EDN: TSUREY
М.А. Мирошниченко - к.э.н., доцент, доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - Candidate of Economics, associate Professor, associate Professor of General, strategic, information management and business processes, FSBEI HE Kuban state University;
К.К. Сивинцева - студент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, kristin asivin tseva @mail.ru,
K.K. Sivintseva - student, FSBEI HE Kuban State University;
М.Д. Шопенская - магистрант, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, [email protected],
M.D. Shopinskaya - undergraduate, FSBEI HE Kuban State University.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНЦИПА ESG НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT USING THE ESG PRINCIPLE ON THE EXAMPLE OF THE BANKING SECTOR
Аннотация. В данной статье проанализировано состояние реализации ESG-банкинга в России и в Краснодарском крае согласно целям устойчивого развития. Прослежена история появления ESG-концепции в РФ и ее развитие до настоящего времени. За 5 лет стране удалось развить и начать строительство инфраструктуры зеленой политики. Результатом стали сформированный аппарат управления, состоящий из Минэкономразвития России, Правительства РФ, Банка России, Московской биржи, ВЭБ.РФ и НКО АО НРД. Увеличилась интенсивность выпуска «зеленых» и социальных облигаций в 2,3 раза, которые были признаны мировым сообществом. Были сформированы реестры и документы, регламентирующие правовое регулирование зеленых облигаций в России. Был сделан вывод, что реализация ESG-банкинга в России находится на начальном этапе, где причинами послужили проблемы при внедрении: малая активность банковского сектора, отсутствие базы знаний в ESG-банкинге, высокие финансовые затраты, издержки и специфика российской экономики. Среди лучших банков по реализации ESG концепции стали Московский Кредитный Банк, Сбер, группа ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Тинькофф банк и другие. Министерство экономики Краснодарского края также заключило соглашения с банками «Центр-Инвест» и «ЮГ-Инвестбанком» о сотрудничестве в развитии и продвижении банкинга в крае с социальным уклоном. И лучшим банком по реализации зеленой политики в настоящее время признан банк «Центр-Инвест», в заслуги которого входит разработка новой стратегии «ESG-диджитализация 2.0». Россия стартовала и имеет все перспективы развития, которое активными действиями банковского сектора позволит привлечь в реализацию ESG-банкинга и бизнес клиентов.
Abstract. This article analyzes the state of implementation of ESG banking in Russia and in the Krasnodar Territory in accordance with the goals of sustainable development. The history of the emergence of the ESG concept in the Russian Federation and its development to the present is traced. For 5 years, the country has managed to develop and start building green policy infrastructure. The result was a formed management apparatus, consisting of the Ministry of Economic Development of Russia, the Government of the Russian Federation, the Bank of Russia, the Moscow Exchange, VEB.RF and NPO JSC NSD. The intensity of the issuance of "green" and social bonds increased by 2.3 times, which were recognized by the world community. Registers and documents were formed to regulate the legal regulation of green bonds in Russia. It was concluded that the implementation of ESG banking in Russia is at an early stage, where the reasons were problems during implementation: low activity of the banking sector, lack of knowledge base in ESG banking, high financial costs, costs and specifics of the Russian economy. Moscow Credit Bank, Sberbank, VTB Group, Russian Agricultural Bank, Gazprombank, Tinkoff Bank and others were among the best banks in implementing the ESG concept. The Ministry of Economy of the Krasnodar Territory also entered into agreements with Center-Invest and Yug-Investbank on cooperation in the development and promotion of banking in the region with a social bias. And Center-Invest Bank is currently recognized as the best bank for the implementation of green policy, the merits of which include the development of a new strategy "ESG-digitalization 2.0". Russia has started and has all the prospects for development, which, through the active actions of the banking sector, will attract business customers and ESG banking to the implementation.
Ключевые слова: банковский сектор, зеленая экономика, зеленые облигации, социальные облигации, устойчивое развитие, ESG принцип.
Keywords: banking sector, green economy, green bonds, social bonds, sustainable development, ESG principle.
Введение
Сохранение и защита окружающей среды в настоящее время стало не только мировым трендом, но и жизненной необходимостью. Человеческая производственная деятельность нанесла колоссальный ущерб окружающей среде, что привело к таким проблемам, как пожары, наводнения, аномальная жара, землетрясения, засухи, ведущие к изменению климата. Такая ситуация чрезвычайно опасна для различных отраслей экономики, которые не будут способны перенести последствия природных катастроф, что губительно скажется не только на развитии общества, но и на его существовании.
Именно по этим причинам мировое сообщество, вооружившись всеми коллективными средствами разработало принцип ESG.
Принцип ESG - это ответственность каждой производственной единицы, структуры в целом, за E (environmental) - экологические, S (social) - социальные и G (governance) управленческие принципы при осуществлении любой человеческой деятельности.
