Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ESG-ПРИНЦИПОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ESG-ПРИНЦИПОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1847
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ESG-ПРИНЦИПЫ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТАКСОНОМИЯ / СИСТЕМА ВЕРИФИКАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диваева Э.А.

Глобальный характер зеленой модели экономического роста и существенное отставание России от развитых стран требует принятия срочных мер для трансформации ESG -принципов. Сегодня экологическая повестка становится все более актуальной, но существует определенный пробел между проблемами защиты окружающей среды, технологическими разработками в зеленой экономике и их массовым принятием людьми в повседневной жизни. В настоящей статье рассматриваются особенности и тенденции формирования зеленой экономической модели. Выявлены проблемы, сдерживающие трансформацию ESG-принципов и развитие зеленого финансирования. Определены факторы устойчивого и ускоренного развития: необходимость изменения общественного сознания в сторону ответственного потребления, создание национальной системы финансирования зеленых проектов, развитие рынка зеленых финансовых инструментов, совершенствование механизмов регулирования и популяризации зеленой экономики. По итогам исследования сделаны выводы о ключевой роли государства в формировании нового ответственного сознания общества, соответствующего идеям ESG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Диваева Э.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE TRANSFORMATION OF ESG PRINCIPLES: ECONOMIC AND SOCIAL ASPECTS

The global nature of the green model of economic growth and Russia's significant lag behind developed countries require urgent measures to transform the ESG principles. Today, the environmental agenda is becoming more and more relevant, but there is a certain gap between the problems of environmental protection, technological developments in the green economy and their mass acceptance by people in everyday life. In this paper, the features and trends of the formation of a green economic model are considered. This article discusses the features and trends of the formation of a green economic model. The problems hindering the transformation of ESG principles and the development of green finance are identified. The factors of sustainable and accelerated development are identified: the need to change public consciousness towards responsible consumption, the creation of a national system for financing green projects, the development of the market of green financial instruments, the improvement of regulatory mechanisms and the popularization of the green economy. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the key role of the state in the formation of a new responsible consciousness of society corresponding to the ideas of ESG.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ESG-ПРИНЦИПОВ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

Условия трансформации ESG-принципов: экономические и социальные аспекты

Диваева Эльвира Альфретовна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», divaeva@mail.ru

Глобальный характер зеленой модели экономического роста и существенное отставание России от развитых стран требует принятия срочных мер для трансформации ESG -принципов. Сегодня экологическая повестка становится все более актуальной, но существует определенный пробел между проблемами защиты окружающей среды, технологическими разработками в зеленой экономике и их массовым принятием людьми в повседневной жизни. В настоящей статье рассматриваются особенности и тенденции формирования зеленой экономической модели. Выявлены проблемы, сдерживающие трансформацию ESG-принципов и развитие зеленого финансирования. Определены факторы устойчивого и ускоренного развития: необходимость изменения общественного сознания в сторону ответственного потребления, создание национальной системы финансирования зеленых проектов, развитие рынка зеленых финансовых инструментов, совершенствование механизмов регулирования и популяризации зеленой экономики. По итогам исследования сделаны выводы о ключевой роли государства в формировании нового ответственного сознания общества, соответствующего идеям ESG.

Ключевые слова: ESG-принципы, ответственное инвестирование, зеленая экономика, зеленые облигации, устойчивое развитие, трансформация, таксономия, система верификации, зеленые проекты

Введение

Экологическая повестка становится все более актуальной, общество начинает осознавать катастрофические последствия загрязнения окружающей среды, свою ответственность за экологию и будущее планеты. «Зеленые» технологии и экологическое сознание внедряются в повседневную жизнь, мировое сообщество, включая активистов, политиков, бизнесменов, правительства отдельных государств, проводит активную экологическую политику.

Влияние человека на природу с каждым годом приобретет катастрофические масштабы.. Одни из главных экологических проблем современности — рост объема производимых отходов, скопление и утилизации токсичного мусора; изменение климата в результате выбросов в атмосферу парниковых газов, в частности, диоксида углерода и др.

