Научная статья на тему 'Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров'

Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДРЫ / РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ / STAFF / RESOURCE EFFICIENCY / ENVIRONMENTAL PERFORMANCE ENHANCEMENT PROGRAMMES / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / CONTINUAL IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малков А.В., Тихонова И.О., Бегак М.В., Щелчков К.А.

Рассматривается текущая ситуация в области технологического регулирования промышленности на основе принципов наилучших доступных технологий, обозначаются основные направления подготовки кадров на примере российских и международных проектов, посвященных вопросам внедрения НДТTraining in the field of Best Available Techniques (BAT) is an integral part of the infrastructure resource and technological transformation of industry. International and Russian experience indicates that training needs will constantly grow.In the given article we have presented the current situation in the field of the regulation based on Best Available Techniques (BAT) and have outlined the main areas for staff training on BAT issues using examples of Russian and international projects.We have described possible approaches to the professional qualification improvement of representatives of the regulated community, federal and regional authorities and consulting companies, training and research institutions needed to practically participate in the environmental and technological modernisation on the principles of Best Available Techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров»

Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров

Рассматривается текущая ситуация в области технологического регулирования промышленности на основе принципов наилучших доступных технологий, обозначаются основные направления подготовки кадров на примере российских и международных проектов, посвященных вопросам внедрения НДТ

А.В. Малков1

Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (РХТУ им. Д.И. Менделеева), д-р техн. наук

И.О. Тихонова2

РХТУ им. Д.И. Менделеева, канд. техн. наук

М.В. Бегак3, 4

Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, ТК 113 «Наилучшие доступные технологии», канд.техн. наук

К.А. Щелчков5

Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (Бюро наилучших доступных технологий)

1 профессор кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития», Москва, Россия

2 доцент кафедры,эксперт в области наилучших доступных технологий, Москва, Россия

3 4 ведущий научный сотрудник, заместитель председателя, Санкт-Петербург, Россия

5 заместитель начальника научно-консультационного отдела, Москва, Россия

Для цитирования: Малков А.В., Тихонова И.О., Бегак М.В., Щелчков К.А. Наилучшие доступные технологии: неотложные задачи подготовки кадров // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 5. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10501

ключевые слова

кадры, ресурсоэффективность, программы повышения экологической эффективности, повышение квалификации, последовательное улучшение

а страницах журнала «Компетентность» вопросы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и перехода к технологическому нормированию в сфере охраны окружающей среды обсуждаются с 2005 года. Именно в это время в России получили распространение международные проекты в сфере НДТ, выполнявшиеся при участии ведущих российских и зарубежных экспертов. Необходимость подготовки кадров и распространения информации о принципах наилучших доступных технологий, перспективной разработки и принятия отечественного законодательства подчеркивали многие постоянные авторы журнала.

Спустя 15 лет в России приняты основные законодательные и нормативные правовые акты в области НДТ и комплексных экологических разрешений (КЭР), разработаны и уже актуализируются национальные информационно-технические справочники (ИТС) и стандарты по НДТ, реализуется федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий». Но задачи подготовки кадров стоят по-прежнему остро: специалисты нужны промышленности, органам исполнительной власти (федерального уровня и уровня субъектов Федерации), высшим учебным заведениям, научно-исследовательским, проектным, консультационным организациям.

Результаты и обсуждение

Российской Федерации число объектов, отнесенных к I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и входящих в области применения наилучших доступных технологий, превышает 7 тысяч. Это предприятия ключевых отраслей промышленности, характерных для 4-го

и 5-го технологических укладов, — добычи полезных ископаемых, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, а также объекты, обеспечивающие обращение с отходами производства и потребления, коммунальными сточными водами и др. [1]. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1 [2] все объекты I категории должны обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) за комплексными экологическими разрешениями до конца 2024 года, при этом 300 крупнейших объектов — загрязнителей должны получить КЭР в период 2019-2022 гг. [3]. Объекты I категории расположены во всех субъектах Российской Федерации, в процессе подготовки проектной и разрешительной документации, проведения изысканий эти объекты взаимодействуют с различными научными, проектными, консультационными организациями, отраслевыми экспертами и др. Всем им необходимо обладать знаниями в сфере НДТ, причем спектр вопросов, которые подлежат рассмотрению в контексте наилучших доступных технологий, повышения ресурсоэф-фективности, сокращения негативного воздействия на окружающую среду (ОС), весьма широк. То есть речь идет о повышении квалификации десятков тысяч специалистов, работающих в самых различных областях.