Принцип ESG направлен на совмещение коллективных сил, как всего мира, так и отдельно взятой страны, для, в первую очередь, сохранения окружающей среды и, возможности достижения каждого государства и его предприятий своих производственных целей с минимальными негативными последствиями. Это баланс между прибылью каждой организации и рациональным ведением хозяйства и производства. Обмен знаниями, полученных на основе индивидуального опыта каждой страны расширяет применение принципа ESG в условиях непредсказуемости и многогранности различных процессов и явлений. Что, в свою очередь, ускоряет развитие и внедрение повсеместно принципов ESG.
Само появление принципов ESG связано с концепцией устойчивого развития, которая определяется осуществлением экономической деятельности человечества в гармоничном едином существовании друг с другом без нанесения вреда окружающей природе, чтобы обеспечить будущие поколения комфортной средой. Откуда концепция ESG вышла стратегическим, экономическим инструментом, с помощью которого задается нужный вектор развития в целях более рационального использования ресурсов. Однако в связи с тем, что данная концепция еще относительно молодая, то не имеет четкой единой информационной и технологической базы не только в России, но и во всем мире. Новая политика носит исключительно индивидуальный, иной характер, поэтому старые схемы, способы и методы введения бизнеса будут не совсем пригодны. А те экологические, социальные и управленческие принципы, дающие положительный эффект за рубежом, не будут столь успешными в России в связи с различными экономическими, социальными, экологическими показателями. К таким показателям относятся уровень жизни населения, уровень бедности, безработицы, безопасности, образования, коррупции в стране, социально-культурного развития общества, его отношение к нововведениям, рискам, уровень загрязнения окружающей среды в малых и больших городах, уровень выброса парниковых и иных, загрязняющих атмосферу, газов, состояние водных ресурсов страны и многое другое. А это значит, что каждой стране необходимо разрабатывать свою определенную стратегию внедрения, эксплуатации и распространения принципов ESG с упором на существующий личный и иностранных опыт в ряде вопросов, но с применением его на условиях своего государства.
Верные и эффективные шаги в концепции ESG имеют место быть только после практической реализации предложенных творческих идей, результативность которых проверяется с помощью сравнения прогностических и реальных статистических показателей. В случае нейтральных или отрицательных показателей, ставшие результатом определенных действий, последние получают статус неработающих, неэффективных, а значит полностью списываются со счетов и ищутся новые идеи, техники и проекты. Поскольку риски требуют значительных ресурсных затрат, то возможность на ошибку исключается. Данный фактор является затруднительным, но одновременно, готовит участников к применению новой рассматриваемой концепцией в жизни, и является стимулом к отречению от старого с целью поиска и разработки нового, что в дальнейшем, однако, не исключает симбиоза старого с новым. Именно поэтому так важна творческая инициатива в принятии управленческих решений, поскольку новая система введения бизнеса нуждается в исключительно новых подходах.
Соответственно в интересах государства стоит движущая сила, которая будет изучать многочисленные аспекты, проверять опытным путем, идти на весьма опасные риски, которые детально просчитаны и оправданы. И одним из таких единиц сил стал банковский сектор, реализующий принципы ESG и называющийся ESG-банкинг.
ESG-банкинг - это концепция банковской деятельности, основанная на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности в интересах текущего и бу-
дущих поколений, а также на практической реализации инициатив для достижения целей устойчивого развития (ЦУР) и других общественно значимых ценностей [7]. Именно банки являются фундаментом для экологических, социальных и управленческих принципов, на которые возложены следующие направления работы, представленные на рисунке 1.
Структурные виды работ банков в развитии ЕЬС принципов
Рисунок 1 - Структурные виды работ банков в развитии ББО принципов
Как видно из рисунка, деятельность банков в области ББО обширна и разнообразна.
Стоит отметить, что в законодательной части, банки осуществляют данные задачи коллективно с Правительством РФ, Минэкономразвития, Московской биржей и ВЭБ.РФ.
Внедрение и повсеместное соблюдение ББО-банкинга это прежде всего длительный процесс, ориентированный на долгосрочные перспективы и результаты, поэтому требует тщательную подготовку в виде разработки информационных баз для осуществления финансовых задач.
2. Оценка состояния Е80-банкинга в России
Начало внедрения в России ББО-банкинга принято считать в 2016 году с подписания соглашения о выбросе парниковых газов в атмосферу. Именно в этом году Россия стала предпринимать первые более устойчивые шаги по охране окружающей среды и соблюдению принципов ББО. Дальнейшая история внедрения и развития ББО-банкинга представлена в таблице 1.
Таблица 1 - История внедрения и развития ББО-банкинга в России [2]
Год События
2016 - Подписание Парижского соглашения по климату, регулирующее выбросы парниковых газов; - принятие новых стандартов эмиссии ценных бумаг, включающие в свое число социальные и «зеленые» облигации; - создан сектор устойчивого развития, межведомственная рабочая группа (Правительство РФ и ВЭБ.РФ).
2018 - Указ Президента №204 «О национальных целях и задачах развития РФ на период до 2024 года», затрагивающий вопросы экологии; - выход диагностической записки «Зеленые финансы: повестка дана для России» в соответствии с зеленым финансированием о формировании «зеленого» рынка России; - впервые в России выпуск «зеленых» облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО», соответствующие Принципам зеленых облигаций 1СМА.
