Научная статья на тему 'НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ'

НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES / ECOLOGY / GREENING OF THE ECONOMY / INTEGRATED ENVIRONMENTAL RESOLUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цымбалов Сергей Дмитриевич, Романовская Елена Вадимовна, Романовский Юрий Вадимович, Бакулина Наталья Александровна

В статье рассмотрены вопросы поэтапного перехода к экологически устойчивому развитию, экологизации экономики, выполнена оценка основных изменений природоохранного законодательства, направленных на формирование экономического механизма для реализации задач национального проекта «Экология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цымбалов Сергей Дмитриевич, Романовская Елена Вадимовна, Романовский Юрий Вадимович, Бакулина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

The article deals with the issues of gradual transition to environmentally sustainable development, greening of the economy, the assessment of the main changes in environmental legislation aimed at the formation of an economic mechanism for the implementation of the tasks of the national project «Ecology»

Текст научной работы на тему «НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ»

ЦЫМБАЛОВ Сергей Дмитриевич,

доктор технических наук, доцент, профессор кафедры «Экономика предприятия» Нижегородского государственного педагогического университета

им. Козьмы Минина e-mail: sergey.cymbalov@mail.ru

РОМАНОВСКАЯ Елена Вадимовна,

кандидат экономических наук, доцент, Нижегородского государственного педагогического университета

им. Козьмы Минина e-mail: alenarom@list.ru

РОМАНОВСКИЙ Юрий Вадимович,

магистрант Владимирского государственного университета

им. А. Г.и Н. Г. Столетовых urarom@list.ru

БАКУЛИНА Наталья Александровна,

студентка Нижегородского

государственногопедагогического университета

им. Козьмы Минина, e-mail: bakulinana@st.mininuniver.ru

НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы поэтапного перехода к экологически устойчивому развитию, экологизации экономики, выполнена оценка основных изменений природоохранного законодательства, направленных на формирование экономического механизма для реализации задач национального проекта «Экология».

Ключевые слова: устойчивое развитие, природоохранное законодательство, наилучшие доступные технологии, экология, экологизация экономики, комплексное экологическое разрешение.

TSYMBALOV Sergey Dmitrievich,

doctor of technical Sciences, associate Professor, Professor of the Department «enterprise Economics» Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin

ROMANOVSKAYA Elena Vadimovna,

candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department «Economics of enterprise» Nizhny Novgorod state pedagogical University

ROMANOVSKY Yuri Vadimovich,

master student

Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich and

Nikolai Grigoryevich Stoletov

BAKULINA Natalia Aleksandrovna,

student,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

TOWARDS SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT

Annotation. The article deals with the issues of gradual transition to environmentally sustainable development, greening of the economy, the assessment of the main changes in environmental

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ИННОВАЦИИ

legislation aimed at the formation of an economic mechanism for the implementation of the tasks of the national project «Ecology».

Key words: sustainable development, environmental legislation, best available technologies, ecology, greening of the economy, integrated environmental resolution.

На Государственном совете по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации ...», состоявшемся 27 декабря 2016 г. Правительству были сформулированы поручения Президента, в частности: предусмотреть при разработке документов стратегического планирования и комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017-2025 гг. в качестве одной из основных целей переход России к модели экологически устойчивого развития с целью устранения влияния экологических угроз на здоровье человека. В результате в декабре 2018 г. был принят национальный проект «Экология» [1], предусматривающий реализацию 11 федеральных проектов в 2018-2014 гг. на сумму 4 041 млрд. руб. Из этой суммы предполагается профинансировать проект «Внедрение наилучших доступных технологий» (НДТ) на сумму 2 427,3 млрд. руб., что составит около 60% от всех затрат на национальный проект «Экология». Следовательно, основной упор делается на совершенствование промышленного производства, повышение его энергетической, экономической и экологической эффективности. Безусловно, современные эколого-экономические реалии показывают необходимость смены сложившегося техногенного типа развития на устойчивый экологосбалансированный тип. Для создания принципиально новых эколого-экономических проектов и программ в различных сферах экономики необходима разработка концепции экологизации экономического развития, т.е. процесс внедрения и реализации принципов рационального природопользования и минимизации отрицательного воздействия на экологические объекты при осуществлении антропогенной деятельности. Главными задачами в разрешении проблем являются: поиск пути гармоничного сочетания экологических, экономических и социальных интересов общества в целях его устойчивого развития [2]. Целенаправленный характер потребления и использования природных объектов должен быть представлен как управляемый процесс, обеспечивающий экологически устойчивое воспроизводство. Экологизация должна охватывать все сферы общественного развития: науку, промышленность, сельское хозяйство, социальную сферу, правовую сферу, управление [3]. Основу экологизации экономики составляют природоохранные мероприятия. Они направлены на:

