МЫСЛИТЕЛИ О КОЭВОЛЮЦИИ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
© Пикалова О.А.*
Гуманитарно-экологический институт, г. Москва
По мере того, как развивается человечество, все острее встают вопросы о преобразовательной роли человека в мироздании. Многие философские идеи представителей отечественной культуры и просвещения сейчас оказываются не только востребованными, но и помогают дальнейшему развитию человечества.
Образованию отводится авангардное место в решении проблем взаимодействия общества и природы. В свою очередь, в образовании первостепенное значение имеет мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Мы считаем, что именно сейчас оказываются востребованными для образования многие философские идеи представителей отечественной культуры и просвещения, с именами которых связаны такие понятия, как духовность, образованность, гуманность, будущность России, сущность человека на Земле и во Вселенной, микрокосм и макрокосм, вселенское предназначение человека.
Актуальными становятся взгляды наших отечественных мыслителей, предшественников, философские идеи которых созвучны определяемым сегодня целям миропонимания, связанного с коэволюцией природы и человека. Мы предлагаем обратиться к плодородному слою нашей культуры, который получил определение «русский космизм», или «космическая философия».
По ряду идеологических причин и из-за неразработанности педагогических интерпретаций в недавнем прошлом он не был освоен практикой образования. Мы должны упомянуть еще об одном слое культуры - о народных традициях, которые складывались тысячелетиями и до определенного времени гармонично вписывались в природу. Нам представляется логичным показать и использовать в формировании мировоззрения студентов в свете стратегии устойчивого развития идеи, которые разрабатывали ученые и просветители, философы и богословы XIX-XX вв. Некоторые из них могут быть положены в основу мировоззренческих идей гуманитарно-экологического образования.
Уникальное космическое направление научно-философской мысли, начавшее свое развитие в середине XIX в., особенно широко развернулось в
* Проректор по связям с общественностью.
ХХ столетии. Россия стала родиной учения о биосфере и переходе ее в ноосферу, что является заслугой нашего соотечественника В.И. Вернадского, родиной учения, открывшего реальный путь в космос, разрабатанного К.Э. Циолковским. К этой же группе ученых, представителей космической философии, относятся Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский, В.Ф. Купревич, А.К. Манеев, А.К. Горский, В.Н. Муравьев, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный и др. Выделяется также линия, близкая к философии космизма, и в философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения - В.С. Соловьева, П. А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Именно они, разрабатывая активную эсхатологию (в христианской догматике - учение о последних вещах: конце мира, воскресении мертвых, Страшном суде, Царстве Божьем на земле), - смысл которой, по словам Бердяева, в том, что «конец этого мира, конец истории зависит от творческого акта человека». Теории этих ученых объединяет идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира: человечество направляет это развитие в соответствии с разумом и нравственным чувством. Речь идет, по существу, о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи и об одухотворении мира и человека [2].
В первую очередь, в философии космистов нас привлекает идея ноосферы, без которой не может развиваться гуманитарно-экологическое образование. Следует отметить, что понятие «ноосфера - сфера разума», было введено Э. Леруа (1927) и П. Тейяром де Шарденом (1930) на основе понятий биосферы и живого вещества, которые были разработаны В.И. Вернадским. Затем В.И. Вернадский принял идею ноосферы и развил ее. По сути, именно идея ноосферы стала апогеем оптимистического мировоззрения В.И. Вернадского, а его последняя статья «Несколько слов о ноосфере» воспринимается сегодня как духовное завещание. Вернадским В.И. практически был создан новый тип естествознания. Сосредоточившись на понятии живого вещества, или живого состояния материи и вечности жизни, он первоначально разработал учение о биосфере - оболочке Земли, организованной жизнью. Тем самым был достигнут новый синтез представлений о мире, его единстве и всеобщей связи явлений. Он предсказал пересмотр коренных понятий науки: о материи и энергии, строении Вселенной, пространстве и времени. Ученый принципиально отверг старый биологический подход, при котором исследовался организм, выделенный из сферы живого. Биогеохимия Вернадского выдвинула на первое место понятие жизни как организованной совокупности живого вещества, исходя из которого можно понять конкретное ее проявление. На основе геохимии он доказал участие живого вещества в круговороте всех элементов и тем самым обосновал вопрос о космичности, вселенности живого вещества, о жизни, такой же вечной составляющей бытие, как материя и энергия. В целом же биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической
жизнью, которая упорядочивает ее геологическую и физико-химическую структуру.
Возникновение жизни на Земле ученый рассматривал как единый монолитный процесс на всей планете. С появлением человека разумного и развитием цивилизаций биосфера постепенно переходит в ноосферу. Отличительным видовым признаком человека становится форма энергии, связанная с разумом. Она становится главным фактором в геологической истории планеты. Человек внес в природу массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни. Он изменил течение всех геохимических реакций.
Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений. Однако в этой новой среде человеку не удалось достигнуть необходимой обеспеченности своей жизни. Распределение богатств не дает основной массе человечества условий жизни, отвечающих идеалам нравственным и религиозным.
