Научная статья на тему 'Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения'

Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
700
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕНА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК / КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ / ENVIRONMENT / ENTERPRISE / NEGATIVE IMPACT ON ENVIRONMENT / BEST AVAILABLE TECHNOLOGIES / INFORMATION AND TECHNICAL REFERENCE BOOK / INTEGRATED ENVIRONMENTAL PERMIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волосатова А. А., Морокишко В. В., Цай М. Н., Бегак М. В.

Дается анализ правового регулирования механизма получения комплексного экологического разрешения в 2019 году, рассмотрено действующее и разрабатываемое законодательство, обеспечивающее переход промышленности на новое технологическое нормирование, а также процесс регулирования отношений между представителями власти и хозяйствующими субъектами в ходе технического перевооружения промышленных объектов и внедрения наилучших доступных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волосатова А. А., Морокишко В. В., Цай М. Н., Бегак М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Granting Integrated Environmental Permits: Legal regulation Analysis

The article offers an analysis of the legal regulation in the field of granting integrated environmental permits. It provides an overview of the current and expected legislation aiming at the transition of industry to new, technological regulation, as well as regulating relations between the authorities and industry in the process of technological modernization on the basis of Best Available Techniques.The experience of interaction of pilot enterprises with state authorities within the permitting procedure will be considered in the next article. Training of representatives of government authorities considering applications and employees of industries and consulting companies involved in the development of these applications remains a very important issue. This problem requires an integrated approach developed at the state level, we believe. It can be solved by running centralized training of specialists, for instance, within the framework of the Federal project ‘Implementation of the Best Available Techniques’.

Текст научной работы на тему «Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения»

18 ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Компетентность / Competency (Russia) 1/2020

DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-1-0104

Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения

Дается анализ правового регулирования механизма получения комплексного экологического разрешения в 2019 году, рассмотрено действующее и разрабатываемое законодательство, обеспечивающее переход промышленности на новое технологическое нормирование, а также процесс регулирования отношений между представителями власти и хозяйствующими субъектами в ходе технического перевооружения промышленных объектов и внедрения наилучших доступных технологий

A.А. Волосатова1

ФГАУ «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики» (ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»)

B.В. Морокишко2

ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»

М.Н. Цай3

ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»

М.В. Бегак4 5

ФГБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности Российской академии наук (НИЦЭБ РАН)», ФГАУ «НИИ «ЦЭПП», канд. техн. наук

1 заместитель директора, Москва, Россия

2 ведущий юрисконсульт, Москва, Россия

3 юрисконсульт, Москва, Россия 4' 5 ведущий научный сотрудник, Москва, Россия

Для цитирования: Волосатова А.А., Морокишко В.В., Цай М.Н., Бегак М.В. Анализ правового регулирования получения комплексного экологического разрешения // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 1. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0104

ключевые слова

окружающая среда, предприятие, негативное воздействие на окружающую среду, наилучшие доступные технологии, информационно-технический справочник, комплексное экологическое разрешение

еотъемлемои частью современных социально-экономических систем является промышленность, от состояния которой зависит удовлетворение потребностей общества. Жизнедеятельность общества напрямую связана с экономическим развитием.

Развитие промышленности происходит под влиянием не только экономических, но и экологических интересов общества, которые могут вступать между собой в противоречие. Если для обеспечения экономического роста индустриального общества необходимо увеличение промышленного производства, то экологические интересы состоят в защите природной среды от негативного воздействия, оказываемого промышленными предприятиями и связанными с ними инфраструктурными объектами. Благоприятная окружающая среда (далее — ОС) — один из ключевых компонентов устойчивого развития общества.

Государственная политика по вопросам экологической безопасности определена Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 [1]. Одним из основных ее направлений является стимулирование внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), то есть технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемых на основе современных достижений науки, техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды (далее — ООС), при наличии технической возможности их применения [2].

Комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и

неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий, был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 398-р (с последующими изменениями и дополнениями) [3]. При этом переход к новой системе регулирования осуществляется поэтапно.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2018 № 2041 правительству к 2025 году необходимо обеспечить применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на ОС, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий [4].

