Научная статья на тему 'НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ (Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ и Н. Ф. КАТАНОВ)'

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ (Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ и Н. Ф. КАТАНОВ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ (Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ и Н. Ф. КАТАНОВ)»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ (Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ и Н. Ф. КАТАНОВ)

А. Д. Каксин

Из длинного ряда исторических личностей, о каждом из которых можно сказать «он учился всю жизнь», мы выбрали двоих: Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) - великого химика и Николая Федоровича Катанова (1862-1922) - выдающегося востоковеда и тюрколога. Об этих двух замечательных людях, посвятивших себя служению науке, всю жизнь пополнявших свой, и без того огромный, фонд знаний, необходимо рассказать более подробно. Эти два замечательных ученых были современниками.

«Если в какой-нибудь специальности достигнешь сути дела, - говорил Менделеев своей племяннице, - взберешься по лестнице всех предварительных знаний, а потом самостоятельно поработаешь сам, то и достигнешь того, что все легко будет даваться и сущность всякой науки будет легко усваиваться». А о Катанове замечательно написала в своих воспоминаниях его дочь: «Сельские учителя, различные представители сельской интеллигенции из чувашских, марийских, татарских, удмуртских селений - собиратели местного фольклора, любители археологии, этнографии, коллекционеры ... шли к Николаю Федоровичу ... Мне хотелось бы указать на способность ... отца работать в самых трудных условиях. В годы голода, лишений, по вечерам, при мигающем свете коптилки, он продолжал заниматься напряженным умственным трудом. По его собственному свидетельству, одну из последних своих работ, "Восточную хронологию", он обдумывал, стоя в хлебных очередях».

Первое, на что хочется обратить внимание, что способность воспринимать новое, тяга к знаниям закладываются в детстве. Но, прежде чем обращаться к детским годам, полезно бывает присмотреться к генетическим корням человека. Устремления предков (родителей и дедушек-бабушек) зачастую также играют значительную роль в появлении таких черт характера, как пытливость, склонность к рефлексии, целеустремленность в учебе и работе. Конечно, имеет значение и то обстоятельство, как, уже в сознательном возрасте, ученик (и студент) относится к своей обязанности прилежно учиться. Менделеев был наделен хорошей памятью, имел страсть к путешествиям и желание учиться. Еще ему были свойственны упорство, твердость характера и привычка к труду. Эти черты проявлялись у него уже в раннем детстве, поскольку отчасти были врожденными. В гимназии он учился неровно, но с усердием. В студенческие годы никогда не упускал случая учить детей, т. е. быть репетитором. В своих воспоминаниях Менделеев пишет: «В 1849 г. кончил гимназию в Тобольске и с мамашей, сестрой Лизой и служителем Яковом поехали в Москву, чтобы поступить в Московский университет. Но государь Николай Павлович приказал принимать только из своего округа, и, несмотря на дружбу Шевырева, Кудрявцева и других профессоров с дядей В. Д. Кор-нильевым, меня не приняли. Поехали в Питер. ... В Главном педагогическом

19

институте Чижов (математик), товарищ отца, помог, и в год неприемный -приняли».

Но как, закончив пединститут, Менделеев стал великим ученым, химиком? Во-первых, закончил он физико-математический факультет. Во-вторых, назначением Главного педагогического института было готовить разносторонних специалистов, готовых нести «свет знаний» (в гимназиях и в вузах) не только по конкретному предмету, но и по целому ряду смежных наук. Наконец, институт находился в столице, и у пытливого студента всегда была возможность заниматься самостоятельно. Чем, разумеется, Менделеев не преминул воспользоваться. Он всегда стремился к разносторонним знаниям: заводил знакомства со студентами, учившимися на других факультетах (или в других вузах), общался и с преподавателями. Пишет же он в своих воспоминаниях: «ботанизировал с Шиховским» (Иван Осипович Шиховский - профессор ботаники Санкт-Петербургского университета, устроил в сквере перед университетом ботанический сад). К тому же у Менделеева было одно, несомненно, важное качество: в любой умозрительной науке он умел выделить те ее свойства, которые прямо «выводили на практику». Только знакомство с названиями трудов Менделеева позволяет уже позволяет понять диапазон его научных интересов: «Оказывается, из всего количества его трудов собственно химии посвящено лишь 9 %. С гораздо большим основанием Дмитрия Ивановича можно было бы назвать физико-химиком, физиком или технологом, ибо каждой из этих областей он посвятил примерно по 20 % своих работ. Наконец, немалая доля его исследований приходится на геофизику (5 %) и экономику (8 %)» [3]. А оставшиеся примерно 18 %, видимо, составляют труды по географии, метеорологии, метрологии и другим, в основном, прикладным, отраслям. По мнению В. Каланова, энциклопедичность знаний, широкий спектр научных и практических интересов, огромный вклад Менделеева в развитие науки и экономики России ставят его в один ряд с М. В. Ломоносовым [2].

Катанов как и Менделеев был государственником, в том смысле, что он всей своей жизнью, работой и деятельностью явственно воплощал представление о том, каким должен быть верноподданный Российской империи, независимо от того, родился он в столице или на окраине империи. Он был настоящим ученым и новатором в науке. Конечно, основоположником тюркологии (как сравнительно-исторического изучения тюркских языков) в России он не является (многое до него уже сделали М. А. Казембек, О. Н. Бетлингк, К. Насыри, В. В. Радлов), но он поднял значение и смысл тюркологии до такой высоты, до которой не доходят даже некоторые современные тюркологи. У Катанова - наибольший охват тюркских языков и наречий, описываемых им и его современниками. Он впервые вводит в науку понятие об урянхайском (тувинском) языке как тюркском. Его тюркологические работы по сей день часто упоминают и цитируют и в России, и в мире. Выше мы уже говорили о решающем значении такой черты характера, как стремление к самостоятельному освоению знаний. Катанов, без сомнения, в исключительной мере также был наделен таким свойством. Один из товарищей по университету в своих воспоминаниях о Катанове говорил, как о человеке исключительно способном и трудолюбивом, обладавшем твердостью характера и настойчивостью в

20

достижении поставленной цели [2]. Такое рвение не могло быть не замечено, не вознаграждено предоставленной ему возможностью дальнейшего научного роста. «По окончании университетского курса в 1888 г. со степенью кандидата, Катанов на объединенные средства Императорского русского географического общества, Академии Наук и Министерства Народного Просвещения был командирован в Восточную и Западную Сибирь, Северную Монголию, Джунгарию и Китайский Туркестан для исследования языка и быта тюркских племен» [2].

Список литературы

1. Каланов Владимир. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) // URL: www.znaniya-sila.narod.ru [статья В.Каланова - на 2-х стр.]

2. Николай Федорович Катанов: Материалы и сообщения / сост. Н.Г. Доможаков / Хакасский НИИ языка, литературы и истории. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - 216 с.

3. Тобольский гений России: в 2 т. Т. 2. Живой Менделеев: Автобиографические материалы и воспоминания современников / сост. Г. Смирнов; отв. ред. Н. Полунина. - Тобольск: Общественный фонд «Возрождение Тобольска», 2003. - 256 с.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.