Научная статья на тему 'Внедискурсивность: актуальность концепта'

Внедискурсивность: актуальность концепта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДИСКУРСИВНОСТЬ / МЕДИА-ДИСКУРСИВНОСТЬ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЭСТЕЗИСНОСТЬ КОНЦЕПТА / OUTSIDE OF DISCOURSENESS / MEDIA-DISCOURSENESS / CONCEPT SPHERE / "ESTEZISNESS" OF CONCEPT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кребель Ирина Алексеевна, Трусов Роман Михайлович

Статья нацелена на прояснение концепта «внедискурсивность»; выясняются его семантические, прагматические границы, определяется функциональность и контекстуальная определенность. В статье раскрывается актуальность концепта в современных культурных условиях в условиях формирования новых форм дискурсивности медиа-дискурсивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTSIDE OF DISCOURSENESS: THE RELEVANCE OF THE CONCEPT

The article aims at clarifying the concept “outside of discourseness”; clarified its semantic, pragmatic boundaries defined by functionality and contextual certainty. The article deals with the relevance of the concept in contemporary cultural environments-in the conditions of formation of new forms of discourse due-media discourse due to.

Текст научной работы на тему «Внедискурсивность: актуальность концепта»

УДК 130.2

DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(4).179-182

ВНЕДИСКУРСИВНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ КОНЦЕПТА

И. А. Кребель1, Р. М. Трусов2

1Омская академия МВД России, г. Омск, Россия

2Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 05.09.2018

Дата принятия в печать 17.10.2018

Аннотация. Статья нацелена на прояснение концепта «внедискурсивность»; выясняются его семантические, прагматические границы, определяется функциональность и контекстуальная определенность. В статье раскрывается актуальность концепта в современных культурных условиях - в условиях формирования новых форм дискурсив-ности - медиа-дискурсивности.

Дата онлайн-размещения 14.12.2018

Ключевые слова

Внедискурсивность, медиа-дискурсивность, концептосфера, эстезисность концепта

OUTSIDE OF DISCOURSENESS: THE RELEVANCE OF THE CONCEPT

I. A. Krebel1, R. M. Trusov2

1Omsk Academy of MFA of Russia, Omsk, Russia 2Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info

Received 05.09.2018

Accepted 17.10.2018

Available online 14.12.2018

Abstract. The article aims at clarifying the concept "outside of discourseness"; clarified its semantic, pragmatic boundaries defined by functionality and contextual certainty. The article deals with the relevance of the concept in contemporary cultural environments-in the conditions of formation of new forms of discourse due-media discourse due to.

Keywords

Outside of discourseness, media-discourseness, concept sphere, "estezisness" of concept

Тема настоящей работы погранична: она принуждает объединить такие смысловые поля, как социальная философия, философская антропология, философия культуры, социология, этнография, психология и психотерапия. Тематическая разнонаправ-ленность и сложность объясняется спецификой проблемы: сосредоточенностью на человеческом, на условиях и на формах его становления, а также на коренном основании философии как таковой - на спе-

цифике мысли и мышления, на специфике осознанного реагирования на вызовы современности, а также на архаическом ресурсе, благодаря которому процесс становления оказывается возможным.

Мысль, состояние, энергия, мощь и воля, силовое поле и напряжение концепта, поэтика, тело, телесные метафоры и их необходимость в медиараз-меренном дискурсе - смысловые разметки исследовательского пространства. Заметим, что тема станов- 179

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 179-182

ления человека, заданная в новых для культуры условиях - в условиях медиа - вызывает в культуре необходимость заново развернуться к истоку и перезагрузить «смысловую картинку», по-новому реализовать старую тему, тему человека и становления человеческого. Для настоящего исследования значима следующая гипотеза: решение проблемы возможно посредством допущения в поле мысли такого явления, как «внедискурсивность»; это явление проявляет себя в процессе фиксации глубинных экзистенциальных состояний, участвует в формировании новых метафор, обеспечивающих в том числе и реанимацию глубинных смысловых слоев архаического языка мысли - языка греков.

Первоначально следует заметить, что введение концепта «внедискурсивности» предполагает методологическое растождествление мысли и мышления в условиях качественно новой жизненной среды -среды медиа, соблазняющей иллюзиями близости, равенства, возможностей, доступности благ жизни, гармонии. Эпоха медиа сбивает привычные дискурсивные коды и принуждает задуматься об основном - насколько мы мыслим и насколько наша мысль аутентична, равноценна нам и нашему опыту мира? Ключевой вопрос философии «что значит мыслить?» заявляет о своей антропологической значимости в новых жизненных и экзистенциальных условиях.

