Научная статья на тему 'Духовные трансформации теории космизма В. И. Вернадского в культурологии'

Духовные трансформации теории космизма В. И. Вернадского в культурологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.И. Вернадский / космизм / ноосфера / биосфера / природа / общество / Вернадський / космізм / ноосфера / біосфера / природа / суспільство

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулик В. В.

В статье рассмотрены духовные трансформации теории космизма В.И. Вернадского и его видение техногенной и духовной жизни человечества в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Духовні трансформації теорії космізму В.І. Вернадського у культурології

У статті розглянуто духовні трансформації теорії космізму В.І. Вернадського та його бачення техногенного та духовного життя людства у майбутньому.

Текст научной работы на тему «Духовные трансформации теории космизма В. И. Вернадского в культурологии»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65), 2013. № 3, с. 161-165.

УДК338.48 (477.75)

ДУХОВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕОРИИ КОСМИЗМА

В.И. ВЕРНАДСКОГО В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кулик В.В.

Первый Украинский морской институт, Украина Е-таИ: vakulik@mail.ru

В статье рассмотрены духовные трансформации теории космизма В.И. Вернадского и его видение техногенной и духовной жизни человечества в будущем.

Ключевые слова: В.И. Вернадский, космизм, ноосфера, биосфера, природа, общество.

Сохранение социального прогресса и динамического равновесия живой природы, целостной биосферы предполагает наличие духовной культуры, сознания, мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. Именно это говорил В.И. Вернадский.

В.И. Вернадский - величайший ученый, мыслитель, охватывающий целый ряд научных направлений. Он также является ярким представителем мирового научного направления космизма. В трудах ученого обоснована космическая роль человечества, живущего и действующего в «планетарном масштабе».

Идеи и научные труды В.И.Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу воспринимаются иногда как задачи по включению наследия ученого в содержание образования. Его теории изучаются в таких дисциплинах как: география, экология, культурология, философия, история. Необходимо внедрять новый подход к осмыслению идей Вернадского теории ноосферы в образовании и культуре. И сегодня с уверенностью можем сказать, что в будущем мы увидим новых исследователей его идей о «всюдности жизни» и «автотрофности человечества». Существование человека и общества в гармонии с природой и с заботой о будущих поколениях интегрирует ноосферный и коэволюционный подходы. Понятие ноосферы близко к идее совместного развития природы и общества. Современное понимание коэволюции предполагает наличие высоко развитой человеческой цивилизации, активного нравственного разума, коллективного интеллекта человечества

Задача предполагает решение, преодоление возникшего затруднения привычным способом, на основе имеющихся алгоритмов. Проблема тем и отличается от задачи, что ее решение невозможно в рамках прежней исследовательской, познавательной модели. Внедрение в образование идей о биосфере - ноосфере не только научная, методическая и познавательная задача, но это также проблема социокультурного, цивилизационного выбора, стратегического будущего нынешних и грядущих поколений. Проблема эта связана с познанием прежде всего человека, его качеств, ценностей, исследованием системы человек -общество - природа. Включение в образование всех достижений науки и культуры в постижении, объяснении и преобразовании мира.

В настоящее время, когда учеными уже доказано, что космические процессы оказывают огромное влияние на эволюцию жизни на Земле, что образование самой Земли объясняется накоплением астероидов, а наклон оси вращения нашей планеты является результатом падения космического путешественника-гиганта, гипотеза В.И. Вернадского вызывает все больший и больший интерес. Возможно, в скором времени эта теория получит новые подтверждения и мы убедимся, что жизнь и планета - имеют одинаковый возраст.

Быстрые темпы социокультурной динамики на рубеже тысячелетий требуют трансформации не только образовательной, но и педагогической науки. Не смотря на кризис современной цивилизации, мы все пристальнее вглядываемся в минувшее, пытаемся найти корни нынешних тенденций в прошлых эпохах. Особым направлением такого поиска становится обращение к педагогическому наследию великих предшественников, великих ученых, мыслителей в образовании, культуре, духовной жизни общества.

