Н. Ф. КАТАНОВ: ПУТЬ В НАУКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ*
А. Д. Каксин
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В мае 2012 года научная общественность России и тюркоязычных стран широко отметила 150-летие со дня рождения ученого-востоковеда, получившего мировое признание, выдающегося сына хакасского народа, профессора Николая Федоровича Катанова. Н. Ф. Катанов, как настоящий большой ученый своего времени, проявил себя в самых разнообразных сферах науки и образования: он был замечательным тюркологом-лингвистом, этнографом и фольклористом, превосходным нумизматом, музееведом и деятелем книги. Последнюю характеристику ему дали в советское время: именно тогда было подмечено, что Н. Ф. Катанов был не просто книгочеем, а неутомимым собирателем дорогих, ценных книг, прекрасным библиографом, составителем сборников, каталогов, литературных обзоров, указателей, а также непревзойденным рецензентом и комментатором трудов по тюркологии и востоковедению.
«Лично я люблю свою страну, как мать, а свою науку - как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Эти слова приписывают великому химику Д. И. Менделееву [1, с. 8]. Но думаем, что и выдающийся тюрколог и востоковед Н. Ф Катанов мог точно так же высказаться о себе и своей работе. Эти два замечательных ученых (из разных, конечно, сфер науки, но в данном случае это различие несущественное) были современниками, хотя Д. И. Менделеев был значительно старше (Д. И. Менделеев 1834-1907; Н. Ф. Катанов 1862-1922). В жизни они, вероятно, не встречались, хотя могли. Вероятность их встречи в Санкт-Петербурге была значительной, но, даже если они не встречались, можно утверждать: Н. Ф. Катанов, проторив свой путь в науке, в общих чертах повторил судьбу Д. И. Менделеева. Он также пришел из Сибири и в центре России сделал все от него зависящее во благо России и российской науки.
Путь свой в науке молодой Н. Катанов начал очень рано: еще в Красноярске, завершая учебу в гимназии, которая длилась восемь лет (1876-1884), он написал замечательную «Грамматику сагайского наречия» (18821884). Поражает даже не столько сам, довольно обширный, текст этого труда, сколько пространное, но очень емкое введение, где, в числе прочего, называются немногочисленные работы предшественников и формулируется ясно осознанная цель молодого исследователя:
«В отношении грамматики обработано только Койбальское наречие (“Versuch einer Koibalischen und Karagassischen Sprachlehre M.Alexander Castren’s. Peterburg. 1857”). Из книг, касающихся народной литературы Минусинских татар, сколько нам известно, до сих пор изданы кроме упомянутой “Койбальской и карагасской грамматики”, следующие:
1) Образцы народной литературы Тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи, собраны доктором В. В. Радловым. Часть II. Поднаречия Абакана (Сагайское, Койбальское, Качинское), Кызыльское и Чулымское. СПб. 1868.
2) Schiefner A. Heldensagen der Minussinchen Tataren rüthmisch bearbeitet. 1859.
Так как уже многие изъявили желание, изучив разговорный язык простого народа, иметь под руками руководство для изучения письменного языка, то я, как природный Сагаец, для употребления их просьбы решился составить, насколько было возможно с моей стороны, подходящее руководство на русском языке, потому что на нем до сих пор не вышло ни одного подобного издания» [2, с. XXXVI].
Н. Ф. Катанов был настоящим ученым и новатором в науке. Конечно, основоположником тюркологии (как сравнительно-исторического изучения тюркских языков) в России он не является (многое до него уже сделали М. А. Казембек, О. Н. Бетлингк, Ч. Валиханов, К. Насыри, В. В. Радлов), но он поднял значение и смысл тюркологии до такой высоты, до которой не доходят даже некоторые современные тюркологи. У Н. Ф. Катанова -наибольший охват тюркских языков и наречий, описываемых им и его современниками (он оценивает работы коллег: пишет отзывы, рецензии, письма; составляет библиографии). Во многих случаях проводит сравнение и сопоставление тюркских материалов с данными языков других семей. Он впервые вводит в науку понятие об урянхайском языке (как тюркском), корректирует некоторые данные своих предшественников (например, М. А. Кастрена - по койбальскому диалекту). Его тюркологические работы по сей день часто упоминают и цитируют как в трудах российских, так и зарубежных исследователей.
Сейчас мы, сотрудники отдела историко-культурного наследия Института гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова, заняты подготовкой к новому изданию основных трудов нашего выдающегося земляка и еще раз перечитываем их. Не сомневаемся, что в ходе исследования будут выявлены методы научного поиска, многие грани характера и важные направления деятельности Н. Ф. Катанова, о которых до сих пор было мало известно.
Но откуда родилось сравнение с Д. И. Менделеевым? Мы искали черту, объединяющую истинных ученых, и нашли, что эта черта - непрерывность учебы и научного поиска. И из длинного ряда исторических личностей, о каждом из которых можно сказать избитую фразу «он учился всю жизнь», мы выбрали двоих, как нам кажется, самых неожиданных в этом плане. Дмитрий Иванович Менделеев - великий химик. Николай Федорович Ката-нов - выдающийся востоковед и тюрколог.
