понести финансовая организация по причине несвоевременного или неполного исполнения контрагентом финансовых обязательств по причине возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с климатом. Например, это может произойти вследствие ущерба имуществу, нанесенного стихийным бедствием, что, с одной стороны, потребует финансовых вложений в восстановление активов или на приобретение нового имущества, с другой — может повлечь временную невозможность извлечения доходов или полное прекращение деятельности;

— рыночный риск — риск потери, связанный с изменением рыночной цены на финансовые инструменты. В частности, можно ожидать снижения курса валюты и стоимости ценных бумаг стран, на территории которых произошли крупные экологические катастрофы природного или техногенного характера;

41 Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures (June 2017). P. 5-6.

— операционный риск — риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности финансовой организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения финансовых операций и других сделок, их нарушения служащими финансовой организации и (или) иными лицами, несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых финансовой организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий42. Операционный риск может быть реализован вследствие физического ущерба офисным зданиям и оборудованию финансовых организаций, нанесенного стихийным бедствием. Неблагоприятные погодные условия могут оказывать влияние на сотрудников финансовых учреждений (болезни, травмы, снижение внимания), стоимость электроэнергии, кли-нинговых услуг, страхования и т.д.;

— риск потери деловой репутации — риск возникновения убытков вследствие создания неблагоприятного имиджа. Отсутствие в арсенале финансовой организации «зеленых» финансовых инструментов, оказание финансовых услуг (страхование, кредитование) лицам, представляющим неэкологичные сектора экономики (например, предприя-

тиям угольной промышленности), а также наличие таких лиц в числе учредителей или акционеров финансовой организации может привести к формированию у потенциальных клиентов отрицательного отношения к соответствующему финансовому учреждению и отказу от дальнейшего сотрудничества с ним. TCFD в своих Рекомендациях закрепила ряд принципов раскрытия финансовой информации, связанной с климатом: оно должно отражать релевантную информацию, быть конкретным и полным, четким, сбалансированным и понятным, последовательным по времени, сопоставимым между организациями в секторе, отрасли или портфолио, надежным, поддающимся проверке и объективным43.

Влияние климатических изменений на сектора финансового рынка. Климатические изменения имеют специфическое преломление применительно к отдельным секторам финансового рынка:

— Страховой рынок. Представляется, что наиболее сильно последствия климатических изменений отразятся на секторе страховых услуг. Как было отмечено Банком России, «финансовые организации в разной степени подвержены физическому риску в результате изменения климата, и страховщики, скорее всего, будут теми, кто больше всего подвержен этому риску в силу специфики своего бизнеса»44. Климатические изменения ведут к увеличению количества, частоты

42 См., например: письмо Банка России от 24.05.2005 № 76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» // Вестник Банка России. 2005. № 28.

43 Appendix 3: Fundamental Principles for Effective Disclosure, Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures (June 2017). TCFD рекомендовано осуществлять раскрытие информации по четырем основным направлениям: 1) корпоративное управление: контроль совета директоров за учетом организацией климатических рисков; роль руководящего персонала в оценке и управлении климатическими рисками; 2) стратегия: выявленные организацией климатические риски в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе; влияние климатических рисков на бизнес-стратегию и финансовое планирование; устойчивость организации к климатическим рискам; 3) управление рисками: процедуры выявления и оценки климатических рисков; управление климатическими рисками; 4) метрика и цели: математические способы оценки влияния климатических рисков; целевые показатели по управлению климатическими рисками. См.: Доклад Банка России для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации». С. 20.

44 Доклад Банка России для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации». С. 11.

и интенсивности экстремальных погодных явлений, возникновению неблагоприятных ситуаций природного характера в местностях, для которых подобного рода явления ранее не были характерны (в частности, деградации вечномерзлых грунтов, ведущей к разрушению зданий), ухудшению эпидемиологической обстановки и т.д. В результате это приведет к увеличению общего объема страховых выплат со стороны страховых организаций. В связи с этим Банк России обратил внимание страховщиков на важность точности актуарных расчетов, обосновывающих надлежащие объемы страховых премий и страховых резервов45. Такие расчеты должны учитывать всю доступную актуальную информацию о климатических рисках. Вероятно повышение стоимости страховых услуг в целом и услуг по перестрахованию в частности. Следствием этого может стать падение спроса на страховые услуги, уменьшение доходов страховщиков и снижение уровня страховой защищенности физических лиц и организаций.

