Научная статья на тему 'Формирование управленческого мышления лидера'

Формирование управленческого мышления лидера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / ПРОЦЕСС / PROCESS / ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ / WAYS OF THINKING / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / MANAGEMENT THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бураканова Галия Масыгутовна

В статье рассмотрен процесс формирования управленческого мышления лидера на основе анализа существующих видов мышления и теоретических подходов. Мышление есть сложная совокупность различных видов мыслительной активности, элементом которой является его управленческий подвид. Управленческое мышление обладает как общими, так и специфическими особенностями, характерными для мышления в целом. Оно динамично, продуктивно, имеет векторы вертикального и горизонтального развития, его отличает стратегический характер и наличие алгоритмов решения управленческих проблем. Как и другие специальные виды мышления, оно не возникает спонтанно, а формируется через целенаправленное воспитание и обучение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Managerial Thinking of Leader

The purpose of the article is the process of forming the managerial thinking of the leader on the basis of an analysis of existing types of thinking. Thinking is a complex set of different types of mental activity, the element of which is its managerial subspecies. Management thinking has both general and specific features, characteristic for thinking in general. It is dynamic, productive, has vectors of vertical and horizontal development, it is distinguished by its strategic character, and the availability of algorithms for solving managerial problems. Like other special types of thinking, it does not arise spontaneously, but is formed through purposeful education and training.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческого мышления лидера»

20/S/& ■

Key words: polycultural upbringing, humanitarian education, requirement, polyethnic society, intercultural dialogue, consolidation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуренко-Вайцман М. Н., Юриста А. В. Конфликтогенность медицинской деятельности: философско-правовой аспект // Крымский терапевтический журнал. - 2016. - № 4 (31). - С. 55-60.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: sinncom.ru/content/reforma/ind ex5.htm (дата обращения: 20.03.2017).

3. Мандель Б. Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. - Ростов н/Д.: Феникс. - C. 235-237.

4. Советский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.acade mic.ru/dic.nsf/] (дата обращения: 20.03.2017).

5. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Код-жаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

6. Абрамова Е. А. Формирование поликультурной компетентности студентов вуза как цель поликультурного воспитания // Современная педагогика: методология, теории, практика: сб. науч. тр. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - С. 112-114.

7. Черный Е. В. Психология моделирования поликультурного образования: монография. - Симферополь: Сонат, 2010. - 540 с.

8. Сугробова Ю. Ю. Образование - категорический императив культуротворчества в современном полиэтническом пространстве Крыма // Sworld: сборник научных трудов. -Одесса: КУПРИЕНКО, 2013. - Вып. 1. Т. 44. -С. 12-16.

9. Шоркин А. Д. Бинарные оппозиции историко-культурных императивов // Гуманизация образования. - Симферополь, 2012. -123 с.

10. Буряк В. В. Трансформация образовательных процессов в информационном обществе // Фiлософiя освгти. - 2006. - № 1. -С. 89-100.

Г. М. Бураканова

УДК 155.9

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИДЕРА

I еобходимость формирования управленческого мышления предполагает анализ его содержания. Философский термин «мышление» раскрывает предельно широкие категории «сознание», «дух», «идеальное» и понимается как высшая форма отражения, как исторический процесс развития познавательных возможностей человека, как родовой признак человечества. В психологии акцент переносится на индивидуальное сознание человека, его способности рационально ставить и достигать цели. Философскую теорию познания мышление интересует как конечный продукт познавательной работы человека, психологию же интересует сам процесс порождения идеальной активности субъекта, специфика эмоционально-чувственного отражения.

Анализ этой категории возможен на достаточно высокой степени абстрагирования, при опоре на философские основания и опытное психологическое знание. Прежде всего, мышление является высшей формой атрибутивного процесса отражения и познавательной активности субъекта. Оно представляет собой воспроизведение в идеальной, системной и рациональной форме бесконечности внешнего мира в систематизированном и структурированном логическими законами виде, а также активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует, т.е. оно имеет творческий характер, «не только отражает мир, но и творит его».

Целью статьи является рассмотрение процесса формирования управленческого мышления лидера на основе анализа существующих видов мышления.

Мышление также можно понимать как процесс получения новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Мышление - это движение духа, раскрывающее суть вещей. Его итогом является мысль, идея. Специфическим результатом мышления выступает понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных признаках.