Рассмотрим опыт подготовки и реализации наиболее известных проектов повышения квалификации кадров в области наилучших доступных технологий, реализованных в Российской Федерации в последние годы. Условно их можно разделить на четыре группы [4]:

Программы повышения квалификации должны учитывать не только отраслевую и региональную специфику, но и международные обязательства, принятые Российской Федерацией

► повышение квалификации в рамках международных проектов;

► повышение квалификации в корпоративных университетах промышленных компаний, предприятия которых отнесены к I категории негативного воздействия на ОС;

► повышение квалификации, организуемое ведущими университетами (прежде всего, технологическими);

► повышение квалификации в рамках мероприятий, осуществляемых Бюро наилучших доступных технологий (в том числе, на площадках промышленных предприятий).

Каждая из перечисленных групп характеризуется своими особенностями. 1. Международные проекты. Так, для международных проектов характерно:

► стремление к повышению осведомленности и развитие потенциала лиц, принимающих решения (например, руководителей Росприроднадзора и региональных органов власти, а также руководителей промышленных предприятий) [5];

► обеспечение глубокого понимания и необходимых базовых знаний для дальнейших практических действий как в области принципов НДТ в целом, так и в рамках нового законодательства в отношении выдачи КЭР объектам

I категории;

► стремление использовать принципы наилучших доступных технологий для поиска решения других проблем, прямо или косвенно связанных с увеличением негативного воздействия на окружающую среду;

► определение приоритетных регионов Российской Федерации для выполнения пилотных проектов; например

1 Редакция от 27.12.2019 в рамках сотрудничества со страна-

ми Северной Европы особое внимание уделяется уязвимым экосистемам Арктической зоны России;

► определение отраслей промышленности приоритетных регионов РФ, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду;

► внимание к трансграничному переносу загрязняющих веществ, в первую очередь в регионах Северо-Западного федерального округа Российской Федерации (сферы действия Хельсинкской комиссии) и Баренцева моря.

В целевые группы международных проектов входят:

► практики промышленных предприятий (технологи, экологи и т.п.), включенных в перечень пилотных 300 объектов I категории негативного воздействия на окружающую среду;

► сотрудники Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации;

► сотрудники (инспекторы) управлений Росприроднадзора;

► представители других органов исполнительной власти и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ);

► представители проектных, научных, образовательных и консультационных организаций, которые потенциально могут быть номинированы в качестве экспертов по НДТ для участия в процедурах рассмотрения программ повышения экологической эффективности, а также выдачи комплексных экологических разрешений.

2. Корпоративные университеты крупных промышленных предприятий.

Повышение квалификации в корпоративных университетах крупных промышленных предприятий, отнесенных к I категории, проводится в соответствии с потребностями конкретной компании и отличается:

► стремлением к уточнению разрабатываемых нормативных правовых актов (НПА) в области НДТ;

► вниманием к срокам выхода ключевых нормативных правовых актов и трактовке формулировок в проектах НПА, разрабатываемых уполномоченными ФОИВ;

► стремлением к получению готовых алгоритмов процедур составления заявки на КЭР и подготовки программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ);

► фокусом на отраслевых («вертикальных») ИТС НДТ, применимых к сфере деятельности предприятий компании;

► участием в практических упражнениях по подготовке заявки на КЭР и разработке ППЭЭ.

Целевые группы корпоративных занятий включают руководителей, специалистов технологических и экологических служб компании и, при наличии, ее дочерних обществ. 3. Ведущие российские университеты также активно участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации как в рамках организации самостоятельных курсов, так и на уровне экспертов. Основные особенности участия высших учебных заведений можно сформулировать следующим образом.

