УДК 130.2
DOI 10.25513/1812-3996.2019.24(1).94-97
МЫСЛЬ КАК ТЕЛЕСНЫЙ ОПЫТ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ МЫСЛИ И МЫШЛЕНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
И. А. Кребель1, Р. М. Трусов2
1Омская академия МВД России, г. Омск, Россия
2Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье
Дата поступления
05.09.2018
Дата принятия в печать
15.01.2019
Дата онлайн-размещения 26.04.2019
Аннотация. В работе осуществляется методологическое растождествление мысли и мышления; демонстрируется, что изначально, в культуре греков, мысль имела телесный статус, и именно такая размерность мысли максимально востребована в практиках современной культуры. В этой связи авторы настаивают на последовательном восстановлении исконного значения мысли (Логоса), на разграничении общего и частного - мысли как таковой и ее форм - моделей мышления.
Ключевые слова
Методология, феноменология, мысль, мышление, транзактный анализ, феномен Другого, внедискурсивность, мистерия мысли, явное / неявное
THOUGHT OF AS BODILY EXPERIENCE: PHENOMENOLOGY OF DISIDENTIFICATION OF THOUGHT AND THINKING (PROBLEM STAGING)
I. A. Krebel1, R. M. Trusov2
1Omsk Academy of MFA of Russia, Omsk, Russia 2Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Abstract. The work is carried out methodological disidentification of thought and thinking; is demonstrating that in the culture of the Greeks the thought had body status, and it is this dimension of thought the maximum demand in the practices of contemporary culture. In this context, the authors insist on restoring the original values sequentially thoughts (Logo), on the delimitation of the common and private-thought as such and its forms are patterns of thinking.
Available online 26.04.2019
Article info
Received
05.09.2018
Accepted
15.01.2019
Keywords
Methodology, phenomenology, thought, thinking, transactional analysis, the phenomenon of Another, outside of discourseness, mystery thought, an explicit / implicit
Для разворота тематического поля представляется необходимым введение следующего допущения: феноменологическая теоретико-методологиче-
ская база позволяет задать приоритеты, сформировать фокусы, провести аналитику и распознать то, что неочевидно, что скрывается, остается тщательно
ISSN 1812-3996-
упакованным, маскируется и уходит на теневую сторону восприятия жизни. Сформированные инструменты, в свою очередь, позволяют распознать многомерный рисунок мысли и провести ее (мысли) методологическое растождествление с ограничивающими ее же пространство формами (с моделями мышления).
Интеллектуальные инструменты, предоставленные методом феноменологии, практиками тран-зактного анализа и дополняющего его дискурс-анализа, позволяют снять дискурсивные ограничения в непосредственном контакте «человек-мир», провести расширения вовнутрь каждой конкретной акции мысли, и, тем самым, осознать возможность воспринимать мир иначе посредством практики доверительного взаимодействия с миром, с Другим, в контексте близкого общения повседневности.
В этом смысле обратим внимание на то, что мысль как практика единения с миром, допускающая высокую степень ответственности как за слова, так и за поступки, приобретает статус мистерии - самовоспроизводимой логики события, предполагающей открытость, заботу, доверие, принятие и участие.
Заметим, что дискурсивные практики содержат явное, воспроизводимое и выразимое, но в то же время транслируют и то, что остается в зоне неочевидности, в форме неявного, скрывающего нечто такое, что тщательно маскируется и одновременно выступает импульсивной силой для реализации любого жизненного события, - они содержат структуры, которые могут быть квалифицированы концептом «внедискурсивность» и которые требуют специфических методологических техник и практик для самораспознания и для феноменологической (выявляющей, обнаруживающей скрываемое) разверстки. Подобное допущение позволяет предположить то, что запущенная в среду дискурсивная логика включает в себя, в том числе и внедискурсивные структуры, заявляющие о себе не всегда напрямую, не всегда в открытую, но достаточно убедительно: запущенная в жизненную среду и определяющая эту среду логика выступает стратегией, содержащей свою теневую сторону, которая, как правило, и выступает жизненной платформой.
