Научная статья на тему 'Шотландия между Великобританией и ЕС на фоне брекзита'

Шотландия между Великобританией и ЕС на фоне брекзита Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
741
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ШОТЛАНДИЯ / БРЕКЗИТ / СЕПАРАТИЗМ / КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ / ШОТЛАНДСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЯ / РЕФЕРЕНДУМ О НЕЗАВИСИМОСТИ / THE UK / SCOTLAND / BREXIT / SEPARATISM / THE CONSERVATIVE PARTY / THE SCOTTISH NATIONAL PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охошин Олег Валерьевич

В статье проанализированы политические аспекты движения за независимость, которое развернуло шотландское правительство Н. Стёрджен в ответ на брекзит. Рассмотрены предпосылки шотландского сепаратизма на современном этапе и негативные экономические последствия для региона в случае его отделения. Шотландия планирует провести новый референдум о независимости до 2021 г., и, согласно опросам общественного мнения, доля тех, кто проголосует за выход из Соединённого Королевства, неуклонно растет, особенно на фоне борьбы премьер министра Великобритании Б. Джонсона с британским парламентом. Согласно Акту о Шотландии 1998 г., который законодательно оформил деволюцию в регионе, местные органы власти обязывались нести ответственность за соблюдение норм ЕС в сферах экономического развития, правопорядка, местного самоуправления, рыболовства и сельского хозяйства, защиты окружающей среды, транспорта и изменения климата. Тесное сотрудничество между Шотландией и ЕС способствовало тому, что регион получает инвестиции от Евросоюза на развитие университетского образования, здравоохранения, поддержку малого и среднего бизнеса и программы по трудоустройству населения, а представители региона активно участвуют в работе Европарламента. Риск потери прежних экономических и политических связей с ЕС после брекзита снова усилил центробежные тенденции, сделав идею независимой Шотландии ключевой повесткой дня правящей Шотландской национальной партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scotland between the UK and the EU against the background of Brexit

The article analyzes the political aspects of the independence movement that the Scottish government led by Nicola Sturgeon organized in response to the idea of the UK withdrawal from the EU. The background of Scottish separatism and the negative economic consequences for the region in case of its separation are considered. Scotland plans to hold a new independence referendum until 2021, and according to opinion polls, the proportion of those ready to support leaving the United Kingdom is growing steadily, especially in view of the struggle of PM Boris Johnson with the UK parliament. Under the 1998 Scotland Act, which legislated devolution in the region, local governments pledged to be responsible for complying with the EU standards in the areas of economic development, the rule of law, local governance, fisheries and agriculture, environmental protection, transport and climate change. Close cooperation between Scotland and the EU has contributed to the fact that the region receives investments from the European Union to develop university education, healthcare, small and medium sized businesses support and employment programs, while representatives of the region are actively involved in the work of the European Parliament. The risk of losing previous economic and political ties with the EU in view of Brexit has reinforced centrifugal tendencies again, putting the independence of Scotland at the top of the agenda of the ruling Scottish National Party.

Текст научной работы на тему «Шотландия между Великобританией и ЕС на фоне брекзита»

УДК 327 Олег ОХОШИН

ШОТЛАНДИЯ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И ЕС НА ФОНЕ БРЕКЗИТА

Аннотация. В статье проанализированы политические аспекты движения за независимость, которое развернуло шотландское правительство Н. Стёрджен в ответ на брекзит. Рассмотрены предпосылки шотландского сепаратизма на современном этапе и негативные экономические последствия для региона в случае его отделения. Шотландия планирует провести новый референдум о независимости до 2021 г., и, согласно опросам общественного мнения, доля тех, кто проголосует за выход из Соединённого Королевства, неуклонно растет, особенно на фоне борьбы премьер-министра Великобритании Б. Джонсона с британским парламентом. Согласно Акту о Шотландии 1998 г., который законодательно оформил деволюцию в регионе, местные органы власти обязывались нести ответственность за соблюдение норм ЕС в сферах экономического развития, правопорядка, местного самоуправления, рыболовства и сельского хозяйства, защиты окружающей среды, транспорта и изменения климата. Тесное сотрудничество между Шотландией и ЕС способствовало тому, что регион получает инвестиции от Евросоюза на развитие университетского образования, здравоохранения, поддержку малого и среднего бизнеса и программы по трудоустройству населения, а представители региона активно участвуют в работе Европарламента. Риск потери прежних экономических и политических связей с ЕС после брекзита снова усилил центробежные тенденции, сделав идею независимой Шотландии ключевой повесткой дня правящей Шотландской национальной партии.

Ключевые слова: Великобритания, Шотландия, брекзит, сепаратизм, Консервативная партия, Шотландская национальная партия, референдум о независимости.

