D0l:10.24412/2076-1503-2021-7-441 -445 ЕРМАКОВА Елена Петровна,
NIION: 2018-0076-7/21-074 кандидат юридических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2021 -07-273 доцент кафедры гражданского права и процесса
и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН),
е-mail: [email protected]
СУВЕРЕННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ ФРАНЦИИ
Информация о финансировании. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00270 «а»
Аннотация. В статье отмечается, что в январе 2017 года Франция запустила свою первую «суверенную зеленую облигацию», а в марте 2020 года общая сумма непогашенного остатка составила 20,5 млрд евро, что сделало «Green OAT» Франции крупнейшим выпуском суверенных зеленых облигаций в мире. «Green OAT» Франции финансирует расходы центрального государственного бюджета и расходы в рамках программы «Инвестиции в будущее». Расходы должны касаться одного из следующих шести секторов: 1) здания, 2) транспорт, 3) энергетика, 4) живые ресурсы, 5) адаптация, 6) контроль загрязнения и экологическая эффективность. Ядерная энергия, вооружение и все расходы, связанные с ископаемым топливом, исключены.
Ключевые слова: право Франции, зеленые облигации, закон «Гренель II», закон «О переходе к энергетике для «зеленого роста»»; закон «Об энергетике климата».
ERMAKOVA Elena Petrovna,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Civil Law and Process and Private International Law of the Law Institute of the Russian University of Friendship of Peoples (RUDN)
FRENCH SOVEREIGN GREEN BONDS
Annotation. The article notes that in January 2017, France launched its first sovereign green bond, and in March 2020, the total outstanding balance was € 20.5 billion, making France's Green OAT the largest sovereign green bond issue in the world. France's Green OAT finances central government budget expenditures and expenditures under the Invest in the Future program. Expenditures should be in one of the following six sectors: 1) buildings, 2) transportation, 3) energy, 4) living resources, 5) adaptation, 6) pollution control and environmental performance. Nuclear power, weapons and all costs associated with fossil fuels are excluded.
Key words: French law, green bonds, the Grenelle II law, the law "On the transition to energy for green growth"; the law "On energy of the climate".
«Зеленые облигации» - обычный долговой инструмент, при выпуске которого эмитент-заемщик получает от инвесторов (правительства, банков, муниципалитетов или корпораций) фиксированную сумму капитала. Отличительной особенность является то, что привлеченные средства могут быть направлены исключительно на корпоративные потребности, связанные с проектами в области климата, энергетики и экологии, как например, с: источниками возобновляемой энергии, повышением энергоэффективности, экологически чистым транспортом или низкоуглеродной экономикой и др. Изначально они именовались «облигациями защиты климата», в дальнейшем термин был заменен на «климатические облигации», а в настоящее время укоренился как «зеле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
ные облигации» в качестве обобщающего понятия, не ограничивающегося исключительно климатом, а относящегося к финансированию проектов, направленных на решение экологических проблем в общем» [1]. Суверенные зеленые облигации - это облигации, в которых эмитентом-заемщиком выступает государство. В январе 2017 года Франция запустила свою первую «суверенную зеленую облигацию» (France's Green OAT, Assimilable Treasury Bond) [7] на сумму 7 млрд евро, что стало знаковым событием с точки зрения размера и долгосрочности инвестиций (22 года). В марте 2020 года общая сумма непогашенного остатка составила 20,5 млрд евро, что сделало «Green OAT» Франции крупнейшим выпуском суверенных зеленых облигаций в мире. В
рамках «Green OAT» были предусмотрены цели: смягчение последствий изменения климата (55% от общего распределения в 2018 г.), адаптация (25%), биоразнообразие (15%) и загрязнение окружающей среды (5%)1. В соответствии с Рамочной программой «Green OAT Framework» Государственное казначейство Франции (Agence France Tresor) контролирует выпуск и использование средств. В частности, ежегодно публикуются отчеты о распределении и исполнении бюджета. Составление отчетов возложено на аудиторские фирмы «KPMG» и «Vigeo Eiris». Аудиторы подтвердили, что доходы от «Green OAT» за 2018, 2019, 2020 годы были использованы для финансирования «зеленых» инициатив (green initiatives), и что Франция выполнила свои обязательства в рамках «Green OAT» [4, 5].
