Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE ELDERLY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамедова Надежда Александровна

Выполняя оздоровительные физические упражнения или закаливающие процедуры, важно помнить три основных правила - постепенность, систематичность, учет своих индивидуальных особенностей, а также необходимо регулярно консультироваться с врачом и постоянно следить за своим самочувствием. С помощью физической закалки, регулярных занятий спортом намного легче противостоять гиподинамии, болезням, инфекциям и сберечь на долгие годы бесценный дар - здоровье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS OF THE ELDERLY

Performing health-improving physical exercises or tempering procedures, it is important to remember three basic rules - gradualism, systematic, taking into account their individual characteristics, and it is necessary to consult regularly with your doctor and constantly monitor your health. With the help of physical training, regular sports it is much easier to resist hypodynamia, diseases, infections and save for many years an invaluable gift - health.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

Переход действия извне вовнутрь называется интериоризацией (от лат. interior - внутренний). В теории П.Я. Гальперина от первого этапа четко прослеживается последовательная интериоризация действий. Значение данной теории состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства -ориентировочной основы.

Выводы. Мышлением можно называть психический процесс, с помощью которого человек воспринимает существующие предметы и явления по их признакам и выявляет различные связи и закономерности между ними. Важными характеристиками мышления являются его опосредованность и обобщенность. Кроме того, мышление имеет социальную природу. Становление мышления происходит поэтапно, по мере развития человека. Формами мышления принято считать понятие, суждение, умозаключение. Видами мышления называют проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач. Учеными выделяется множество видов мышления, в зависимости от критериев классификации.

Мышление осуществляется с помощью умственных действий, постепенно переходящих «извне вовнутрь», что способствует эффективному формированию знания и действия.

Аннотация. В статье рассмотрены понятие и сущность мышления, отмечены его характерные особенности, выделены стадии развития мышления. Выделены формы реализации и виды мышления. Составлена классификация видов мышления. Показана связь мыслительных и внешних практических действий.

Ключевые слова: мышление, мыслительная деятельность, познание, понятие, стадии развития мышления, формы мышления, виды мышления, критерии классификации.

Annotation. In the article the concept and essence of thinking are considered, its characteristic features are noted, stages of development of thinking are allocated. Forms of realization and types of thinking are allocated. The classification of types of thinking is made. Shows the relationship of thought and external action.

Keywords: thinking, thinking activity, cognition, concept, stages of thinking development, forms of thinking, types of thinking, classification criteria.

Литература:

1. Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина. - Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/slovar-s91.htm Дата обращения: 26.02.2019.

2. Богословский В.В. Общая психология.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова; под ред.В.В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383 с.

3. Леонтьев А.Н. Мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1557.html Дата обращения: 23.03.2019.

4. У. Джеймс. Мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-639.html Дата обращения: 20.02.2019.

5. М.А. Голубева. Виды мышления в психологии. - Режим доступа: https://psychologist.tips/195-vidy-myshleniya-v-psihologii.html Дата обращения: 18.02.2019.

6. Психология познавательных процессов. Мышление. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/881795/page:4/ Дата обращения: 24.03.2019.

7. Маклаков А.Г. Мышление / А.Г. Маклаков // Общая психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 592 с.

8. В.В. Петухов. О двух определениях мышления. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-745.html Дата обращения: 16.02.2019.

9. Виды мышления. - Режим доступа: http://www.intellectrate.ru/vidithinking.htm Дата обращения: 27.02.2019.

10. Б.М. Теплов. Практическое мышление. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-71.html Дата обращения: 28.02.2019.

11. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. - Режим доступа: http://samzan.ru/217923 Дата обращения: 26.02.2019.

УДК 371

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА

старший преподаватель кафедры здоровья и реабилитации Мамедова Надежда Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Автоматизация и механизация производства, широкое развитие самых разнообразных средств связи, транспорта, улучшение условий быта - все это привело к резкому ограничению движений современного человека, а прямым следствием гиподинамии являются болезни сердца и сосудов, нарушение обмена веществ.

В условиях технического прогресса с каждым годом увеличивается число профессий, особенности которых требуют длительного пребывания человека на рабочем месте в одной и той же позе, в состоянии малой подвижности. К тому же занятые люди в целях экономии времени нередко сокращают до минимума передвижение пешком и не уделяют должного внимания физическим нагрузкам, спорту. Даже частичное, но длительное по времени снижение двигательной активности у людей среднего и пожилого возраста способствует понижению обмена веществ и отложению избыточного количества жира в организме.

