Научная статья на тему '«МЯГКАЯ СИЛА» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭДИНБУРГА И ЛОНДОНА'

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭДИНБУРГА И ЛОНДОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / «МЯГКАЯ СИЛА» / СЕПАРАТИСТСКИЙ КОНФЛИКТ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ШОТЛАНДИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тюрин Е. А., Савинова Е. Н., Переверзева О. В.

В статье рассматривается «мягкая сила» в качестве социального ресурса в конфликте между Великобританией и Шотландией. Дан обзор «мягкой силы» Великобритании и Шотландии на внешнем социокультурном пространстве. Обозначены особенности «мягкой силы» субгосударственного актора. Выявлено наличие социокультурных оснований развития «мягкой силы». Сделан вывод о возможности эффективного использования «мягкой силы» в условиях сепаратистского конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT POWER AS A SOCIOCULTURAL RESOURCE OF THE POLITICAL CONFRONTATION BETWEEN EDINBURGH AND LONDON

The article considers soft power as a sociocultural resource in the conflict between the UK and Scotland. An overview of the soft power of the UK and the soft power of Scotland in the external sociocultural space is given. Features of soft power of a sub-state actor are outlined. The presence of sociocultural foundations for the development of soft power is revealed. The conclusion about the possibility of effective use of soft power in the conditions of a separatist conflict is made.

Текст научной работы на тему ««МЯГКАЯ СИЛА» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭДИНБУРГА И ЛОНДОНА»

Научная статья УДК 323.173

DOI 10.52070/2500-347X_2021_4_845_118

«МЯГКАЯ СИЛА» КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭДИНБУРГА И ЛОНДОНА

Е. А. Тюрин1, Е. Н. Савинова2, О. В. Переверзева3

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, Орел, Россия,

4urin.of.Foveran@yandex.ru

2savinovaE.N@yandex.ru

3zzz-0@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается «мягкая сила» в качестве социального ресурса в конфликте между Великобританией и Шотландией. Дан обзор «мягкой силы» Великобритании и Шотландии на внешнем социокультурном пространстве. Обозначены особенности «мягкой силы» субгосударственного актора. Выявлено наличие социокультурных оснований развития «мягкой силы». Сделан вывод о возможности эффективного использования «мягкой силы» в условиях сепаратистского конфликта.

Ключевые слова: социокультурные основания политического процесса, «мягкая сила», сепаратистский конфликт, Великобритания, Шотландия

Для цитирования: Тюрин Е. А., Савинова Е. Н., Переверзева О. В. «Мягкая сила» как социокультурный ресурс политического противостояния Эдинбурга и Лондона // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып.4 (845). С. 118-130. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_118

Original article

SOFT POWER AS A SOCIOCULTURAL RESOURCE OF THE POLITICAL CONFRONTATION BETWEEN EDINBURGH AND LONDON

E. A. Turin1, E. N. Savinova2, O. V. Pereverzeva3

Central Russian Institute of Management - a branch of RANEPA, Orel, Russia,

4urin.of.Foveran@yandex.ru

2savinovaE.N@yandex.ru

3zzz-0@mail.ru

Abstract. The article considers soft power as a sociocultural resource in the conflict between the UK and Scotland. An overview of the soft power of the UK and the

soft power of Scotland in the external sociocultural space is given. Features of soft power of a sub-state actor are outlined. The presence of sociocultural foundations for the development of soft power is revealed. The conclusion about the possibility of effective use of soft power in the conditions of a separatist conflict is made.

Key words: sociocultural foundations of politics, soft power, separatist conflict, UK, Scotland

For citation: Turin, E. A., Savinova, E. N., Pereverzeva, O. V. (2021). Soft power as a sociocultural resource of the political confrontation between Edinburgh and London. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 4 (845), 118-130. DOI: 10.52070/2500-347X_2021_4_845_118

Введение

Концепция «мягкой силы» пользуется широкой популярностью как в политической научной теории, так и в соответствующей политической практике. В данной статье авторы понимают под «мягкой силой» способность одной из сторон, при взаимодействии с другой стороной, реализовывать свои интересы за счет последней, достигая желаемого результата путем создания собственного привлекательного образа [Nye, 2004].