После того как пост премьер-министра Великобритании занял Борис Джонсон, нацеленный на выход Британии из ЕС (брекзит "любой ценой"), рост сепаратизма в регионах значительно обострился. В Северной Ирландии и Шотландии местные жители активнее начали склоняться к отделению от Соединённого Королевства в случае выхода страны из ЕС без сделки. Согласно опросам социологического

© Охошин Олег Валерьевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр.3. E-mail: ohoshin89@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620195767

агентства лорда Эшкрофта в августе-сентябре 2019 г., 51% ирландцев1 и 52% шотландцев2 разделяют эту точку зрения.

В Шотландии вопрос о независимости региона традиционно поднимает Шотландская национальная партия (ШНП), которая стала там ведущей политической силой после выборов 2011 г. и сформировала правительство большинства во главе с А. Салмондом. ШНП объявила, что выполнит своё главное предвыборное обещание - проведёт всенародный референдум по вопросу выхода Шотландии из состава Соединённого Королевства. По мнению лидеров ШНП, движение региона к обретению суверенитета обусловлено закономерными историческими и экономическими факторами.

У шотландцев есть своя пресвитерианская церковь, собственная судебная система; согласно Акту о Шотландии 1998 г., они имеют парламент (Холируд) и ограниченное право регулировать налогообложение, принимать законы на своей территории. Местные националисты использовали деволюцию как платформу для легитимации своих требований о независимости, которая, по их мнению, должна сгладить социально-экономическое неравенство между центром и регионом [G. Mooney, G. Scott, 2012: 30].

С экономической точки зрения, главный актив региона - крупные нефтяные месторождения в Северном море. Британское правительство начало их осваивать в промышленных масштабах в 1970-х гг. и направляет доходы от нефтедобычи в казну Соединённого Королевства. В случае обретения независимости Шотландия получит 90% нефтяных месторождений и сможет создать резервный фонд для стимулирования роста своего национального благосостояния. Эта мысль зародилась у Шотландской национальной партии во время предвыборной гонки в британский парламент в 1974 г., когда её кандидаты выдвинули лозунг "Эта нефть принадлежит Шотландии!", и была по-прежнему актуальной во время подготовки к референдуму о независимости региона в 2014 г. Лидеры ШНП Алекс Салмонд и Никола Стёрджен активно участвовали в дебатах с известными политиками из Лейбористской партии и Партии либерал-демократов (ПЛД) - А. Дарлингом, М. Муром, А. Кармайклом, в ходе которых отстаивали идею, что Шотландия вносит больший вклад в бюджет Великобритании, чем все остальные регионы, если учитывать долю от доходов в Северном море3. В свою очередь, оппоненты этой идеи считают, что запасы нефти будут истощаться, а у Шотландии не хватит капитальных вложений, чтобы разрабатывать месторождения самостоятельно [S. Maxwell, 2012: 19].

Референдум о независимости Шотландии (сентябрь 2014 г.) не оправдал ожиданий ШНП - 55,3% опрошенных высказались за сохранение региона в составе Со-

1 Ashcroft M. My Northern Ireland survey finds the Union on a knife-edge. 11 September, 2019 // Lord Ashcroft Polls Official website. URL: https://lordashcroftpolls.com/2019/09/my-northern-ireland-survey-finds-the-union-on-a-knife-edge/ (дата обращения: 14.12.2019).

2 Ashcroft M. My Scotland poll: Yes to independence takes the lead. 5 August, 2019 // Lord Ashcroft Polls Official website. URL: https://lordashcroftpolls.com/2019/08/my-scotland-poll-yes-to-independence-takes-the-lead/ (дата обращения: 14.12.2019).

3 Scottish independence: Salmond and Darling clash in TV debate // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-28649354 (дата обращения: 14.12.2019).

единённого Королевства1. А. Салмонд, проиграв референдум, покинул пост Первого министра Шотландии, на котором его сменила Н. Стёрджен. Несмотря на провал ШНП на референдуме, её популярность резко возросла. К всеобщим парламентским выборам 2015 г. численность членов партии превысила отметку в 100 тыс. человек, что обеспечило победу её кандидатов почти во всех 59 одномандатных округах Шотландии [Меркулов, Тюрин, Савинова, 2017: 157]. ШНП стала политической силой, борющейся за национальное самоопределение и оказывающей всё большее давление на британское правительство.

Чем может обернуться независимость для Шотландии?