В последние годы возрастает роль устойчивого развития компаний основанного на принципах ESG: ответственного отношения к окружающей среде (англ., E - environment); высокой социальной ответственности (англ., S -social); высокого качества корпоративного управления (англ., G -governance), которые были разработаны при посредничестве ООН в 2005 году в первую очередь в целях борьбы с изменением климата, руководителям и менеджерам крупных мировых компаний было предложено включить эти принципы в свои стратегии.

«Ответственное» инвестирование приобретает все большее значение, а новым критерием инвестиционной привлекательности и выбора компаний помимо финансовых показателей становится следование эмитента ESG-принципам.

Востребованность зеленой экономики в мире растет, тренд ESG - инвестирования набирает обороты, а акции компаний, учитывающих экологические риски и запрос общества на комфортную среду, показывают более устойчивый рост и стабильность.

Для России, как для страны со статусом крупной экономики, ориентированной на природные ресурсы и добывающие отрасли, имеющей много проблемных зон в области загрязнения окружающей среды, негативного воздействия крупных промышленных объектов, обращения с опасными коммунальными отходами, экологические аспекты и ESG- принципы имеют важное значение.

Западные компании, которые давно интегрировали принципы устойчивого развития в бизнес-

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

стратегии, где экологический аспект становится приоритетным «задают тон» для российских предприятий.

Если в развитых странах бизнес становится устойчивым под давлением, с одной стороны, потребителя, с другой стороны, государства, то в России повестку устойчивого развития проводят в основном крупные западные компании, которые в этой парадигме существуют много лет.

Внедрение большинства зеленых инновационных технологий на сегодняшний день экономически нерентабельно и рискованно. Для многих компаний в первую очередь добывающих и перерабатывающих, составляющих основу российской экономики зеленое финансирование не доступно, поэтому важно для компаний «коричневых» секторов, как принято сейчас говорить, обеспечить возможность привлечь инвестиции на проведение своей внутренней трансформации.

Глобальный характер зеленой повестки, и существенное отставание России от стран, занимающих лидирующие позиции в освоении зеленых технологий, требует принятия неотложных и радикальных мер скорейшей трансформации ESG -принципов в экономику России.

Первый в России крупный конгресс ответственного бизнеса «ESG-(Р) Эволюция» прошел в Москве 14 октября 2021 года, в рамках данного мероприятия обсуждались проблемы трансформации принципов устойчивого развития в экономику России [7].

Трансформация «зеленой» парадигмы, как явления комплексного и сложного ставит большое количество вопросов, требующих решения.

Что мешает активной ESG - трансформации: отсутствие культуры, четких стандартов, понимания или отсутствия денег достаточных для инвестирования? Какие стимулы: внешние или внутренние оказывают большее влияние на процесс трансформации? Готово ли общество к восприятию и следованию ESG - принципов? Какие нужны дополнительные стимулы от государства и регулятора для роста финансирования рынка устойчивого развития? Какие требования устанавливаются к финансовым инструментам устойчивого развития? Как привлечь инвестиции в сектор устойчивого развития?

Попытаемся разобраться в ключевых барьерах тормозящих ESG-интеграцию в повседневную жизнь в особенностях перехода России к новой «зеленой» парадигме, и в том, какие шаги предпринимаются и что реализовано в направлении формирования экономики устойчивого развития.

Новое ответственное сознание. Воспитание «зеленой» культуры поведения

Любая трансформация: цифровая или ESG -это новое понимание, новое мировоззрение, но-

вые ценности. Парадигма устойчивости заработает, когда будет найден консенсус между бизнесом, обществом и государством (рисунок 1).

В настоящее время существует определенный пробел между проблемами защиты окружающей среды, технологическими разработками в зеленой экономике и их массовым принятием людьми в повседневной жизни и быту.

Именно психология, моральные принципы людей являются связующим звеном между зелеными инициативами и их внедрением в повседневную жизнь. Зеленая экономика - в первую очередь подразумевает ответственное сознание как каждого отдельного человека, который обладает понимаем происходящих вокруг него процессов в долгосрочной перспективе и умеет нести ответственность за свои действия , так и окружающего его общества в целом [2].