Внимание к компаниям приоритетных отраслей характерно, например, для Национального исследовательского университета «МЭИ», ведущего программы повышения квалификации кадров предприятий топливно-энергетического комплекса, или Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева (РХТУ им. Д.И. Менделеева), когда выпускники кафедр промышленной экологии, химической технологии силикатов, проблем устойчивого развития, менеджмента и маркетинга слушают не только отдельные курсы по НДТ, но и выполняют выпускные квалификационные работы по тематике наилучших доступных технологий [6, 7], а преподаватели и научные сотрудники университета участвуют в разработке информационно-технических справочников и национальных стандартов по НДТ, защищают по этой тематике диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Сегодня программы повышения квалификации предлагают Томский государственный университет, Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина, Ивановский государственный химико-технологический университет.

Подготовка программ во взаимодействии с международными проектами, например такими как российско-германский проект «Климатически нейтральная деятельность: внедрение наилучших доступных технологий в Российской Федерации» и международный проект с государствами Северной Европы «Внедрение наилучших доступных технологий в Баренцевом Евро-Арктическом регионе». Руководители проектов передали программы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РХТУ им. Д.И. Менделеева, Российскому университету дружбы народов, Томскому государственному университету и другим вузам.

Участие экспертов в разработке и реализации программ, предлагаемых как корпоративными университетами и международными проектами, так и Бюро НДТ; экспертное сообщество, формируемое в Российской Федерации, играет ключевую роль в принятии решения о том, является ли наилучшей доступной конкретная технология, применяемая на объекте негативного воздействия на окружающую среду [8].

Преподаватели РХТУ им. Д.И. Менделеева принимали активное участие в разработке программ повышения квалификации, в том числе отраслевых, проведении занятий во многих регионах Российской Федерации на базе целого ряда вузов, корпоративных университетов, в рамках международных проектов.

Целевыми группами программ подготовки кадров, реализуемых вузами, становятся как представители промышленности приоритетных отраслей или региональных компаний, так и преподаватели, инженеры, кандидаты в экспертное сообщество по НДТ, а также студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

4. Повышение квалификации, осуществляемое Бюро НДТ (в том числе

Слушатели программ повышения квалификации по наилучшим доступным технологиям

[Trainees of advanced training programmes in the field of BAT]

на площадках промышленных предприятий), основано на программах дополнительного профессионального образования (ДПО), разработанных сотрудниками Бюро НДТ совместно с ведущими преподавателями, проектировщиками, консультантами, российскими и международными экспертами. Одна из программ имеет общий характер, но содержит при этом практические примеры для ряда отраслей, другая сформирована как отраслевая для подготовки кадров предприятий по производству цемента; целлюлозно-бумажных; предприятий промышленности строительных материалов и предприятий, осуществляющих очистку сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений и городских округов. Программы утверждены Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 18.00.00 «Химические технологии». Особенности программ заключаются в следующем: ► очным занятиям (40 часов) предшествует самостоятельная проработка материала слушателями и выполнение курсовой работы (32 часа), в ряде случаев курсовая работа выполняется после завершения лекционных и практических занятий; темы работ слушатели выбирают таким образом, чтобы получить возможность обсуждения с экспертами и коллегами задач в области

Количество слушателей

□ Проектные, консультационные и общественные организации

внедрения НДТ, которые стоят перед их организациями;

► в основе программ лежат модульные подходы к разработке содержания и организации процессов повышения квалификации, нацеленные на достижение профессиональной компетентности в области НДТ;

► «общая» программа представляет собой базовый курс, направленный на рассмотрение концепции НДТ, ее эволюции в СССР, России и за рубежом, и анализ существующих НПА; в отраслевых программах особое внимание уделяется применимым «вертикальным» и межотраслевым ИТС, которые практики используют при подготовке программ повышения экологической эффективности и заявок на комплексные экологические разрешения.

Целевыми группами программ повышения квалификации стали (и становятся) представители промышленных предприятий I категории, сотрудники региональных (межтерриториальных) управлений Росприроднадзора, специалисты проектных и консультационных компаний.