Правовое регулирование комплексного экологического разрешения: 2019-2020 годы

С 2014 по 2018 год была проведена работа по формированию нормативной правовой базы и документов национальной системы стандартизации.

Основополагающим законодательным актом стал Федеральный закон «Об охране окружающей среды»2 (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) [2], который затрагивает основы деятельности в области экологической безопасности с рассчитанным на длительный период внедрением НДТ.

Ключевым изменением явилось введение новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей достижение технологических нормативов, устанавливаемых с применением технологических показателей, не превышающих аналогичных показателей наилучших доступных технологий.

Нормативное закрепление НДТ произошло с использованием нового документа по стандартизации — информационно-технического справочника (далее — ИТС), содержащего систематизированные данные в определенной области и включающего в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Разработка справочников НДТ осуществлялась в соответствии с поэтапным планом-графиком, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р [5]. В настоящее время выпущен 51 справочник.

Координация их разработки осуществлялась Бюро наилучших доступных технологий (далее — Бюро НДТ). Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 № 1508 «О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий» [6] организацией, осуществляющей функции Бюро НДТ, стало Федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики».

Порядок определения технологии в качестве НДТ, правила разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по НДТ установлены3 Правительством РФ [7].

ИТС НДТ разрабатывались специально созданными техническими рабочими группами, в состав которых вошли представители промышленных предприятий, ассоциаций, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, а также некоммерческие юридические лица [8].

Следующий этап внедрения НДТ, закрепленный в виде обязанности в статье 31.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» [2], предполагает выдачу комплексных экологических разрешений (КЭР). Получить КЭР в первую очередь обязаны триста промышленных объектов I категории, суммарно производящие более 60 процентов загрязнений на территории России. Их перечень утвержден Приказом Мин-

В 2014-2019 годах в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, документы национальной стандартизации, устанавливающие порядок выдачи комплексных экологических разрешений

природы от 18.04.2018 № 154 [9]. Критерии отнесения предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 [10].

Постановка объектов НВОС на государственный учет в уполномоченном правительством федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Федерации в соответствии с их компетенцией проходила в рамках первого этапа перехода на наилучшие доступные технологии параллельно с разработкой справочников НДТ и с одновременным присвоением подобным предприятиям соответствующей категории [11].

Таким образом, в настоящее время все промышленные объекты распределены по категориям и каждый хозяйствующий субъект информирован о том, какие разрешительные документы ему необходимы для продолжения работы.

При этом предприятиям I категории в процессе перехода на НДТ нужно не только получить комплексное экологическое разрешение, но и выполнить следующие условия:

► разработать и утвердить программу производственного экологического контроля;

► оснастить стационарные источники системами автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

► разработать и утвердить программу повышения экологической эффектив-

1 О национальных целях

и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (в ред. Указа Президента РФ от 19.07.2018 № 444)

2 в ред. ФЗ от 21.07.2014

№ 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

3 от 28.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации

и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям»

4 О внесении изменений в ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе» и ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты

ности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов (сбросов), технологических нормативов в случае невозможности их соблюдения.

Вместе с тем, Федеральным законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ4 были внесены изменения, касающиеся сроков действия:

► разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

► лимитов на выбросы загрязняющих веществ;

► разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;

► нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные документы и разрешения, полученные природопользовате-лями до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока их действия или до дня получения КЭР в соответствии с новым законодательством.

Принятие Федерального закона № 496-ФЗ было вызвано объективно сложившимися обстоятельствами, когда в отсутствии нормативной правовой базы возникала угроза невозможности дальнейшего ведения хозяйственной деятельности. Множество предприятий, включенных в Перечень 300, переоформили разрешительную документацию по старым правилам до 1 января 2019 года.

Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143. Данный документ оказался одним из самых сложных для разработки и согласования. Практики ожидают, что постановление будет пересмотрено после внесения изменений (теперь уже в ФЗ-7), которые обсуждаются в течение длительного времени. Тем не менее, сейчас действующим является именно этот документ и первые объекты из «списка трехсот» могут получить комплексные экологические разрешения в порядке, им установленном [12].