Большинство исследований «мягкой силы» рассматривают в качестве ее основного субъекта государство. Кроме того, в некоторых работах анализируется соответствующая роль городских муниципий и регионов применительно к государству в целом [Swiney, 2020; Coll, 2015; Añorve-Añorve, 2020; Chan, 2019; Crilley, Manor, 2020; Sevin, 2021; Santos Neves, 2010; Артеев, 2021; Гомелаури, 2020]. Тем не менее вопросы соотношения «мягкой силы» государства и его отдельной территории (особенно в условиях политического противостояния центра и периферии) практически не просматриваются в современном научном дискурсе.

В этой связи авторы данной статьи попытались соотнести типичные проявления «мягкой силы», используемой на общегосударственном (национальном) и региональном (субнациональном) уровнях, избрав в качестве примера случай Великобритании и Шотландии. Следует отметить, что работ и отечественных (см. например [Харитонова, 2018], и зарубежных авторов [Hill, Beadle, 2014], посвященных «мягкой силе» Великобритании опубликовано достаточно много. Однако по «мягкой силе» Шотландии имеется лишь одно комплексное исследование [Gauging International Perceptions: Scotland and Soft

Power. British Council Scotland, URL]. Пример Шотландии и Великобритании представляется интересным еще и потому, что «мягкая сила» реализуется названными акторами в условиях постоянно обостряющегося противостояния между ними.

В этой связи отметим, что «жесткие» проявления борьбы Эдинбурга и Лондона широко обсуждаются и в СМИ, и в научном сообществе. Однако использование средств «мягкой силы» в означенном противостоянии нередко упускается из виду. Поэтому в контексте политического противостояния Эдинбурга и Лондона, конечно же, имеет смысл рассмотреть столь специфичный социокультурный ресурс, каковым является «мягкая сила».

«Мягкая сила» Великобритании

В сфере применения «мягкой силы» Великобритания является одним из признанных мировых лидеров. Данный статус подтверждается традиционно высокими позициями страны во всех авторитетных тематических рейтингах. Так, в ежегодном рейтинге The Soft Power 30 международной компании Portland Великобритания постоянно занимает 1-е (2015, 2018) или 2-е место (2016, 2017, 2019) в мире1. В рейтинге Элькано за 2020 г. Великобритания занимает 4-е место в мире по «мягкому» присутствию (оно составило 29,4 % от глобального присутствия страны в целом), основными элементами которого являются сотрудничество в целях развития (5,7 %), технологии (5 %) и культура (4,7 %)2. В дебютном Глобальном индексе «мягкой силы» компании Brand Finance в 2020 г. Соединенное Королевство расположилось на 3-м месте, набрав 61,8 балла из 100 (Германия, занявшая

2-е место, получила лишь на 0,1 балла больше). Что касается иных рейтинговых показателей, то Великобритания заняла 2-е место в мире по блокам «международные отношения» и «СМИ и коммуникации»,

3-е место по «культуре и культурному наследию» и 4-е место по «образованию и науке»3. По итоговому ранжированию Глобального

1The Soft Power 30. United Kingdom. URL: https://soitpower30.com/country/ united-kingdom

2Índice Elcano de Presencia Global. Reino Unido. URL: https://explora.global-presence.realinstitutoelcano.org/es/country/iepg/global/GB/GB/2020#

3Global Soft Power Index 2020. URL: https://brandirectory.com/globalsoftpower/ download/brand-finance-global-soft-power-index-2020.pdf

индекса «мягкой силы» Brand Finance 2021 г. Великобритания также заняла 3-е место, однако ее итоговый балл снизился до 57,9, что во многом объясняется ее низким результатом по новой категории рейтинга, оценивающей реакцию наций на пандемию COVID-19. В категории «международные отношения» Соединенное Королевство вновь заняло 2-е место, а в «СМИ и коммуникации» - поднялось на один. В блоках «культура и культурное наследие» и «образование и наука» британская нация оказалась в этом году на 4 и 5 позициях соответственно1.