Но в современном обществе желание индивида концентрироваться на решении личных проблем пока доминирует над объективной необходимостью решения проблем самого общества. Российский потребитель зеленой экономики еще не сформировался в необходимом масштабе и количестве.

В развитых странах принципы ESG при выборе инвестиций стоят на первом месте, и инвесторы голосуют долларом за зеленые проекты, но в России на данный момент этот фактор не является определяющим.

Определенные слои российского общества в какой-то степени обеспокоены проблемами окружающей среды (в первую очередь поколение мил-лениалов) и понимают важность экологических программ, но осознание возможности и необходимости непосредственного участия в подобных проектах посредством инвестирования у большинства граждан отсутствует.

В развитых странах ситуация иная: принципы ESG при выборе инвестиций стоят на первом месте, и инвесторы голосуют долларом за «зеленые» проекты, но в России на данный момент этот фактор не является определяющим.

Несмотря на растущий интерес сограждан в последние годы к биржевой торговле различными финансовыми инструментами, в целом культура инвестирования остается низкой по сравнению с западными странами, что также является сдерживающим фактором при переходе на зеленую парадигму. По данным Московской биржи количество физических лиц, имеющих брокерские счета и доступ к биржевым торгам, на начало ноября составило 15,3 млн. человек, т.е. примерно 10% населения, для сравнения в США этот показатель составляет 80% [8].

Слабая информированность населения о последствиях вмешательства человека в экологию и возможностях ESG - инвестирования является серьезным препятствием к формированию зеленой культуры поведения.

На сегодняшний день государственной задачей является доведение до населения через средства массовой информации важности и значимости экологических факторов в потребительском поведении и воспитание культуры потребления.

Глобальные исследования говорят о том, что у людей есть спрос на здоровую экологическую среду и правильный образ жизни, который подразумевает не только правильное питание, но и постоянную физическую активность, одновременно они декларируют, что у них недостаточно знаний в этой области.

Социальная миссия государства - через средства массовой информации научить граждан ответственному потреблению, следовать всем полезным привычкам, информировать о необратимых последствиях загрязнения окружающей среды и об экологически безопасных технологиях.

Телевидение, которое в последние время заполнено разного рода бессмысленными и бесцельными реалити-шоу, негативно влияющими на поколение должно стать главным способом популяризации ESG -идей и выполнять не только развлекательную функцию, но и воспитательную, освещая острые темы.

В России ESG -инвестиции приобретут популярность при условии, что будет создана среда восприимчивая к ESG и закладывать её основы необходимо с самого раннего детства. Воспитание ответственного потребления и экологического мышления необходимо начинать со школы. Интеграция ESG- принципов может быть реализована посредством включения в школьные программы образовательных дисциплин, формирующих экологические знания, созданием постоянно действующих курсов повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров с участием ВУЗов, образовательные инициативы должны исходить от компаний, имеющих опыт устойчивого развития и ведущих деятельность в продвижении зеленой экономике.

Государственная поддержка и стимулирование зеленых проектов

ESG -проекты имеют долгосрочный характер со сроком окупаемости 10-15 лет, капиталоемкие и высокотехнологичные, требующие проведения НИОКР, а значит рисковые, что не способствует удовлетворению спроса на инвестиции со стороны компаний, ориентированных на устойчивое развитие. Очевидно, что на одном лишь энтузиазме внедрить принципы ESG невозможно, бизнес не будет работать себе в убыток, какие бы высокие ценности он не исповедовал.

В этой связи необходимо признать решающую роль государства в стимулировании предприятий внедрять зеленые технологии и осуществлять зеленые инвестиции. Формы государственной поддержки являются стандартными, наблюдаемыми

во всех странах, специфика заключается в мере государственной поддержки и в подходе к организации процесса.