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим про-

цедуру рассмотрения заявок и выдачу КЭР, определен Росприроднадзор (и его территориальные органы).

Форма заявки на получение КЭР содержится в приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.20018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» [13].

Информационное содержание заявки в настоящее время регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ [2]. Заявка должна быть подана не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия КЭР, полученного ранее.

Если заявитель не может соблюсти технологические показатели, норматив допустимых выбросов, норматив допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), то он прилагает:

► проект программы повышения экологической эффективности, разработанной в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ [2];

► планируемые временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы с указанием объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в текущий момент, на период реализации программы повышения экологической эффективности и после ее реализации.

Технологические показатели НДТ регулируются нормативными документами в области охраны окружающей среды на основе ИТС НДТ. К моменту написания настоящей статьи утверждено 37 соответствующих приказов Минприроды России. Документ, определяющий технологические показатели НДТ для сжигания топлива на крупных промышленных установках в целях производства энергии, находится на регистрации в Минюсте России.

При этом Федеральным законом № 7-ФЗ5 установлено специальное регулирование для централизованных систем водоотведения поселений или округов. Технологические показатели НДТ в данной сфере на основе ИТС НДТ 10-2015 и правила отнесения водных объектов к определенным категориям для разработки соответствующих показателей наилучших доступных технологий определены постановлениями Правительства РФ.

В настоящее время в системе технологического нормирования существует несогласованность требований санитарного законодательства, рыбохозяй-ственных нормативов с требованиями НДТ. В связи с этим для промышленных предприятий устанавливаются более жесткие показатели, чем требования наилучших доступных технологий.

Требования к программе производственного экологического контроля (далее — программа ПЭК) утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 [14] и содержат сведения об инвентаризации выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства, потребления и объектов их размещения, о лабораториях, а также периодичности и методах проведения производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Объекты I категории будут обязаны создать систему автоматического контроля, которая станет неотъемлемой частью программы ПЭК. Правила создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении правил создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» [15]. Системы автоматического контроля на предприятиях различных отраслей промышленности могут иметь отраслевые различия, связанные с особенностями производственных процессов, учетом положений информационно-технических справочников по наилучшим

Получить КЭР в первую очередь обязаны триста промышленных объектов I категории, суммарно производящие более 60 процентов загрязнений на территории России

доступным технологиям и требований национальных стандартов.

Программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) разрабатывается в случае невозможности объектов I категории соблюсти технологические показатели. В отношении объектов II и III категорий разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно приказу Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» [16] ППЭЭ должна включать в себя приоритетные задачи, перечень мероприятий по внедрению НДТ, источники их финансирования, а также информацию о действующих на объекте наилучших доступных технологиях. Срок реализации ППЭЭ — семь лет, для предприятий, производящих продукцию (товары), выполняющих работы, оказывающих услуги, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, эксплуатируемых градообразующими организациями и федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, — 14 лет.

Анализ и оценка ППЭЭ возложены на Межведомственную комиссию по рассмотрению программ повышения экологической эффективности (далее — МВК), которую в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 создает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [17]. В состав МВК входят представители феде- 5 Далее — № 7-ФЗ

6 Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах

ральных и региональных органов государственной власти, государственной корпорации «Росатом», общественных и экспертных организаций. Подача проекта программы и последующий обмен документами производится с использованием государственной информационной системы промышленности. Решение об одобрении проекта программы принимается МВК по итогам голосования, при этом представители региональных органов исполнительной власти принимают в нем участие, если проект программы разработан для объекта I категории, расположенного на территории данного субъекта Федерации. Следует отметить, что в соответствии с положениями № 7-ФЗ [2] судебный порядок оспаривания решения данной комиссии не предусмотрен, что на практике может привести к юридическим казусам.

Для получения КЭР необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора по месту размещения объекта НВОС. Получив заявку, территориальный орган Росприрод-надзора в течение 5 рабочих дней должен проверить полученные документы на соответствие требованиям № 7-ФЗ и уведомить заявителя о приеме заявки к рассмотрению или об отказе от него. Для обеспечения прозрачности данной процедуры текст заявки размещается на официальном сайте ведомства.