Изложение основного материала исследования. Медицинские исследования показали, что среди жителей крупных городов заболевания сердца, сосудов, атеросклероз, гипертоническая болезнь распространены значительно чаще, чем среди жителей сельской местности. Существует определенная связь

заболеваний сердечно-сосудистой системы с характером работы и тем образом жизни, который ведет человек.

Естественно, можно сослаться на стремительный темп жизни современного человека, но ведь не сама цивилизация несет зло здоровью, а лишь неправильное пользование ее плодами. И если вы возьмете за правило систематически заниматься физической культурой, то, безусловно, ощутите ее воздействие: улучшится адаптация к мышечной деятельности, на выполнение физической нагрузки потребуется меньшее напряжение, приобретете высокую работоспособность, хорошее самочувствие, легкость движений и отличное настроение. Двигательная активность, закаливание, рациональное питание, соблюдение норм и правил гигиены, режима жизни способствуют замедлению развивающихся возрастных изменений преимущественно функциональных и морфологических, позволяют устранить заболевания, которые характерны для людей пожилого возраста, тем самым продлить активную фазу жизни.

Среди множества средств физического воспитания применимых в пожилом возрасте, предпочтительными являются те, которые соответствуют основной функции для данного возраста -оздоровительной. К физическим упражнениям предъявляются соответствующие возрасту требования, физические нагрузки должны быть адекватными и дозированными.

Понятие здорового образа жизни включает в себя личную гигиену, режим, питание и неотделимо связано с присутствием в жизни человека физических нагрузок, которые могут быть представлены утренней гимнастикой, плаванием, ходьбой, подвижными играми, туристическими походами, и т.д. Регулярные физические нагрузки и строгое соблюдение при этом правил личной гигиены укрепляют здоровье, повышают уровень физического развития и адаптационные возможности организма к новым, не всегда благоприятным условиям внешней среды.

Личная гигиена - это комплекс мероприятий, включающий гигиену тела, гигиену одежды и обуви, гигиену жилища. Поэтому важен не только правильный, регулярный уход за кожей, волосами, полостью рта, содержание жилища в чистоте, но и немаловажное значение при занятиях физической культурой и спортом имеет гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна соответствовать времени года, характеру занятий, виду спорта. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной и хорошо защищать стопу.

Основой здорового образа жизни является режим. Благодаря соблюдению режима увеличивается работоспособность и создаются оптимальные условия для укрепления иммунитета. Режим, при его правильном и строгом соблюдении способствует выработке четкого ритма деятельности организма в целом, улучшая функциональные возможности приводя к эффективности выполнения различного рода работ.

Существует ряд положений, которые служат основой при разработке режима:

- последовательная смена видов деятельности (работа, перерывы на отдых, спортивные тренировки и т.д.);

- выделение строго определенного времени для осуществления каждого из видов деятельности;

- достаточный и полноценный сон;

- регулярность и полноценность питания;

- следование правилам личной гигиены;

- систематическое закаливание;

- отсутствие вредных привычек;

- ежедневная физическая активность, реализуемая в различных формах (физические упражнения, пешая ходьба, плавание и т.д.).

Питанию как гигиеническому фактору способствующему укреплению здоровья и эффективной работоспособности отводится особе место. Пищевые продукты являются источником энергии жизнедеятельности человека, снабжая организм необходимыми веществами сохраняют постоянство внутренней среды и способствуя правильному обмену веществ в организме.

К пищевым продуктам предъявляются определенные гигиенические требования, такие как:

- сбалансированность содержания в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, а также употребление воды в определенных пропорциях приводит к полноценности пищи в ее качественном отношении;

- оптимальность пищи по своему количеству для компенсации энергетических затрат организма;

- сбалансированность в качественном и количественном отношении взаимосвязей пищевых веществ;

- разнообразность, т.е. прием пищи должен включать продукты растительного и животного происхождения;

- продукты должны обладать хорошим запахом, внешним видом и вкусом, повышать аппетит, пища должна быть хорошо усвояема.