В этом отношении возникает необходимость представить модель, позволяющую разобрать стратегию на структурные компоненты, провести детальную аналитику ее дискурсивных структур и выявить условия распаковки неочевидного, неявного, тщательно скрываемого: представить стратегию в ста-
тусе модели мышления, дискурсивно определяющей жизненное событие и, одновременно, ограничивающей его. Определение стратегии в статусе модели мышления позволит обнаружить условия проявления более глубокого основания мышления - экзистенциальной зоны мысли, посредством внедис-курсивных практик открывающей возможность процесса становления человека.
Заметим, что стратегия вбирает в себя как модели мышления, так и то, что выступает больше чем конкретная модель - вбирает в себя внедискурсивные практики, выступающие указателями (символами, в прямом значении этого термина: от symbo-lon - указатель на некую отсутствующую структуру, необходимую для восстановления утраченной целостности; см., напр.: [1]) мысли. Так, допущение «внедискурсивности» позволяет сам феномен распознавать в качестве специфической стратегии, провоцирующей мысль и формирующей контуры ее первичной репрезентации. Следовательно, необходимо распознать стратегию, освоить ее «подводные камни» и «теневые стороны», представить ее структурно и найти возможность осознанно ею управлять посредством допущения таких «силовых» явлений, как «доверие», «забота», «принятие» - явлений, вскрывающих модус присутствия, Dasein, явлений «новой картины мира», «новой парадигмы», «нового Я», как этапов, необходимых в решении актуальных жизненных задач и проживания глубинных экзистенциальных процессов.
Методологическое растождествление мысли и мышления, выступающее одним из ключевых принципов феноменологии, получает детальное осмысление в работах структуралистов и постструктуралистов. Так, Ж. Делёз квалифицирует данный процесс категорией различия, показывая, что именно различие позволяет продемонстрировать специфику мышления как модели, нацеленной на отождествление (на логику тождествования) многих жизненно значимых явлений между собой, тем самым отказывая каждому явлению в присущей ему уникальной сингулярности. Мышление, опираясь на инерцию повторения, производит синтез явлений, не сводимых в практике друг к другу, вызывает этим смещение смысловых нюансов, сглаживание острых углов опыта жизни, и, как следствие, вызывает забвение истока и самого пути к истоку, который оказывается «всегда близко, но бесконечно далеко». Через Эрос и Мнемозину, через выход за оптикоцентричную модель, через формулировку вопроса и экзистенциально значимых задач, через допущение опыта и
включение палитры чувств, через допущение парадокса и признание его актуальности и уместности осуществляется выход из стратегии игры, из иллюзии негативного, восстанавливается асимметрия живого опыта, бытие чувственного, колорит и палитра мысли, а вместе с ней - признание Другого, его автономии и экзистенциальной состоятельности, свободной от спекулятивных отождествлений с ожидаемым и прогнозируемым опытом, сопровождаемым «здравым смыслом», «обыденным сознанием», «предсказуемой глупостью» (см. [2]).