1. Совершенствование техники и технологий;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

2. Создание малоотходных производств;

3. Соблюдение технологической дисциплины;

4. Своевременное устранение аварий;

5. Внедрение автоматизированных систем наблюдения за природной средой;

6. Внедрение систем учета использования природных ресурсов;

7. Обеспечение информационной основы рационального природопользования.

Для реализации мероприятий потребуется совершенствование структуры экономики, внедрение экономических основ в процесс общественного воспроизводства на основе платного природопользования, стимулирования природоохранных проектов, а также изменения инвестиционной политики. Все это должно сопровождаться совершенствованием организационно-институциональных преобразований, таких как: нормирование потребления и пользования природными ресурсами и объектами; организация производства для обеспечения повторного, использования свойств, качеств природных ресурсов, объектов; законодательное обеспечение; экологическое воспитание; экологическое образование, подготовка кадров [4]. Как видим, тема экологизации экономики России достаточно объёмна. Остановимся лишь на одном из аспектов - совершенствовании природоохранного законодательства [5] и связанным с этим изменением финансового инструментария для достижения положительных результатов. Начало коренного изменения нормативной базы в сфере экологии можно связать с выходом ФЗ-219 от 24.07.2014 г., который внёс изменения в ФЗ-7 «Об охране окружающей среды [6]. Для обеспечения его положений реализуется поэтапный переход на новую систему государственного регулирования. Можно выделить 3 основных этапа:

2015-2018 гг. - принятие подзаконных актов, разработка и публикация информационно-технических справочников наилучших доступных технологий (НДТ), постановка предприятий на государственный учёт по категориям опасности;

2019-2022 гг. - выдача 300 самым «грязным» предприятиям [7] комплексных экологических разрешений (КЭР);

до 2025 г. - завершение выдачи КЭР всем предприятиям 1 категории и обратившимся предприятиям 2-й категории.

При внедрении НДТ законом предусмотрены меры господдержки предприятий и меры экономи-

ческого стимулирования. К первым можно отнести: льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в т.ч. зачет затрат на осуществление мер по снижению негативного воздействия и внедрение НДТ в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (с 01.01.2016) и отказ от взимания платы (коэффициент 0) для предприятий I категории, перешедших на НДТ, и II категории, относящихся к областям применения НДТ (с 01.01.2020); инвестиционный налоговый кредит для организации при осуществлении мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду; введение для оборудования НДТ коэффициента амортизации, равного 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения НДТ (с 01.01.2019); возмещение процентной ставки по кредиту в счет налога на прибыль. Меры экономического стимулирования ограничиваются увеличением коэффициентов платы за временно разрешенное воздействие (к=25) и за воздействие, превышающее разрешенное (к=100).

Следует отметить, что планы, предусмотренные первым этапом перехода на новую систему государственного регулирования в сфере экологии, были успешно выполнены: разработаны 51 справочник НДТ и разработаны 18 правительственных и 16 ведомственных подзаконных актов. Основные положения ФЗ [6] вступили в законную силу с 1 января 2019 г., но по состоянию на ноябрь 2019 г. Установленный целевой показатель национального проекта «Экология» по выдаче 15 КЭР в 2019 г., вероятно не будет выполнен, т.к. по состоянию на ноябрь не выдано ни одного КЭР. Это связано, в том числе, с запаздыванием выхода подзаконных актов, а именно: отсутствием методических рекомендаций по разработке и утверждению технических и технологических нормативов для различных отраслей промышленности, утвержденных требований к системам автоматизированного контроля за сбросом загрязняющих веществ в водные объекты и выбросами в атмосферу, регламента передачи сведений автоматизированного контроля на сервер уполномоченного органа и др. Ожидается, что основные затраты на внедрение НДТ понесут предприятия. Приближенную оценку стоимости мероприятий, направленных на внедрение НДТ, можно дать на примере современного цементного завода, работающего по сухому способу производства портландцемент-ного клинкера. Как правило, предприятие такого типа, оснащенное рукавными фильтрами для улавливания пыли, укладывается в установленные технологические нормативы за исключением