Очевидно, что одним из ключевых ресурсов британской «мягкой силы» является сфера культуры, где особое место занимает английский язык (первое место в мире по общему числу говорящих - более 1 млрд 348 млн человек в 146 странах)2. Отдельно следует упомянуть британский спорт, активно генерирующий глобальную привлекательность страны. Еще одним важным «мягкосильным» ресурсом является британская Корона. Ныне царствующая Елизавета II является известным во всем мире символом Великобритании, а престиж и популярность монаршей семьи способствует развитию «мягкой силы» всего государства. Среди инструментов британской «мягкой силы» пристального внимания заслуживают СМИ (прежде всего BBC), которые во многом формируют благосклонное отношение зарубежной публики к Великобритании. Например, в 2019-2020 гг. глобальная аудитория BBC составила 468 млн человек еженедельно3. Существенный вклад в наращивание «мягкосильного» влияния Соединенного Королевства вносит образование, что видно из соответствующих авторитетных рейтингов4. Отучившиеся в британских образовательных учреждениях представители других стран очень часто становятся у себя на роди-

'Global Soft Power Index 2021. URL: https://brandirectory.com/globalsoftpower/

download/brand-finance-global-soft-power-index-2021.pdf.

2What is the most spoken language? URL: https://www.ethnologue.com/guides/

most-spoken-languages.

3Tony Hall: UK must «unleash the full global potential of the BBC» - as new all time record global audience is announced. URL: https://www.bbc.co.uk/ mediacentre/latestnews/2020/global-reach#:~:text=The%20BBC's%20glob-al%20reach%20increased,week%20%2D%20the%20highest%20number%20 ever.&text=BBC%20News%20accounts%20for%20438.4,53%25%20in%20 BBC%20News%20users

4QS World University Rankings 2022. URL: https://www.topuniversities.com/ university-rankings/world-university-rankings/2022

не «пропагандистами» Великобритании. В этой связи отметим роль Британского Совета, который работает в более чем 100 странах мира и только в 2019-2020 гг. контактировал с 76 млн человек, а в целом - с 983 млн человек1. Как известно, успешная экономическая модель также может работать на усиление престижа страны в мире, выступая фактором «мягкой силы», что и характерно для Великобритании, занимающей 5-е место в мире по номинальному значению ВВП2. Помимо обозначенных проявлений «мягкосильного» британского влияния, следует назвать еще и туризм. Например, в 2019 г. эту страну посетили 39,4 млн иностранных туристов, что позволило ей занять 10 место в мире по названному показателю3. Фактором, содействующим продвижению влияния Великобритании, можно считать даже ее бывший имперский статус и такой инструмент «мягкой силы», как Содружество наций, который позволяет этой стране продвигать выгодные для себя повестки в международных организациях.

По большому счету, «мягкая сила» Великобритании наращивается во многом благодаря действиям, демонстрирующим ее ценности и мировоззренческие установки, представляющиеся привлекательными для многих стран и народов. Здесь в первую очередь выделяется деятельность Соединенного Королевства в таких сферах, как помощь в целях развития, борьба с изменением климата, а также защита прав и свобод человека во всем мире.

Начиная с 2013 г., объём британской официальной помощи в целях развития равен 0,7 % ВНП государства, что делает Великобританию одной из немногих развитых стран, выполняющих соответствующие обязательства, взятые в отношении развивающихся стран4. Одной из статей британской помощи в целях развития является International

'Annual Report and Accounts 2019-20. URL: https://www.britishcouncil.org/ sites/default/files/annual_report_2019-20.pdf

2GDP, current prices. URL: https://www.imf.org/external/datamapper/NGDPD@ WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD

3UNWTO Global Tourism Dashboard. URL: https://www.unwto.org/ country-profile-inbound-tourism

"Statistics on International Development: Final UK Aid Spend 2019. URL: htt-ps://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/927135/Statistics_on_International_Development_Final_UK_ Aid_Spend_2019.pdf

Climate Finance - финансирование, направленное на природоохрану и укрепление устойчивости бедных стран в условиях климатических изменений. С 2011 по 2020 гг. International Climate Finance помогло 66 млн человек1.

Стоит сказать и о работе Великобритании в сфере защиты прав и свобод человека. Министерство иностранных дел своими приоритетными задачами в делах Содружества и развития Великобритании ставит такие, как поощрение демократии и демократических свобод, защиту свободы религий или убеждений, свободу СМИ и другие2. Работа по этим направлениям укрепляет положительную репутацию страны, создавая ей образ «силы добра» в мире. Впрочем, вопрос о том, добро ли несет Соединенное Королевство народам мира или, всё же, что-то иное, требует, по мнению авторов, более глубокого и более критического осмысления (особенно, если смотреть на это с позиции народов, проживающих в Российской Федерации, а также с позиции тех народов, которые вкусили «плодов» колониальной политики Британии).