□
Продолжение таблицы
Год События
2019 - Созданы «Индекс МосБиржи - РСПП Ответственность и открытость» и «Индекс МосБиржи - РСПП Вектор устойчивого развития для анализа соблюдения принципов ESG компаниями; - ОАО «РЖД» опубликовал «Политика в области зелёных облигаций», описывающий подход к привлечению зеленого финансирования; - ОАО «РЖД» разместил зеленые еврооблигации объемом 500 млн евро; - ПАО КБ «Центр-Инвест» разместил биржевые облигации серии БО-001Р-06 стоимостью 250 млн руб.; - «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» разместила биржевые облигации серии 001Р-06 на сумму 500 млн руб.; - Компания СФО «РуСол 1» на Московской бирже выпустила зеленые облигации класса А, Б и В объемом 6,7 млрд руб.; - опубликован Указ Президента России от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации», в котором поддерживаются усилия по борьбе с изменением климата; - Московской биржей создан еще один сектор для финансирования проектов. - Банком России опубликована «Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного финансирования»; - впервые создан Центр компетенций и зеленой экспертизы.
2020 - Центр компетенций и зелёной экспертизы НАКДИ подготовил и опубликовал Реестр зелёных облигаций России, в котором содержится информация о размещении выпусков зеленых облигаций в России; - разработан проект стратегии долгосрочного развития России; - России представила ООН обзор о своей реализации Целей устойчивого развития; - запуск торгов инвестиционного фонда под управлением «РСХБ Управление Активами»; - Минэкономразвития подготовлен проект о российской системе обращения углеродных единиц; - Правительство РФ опубликовало распоряжение Правительства России от 25 декабря 2019 года № 3183-р «Об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г.»; - Ассоциацией банков России создана проектная группа «ESG-банкинг» с целью разработки предложений для продвижения принципов ESG; - утверждение ВЭБ.РФ методологическим центром развития ЦУР, а также для привлечения внебюджетных средств для проектов; - выпуск «зеленых» облигаций ПАО КБ «Центр-Инвест», соответствующим российским и международным стандартам.
2021 - Размещение первых социальных еврооблигаций на 4 года; - выпуск Ассоциацией банков России «Практических рекомендаций банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России»; - выпуск социальных еврооблигаций ПАО «Совкомбанк»; - выход законопроекта об ограничении выбросов парниковых газов.
Таким образом, Россия за 5 лет развития ESG-банкинга раскрыла и значительно развила вопросы о состоянии окружающей среды, показатели которой регулярно изучаются и предоставляются в отчетах, на основе чего строятся траектория развития ESG-банкинга.
Увеличилась интенсивность выпуска «зеленых» и социальных облигаций. Так, в начале 2020 года в регистре зеленых облигаций российских эмитентов находилось 5 эмитентов, выпустивших 7 облигаций, представленных на рисунке 2 [2].
Все представленные эмитенты получили подтверждение в соответствии с принципами зелёных облигаций ICMA (База данных ICMA Green, Social and Sustainability), значение которого в обязанности эмитента предоставлять своевременно актуальную информацию инвесторам о реализации средств, полученных посредством размещения зеленых облигаций. Что позволяет нам сделать вывод о том, что данные российские компании ведут открытую деятельность согласно утвержденным правилам ESG-банкинга и признаются за рубежом [1].
К концу же 2020 года регистр зеленых облигаций увеличился в 3 раза - 6 эмитентов, выпустивших 16 зеленых и 4 социальных облигаций. За год ОАО «РЖД» выпустил дополнительные еврооблигации в размере 250 млн франков на Швейцарской бирже. И к эмитентам, представленным на рисунке 2, добавилась ООО «Транспортная концессионная компания», выпустившая зеленые корпоративные облигации Классов А1, А2, А3, A4 и Б на общую сумму 11 млрд 900 млн рублей. ОАО «РЖД», ПАО КБ «Центр-Инвест» и АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» так же выпустили новые зеленые корпоративные бессрочные (100 млрд руб.), биржевые (300 млн руб.) и корпоративные (500 млн руб.) облига-
ции [4]. Однако из всех приведенных новых российских эмитентов только облигации ОАО «РЖД» имеют ICMA, что говорит о необходимости остальным эмитентам поднимать статус своих зеленых облигаций, тем самым расширяя свой рейтинг ESG-банкинга в РФ.
Рисунок 2 - Описание регистра зеленых облигаций российских эмитентов
Помимо зеленых облигаций в регистр добавились социальные облигации, имеющие статус ICMA. ООО СФО «Социального развития» разместили корпоративные социальные облигации классов А, Б и М на общую сумму 5 млрд 570 млн рублей. И ОАО «РЖД» разместил на Ирландской фондовой бирже еврооблигации на сумму в 25 млрд рублей.