Риски, связанные с зелеными инвестициями можно уменьшить с помощью государственных дотаций, субсидий, гарантий, льготного финансирования через коммерческие банки по более низким процентным ставкам, создание «зеленых» фондов и т.д. Большой практический опыт государственной поддержки зеленого финансирования накоплен в развитых странах, правительства этих стран также широко используют различные формы фискального стимулирования в виде налоговых льгот: возврат налога, освобождение от налога, налоговый вычет для возможных экологических проектов.

Перечисленные меры являются ключевыми для выстраивания эффективной государственной политики развития зеленой экономики в России, поддержки и стимулирования частных зеленых инициатив и могли бы быть использованы правительственными структурами в краткосрочном горизонте .

Таким образом, в распоряжении государства имеется широкий арсенал инструментов, которые могут помочь мобилизовать инвестиции в развитие зеленых технологий и в целом рост зеленой экономики [3].

Рисунок 1. Условия трансформации ЕЭв- принципов. Источник: составлено автором по материалам исследования

Социальный аспект стратегии устойчивого развития

Снижение уровня жизни, озабоченность населения выживанием отрицательно сказывается на проблеме трансформации ESG -стандартов в экономику. Это усугубляется макроэкономической ситуацией, вызванной экономическим кризисом и пандемией. Стратегия устойчивого развития для развивающихся стран - это в первую очередь решение проблем бедности и социального неравенства.

Переход к модели зеленой экономки на федеральном уровне имеет смысл и представляется

х

X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш

В Н

<

В

О

Н Н

возможным в контексте общей социально-экономической политики государства, направленной на улучшение демографической ситуации в обществе; соблюдение прав и свобод человека, принятие мер по консолидации общества; интересов разных слоев обществ: молодежи; женщин, пенсионеров, инвалидов, совершенствование рынка труда и трудовых отношений; развитие социального страхования, здравоохранения, повышение уровня пенсионного обеспечения, пропагандиро-вание здорового образа жизни, культуры потребления и др.

Основным барьером для массового принятия здорового образа жизни является низкая покупательная способность. Стоимость качественных товаров отличается от массового сегмента и сегодня здоровые продукты не доступны для большей части населения. Повышение качества жизни потребителей - основная цель государственного управления в процессе перевода экономики на рельсы устойчивого развития.

Национальная система зеленого финансирования

Финансирование зеленых проектов осуществляется с помощью финансовых инструментов, таких как зеленый кредит, зеленые облигации, зеленое страхование, позволяющих направить поток капитала на повышение энергоэффективности производства, сокращение объема потребляемых ресурсов и негативного воздействия на окружающую среду.

Создание эффективной Национальной системы финансирования зеленых проектов является необходимым шагом к переходу к «зеленой» экономике. В настоящий момент в этом направлении ведется активная работа. В процессе формирования первичной инфраструктуры для развития устойчивого финансирования расширяется и совершенствуется нормативная база; запущена таксономия зеленых проектов и стандарт зеленого финансирования; разработана система верификации; создан Сектор устойчивого развития на Московской бирже; утверждены стандарты эмиссии зеленых и социальных облигаций; проводится постоянное регулирование деятельности верификаторов финансовых инструментов и др.

Для того, чтобы проект был признан «зеленым» и мог привлечь льготное финансирование через специальные облигации и займы необходимы критерии, соответствующие определенной логике отбора и признанные на международном и национальном уровнях, до недавнего времени такие параметры отнесения проектов к ESG отсутствовали.

Важным событием в этом направлении формирования Национальной системы финансирования зеленых проектов стало принятие Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в

том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ» [1].

Национальная методология, разработанная Минэкономразвития России совместно с ВЭБ РФ определяет критерии зеленых проектов в следующих сферах: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и природных ландшафтов, устанавливает требования к системе верификации, финансовым инструментам устойчивого развития и верификаторам [5].

Настоящий документ является методическим указанием для признания финансовых инструментов инструментами устойчивого развития, определяющим требования к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и порядок использования финансовых инструментов устойчивого развития [4].

