Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ И «ЗЕЛЕНЫЙ» БЮДЖЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

«ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ И «ЗЕЛЕНЫЙ» БЮДЖЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ОБЛИГАЦИИ / КЛИМАТ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЯ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болтинова О. В.

В статье рассматривается «зеленое» финансирование, его терминология. Анализируются цель и задачи «зеленых» проектов, исторические аспекты их становления и развития, приводятся их разновидности в Российской Федерации. «Озеленение» российской экономики и финансовой системы рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики до 2025 г. Выделены финансовые инструменты «зеленых» финансов. Отмечено, что в 2019 г. Российская Федерация впервые была выделена среди стран, которые выпустили «зеленые» облигации. Рассматривается «зеленое» бюджетирование в бюджетном процессе и выделены аналитические документы и методическое руководство для составления «зеленого» бюджета. Приведен опыт «зеленого» бюджета во Франции. 2021 год для Франции стал первым годом исполнения «зеленого» бюджета, где доходы и расходы бюджета были оценены с учетом воздействия на окружающую среду. Отмечено, что «зеленый» бюджет во Франции представляет собой, по сути, новую классификацию бюджетных расходов, в основе которой лежит критерий воздействия на окружающую среду, а также определение государственных ресурсов экологического развития. Выделено несколько аспектов воздействия на «зеленый» государственный бюджет, к которым отнесены борьба с изменениями климата; предотвращение природных рисков; эффективное управление водными ресурсами; борьба с загрязнением окружающей среды, а также охрана природных, лесных и сельскохозяйственных территорий. В Российской Федерации «зеленые» финансы находятся лишь на этапе своего становления и необходима государственная поддержка «зеленого» инвестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GREEN» FINANCING AND «GREEN» BUDGET IN THE RUSSIAN FEDERATION

The paper discusses «green» financing and its terminology. The author analyzes the purpose and objectives of «green» projects, historical aspects of their formation and development and explains their varieties in the Russian Federation. Greening of the Russian economy and financial system is considered as one of the most important directions of the state policy until 2025. The author focuses on financial instruments of «green» finance. It is noted that in 2019 for the first time the Russian Federation was singled out among the countries that issued «green» bonds (climate bonds or sustainable bonds). The author considers «green» budgeting in the budget process and elucidates analytical documents and methodological guidelines for drawing up a «green» budget. The paper highlights the experience of the «green» budget in France. The year 2021 for France was the first year of the implementation of the «green» budget, where budget revenues and expenditures were assessed taking into account their impact on the environment. It is noted that the «green» budget in France means, in fact, a new classification of budget expenditures, which is based on the criterion of environmental impact. Also the paper provides the definition of state resources for environmental development. Several aspects of the impact on the «green» state budget are highlighted, which include the fight against climate change, prevention of natural risks, effective management of water resources, combating environmental pollution, as well as the protection of natural, forest and agricultural territories. In the Russian Federation, «green» finance is only at the stage of its formation and state support for «green» investment is needed.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНОЕ» ФИНАНСИРОВАНИЕ И «ЗЕЛЕНЫЙ» БЮДЖЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.034-041

О. В. Болтинова*

«Зеленое» финансирование и «зеленый» бюджет в Российской Федерации1

Аннотация. В статье рассматривается «зеленое» финансирование, его терминология. Анализируются цель и задачи «зеленых» проектов, исторические аспекты их становления и развития, приводятся их разновидности в Российской Федерации. «Озеленение» российской экономики и финансовой системы рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики до 2025 г. Выделены финансовые инструменты «зеленых» финансов. Отмечено, что в 2019 г. Российская Федерация впервые была выделена среди стран, которые выпустили «зеленые» облигации. Рассматривается «зеленое» бюджетирование в бюджетном процессе и выделены аналитические документы и методическое руководство для составления «зеленого» бюджета. Приведен опыт «зеленого» бюджета во Франции. 2021 год для Франции стал первым годом исполнения «зеленого» бюджета, где доходы и расходы бюджета были оценены с учетом воздействия на окружающую среду. Отмечено, что «зеленый» бюджет во Франции представляет собой, по сути, новую классификацию бюджетных расходов, в основе которой лежит критерий воздействия на окружающую среду, а также определение государственных ресурсов экологического развития. Выделено несколько аспектов воздействия на «зеленый» государственный бюджет, к которым отнесены борьба с изменениями климата; предотвращение природных рисков; эффективное управление водными ресурсами; борьба с загрязнением окружающей среды, а также охрана природных, лесных и сельскохозяйственных территорий. В Российской Федерации «зеленые» финансы находятся лишь на этапе своего становления и необходима государственная поддержка «зеленого» инвестирования.