При этом территориальный орган Росприроднадзора запрашивает у территориального органа Роспотребнад-зора копии документов, подтверждающих соответствие информации, представленной в заявке, санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Решение о выдаче КЭР или об отказе должно быть принято в течение 25 календарных дней после приема заявки к рассмотрению. Заявитель обязан уплатить государственную пошлину в размере 9,5 тысячи рублей на основании пп. 2 п. 118 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации [18]. Копию документа, подтверждающего оплату пошлины, предоставлять не надо, поскольку эти сведения отражены в ГИС ГМП6.

Комплексное экологическое разрешение выдается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы сроком на 7 лет. Считаем важным отметить, что перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2017 № Пр-140ГС, данным по итогам состоявшегося 27.12.2016 заседания Государственного совета РФ [19], установлена необходимость разработки и внесения изменений в законодательство, предусматривающих уточнение порядка выдачи КЭР, в частности исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения. Однако до настоящего времени соответствующие изменения не внесены, что существенно увеличивает срок получения этого документа.

В случае отказа в выдаче КЭР юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеет право на повторное обращение.

Полученное разрешение может быть продлено еще на семь лет при совокупности следующих условий:

► соблюдения установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

► отсутствия задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду;

► своевременного представления отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду;

► выполнения ППЭЭ в установленные сроки (при ее наличии).

Заявка на продление срока действия КЭР подается в территориальный орган Росприроднадзора в про-

извольной форме с указанием даты выдачи и номера разрешения. Предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок подачи — не позднее чем за 4 месяца до истечения срока действия КЭР. Если на объекте в период действия разрешения были изменены технологические процессы основных производств, заменено оборудование, что повлекло за собой изменения установленных объемов или массы выбросов загрязняющих веществ, то разрешение подлежит пересмотру. При увеличении объемов и (или) масс выбросов загрязняющих веществ до 70 процентов разрешение пересматривается частично, в остальных случаях — полностью. Алгоритм действий по пересмотру КЭР аналогичен алгоритму, установленному правилами получения разрешения. При частичном пересмотре выдается приложение, которое становится неотъемлемой частью КЭР, при полном пересмотре заявитель получает новое разрешение.

В случае реорганизации юридического лица КЭР можно переоформить. Срок переоформления — 15 рабочих дней.

По инициативе заявителя в КЭР могут быть внесены изменения. Срок рассмотрения заявки на внесение изменений также составляет 15 рабочих дней. По итогам рассмотрения клиенту направляется разрешение с изменениями или отказ с указанием причин.

Территориальный орган Роспри-роднадзора вправе отозвать ранее выданное КЭР в случае, если предприятие снято с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, или по решению суда вследствие нарушения законодательства. Решение об отзыве КЭР размещается на официальном сайте ведомства.

В настоящее время, несмотря на проблемы, возникающие при существующем порядке выдачи КЭР, 16 российских промышленных предприятий получили эти важные документы7.

В настоящее время каждый хозяйствующий субъект информирован о том, какие разрешительные документы ему необходимы для продолжения работы

Заключение

Проведенный анализ показывает, что необходимо продолжить совершенствование законодательства с учетом правоприменительной практики. С принятием Федерального закона № 453-ФЗ необходимо в кратчайшие сроки разработать изменения в Постановление Правительства РФ № 143, дополнив его процедурой рассмотрения заявки и механизмом реализации полномочий Минпромторга России по осуществлению оценки соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям.

Кроме того, необходимо разрешить проблему несогласованности требований санитарного законодательства, ры-бохозяйственных нормативов с требованиями НДТ, что на практике приводит к установлению для промышленных предприятий более высоких показателей. Повторно отметим, что показатель Федерального проекта «Внедрение НДТ» в 2019 году успешно достигнут — 16 промышленных предприятий получили эти важные документы.

