Научная статья на тему 'МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ'

МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ПОНЯТИЕ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ / ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ / ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ / THINKING / THINKING ACTIVITY / COGNITION / CONCEPT / STAGES OF THINKING DEVELOPMENT / FORMS OF THINKING / TYPES OF THINKING / CLASSIFICATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лукашов Георгий Александрович

В статье рассмотрены понятие и сущность мышления, отмечены его характерные особенности, выделены стадии развития мышления. Выделены формы реализации и виды мышления. Составлена классификация видов мышления. Показана связь мыслительных и внешних практических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING AS A BASIS OF KNOWLEDGE AND ACTION

In the article the concept and essence of thinking are considered, its characteristic features are noted, stages of development of thinking are allocated. Forms of realization and types of thinking are allocated. The classification of types of thinking is made. Shows the relationship of thought and external action.

Текст научной работы на тему «МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ»

19. Башмакова Н.И., Громова О.Н., Залялютдинова З.А., Рыжова Н.И. Актуальность развития и основные подходы к определению содержания правовой компетентности современного специалиста гуманитарного профиля [Электронный ресурс1 // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19264 (дата обращения: 17.06.2018).

20. Соколов Д.А., Рыжова Н.И. Информационно-правовая компетентность как основа для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2.; - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27481 (дата обращения: 17.06.2018).

УДК 371

МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

студент Лукашов Георгий Александрович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Интерес человека к анализу собственного мышления был издавна связан с желанием мыслить правильно. Мышление - одна из высших форм деятельности человека, «психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений» [1]. В.В. Богословский определяет мышление как «психический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними» [2]. По определению А.Н. Леонтьева, «мышление - это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания» [3]. Существует множество других определений, раскрывающих понятие мышления как «высший этап обработки информации человеком», «процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий и представлений», «процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира», «процесс отражения существенных свойств объектов и связей между ними, приводящий к появлению представлений об объективной реальности» [4].

Единого и исчерпывающе точного определения мышления не существует. Однако характерной особенностью и отличительной чертой мышления, исходя из множества вариантов определения этого понятия, можно считать способность человека ориентироваться в новых для него данных опыта.

Изложение основного материала исследования. Исторически первой наукой о мышлении стала логика, изучающая нормативные правила и законы адекватного рассуждения. Предметом логики является умозрительный аспект мышления (формы и законы), а психофизиологические механизмы мышления изучаются психологией и физиологией. В психологии мышление считается одной из высших психических функций. Оно рассматривается как «деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль» [1].

Важными характеристиками мышления являются его опосредованность и обобщенность. В отличие от процессов непосредственно-чувственного отношения (ощущение, восприятие), некоторые свойства, объекты и отношения окружающего мира первая сигнальная система не может воспринять. Знания о них позволяет получить именно мышление. Благодаря способности мышления перейти границы непосредственно-чувственного познания, его называют «опосредованной психической деятельностью» [3], потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» - образы или знаки [5]. Образы - вид информации, поступающей из внешнего мира и усваиваемой органами чувств: звуки, цвета, изображения, запахи, тактильные ощущения и т.д., которые часто бывают эмоционально окрашенными. Абстрактными знаками принято считать цифры, формулы, слова и словесные конструкции. Такие знаки могут обозначать чувственные образы (слова) или иметь абстрактный характер (названия цифр).

Свойства объектов действительности взаимосвязаны, и поэтому возможно обобщение как познание общего и существенного в этих объектах. Выражение обобщения возможно с помощью речи, языка. Словесное обобщение может относиться как к отдельному объекту, так и к группе сходных. Образам (представлениям и восприятиям) тоже свойственна обобщенность, но в этом случае она ограничивается наглядностью, в то время как словом можно обобщать безгранично. Примерами широких обобщений, выраженных словом, могут служить философские понятия закона, материи, явления, сущности, движения, количества, качества и т.д.

В.В. Богословский обращает внимание на социальную природу мышления. «Несмотря на то, что мышление есть психический процесс, совершающийся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике» [2]. Кроме того, социальная природа мышления раскрывается и в том, на решение каких задач направляет его человек.

Выделяют допонятийную и понятийную стадии развития мышления. Допонятийное мышление - это «начальная стадия развития мышления у ребенка» [6]. Особенностями допонятийного мышления можно считать следующие: суждения детей носят единичный характер, касаются данного конкретного предмета; объяснения чего-либо сводятся к знакомым частным случаям (явлениям, предметам); главную роль играет память; пример является самой ранней и достаточной формой доказательства. Однако главной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм, который обуславливает основные характерные черты детской логики: дети нечувствительны к противоречиям, проявляют синкретизм (связь всего со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, при этом минуя целое), у них отсутствует представление о сохранении количества.