На итоги референдума 2014 г. повлияли обещания британского правительства расширить автономию региона в сферах налогообложения, а также опасения местных жителей, что отделение от Соединённого Королевства окажется сомнительной авантюрой. Возникали закономерные вопросы: как создать собственные органы власти, свою национальную валюту и налоговую систему? Шотландское правительство во главе с А. Салмондом попыталось ответить на них в объёмной Белой Книге, которую представило почти за год до референдума. В ней утверждалось, что Шотландия после обретения независимости по примеру Норвегии будет использовать доходы от продажи нефти для сокращения государственного долга, стимулирования наукоемких производств, развития инфраструктуры, а также тратить их на образование, здравоохранение и социальное обеспечение.

Шотландия, по мнению А. Салмонда, должна будет сохранить британский фунт стерлингов в качестве своей национальной валюты, упростить систему налогообложения, привести социальные льготы и пособия в соответствие с уровнем инфляции, стать полноправным государством-членом ЕС, сохранив систему двойного гражданства с Соединённым Королевством2. А. Салмонд полагал, что независимая Шотландия и Великобритания с общей валютной системой и едиными стандартами социального обеспечения смогут создать в будущем т.н. "общественный союз", который станет новой версией британского юнионизма [A. McHarg, T. Mullen, 2016: 31].

Набор этих противоречивых пунктов в Белой Книге вызвал недоумение у многих экспертов, которые не спешили разделять оптимизм шотландских националистов. Г. Кук, директор Института исследований государственной политики, назвал Белую Книгу "экономикой в жанре фэнтези", которая опирается на популистские лозунги, но не имеет под собой прочной основы3.

Если Шотландии удастся обрести независимость, то перед ней встанет проблема присоединения к ЕС. Представители ШНП полагают, что её получится решить на основе "обычной процедуры пересмотра", изложенной в статье 48 Договора о

1 2014 Scottish independence referendum results // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/events/scotland-decides/results (дата обращения: 14.12.2019).

2 Scotland's Future: Your Guide to an Independent Scotland. URL: https://www2.gov.scot/resource/0043/00439021.pdf (дата обращения: 14.12.2019).

3 The Scottish independence white paper is a piece of fantasy economics. 26 November, 2013 // The New Statesman. URL: https://www.newstatesman.com/politics/2013/11/scottish-independence-white-paper-piece-fantasy-economics (дата обращения: 14.12.2019).

Европейском союзе, по которой Европейский совет после консультации с Европар-ламентом и Еврокомиссией может внести поправки в документ и таким образом принять новое государство в состав ЕС1. Тем не менее, маловероятно, что государства-члены ЕС могут пойти на такой беспрецедентный шаг, учитывая, что они сами сталкивались с проявлениями сепаратизма (например, в Каталонии) и не хотят специально разжигать волнения в регионах, которые выступают за независимость. Шотландии в случае обретения суверенитета придется пройти общую процедуру подачи заявки на членство в ЕС, получить одобрение Европарламента, а также долгие годы оставаться в листе ожидания.

Чтобы получить членство в ЕС, Шотландии также придётся следовать "копенгагенским критериям"2. Это означает, что шотландцы должны будут добиться макроэкономической стабильности в стране, иметь достаточное количество материальных ресурсов, развитую инфраструктуру и необходимую правовую базу для государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Для присоединения к евро-зоне Шотландии придётся соблюдать основные условия Маастрихтского договора - не допускать дефицита бюджета свыше 3% от ВВП и государственного долга не более 60% от ВВП3.

По оценкам экономических экспертов, дефицит бюджета Шотландии - даже с учетом доли доходов от нефтяных месторождений в Северном море - остаётся высоким и составляет почти 8% от ВВП, что в четыре раза больше, чем у Великобритании в целом4. Если посмотреть отчёт шотландского правительства о государственном бюджете за 2018 г., то социальные расходы на человека в регионе выше, чем в остальных частях Соединённого Королевства на 13,2% (13 530 ф. ст.)5. Это означает, что Шотландия в случае обретения независимости может стать государством с одним из самых крупных бюджетных дефицитов в Западной Европе.

Шотландское правительство привыкло получать деньги на развитие региона из государственного бюджета Соединённого Королевства, а также из субсидий ЕС в рамках общей сельскохозяйственной политики. В случае обретения независимости шотландцам придётся полагаться только на собственные силы.

1 Consolidated version of the Treaty on European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:2bf140bf-a3f8-4ab2-b506-

fd71826e6da6.0023.02/D0C_1&format=PDF#targetText=The%20Union%20shall%20be%20fo unded,and%20succeed%20the%20European%20Community. (дата обращения: 14.12.2019).

2 Копенгагенские критерии - необходимые условия для вступления стран в Европейский союз, принятые в 1993 г., согласно которым, в государстве должны соблюдаться принципы демократии, свободы и уважения прав человека, правового государства, существовать конкурентоспособная рыночная экономика и признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

3 The Treaty on European Union 1992. URL: https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf (дата обращения: 14.12.2019).