Ключевые слова: зеленое финансирование; бюджет; инвестиции; бюджетирование; финансы; финансовая система; кредитные организации; ценные бумаги; облигации; климат; окружающая среда; экология; доходы бюджета.

Для цитирования: Болтинова О. В. «Зеленое» финансирование и «зеленый» бюджет в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 9. — С. 34-41. — DOI: 10.17803/19941471.2022.142.9.034-041.

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приори-тет-2030».

© Болтинова О. В., 2022

* Болтинова Ольга Викторовна, доктор юридических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 o.boltinova@mail.ru

«Green» Financing and «Green» Budget in the Russian Federation2

Olga V. Boltinova, Dr. Sci. (Law), Professor, Deputy Head of the Department of Financial Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

o.boltinova@mail.ru

Abstract. The paper discusses «green» financing and its terminology. The author analyzes the purpose and objectives of «green» projects, historical aspects of their formation and development and explains their varieties in the Russian Federation. Greening of the Russian economy and financial system is considered as one of the most important directions of the state policy until 2025. The author focuses on financial instruments of «green» finance. It is noted that in 2019 for the first time the Russian Federation was singled out among the countries that issued «green» bonds (climate bonds or sustainable bonds). The author considers «green» budgeting in the budget process and elucidates analytical documents and methodological guidelines for drawing up a «green» budget. The paper highlights the experience of the «green» budget in France. The year 2021 for France was the first year of the implementation of the «green» budget, where budget revenues and expenditures were assessed taking into account their impact on the environment. It is noted that the «green» budget in France means, in fact, a new classification of budget expenditures, which is based on the criterion of environmental impact. Also the paper provides the definition of state resources for environmental development. Several aspects of the impact on the «green» state budget are highlighted, which include the fight against climate change, prevention of natural risks, effective management of water resources, combating environmental pollution, as well as the protection of natural, forest and agricultural territories. In the Russian Federation, «green» finance is only at the stage of its formation and state support for «green» investment is needed.

Keywords: green financing; budget; investments; budgeting; finance; financial system; credit organizations; securities; bonds; climate; environment; ecology; budget revenues.

Cite as: Boltinova OV. «Zelenoe» finansirovanie i «zelenyy» byudzhet v Rossiyskoy Federatsii [«Green» Financing and «Green» Budget in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(9):34-41. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.034-041. (In Russ., abstract in Eng.).

Бюджет представляет, по сути, основу для осуществления внутренней и внешней политики любого государства, в том числе экологической сферы и охраны окружающей среды. Используя бюджет, государство аккумулирует и распределяет денежные средства финансовой системы Российской Федерации, применяя властные предписания для всех участников финансовых отношений.

Переход к «зеленым» финансам — это мировая тенденция. Большинство государств мира принимают активные меры по организации

финансирования мероприятий, которые направлены на противодействие экологическим угрозам, климатическим изменениям, влекущим большие материальные потери. По оценкам ОЭСР, потери мировой экономики от изменений климата в 2016 г. составили 1,3 % от мирового ВВП, а к 2025 г. данный показатель будет варьироваться от 1,4 до 1,9 %3.

Под «зеленой» экономикой, как правило, понимают разновидность хозяйственной деятельности, направленную на улучшение благосостояние граждан, социальную справедливость

2 The research was carried out within the framework of the strategic academic leadership program «Priority-2030».

3 Предложения к проекту Комплексного плана деятельности Правительства РФ на период 2017-2025 гг. (по итогам круглого стола «"Зеленые" инвестиции: инструкция по применению», прошедшего в рамках XIV Красноярского экономического форума (20-22 апреля 2017 г.)) // URL: https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2018/06/main/2017_round.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

и снижение рисков для окружающей среды и оскуднения природы4.

Выделяют различные направления социально-экономического развития «зеленой» экономики, что находит отражение в документах целого ряда государств. Так, для развитых стран важна конкуренция, для развивающихся стран — их устойчивое развитие, для стран БРИКС — эффективное использование ресурсов5.

«Зеленое» финансирование получило свое развитие в банковском секторе экономики Германии, Австрии и Швейцарии в 1980-1990 гг. В него включалось финансирование природоохранных проектов, влияющих на окружающую среду, а также контроль за их исполнением. Затем «зеленое» финансирование получило распространение в латиноамериканских странах6.