— Рынок банковских услуг. По мнению Банка России, «связанные с изменениями климата события и риск перехода могут способствовать увеличению вероятности дефолта заемщиков банка, непосредственно или косвенно связанных с подверженными воздействию климатических рисков областями и отраслями экономики. Например, у заемщиков могут возникнуть финансовые проблемы из-за сокращения производства, реализации услуг. Кроме того, убыток при дефолте по ссудам, обеспеченным, например, недвижимостью, может возрасти, если на стоимость недвижимости негативно повлияют события, связанные с изменением климата»46. Кредитный риск банков в определенной степени будет зависеть от того, застрахован ли ущерб заемщика от физического риска. Рыночный риск банков связан с переоценкой стоимо-

сти вложений в финансовые инструменты (в частности, в ценные бумаги) вследствие изменения климата.

— Рынок коллективных инвестиций (в частности, пенсионный рынок). Уровень финансовой нагрузки пенсионных фондов будет зависеть от климатической миграции населения, а также изменения периода дожития из-за долгосрочной трансформации климатических моделей (увеличение в областях, в которых климат станет более благоприятным, и снижение в местностях с неблагоприятными климатическими изменениями).

— Валютный рынок. Как уже было отмечено, применительно к валютному рынку климатические катастрофы могут оказать существенное влияние на курс национальных валют. Помимо этого, можно ожидать отток инвестиций из стран с энергонеэффективной экономикой, что также приведет к падению стоимости их валюты на международном рынке.

— Рынок платежных услуг. Физические климатические риски, помимо всего прочего, связаны с возможностью нарушения целостности платежной инфраструктуры и, как следствие, нарушения бесперебойности функционирования платежных систем, снижения уровня эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.

— Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Климатические изменения могут, с одной стороны, затруднить доступ к уже существующим месторождениям драгоценных металлов и драгоценных камней, с другой — открыть или облегчить (вследствие таяния ледников или пересыхания водоемов) доступ к месторождениям, разработка которых ранее была нерентабельной или физически невозможной. Как первое, так и второе приведет к изменению рыночной цены на рассматриваемые ресурсы.

45 Информационное письмо Банка России от 12.01.2021 № ИН-015-53/1 «Об учете климатических рисков» // Вестник Банка России. 2021. № 2.

46 Доклад Банка России для общественных консультаций «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации». С. 12.

«Зеленые» финансовые инструменты. Необходимо иметь в виду, что и финансовый рынок, со своей стороны, также оказывает влияние на климат. Наиболее ярко это проявляется применительно к рынку криптовалют: его неконтролируемое развитие несет за собой серьезную угрозу климатической, экологической и энергетической безопасности. Экспоненциальный рост майнинга ведет к увеличению энергозатрат и, как следствие, сдерживает переход к энергоэффективной экономике. Потребление энергии увеличивается также по причине роста количества транзакций, связанных с переводом денежных средств в рамках платежных систем, операций с ценными бумагами и т.д.

Кроме того, финансовые организации — важнейшие драйверы климатических проектов: без должного финансового обеспечения ни один проект подобного рода невозможно воплотить в жизнь. Более того, следует говорить о том, что энергоэффективная экономика в конечном итоге будет реализована только в той мере, в какой она будет финансово выгодна и рентабельна. Следовательно, финансовый рынок и климат воздействуют друг на друга на основе прямых и обратных связей. Проекты в области устойчивого и ответственного климатического развития сами по себе являются источником извлечения прибыли для участников финансового рынка. Так, спрос на поддержку «зеленых» проектов обусловил появление новых видов финансовых услуг и финансовых инструментов, выпуск и обращение которых способствует не только финансовому обеспечению соответствующих проектов, но и развитию финансового рынка.

В числе «зеленых» финансовых инструментов выделяются:

1. «Зеленые» облигации (green bonds) — долговые ценные бумаги, выпускаемые в целях финансирования проектов устойчивого и ответственного климатического развития. Среди таких облигаций можно назвать: — «лесные» облигации — выпускаются для финансового обеспечения проектов, связанных с защитой леса (высадка новых деревьев,

защита леса от пожаров, эрозии почвы, его прореживание и т.д.);

— «синие» облигации47 — направлены на финансирование проектов, поддерживающих устойчивое использование ресурсов океана;

— «белые» облигации — финансируют экологические проекты в Арктике.