Само мышление неоднородно, к его видам относятся мышление рассуждающее и мышление словесно-логическое. Этот вид мышления характеризуется использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на основе языковых средств. Основной признак наглядно-действенного мышления состоит в том, что решение задачи осуществляется реальным преобразованием ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта. Как самостоятельный вид выделяется наглядно-образное мышление. Его функции связаны с представлением ситуации и изменениями, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. Его важная особенность состоит в установлении непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

Поскольку мышление является одной из характеристик человеческого сознания, предельно широкой философской категории, то оно обладает качественным своеобразием и спецификой проявления в различных формах человеческой деятельности. Если учесть общественно-исторический характер и детерминацию мышления конкретными формами человеческой практики, то становится понятно, что описать все элементы и качественно своеобразие мыслительной активности становится непростой задачей. Основаниями выделения видов могут быть области его применения, типы решаемых им задач, время и ин-

тенсивность умственных процессов, его внешняя или внутренняя направленность, особенности алгоритмов. По типу решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это знание законов, правил, принципов. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные способности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, противоречивым, трудным для познания, чем мышление теоретическое. В теоретическом мышлении используются следующие критерии: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуативные обобщения.

Разница между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением основана на трех переменных. Время протекания, членение на этапы и осознанность (или неосознанность) субъектом мыслительного процесса являются критериями их отличия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным [1].

Существует еще одно важное деление -на мышление реалистическое и мышление аутическое. Первое направлено на внешний мир, регулируется законами логики, а второе связано с реализацией желаний человека, с его стремлением выдавать желаемое за действительно существующее. Различие продуктивного и репродуктивного мышления основано на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [2].

20/Я/&

На основании особенностей решения практических и теоретических задач выделяют три подвида мышления: практическое, конкретно-образное, абстрактное.

Практическое (конкретно-действенное) мышление, согласно выводам Л. С. Выготского, направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной преобразовательной деятельности людей. Практическое мышление - это, прежде всего, техническое, конструктивное отражение в мозгу человека его рабочих операций. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействия умственных и практических компонентов работы. Сложные элементы абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, они неразрывно связаны. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в большей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные эмоционально-чувственные обобщения человек воплощает в конкретные мыс-леобразы - целостные представления об объекте, схватывающие его целостность, единство, сущностные черты, проникающие в суть процессов через психологические механизмы восприятия. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует, главным образом, понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой

мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Решение проблем возможно через выделение еще трех аспектов мыслительной активности. Интуитивное, последовательное, стратегическое мышление проявляют себя единовременно. Рассмотрим их более подробно. Интуитивное мышление подразумевает, что шаги или действия, необходимые для решения, не всегда ясны и понятны изначально. Кажется, что решение приходит в голову внезапно, благодаря некоему «озарению» в мышлении. Субъекту бывает важно найти правильный подход к решению задачи, нежели неуклонно следовать алгоритму её решения.

Последовательное мышление заключается в том, что решение находят за счет ряда последовательных шагов: разложения проблемы на ряд имеющих решение задач, их видоизменения, упрощения, исправление ошибок, выработки новых идей и т.д. Последовательность шагов выполняется один за другим, согласно определенному алгоритму.

В стратегическом виде мышления самым главным является выбор наиболее целесообразных шагов из множества возможных. Целью мыслительного процесса является не нахождение конкретного решения, а выработка плана поведения, с наибольшей эффективностью приводящего к успеху.

Логическое мышление представляет собой неотъемлемый компонент человеческого интеллекта. Творческое мышление сравнимо со вспышкой света в темноте. Возникновение великих идей происходит различными способами. Иногда они совершенно неожиданно приходят в голову уже готовыми, не требующими доработки. Чаще всего окончательную форму эти идеи приобретают в результате кропотливой работы над исходным «чувством идеи». Каким бы образом не рождались идеи, очевидно одно: мозг сознательно или неосознанно должен их обработать или, иными словами, выносить [3]. Мышление - есть процесс оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.

По сравнению с перцепцией мышление есть качественно иной процесс, но он не может быть оторван от предшествующих психологических процессов. Иначе говоря, должен существовать «мостик» от отражения непосредственного и конкретного к отражению опосредованному.

Таким переходом является допонятийное мышление, его особенности наиболее полно были изучены Ж. Пиаже. Он выделил особенности разных видов мышления. В допоня-тийном мышлении отсутствует сформирован-ность логических структур, и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т.е. развитие логики ведет к познанию вещей и отношений, приобретение практического опыта способствует изменению и развитию самого мышления.