«Green OAT» Франции финансирует расходы центрального государственного бюджета и расходы в рамках программы «Инвестиции в будущее» (Programme pour les Investissements d'Avenir, PIA). Поступления управляются так же, как и от обычных суверенных облигаций, с отслеживанием и отчетностью отчислений на приемлемые экологические расходы. Более 50% ассигнований должны относиться к расходам текущего или будущего года. Приемлемые проекты экологических расходов определяются заранее межведомственной рабочей группой, которая подотчетна премьер-министру. Проекты должны быть приведены в соответствие с критериями для маркировки Greenfin («Green Fin Label»)2, которые основаны на стандарте климатических облигаций (таксономия Инициативы по климатическим облигациям (the taxonomy of the Climate Bonds Initiative (CBI)). Таксономия Инициативы по климатическим облигациям - это руководство по активам и проектам, связанным с климатом. Это инструмент для эмитентов, инвесторов, правительств и муниципалитетов, который помогает им понять, какие ключевые инвестиции обеспечат низкоуглеродную эко-номику3. Расходы должны касаться одного из следующих шести секторов: 1) здания, 2) транспорт, 3) энергетика, 4) живые ресурсы, 5) адаптация, 6) контроль загрязнения и экологическая эффективность. Ядерная энергия, вооружение и все расходы, связанные с ископаемым топливом, исключены.
1 Sustainable finance definitions in France//OECD Library. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ sites/4e906719-en/index.html?itemId=/content/ component/4e906719-en Дата обращения 25.08.21.
2 Маркировка Greenfin направлена на мобилизацию части сбережений в пользу энергетического и экологического перехода - прим. автора.
3 Climate Bonds Taxonomy// Climate B onds Initiative. URL: https://www.climatebonds.net/standard/ taxonomy Дата обращения 25.08.21.
Расходы на здания. Основная часть расходов «France's Green OAT» из 1,9 млрд евро, выделенных на здания, включала в себя 1,6 млрд евро, выделенных на налоговую льготу при переходе на энергоносители (CITE). На CITE пришлось треть от общего объема ассигнований на 2017-2018 годы.
CITE - это 30% налоговый кредит, на который могут претендовать домохозяйства ежегодно после проведения ремонта энергоносителей в своих домах. Соответствующий ремонт ограничен 8 000 евро для одного человека и 16 000 евро для пары. Подходящее оборудование и материалы должны соответствовать минимальным техническим критериям, касающимся энергоэффективности. Компания, выполняя работы, должна быть аккредитована под французским лейблом RGE (Reconnu Garant de l'Environnement). Две трети заявленных налоговых льгот были связаны с теплоизоляционными работами. В течение 2015 и 2016 годов с использованием СИТЕ было отремонтировано 75 тысяч домов, что эквивалентно 16%-му увеличению ежегодных инвестиций в ремонт энергоэффективности. Ожидается, что ремонтные работы, финансируемые СИТЕ, сократят потребление энергии и выбросы CO2 в жилом секторе примерно на 7% от уровня 2015 года в период с 2015 по 2050 год. «France's Green OAT» также использовались для рефинансирования беспроцентных зеленых ссуд на 42 млн евро. Эти ссуды предоставляются в соответствии с французским законодательством низкодоходным ипотечным посредником SGFGAS (Société de Gestion des Financement et de la Garantie de l'Accession Sociale à la propriété), который предоставляет до 30 000 евро в виде ссуд с нулевой процентной ставкой для финансирования ремонта, повышающего энергоэффективность. Эта компания действует как посредник между французским государством и кредитными банками.
Транспорт. Транспорт имеет самые высокие выбросы парниковых газов по сравнению с другими секторами экономики Франции (29% от всех выбросов в 2016 году), в основном за счет автомобильного транспорта. Расходы от «France's Green OAT» сосредоточены в трех областях: энергоэффективность транспортных средств и углеродоем-кость топлива (в основном в рамках исследовательской программы CEREMA и изменение вида транспорта, в основном за счет речного оборудования (210 млн евро для Voies Navigables de France).