2. «Зеленые» кредиты — кредитование, связанное с поддержкой проектов и услуг в области защиты окружающей среды и перехода к энергоэффективной экономике. Среди разновидностей «зеленых» кредитов выделяют:

— «зеленый» автокредит — предоставляется на приобретение экологически чистых автомобилей по ставкам ниже обычных кредитов;

— «зеленая» ипотека — выдается для приобретения объектов недвижимости с высоким уровнем энергетической эффективности и (или) соответствия иным критериям защиты окружающей среды.

3. Параметрическое (индексное) страхование, суть которого заключается в том, что страховщик выплачивает страховое возмещение в случае, когда рисковое событие достигает параметров, определенных в договоре страхования. Такими параметрами могут служить, например, уровень воды при наводнении, скорость ветра при урагане, магнитуда землетрясения и т.д. По договору параметрического страхования страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая вне зависимости от того, понес ли страхователь убытки.

4. «Зеленый» краудфандинг — форма коллективного инвестирования, заключающаяся в сборе (при посредничестве инвестиционных платформ) денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях финансирования «зеленых» проектов.

Таким образом, финансовые организации являются важнейшим звеном системы обеспечения устойчивого и ответственного климатического развития: помимо прямого влияния на реализацию проектов по охране окружающей

47 «Зеленые» и «синие» облигации могут рассматриваться не только как часть и целое, но и как одноуровневые понятия.

среды, борьбе с изменением климата и переходом к низкоуглеродной и энергоэффективной экономике посредством инвестирования в подобные проекты, финансовый сектор также оказывает косвенную поддержку, стимулируя своих клиентов к сотрудничеству с климатически ответственными хозяйствующими субъектами (в том числе путем предоставления льготных условий кредитования для приобретения экодружелюбных (eco-friendly) товаров и объектов недвижимости). Финансовые организации способствуют поддержанию положительного имиджа участников «зеленых» проектов. Параллельно с этим финансовый рынок выполняет дестимулирующую функцию, вводя запрет или ограничивая инвестирование как в целом в угле-родоемкие отрасли, так и вообще в компании, не соответствующие ESG-стандартам. С другой

стороны, климатические изменения ведут к трансформации бизнес-моделей финансовых организаций, обуславливая необходимость учета климатических рисков. В связи с этим в настоящее время перед российским регулятором финансового рынка стоят задачи по выработке правил формирования и функционирования внутренней системы управления климатическими рисками финансовых организаций, установлению порядка раскрытия финансовой информации, связанной с климатом, стандартов оценки соответствия участников финансового рынка указанным требованиям, закреплению мер стимулирования климатически ответственного поведения финансовых учреждений, разработке и имплементации методик идентификации и мониторинга климатических рисков на финансовом рынке.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бринчук М. М. Экологическое право : учебник // СПС «КонсультантПлюс», 2008.

2. Вершило Н. Д., Вершило Т. А. Целевые экологические программы и экологические фонды как инструменты планирования и финансирования в области охраны окружающей среды // Экологическое право. — 2009. — № 1.

3. Довлатова Е. Очистить за две копейки // URL: https://rg.ru/2015/06/15/fond.html (дата обращения: 10.10.2021).

4. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. — М. : Проспект, 2016. — 448 с.

5. Aramonte S., ZabaiA. BIS Quarterly Review: Sustainable finance: trends, valuations and exposures (September 2021) // URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2109v.htm (дата обращения: 10.10.2021).

6. Aronsson T. On cost benefit rules for green taxes // Environmental & Resource Economics. — 1999. — № 13 (1). — P. 31-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. BIS Working Papers № 849: Reserve management and sustainability: the case for green bonds? (March 2020) / I. Fender, M. McMorrow [et al.] // URL: https://www.bis.org/publ/work849.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

8. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2018). The Role of National Financial Institutions in the Implementation of NDCs : Global Report // URL: https://www.giz.de/en/downloads/ giz2019-EN-The-Role-of-National-Financial-Institutions.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

9. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2011). Green Finance: An Innovative Approach to Fostering Sustainable Economic Development and Adaptation to Climate Change // URL: https:// www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Green_finance_GIZ.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

10. European Commission (October 2017). Defining «green» in the context of green finance : Final report // URL: https://ec.europa.eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/Defining%20Green%20 in%20green%20finance%20-%20final%20report%20published%20on%20eu%20website.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

11. G20 Green Finance Synthesis Report (July 2016). P. 3 // URL: http://www.g20.utoronto.ca/2016/green-finance-synthesis.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

12. Green Finance and Investment // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/green-finance-and-investment_24090344 (дата обращения: 10.10.2021).