Итак, генерируемая «мягкосильными» ресурсами и инструментами привлекательность британского государства способствует достижению многих целей этой страны, в том числе территориального единства. Так, международная общественность в большинстве своем, во многом под воздействием именно «мягкой силы», относит конфликт Лондона с Эдинбургом к внутренним делам государства, тем самым поддерживая центральную власть в ее стремлении сохранить «успешное» многонациональное государство. В Шотландии на этот счет имеется альтернативное мнение.

«Мягкая сила» Шотландии

Сравнительную характеристику «мягкой силы» Шотландии можно найти в исследовании Британского Совета и компании Portland - Wales Soft Power Barometer 2018, где представлен рейтинг «мягкой силы» субнациональных регионов Содружества наций. Всего исследование

international Climate Finance. URL: https://www.gov.uk/guidance/ international-climate-finance#history

2Human Rights & Democracy. The 2020 Foreign, Commonwealth & Development Office. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/ system/uploads/attachment_data/file/999607/Human_Rights_and_Democracy_ the_2020_Foreign_Commonwealth_Development_Office_report.pdf

сравнивает такую силу у десяти регионов. В этом рейтинге Шотландия заняла 2-е место, получив 62,23 % (занявший 1-е место Квебек получил 65,75 %). Что касается подындексов, измеряемых с помощью объективных данных, Шотландия получила 1-е место по «образованию», «предпринимательству» и «цифровым технологиям», 2-е место по «культуре», 3-е место по «управлению» и 4-е место по «глобальному взаимодействию». По сумме подындексов, основанных на субъективных данных, Шотландия заняла 6-е место, отличившись только в спорте - 3-е место в этой категории [Wales Soft Power Barometer 2018].

Как показывают представленные данные, важнейшим инструментом «мягкой силы» Шотландии является ее образование. В 2019-2020 учебных годах в шотландских вузах обучалось более 61 тыс. иностранных (не из Великобритании) студентов, что составляло 23,6 % от числа всех студентов, обучающихся в Шотландии1.

Другой существенный «мягкосильный» инструмент Шотландии -ее благоприятная предпринимательская и инвестиционная среда. Проведенное в 2021 г. исследование аудиторской компании EY показывает, что с 2014 г. Шотландия по объёму прямых иностранных инвестиций занимает второе место в Великобритании2.

Важным ресурсом шотландской «мягкой силы» выступает также культура. Эта страна располагает 6-ю объектами из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, известными во всем мире музеями, галереями и пр. В вопросе глобальной привлекательности шотландской культуры отдельного упоминания заслуживает феномен тартана («шотландка», «шотландская клетка»), ставшего популярным в разных уголках мира.

Привлекательный образ Шотландии в мире укрепляется и благодаря широко известным разным фестивалям. Одним из наиболее значимых считается Эдинбургский фестиваль Fringe - крупнейший фестиваль в мире в области искусств. Участниками и зрителями Fringe в 2019 г. стали граждане 150 стран3.

•Higher Education Student Statistics: UK, 2019/20. URL: https://www.hesa.ac.uk/

news/27-01-2021/sb258-higher-education-student-statistics/location

2Scott A., Arnold P. Why rising FDI beckons for Scotland but engagement

remains key. 2021. URL: https://www.ey.com/en_uk/attractiveness/21/

scotlands-share-of-uk-fdi-projects-has-risen

3Record Edinburgh audiences as Fringe comes to a close. URL: https://www.edfringe. com/learn/news-and-events/record-edinburgh-audiences-as-fringe-comes-to-a-close

Определенный вклад в развитие шотландской «мягкой силы» вносит спорт, хотя потенциал этого ресурса пока еще не реализован в полной мере.

Ведя разговор о «мягкосильном» влиянии Шотландии, нельзя не упомянуть шотландский виски, или скотч, - национальный продукт с международным признанием и колоссальным спросом во всем мире. Согласно данным Ассоциации шотландского виски, в 2019 г. из этой страны каждую секунду отгружались 42 бутылки шотландского виски, а в 2020 г. - 36 бутылок в 166 стран мира1.