По результатам опроса коллег, работающих в вузах, учреждениях дополнительного профессионального образования, выполняющих международные проекты, к настоящему времени программу ДПО по наилучшим доступным технологиям в полном объеме (72 часа) освоили более 1000 человек; слушатели представляли промышленные предприятия, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательские, консультационные, проектные, общественные (некоммерческие) организации (см. рисунок).

В период распространения коро-навирусной инфекции информационно-методические материалы, размещенные на сайтах вузов, Бюро НДТ, Эколайн и др., продолжают привлекать внимание специалистов, более того, число посетителей растет, а новые курсы планируются так, чтобы в дистанционном режиме могла быть освоена большая часть материала.

Как уже было отмечено, программа, подготовленная Бюро НДТ, носит модульный характер и на ее основе организуются также занятия в объеме 16-32 часов, стажировки (в том числе международные) для сотрудников промышленных предприятий и представителей других заинтересованных сторон. Особую роль в распространении информации играют деловые игры, которые в ряде случаев предшествуют проведению курса повышения квалификации. В деловых играх, организованных Бюро НДТ совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и международными проектами, приняли участие более 700 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Московской, Мурманской, Рязанской, Свердловской, Тульской, Тюменской областях, в Красноярском крае, Республиках Карелия и Коми, Ненецком автономном округе.

Важной особенностью деловых игр является моделирование реальных условий подготовки и рассмотрения заявок на комплексные экологические разрешения, программ повышения экологической эффективности, оснащения источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля, что позволяет всем участникам сформулировать рекомендации, которые могут быть приняты во внимание при разработке и совершенствовании законодательных и нормативных правовых актов в области НДТ.

Таким образом, по итогам проведения в 2016-2020 годах мероприятий по повышению квалификации в области НДТ можно сформулировать следующие основные особенности, характеризующие данный процесс в России: 1. Концепция наилучших доступных технологий основана на принципе последовательного улучшения, она непрерывно совершенствуется, уточняется, расширяется спектр областей ее применения [9], поэтому потребности в подготовке кадров будут постоянно

Подготовка кадров в сфере НДТ представляет собой неотъемлемую часть инфраструктуры ресурсно-технологической трансформации промышленности

расти, и значимость задач, стоящих перед учреждениями дополнительного профессионального образования и высшими учебными заведениями, нельзя недооценивать.

2. Разрабатывать новые направления подготовки бакалавров или магистров «Наилучшие доступные технологии» нецелесообразно; напротив, студенты, обучающиеся по направлениям подготовки, связанным с развитием технологий, рациональным природопользованием, законодательством и управлением, менеджментом и экономикой природопользования, должны получить компетенции, которые позволят им учитывать требования НДТ в практической деятельности [4].

3. Разработка и реализация программ повышения квалификации потребует усиления взаимодействия между всеми сторонами, заинтересованными в достижении национальных целей и приоритетных задач в сфере устойчивого экономического роста, технологического развития, повышения ресурсоэф-фективности экономики и сокращения негативного воздействия на окружающую среду [10].

4. В рамках реализации программ повышения квалификации следует использовать международный опыт передовых стран (Северная Европа, Германия, Великобритания, США) в области внедрения НДТ.

5. Программы повышения квалификации должны учитывать не только отраслевую и региональную специфику, но и международные обязательства, принятые Российской Федерацией на государственном или региональном уровне (Баренцев Евро-Арктический регион, Арктическая зона Российской Федерации) [11].

Статья поступила в редакцию 8.05.2020

Заключение

Подготовка кадров в сфере наилучших доступных технологий представляет собой неотъемлемую часть инфраструктуры ресурсно-технологической трансформации промышленности. Ключевую роль в формировании такой инфраструктуры играет Бюро НДТ, работающее в тесном взаимодействии с ведущими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими, проектными, консультационными и общественными организациями.