4 Elliott L. Scotland's public finances limit it's independence options. 22 August, 2018 // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2018/aug/22/scotlands-public-finances-limit-its-independence-options (дата обращения: 14.12.2019).

5 Government Expenditure and Revenue Scotland: 2017-2018. URL: https://www.gov.scot/publications/government-expenditure-revenue-scotland-2017-18/ (дата обращения: 14.12.2019).

"Жёсткая экономия" в социальной сфере, которой придерживались Д. Кэмерон и Т. Мэй, всегда противоречила интересам шотландского правительства, предпочитающего увеличивать расходы на государственные услуги. Консерваторы сокращали бюджетный дефицит за счёт урезания налоговых льгот для беднейших работающих граждан и на содержание их домохозяйств, увеличения пенсионного возраста, сокращения численности полиции, а также управленческого аппарата в сферах образования и здравоохранения. Тем временем в Шотландии не только не сокращали расходы на социальные нужды, но и развертывали новые государственные программы -по защите детства, финансированию школьного питания, обучению и подготовке медицинских работников, помощи бездомным, строительству доступного жилья.

Принципиальные расхождения в социальной политике центрального и местного правительств нагляднее проявились после вступления в силу Акта о Шотландии 2016 г., который расширил автономию и экономическую самостоятельность региона. Депутаты Холируда получили целый ряд дополнительных финансовых и политических полномочий, среди которых - право устанавливать ставку подоходного налога и пошлины на авиаперевозки, изменять размер и условия выплаты "универсального кредита", учреждать дополнительные социальные пособия1. В результате нововведений увеличились налоговые поступления в региональный бюджет, и шотландское правительство стало активно финансировать создание новых государственных и смешанных фондов для поддержки социальной политики, среди которых - Инновационно-интеграционный фонд помощи по трудоустройству, Фонд развития гибкой рабочей силы, Фонд неонатальной помощи и др.

В случае обретения независимости Шотландии придётся на протяжении нескольких лет бороться с резко возросшим государственным долгом и бюджетным дефицитом, отказаться от британского фунта стерлингов, не имея при этом возможности присоединиться к еврозоне, сокращать социальные расходы по принципу жёсткой экономии, к которой регион не привык. Шотландские националисты закрывают глаза на эти безрадостные перспективы, оправдывая стремление к независимости исторической преемственностью и особенностями шотландского самосознания.

Брекзит - новый источник разногласий между ШНП и британским правительством

После провала референдума о независимости Шотландии 2014 г. ШНП не отбросила заманчивую для себя идею повторить его и даже включила соответствующий пункт в манифест при выборах 2016 г. в шотландский парламент. С новой энергией вернуться к пропаганде отделения региона от Соединённого Королевства местное правительство заставили итоги референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе (2016 г.). С небольшим перевесом 51,9% граждан проголосовали "за", а 48,1% - "против". Причём большинство жителей Северной Ирландии (55,8%) и Шотландии (62%) не поддержали выход страны из ЕС2.

1 Scotland Act 2016. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2016/11/contents/enacted (дата обращения: 14.12.2019).

2 Results and turnout at the EU referendum. URL: https://www.electoralcommission.org.uk/who-we-are-and-what-we-do/elections-and-referendums/past-elections-and-referendums/eu-referendum/results-and-turnout-eu-referendum (дата обращения: 14.12.2019).

Шотландское правительство было уверено, что брекзит принесёт региону серьёзные убытки. Оно поручило экспертам из Института "Фрейзер оф Алландер", который специализируется на исследовании экономики Шотландии, подготовить отчет о возможных последствиях брекзита. Согласно исследованию, выход из ЕС для Шотландии в долгосрочной перспективе (более 10 лет) вызовет снижение торгового оборота, инвестиций и мобильности рабочей силы. По самым оптимистичным прогнозам, объём ВВП региона сразу упадет на Э-5%1. Брекзит приведёт не просто к сокращению шотландского экспорта в страны ЕС, а к системному кризису в экономике региона, который будет выражаться в падении заработных плат и рыночной конкурентоспособности, уменьшении налоговых поступлений и росте инфляции. Чем жёстче будет брекзит, тем из большего количества наднациональных программ ЕС будет исключена Великобритания [Малихин, 2019: 178].

В октябре 2016 г. после совместного заседания глав и членов правительств Великобритании, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии Н. Стёрджен заявила, что не услышала от британского правительства ничего конкретного о гарантиях сохранения Шотландии внутри Единого европейского рынка после брекзита. На ежегодной конференции ШНП в Эдинбурге она обещала организовать референдум о независимости региона и подготовить законопроект, который закрепит его процедуру. В шотландском правительстве было решено предоставить право голоса на будущем референдуме о независимости гражданам 16 и 17 лет, проживающим на территории региона, а также обязать Избирательную комиссию нести дополнительную ответственность перед Холирудом за проведение референдума2.