В первые месяцы после начала регулярных физических занятий вес организма снижается за счет освобождения организма от излишней влаги и сгорания жиров. Колебаниям веса уделяется особое внимание. Длительные занятия в сочетании с постепенным снижением калорийности пищи, правильном пищевом и питьевом режиме дадут хороший результат. Однако после занятий на свежем воздухе аппетит и жажда могут повыситься, и если не ограничивать себя в питье и еде вес может увеличиться. Чтобы утолить жажду после занятий, необходимо прополоскать рот и горло холодной водой и съесть дольку лимона с сахаром. Взвешивание нужно проводить регулярно, а данные заносить в дневник.

Особенности спортивных нагрузок предъявляют различные требования к организму. Чтобы компенсировать запасы растраченной энергии необходимо соблюдать строгий пищевой режим. По объему пищевой суточный рацион должен быть не большим, не обременяющим пищеварительную систему. При тренировках необходима консультация врача и составление рациона дневного питания. Для правильного построения тренировок, сохранения эффективной работоспособности необходим регулярный самоконтроль за состоянием здоровья. Основными показателями для самоконтроля выступают: масса тела, самочувствие и способность выполнять работу на прежнем уровне, сон, аппетит, частота дыхания, пульс.

Важно также следить за своим самочувствием во время занятий спортом и после тренировок. Если в период занятий нарушается сон, то возможно, что причиной этого является чрезмерная физическая нагрузка на организм. В таком случае необходимо уменьшить интенсивность нагрузки, заменив ее прогулкой на свежем воздухе. Появление таких симптомов как: одышка, повышенная потливость, бледность кожных покровов, синюшность губ, боли в области сердца указывают на переутомление организма. Необходимо прекратить занятия и обратиться за консультацией к врачу. Желательно, чтобы первые тренировки

проходили под наблюдением врача, а затем овладев приемами самоконтроля самостоятельно вести наблюдения за изменениями в организме.

Одним из важных приемов самоконтроля является наблюдение за пульсом. Перед началом разминки и по ее окончании посчитайте количество сердечных сокращений за 10 секунд в течение трех десятисекундных промежутков. Учащение пульса более чем на 50 - 65% от исходных цифр говорит о том, что разминочную нагрузку нужно сократить. Если же учащение сердечных сокращений не достигает 50%, то можно усилить нагрузку. Для основной части тренировки вполне приемлемым считается учащение пульса до 75 - 80% от исходных цифр. При оптимальных физических нагрузках через 10 - 15 минут отдыха после окончания выполнения упражнений пульс возвращается к исходной величине.

Для самоконтроля важно вести дневник. Основная задача дневника - фиксация нагрузки с целью ее корректировки в зависимости от самочувствия. Проводить наблюдения за объективными показателями состояния организма желательно в одни и те же часы - утром до и после тренировки и все данные о состоянии здоровья вносить в дневник самоконтроля. Оценка состояния здоровья проводится, учитывая все показатели. Также в дневнике следует фиксировать спортивные показатели, это позволит проследить динамику нагрузок и контролировать их изменения.

Неотъемлемая часть рационального суточного режима - утренняя лечебная гимнастика. Благодаря ей ускоряется переход от сна к бодрствованию, активизируется работа организма, тонизируется центральная нервная система, совершенствуется координация нервно-мышечного аппарата, деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, словом, гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на весь организм, создается хороший настрой на весь день и поддерживает необходимый уровень работоспособности.

Выполняя оздоровительные упражнения, необходимо придерживаться установленных правил:

- начинайте с легких и простых движений, затем переходите к более трудным и сложным;

- стремитесь к тому, чтобы нагрузку получили все мышечные группы - рук, ног, туловища;

- следите за дыханием: оно должно быть глубоким, ритмичным, сочетаться с темпом движений;

- после выполнения сложных упражнений делайте паузы (30 - 45 секунд), расслабьте мышцы;

- к концу зарядки нагрузка постепенно снижается.

Зарядкой лучше всего заниматься на свежем воздухе. Не забудьте взять дневник. Перед зарядкой посчитайте пульс, занесите данные в дневник и легко пробегитесь. Согревшись, найдите удобное место и выполните утренний комплекс упражнений. При благоприятном самочувствии можно расширить утренний комплекс добавив общеразвивающие упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, пресса и ног. Позанимавшись, измерьте пульс и дыхание. Данные заносятся в дневник и сравниваются с начальными. Может случиться, что последние данные вдруг окажутся выше: значит нагрузка была слишком большой. Чтобы не случилось подобного явления, запомните, что нагрузку во время занятий следует увеличивать постепенно. Продолжительность зарядки 10 - 15 минут.