13. Li B. Green finance and sustainable development of China's coal industry // Progress in Mining Science and Safety Technology, Pts A and B. — 2007. — P. 2508-2511.

14. Middleton Jr. G. L., McBurney C. M. New energy policy act's «green tax» package will benefit project finance // Strategic Planning for Energy and the Environment. — 1993. — № 12 (4). — P. 23-27.

15. Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures (June 2017) // URL: https:// assets.bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL-2017-TCFD-Report.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

16. United Nations Environment Programme (September 2016). Inquiry: Design of a Sustainable Financial System. Definitions and Concepts: Background Note // URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/ handle/20.500.11822/10603/definitions_concept.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.10.2021).

Материал поступил в редакцию 7 декабря 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Brinchuk M. M. Ekologicheskoe pravo : uchebnik // SPS «Konsul'tantPlyus», 2008.

2. Vershilo N. D., Vershilo T. A. Celevye ekologicheskie programmy i ekologicheskie fondy kak instrumenty planirovaniya i finansirovaniya v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy // Ekologicheskoe pravo. — 2009. — № 1.

3. Dovlatova E. Ochistit' za dve kopejki // URL: https://rg.ru/2015/06/15/fond.html (data obrashcheniya: 10.10.2021).

4. Rozhdestvenskaya T. E., Guznov A. G. Publichnoe bankovskoe pravo : uchebnik dlya magistrov. — M. : Prospekt, 2016. — 448 s.

5. Aramonte S., Zabai A. BIS Quarterly Review: Sustainable finance: trends, valuations and exposures (September 2021) // URL: https://www.bis.org/publ/qtrpdf/r_qt2109v.htm (data obrashcheniya: 10.10.2021).

6. Aronsson T. On cost benefit rules for green taxes // Environmental & Resource Economics. — 1999. — № 11 (1). — P. 31-43.

7. BIS Working Papers № 849: Reserve management and sustainability: the case for green bonds? (March 2020) / I. Fender, M. McMorrow [et al.] // URL: https://www.bis.org/publ/work849.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

8. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2018). The Role of National Financial Institutions in the Implementation of NDCs : Global Report // URL: https://www.giz.de/en/downloads/ giz2019-EN-The-Role-of-National-Financial-Institutions.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

9. Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (2011). Green Finance: An Innovative Approach to Fostering Sustainable Economic Development and Adaptation to Climate Change // URL: https:// www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource/Green_finance_GIZ.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

10. European Commission (October 2017). Defining «green» in the context of green finance : Final report // URL: https://ec.europa.eu/environment/enveco/sustainable_finance/pdf/studies/Defining%20Green%20 in%20green%20finance%20-%20final%20report%20published%20on%20eu%20website.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

11. G20 Green Finance Synthesis Report (July 2016). P. 3 // URL: http://www.g20.utoronto.ca/2016/green-finance-synthesis.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

12. Green Finance and Investment // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/green-finance-and-investment_24090344 (data obrashcheniya: 10.10.2021).

13. Li B. Green finance and sustainable development of China's coal industry // Progress in Mining Science and Safety Technology, Pts A and B. — 2007. — P. 2508-2511.

14. Middleton Jr. G. L., McBurney C. M. New energy policy act's «green tax» package will benefit project finance // Strategic Planning for Energy and the Environment. — 1993. — № 11 (4). — P. 23-27.

15. Recommendations of the Task Force on Climate-related Financial Disclosures (June 2017) // URL: https:// assets.bbhub.io/company/sites/60/2021/10/FINAL-2017-TCFD-Report.pdf (data obrashcheniya: 10.10.2021).

16. United Nations Environment Programme (September 2016). Inquiry: Design of a Sustainable Financial System. Definitions and Concepts: Background Note // URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/ handle/20.500.11822/10603/definitions_concept.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrashcheniya: 10.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.