Из анализа соотношений допонятийного и понятийного мышления вытекает основной принцип организации процесса мышления -это обратимый перевод пространственно-предметных психических структур или наглядных образов на символический оперативный язык речевых сигналов. Процесс мышления имеет место только тогда, когда под словесным понятием кроется конкретное образное содержание; с другой стороны, возникающие в голове образы могут стать основой мыслительного акта, если они получают символическое (словесное или формально-знаковое) оформление [4].

Внезапно возникающее решение мыслительной задачи иногда называют интуицией. В отличие от мышления интуицию нельзя назвать процессом, она одномоментный акт, поскольку возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Поиск доказательства правильности интуитивного решения осуществляется с помощью мышления.

В последние годы в литературе появилось немало работ, в которых авторы выделяют не только типы общественного сознания, но и виды специального мышления: политического, экономического, инженерного, экологи-

ческого [5; 6; 7; 8; 9]. На наш взгляд, есть необходимость введения понятия «управленческое мышление». Оно есть цель и результат становления профессионализма деятельности руководителя как члена группы социума, выполняющей особую социальную функцию. Управленческое мышление является конкретизацией категории «идеальное» применительно к атрибуту социального строения общества - управления. Управленческое мышление имеет несколько стадий в своем возникновении и развитии. На стадии возникновения проблемы, когда появляется чувство необходимости направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы, управленческое мышление выполняет функцию осознания потребности решения и переходит к анализу ситуации. На стадии анализа происходит создание интегрального, целостного образа ситуации, который проясняет подлежащую решению проблему. Стадия решения сочетает элементы сознательного и подсознательного проникновения в суть, поиска механизмов реализации и обретения результатов. «Озарение», «инсайт» или «идея» решения происходит ожидаемо нежданно, его природа не имеет детерминированного описания. Оно, как и все творчество, - есть высший пик мыслительной активности, интеллектуальный скачок, перерыв постепенности, единство и борьба интуитивного и рационального, эмоционально-чувственного и эстетически-нравственного переживания. На исполнительной стадии управленческое мышление отслеживает соотнесенность модели решения с реальным процессом взаимодействия с объектом, допустимые отклонения и координирует идеальный продукт с материальным воплощением.

В продуктивном управленческом мышлении главным являются не столько алгоритмические процедуры, направленные на решение уже сформулированной задачи, сколько сама постановка проблема, осмысление её значимости, актуальности, важности, сведение её к совокупности задач и определения алгоритмов их решения.

Процесс мышления заключается в мгновенном, едином акте схватывания, запечатле-

20/Я/&

ния, сканирования, фиксации, осознании особенностей и специфики управленческой проблемы, определения объема и совокупности необходимых действий и операций, способных разрешить проблему, вектора развития потребного будущего объекта воздействия.

Управленческое мышление акцентирует внимание на сложностях восприятия, на «пробелах» в знаниях, на неясных местах, отклонениях, нарушениях, внешнем и внутреннем несоответствии нормы и традиции. Стремление дойти до истины, обнаружить структурное ядро, истоки, перейти от неопределенного, неадекватного отношения к ясному, прозрачному видению основного противоречия, к состоянию, когда проблема схватывается целиком, составляет особенное в управленческом мышлении, поскольку оно отвечает за процесс трансформации к будущему, за сам момент перехода от идеального видения картины до его практического воплощения.

Многие люди никогда не задумываются над тем, как они размышляют. Большинство обычно не обращает внимания на то, как они ходят или дышат. Мышление кажется настолько естественным процессом, что человек, чаще всего, вполне им удовлетворен. Однако этот процесс глубоко индивидуален, появляется в результате социализации индивида, поэтому полагаем, что мышление в целом и управленческое мышление в частности является и определенным навыком, который можно и нужно целенаправленно формировать и развивать.

Э. де Боно подметил, что разум не всегда логичен. Многие задачи оказываются очень простыми, когда верный ответ найден, хотя сам процесс решения был весьма трудным. Что препятствует легкому решению непростой задачи? Может быть, недостаточная логика? Иногда, похоже, чрезмерно логический подход уводит вас в сторону от верного направления действий [10].