Именно методологическое растождествление и описание структурной анатомии мышления необходимо для того, чтобы открыть возможность осознанно устанавливать рефлексивные границы и ценностные приоритеты в уже существующей и выступающей общепризнанной «картине мире», самостоятельно формируя фокус внимания на опыте мысли и на определяющие этот опыт дискурсивные оболочки формы (на мышлении). В этом контексте решается вопрос, максимально важный для современной культуры, вопрос слияния мысли и мышления. Как правило, мысль, отождествленная с мышлением, получает негативные коннотации и вытесняется такими идиомами как «мир», «опыт», «тело», «Абсолют», тем самым увеличивая разрыв между тем, что проживается, и тем, что воспринимается: между призмой («линзой ума») восприятия и жизнью как таковой в полноте и многообразии ее проявлений. Многие явления, не умещаемые в привычную «дискурсивную картину мира» (или, другими словами, в «дискурсивную матрицу»), получают квалификацию «немыслимых», требующих веры в опыт Другого, и, как правило, - недоверия себе. Подчеркнем, что в этом же ключе мыслительные структуры, оставленные без должной аналитики, пребывают в статусе симулякров - молчаливых и неговорящих явлений, уводящих в мир иллюзий через технику конструирования «волшебных абстракций», свободных от подтверждения на опыте и «завораживающих» самим процессом своего творения, превращая реальность в пустыню и выдавая спекулятивно простроенные конструкции за действительность (см. [3]). Отсюда проступает еще один важный для настоящей статьи принцип - принцип растождествления реальности и действительности, где под дей-
-ISSN 1812-3996
ствительностью может быть понята такая матрица смысла («дискурсивная картина мира», «парадигма» и пр.), которая определяет стратегию действия, и, тем самым, предопределяет опыт реагирования человека на события повседневности - действительностью становится определенный образ действия, предопределенный ментальными установками, вписанный в «картину мира» и принимаемый в статусе «нормального». Так, под реальным может быть понято, напротив, то, что не укладывается в «нормальное» предсказуемое состояние мира, то, что вызывает экзистенциальный ужас [4], но, тем не менее, именно оно есть подлинное, свободное от готовых дискурсивных предписаний и поведенческих схем. «Реальное» и «мысль» - концепты, предопределяющие становление человека, готовность выхода в зону неочевидного, непредсказуемого, прояснить господствующие в ограничивающей «картине мира» дискурсивные коды, трансформировать их, почувствовать силу жизни как архэ, принять мир и себя в нем.
В этом ключе, руководствуясь принципом растождествления мысли и мышления, необходимо провести ревизию логико-смысловых кодов на предмет органичности их рисунку мысли, и именно поэтому становится актуальной необходимость а) воспроизвести структурную анатомию мышления, б) опираясь на пространственные метафоры, прояснить механизмы формирования экзистенциальных и культурных границ, в) через переносы смысла и по логике аналогий выяснить условия квалификации ценностных приоритетов, предопределяющих в дальнейшем динамику контакта «человек-мир», а также оптику и сенсорику восприятия мира.
Такая мыслительная стратегия позволяет раскрыть и расширить канал осмысления и восприятия человека в условиях медиа: восстановить в зоне мысли феномен «чувствования» и через признание «чувствования» в зоне мысли развернуть «кокон ментальных клише», тем самым проявить архэ мысли - господствующее начало, сообщающие опыту проживания интенсив - мощь, силу, энергию. Подобная практика позволит восстановить многомерную палитру мысли, высветить зоны неявного и неочевидного для мышления, вписанного в сценарий и определенного им.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Петросян Ю. С. Символ: сущность и предназначение // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 4. С. 103-114.
2. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1998. 384 с.
Вестник Омского университета 2019. Т. 24, № 1. С. 94-97
ISSN 1812-3996-
3. БодрийарЖ. Симулякры и симуляции. М. : Постум, 2018. 320 с.
4. Ужас реального / Т. Горичева, Н. Иванов, Д. Орлов, А. Секацкий. СПб. : Алетейя, 2003. 288 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кребель Ирина Алексеевна - доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков, Омская академия МВД России, 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Krebel Irina Alexeevna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Foreign Languages, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 7, pr. Komarova, Omsk, 644092, Russia; e-mail: [email protected].
Трусов Роман Михайлович - аспирант кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: [email protected].
Trusov Roman Mikhailovich - Postgraduate student of the Department of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Кребель И. А., Трусов Р. М. Мысль как телесный опыт: феноменология растождествления мысли и мышления (постановка проблемы) // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 1. С. 94-97. DOI: 10.25513/1812-3996.2019.24(1).94-97.
FOR CITATIONS
Krebel I.A., Trusov R.M. Thought of as bodily experience: phenomenology of disidentification of thought and thinking (problem staging). Vestnik Omskogo uni-versiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 1, pp. 94-97. DOI: 10.25513/1812-3996.2019. 24(1).94-97. (in Russ.).