Стоит отметить, что практически все размещенные российские облигации имеют не только ICMA, но и CBI (База данных Climate Bonds Initiative Green Bonds Data) и EF (База данных Environmental Finance Bond Database), которые являются зарубежными реестрами, что говорит о росте признания мирового сообщества российских облигаций в области ESG-банкинга.
В конце 2020 года платформа «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» на основе анализа зеленного финансирования в стране сформировала следующие регистры и перечни [3]:
- реестр зеленых и социальных облигаций российских эмитентов инфагрин;
- реестр фондов ответственного инвестирования российских управляющих компаний инфагрин;
- реестр индивидуальных стратегий ответственного инвестирования инфагрин;
- реестр методологий ESG-оценки финансовых инструментов и участников рынка устойчивого развития инфагрин;
- перечень индикаторов в сфере устойчивого развития;
- перечень нормативно-правовых документов в сфере устойчивого развития, принятых в Российской Федерации.
На данный момент все правовое регулирование зеленых облигаций установлено в следующий документах, представленные в таблице 2 [1]:
Таблица 2 - Документы, регламентирующие правовое регулирование зеленых облигаций в России
Документ Автор
Положение «О стандартах эмиссии ценных бумаг» Банк России
Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» Банк России
Правила листинга Московская биржа
Методологические документы по финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития Минэкономразвития РФ и ВЭБ.РФ
Стоит отметить, что данный перечень документов появился и развивался в период с 2018-2021, что доказывает о повышении уровня состояния ББО принципов в России, по сравнению с начальной позицией и нынешней.
Таким образом, за 5 лет изучения ББО принципов в России сформировалась следующая инфраструктура ББО-банкинга:
1) Минэкономразвития России - координатор процесса развития «зеленой» и устойчивой инвестиционной деятельности, а также занимается разработкой инициатив по привлечению внебюджетных средства в ББО-проекты;
2) Правительство РФ занимается разработкой мер, направленные на создание условий для развития, прежде всего, устойчивой экономики, на основе которой банкам, компаниям и другим производственным единицам, необходимо будет учитывать и регистрировать документально экологические, социальные и управленческие аспекты своей деятельности;
3) Банк России обязует всех эмитентов «зеленных» и социальных облигаций соответствовать международным принципам и стандартам нефинансовой отчётности;
4) Московская биржа создатель сектора устойчивого развития для финансирования проектов. Определяет перечень рейтинговых агентств и компаний, чьи заключения используются для верификации проектов для включения облигаций в сектор устойчивого развития;
5) ВЭБ.РФ осуществляет методологическую поддержку участников финансового рынка. Разработал таксономию, определяющую «зеленые» и переходные продукты;
6) Национальный расчетный депозитарий (НКО АО НРД) занимается обслуживанием облигаций: учет прав на облигации, перечисление выплат по облигациям;
7) Проектная группа «ББО-банкинг», на которую с 2020-2022 года возложена подготовка предложений по формированию правовых регуляторов принципов ББО-банкинга на российском рынке;
8) НРА, «Эксперт РА» и АКРА являются главными рейтинговыми агентствами в России, которые на основе многочисленных показателей присваивают банкам рейтинга ББО, кредитного рейтинга эмитента и рейтинга по выпуску облигаций. Так, например, «Эксперт РА» разработал «Методологию присвоения рейтингов в ББО, действующая с 11.10.2021», «Методология выражения независимого заключения о соответствии кредитов принципам зеленых кредитов, действующая с 11.03.2021» и другие методологии [7].
На основе существующей инфраструктуры рассмотрим и проанализируем деятельность банков согласно развитию и реализации ББО-банкинга в стране.
В настоящее время реализация ББО-принципов банками от всего количества банков в России представлена на рисунке 3.
Таким образом, соблюдение экологических, социальных и управленческих принципов банками РФ в процентном соотношении остается очень малым. Лишь 14-16 % банков отражают ББО принципы в своей деятельности и управляют рисками. Данные показатели говорят о начальном уровне внедрения ББО-банкинга. Этот факт подтверждает и процент выполненных задач всех банков, который составляет около 50 %, что говорит о неполной вовлеченности в концепцию ББО всего банковского сектора страны.
Задачи банков в областиЕБО
■ отчитываются об ответственном корпоративном управлении
представляют рсзультаты мероприятий корпоративной социальной ответственности
инфориируюто с всей экологической ответственности
■ управляют Ейв—рисками и климатическими рисками
Рисунок 3 - Реализация банками задач в области ББО
Наличие стратегии устойчивого развития российских банков является одним из первых фундаментальных шагов в определении дальнейшей траектории развития банков согласно ББО, наличие которой представлено на рисунке 4 [8].
Рисунок 4 - Наличие стратегии устойчивого развития российских банков
Из приведенных данных, лишь около 15 % банков к концу 2021 года будут иметь стратегию устойчивого развития. Приведенные показатели определяют состояние реализации ББО-банкинга в средних и малых банках, которое остается на начальном уровне. По данным проектной группы «ББО-банкинг» на 30 сентября 2021 года, лишь 30 % банков имеют в портфеле зеленые проекты, 7 % следуют концепции ББО-банкингу и 16 % применяют климатические риск-метрики и рейтинги [5].