На современном этапе «зеленое» финансирование — это финансовая поддержка экономической деятельности, которая включает улучшение состояния окружающей среды, уменьшение последствий изменения климата, а также эффективное использование природных ресурсов.

Понятие «зеленое» финансирование взаимосвязано с такими категориями, как устойчивое и климатическое финансирование. При этом «зеленое» финансирование является составной частью устойчивого финансирования7: первое оказывает влияние только на окружающую сре-

ду, а второе связано также с социальной сферой и управлением.

Следует отметить, что «зеленое» финансирование — достаточно широкий термин, он охватывает как государственные, так и частные финансы. Так, например, в Российской Федерации начиная с 1990-х гг. кредитные организации начали инвестировать денежные средства в различные экологические проекты. В настоящее время в реализации такого рода проектов принимают участие такие кредитные организации, как «Банк ВТБ», ПАО «Сбербанк России», «Альфа-банк»8.

В 2016-2021 гг. ряд министерств и кредитных организаций9 реализовали проект, целью которого являлось сохранение редких видов крупных кошачьих в Российской Федерации. Общий размер денежных средств проекта — 60 млн долл. Проект должен был обеспечить сохранение редких видов животных, таких как амурский тигр и леопард на Дальнем Востоке, снежный барс а Алтайском крае, переднеазиат-ский леопард на Кавказе.

АО «ПочтаБанк» активно участвует в финансировании проекта по восстановлению лесов, в результате его реализации должно увеличиться поглощение двуокиси углерода и должен улучшиться климат окружающей среды10.

«Озеленение» российской экономики и финансовой системы рассматривается обществом как одно из важнейших направлений государ-

4 ЮНЕП. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. Найроби : ЮНЕП, 2011. URL: http://old.ecocongress. info/5_congr/docs/doklad.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

5 Раздел 14 «"Зеленая" экономика: реалии, перспективы и пределы роста» // Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 4 / под ред. Н. Я. Петракова. М. : СПб. : Нестор-История, 2014. С. 381-410.

6 Раздел 14 «"Зеленая" экономика: реалии, перспективы и пределы роста». С. 381.

7 Kahlenborn W, Cochu A., Georgiev I., Eisinger F., Hogg D. Defining «green» in the context of green finance. Brüssel : Publications Office of the European Union. 2017. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/ publication/0d44530d-d972-11e7-a506-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 02.02.2022).

8 Раздел 14 «"Зеленая" экономика: реалии, перспективы и пределы роста». С. 385.

9 Паспорт национального проекта «Дикая природа России: сохранить и увидеть», утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 11.07.2017 № 4.

10 Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 № 312-р «Об утверждении Стратегии лесного комплекса РФ до 2030 года» // СЗ РФ. 2021. № 8 (ч. 2). Ст. 1398.

ственной политики до 2025 г. и включает следующие аспекты:

— создание концепции «зеленого» финансирования (включая стратегическое планирование, управление экологическими рисками, внедрение новых инструментов финансирования);

— определение целей и роли государства в «зеленой» экономике с учетом специфики страны, выделение секторов и видов деятельности «зеленого» финансирования;

— создание органа, контролирующего и координирующего деятельность по переходу к «зеленой» экономике;

— создание институциональной структуры «зеленого» финансирования;

— применение финансовых инструментов, включая кредиты, займы, различные виды облигаций;

— создание краудфандинговых площадок, инфраструктурных и сервисных организаций, рейтинговых агентств;

— осуществление финансового контроля и мониторинга «зеленого» финансирования;

— создание специализированного института, ответственного за сбор и агрегирование информации, анализ и координацию «зеленого» финансирования;

— формирование методологии и методик управления «зелеными» инвестициями;

— внедрение «зеленого» инвестирования и разработка мер повышения мотивации инвестиций в «зеленые» ценные бумаги;

— создание налоговых льгот и иных стимулов для субъектов, осуществляющих «зеленые» инвестиционные проекты;

— проведение мероприятий по повышению «зеленой» грамотности11.

В 2020 г. Госкорпорация «ВЭБ.РФ» начала разрабатывать совместно с органами исполнительной власти и Банком России «Национальный стандарт зеленых финансов в России»12, который основывался на международных критериях ICMA (Международная ассоциация рынков капитала), CBI (Climate Bond Initiative — Инициатива климатических облигаций), а также национальный проекта «Экология»13. 13 июля 2020 г. «ВЭБ.РФ» опубликовал «Методические рекомендации по зеленому финансированию»14, которые направлены на привлечение частных инвестиций в «зеленое» финансирование.