Следует обратить внимание на то, что в так заданном исследовательском контексте тема внедискурсивности позволяет поставить под вопрос предыдущие стратегии, настроенные на описание мира с позиции уже существующих (или созданных заранее) моделей; внедискурсивность, напротив, провоцирует задать заново вопрос о самих условиях мысли, о том, насколько мы остаемся в целостности мышления-речи-действия и готовы взять на себя ответственность за жизненно важные события, определяющие исторические контуры современной культуры.

Внедискурсивность демонстрирует состояние культуры в ситуации медиа - в ситуации после Гут-тенберга, в ситуации, когда актуальна новая искренность, и уже не столько манифестирующая себя как явление, сколько проживаемая в конкретный период жизненного времени. В данном случае медиа, с одной стороны, есть цифровой ландшафт и цифровая перспектива пространства, иллюзия близости и расположенности, иллюзия контакта и полноты отношений человека и мира, виртуальность жизни и многомерность опыта; с другой - медиа это проводник и посредник многомерного контакта с миром,

-ISSN 1812-3996

это технически (Internet, IT-коммуникация, социальные сети и контакты) оснащенные возможности, требующие своего освоения при условии, что фокус будет развернут вовнутрь - к возможностям мысли, мышления, человеческого, реабилитировавшего полноту и непосредственность вопроса, взгляда, так-тильности, непосредственного интереса к миру и готовности принять его полноту, не всегда умещаемую в идеологический стандарт утратившей актуальность спекулятивной схемы: медиа вынуждает признать актуальность тактильной укорененности в мире, так-тильность мысли, воспроизводящей конкретное экзистенциальное состояние и этим опытом тестирующей прочность границ мира, их подлинность, существенность, равноценность своей сущности и аутентичность.

Пространство, время, состояние, смысл, экзистенциальный ландшафт, горизонт и границы - явления, получающие в условиях медиа перезагрузку в опыте мысли, проживаемой тактильно и сообщающей о своем колорите стратегией внедискурсивности - теми выразительными структурами, которые сопротивляются линейному выражению, но предполагают палитру чувств, полноту опыта, новой оптики и сенсорики. В этом отношении стратегия внедискурсивности сообщает философии свежие выразительные средства - телесные метафоры, передающие полноту опыта.

Кроме того, стратегия внедискурсивности позволяет заново осмыслить опыт мысли греков, а также любой традиционной культуры на предмет гармоничного соответствия плана мысли, плана выражения и плана действия. Стратегия внедискурсивности тестирует на состоятельность рефлексивные границы в условиях медиа и поднимает тему новой искренности, аутентичности опыту переживания эталонов мысли и мыслительных моделей, соответствия мышления, языка, опыта чувствования мира, по-новому воспринимаемого тела (как конструкта и как организма).

Тема внедискурсвности приобретает новую значимость в качестве специфической ресурсной стратегии, восстанавливающей исконные условия мысли и провоцирующей на иные векторы и грани восприятия, допускаемого со стороны «мира» в связи с тем, что провоцирует проявление мощи, личной силы, харизмы того, кто решается на речь от первого лица и на проявление себя в новых культурных условиях - на мощь, игру сил, на властные отношения с собой. Так концепт внедискурсивности поднимает в новых условиях исконный для философии во-

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 179-182

ISSN 1812-3996-

прос - вопрос могущества, личной силы, ответственности, символической разметки топоса экзистенциально значимыми границами, вопрос ответственности и автономии мысли, заявляющей о себе от первого лица, автономно. Стратегия внедискурсивно-сти вынуждает по-новому рассмотреть тему мыслительной анестезии, тему органичности мысли как мистерии практикам становления (пробуждения) человеческого, тему отклика / зова / призыва мира -отсюда и тему призвания в ситуации, когда изживающие себя модели социальной институционально-сти становятся обременительны и ущербны, когда мир открывает свою вертикаль, многогранность и глубину (см.: [1]). В этом отношении становится актуальным вопрос о новой искренности - соответствия чувственно проживаемого опыта мира тем мыслительным платформам, которые определяют культурный колорит. Это тема глубинного контакта с телом (в сравнении с внешним расширением и дезориентацией в ситуации социальных соблазнов, игр, отдаляющих каждого от своей экзистенциальной существенности, см.: [2-6]), с миром, с признанием безусловной данности Другого; тема отклика мира и его многомерной, текучей онтологии, не умещаемой в парадигму линейных моделей репрезентации.