«Если в какой-нибудь специальности достигнешь сути дела, - говорил Д. И. Менделеев своей племяннице, -взберешься по лестнице всех предварительных знаний, а потом самостоятельно поработаешь сам, то и достигнешь того, что все легко будет даваться и сущность всякой науки будет легко усваиваться» [1, с. 6]. Следуя этому своему убеждению, Д. И. Менделеев постиг очень многое и оставил след не только в химии, но и в целом ряде других наук. А о Н. Ф. Катанове замечательно написала в своих воспоминаниях его дочь: «Сельские учителя, различные представители сельской интеллигенции из чувашских, марийских, татарских, удмуртских селений - собиратели местного фольклора, любители археологии, этнографии, коллекционеры..., шли к Николаю Федоровичу... Мне хотелось бы указать на способность покойного отца работать в самых трудных условиях. В годы голода, лишений, по вечерам, при мигающем свете коптилки, он продолжал заниматься напряженным умственным трудом. По его собственному свидетельству, одну из последних своих работ, «Восточную хронологию», он обдумывал, стоя в хлебных очередях» [3, с. 179-181].
Об этих двух замечательных людях, посвятивших себя служению науке, всю жизнь пополнявших свой и без того огромный фонд знаний, необходимо рассказать более подробно. Каждому известно, что способность воспринимать новое, тяга к знаниям закладываются в детстве. Но, прежде чем обращаться к детским годам человека, полезно бывает присмотреться к его генетическим корням, т. к. они несомненно играют значительную роль в появлении и проявлении таких черт характера, как пытливость, склонность к рефлексии, целеустремленность в учебе и работе и др.
Отец Д. И. Менделеева преподавал в гимназии, дед со стороны отца был священником, а дед со стороны матери - владельцем небольшого завода. Видимо, отсюда у будущего великого ученого удачно совместились и склонность к размышлению, анализу, и основательность, предприимчивость, практичность, здравомыслие. Такие же черты наблюдаются и у молодого Николая Катанова, однако к перечисленному следует добавить и стремление к самостоятельному освоению знаний. Иначе он не стал бы «в частном порядке» получать знания по тюркологии от В. В. Радлова, не стал бы посещать знаменитые «четверги» на квартире Н. М. Ядринцева, где встречались все известные сибирские «областники». Нет сомнения, что, участвуя в этих встречах с «областниками», многие из которых были замечательными учеными, молодой Н. Катанов получал обширную информацию по самым разным отраслям, в том числе и знания о Сибири.
Василий Васильевич Радлов (1837-1918) - выдающийся востоковед, этнограф, археолог и педагог, исследователь среднеазиатских и сибирских тюркских языков, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов - был наставником Н. Ф. Катанова в постижении азов тюркологии в период его учебы в Императорском Санкт-Петербургском университете (1884-1888). В. В. Радлов не преподавал в Санкт-Петербургском университете, но вел частные занятия (своеобразные курсы) и подготовил ряд монголистов и тюркологов. Самый выдающийся в этом ряду - самый внимательный слушатель, самый успешный впоследствии его ученик Николай Катанов. Впрочем, на встречи с В. В. Радловым Н. Катанов ходил после “официальных” занятий. А как он относился к своей основной обязанности - посещать университет? Какие другие интересы были у него в период учебы в Санкт-Петербурге?
По воспоминаниям университетских товарищей, Н. Катанов отличался исключительным природным дарованием и трудолюбием, твердостью характера и настойчивостью в достижении поставленной цели. Он служил примером аккуратности, посещал все лекции без исключения. Он стенографировал их и все стенограммы переписывал на обыкновенный шрифт. В годы пребывания на факультете восточных языков Н. Ф. Катанов слушал самые разнообразные курсы по специальности, в том числе проф. П. Н. Березина и акад. В. В. Радлова. Обладая большими знаниями, приобретенными как от знаменитых ученых, так и благодаря своей любознательности, усидчивости и трудолюбию, Катанов в стенах университета использовал все возможности для углубления своего образования: он занимался фонетикой тюркских языков у акад. В. Радлова, бывал на вечерах у известного исследователя Сибири, публициста и общественного деятеля Николая Михайловича Ядринцева, тогда редактора «Сибирского обозрения», принимал участие в кружке общего языкознания совместно со студентами историко-филологического факультета университета [4, с. 84-87].