Переход от допонятийного к понятийному мышлению происходит не сразу, а через несколько промежуточных этапов. В возрасте 4-6 лет у дошкольников возникает наглядно-образное мышление. Дети младшего школьного возраста обладают понятийно-конкретным мышлением: формирующиеся мыслительные операции еще недостаточно обобщены и связаны с конкретным материалом, возникающие

понятия все еще носят конкретный характер. Дальнейшее развитие мышление происходит в школьном возрасте - среднем и старшем. В этом возрасте становятся доступными более сложные познавательные задачи, в процессе решения которых мыслительные операции обобщаются и формализуются, происходит их перенос на новые ситуации, диапазон их применения расширяется - формируется абстрактно-понятийное мышление.

Мышление может быть реализовано в нескольких формах:

а) понятие - обобщение класса объектов по их существенным, отличительным признакам; по определению А.Г. Маклакова, это «отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам» [7];

б) суждение - «форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами» [8]; определенное высказывание об этих объектах, приписывание им некоторых свойств;

в) умозаключение - вывод.

Видами мышления считается «проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы» [9]. Психические процессы занимают в мышлении тем большее место, чем сложнее само мышление. примерная классификация видов мышления по различным критериям приведена в таблице 1.

Мышление происходит посредством осуществления умственных операций (операций мышления). Основными операциями мышления, по А.Г. Маклакову, являются «сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция, классификация, обобщение» [7].

Умственные действия - это «действия с объектами, отраженными в образах, обобщениях и понятиях о них» [11]. Осуществление этих действий происходит мысленно, при помощи речи. Характерным является то, что прежде чем действовать с предметами (разбирать их на части, составлять из них что-то и пр.), человек производит это мысленно, не контактируя напрямую с этими предметами, не изменяя их строения. В зависимости от того, какие образы при этом будут играть ведущую роль, умственные действия могут быть сенсорными, перцептивными, воображаемыми, мыслительными.

Подробно процесс формирования умственных действий рассматривал в своих трудах П.Я. Гальперин. Согласно его теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, мыслительные действия формируются на основе внешних практических действий. При этом процесс переноса внешнего действия вовнутрь «совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии» [11], и каждый этап характеризуется преобразованием заданного действия по ряду параметров. П.Я. Гальперин выделяет следующие этапы (стадии) формирования умственных действий и понятий.

I. Выявление ориентировочной основы действия (ООД). На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что является наиболее заметным. Происходит знакомство с составом будущего действия с практической стороны, с критериями, которым оно впоследствии должно соответствовать. Такое ознакомление и является ориентировочной стороной будущего действия.

II. Формирование действия в материальном виде. Происходит практическое выполнение заданного действия во внешней форме, с применением реальных предметов. В данном процессе используются основные параметры действия, и на каждом из них возникает определенный тип ориентировки. На данном этапе действие автоматизируется, приобретает целесообразность, становится возможным его перенос на аналогичные задания.

III. Формирование действия в громкой речи. Большое значение имеет не только знание, но и понимание условий. Действие выполняется без непосредственной опоры на внешние предметы и переносится из внешнего плана в план громкой речи. Такое перенесение, по мнению П.Я. Гальперина, означает не только выражение действия через речь, но, прежде всего, «речевое выполнение предметного действия» [11].

IV. Формирование действий в речи «про себя». Перенесение громкоречевого действия на внутренний уровень, становление свободного проговаривания действия полностью «про себя».

V. Формирование действий во внутренней речи. Действие выполняется в плане внутренней речи, соответствующим образом преобразуется и сокращается, переходит из сферы сознательного контроля в сферу интеллектуальных умений и навыков. Иначе говоря, происходит автоматизация действия, его процесса и деталей благодаря закреплению нейронных связей, возникших на предыдущих этапах формирования умственных действий.

Таблица 1

Классификация видов мышления

Критерий Наименование Характеристика вида мышления

По результатам (по степени новизны и оригинальности)[8] Репродуктивное мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников; использование сформированного умственного навыка, репродукции (воспроизведение) имеющихся знаний и умений

Продуктивное (творческое) при отсутствии готовых средств достижения цели - их поиск, создание, конструирование; процесс решения творческих задач

По характеру решаемых задач [10] Практическое направлено на разрешение частных конкретных задач (разработка средств преобразования действительности)

Теоретическое познание законов и правил, нахождение общих закономерностей среди явлений

По психическим процессам (по генезису развития) [9] (последовательные этапы развития) Наглядно-действенное манипулирует предметной сферой (имеется у детей с рождения до 1,5 лет); опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними (наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления)

Наглядно-образное Конкретно-предметное осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, опирается на представления и образы, которые представляются в кратковременной и оперативной памяти (доминирует от 3-летнего до младшего школьного возраста) задачи решаются с помощью существующего, реального объекта (формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)

Словесно-логическое осуществляется при помощи логических операций с понятиями, происходит познание существенных закономерностей и ненаблюдаемых взаимосвязей исследуемой реальности

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление абстракциями - категориями, которых нет в природе (формируется с 7 лет), основано на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