По данным агентства «Эксперт РА», опросивший более 100 банков (60 % банковского сектора), крупные банки, находящиеся в топ-20 и более активно занимаются ББО-трансформацией, что составляет 40 % от общего числа банков [6]. Остальные банки, находящихся за пределом топа, практически не проявляют активности, что подтверждается данными, представленными на 3 и 4 рисунках.
АО «Эксперт РА» провели исследование на ББО-прозрачность банков, где брались такие критерии, как: раскрытие воздействия на окружающую среду, социальную сферу, корпоратив-
ное управление информации и стандарты раскрытия. В результате чего на основе баллов был построен топ банков по мере убывания, представленный на рисунке 5 [10].
Рисунок 5 - Топ ББО-прозрачности российских банков
Банк ВТБ, занявший первое место топа получил 1,80 баллов, ВЭБ.РФ (1,75), ПАО Сбербанк (1,63), АО «Россельсхозбанк» на 10 месте получил 0,68 баллов. Далее в топе идут такие банки, как АО «Альфа-банк» (0,66), АО АКБ «Новикомбанк» (0,61), АО ЮниКредит Банк (0,60) и другие. Последний банк в топ-21 АО КБ «Ситибанк» получил 0,15 баллов.
По состоянию на 15.02.2021 г. независимое европейское рейтинговое агентство ЯАЕХ-Еигоре опубликовало ББО Суб-рэнкинг российских банков, где в топ 10 по убыванию занимают такие банки, как Московский Кредитный Банк (1 место), Сбер, группа ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Тинькофф банк, Банк «ФК Открытие», Альфа-Банк, Райффайзенбанк и Промсвязьбанк [11]. Банки оценивались на основе динамики потребления электроэнергии, образования отходов и др., экологических и социальных активов банков, наличию политики зеленого и социального финансирования, степенью открытости информации и др.
На основе приведенных статистических данных выделяется главная проблема ББО-банкинга в России - малая активность банковского сектора в целом по стране. Даже среди крупных банков России, есть те, которые не в полной мере, как того требует зеленая концепция, реализуют задачи, а средние и малые даже не рассматривают внедрение ББО-банкинга в ближайшее время (рисунок 4). В подобной сложившейся ситуации можно сделать вывод о том, что в целом зеленая политика не так привлекательна банкам, поскольку те видят не сколько выгоду, сколько предстоящие затраты, риски и потери в случае ошибок. Страх банковского сектора перед внедрением политики ББО-банкинга вызван рядом проблем, основные из которых представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Описание проблем при внедрении ББО-банкинга
Проблема Описание проблемы
Отсутствие базы знаний в ББО-банкинге Эта проблема присуща, как российскому сообществу, так и мировому. Отсутствует единое понятие о ББО-банкинге, единой методологии контроля, учета, оценки эффективности и государственного управления, единой международной и российской платформы для обмена информацией. В самой стране отмечается недостаток информированности о преимуществах ББО-банкинга. 45 % кредитных организаций говорят о необходимости создания стандартизированного подхода для оценки затрат и выгод, которые несет за собой внедрение БВО-принципов.
Высокие финансовые затраты и издержки При отсутствии единой методологической базы, которая бы определяла возможные риски и прибыль с высокой вероятностью, ББО-банкинг предполагает высокие финансовые затраты и издержки на начальном этапе введения и эксплуатации при долгосрочном результате. То есть при вложении значительных финансовых средств, высок риск провала и долгой отдачи выгоды.
Специфика российской экономики Крупные компании и банки, на которых и возложена главная задача по развитию ББО-банкинга являются не экологически безопасными, соответственно те с малым энтузиазмом рассматривают новые экологические возможности. В результате чего страна лишается главного ресурс обеспеченного юридического лица.
В соответствии с этим необходимо не только развивать теоретические, методические, правовые, нормативно-правовые аспекты, но и создавать условия, при которых банкам будет выгоднее развиваться согласно ББО-банкингу, что подразумевает под собой в идеальной перспективе, полное внедрение зеленой, социальной и корпоративной политики во все сферы общества, что сейчас является невозможным в силу общества, которое только начинает предпринимать существенные и эффективные меры по сохранению окружающей среды. Однако это не означает невозможность внедрения и развития ББО-банкинга в России. Следовательно, Россия только встала на путь ББО концепции и за 5 лет не может достигнуть международных показателей, наработанные за 30 лет, но имеет все перспективы развития и хорошее начало, которое должно стимулировать к разработке экологически и впоследствии экономически выгодных мероприятий для привлечения не только банковского сектора, но и бизнес клиентов.
2. Состояние Е80-банкинга в Краснодарском крае
С распространением ББО-банкинга в России, особенно с резким положительным повышением привлекательного финансового рейтинга в 2020-2021 годах, Краснодарский край принял решение усилить внедрение ББО-банкинга. И 1 июня 2021 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Министром экономики Краснодарского края и управляющими Сбера. Что является показателем дальнейшего активного развития края в сотрудничестве с одним из лучших банков России по реализации ББО-банкинга.