В марте 2017 г. Н. Стёрджен инициировала повторный референдум о независимости Шотландии, который планировала провести в период с осени 2018 г. до весны 2019 г. Она объяснила своё решение тем, что британское правительство не пошло на компромисс относительно условий выхода Соединённого Королевства из состава ЕС. Т. Мэй отказалась обсуждать предоставление Шотландии доступа к Единому европейскому рынку после брекзита. "Наши усилия по достижению соглашения столкнулись с кирпичной стеной непримиримости", - прокомментировала итоги переговоров Первый министр Шотландии3. Н. Стёрджен стала делать всё возможное, чтобы провести референдум до ратификации соглашения о выходе Великобритании из состава ЕС. Шотландия, по её мнению, должна была как можно скорее самостоятельно вступить в переговоры с ЕС о членстве в Едином европейском рынке, чтобы избежать торговой изоляции на этапе независимости.

1 Long-term economic implication of Brexit. A paper by Fraser of Allander Institute, 2016. URL: http://www.parliament.scot/General%20Documents/Fraser_of_Allander_-_Brexit.pdf (дата обращения: 14.12.2019).

2 Consultation on a Draft Referendum Bill, October 2016. URL: https://www.gov.scot/binaries/content/documents/govscot/publications/consultation-paper/2016/10/consultation-draft-referendum-bill/documents/00507743-pdf/00507743-pdf/govscot%3Adocument/00507743.pdf (дата обращения: 14.12.2019).

3 Carrell S. Scottish independence: Nicola Sturgeon fires starting gun on referendum. 13 March, 2017// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/politics/2017/mar/13/nicola-sturgeon-fires-starting-gun-on-second-scottish-independence-referendum (дата обращения: 14.12.2019).

В конце марта 2017 г. депутаты ШНП заручились поддержкой "Зелёных" в местном парламенте и проголосовали большинством голосов (69:59): за новый референдум, после чего у Н. Стёрджен появилась возможность подать соответствующий запрос в Лондон. Против инициативы лидера ШНП открыто выступили шотландские консерваторы, лейбористы и либерал-демократы, которые обвинили её в популизме, вредящем жителям региона.

Н. Стёрджен в официальном запросе о референдуме на имя Т. Мэй главными причинами назвала право шотландцев самим выбирать форму правления, а также неблагоприятные последствия для региональной экономики в случае брекзита. Согласно действующему Акту о Шотландии 1998 г., правительство Т. Мэй могло разрешить шотландцам заново провести референдум, но только если это предложение будет одобрено большинством в обеих палатах британского парламента. Премьер-министр Великобритании заявила, что не будет вносить вопрос о независимости Шотландии в повестку дня, потому что это может затруднить переговоры с ЕС. Министр по делам Шотландии в консервативном правительстве Д. Манделл также высказал бескомпромиссную позицию: "Новый референдум до завершения брекзи-та был бы несправедлив, поэтому он не может быть согласован"2.

Новый шанс напомнить о референдуме появился у ШНП в апреле 2017 г., когда консервативное правительство объявило о досрочных парламентских выборах в Соединённом Королевстве. Этот рискованный шаг Т. Мэй предприняла, чтобы укрепить большинство своей партии в парламенте и успешно провести переговоры по брекзиту с ЕС, не дав собраться с силами своим главным политическим оппонентам - лейбористам, либерал-демократам и ШНП.

По итогам досрочных парламентских выборов 2017 г. консерваторы, хоть и остались самой крупной партией в Вестминстере, но утратили большинство. Победа оказалась пирровой: тори сформировали однопартийное правительство меньшинства при поддержке Демократической юнионистской партии (ДЮП) от Северной Ирландии, которая получила лишь 10 мест в парламенте [Ананьева, 2017: 8-11]. ШНП решила использовать досрочные парламентские выборы, чтобы продвинуть в Вестминстер своих депутатов, которые должны были отстаивать идею независимости Шотландии. После всеобщих парламентских выборов 2015 г. у ШНП было 54 из 59 мест, предусмотренных для депутатов от Шотландии, и партия надеялась превзойти этот результат на фоне общего недовольства Терезой. Мэй. Их ожидания не оправдались - они потеряли 21 мандат3, т.к. идея независимой Шотландии не вызвала массового отклика у избирателей. Разочарованные результатами

1 Scottish Parliament backs referendum call // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-39422747 (дата обращения: 14.12.2019).