Постановлением также определены требования и порядок включения юридических лиц в перечень верификаторов. В настоящее время действует временный перечень независимых верификаторов, одобренных ВЭБ РФ, в который вошли ведущие рейтинговые агентства: Агентство «Эксперт РА», Агентство АКРА, Национальное рейтинговое агентство.

Облигации рассматриваются в качестве одного из ключевых инструментов привлечения частных финансовых ресурсов для зеленой экономики. Зеленые облигации согласно определению Международной ассоциацией рынков капитала (1СМА) -это «любой вид облигационного инструмента, доходы от которого будут использоваться исключительно для финансирования или рефинансирования, частично или полностью, новых или/и существующих зеленых проектов».

Динамика рынка «зеленых» облигаций за последние годы свидетельствует об огромном потенциале данного финансового инструмента. Объем размещений в Секторе устойчивого развития Московской биржи в 2020 г. составил 1,8 млрд. долл., из которых 75% пришлось на выпуск облигаций ОАО «РЖД» [4].

Город Москва - первый среди субъектов РФ выпустил «зеленые» облигации на сумму 70 млрд. рублей в 2021 г. на производство электробусов, развитие московского метрополитена.

Выпуск «зеленых» финансовых инструментов становится актуальным для компании нефтегазового сектора с целью финансирования и реализации проектов имеющих эффект на экологию: утилизация попутного нефтяного газа, различные фильтры для улавливания вредных веществ, также большой потенциал имеют региональные облигации по причине растущих бюджетных расходов на социальные и экологические проекты.

Национальные стандарты эмиссии «зеленых» долговых ценных бумаг регламентируются Банком России, который в рамках своих полномочий принимает активное участие в продвижение ESG-принципов.

Как отмечалось на пленарном заседании, посвященном зеленой финансовой системе конгресса «ESG-(P) Эволюция», действующие национальные стандарты эмиссии излишне требовательны к эмитентам «зеленых» облигаций и накладывают на наши компании больше требований, ограничений и обязательств, чем это предусмотрено международными подходами ICMA (International Capital Market Association).

С одной стороны, надзор и соблюдение стандартов эмиссии являются гарантией надежности и обеспечивают инвесторам уверенность в приобретаемых финансовых инструментах, с другой стороны, чрезвычайно жесткое регулирование вынуждает российские компании выпускать «бонды» по международным принципам, выходить на западные рынки, размещаться на международных биржевых площадках.

Национальное регулирование необходимо ослаблять и приводить в соответствии с международными принципами (ICMA) и в данном направлении работа ведется: правила эмиссии постоянно совершенствуются. В ноябре Банком России утверждены новые правила эмиссии «зеленых» ценных бумаг, позволяющие эмитентам маркировать свои облигации как «зеленые» не только в соответствии с международными принципами, но и в соответствии с российской таксономией [6].

Развитие финансирования зеленых проектов усилилось благодаря акценту на ESG на Московской бирже - созданию Сектора устойчивого развития, состоящему из трех самостоятельных сегментов: "зеленых" облигаций, "социальных" облигаций и национальных проектов. Число компаний, планирующих выпускать «зеленые» финансовые инструменты и присутствовать в Секторе устойчивого развития неуклонно растет.

С 2019 Московской биржей рассчитываются новые индексы РСПП в сфере устойчивого развития: «Ответственность и открытость» (MRRT) и «Вектор устойчивого развития» (MRSV), которые позволяет выявить эмитентов, раскрывающих информацию, связанную с устойчивым развитием и корпоративной социальной ответственностью и занимают лидирующие позиции в этом направлении [8].

Правила листинга Московской биржи, устанавливающие полный перечень требований для включения и поддержания ценных бумаг в сегментах сектора уточняются с целью соответствия российским и международным стандартам устойчивого развития и расширения возможности выпуска «зеленых» облигаций для более широкого круга публичных эмитентов.

Недавние изменения в Правила листинга обеспечили возможность включения «зелёных» облигаций регионов в Сектор устойчивого развития и механизм выпуска «зелёных» облигаций стал полностью доступен для всех российских регионов [9].