Энергия. Из 376 млн евро поступлений от «France's Green OAT» 2018 года, направленной на энергетику, 184 млн евро пошли на государственные исследования.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
Живые ресурсы (биоразнообразие).
Франция является одной из десяти стран с наибольшим числом исчезающих видов растений и животных (1 235 в общей сложности, из которых 293 в материковой Франции). В 2018 году расходы на «живые ресурсы» составили 772 млн евро, что является второй по величине статьей расходов «France's Green OAT». Основная часть ассигнований (385 млн евро) была направлена на поддержание научных исследований, в то время как 226 млн евро были направлены на внедрение передового опыта устойчивого лесопользования. На обслуживание и расширение охраняемых территорий было выделено 125 млн евро, в то время как 36 млн евро - на органическое земледелие и восстановление биоразнообразия на фермах.1
Адаптация. Расходы на исследования Земли в поддержку адаптации к изменению климата составили 775 млн евро поступлений от «France's Green OAT» в 2018 году.
Защита от загрязнения окружающей среды. Французский сенат оценил экономические и финансовые затраты на загрязнение воздуха от 70 до 100 млрд евро в год. На фоне соответствующих европейских директив Франция обязалась добиться следующего процентного сокращения выбросов к 2030 году по сравнению с уровнями 2005 года: SO2 (77%), NOx (69%), не метановые летучие органические соединения (52%), твердые частицы (57%) и аммиак (13%). 43 млн евро, выделенных на защиту от загрязнения окружающей среды, пошли на научные исследования.2
Правовое регулирование выпуска зеленых облигаций. По мнению зарубежных авторов, Франция является самой активной страной, когда речь заходит об устойчивом развитии экономики. Политика SRI и перехода к «зеленой» энергетике, осуществляемая правительством Франции, способствует развитию ответственного финансирования в стране. Как и в Германии, нормативное регулирование зеленого финансирования во Франции полностью соответствует законодательству ЕС, которое имеет прямое действие на территории страны [3]. Обзор правового регулирования ответственного инвестирования во Франции на постоянной основе ведет Форум ответственных инвестиций (Le Forum de l'Investissement Responsable - FIR), созданный в 2001 году менеджерами фон-
дов, специалистами по социальному и экологическому анализу, консультантами, профсоюзными деятелями и учеными [5]. Форум является одним из основателей европейской сети Eurosif, а также членом платформы (Корпоративная социальная ответственность (Responsabilité sociétale des entreprises - RSE), созданной во Франции 2013 году. С начала 2000-х годов во Франции поэтапно было принято законодательство, направленное на поощрение социально ответственного инвестирования (SRI) и корпоративной социальной ответственности (Responsabilité Sociétale des Entreprises (RSE). В последние годы эта тенденция усилилась, в частности, благодаря статьям 224 и 225 так называемого «закона Гренелля II» 2010 года в ред. 2019 года (la loi dite Grenelle II)3; статье 173 закона «О переходе к энергетике для «зеленого роста»»4 2015 года в редакции 2020 года, а также статье 29 закона «Об энергетике климата» от 2019 года [2, 3].
Закон «Гренель II» - это французский закон, который дополняет, разъясняет применение и привязывает к конкретным территориям нормы закона «Гренель I» 2008 года, содержащего программные обязательства по концепции «Grenelle de l'Environnement». Напомним, что «Grenelle Environnement» - это ряд политических встреч, организованных во Франции президентом республики Николя Саркози в сентябре и декабре 2007 года, направленных на принятие долгосрочных решений в отношении окружающей среды и устойчивого развития. В частности, на этих встречах обсуждались меры восстановления окружающей среды и биоразнообразия путем создания «зеленой и синей» основы (trame verte et bleue) и региональных схем экологической согласованности при одновременном сокращении выбросов парниковых газов и повышении энергоэффективности. Статья 224 данного закона требует от управляющих компаний сообщать о том, как они учитывают критерии охраны окружающей среды, социального обеспечения и управления (ESG) при принятии инвестиционных решений.
Ст. 173-VI закона «О переходе к энергетике для «зеленого роста»» требует от компаний по управлению активами и институциональных инвесторов предоставлять информацию о соци-
1 WWF (2020) Living Planet Report 2020 - Bending the curve of biodiversity loss. Almond, R.E.A., Grooten M. and Petersen, T. (Eds). WWF, Gland, Switzerland. URL: https://www. wwf.fr/sites/default/files/doc-2020-09/20200910_Rapport_Living-Planet-Report-2020_ ENGLISH_WWF-min.pdf Дата обращения 25.08.21.