Министерство экономики Краснодарского края также заключило соглашения с банками «Центр-Инвест» и «ЮГ-Инвестбанком» о сотрудничестве в развитии и продвижении банкинга в крае с социальным уклоном. По плану будут разработаны программы кредитования, льготные займы в рамках ответственного финансирования.
Состояние развития ББО-банкинга в Краснодарском крае с 2018-2021 гг., согласно региональной статистики ЯЛБХ по рейтинговым местам на основе балльной системы, представлено на рисунке 6 [12].
Динамика ЕЭС рэнкинга Краснодарского края
45 37
27 о 50 |
| 40 26 '5 30 а 20 ё 10 0 1 20 1 18 2019 2021 2020 Год
Рисунок 6 - Динамика ББО рэнкинга в Краснодарском крае 2018-2021 гг.
Баллы были рассчитаны в соответствии с экологическими (количество образованных и вывезенных отходов, уровень загрязнения вод) и социальными рисками (динамика численности населения за 10 лет, доля населения с доходом ниже прожиточного минимума, количество преступлений), а также по качеству управления (качество государственного управления, мероприятия, нацеленные на прозрачность госаппарата, поддержка бизнеса).
Рисунок показал, что за 4 последние года Краснодарский край стал опускаться по рейтингу, упав сильно в 2020 году на 18 позиций, немного исправив эту ситуацию в 2021 году, поднявшись на 8 позиций.
Таким образом, подписание соглашений стало одной из мер активации деятельности Краснодарского края в области ББО-банкинга, который находится на начальном уровне внедрения и нуждается в популяризации. В связи с этим происходят многочисленные различные конференции, где идет обсуждение о внедрении ББО-банкинга на юге страны. Так, 26 мая 2021 года
прошла конференция «ESG-риски для Юга России», цель которой было изучение вовлеченности, в том числе, Краснодарского края в стратегическое планирование согласно ЦУР, выявление потенциала для реализации ЦУР и популяризация ценностей устойчивого развития. Так же 10 марта в Краснодаре прошла сессия «Внедрение ESG-принципов при реализации Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». Организаторами стали Министерство экономики Краснодарского края и Южное главное управление Банка России. В результате данного мероприятия региону были предложены разработанные Проектной группой «ESG-банкинг» рекомендации по внедрению ESG-банкинга.
Но несмотря на спад в рейтинговой системе Краснодарского края, одним из ярких представителей реализации ESG-банкинга в стране является банк «Центр-Инвест». В банке приняты все необходимые документы для реализации ESG принципов, цели и показатели экологических, социальных и управленческих принципов включены в Стратегию банка. Банк активно взаимодействует с клиентами, заказчиками, вкладчиками, заемщиками, которые активно поддерживают ESG деятельность банка, сотрудничает с органами власти, профессиональными ассоциациями по продвижению ESG-банкинга. «Центр-Инвест» первый подготовил и издал учебник «ESG-банкинг: made in Russia», раскрывающий практику использования ESG-банкинга. Банк регулярно предоставляет ESG-отчеты, экологические отчеты, отчеты об устойчивом развитии, о порядке, принципах использования денежных средств, полученных от размещения зеленых, социальных и облигаций устойчивого развития. Благодаря данному раскрытию информации, банк входит в рейтинг топ-5 ESG-прозрачности российских банков (рисунок 5), топ-7 прогрессивных российских банков в области ЦУР, в топ-15 рентабельных банков России на 01.07.2021 г.
И банк «Центр-Инвест», как главная движущая сила Краснодарского края, представил новую стратегию «ESG-диджитализация 2.0», в плане которой мероприятия, нацеленные на клиентов, такие как предложение новых ESG-продуктов для клиентов, внедрение внутренних рейтингов клиентов на основе ESG показателей.
Также банк разработал инновационную методику оценки баланса кредитного портфеля, платежей клиентов согласно ЦУР и Национальным проектам. Благодаря чему была получена информация о количественных характеристиках баланса банка, платежей и расчетов, вкладов населения и кредитного портфеля.
На счету банка множеством достижений, начало которых дотируется еще с 1992 года. Тем самым, банк «Центр-Инвест» полноценно подходит к внедрению ESG как в регионе, так и во всей стране, разрабатывая фундаментальные решения для ESG-банкинга в рамках Национальной политики и целей устойчивого развития.
Банк «Центр-Инвест» демонстрирует свои следующие показатели в области ESG-банкинга [9], представленные на рисунке 7.
Общий объем :)нерго:)ффективных инвестиций, млн руб.
2016 2017 2018 2019 2020 2021
Год
Рисунок 7 - Динамика общего объема энергоэффективных инвестиций
Благодаря положительной динамике увеличения объема энергоэффективных инвестиций за 2021 год, были сокращены выбросы углекислого газа в 233099 тонны, нефти в 665,9 тыс. баррелей, машин в 136302 шт. и деревьев в 9323064.