2 Sparrow A. UK government signals it will block second Scottish independence referendum until early 2020s - as it happened. 28 March, 2017 // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/politics/scottish-independence-blog/live/2017/mar/28/scottish-parhament-debate-independence-refeerendum-indyref2-sturgeon-mayor-urges-eu-citizens-to-press-for-brexit-deal-that-does-not-punish-uk-politics-live?page=with:block-58da89f2e4b01ea2330bcecc (дата обращения: 14.12.2019).

3 General election 2017: full results and analysis. URL:

https ://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/CBP-7979 (дата обращения: 14.12.2019).

голосования лидеры ШНП потребовали от Н. Стёрджен отложить идею повторного референдума о независимости Шотландии и сконцентрироваться на переговорах по брекзиту и социальной политике.

Следует уточнить, что по обоим направлениям ШНП ожидали провалы, которые были вызваны вполне объективными причинами. Британское правительство не допускало представителей ШНП к обсуждению проекта соглашения по брекзиту, опасаясь новых разногласий с ЕС. В ответ на это Н. Стёрджен призывала лидеров оппозиционных партий, в том числе лидера лейбористов Дж. Корбина, активно участвовать в дебатах с Т. Мэй и маршах протеста. Шотландское правительство не могло повлиять на внесение в проект соглашения о брекзите необходимых условий, поэтому ему оставалось только влиять на общественное мнение, когда правительство Т. Мэй терпело поражения за столом переговоров в Брюсселе или при голосовании в британском парламенте.

Социальная политика шотландских националистов была малоэффективной и плохо приспособленной к условиям современного рынка. В медицинских учреждениях Шотландии ощущалась нехватка персонала. Общая численность врачей, занятых полный рабочий день, неуклонно сокращалась, в то время как количество пациентов росло.

Помимо проблем в системе здравоохранения, шотландское правительство не справлялось с жилищным кризисом, треть домов не отвечала даже средним стандартам проживания1. Кроме того, арендная плата значительно возросла из-за неспособности шотландского правительства правильно регулировать рынок жилья и создавать доступные арендные ставки. Ситуацию усугубили развёртывание кредитования на аренду квартир и замораживание местных жилищных пособий. Шотландскому правительству пришлось обратиться в Вестминстер с требованием на законодательном уровне увеличить льготы для людей с низким доходом, чтобы они могли снимать жильё.

В образовательной сфере продолжается системный кризис. Н. Стёрджен заявила, что реформа образования станет одним из приоритетных направлений её социальной политики. Летом 2018 г. большинство инициатив, предложенных ТТТНП, были отклонены в Холируде, что означало публичное признание провала реформы школьного образования.

Несмотря на то что идея независимости Шотландии прочно укрепилась в политическом мышлении шотландских националистов и остается неотъемлемым пунктом их предвыборных манифестов, на фоне брекзита она приобрела гипертрофированный характер. ШНП стала активно организовывать марши протеста, чтобы снова привлечь внимание общественности к обсуждению шотландского суверенитета. Актуальные социально-экономические проблемы региона ШНП отодвинула на второй план. В октябре 2018 г. шотландские националисты организовали марш сторонников независимости в Эдинбурге, который собрал свыше 100 тыс. человек2.

1 Third of Scottish homes do not meet standard public demands. The Evening Express. URL: https://www.eveningexpress.co.uk/news/scotland/third-of-scottish-homes-do-not-meet-standard-public-demands/ (дата обращения: 14.12.2019).

2 Brooks L., Busby M. Scottish independence supporters rally in Edinburgh. 6 October, 2018 // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/politics/2018/oct/06/scottish-independence-supporters-rally-in-edinburgh-second-referendum (дата обращения: 14.12.2019).

Аналогичные кампании в 2018-2019 гг. проводились и в других шотландских городах - Абердине, Глазго, Данди, Перте.

В ноябре 2018 г. лидеры ЕС утвердили Соглашение о выходе Британии из ЕС и прилагаемую к нему Политическую декларацию о будущих отношениях. Лондон согласился установить режим "бэкстопа", по которому Северная Ирландия оставалась в Едином европейском рынке в течение переходного периода (до конца 2020 г.), пока не будет окончательно определен статус её границы. Это решение разозлило не только брекзитеров в Вестминстере, но и ДЮП и шотландских националистов. Н. Стёрджен была недовольна тем, что североирландцы получат дополнительные торговые преимущества от "бэкстопа", в отличие от остальных частей Соединённого Королевства. В свою очередь, ДЮП и её лидера Арлин Фостер не устраивало, что такой пограничный режим угрожал территориальной целостности страны, поэтому юнионисты оказали давление на Т. Мэй, и она договорилась с ЕС о распространении "бэкстопа" на всё Соединённое Королевство.