Научными фактами, эмпирическими обобщениями Вернадский доказывает, что деятельность, направленная против эволюции, против нового и объективно неизбежного ее этапа, преобразующего мир и природу самого человека, неразумна и бесполезна. Он дает обоснованную надежду на будущее. Однако чтобы жить дальше и выполнять свою великую космическую функцию авангарда живого вещества, человек должен развиваться по законам эволюции.
Вернадский В.И. предлагал и конкретные пути сохранения биосферы, например, за счет развития автотрофности человечества, поднимая проблему «продолжения жизни», но особенно верил в науку, убеждал, что научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является. Таким образом, он предполагал, что наука должна соответствовать требованиям ноосферы, человеческому разуму, направленному не на разрушение, а на созидание [4].
В целом мы видим, что Вернадский как ученый-натуралист, сделавший больше других для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы, провидел сущность ноосферы как цели, как идеала, а также ее задачи и движущие силы, что подтверждают ученые конца ХХ столетия, уточняя, развивая ноосфер-ные цели и задачи, делая их практико-ориентированными.
Не менее важное значение для формирования ноосферного мировоззрения человечества, входящего в XXI в., имеет и философско-космическое направление научной деятельности К.Э. Циолковского. «Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский» - как называл себя он, разрабатывая свое видение космической философии, места разума в мировом целом и его ответственности за Землю и Вселенную. Главным же стержнем его фило-
софии был монизм, противопосталенный им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. Ноосферные акценты в философии Циолковского прослеживаются через активно-эволюционное ядро разрабатываемой теории, убежденность в восходящем развитии мира и самой природы человека, разум, сущностные силы которого становятся сознательным орудием такого восхождения. В космосе он видел поприще для будущего биологического и социального существования и творчества землян.
Проблема, которую поднимал К.Э. Циолковский и решение которой он искал в космосе, в конце ХХ в., по сути, трансформировалась в идею непрерывного, устойчивого развития, предполагающую коэволюцию природы и общества, которая переходит в конкретные шаги человечества по обеспечению устойчивого развития.
Для ноосферной цивилизации, так же как и для современной, будут существовать определенные ограничения в природопреобразующей деятельности и в ходе ее развития, так же как и в ХХ в. необходимо будет решать экологические проблемы [1].
Управление природой в будущем будет необходимо, чтобы обеспечить удовлетворение насущных потребностей человека. Разумное управление природой, о котором писал К.Э. Циолковский, в глобальном масштабе необходимо для становления сферы разума, для тех трансформаций, которые получили наименование ноосферогенеза и которые создадут для человека наиболее достойные социальные и природные условия развития.
Циолковский К.Э. предвидел возможность космического расширения ноосферы. Эту идею он развил так глубоко, что, по выражению А.Д. Урсула, ее можно отнести к основополагающим в концепции ноосферы. Его концепция освоения космоса, по сути, показала наиболее эффективный путь всеобъемлющего воплощения идеи социальной автотрофности, выдвинутой В.И. Вернадским. Остается только сожалеть о том, что К.Э. Циолковский до недавнего времени оставался для большинства «отцом космонавтики» (и даже в Советском энциклопедическом словаре 1986 г. о нем говорится только как об изобретателе аэро- и ракетодинамики, основоположнике современной космонавтики.) [3].
Близка к концепции ноосферы В.И. Вернадского идея П.А. Флоренского о пневматосфере - особой оболочке Земли, которая создается творчеством человечества, вовлекается в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. В письме к В.И. Вернадскому П.А. Флоренский (1929) размышлял о вещественных образованиях, проработанных духом, например предметах искусства, которые вечны. Они заставляют думать, что существует особая сфера вещества в космосе. Духовная сила всегда остается в частицах тела, следовательно, вещество, участвовавшее в процессе жизни, и притом жизни индивидуальной, остается навеки в круговороте.
В работе «Органопроекция» создание технических орудий напоминающих строение человеческого тела, рассматривается как стремление человека активно воздействовать на окружающую среду, перестраивать ее. Оно вызвано несовершенством человека, ограниченностью его власти над собой. Техника, по словам П.А. Флоренского, не просто посредник между человеком и природой, но и своего рода средство человеческого самопознания. Свою жизненную задачу он определял как продолжение поиска путей к будущему цельному мировоззрению и особо подчеркивал значение духа, устремленности человека к совершенству.
Анализируя взгляды лишь некоторых представителей русского космизма - сторонников активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в конце XIX - первой половины ХХ вв., необходимо отметить, что они ориентировались на восходящий характер эволюции, значение в ней разума, преобразовательную деятельность человечества, его творчество, причем в соборной совокупности, в единстве поколений. Преобразовательная роль человека в мироздании основана на его высоких моральных качествах и ответственности за весь мир, значит и за природу. Высшим благом представители русского космизма считали жизнь, причем в ее духовном значении, жизнь личностную, сохранение ее и развитие.
Список литературы:
1. Декларация ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жаней-ро, 1992) // Действующее международное право. Т. 3. - М.: Московский независимый институт, 1997.
2. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - Изд.: Юнити, 2007. - 495 с.
3. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 // СЗ РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1575.
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Изд.: Фонд им. Вернадского, 2008. - 324 с.