Такое рвение не могло быть не замечено, не вознаграждено предоставленной возможностью дальнейшего научного роста и по окончании университетского курса в 1888 г. со степенью кандидата, Катанов на объединенные средства Императорского русского географического общества, Академии наук и Министерства народного просвещения был командирован в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для исследования языка и быта тюркских племен [4, с. 88]. Собранный во время этой поездки материал, а затем и другие археологические и этнографические находки, Н. Ф. Катанов сначала хранил у себя дома, а затем передал в музей Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Работа в этом музее (которым он же долгие годы руководил) приносила ученому большое удовлетворение. Он много и плодотворно сотрудничал с другими музеями (Тобольским губернским, Минусинским городским и т. д.), вел с ними переписку, дарил раритеты, помогал в описании коллекций, писал статьи в печатные издания музеев и пр. Перечитывая биографию ученого и его труды, утверждаешься в мысли, что в числе прочих достоинств Н. Ф. Катанова можно отметить и то, что он был прекрасным практиком музейного дела
Обладавший прекрасной памятью, наблюдательный и склонный к рефлексии с детства, в своей автобиографии он, спустя много лет, очень ярко и точно описал свои детские и юношеские годы, проведенные в кругу соплеменников. В этих его воспоминаниях о малой родине примечательно уже то, как внимательно отслеживаются и прописываются интересные детали и подробности, как точен и скрупулезен автор в отборе заслуживающих освещения фактов:
«Меня зовут Николай Федорович, а по -татарски - Пора, сын Хызыла... Родители и все предки исповедовали христианство, которое введено в долину Абакана в XVIII столетии, и вместе с тем открыто держались шаманских обрядов: участвовали в жертвоприношениях духам - гор, воды, огня и неба и молились этим духам как покровителям домашнего скота и людей. В 15 верстах на северо -восток от с. Аскиза и находится местность Изюм, где я родился и жил до 1869 года, ведя такой же образ жизни, как и другие дети нашего Са-гайского племени. В теплую половину года я с родителями жил на летнике, в Сагайской степи, открытой со всех сторон, а в холодную половину года жил на зимнике, на самом берегу Абакана, близ оз. Саргакёль. Летник от зимника отстоял в 1,5-2 верстах. Близ зимника находились сенокосные луга. Летом я с прочими детьми смотрел за овцами и телятами, так как сагайские татары пасение мелких животных поручают преимущественно детям» [5, с. 132-133].
И так - всю жизнь: при первой же возможности он отправлялся в путешествие, впитывал новые знания, стремился познавать окружающую жизнь. Нет возможности ездить в Сибирь - можно ездить по окрестностям Казани, на этнографические праздники и археологические раскопки, приглашать людей к себе, расспрашивать их, сидеть в библиотеках, приобретать новые книги, создать научное общество... Для любознательного и пытливого человека пути открыты везде! Ему все интересно. Видимо, руководствуясь именно такими «соображениями», Николай Федорович Катанов вступает в Казанское Общество трезвости. Он не столько борется с пьянством (хотя «гнет» и эту линию), сколько прельщен возможностью общения с новыми интересными людьми, возможностью знакомства (через газеты, журналы) с новой для него проблематикой. Он «переваривает» всю вновь поступившую информацию, а потом - «выдает на гора» уже свою, в виде множества статей и публикаций на тему вина, винокурения, пьянства и борьбы с этим злом.
Завершая рассказ о замечательном ученом, всю свою жизнь стремившемся к возможно полному овладению «необъятным непознанным», приведем широко известные слова Д. И. Менделеева: «Чтобы найти, надо ведь не только глядеть и глядеть внимательно, но и знать и знать многое, чтобы знать, куда глядеть». Очевидно, под этими словами, попади они ему на глаза, подписался бы и Н. Ф. Катанов. Тот самый Николай Катанов, выходец из сагайских степей Минусинской котловины, ставший всемирно известным ученым, внесшим выдающийся вклад в развитие гуманитарных наук в России и мире.
Библиографический список
1. Смирнов, Г. Национальная гордость и слава // Тобольский гений России. В 2 т. Т. 2. Живой Менделеев: автобиографические материалы и воспоминания современников / сост. Г. Смирнов; отв. ред. Н. Полунина. - Тобольск: Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003. - С. 5-8.
2. Катанов, Н. Ф. Татарский язык (Сагайского наречия). Часть 1-я. Грамматика (этимология и синтаксис) / Н. Ф. Катанов. - Красноярск, 1882. - 381 л. [рукопись: НА РТ. Ф.969. Оп. 1. Д. 5]; Часть 2-я. Сборник примеров и словарь Сагайско-Русский. - Красноярск, 1884. -433 л. [рукопись: НА РТ. Ф.969. Оп. 1. Д. 6].
3. Катанова, А. Н. Из воспоминаний об отце / А. Н. Катанова // Николай Федорович Катанов: Материалы и сообщения / сост. Н. Г. Домо-жаков / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - С. 171-184.
4. Макарова, О. Б. Н. Ф. Катанов - воспитанник Санкт-Петербургского университета / О. Б. Макарова // Николай Федорович Катанов: материалы и сообщения / сост. Н. Г. Доможаков / Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - С. 81-93.
5. Катанов, Н. Ф. Автобиография и перечень трудов // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. VI / Н. Ф. Катанов. - СПб., 1897. - С. 132-145.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-04-00034а).
© Каксин А. Д., 2012