Т. Мэй не удалось победить в затяжном противостоянии с британскими парламентариями. Палата общин в январе и марте 2019 г. трижды отвергла соглашение с ЕС. Лейбористы, шотландские националисты и либерал-демократы голосовали "против", а в самой Консервативной партии усиливался раскол на "брекзитеров" и "бремейнеров", которые не могли договориться об условиях сделки с Евросоюзом. Поддержка Т. Мэй стремительно таяла, однопартийцы и Кабинет министров подталкивали её к уходу с поста премьер-министра. В итоге влиятельный Комитет 1922 года, объединяющий заднескамеечников-тори, выдвинул ей ультиматум - либо добровольный уход, либо вотум недоверия. 7 июня 2019 г. Т. Мэй ушла в отставку, так и не поставив точку в переговорах по брекзиту.

Сменив Терезу Мэй в июле 2019 г. на посту премьер-министра Великобритании, Б. Джонсон продолжил конфронтацию с парламентариями. Как приверженец жёсткого брекзита он первоначально решил вывести страну из состава ЕС вне зависимости от результатов своих переговоров с Брюсселем. "Я лучше сгину в канаве, чем попрошу Брюссель об отсрочке", - заявил он в сентябре 2019 г.1 Такая бескомпромиссная позиция британского премьер-министра могла привести к самым непредсказуемым последствиям для Соединённого Королевства, вплоть до его распада. Парламентарии решили на законодательном уровне заставить Б. Джонсона договариваться с Брюсселем. Большинством голосов в обеих палатах британского парламента они одобрили законопроект, который не позволял провести жёсткий брекзит и обязывал Б. Джонсона просить Брюссель о трехмесячной отсрочке, если парламентарии не одобрят проект соглашения о брекзите до 15 октября.

В ответ на эти действия Б. Джонсон попытался обойти своих противников и убедил королеву Елизавету II приостановить работу парламента до 14 октября 2019 г., чтобы у депутатов не было времени помешать ему провести жёсткий брекзит. Его хитроумный политический маневр не удался, потому что Верховный суд Британии признал его действия неправомерными, а оппозиционные силы единодушно потребовали отставки премьер-министра. Шотландское правительство во

1 Boris Johnson: 'I'd rather be dead in a ditch' than ask for Brexit delay. 5 September, 2019 // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/av/uk-pohtics-49601128/boris-johnson-i-d-rather-be-dead-in-a-ditch-than-ask-for-brexit-delay (дата обращения: 14.12.2019).

главе с Н. Стёрджен в данной ситуации решило блокировать курс Б. Джонсона на жёсткий брекзит, а также направить новый запрос о повторном референдуме о независимости региона. 22 октября 2019 г. Палата общин большинством голосов (322 - "за", 308 - "против") отклонила предложение премьер-министра ратифицировать в течение трёх дней соглашение о выходе Британии из ЕС, чтобы успеть завершить брекзит к 31 октября, и в итоге заставила его получить в Брюсселе новую отсрочку до конца января 2020 г. [Шумилин, 2019: 7].

Отношение британского правительства к требованиям ШНП при Б. Джонсоне не только не смягчилось, но и обрело форму агрессивной конфронтации. Премьер-министр, выступая в Палате общин, обвинял ШНП в упадке социальной политики и низких экономических показателях региона, которые стали следствием непродуманного расходования бюджетных средств. По мнению Б. Джонсона, у шотландского правительства не может быть мандата на повторный референдум, который Н. Стёрджен запланировала на 2020 год, потому что такое событие случается "один раз в поколение", а шотландцы уже сделали свой выбор в 2014 г.1

По итогам досрочных выборов 12 декабря 2019 г. Консервативная партия во главе с Б. Джонсоном получила парламентское большинство в Палате общин (365 мест). Такая расстановка политических сил позволит премьер-министру не откладывать брекзит на долгий срок, потому что оппозиционные партии не смогут оказывать на него прежнее давление. Дж. Корбин заявил, что покинет пост лидера лейбористов после сокрушительного поражения (202 места). Такой исход событий был вызван позицией Дж. Корбина по брекзиту, в особенности его предложением провести повторный референдум о членстве страны в ЕС, а также социалистическим окрасом лейбористского предвыборного манифеста, которые отпугнули от него значительную часть электората. ШНП получила 48 мест в парламенте, но нет оснований считать, что Б. Джонсон изменит свою точку зрения о статусе Шотландии после брекзита. В ходе телефонных переговоров вскоре после выборов он сообщил Н. Стерджен, что будет против повторного референдума о независимости региона и не допустит разделения Соединённого Королевства2.