После утренней гимнастики необходимо принять водные процедуры - желателен прохладный и освежающий душ. Процедуры следует повторять каждый день.

Для людей пожилого возраста, не занимавшимся спортом вообще или имевшим физические нагрузки крайне редко, для плавного перехода к физическим нагрузкам, следует начать с оздоровительной ходьбы, которая является одним из лучших средств «втягивания» в режим физических тренировок. Ходьба также рекомендована людям на начальном этапе реабилитации (в частности, после инфаркта) как оздоровительное средство. При этом, ходьбу можно сочетать с непродолжительным комплексом упражнений на руки, туловище, ноги.

Польза от ходьбы в том, что она проводится на свежем воздухе, продолжительность и темп ее легко варьировать, а самое главное, она развивает дыхание и укрепляет сердце и сосуды. Ходить можно в любое время дня, но лучше рано утром и вечером перед сном. Чтобы легче ориентироваться в оценке занятий ходьбой, необходимо найти дорожку и отмерить на ней расстояния в 50, 100, 200, и 400 метров. С помощью этих ориентиров проще контролировать нагрузку и вести самоконтроль.

Прежде чем начать занятия, подсчитайте частоту пульса и дыхания. В дневнике запишите все показатели - пульс, дыхание, самочувствие, время занятий и пройденную дистанцию. Сравнивая записи изо дня в день можно проследить, как повышается выносливость, развивается дыхание.

Скорость ходьбы на первых порах должна быть не высокой, чтобы не трудно было поддерживать начальный ритм дыхания. Затем длительность дистанции и скорость постепенно увеличивайте сообразно самочувствию, пульсу и дыханию. На первом этапе следует научиться ходить 30, потом 45 и 60 минут подряд в привычном темпе. На втором этапе темп средний: 115 - 120 шагов в минуту и постепенно переходим в быстрый темп со скоростью 130 шагов в минуту.

При этом важно правильно ходить:

а) руки должны быть согнуты в локтевых суставах под прямым углом;

б) ногу, посылаемую вперед, следует ставить на пятку и перекатывать на пальцы через наружный край стопы;

в) в момент вертикального положения опорной ноги она должна быть совершенно прямой;

г) туловище и голову следует держать прямо, слегка развернув плечи.

Особое внимание следует обратить на ритм и глубину дыхания. Вдох следует делать через нос, выдох -через рот, активный с сознательным выталкиванием воздуха из нижних отделов легких, постепенно, со временем, стараясь углубить дыхание.

С увеличением тренированности организма, оздоровительная ходьба может заменяться бегом. Бег является самым простым и общедоступным упражнением, массовым средством оздоровления. Бегом занимаются, как правило на свежем воздухе, что не требует специализированного оборудования. Бег оказывает существенное положительное влияние на костную систему, углеводный обмен, функции печени и желудочно-кишечного тракта, кровообращение, повышает функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренирует выносливость и иммунитет, снимает нервное напряжение, улучшает сон, повышает работоспособность организма. Регулярные занятия бегом приводят к выравниванию пульса, способствует облегчению выполнения физических нагрузок.

Перед началом занятия бегом, необходимо посчитать частоту пульса и дыхания, записав показатели в дневник тренировок, дополнив запись информацией об общем самочувствии, дате и времени занятий.

Занятие бегом начинается в темпе ходьбы переходящей к легкому бегу в течении 5 минут. Время пробежки увеличивается постепенно до 10 минут и далее, когда мышцы привыкнут к нагрузке - до 30 минут.

По мере наращивания скорости постепенно переходите на беговой шаг, поддерживая развитую скорость. Равномерность бега по дистанции связана с сохранением постоянства темпа и длины шагов. Стопу ставьте с пятки с перекатом на носок. Большие беговые шаги позволяют полностью использовать инерцию движения, это периодически освобождает мышцы ног от работы. Не забывайте о руках. Они работают активно и ритмично, поддерживая равновесие. При движении вперед руки доходят до середины груди. При движении в обратную сторону локти сильно отводятся назад, при этом плечевой пояс расслаблен.