Последовательное совершенствование законодательства и нормативной правовой базы, развитие технологических, технических и управленческих решений обусловливают необходимость в повышении квалификации кадров и обеспечении заинтересованных сторон адекватной информацией о наилучших доступных технологиях. Международный и российский опыт свидетельствует о том, что потребности в подготовке кадров будут постоянно расти; прежде всего, речь идет о повышении квалификации десятков тысяч специалистов предприятий самых разных отраслей промышленности, расположенных во всех субъектах Российской Федерации.

Студенты ведущих российских вузов, обучающиеся по направлениям подготовки, связанным с развитием технологий, рациональным природопользованием, законодательством и управлением, менеджментом и экономикой природопользования и др., уже получают компетенции, которые позволят им учитывать требования НДТ в практической деятельности. В то же время неготовность ряда преподавателей принять концепцию НДТ, отойти от привычных приоритетов прошлого (первоочередного внимания к технике защиты окружающей среды, решениям «на конце трубы») приводит в некоторых случаях к поверхностному рассмотрению принципов наилучших доступных технологий и даже непониманию сути эколого-технологической и ресурсной трансформации промышленности России.

Разработка и реализация программ повышения квалификации кадров происходят одновременно с формированием экспертного сообщества в области НДТ, в условиях тесного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в достижении национальных целей, приоритетных задач и выполнении международных обязательств Российской Федерации. ■

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

4. Скобелев Д.О. Информационно-методическая поддержка эколого-технологической модернизации экономики Российской Федерации // Управление. — 2019. — Т. 7. — № 4; URL: https://upravlenie.guu.ru/jour/article/view/244/195.

5. Гусева Т.В., Дайман С.Ю., Хотулева М.В., Виниченко В.Н., Веницианов Е.В., Молчанова Я.П., Заика Е.А. Экологическая информация и принципы работы с ней. — М.: СОЭС, 1998.

6. Гусева Т.В., Бегак М.В., Молчанова Я.П., Аверочкин Е.М., Вартанян М.А. Перспективы внедрения наилучших доступных технологий и перехода к комплексным экологическим разрешениям в производстве стекла и керамики // Стекло

и керамика. — 2014. — № 7.

7. Guseva T., Potapova E., Tikhonova I., Molchanova Ya., Begak M. Training Russian Practitioners in Best Available Techniques and Integrated Environmental Permits. In: Proceedings of the 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM. 2018. Vol. 18. Is. 5.1.

8. Tikhonova I., Guseva T., Molchanova Ya., Vartanyan M., Makarov N. Best Available Techniques, Emission Limit Values and Environmental Self-Monitoring Requirements: Challenges to Russian Industries. In: Proceedings of the 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM. 2018. Vol. 18. Is. 5.1.

9. Волосатова А.А., Морокишко В.В., Цай М.Н., Бегак М.В. Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 1.

10. Скобелев Д.О. Формирование инфраструктуры ресурсно-технологической трансформации промышленности // Экономика устойчивого развития. — 2020. — № 1(41).

11. Скобелев Д.О., Микаэльссон О. Наилучшие доступные технологии как критерии исключения российских промышленных предприятий из списка экологических «горячих точек» Баренцева Евро-Арктического региона // Экономика устойчивого развития. — 2020. — № 2(42).

Best Available Techniques: Urgent Training Tasks

A.V. Malkov1, Dmitry Mendeleev Russian University of Chemical Technology (MUCTR), Dr. of Science I.O. Tikhonova2, MUCTR, PhD

M.V. Begak3, 4, St. Petersburg Research Centre for Environmental Safety RAS, TC 113 Best Available Techniques, PhD K.A. Shchelchkov5, Research Institute Environmental Industrial Policy Centre (Bureau of Best Available Techniques)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Professor, UNESCO Department Green Chemistry for Sustainable Development, Moscow, Russia

2 Associate Professor of the Department, BAT Expert, Moscow, Russia

3 4 Leading Researcher, Deputy Chairman, St. Petersburg, Russia

5 Deputy Head of the Research and Development Department, Moscow, Russia

Citation: Malkov A.V., Tikhonova I.O., Begak M.V., Shchelchkov K.A. Best Available Techniques: Urgent Training Tasks, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 5, pp. 3-9. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10501