Целью «зеленых» проектов является улучшение окружающей среды, уменьшение выброса загрязняющихся веществ, парниковых газов, энергосбережение, а также эффективное использование природных ресурсов15. В Российской Федерации в 2018 г. впервые были выпущены «зеленые» облигации общей стоимостью 1,1 млрд руб. в количестве 1,1 млн штук — компанией «Ресурсосбережение ХМАО», которая реализует в Ханты-Мансийском автономном округе концессионный проект, направленный на обеспечение строительства и эксплуатации комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов для городов

11 Предложения к проекту Комплексного плана деятельности Правительства РФ на период 2017-2025 гг.

12 Национальные стандарты «зеленого» финансирования могут появиться в России // URL: http://cbr.ru/ press/event/?id=3932 (дата обращения: 02.02.2022).

13 Паспорт национального проекта «Экология», утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.

14 ESG-финансирование // URL: https://veb.ru/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/ (дата обращения: 02.02.2022) ; Киберов В. Российский национальный стандарт «зеленых» финансов в интересах ЕС? // ИА Regnum. 31 марта 2020. URL: https://regnum.ru/news/polit/2901050.html (дата обращения: 02.02.2022) ; Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации. Согласованы решением Комитета ВЭБ.РФ по «зеленому» финансированию ВЭБ.РФ от 08.07.2020.

15 Ермакова Е. П. Национальный стандарт «зеленых» финансов в России 2020 г. — прорыв в сфере нормативного регулирования «зеленого» финансирования? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». 2021. № 2 (Т. 25). С. 562-581.

(сумма вложений составила выше 1 млрд руб.)16. Уже в 2019 г. «зеленые» облигации компании «Ресурсосбережение ХМАО» вошли в международный реестр «зеленых» бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database. Таким образом, Российская Федерация впервые была выделена среди стран, которые выпустили «зеленые» облигации.

Кроме того, в 2019 г. на Ирландской бирже были размещены «зеленые» еврооблигации ОАО «РЖД» в количестве 1,1 млн штук (500 млн евро) со сроком погашения 8 лет17. «Зеленые» еврооблигации ОАО «РЖД» предназначены для финансирования и рефинансирования кредитов на приобретение электровозов и пассажирских поездов «Ласточка».

В 2020 г. пять российских эмитентов разместили семь выпусков «зеленых» облигаций (7,55 млрд руб. и 500 млн евро), предназначенных для реализации проектов в сферах энергетики, транспорта, недвижимости и ЖКХ. Облигации были размещены на Ирландской и Московской бирже18.

В настоящее время в Российской Федерации утверждены цели и основные направления устойчивого («зеленого») развития19, которые призваны развивать инвестиционную деятельность и привлекать внебюджетные средства в «зеленые» проекты. Кроме того, нормативными актами установлены критерии проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития, а также требования к системе вери-

фикации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития20, которые направлены на развитие инвестиционной деятельности и привлечение внебюджетных средств в области «зеленого» финансирования и устойчивого развития России.

Законодатель установил критерии соответствия «зеленым» проектам, к которым относит следующие: во-первых, это обращение с отходами, во-вторых, энергетика, в-третьих, строительство; в-четвертых, промышленность, в-пятых, транспорт и промышленная техника; седьмое — это водоснабжение и водоотведе-ние; восьмое направление — это природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие; а также сельское хозяйство21.

Следствием озеленения финансового сектора явилось внедрение «зеленого» бюджетирования в развитых странах, что отразилось на бюджетной политике, которая стала ориентироваться на достижение экологических и климатических целей.

Во многих странах сформированы современные системы управления бюджетом, которые эффективно внедряют в бюджетный процесс «зеленое» бюджетирование. Можно отметить следующие аспекты внедрения:

— применение принципов стратегического государственного управления;

— переход на среднесрочное бюджетирование, а также составление среднесрочных и долгосрочных бюджетных прогнозов;

16 Ермакова Е. П. Указ. соч. С. 581.

17 РЖД разместили «зеленые» евробонды на € 500 млн // URL: https://tass.ru/ekonomika/64395707utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 02.02.2022).