По окончанию оздоровительного бега подсчитайте частоту пульса и дыхания, запишите в дневнике все показатели - пульс, дыхание, самочувствие и пройденную дистанцию.

Плавание является одним из наиболее эффективных способов закаливания. Это не просто прекрасный полезный отдых, оно имеет большое оздоровительное значение, способствуя укреплению таких систем организма как: нервная, мышечная, сердечно-сосудистая и дыхательная. При условии регулярных нагрузок, посредством плавания возможно достичь нормализации веса. Рекомендуемыми нагрузками считаются занятия по 30 минут не менее трех раз в неделю. При наличии интенсивной и продолжительной нагрузки в процессе плавания происходит увеличение функционального состояния системы кровообращения и уменьшаются факторы риска появления ишемической болезни сердца.

В связи со спецификой условий при занятиях, плавание дает возможность овладеть данным видом тренировки тем людям, которые имеют определенные ограничения в состоянии здоровья. Прежде всего, это связано с горизонтальным положением в воде. Физические нагрузки на систему кровообращения в процессе плавания значительно меньше, чем, например при беге или ходьбе, а также почти отсутствуют нагрузки на позвоночник и суставы. Поэтому плавание является оптимальным видом тренировки мышц в случаях заболевания позвоночника. В связи с повышенной влажностью занятия плаванием благоприятны для больных бронхиальной астмой.

Благоприятным периодом для начала сезона плавания считается период, при котором вода и воздух прогреваются до 18 - 20° С. Окончание сезона плавания приходится на период, когда температура воды опустится до 10 - 12° С, а воздуха до 14 - 15° С. Оптимальное время для занятий плаванием - утро и вечер. По аналогии с другими физическими нагрузками, занятия плаванием рекомендуется начинать не менее чем через 1,5 - 2 часа после еды. Не стоить начинать занятие в разгоряченном или охлажденном состояниях и допускать переохлаждение в процессе плавания.

Рекомендуемыми нагрузками на начальном этапе являются: четыре - пять минут в первые дни занятий с последующим увеличением продолжительности до двадцати минут и более. Во время занятий, с целью избегания негативных последствий, таких как общая слабость и нарушение сердечной деятельности, которые могут быть спровоцированы длительным заплывом, следует четко контролировать свое самочувствие и длительность занятия.

Велосипедный спорт так же представляет собой прекрасное средство для укрепления здоровья и увеличения работоспособности. Достаточно большое количество людей с детства владеют ездой на велосипеде. Однако, необходимо помнить о важности правильного положения тела во время езды. При езде против ветра следует нагнуться максимально ниже к рулю - такое положение уменьшает лобовое сопротивление. При езде в направлении ветра, рекомендуется принять более высокую посадку, при которой руки выпрямлены и поднято туловище, небольшие подъемы преодолеваются сразу после быстрого разгона, на вершине подъема следует встать на педали для его завершения. На более продолжительных подъемах различного уклона, необходимо чередовать способы подъема, что бы одни группы мышц работали, другие отдыхали. Спуски используются для отдыха и максимального расслабления, при этом туловище следует наклонить к рулю. Небольшие препятствия, встречающиеся на трассе, проходите не по прямой линии, а под углом. Опасные места лучше пройти пешком, предварительно спешившись. На крутых спусках никогда не пользуйтесь ручным тормозом - резкое торможение переднего колеса может привести к падению через голову. Будьте осторожны при езде на сырой глинистой или травянистой дороге, так как сцепление колес с поверхностью трассы незначительное. На первых тренировках двигайтесь в медленном темпе, а на последующих постепенно увеличивайте скорость и дистанцию, сохраняя темп и ритм. Не забывайте до и после тренировки измерить пульс и записать данные в дневник. Если почувствовали переутомление, прекратите тренировку и обратитесь к врачу.