2 Sustainable finance definitions in France//OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilib rary.org/ sites/4e906719-en/index.html?itemId= /content/ component/4e906719-en Дата обращения 25.08.21.
3 LOI n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement // Legifrance. Dernière mise à jour des données de ce texte: 10 novembre 2019. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/loda/id/ J0RFTEXT000022470434/ Дата обращения 01.08.21.
4 LOI n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la crois sance verte (1)// Legifrance. ernière mise à jour des données de ce texte : 12 février 2020. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/ article_lc/LEGIARTI000031048231/ Да та обращения 01.08.21.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
альных и экологических последствиях их деятельности. Это включает в себя раскрытие воздействия на изменение климата, социальные факторы, возобновляемую экономику, борьбу с пищевыми остатками и поощрение разнообразия. Тем не менее, принцип «соблюдай или объя с няй» (comply or explain) применяется к ст. 173-VI, которая предоставляет компаниям по управ л ению активами и институциональным инвесторам альтернативу в обосновании причин несоблюдения требований законодательства [4].
Статья 29 закон об энергетике климата от 2019 года1 (la loi Énergie Climat) предусматривает определение обязательств инвесторов по отчетности о климатических рисках и следе биоразнообразия. Декрет о его реализации, изданный 27 мая 2021 года2, еще раз подчеркивает французские амбиции [6]. Обязательная отчетность будет распространяться на всех инвесторов, которые управляют активами более чем 500 млн евро, что охватывает широкий спектр французского финансового сектора. Декрет также предусматривает два важных достижения в отношении обязательств по представлению отчетности, касающихся климатических рисков и воздействия на биоразнообразие, которые будут применяться с 2022 года.
Впервые инвесторам придется публиковать информацию о своем «следе биоразнообразия». Задача заключается в стимулировании разработки методологий оценки давления, оказываемого компаниями на биоразнообразие. Это означает замену простого соблюдения основных объединяющих обязательств по охране природы углубленным анализом бизнес-моделей компаний по разработанным метрикам. «Измерение воздействия, отчетность ESG, след биоразнообразия -это совершенно новая грамматика, которая должна научить компании с реальным риском непонимания, делая процесс более сложным от одного текста к другому и от одного инструмента к другому», - писала генеральный директор компании «Novethic» Энн-Кэтрин Хассон-Траоре [6].
Выводы: исходя из перечисленного выше законодательства, очевидно, что Франция стремится укрепить свое лидерство в правовом регулировании социально-ответственного инвестирования. Франция возглавит Европейский Союз в начале 2022 года, и именно с этой даты вступают
1 LOI n° 2019-1147 du 8 novembre 2019 relative à l'énergie et au climat // Legifrance. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000039355955/ Дата обращения 01.06.21.
2 Décret n° 2021-663 du 27 mai 2021 pris en application de l'article L. 533-22-1 du code monétaire et financier// Legifrance. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ jorf/id/JORFTEXT000043541738 Дата обращения 01.06.21
в силу нормы Закона об энергетике климата от 2019 года (la loi Énergie Climat), касающиеся обязательной не-финансовой отчетности инвестиционных компаний (свыше 500 млн евро) о климатических рисках и следе биоразнообразия. Правительство Франции стремится показать, что принятый в 2019 году закон навязывает компаниям более ответственную модель поведения.
Список литературы:
[1] Фролова Е. Е. Зеленые облигации в странах Северной Европы: особенности развития и правового регулирования//Журнал Белорусского государственного университета. Право. Минск. 2020, № 2. С.43-48.
[2] Climate Bonds Taxonomy// Climate Bonds Initiative. URL: https://www.climatebonds.net/ standard/taxonomy Дата обращения 25.08.21.
[3] Crifo P., Mottis N. (2013). Socially Responsible Investment in France// Business & Society XX(X). September 9, 2013. (DOI: 10.1177/0007650313500216). Pp.1-18.