По результатам 2021 г. инвестиции, направленные в ЦУР, составили 269,6 млрд руб., банк также инвестирует в Национальные проекты России, где за указанный год сумма инвестиций составила 235 млрд руб. Таким образом, ключевые финансовые показатели банка «Центр-Инвест» представлены в таблице 4 [9].
Таблица 4 - Ключевые финансовые показатели банка «Центр-Инвест»
Млрд руб. 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Рубли Евро, млн
Активы 89,6 96,6 102,6 112,2 119,5 118,3 120,3 1417,3
Капитал 10,6 11,5 12,6 13,1 14,2 14,8 16,1 190,1
Кредитный портфель и лизинг 72,7 73,6 80,1 88,0 85,1 84,5 89,7 1059,6
Средства клиентов 65,0 80,4 87,2 95,2 99,4 99,2 99,7 1175,0
Чистая прибыль 0,5 1,0 1,4 1,5 1,8 1,0 1,7 20,2
ROE, % 5,3 9,1 11,8 11,9 13,1 6,8 14,8
ROA, % 0,6 1,1 1,4 1,4 1,6 0,8 1,9
NIM, % 4,4 5,3 6,2 6,0 5,2 4,9 5,5
Cost/Income, % 51,1 44,9 48,7 47,6 53,6 64,8 49,8
Loans/Deposits,% 111,7 91,6 91,9 92,4 85,5 85,1 90,2
CAR, % 27,1 17,0 16,8 16,7 18,4 21,2 22,1
В таблице видно, что финансовые показатели банка не стабильны, каждый год растут с моментами падения, но вскоре обратного возвышения. Вместе с финансовыми показателями растет клиентская база, увеличивается количество мероприятий, улучшается качество услуг, и банк в совокупности с многочисленными показателями, поднимает свой уровень по рейтинговой системе российского и международного качества, рентабельности, эффективности и конкурентоспособности.
Заключение
Состояние ББО-банкинга в РФ находится на начальном этапе развития. Однако, за 5 лет своего существования страна добилась значительных результатов. Безусловно, в мировом сообществе Россия отстает и находится на отдалённой позиции, но в рамках страны были достигнуты значительные результаты за небольшой период времени.
Увеличился объем выпуска зеленых и социальных облигаций, где прорывом был 2020 год, конечный результат превышал втрое начальный показатель выпуска облигаций. Данные облигации были признаны мировым сообществом и получили статусы 1СМЛ, СВ1, ББ.
Были сформирован регистры и перечни зеленых и социальных облигаций. Разработаны Банком России документы, регламентирующие правовое регулирование зеленых облигаций в России: Положение «О стандартах эмиссии ценных бумаг», Положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Но поскольку ББО-банкинг в России только начинает развиваться, то данные показывают, что лишь 49 % банков отчитываются об ответственном корпоративном управлении, 46 % представляют результаты мероприятий корпоративной социальной ответственности, 20 % информируют о своей экологической ответственности, 16 % управляют ББО-рисками и климатическими рисками и 14 % отражают ББО-принципы в своей стратегии и миссии, 7,3 % банков обладают стратегией устойчивого развития.
На основе показателей выделяется главная проблема ББО-банкинга в России - малая активность банковского сектора в целом по стране из-за непривлекательности для банков соблюдения экологических, социальных и корпоративных принципов. И в соответствии с этим необходимо не только развивать теоретические, методические, правовые, нормативно-правовые аспекты, но и создавать условия, мероприятия их стимулирующие, при которых банкам будет выгоднее развиваться согласно ББО-банкингу.
За 2020-2021 годы были достигнуты значительные показатели в ББО-банкинге и Краснодарский край усилил его внедрение в связи не только с тенденцией, но и необходимостью в силу падения развития ББО-банкинга. В следствие чего были заключены три соглашения между Министерством экономики Краснодарского края и такими банками, как
«Сбер», «Центр-Инвест» и «ЮГ-Инвестбанк». Данные банки станут мощным инструментом по внедрению, развитию и популяризации, а также повсеместному использованию ESG принципов. И таковым на данный момент является банк «Центр-Инвест», вошедший в рейтинг топ-5 ESG-прозрачности российских банков, топ-7 прогрессивных российских банков в области ЦУР, в топ-15 рентабельных банков России на 01.07.2021 г. Благодаря таким показателям, в 2022 году Краснодарский край пойдет по новому пути развития, траектория которого будет строиться на основе опыта других банков коллективными силами с творческими и новыми подходами.
Источники:
1. Выпуск зеленых облигаций // Московская биржа : офиц. сайт. - URL:https://bondguide.moex.com/ articles/bond-preparation-process/42 (дата обращения: 30.03.2022).