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, сформулируем следующие выводы:

Принципы устойчивого развития могу заработать только экосистемно, поэтому решение проблемы зеленой трансформации требует комплексного подхода с участием и взаимодействием: бизнеса, потребителя, государства, регулятора, инвесторов, банков, фондовых бирж и различных финансовых институтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторами устойчивости и ускоренного развития зеленой экономики могут стать:

— изменение общественного сознания в сторону ответственного потребления и его запрос на комфортную среду с точки зрения экологии и условий труда;

— формирование потребителя «зеленой» экономики в необходимом масштабе и количестве;

— создание национальной системы финансирования «зеленых» проектов имеющей достаточные и доступные механизмы для привлечения инвестиций компаниям, функционирующим по ESG -принципам;

— развитие рынка «зеленых» финансовых инструментов, совершенствование механизмов регулирования и популяризации «зеленых» и социальных облигаций.

Финансовая система играет важную роль с точки зрения предоставления финансовых стимулов, определенные шаги в формировании финансовой инфраструктуры уже сделаны, механизмы зеленого финансирования уже активно внедряются.

Главным инструментом государственной политики переходного к зеленой экономике периода должны стать финансовые и фискальные стимулы, при этом роль государственное финансирование является определяющей, поскольку рыночное финансирование еще слабо развито.

Непонимание важности и масштабов задач устойчивого развития и отсутствие ответственности перед обществом является основным препятствием на пути к зеленой парадигме, поэтому неотъемлемой частью политики государства должно стать продвижение идеалов здорового образа жизни и ответственного потребления, защиты окружающей среды.

Нужна четко и понятно выраженная централизованная повестка, направленная на воспитание культуры соответствующей ESG -принципам.

Возрастающее экологическое сознание общества и обеспокоенность проблемами окружающей среды сформирует спрос на решение экологических

х

X

о го А с.

X

го m

о

м о

M

to

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

и социальных проблем и окажет влияние на принятие инвестиционных решений в пользу зеленых проектов.

Интерес со стороны инвесторов к зеленым финансовым инструментам в свою очередь создаст стимулы для компаний соответствовать ESG - требованиям и бизнесу станет выгодно быть более устойчивым, т.е. будет происходить взаимообратный процесс, оказывающий синергетический эффект.

Парадигма устойчивости заработает, когда будет найден консенсус между бизнесом, обществом и государством.

Не отрицая ключевой роли государства в переходе к зеленой экономике и подготовке общества к восприятию принципов устойчивого развития, представляется крайне важным осознание ответственности каждого человека за свое будущее.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ». //СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс ]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 396203/ (дата обращения 18.11.2021). - Режим доступа: по подписке

2. Ануфриев, В. П. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика : монография / В.П. Ануфриев, Ю.В. Гудим, А.А. Каминов. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 201 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1226403. - ISBN 978-5-16016756-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1832665 (дата обращения: 22.11.2021). - Режим доступа: по подписке.

3. Кабир Л.С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное зеленое финансирование : зарубежный опыт // Инноватика и экспертиза . 2019 . № 1(26). С. 97-108. [Электронный ресурс ] URL : http://inno-exp.ru/archive/26/97-108.pdf (дата обращения 18.11.2021).- Режим доступа : свободный

4. Катасонова Ю. Ю.. Верификация инструментов устойчивого развития. Пособие для эмитентов: //Эксперт РА. -2021. [Электронный ресурс ] URL: https://www.raexpert.ru/press/articles/katasonova_cb onds_mar2021/(дата обращения 18.11.2021).- Режим доступа : свободный

5. Шаповалов А., Галиева Д. Под «зеленые финансы» подвели базу: // Коммерсантъ.-2021. - 24 сентября.- №109.- С. 2. [Электронный ресурс ] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4998605(дата обращения 18.11.2021).- Режим доступа : свободный

6. Банк России : [Электронный ресурс ] . URL: http://www.cbr.m/press/event/?id=12415(qaTa обращения 19.11.2021).