Несмотря на вышеприведенные сферы применения «мягкосиль-ных» механизмов повышения привлекательности Шотландии в мире, популярность этой страны в сфере международного туризма не характеризуется высокими показателями2, что свидетельствует о пока еще не раскрытом потенциале туризма как ресурса «мягкой силы».

Отдельно стоит сказать о таком «мягкосильном» инструменте, как цифровая дипломатия. Некоторые государственные учреждения Шотландии стараются использовать возможности Интернета не только для взаимодействия с местным населением, но и для создания позитивного образа своей страны в мире, что может быть достаточно продуктивным.

Эффективность шотландской «мягкой силы» увеличивается также благодаря деятельности этой страны в тех сферах, через которые транслируются ее ценности, разделяемые другими странами и народами. Важным является то, что соответствующие действия Шотландии в международном пространстве согласуются с ее внутренней политикой, тем самым вызывая к ней большое доверие.

В качестве примера можно привести шотландскую активность в сфере защиты прав человека. Например, Парламент Шотландии в свое время единогласно поддержал включение Конвенции ООН о правах ребенка в национальное законодательство, а правящая Шотландская национальная партия (SNP) в своей предвыборной программе на выборах в мае 2021 г. заявляла о намерении включить в шотландское законодательство еще четыре конвенции по правам человека [Scotland's Future, c. 13]. Среди серьезных шотландских инициатив по активизации

1Facts & Figures. URL: https://www.scotch-whisky.org.uk/insights/facts-figures

2Key Facts on Tourism in Scotland 2019. URL: https://www.visitscotland.org/ binaries/content/assets/dot-org/pdf/research-papers-2/key-facts-on-tourism-in-scotland-2019.pdf

усилий в сфере защиты прав человека можно назвать и учрежденную в 2018 г. стипендию Scottish Human Rights Defenders Fellowship, направленную на поддержку правозащитников по всему миру.

Следует отметить, что значительно поднимает глобальный престиж Шотландии ее миграционная политика (гораздо более открытая по отношению к этноконфессиональным меньшинствам, нежели политика Лондона). Неудивительно, что эта страна располагает специальной стратегией по интеграции беженцев в шотландское общество. В настоящее время действует уже вторая обновленная версия названного документа на период 2018-2022 гг.

Необходимо также упомянуть и шотландское содействие международному развитию. В Шотландии учреждены многочисленные тематические фонды, среди которых отметим International Development Fund, функционирование которого направлено на финансирование деятельности в сфере устойчивого развития и борьбы с бедностью, а также на преодоление социальной несправедливости в мире [там же, с. 74]. Весьма заметным также является Climate Justice Fund, назначение которого -борьба с последствиями климатических изменений в беднейших странах мира. Правящая партия намерена увеличить его финансирование до 24 млн евро в течение ближайших четырех лет [там же, с. 68]. Шотландские власти ставят вопрос о борьбе с климатическими изменениями во внутреннюю повестку, в рамках которой Шотландия активнейшим образом развивает сектор возобновляемой энергетики (например, к 2045 г. поставлена задача - достичь углеродной нейтральности).

На международной арене Шотландия демонстрирует привлекательность своих ценностей благодаря поощрению идей разоружения и мирного разрешения конфликтов. Это также согласуется с ее внутренней политикой, ведь SNP в реализации стратегии шотландской независимости часто ссылается на необходимость ликвидировать ядерное оружие на территории Шотландии. Международная деятельность по перечисленным направлениям создает Шотландии имидж ответственного и справедливого актора, что, без сомнения, увеличивает эффективность «мягкой силы» этой страны.

Итак, основой «мягкой силы» Шотландии являются престиж шотландских университетов, благоприятная предпринимательская и инвестиционная среда, богатая культура и транслируемые миру привлекательные шотландские ценности и убеждения.

«Мягкосильное» влияние Шотландии на зарубежную публику помогает, помимо прочего, в отстаивании позиций шотландских властей по вопросу шотландской независимости, поскольку и правительства, и в целом население других стран имеют возможность увидеть Шотландию в качестве отдельного актора, обладающего собственной, четко выраженной позицией по наиболее актуальным вопросам международной повестки. Потенциально независимая Шотландия предстает самодостаточным и надежным партнером в международных делах.