2. Годовой доклад «Зеленый финансы в России-2020» // НАКДИ : офиц. сайт. - URL: https://energiavita.ru/wp-content/uploads/2020/02/NAKDI-green-finance-2020.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
3. Настоящий годовой доклад-2020 «Зеленые финансы России» // ИНФАГРИН : офиц. сайт. - URL: https://www.ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/INFRAGREEN_Green_ Finance_ Russia_29122020.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
4. Регистр зеленых и социальных облигаций: экспертно-аналитическая платформа // Инфраструктура и финансы устойчивого развития ИНФАГРИН : офиц. сайт. - URL:https://infragreen.ru/frontend/ images/PDF/INFRAGREEN-green-social-bonds-281220.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
5. События, триггеры и инструменты ESG-рисков // Проектная группа Ассоциации банков России «ESG банкинг». -URL:https://asros.ru/upload/iblock/e78/oi0tybgswyawtgfcx52c0z3nnoyq 4g1w/Sobytiya-triggery-i-instrumenty-ESG-riskov.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
6. Эксперт РА: офиц. Сайт // Методологии. - URL:https://raexpert.ru/ratings/sustainable_ development/method/ (дата обращения: 30.02.2022).
7. ESG-банкинг в России // Делойт и Туш СНГ : офиц. сайт. - URL: https://www2.deloitte.com/content/ dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/esg-banking-russia.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
8. ESG-банкинг за 1-е полугодие 2021 года // Эксперт РА : офиц. сайт. - URL: https://raexpert.ru/researches/ banks/esg_1h2021/ (дата обращения: 30.03.2022).
9. ESG BANKING: финансовые результаты // Центр-Инвест : офиц. сайт. - URL:https://www.centrinvest.ru/ files/about/presentations/Investor_presentation_9M2021_rus.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
10. ESG-прозрачность российских компаний: равнение на экспортеров // Эксперт РА : офиц. сайт. -URL:https://wwwraexpertrUdocbank/d04/e03/3a1/40b3b6d10c98222e792eec4.pdf (дата обращения: 30.03.2022).
11. ESG рэнкинг российских компаний // RAEX-Лналитика : офиц. сайт. - URL: https://raex-a.ru/rankings/ESG_raitings_RUS_companies/2021 (дата обращения: 30.03.2022).
12. ESG-рэнкинг субъектов РФ // RAEX : офиц. сайт. - URL:https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_ regions/ESG_ rating_regions/2021/ (дата обращения: 30.03.2022).
References:
1. Vypusk zelenyh obligacij // Moskovskaya birzha : ofic. sajt. - URL:https://bondguide.moex.com/ articles/bond-preparation-process/42 (data obrashcheniya: 30.03.2022).
2. Godovoj doklad «Zelenyj finansy v Rossii-2020» // NAKDI : ofic. sajt. - URL: https://energiavita.ru/wp-content/uploads/2020/02/NAKDI-green-finance-2020.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
3. Nastoyashchij godovoj doklad-2020 «Zelenye finansy Rossii» // INFAGRIN : ofic. sajt. - URL: https://www.ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/INFRAGREEN_Green_Finance_Russia_ 29122020.pdf (data obrash-cheniya: 30.03.2022).
4. Registr zelenyh i social'nyh obligacij: ekspertno-analiticheskaya platforma // Infrastruktura i finansy ustojchivogo razvitiya INFAGRIN : ofic. sajt. - URL:https://infragreen.ru/frontend/images/ PDFZINFRAGREEN-green-social-bonds-281220.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
5. Sobytiya, triggery i instrumenty ESG-riskov // Proektnaya gruppa Associacii bankov Rossii «ESG banking». -URL:https://asros.ru/upload/iblock/e78/oi0tybgswyawtgfcx52c0z3nnoyq4g1w/ Sobytiya-triggery-i-instrumenty-ESG-riskov.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
6. Ekspert RA: ofic. Sajt // Metodologii. - URL:https://raexpert.ru/ratings/sustainable_development/ method/ (data obrashcheniya: 30.02.2022).
7. ESG-banking v Rossii // Delojt i Tush SNG : ofic. sajt. - URL: https://www2.deloitte.com/ con-tent/dam/Deloitte/ru/Documents/research-center/esg-banking-russia.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
8. ESG-banking za 1-e polugodie 2021 goda // Ekspert RA : ofic. sajt. - URL: https://raexpert.ru/ researches/banks/esg_1h2021/ (data obrashcheniya: 30.03.2022).
9. ESG BANKING: finansovye rezul'taty // Centr-Invest : ofic. sajt. - URL:https://www.centrinvest.ru/ files/about/presentations/ In-vestor_presentation_9M2021_rus.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
10. ESG-prozrachnost' rossijskih kompanij: ravnenie na eksporterov // Ekspert RA : ofic. sajt. -URL:https://www.raexpert.ru/docbank/d04/e03/3a1/40b3b6d10c98222e792eec4.pdf (data obrashcheniya: 30.03.2022).
11. ESG renking rossijskih kompanij // RAEX-Analitika : ofic. sajt. - URL: https://raex-a.ru/rankings/ESG_ rait-ings_RUS_companies/2021 (data obrashcheniya: 30.03.2022).
12. ESG-renking sub"ektov RF // RAEX : ofic. sajt. - URL:https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ ESG_rating_regions/2021/ (data obrashcheniya: 30.03.2022).