Различные аспекты научного и педагогического наследия В.И. Вернадского все активнее включаются в понятийный аппарат образования, в социокультурные исследования, связанные с устойчивым развитием, выходом из экологического кризиса, прогностическими изысканиями в области цивилизационного развития. Ноосферогенез, ноосферология, ноосферный путь развития, ноосферное мышление и сознание, ноосферное образование, ноосферные школы и центры, локальные очаги ноосферы - вот далеко не полный перечень понятийных конструкций, производных от ключевого понятия - ноосфера.

В. И. Вернадский, подтверждая фактами, влияющими на развитие биосферы, указывал помимо других и космическое влияние. Космизм - это понятие связи Природы и Космоса, Человеческого сообщества и Космоса. Он утверждал, что без космических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла зародиться, развививаться и существовать. Все «живые организмы превращают космическое излучение в земную энергию в масштабах, определяющих существование биосферы» [1].

В структуре биосферы Вернадский определил семь видов веществ: «живое; биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); косное (абиотическое, образованное вне жизни); биокосное (возникшее на стыке живого и неживого); вещество в стадии радиоактивного распада; рассеянные атомы; вещество космического происхождения» [2].

В конце прошлого века и в начале третьего тысячелетия знания о влиянии космоса на Землю существенно расширились. Такие выдающиеся ученые и исследователи как Н.Ф. Федоров, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, Л. Н. Гумилев и др. смогли понять, доказать, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всего Солнца, на земную жизнь и ее проявления не только в биохимическом, геологическом, но и в духовном плане. Из современников В.И. Вернадского К.Э. Циолковский наиболее глубоко изучал и освещал философские проблемы освоения космоса. Он последовательно развивал теорию космизма В.И. Вернадского. Циолковский пытался решить ряд философских проблем о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего для Человека и т.д. В «космической философии» Циолковского

исследователи его концепции выделяют в три этапа. «На первом этапе (1898-1914 гг.) философия мыслится Циолковским как общая наука, наука наук». Он признавал наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых элементов материи атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Свою философию он называл «монизмом», для которого космос - живое существо, а человек - союз атомов, блуждающих во Вселенной. Он говорил, что безграничное космическое пространство населено разумными существами разного уровня развития. «Есть планеты, которые по развитию разума и могущества достигли высшей степени. Эти «совершенные» планеты, пройдя все муки эволюции и зная свое печальное прошедшее и былое несовершенство, обладают моральным правом регулировать жизнь на других, примитивных пока планетах, избавлять их население от мук развития» [3]. В настоящее время человек начинает активно использовать космос для решения конкретных технологических задач, будь то выращивание редких кристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признание космические спутники как средство сбора и передачи разнообразной информации. Слышать информацию о работе космических экспедиций на околоземной орбите для нас уже стало нормой.

В настоящее время в результате преобразования человеком естественной среды обитания человечества можно говорить уже о реальном существовании нового ее состояния - о техносфере. «Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу» [4]. Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и, прежде всего, на биосферу. А с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.

Все сегодняшние события в мире предопределяются активностью Солнца и его излучениями. Локальные войны, революции и пр. все они имеют тесную связь с влияниями Солнечной активности не только на физическую жизнь, но и на духовную жизнь общества в целом.

Биосфера - понятие, употребленное еще Ламарком в 19 в. Вернадский понимал под биосферой особую геологическую оболочку Земли. Она подобна другим геологическим оболочкам и может геологически изучаться. Специфика биосферы в отличие от других сфер в том, что эта оболочка и изменяющую ее облик, является процесс совокупной жизнедеятельности всех животных организмов, населяющих Землю. Пространственно биосферы занимает всю гидросферу до самых обитаемых глубин океана, верхнюю часть литосферы материков до глубины 2-3 км и нижнюю часть атмосферы. Области распространения жизни. Биосфера не есть неживая среда, которая лишь предоставляет место обитания жизни.