Training in the field of Best Available Techniques (BAT) is an integral part of the infrastructure resource and technological transformation of industry. International and Russian experience indicates that training needs will constantly grow. In the given article we have presented the current situation in the field of the regulation based on Best Available Techniques (BAT) and have outlined the main areas for staff training on BAT issues using examples of Russian and international projects. We have described possible approaches to the professional qualification improvement of representatives of the regulated community, federal and regional authorities and consulting companies, training and research institutions needed to practically participate in the environmental and technological modernisation on the principles of Best Available Techniques.

1. RF Government Decree of 28.09.2015 N 1029 On approval of criteria for classifying objects that have a negative impact on the environment as objects of categories I, II, III and IV.

2. RF Federal Law of 10.01.2002 N 7-FZ On environmental protection.

3. RF Ministry of Natural Resources and Ecology Order of 18.04.2018 N 154 On approval of the list of objects that have a negative impact on the environment, belonging to the I category, the contribution of which to the total emissions and discharges of pollutants in the Russian Federation is not less than 60 percent.

4. Skobelev D.O. Informatsionno-metodicheskaya podderzhka ekologo-tekhnologicheskoy modernizatsii ekonomiki Rossiyskoy Federatsii [Information and methodological support for environmental and technological modernization of the Russian Federation economy], Upravlenie, 2019, v. 7, no. 4; https://upravlenie.guu.ru/jour/article/view/244/195.

5. Guseva T.V., Dayman S.Yu., Khotuleva M.V., Vinichenko V.N., Venitsianov E.V., Molchanova Ya.P., Zaika E.A. Ekologicheskaya informatsiya i printsipy raboty s ney [Environmental information and principles for working with it], Moscow, SOES, 1998.

6. Guseva T.V., Begak M.V., Molchanova Ya.P., Averochkin E.M., Vartanyan M.A. Perspektivy vnedreniya nailuchshikh dostupnykh tekhnologiy i perekhoda k kompleksnym ekologicheskim razresheniyam v proizvodstve stekla i keramiki [Prospects for the implementation of the best available techniques and the transition to integrated environmental permits in the production of glass and ceramics], Steklo

i keramika, 2014, no. 7, pp. 26-36.

7. Guseva T., Potapova E., Tikhonova I., Molchanova Ya., Begak M. Training Russian Practitioners in Best Available Techniques and Integrated Environmental Permits. In: Proceedings of the 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM, 2018, vol. 18, no. 5.1, pp. 313-320.

8. Tikhonova I., Guseva T., Molchanova Ya., Vartanyan M., Makarov N. Best Available Techniques, Emission Limit Values and Environmental Self-Monitoring Requirements: Challenges to Russian Industries. In: Proceedings of the 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM, 2018, vol. 18, no. 5.1, pp. 121-128.

9. Volosatova A.A., Morokishko V.V., Tsay M.N., Begak M.V. Analiz pravovogo regulirovaniya polucheniya kompleksnogo ekologicheskogo razresheniya [Granting integrated environmental permits: legal regulation analysis], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2020, no. 1, pp. 18-25.

10. Skobelev D.O. Formirovanie infrastruktury resursno-tekhnologicheskoy transformatsii promyshlennosti [Formation of infrastructure of resource-technological industry transformation], Ekonomika ustoychivogo razvitiya, 2020, no. 1(41), pp. 162-167.

11. Skobelev D.O., Mikael'sson O. Nailuchshie dostupnye tekhnologii kak kriterii isklyucheniya rossiyskikh promyshlennykh predpriyatiy iz spiska ekologicheskikh goryachikh tochek Barentseva Evro-Arkticheskogo regiona [The best available techniques as criteria for

the exclusion of Russian industrial enterprises from the list of environmental hot spots of the Barents Euro-Arctic region], Ekonomika ustoychivogo razvitiya, 2020, no. 2(42), pp. 171-177.

key words

staff, resource efficiency, environmental performance enhancement programmes, professional development, continual improvement

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.