[4] Dudin M.N., Frolova E.E., Protopopova O.V., Mamedov A.A., Odintsov S.V. (2019). Study of innovative technologies in the energy industry: nontraditional and renewable energy sources// Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. vol. 6. № 4. p.1708.
[5] FIR (2021). Textes de loi ISR // Forum pour l'Investissement Responsable (FIR). URL: https:// www.frenchsif.org/isr-esg/investissement-socialement-responsable-et-ressources/textes-de-lois/ Дата обращения 19.05.21.
[6] Husson-Traore A. (2021). Reporting ESG: la France veut faire preuve d'exemplarité au risque de la complexité.//Novethic. Publié le 31 mai 2021. URL: https://www.novethic.fr/actualite/entreprise-responsable/isr-rse/reporting-esg-la-france-veut-faire-preuve-d-exemplarite-au-risque-de-la-complexite-149856.html Дата обращения 01.08.21.
[7] La France a émis sa première obligation souveraine verte// Ministère de l'Économie et des Finances. 25/01/2017. URL: https://www.economie. gouv.fr/premiere-obligation-souveraine-verte Дата обращения 25.08.21.
[8] Sustainable finance definitions in France// OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ sites/4e906719-en/index.html?itemId=/content/ component/4e906719-en Дата обращения 25.08.21.
[9] WWF (2020) Living Planet Report 2020 -Bending the curve of biodiversity loss. Almond, R.E.A., Grooten M. and Petersen, T. (Eds). WWF, Gland, Switzerland. URL: https://www.wwf.fr/sites/ default/files/doc-2020-09/20200910_Rapport_Living-Planet-Report-2020_ENGLISH_WWF-min.pdf Дата обращения 25.08.21.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021
Spisok literatury:
[1] Frolova E. E. Zelenye obligacii v stranah Severnoj Evropy: osobennosti razvitiya i pravovogo regulirovaniya//ZHurnal Belorusskogo gosudarstven-nogo universiteta. Pravo. Minsk. 2020, № 2. S.43-48.
[2] Climate Bonds Taxonomy// Climate Bonds Initiative. URL: https://www.climatebonds.net/stand-ard/taxonomy Data obrashcheniya 25.08.21.
[3] Crifo P., Mottis N. (2013). Socially Responsible Investment in France// Business & Society XX(X). September 9, 2013. (DOI: 10.1177/0007650313500216). Pp.1-18.
[4] Dudin M.N., Frolova E.E., Protopopova O.V., Mamedov A.A., Odintsov S.V. (2019). Study of innovative technologies in the energy industry: nontradi-tional and renewable energy sources//Entrepreneur-ship and Sustainability Issues. 2019. vol. 6. № 4. p.1708.
[5] FIR (2021). Textes de loi ISR // Forum pour l'Investissement Responsable (FIR). URL: https:// www.frenchsif.org/isr-esg/investissement-sociale-ment-responsable-et-ressources/textes-de-lois/ Data obrashcheniya 19.05.21.
[6] Husson-Traore A. (2021). Reporting ESG: la France veut faire preuve d'exemplarité au risque de la complexité.//Novethic. Publié le 31 mai 2021. URL: https://www.novethic.fr/actualite/entreprise-re-sponsable/isr-rse/reporting-esg-la-france-veut-faire-preuve-d-exemplarite-au-risque-de-la-complex-ite-149856.html Data obrashcheniya 01.08.21.
[7] La France a émis sa première obligation souveraine verte// Ministère de l'Économie et des Finances. 25/01/2017. URL: https://www.economie. gouv.fr/premiere-obligation-souveraine-verte Data obrashcheniya 25.08.21.
[8] Sustainable finance definitions in France// OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/ sites/4e906719-en/index.html?itemId=/content/com-ponent/4e906719-en Data obrashcheniya 25.08.21.
[9] WWF (2020) Living Planet Report 2020 -Bending the curve of biodiversity loss. Almond, R.E.A., Grooten M. and Petersen, T. (Eds). WWF, Gland, Switzerland. URL: https://www.wwf.fr/sites/ default/files/doc-2020-09/20200910_Rapport_Liv-ing-Planet-Report-2020_ENGLISH_WWF-min.pdf Data obrashcheniya 25.08.21.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021