Циолковский не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но подчеркивает зависимость человека от него. Эта идея - влияния космоса на жизнь человека подробно анализировалась А.Л. Чижевским. Однако ряд достижений науки XX века, по мнению Чижевского, позволяет сделать вывод, что «в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни особой ясности и глубины...

164

Он отмечал, что «в науке нет до сих пор ясного сознания, что явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса»[5]. Но, как подчеркивает Вернадский, биологи не должны забывать, что изучаемый ими мир жизни является неразрывной частью земной коры и оказывает на нее активное обратное влияние, изменяя ее. Они не должны рассматривать жизнь в отрыве от эволюции целостного космоса. Космос - это целый мир, отражающий ментальность, духовность или бездуховность Природы.

Человечество В.И. Вернадский рассматривает как часть биосферы. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание его «культурологическая» матрица становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир. И его культура, менталитет, духовность приобретают различные оттенки и изменения в самовыражении и отношении к жизни в целом.

Биосфера представляет собой целостную систему, обладающую высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Она является результатом «достаточно длительной эволюции во взаимосвязи с неорганическими условиями» и может быть рассмотрена как закономерный этап в развитии материи. Биосфера предстает в качестве особого геологического тела, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Рассматривая биосферу как самовоспроизводящуюся систему, Вернадский отмечал, что в значительной мере ее функционирование обуславливается «существованием в ней живого вещества - совокупности живых организмов, в ней живущих».

Т.о., мы приходим к выводу, что идеи В.И. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу воспринимаются порой прагматично, как задачи по включению наследия ученого в содержание образования через отдельные предметы -философию, географию, экологию. На наш взгляд это не только частный, но и ложный путь, не способный обогатить современное образование. Задачный подход не эффективен, нужен иной, проблемный подход к осмыслению идей ноосферы в образовании и культуре. Культурология будет рассматривать учение В.И. Вернадского с точки зрения духовных трансформаций.

Вопрос о расселении людей на другие планеты, которые развивал гениальный ученый в области ракетостроения К. Э. Циолковский, для нашего поколения не является нереальным и фантастическим. Космические полеты на другие планеты и духовные потребности общества, а также поиски других цивилизаций создают новые и новые трансформации теории космизма, изложенные В.И. Вернадским. Великий мыслитель, ученый и мечтатель мог предугадать дальнейшее развитие космической науки и ее не только техногенное, но и духовное, культурологическое главенство над мировыми цивилизациями.

Список литературы

1. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере. / П. С. Карако. - Мн. : Экоперспектива, 2007. - 208 с. ISBN 985-469-188-8

2. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере. / П. С. Карако. - Мн. : Экоперспектива, 2007. - 208 с. ISBN 985-469-188-8

3. Циолковский К. Космическая философия // Грёзы о Земле и небе. СПб., 1995, с. 79.

4. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. - Новосибирск: Наука, 1989. ISBN 5-02-029200-1

5. Чижевский А. Л. Основное нач. мироздания. Система космоса. Проблемы // Духовное созерцание. - 1997. № 1-4.

6. Электронные версии работ Вернадского - http://vernadsky.lib.ru/e-texts/

Кулж В.В. Духовш трансформацй" теорй KOCMi3My В.1. Вернадського у культурологи / В.В. Кулж

// Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iMeHi В. I. Вернадського. Серiя : Фшософш. Культуролоия. Полгголопя. Соцюлопя. - 2013. - Т. 24 (65), - № 3. - С.161-165.

У статп розглянуто духовш трансформацй теорп космiзму B.I. Вернадського та його бачення техногенного та духовного життя людства у майбутньому.

KnwHoei слова: B.I. Вернадський, космiзм, ноосфера, бюсфера, природа, суспшьство.

Kulik V.V. Theory of cosmism Vernadsky in culturology / V.V Kulik // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series : Philosophy. Culturology. Political Science. Sociology. - 2013. - Vol. 24 (65), - No 3. - P.161-165.

The article is devoted to research Theory of cosmism Vernadsky in culturology. Key words : Vernadsky, cosmism, noosphere, biosphere, nature, society.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.