18 Реестр «зеленых» облигаций создан в России // URL: https://lpk-sibiri.ru/news/reestr-zelenyh-obligaczij-sozdan-v-Rossii/ (дата обращения: 02.02.2022).

19 Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 30 Ст. 5814.

20 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития) в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 40. Ст. 6818.

21 Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития) в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 40. Ст. 6818.

— использование программно-целевого метода бюджетных средств, а также составление государственных бюджетов в программном формате;

— взаимодействие законодательной и исполнительной власти, а также гражданского общества в ходе исполнения государственных бюджетов22.

С 2016 г. около 20 % стран — членов ОЭСР начали осуществлять мониторинг, для оценки использования бюджетных ресурсов на состояние климата и окружающей среды. Были разработаны аналитические документы и методическое руководство для составления «зеленого» бюджета23.

Для перехода к «зеленому» бюджету необходима тесная увязка доходных источников и формирования расходов с экологическими и климатическими целями. В этой связи заслуживает внимания опыт Франции. В 2020 г. французское правительство опубликовало первый «зеленый» бюджет как приложение к Закону о финансах на 2021 г.24 Таким образом, 2021 год для Франции стал первым годом исполнения «зеленого» бюджета, где доходы и расходы бюджета были оценены с учетом воздействия на окружающую среду.

Из 574,2 млрд евро почти 9,2 % (52,8 млрд евро) оказывают непосредственное воздействие на климат и окружающую среду, в том числе:

— по одному экологическому критерию благоприятны для окружающей среды (38,1 млрд евро);

— благоприятны для окружающей среды, но вместе с тем оказывают негативное влияние

на один или несколько критериев (4,7 млрд евро);

— не оказывают какого-либо благоприятного воздействия (10 млрд евро).

В ходе реализации принципов «зеленого» бюджетирования во французском бюджете используется «зеленая» маркировка расходов, которая означает тесную привязку соответствующих бюджетных расходов к стратегическим целевым приоритетам государства. Все государственные расходы в соответствии с «зеленой» маркировкой разграничивают на три группы. Первая группа представляет чисто «зеленые» расходы (по одному экологическому критерию, благоприятны для окружающей, а по отношению к другим нейтральны), вторая группа — «смешанные» расходы (оказывают благоприятное воздействие на один или несколько экологических критериев и неблагоприятно воздействуют на другие) и третья группа «неблагоприятные» расходы (они неблагоприятны по одному экологическому критерию, и не оказывают позитивного воздействия на остальные критерии).

«Зеленый» бюджет во Франции представляет собой, по сути, новую классификацию бюджетных расходов, в основе которой лежит критерий зависимости воздействия на окружающую среду, а также определение государственных ресурсов экологического развития.

Можно выделить следующие аспекты воздействия на «зеленый» государственный бюджет:

— борьба с изменениями климата;

— предотвращение природных рисков;

22 Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Первый в мире государственный бюджет. М., 2021. С. 343-344.

23 Маркировка на принципах «зеленого» бюджетирования: вводное руководство и принципы (Green Budget Tagging: Introductory Guidance & Principles), 2021 г. ; Изменение климата и долгосрочная бюджетная устойчивость (Climate Changeand Long-Term Fiscal Sustainability), 2021 г. ; Инструменты «зеленого» бюджетирования и налоговой политики для поддержки и восстановления (Green Budgeting and Tax Policy Tools to Support a Greener Covery) ; Комплексный обзор глобального финансирования окружающей среды (A Comprehensive Overview of Global Biodiversity Finance), 2020 г. ; Отслеживание экономических инструментов и финансов для сохранения окружающей среды (Tracking Economic Instruments and Finance for Biodiversity), 2020 г. См.: Paris Collaborative on Green Budgeting // URL: https://www.oecd.org/ environment/green-budgeting/ (дата обращения: 02.02.2022).

24 Budget vert: La France est le 1er pays au monde à mesurer l'impact du budget de l'État sur l'environnement // URL: https://www.economie.gouv.fr/budget-vert-france-1er-pays-monde-mesurer-impact-budget-etat-environnement (дата обращения: 02.02.2022).

— эффективное управление водными ресурсами;

— борьба с загрязнением окружающей среды;

— охрана природных, лесных и сельскохозяйственных территорий.