Выводы. Самыми доступными и наиболее приемлемыми средствами для восстановления затраченных сил после занятий являются баня и самомассаж. При мытье в бане и самомассаже снижается утомление в мышцах и удаляется из организма лишняя влага. Кроме того, после мытья в бане становятся эластичными мышцы. Однако людям пожилого возраста, имеющим функциональные отклонения, без разрешения врача посещать баню не рекомендуется. Но можно использовать довольно простые и доступные водные процедуры такие как: ежедневное полоскание горла холодной водой, обмывание стоп и обтирание, обливание водой, холодный душ, купание. Водные средства закаливания организма по сравнению с воздушными процедурами, безусловно, более энергичные. Они оказывают многогранное воздействие на организм - усиливают обмен веществ, улучшают терморегуляцию, активизируют работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Выполняя оздоровительные физические упражнения или закаливающие процедуры, важно помнить три основных правила - постепенность, систематичность, учет своих индивидуальных особенностей, а также необходимо регулярно консультироваться с врачом и постоянно следить за своим самочувствием.

С помощью физической закалки, регулярных занятий спортом намного легче противостоять гиподинамии, болезням, инфекциям и сберечь на долгие годы бесценный дар - здоровье.

УДК 371

АПРОБАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ

МЕТОДА СЦЕНАРИЕВ)

старший преподаватель кафедры иностранных языков №2

Никейцева Ольга Николаевна Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков №2

Доминенко Наталья Викторовна Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков №2

Хлыбова Наталья Александровна Институт иностранной филологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. Преподавателями кафедры иностранных языков №2 Института иностранной филологии ФГАОУ «Крымский Федеральный университет имени С.И. Вернадского» в г. Симферополь была обоснована потребность расширения системы методов, технологий и подходов к преподаванию иностранного (английского) языка студентам неязыковых специальностей. С данной целью педагогами высшей школы была разработана и апробирована система экспериментальных занятий.

Проект, начало которого датировано 2011 г. в связи с осуществлением деятельности в рамках коммуникативной методики, был реализован в рамках процесса развития Института иностранной филологии ФГАОУ «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Симферополь. Экспериментальной базой послужила кафедра иностранных языков №2 Института иностранной филологии ФГАОУ «Крымский Федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Симферополь. Занятия проводились на следующих факультетах:

- философский факультет;

- факультет крымско-татарской и восточной филологии;

- факультет психологии;

- юридический факультет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исторический факультет;

- факультет информационно-полиграфических технологий;

- факультет физической культуры и спорта.

В эксперименте приняли участие 1500 студентов таких направлений подготовки: филология (арабский, турецкий, персидский язык и литература), история, документоведение и архивоведение, психология, журналистика, русский язык и литература, политология, философия, культурология, религиоведение, украинский язык и литература, реклама и связи с общественностью, технология полиграфического и упаковочного производства, издательское дело, графика и дизайн, юриспруденция (юрист в сфере бизнеса и власти), юриспруденция (общий профиль), юриспруденция (международное право), физическая культура, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм. Хронологические рамки реализации проекта - март-май 2019 года.

Изложение основного материала исследования. Система целеполагания проекта предусматривала внедрение и апробацию инновационных интерактивных методов и форм обучения студентов иностранному языку. В данном исследовании нашей целью является освещение результатов внедрения метода сценария в процесс преподавания иностранного (английского) языка студентам неязыковых специальностей.

Понятие сценарий, по мнению А.С. Числовой, обозначает фиксированную последовательность предполагаемых событий для достижения педагогических целей [4]. В современной педагогике в контексте решения проблем обучения студентов высшей школе иностранному языку сценарный подход рассматривается как средство повышения качества обучения студентов с погружением в иностранную среду [2].

Погружение студентов в языковую среду на основе использования сценариев позволяет студентам существенно улучшить владение языком, а также потенциально повысить их мотивацию, так как аутентичные ситуации вызывают личный интерес и развивают технику мышления путем решения вопросов проблемного характера [3].

Обучающие сценарии представляют собой программу, входящую в целостный процесс обучения студентов иностранному языку. На их основе формируется и закрепляется коммуникативная компетенция в условиях, имитирующих реальную деятельность людей, приобретается опыт по овладению иностранным языком как средством общения с другими национальными культурами [1].

Внедрение метода сценариев в рамках анализируемого проекта направлено на развитие коммуникативной компетенции и актуализацию языкового материала. Применение данного метода обучения актуализирует накопленный опыт студентов, позволяет развить навыки поисковой деятельности, умение самостоятельно и совместно с одногруппниками генерировать большое количество вариантов решения проблемы в рамках заданной ситуации. К преимуществам метода сценариев можно также отнести

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.