выбросов окислов азота. Уровень затрат на их снижение будет зависеть от выбранного направления по оптимизации процесса горения технологического топлива. Они предложены в технологическом справочнике ИТС по НДТ 6-2015 (производство цемента). Достаточно дорогим является использование НДТ-11 «Использование технологии селективного некаталитического восстановления оксидов азота». Более экономичным представляется создание системы регулирования подачи третичного воздуха в декарбонизатор. Существенная часть денежных средств будет направлена на создание систем автоматизированного контроля за выбросами и сбросами ЗВ. Например, стоимость одного комплекта оборудования для контроля за уровнем выбросов маркерных веществ на источниках выбросов цементного завода колеблется в пределах 12-15 млн. руб.

Более масштабные задачи на пути к достижению технологических нормативов предстоит решить предприятиям, входящим в список 300 наиболее опасных с экологической точки зрения [7]. Из этого списка по предварительным оценкам Минпромторга РФ 139 из 6900 (2%) не соответствуют технологическим показателям НДТ. На модернизацию этих предприятий планируется затратить 1,263 трлн. руб. до конца 2029 года, что составляет более половины от всех затрат, предусмотренных для финансирования федерального проекта «Внедрение НДТ».

Список литературы:

[1] Паспорт национального проекта «Экология». Утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) // mnr.gov.ru (дата обращения: 12.09.2019).

[2] Бобылев С.Н. Экономика и экология в университетском образовании. // На пути к устойчивому развитию России. Региональная экологическая политика гражданского общества. 2006. № 33. - С.11.

[3] Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. № 4 (25). - C. 11.

[4] Прудченко А.А. Экологизация экономики как главная задача устойчивого развития общества // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9 // URL: https://sibac.info//archive/nature/StudNatur%20 04.04.2013.pdf (дата обращения: 12.09.2019);

[5] Цымбалов С.Д., Синцов Э.В. Совершенствование системы государственного управления

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ИННОВАЦИИ

в сфере экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чистополь, 2019. - С. 91-96.

[6] ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 219-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

[7] Приказ Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Приказ Минприроды России от 18.04.2018 N 154 Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.09.2019).

Spisok literatury:

[1] Pasport nacional'nogo proekta «Ekologiya». Utverzhdyon prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. №16) // mnr.gov.ru (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[2] Bobylev S.N. Ekonomika i ekologiya v uni-versitetskom obrazovanii. // Na puti k ustojchivomu razvitiyu Rossii. Regional'naya ekologicheskaya politika grazhdanskogo obshchestva. 2006. № 33. -S.11.

[3] CHelnokova E.A., Tyumaseva Z.I. Evoly-uciya sistemy nastavnichestva v pedagogicheskoj praktike // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. № 4 (25). - C. 11.

[4] Prudchenko A.A. Ekologizaciya ekonomiki kak glavnaya zadacha ustojchivogo razvitiya obshchestva // Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. ESTESTVENNYE NAUKI: sb. st. po mat. IX mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. № 9 // URL: https://sibac.info//archive/nature/StudNatur%20 04.04.2013.pdf (data obrashcheniya: 12.09.2019);

[5] Cymbalov S.D., Sincov E.V. Sovershenstvo-vanie sistemy gosudarstvennogo upravleniya v sfere ekologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. CHistopol', 2019. - S. 91-96.

[6] FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 21.07.2014 № 219-FZ // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 12.09.2019).

[7] Prikaz Minprirody Rossii ot 18.04.2018 № 154 «Prikaz Minprirody Rossii ot 18.04.2018 N 154 Ob utverzhdenii perechnya ob»ektov, okazyvayush-chih negativnoe vozdejstvie na okruzhayushchuyu sredu, otnosyashchihsya k I kategorii, vklad kotoryh v summarnye vybrosy, sbrosy zagryaznyayushchih veshchestv v Rossijskoj Federacii sostavlyaet ne menee chem 60 procentov» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 12.09.2019).

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru \

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.