Брекзит стал новой отправной точкой в борьбе Шотландской национальной партии с британским правительством за право Шотландии стать независимым государством. Н. Стёрджен решила проводить планомерную и целенаправленную работу по формированию общественного мнения у жителей региона. Шотландским националистам играла на руку неопределённость по условиям брекзита. Готовность проводить повторный референдум свидетельствовал о росте сепаратизма в регионе. Несмотря на противодействие оппозиционных партий, правительству Н. Стёрджен удалось заручиться поддержкой Холируда, а также организовать марши протеста в крупнейших городах Шотландии. Отсутствие конструктивного диалога между Лондоном и Эдинбургом только усугубляет ситуацию и может привести к окончательной утрате лояльности региона. У британского правительства пока нет внятной

1 Boris Johnson vows to compensate for "SNP inadequacies". 27 September 2019 // BBC. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scotland-politics-49844298 (дата обращения: 14.12.2019).

2 Osborne S. Boris Johnson unveils 'charm offensive' plan to destroy Nicola Sturgeon's independence bid // The Daily Express. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1217153/boris-johnson-nicola-sturgeon-snp-scottish-independence-referendum-election-2019 (дата обращения: 14.12.2019).

альтернативы, которую оно может предложить шотландцам, обеспокоенным экономическими перспективами брекзита. Даже дальнейшее расширение региональной автономии никак не повлияет на решение Шотландии покинуть Соединённое Королевство, если в этом возникнет серьёзная необходимость.

Список литературы

Ананьева Е.В. (2017) Разобщенная Британия. Современная Европа, № 5, с. 5-15.

Малихин А.Б. (2019) Последствия выхода Великобритании из состава ЕС. Вестник ИЭ РАН, №4, с. 169-181.

Меркулов П.А., Тюрин Е.А., Савинова Е.Н. (2017) Эволюция Шотландской национальной партии в борьбе за национальное самоопределение Шотландии: к вопросу об особенностях шотландского национализма. Власть, №6, с. 153-158.

Шумилин А.И. Европейский выбор: от падения Берлинской стены до Brexit. Научно-аналитический вестникИЕ РАН, 2019, №5, с. 4-9.

References

Ananieva E.V. (2017) Razobshchennaya Britaniya. Sovremennaya Evropa, № 5. рр. 5-15.

Malihin A.B. (2019) Posledstviya vyhoda Velikobritanii iz sostava ES. Vestnik IE RAN, №4. рр. 169-181.

Maxwell S. (2012) Arguing for independence: evidence, risk and the wicked issues. Edinburgh.

McHarg A., Mullen T. (2016) The Scottish independence referendum: constitutional and political implications. Oxford.

Merkulov P.A., Tyurin E.A., Savinova E.N. (2017) Evolyuciya Shotlandskoj nacional'noj partii v bor'be za nacional'noe samoopredelenie Shotlandii: k voprosu ob osobennostyah shotlandskogo nacionalizma. Vlast', №6., рр. 153-158.

Mooney G., Scott G. (2012) Social justice and social policy in Scotland. Bristol.

Shumilin A.I. (2019) Evropejskij vybor: ot padeniya Berlinskoj steny do Brexit. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №5. рр. 4-9.

The Labour Party Manifesto 2017. URL: https://labour.org.uk/wp-content/uploads/2017/10/labour-manifesto-2017.pdf (accessed: 03.12.2019).

YouGov / the Times survey results of voting intention in the United Kingdom, 25th - 26th April 2017. URL: https://d25d2506sfb94s.cloudfront.net/cumulus_uploads/document/8nchxu7nac/TimesResults_170426 _VI_Trackers_W.pdf (accessed: 03.12.2019).

Scotland between the UK and the EU against the background of Brexit

Author: Okhoshin O., Candidate of Sciences (History), Senior Researcher, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: ohoshin89@ gmail.com

Abstract. The article analyzes the political aspects of the independence movement that the Scottish government led by Nicola Sturgeon organized in response to the idea of the UK withdrawal from the EU. The background of Scottish separatism and the negative economic consequences for the region in case of its separation are considered. Scotland plans to hold a new independence referendum until 2021, and according to opinion polls, the proportion of those ready to support leaving the United Kingdom is growing steadily, especially in view of the struggle of PM Boris Johnson with the UK parliament. Under the 1998 Scotland Act, which legislated devolution in the region, local governments pledged to be responsible for complying with the EU standards in the areas of economic development, the rule of law, local governance, fisheries and agriculture, environmental protection, transport and climate change. Close cooperation between Scotland and the EU has contributed to the fact that the region receives investments from the European Union to develop university education, healthcare, small and medium-sized businesses support and employment programs, while representatives of the region are actively involved in the work of the European Parliament. The risk of losing previous economic and political ties with the EU in view of Brexit has reinforced centrifugal tendencies again, putting the independence of Scotland at the top of the agenda of the ruling Scottish National Party.

Key words: the UK, Scotland, Brexit, separatism, the Conservative Party, the Scottish National Party.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620195767

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.