Следует признать, что при многообразных возможностях в выборе коммуникативных стратегий взаимодействия с миром в условиях медиа мысль без практического подтверждения становится бессмысленной: большие спекулятивные системы оказываются несостоятельными в возможностях ухватить, передать и упорядочить многообразие мира, мысль включает многомерный опыт тела, ресурсом которого тестируется подлинность / неподлинность жизненно значимых отношений: поскольку клипи-рованное мышление, рекламные и политтехнологии завязаны на структуре мышления, на аналогии мышления и программы, постольку именно опыт тактильно определенной мысли (экзистенциально определенной и обоснованной) становится ресурсом в процессе самоосмысления человеком собственной природы в новых культурных условиях: в условиях медиа актуальна не столько ин-формация, сколько - транс-формация, живая и актуальная ре-

конструкция жизненно значимых ценностей, позиций, проживаемых и перезагружаемых из частного автономного опыта мысли.

В так заданном контексте ключевая для настоящей статьи проблема может быть сформулирована следующим образом: что понимать под стратегией внедискурсивности в новых для культуры условиях, в условиях медиасреды? каким образом стратегия внедискурсивности выступает в качестве инструмента в практиках становления человека?

Ответы на поставленные вопросы могут быть предложены через ряд тезисов.

• Внедискурсивность - рабочий концепт, указывающий на возврат к исконным условиям мысли, осуществляющий перезагрузку ключевых мыслительных установок, позиций, моделей и принципов, проблематизирующий основания мысли и осуществляющий формирование новых когнитивных метафор, содержательная многомерность которых не укладывается в общепринятые и утвержденные рамки и модели дискурсивности как таковой. В дальнейшем развитии темы можно предположить, что структура внедискурсивности двулика: она есть и стратегема и стратегия, в зависимости от того, из какого топоса движется исследователь (выступает и инструментом, и действием).

• Ситуация медиа вынуждает по-новому увидеть, почувствовать, прожить ключевые мыслительные основания. Вопрос - насколько мы остаемся искренними и где проходит граница реального и виртуального / ирреального - вопрос максимально актуальный для культуры; он отсылает к сущностной структуре мышления, к ландшафту мыслительных форм, к содержательному наполнению мышления.

• Феномен внедискурсивности ставит под вопрос «человеческое» и, тем самым, провоцирует задать заново вопрос о сущности («существенности», согласно В.Ю. Сухачеву) человека (по аналогии со сверхчеловеком Ф. Ницше в режиме вызова и отклика Личной Мощи (архэ) и ответственности за жест). «Человеческое» проявляет себя (пробуждается) через автономный жест мысли, которая не тождественна мышлению и которая предполагает телесную наполненность - эстезисность, экзистенциально значимое состояние.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб. : Наука. Ленинградское отделение и страниц, 2001. 296 с.

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 4. С. 179-182

-ISSN 1812-3996

2. Маклюэн М. Понимание МЕДИА: внешние расширения человека. М. ; Жуковский : Канон-пресс Ц : Кучково поле, 2003. 464 с.

3. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М. : Весь Мир, 2004. 120 с.

4. Маффесоли М. Околдованность мира, или Божественное социальное // Социо-Логос. М. : Прогресс, 1991. С. 133-137.

5. Маффесоли М. Фантастический мир каждого дня // Худ. журн. 1997. № 17. С. 14-16.

6. Маффесоли М. Каждому свое племя: от контракта к пакту // Посредник. Массмедиа, общество и культура : сб. ст. под рук. В. А. Подороги. М. : Ин-т философии РАН, 2016. 292 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Кребель Ирина Алексеевна - доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков, Омская академия МВД России, 644092, Россия, Омск, пр. Комарова, 7; e-mail: krebel@rambler.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Krebel Irina Alexeevna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Foreign Languages, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 7, pr. Komarova, Omsk, 644092, Russia; e-mail: krebel@rambler.ru.

Трусов Роман Михайлович - аспирант кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: roman1792@mail.ru.

Trusov Roman Mikhailovich - Postgraduate student of the Department of Philosophy, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: roman1792@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Кребель И. А., Трусов Р. М. Внедискурсивность: актуальность концепта // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 4. С. 179-182. DOI : 10.25513/1812-3996.2018. 23(4).179-182.

FOR CITATIONS

Krebel I.A., Trusov R.M. Outside of discourseness: the relevance of the concept. Vestnik Omskogo universi-teta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 4, pp. 179-182. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(4). 179-182. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.