Критерий Наименование Характеристика вида мышления

По направленности Реалистическое направлено на внешний мир, регулируется логическими законами

Аутистическое связано с реализацией желаний человека (иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека)

По характеру познаваемой реальности Предметное направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде (может быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков)

Психологическое позволяет понимать людей, направлено на индивидуальные психологические особенности другого человека (черты характера, способности, интересы, эмоциональные состояния, чувства)

По уровню психических процессов Аналитическое (дискурсивное) опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия, развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека

Интуитивное проницательность, способность человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, объектов посредством одномоментного подсознательного вывода, основанного на воображении, предшествующем опыте, «чутьё» (данный вид характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным)

По средствам Наглядное основано на образах и представлениях предметов (необходимо видеть или представлять предметы)

Вербальное оперирует отвлеченными знаковыми структурами

По функциям Критическое направлено на выявление недостатков в суждениях других людей

Творческое связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей

По способу построения Рациональное в основе лежат логически обоснованные доводы и факты для размышлений и принятия решений

Иррациональное основано на предположениях и чувствах, не имеет строго выстроенной логической цепочки

Переход действия извне вовнутрь называется интериоризацией (от лат. interior - внутренний). В теории П.Я. Гальперина от первого этапа четко прослеживается последовательная интериоризация действий. Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства -ориентировочной основы.

Выводы. Мышлением можно называть психический процесс, с помощью которого человек воспринимает существующие предметы и явления по их признакам и выявляет различные связи и закономерности между ними. Важными характеристиками мышления являются его опосредованность и обобщенность. Кроме того, мышление имеет социальную природу. Становление мышления происходит поэтапно, по мере развития человека. Формами мышления принято считать понятие, суждение, умозаключение. Видами мышления называют проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач. Учеными выделяется множество видов мышления, в зависимости от критериев классификации.

Мышление осуществляется с помощью умственных действий, постепенно переходящих «извне вовнутрь», что способствует эффективному формированию знания и действия.

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность мышления, отмечены его характерные особенности, выделены стадии развития мышления. Выделены формы реализации и виды мышления. Составлена классификация видов мышления. Показана связь мыслительных и внешних практических действий.

Ключевые слова: мышление, мыслительная деятельность, познание, понятие, стадии развития мышления, формы мышления, виды мышления, критерии классификации.

Annotation. In the article the concept and essence of thinking are considered, its characteristic features are noted, stages of development of thinking are allocated. Forms of realization and types of thinking are allocated. The classification of types of thinking is made. Shows the relationship of thought and external action.

Keywords: thinking, thinking activity, cognition, concept, stages of thinking development, forms of thinking, types of thinking, classification criteria.

Литература:

1. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s91.htm Дата обращения: 26.02.2019.

2. Богословский В.В. Общая психология.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова; под ред.В.В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

3. Леонтьев А.Н. Мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1557.html Дата обращения: 23.03.2019.

4. У. Джеймс. Мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-639.html Дата обращения: 20.02.2019.

5. М.А. Голубева. Виды мышления в психологии. - Режим доступа: https://psychologist.tips/195-vidy-myshleniya-v-psihologii.html Дата обращения: 18.02.2019.

6. Психология познавательных процессов. Мышление. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/881795/page:4/ Дата обращения: 24.03.2019.

7. Маклаков А.Г. Мышление / А.Г. Маклаков // Общая психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 592 с.

8. В.В. Петухов. О двух определениях мышления. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-745.html Дата обращения: 16.02.2019.

9. Виды мышления. - Режим доступа: http://www.intellectrate.ru/vidithinking.htm Дата обращения: 27.02.2019.

10. Б.М. Теплов. Практическое мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-71.html Дата обращения: 28.02.2019.

11. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. - Режим доступа: http://samzan.ru/217923 Дата обращения: 26.02.2019.

УДК 371

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА

старший преподаватель кафедры здоровья и реабилитации Мамедова Надежда Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Автоматизация и механизация производства, широкое развитие самых разнообразных средств связи, транспорта, улучшение условий быта - все это привело к резкому ограничению движений современного человека, а прямым следствием гиподинамии являются болезни сердца и сосудов, нарушение обмена веществ.

В условиях технического прогресса с каждым годом увеличивается число профессий, особенности которых требуют длительного пребывания человека на рабочем месте в одной и той же позе, в состоянии малой подвижности. К тому же занятые люди в целях экономии времени нередко сокращают до минимума передвижение пешком и не уделяют должного внимания физическим нагрузкам, спорту. Даже частичное, но длительное по времени снижение двигательной активности у людей среднего и пожилого возраста способствует понижению обмена веществ и отложению избыточного количества жира в организме.

Изложение основного материала исследования. Медицинские исследования показали, что среди жителей крупных городов заболевания сердца, сосудов, атеросклероз, гипертоническая болезнь распространены значительно чаще, чем среди жителей сельской местности. Существует определенная связь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.