7. Конгресс «ESG-(P)Эволюция:]. // РБК. 2021. -: [Электронный ресурс ]. URL: https://esg.rbc.ru/?utm_source=topline (дата обращения 18.11.2021) (дата обращения 18.11.2021).-Режим доступа : по подписке

8. Московская биржа: [Электронный ресурс ]. URL:https://www.moex.com/s3019. (дата обращения 19.11.2021).

9. Механизм выпуска «зелёных» облигаций доступен для регионов - заммэра Москвы. ИА REGNUM. 2021. [Электронный ресурс]. -URL:https://regnum.ru/news/economy/3379265.html( дата обращения 18.11.2021).

Режим доступа : свободный :

Conditions for the transformation of ESG principles: economic and

social aspects Divaeva EA.

State University of Management

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The global nature of the green model of economic growth and Russia's significant lag behind developed countries require urgent measures to transform the ESG principles. Today, the environmental agenda is becoming more and more relevant, but there is a certain gap between the problems of environmental protection, technological developments in the green economy and their mass acceptance by people in everyday life. In this paper, the features and trends of the formation of a green economic model are considered. This article discusses the features and trends of the formation of a green economic model. The problems hindering the transformation of ESG principles and the development of green finance are identified. The factors of sustainable and accelerated development are identified: the need to change public consciousness towards responsible consumption, the creation of a national system for financing green projects, the development of the market of green financial instruments, the improvement of regulatory mechanisms and the popularization of the green economy. Based on the results of the study, conclusions are drawn about the key role of the state in the formation of a new responsible consciousness of society corresponding to the ideas of ESG. Keywords: ESG principles, responsible investment, green economy, green bonds, sustainable development, transformation, taxonomy, verification system, green projects References

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 09/21/2021 No. 1587 "On approval of criteria for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation and requirements for the verification system for sustainable (including green) development projects in the Russian Federation". // SPS "Consultant Plus" [Electronic resourcel. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_396203 / (accessed 18.11.2021). - Access mode: by subscription

2. Anufriev, V. P. Sustainable development. Energy efficiency. Green economy : monograph / V.P. Anufriev, Yu.V. Gudim, A.A. Kaminov. -Moscow : INFRA-M, 2022. - 201 p. - (Scientific thought). - DOI 10.12737/1226403. - ISBN 978-5-16-016756-5. - Text : electronic. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1832665 (accessed: 11/22/2021). -Access mode: by subscription.

3. Kabir L.S. State support of "green" investments and market green financing: foreign experience // Innovatika i expertize. 2019 . No. 1(26). pp. 97-108. [Electronic resource l URL : http://inno-exp.ru/archive/26/97-108.pdf (accessed 18.11.2021).- Access mode : free

4. Katasonova Yu. Yu. Verification of sustainable development tools. Allowance for issuers: //Expert RA. -2021. [Electronic resource l URL: https://www.raexpert.ru/press/articles/katasonova_cbonds_mar2021 /(accessed 18.11.2021).- Access mode : free

5. Shapovalov A., Galieva D. Under "green finance" summed up the base: // Kommersant.-2021. - September 24.- No.109.- p. 2. [Electronic resource l URL: https://www.kommersant.ru/doc/4998605 (accessed 18.11.2021).- Access mode : free

6. Bank of Russia : [Electronic resource l . URL: http://www.cbr.ru/press/event/7idH2415 (accessed 19.11.2021).

7. Congress "ESG-(P)Evolution:l. // RBC. 2021. -: [Electronic resource l. URL: https://esg.rbc.ru/7utm source=topline (accessed 18.11.2021) (accessed 18.11.2021).- Access mode : by subscription

8. Moscow Exchange: [Electronic resource l. URL:https://www.moex.com/s3019 . (accessed 19.11.2021).

9. The mechanism for issuing "green" bonds is available to the regions - the deputy mayor of Moscow. IA REGNUM. 2021. [electronic resourcel. -URL:https://regnum.ru/news/economy/3379265.html (accessed 18.11.2021). Access mode : free :

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.