«Мягкая сила» субгосударственного актора

Переходя к вопросам соотношения «мягкой силы» Великобритании и Шотландии, можно предположить, что «мягкая сила» субгосударственных акторов может, с одной стороны, увеличивать такую силу государства в целом, а с другой - в какой-то мере препятствовать ее развитию. Например, туристический поток в Шотландию нередко улучшает осведомленность не только об этой стране, но и о Великобритании в целом, а, значит, увеличивается «мягкое» влияние обоих акторов. Однако такой инструмент шотландской «мягкой силы», как миграционная политика, значительно увеличивающая привлекательность в мире именно Шотландии, особенно в условиях актуальной международной ситуации, отчасти бросает тень на имидж Великобритании, не отличающейся такой открытой политикой по отношению к приезжающим. Значит, можно утверждать, что «мягкая сила» субгосударственного актора - это независимая сила, а не только составная часть «мягкой силы» государства в целом. Последняя, в свою очередь, не приравнивается к сумме «мягкой силы» всех субгосударственных образований.

Некоторые субъекты «мягкой силы» Шотландии генерируют «мягкую силу» исключительно для шотландского пользования, по сути, не давая никаких преимуществ Великобритании. Так, например, происходит в случае упомянутого тартана. Собственно, шотландская «мягкая сила» довольно значительно отличается от британской (не в последнюю очередь из-за специфической идентичности шотландцев1), что добавляет контраста во взаимоотношениях Лондона и Эдинбурга. Поэтому-то характеристики Шотландии как субнационального региона - субъекта «мягкосильного» влияния - делают это влияние подходящим инструментом в борьбе за получение суверенного статуса.

1'Moreno' national identity. URL https://whatscotlandthinks.org/questions/ moreno-national-identity-5

Заключение

Таким образом, рассмотрев и сравнив «мягкие силы» Эдинбурга и Лондона, можно сделать вывод, что во многом по своему содержанию - это две разные силы. Их контраст во многом указывает на наличие социокультурных оснований развития «мягкой силы» как таковой. Что же касается особенностей соотношения «мягкой силы» государства и его отдельного субнационального региона, то пример Великобритании и Шотландии позволяет говорить о возможности эффективного использования «мягкосильного» влияния в борьбе за национально-государственную независимость.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Nye J. S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.

2. Swiney С. The Urbanization of International Law and International Relations: The Rising Soft Power of Cities in Global Governance // Michigan Journal of International Law. 2020. № 2. Vol. 41. P. 227-278.

3. Coll J. M. Cities emerging soft power: 5 key advantages for improved global governance // Opinion CIDOB. 2015. № 332. P. 1-3. URL: https://www.files. ethz.ch/isn/191542/332_0PINI0N_J0SEP%20M%C2%AA%20C0LL_ ANG.pdf

4. Añorve-Añorve D. Paradiplomacia, poder suave y la cooperación internacional municipal: el caso de Guanajuato // Convergencia Revista de Ciencias Sociales. 2020. № 27(1). P. 1-29.

5. Chan W. Y. The soft power and paradiplomacy of Hong Kong // Asian Education and Development Studies. 2019. № 8 (2). P. 161-172.

6. Crilley R., Manor I. Un-nation Branding: The Cities of Tel Aviv and Jerusalem in Israeli Soft Power. In City Diplomacy: Current Trends and Future Prospects, ed. by S. Amiri, E. Sevin. 2020. P. 137-160.

7. Sevin E. The missing link: cities and soft power of nations // International Journal of Diplomacy and Economy. 2021. № 7 (1). P. 19-32.

8. Santos Neves M. Paradiplomacy, knowledge regions and the consolidation of «Soft Power» // Janus.net. 2010. № 1. P. 10-28. URL: https://www.redalyc. org/pdf/4135/413536166002.pdf

9. Arteev S. P. Foreign Policy of Russia: 'Soft Power' of the Regions // Moskow University Bulletin of World Politics. 2021. № 13 (1). P. 32-57. (In Russ.)

10. Гомелаури А. С. Субъект федерации как канал «мягкой силы» государства (на примере Санкт-Петербурга) // Via in Tempore. История. Политология. 2020. № 3. Т. 47. С. 658-668.

11. Харитонова Е. М. «Мягкая сила» Великобритании. М. : ИМЭМО РАН, 2018.