Опыт взаимодействия «пилотных» предприятий с органами государственной власти в процессе получения КЭР станет основой для следующей статьи. Важным вопросом остается подготовка кадров как в органах государственной власти, осуществляющих рассмотрение заявки на получение КЭР, так и в организациях, занимающихся разработкой разрешительной документации для предприятий. Указанная

проблема требует комплексного подхо- 7 показатель Федерального проекта да, выработанного на государственном «Внедрение НТД» успешно достигнут

уровне, и может быть решена путем Таким образом, в 2014-2019 годах организации централизованного обу- в Российской Федерации были приня-чения специалистов, в том числе в рам- ты нормативно-правовые акты, докуках одного из мероприятий Федераль- менты национальной стандартизации, Статья поступила ного проекта «Внедрение наилучших устанавливающие порядок выдачи ком-в редакцию 10.11.2019 доступных технологий». плексных экологических разрешений. ■

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. — 24.04.2017. — № 17, ст. 2546.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. — 14.01.2002. — № 2, ст. 133.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 398-р.

4. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.07.2014. — № 30 (часть I), ст. 4220.

5. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2014 № 2178-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 7.07.2016 № 1444-р, от 24.05.2018 № 968-р).

6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 №1508 «О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий» // Собрание законодательства РФ. — 9.01.2017. — № 2 (часть I), ст. 340.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» // Собрание законодательства РФ. — 5.01.2015. — № 1 (часть II), ст. 253.

8. Скобелев Д.О., Чечеватова О.Ю., Гусева Т.В. Компетентностно-ориентированное управление экспертными группами в области НДТ // Компетентность. — 2017. — № 5(146).

9. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

10. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 5.10.2015. — № 40, ст. 5566.

11. Скобелев Д.О., Гусева Т.В., Чечеватова О.Ю., Санжаровский А.Ю., Щелчков К.А., Бегак М.В. Сравнительный анализ процедур разработки и пересмотра справочных документов по наилучшим доступным технологиям в Европейском союзе и РФ. — М.: Перо, 2018.

12. Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» // Собрание законодательства РФ. — 25.02.2019. — № 8, ст. 777.

13. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

14. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

15. Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 «Об утверждении правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» // Собрание законодательства РФ. — 18.03.2019. — № 11, ст. 1146.

16. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».

17. Постановление Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» // Собрание законодательства РФ. — 28.09.2015. — № 39, ст. 5414.

18. Налоговый кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. — 3.08.1998. — № 31; 7.08.2000. — № 32.

19. Поручение Президента РФ от 24.01.2017 № Пр-140ГС.

Как подготовить рекламу для журнала^Жомпетентность»

Рекламные статьи редакция оформляет в соответствии с макетом, принятым в журнз для статей этой категории. Допустимые форматы текст файлов: TXT, RTF, D0C

/

Допустимые форматы графических файлов и готовых модулей: логотипы, графики, доаюаммы, схемы — AI 8-й версии

(EPS, текст переведен в кривые); фотографии - TIFF, JPEG (Grayscale, RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi

Kompetentnost / Competency (Russia) 1/2020

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0104

Granting Integrated Environmental Permits: Legal regulation Analysis

A.A. Volosatova1, Federal State Autonomous Institution Research Institute (Environmental Industrial Policy Centre) FSAI RI EIPC

V.V. Morokishko2, FSAI RI EIPC M.N. Tsay3, FSAI RI EIPC

M.V. Begak4, 5, Federal State Budgetary Institution of Science St. Petersburg Research Center for Environmental Safety of the Russian Academy of Sciences, FSAI RI EIPC, Dr.

1 Deputy Director, Moscow, Russia

2 Leading Legal Counsel, Moscow, Russia

3 Legal Advisor, Moscow, Russia

4 5 Leading Researcher, Moscow, Russia

Citation: Volosatova A.A., Morokishko V.V., Tsay M.N., Begak M.V. Granting Integrated Environmental Permits: Legal regulation Analysis, Kompetentnost / Competency (Russia), 2020, no. 1, pp. 18-25. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0104

The article offers an analysis of the legal regulation in the field of granting integrated environmental permits. It provides an overview of the current and expected legislation aiming at the transition of industry to new, technological regulation, as well as regulating relations between the authorities and industry in the process of technological modernization on the basis of Best Available Techniques.