Однако следует отметить, что многие страны, реализующие программу «озеленения» национальной экономики, сталкиваются с целым рядом проблем в ходе решения управленческих задач, а именно:

— государство является главным «зеленым» инвестором, что ведет к большим затратам бюджетных ресурсов;

— жесткая национальная экологическая политика приводит к уменьшению частных «зеленых» инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— главную роль играют государственные инструменты финансирования «зеленых» инвестиций («зеленые» облигации только формируются);

— существует большая зависимость «зеленых» инвестиций от мирового рынка.

Таким образом, необходимо искать новые подходы к управлению «зелеными» финансами, которые будут стимулировать «зеленый» экономический рост и источники его финансирования25, особенно на современном этапе в условиях санкций и нестабильного состояния экономики в мировых масштабах. В Российской Федерации «зеленые» финансы находятся лишь на этапе своего становления и необходима государственная поддержка «зеленого» инвестирования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Первый в мире государственный бюджет. — М., 2021.

2. Ермакова Е. П. Национальный стандарт «зеленых» финансов в России 2020 г. — прорыв в сфере нормативного регулирования «зеленого» финансирования? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Юридические науки». — 2021. — № 2. — С. 562-581.

3. Киберов В. Российский национальный стандарт «зеленых» финансов в интересах ЕС? // ИА Regnum. 31 марта 2020. — URL: https://regnum.ru/news/polit/2901050.html (дата обращения: 02.02.2022).

4. Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 4 / под ред. Н. Я. Петракова. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. — 452 с.

5. Никулина С. И. Механизм бюджетного финансирования «зеленых» проектов в ЕС // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 7 (84). — С. 51-57.

6. Радьков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. — 2017. — Т. 11. — № 2 (42). — С. 67-82.

7. Реестр «зеленых» облигаций создан в России // URL: https://lpk-sibiri.ru/news/reestr-zelenyh-obligaczij-sozdan-v-Rossii/ (дата обращения: 02.02.2022).

8. РЖД разместили «зеленые» евробонды на € 500 млн // URL: https://tass.ru/ekonomika/64395707utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения: 02.02.2022).

9. ЮНЕП. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. Обобщающий доклад для представителей властных структур. — Найроби : ЮНЕП, 2011. — URL: http:// old.ecocongress.info/5_congr/docs/doklad.pdf (дата обращения: 02.02.2022).

Материал поступил в редакцию 2 февраля 2022 г.

25 Радьков И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 2 (42). С. 77-78 ; Никулина С. И. Механизм бюджетного финансирования «зеленых» проектов в ЕС // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 51-57.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Afanasev M. P., Shash N. N. Pervyy v mire gosudarstvennyy byudzhet. — M., 2021.

2. Ermakova E. P. Natsionalnyy standart «zelenykh» finansov v Rossii 2020 g. — proryv v sfere normativnogo regulirovaniya «zelenogo» finansirovaniya? // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya «Yuridicheskie nauki». — 2021. — № 2. — S. 562-581.

3. Kiberov V. Rossiyskiy natsionalnyy standart «zelenykh» finansov v interesakh ES? // IA Regnum. 31 marta 2020. — URL: https://regnum.ru/news/polit/2901050.html (data obrashcheniya: 02.02.2022).

4. Modernizatsiya i ekonomicheskaya bezopasnost Rossii. T. 4 / pod red. N. Ya. Petrakova. — M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2014. — 452 s.

5. Nikulina S. I. Mekhanizm byudzhetnogo finansirovaniya «zelenykh» proektov v ES // Ekonomika i predprinimatelstvo. — 2017. — № 7 (84). — S. 51-57.

6. Radkov I. D. Mekhanizmy podderzhki finansirovaniya «zelenykh» proektov: opyt stran // Aktualnye problemy ekonomiki i prava. — 2017. — T. 11. — № 2 (42). — S. 67-82.

7. Reestr «zelenykh» obligatsiy sozdan v Rossii // URL: https://lpk-sibiri.ru/news/reestr-zelenyh-obligaczij-sozdan-v-Rossii/ (data obrashcheniya: 02.02.2022).

8. RZhD razmestili «zelenye» evrobondy na € 500 mln // URL: https://tass.ru/ekonomika/6439570?utm_ source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (data obrashcheniya: 02.02.2022).

9. YuNEP. Navstrechu «zelenoy» ekonomike: puti k ustoychivomu razvitiyu i iskoreneniyu bednosti. Obobshchayushchiy doklad dlya predstaviteley vlastnykh struktur. — Nayrobi: YuNEP, 2011. — URL: http:// old.ecocongress.info/5_congr/docs/doklad.pdf (data obrashcheniya: 02.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.