12. Hill C., Beadle S. The art of attraction: Soft power and the UK's role in the world. London: British Academy, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Gauging International Perceptions: Scotland and Soft Power // British Council Scotland. URL: https://scotland.britishcouncil.org/sites/default/files/ t0026_scottish_soft_power_doc_s1_v20.pdf

14. Wales Soft Power Barometer 2018. Measuring soft power beyond the nation-state // British Council Wales. URL: https://wales.britishcouncil.org/ sites/default/files/wales_soft_power_barometer_2018_0.pdf

15. Scotland's Future. SNP Manifesto 2021. URL: https://issuu.com/hinksbrand-wise/docs/04_15_snp_manifesto_2021_a4_document?mode=window

REFERENCES

1. Nye, J. S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs.

2. Swiney, С. (2020). The Urbanization of International Law and International Relations: The Rising Soft Power of Cities in Global Governance. Michigan Journal of International Law, 2, 227-278. Vol. 41.

3. Coll, J. M. (2015). Cities emerging soft power: 5 key advantages for improved global governance. Opinion CIDOB, 332, 1-3. https://www.files.ethz.ch/ isn/191542/332_0PINI0N_J0SEP%20M%C2%AA%20C0LL_ANG.pdf

4. Añorve-Añorve, D. (2020). Paradiplomacia, poder suave y la cooperación internacional municipal: el caso de Guanajuato. Convergencia Revista de Ciencias Sociales, 27 (1), 1-29.

5. Chan, W. Y. (2019). The soft power and paradiplomacy of Hong Kong. Asian Education and Development Studies, 8 (2), 161-172.

6. Crilley, R., Manor, I. (2020). Un-nation Branding: The Cities of Tel Aviv and Jerusalem in Israeli Soft Power. In City Diplomacy: Current Trends and Future Prospects, ed. by S. Amiri, E. Sevin (p. 137-160).

7. Sevin, E. (2021). The missing link: cities and soft power of nations. International Journal of Diplomacy and Economy, 7 (1), 19-32.

8. Santos Neves, M. (2010). Paradiplomacy, knowledge regions and the consolidation of «Soft Power». Janus.net, 1, 10-28. https://www.redalyc.org/ pdf/4135/413536166002.pdf

9. Arteev, S. P. (2021). Foreign Policy of Russia: 'Soft Power' of the Regions. Moskow University Bulletin of World Politics, 13 (1), 32-57. (In Russ.)

10. Gomelauri, A. S. (2020). The subject of federation as a state's «soft power» channel (by the example of St. Petersburg). Via in Tempore. Istoriya. Politilogiya, 47(3), 658-668. (In Russ.)

11. Kharitonova, E. M. (2018). "Soft power" of Great Britain. Moscow: IMEMO RAN. (In Russ.)

12. Hill, C., Beadle, S. (2014). The art of attraction: Soft power and the UK's role in the world. London: British Academy.

13. Gauging International Perceptions: Scotland and Soft Power // British Council Scotland. https://scotland.britishcouncil.org/sites/default/files/ t0026_scottish_soft_power_doc_s1_v20.pdf

14. Wales Soft Power Barometer (2018). Measuring soft power beyond the nation-state // British Council Wales. https://wales.britishcouncil.org/sites/ default/files/wales_soft_power_barometer_2018_0.pdf

15. Scotland's Future. SNP Manifesto (2021). https://issuu.com/hinksbrandwise/ docs/04_15_snp_manifesto_2021_a4_document?mode=window

Информация об авторах

Тюрин Е. А. - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС

Савинова Е.Н. - кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС

Переверзева О. В. - аспирант кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС

Information about the authors

Turin E. A. - PhD of Political Sciences, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Political Science and Public Policy Central, Russian Institute of Management - a branch of RANEPA

SavinovaE.N. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Political Science and Public Policy Central, Russian Institute of Management - a branch of RANEPA

Pereverzeva O. V. - Postgraduate Student at the Department of Political Science and Public Policy, Central Russian Institute of Management - a branch of RANEPA

Статья поступила в редакцию 04.11.2021;

одобрена после рецензирования 01.12.2021; принята к публикации 05.12.2021. The article was submitted 04.11.2021;

approved after reviewing 01.12.2021; accepted for publication 05.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.