The experience of interaction of pilot enterprises with state authorities within the permitting procedure will be considered in the next article. Training of representatives of government authorities considering applications and employees of industries and consulting companies involved in the development of these applications remains a very important issue. This problem requires an integrated approach developed at the state level, we believe. It can be solved by running centralized training of specialists, for instance, within the framework of the Federal project 'Implementation of the Best Available Techniques'.

References

1. RF President Decree of 19/04/2017 N 176 On the Strategy for the Environmental Safety of the Russian Federation for the period until 2025, RF Legislation Collection, 24/04/2017, no. 17, Art. 2546.

2. RF Federal Law of 01.10.2002 N 7-FZ On Environmental Protection, RF Legislation Collection, 01/14/2002, no. 2, Art. 133.

3. RF Government Order of 31/10/2014, N 398-r.

4. RF Federal Law of 21/07/2014 N 219-FZ On Amendments to the Federal Law On Environmental Protection, RF Legislation Collection, 28/07/2014, no. 30 (Part I), Art. 4220.

5. RF Government Order of 31/10/2014 N 2178-r (as amended of the RF Government Order of 7/07/2016 N 1444-r; of 24/05/2018 N 968-r).

6. RF Government Decree of 28/12/2016 N 1508 On Certain Issues of the Activities of the Bureau of the Best Available Technologies, RF Legislation Collection, 1.01.2017, no. 2 (Part I), Art. 340.

7. RF Government Decree of 23/12/2014 N 1458 On the procedure for determining technology as the Best Available Technology, as well as the development, updating and publication of information and technical guides on the Best Available Technologies, RF Legislation Collection, 5.01.2015, no. 1 (part II), Art. 253.

8. Skobelev D.O., Chechevatova O.Yu., Guseva T.V. Competency-oriented management of expert groups working in the field of Best Available Techniques, Kompetentnost', 2017, no. 5(146), pp. 12-17 (In Russia).

9. RF Ministry of Natural Resources and Ecology Order of 18/04/2018 N 154 On approval of the list of facilities that have a negative impact on the environment, belonging to category I, whose contribution to total emissions, discharges of pollutants in the Russian Federation is at least 60 percent.

10. RF Government Decree of 28/09/2015 N 1029 On the approval of criteria for classifying objects that have a negative impact on the environment as objects of categories I, II, III and IV, RF Legislation Collection, 5/10/2015, no. 40, Art. 5566.

key words

environment, enterprise, negative impact on environment, Best Available Technologies, Information and Technical Reference book, integrated environmental permit

11. Skobelev D.O., Guseva T.V., Chechevatova O.Yu., Sanzharovskiy A.Yu., Shchelchkov K.A., Begak M.V. A comparative analysis of the development and revision of reference documents on the Best Available Technologies in the European Union and the Russian Federation, Moscow, Pero, 2018, 88 P. (In Russia).

12. RF Government Decree of 13/02/2019 N 143 On the procedure for issuing integrated environmental permits, their re-issuance, revision, amending and revoking them, RF Legislation Collection, 25/02/2019, no. 8, Art. 777.

13. RF Ministry of Natural Resources and Ecology Order of 10/10/2018 N 510 On approval of the application form

for a comprehensive environmental permit and the form of integrated environmental permit.

14. RF Ministry of Natural Resources and Ecology Order

of 28/02/2018 N 74 On approval of the requirements for the content of the industrial environmental control program, the procedure and deadlines for submitting a report on the organization and the results of industrial environmental control.

15. RF Government Decree of 13/03/2019 N 262 On approval of the rules for the creation and operation of a system

for the automatic control of pollutant emissions and (or) pollutant discharges, RF Legislation Collection, 03/18/2019, no. 11, Art. 1146.

16. RF Ministry of Natural Resources and Ecology Order

of 17/12/2018 N 666 On approval of the rules for developing a program to increase environmental efficiency.

17. RF Government Decree of 21/09/2015 N 999

On the Interdepartmental Commission for the Review of Programs for Improving Environmental Efficiency, RF Legislation Collection, 28/09/2015, no. 39, Art. 5414.

18. RF Tax Code, RF Legislation Collection, 3/08/1998, no. 31, pp. 7152-7219, 7/08/2000, no. 32, pp. 6421-6527.

19. RF President Order of 24/01/2017 N Pr-140GS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.