На практике мышление - нечто гораздо большее, чем простое следование логическим правилам. Нередко сам подход к решению задачи оказывается важнее эффективности, с какой он реализуется. Выбор подхода может

быть обусловлен привычками, эмоциями, особенностями мышления индивидуума. Иногда процесс решения требует сделать неординарный шаг. От умения генерировать новые идеи зависит эффективность управленческой деятельности. Есть два аспекта в понимании управленческого мышления, которые дополняют друг друга. При движении мысли в вертикальной плоскости идеального пространства субъект управления шаг за шагом последовательно углубляется в суть проблемы и находит способ ее решения. При движении мысли в горизонтальной плоскости субъект управления перебирает все возможные варианты и способы, надеясь обнаружить лучший подход к решению проблемы.

Важной характеристикой управленческой деятельности является стратегия мышления. Она обусловлена спецификой управления как общественного института, необходимостью реализации общественных интересов для достижения будущего прогресса и стабильности. Стратегия управленческого мышления означает его целостность, системность, широту, всесторонность, видение перспективы, учет как позитивных, так и негативных факторов влияния на процесс принятия решения.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что мышление есть сложная совокупность различных видов мыслительной активности, элементом которой является его управленческий подвид. Все виды мышления тесно взаимосвязаны, одномоментны и представляют собой сложную систему. Управленческое мышление есть конкретизация категории «управленческое сознание» на предмет волевого воздействия субъекта управления на объект. Управленческое мышление обладает как общими, так и специфическими особенностями, характерными для мышления в целом. Оно динамично, продуктивно, имеет векторы вертикального и горизонтального развития, его отличает стратегический характер и наличие алгоритмов решения управленческих проблем. Как и другие специальные виды мышления, оно не возникает спонтанно, а формируется через целенаправленное воспитание и обучение. Управленческое мы-

шление руководителя глубоко индивидуально, оно является определенным навыком и испытает обратное влияние психоэмоциональных и нравственных характеристик личности. Проявление и доминирование того или иного вида мышления зависит от конкретной ситуации, требующей решения, от характера и конечных целей деятельности. Управленческое мышление в силу специфики управления является «первой среди равных», хотя по степени сложности, по требованиям, которые предъявляются к интеллектуальным, волевым, нравственным способностям человека, все виды мышления не уступают друг другу.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен процесс формирования управленческого мышления лидера на основе анализа существующих видов мышления и теоретических подходов. Мышление есть сложная совокупность различных видов мыслительной активности, элементом которой является его управленческий подвид. Управленческое мышление обладает как общими, так и специфическими особенностями, характерными для мышления в целом. Оно динамично, продуктивно, имеет векторы вертикального и горизонтального развития, его отличает стратегический характер и наличие алгоритмов решения управленческих проблем. Как и другие специальные виды мышления, оно не возникает спонтанно, а формируется через целенаправленное воспитание и обучение.

Ключевые слова: анализ, процесс, виды мышления, управленческое мышление.

SUMMARY

The purpose of the article is the process of forming the managerial thinking of the leader on the basis of an analysis of existing types of thinking. Thinking is a complex set of different types of mental activity, the element of which is its managerial subspecies. Management thinking has both general and specific features, characteristic for thinking in general. It is dynamic, productive, has vectors of vertical and horizontal development, it is distinguished by its strategic character, and the availability of algorithms for solving managerial problems. Like other special

types of thinking, it does not arise spontaneously, but is formed through purposeful education and training.

Keywords: analysis, process, ways of thinking, management thinking.

ЛИТЕРАТУРА

1. Робер М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. - 321 с.

2. Козелецкий Ю. А. Психологическая теория решений. - М.: Прогресс, 1979. -504 с.

3. Fiedler F. E. Leader Intellingence and Task performance: a Test of a Multiple Screen Model / F. E. Fiedler, A. F. Leister // Organizational Behavior and Performance. - 1978. -Vol. 20. - P. 1-14.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

5. Герчикова И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2001.

6. Жданов С. А. Экономические модели и методы в управлении. - М.: ИНФРА-М, 1998. -176 с.

7. Людвиг К. Концептуальные вопросы социального управления // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 5. -С. 51-55.

8. Пиляева В. В. Экономические категории мышления. - М., 1977. - 165 с.

9. Соломкина М. М. Экологическое сознание личности в условиях экстремальной среды: автореферат дисс. канд. филос. наук. -Архангельск, 2000. - 21 с.

10. Боно де Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. - Минск: Поппури, 1997. -124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.