Научная статья на тему '"мягкая сила" как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС'

"мягкая сила" как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
366
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯГКАЯ СИЛА" В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УГРОЗЫ ДЕЗИНФОРМАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / "SOFT POWER" IN INTERNATIONAL RELATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / THREATS OF MISINFORMATION / ENSURING INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье дается анализ содержания «мягкой силы» как инструмента международной политики для решения внешнеполитических задач государств. Определяется, что правовая, политическая, экономическая, финансовая, социальная и другие культуры государства являются инструментами «мягкой силы». В целях обеспечения безопасности подчеркнуты угрозы распространения «мягкой силы» как антироссийских информационных технологий. Выделена роль Китая в использовании «мягкой силы» в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Показана роль деклараций, планов, меморандумов стран ЕАЭС, СНГ, АСЕАН как механизмов «мягкой силы» евразийского сотрудничества. В качестве примера «мягкой силы» отмечено значение Декларации АСЕАН и России 2016г. о взаимовыгодном стратегическом партнерстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Soft power" as a factor influencing the effectiveness of foreign policy in international relations of Eurasian states and building a strategic security platform for Russia, the CIS countries and the EAEU

The article provides an analysis of the content of «soft power» as an instrument of international politics for solving the foreign policy tasks of states. It is determined that the legal, political, economic, financial, social and other cultures of the state are tools of «soft power». In order to ensure security, the threats of the spread of «soft power» as anti-Russian information technologies are emphasized. Highlighted the role of China in the use of «soft power» in Africa and Southeast Asia. The role of declarations, plans, memorandums of the countries of the EAEU, CIS, ASEAN as mechanisms of «soft power» of Eurasian cooperation is shown. As an example of «soft power», the significance of the ASEAN Declaration and Russia 2016 is noted. about mutually beneficial strategic partnership.

Текст научной работы на тему «"мягкая сила" как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС»

«Мягкая сила» как фактор, влияющий на результативность внешней политики в международных отношениях евразийских государств и построение стратегической платформы безопасности России, стран СНГ и ЕАЭС

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Директор Института проблем безопасности СНГ, Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье дается анализ содержания «мягкой силы» как инструмента международной политики для решения внешнеполитических задач государств. Определяется, что правовая, политическая, экономическая, финансовая, социальная и другие культуры государства являются инструментами «мягкой силы». В целях обеспечения безопасности подчеркнуты угрозы распространения «мягкой силы» как антироссийских информационных технологий. Выделена роль Китая в использовании «мягкой силы» в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Показана роль деклараций, планов, меморандумов стран ЕАЭС, СНГ, АСЕАН как механизмов «мягкой силы» евразийского сотрудничества. В качестве примера «мягкой силы» отмечено значение Декларации АСЕАН и России 2016г. о взаимовыгодном стратегическом партнерстве.

Ключевые слова: «мягкая сила» в международных отношениях, информационные технологии, угрозы дезинформации, обеспечение безопасности информационного воздействия

«Soft power»as a factor influencing the effectiveness of foreign policy in international relations of Eurasian states and building a strategic security platform for Russia, the CIS countries and the EAEU

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal «International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law», candidate of legal sciences

Abstract: The article provides an analysis of the content of «soft power» as an instrument of international politics for solving the foreign policy tasks of states. It is determined that the legal, political, economic, financial, social and other cultures of the state are tools of «soft power». In order to ensure security, the threats of the spread of «soft power» as anti-Russian information technologies are emphasized. Highlighted the role of China in the use of «soft power» in Africa and Southeast Asia. The role of declarations, plans, memorandums of the countries of the EAEU, CIS, ASEAN as mechanisms of «soft power» of Eurasian cooperation is shown. As an example of «soft power», the significance of the ASEAN Declaration and Russia 2016 is noted. about mutually beneficial strategic partnership.

Keywords: «soft power» in international relations, information technologies, threats of misinformation, ensuring information security

Доктринальные подходы к определению понятия «мягкой силы»

Как отмечают российские исследователи международных отношений, роль «мягкой силы» во внешней политике государств неуклонно усиливается, о чем говорит постоянное использование терминов и понятий «мягкой силы» в политических актах российского законодательства1. Как подчеркнуто в Концепции внешней политики России от 30.11.2016 г., к инструментам «мягкой силы» как неотъемлемой части международной политики для решения внешнеполитических задач все чаще относятся различные способы иностранного влияния на гражданское общество, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие методы и технологии решения международных вопросов в дополнение к традиционным дипломатическим методам2.

На решение военных, политических, экономических конфликтов в международных отношениях все активнее влияют информационные приемы формирования общественного мнения, финансово-экономические технологии внедрения мировых стандартов, продвижение объективных культурно-исторических оценок моделей национального развития, рейтинговые оценки финансовой и социальной стабильности, другие информационные составляющие «мягкой силы», которым придается значение фактора продвижения и реализации целей и задач внешней политики конкретного государства.

Джозеф Най, авторитетный американский теоретик «мягкой силы», пишет, что она выступает более весомым инструментом продвижения внешнеполитических интересов, чем просто «аргументированное и системное убеждение» или способность повлиять информационными технологиями на «кого-то или на что-то», хотя указанные приемы

являются ее ключевыми способами воздействия. Основными инструментами «мягкой силы» являются культура, политические ценности и внешняя политика3.

Исходя из этого можно сказать, что внешняя политика государства с сильной экономикой, обладающей внешней и внутренней инвестиционной активностью, социально и экологически ориентированного, защищающего конституционные права граждан и имеющего миграционную политику обеспечения прав человека на достойную жизнь, может выступать как «мягкая сила» государства по продвижению его внешнеполитических интересов на международном уровне.

Следует отметить, что согласно указанным теоретическим основам мировой доктрины «мягкой силы» правовая, политическая, экономическая, финансовая, социальная и другие культуры государства также являются инструментами «мягкой силы», воздействующими на достижение его успехов в мировой политике. То есть, наряду с языком и культурными традициями, все проявления культуры как феномена социально-экономического развития общества и государства могут выступать «мягкой силой», воздействующей на конструктивное развитие международных связей государств, мировоззрение народов и их стремление к сотрудничеству.

Как отмечают российские исследователи, содержание «soft power» действительно выступает своего рода комплексом философских, социологических, политологических воззрений и толкований относительно миропорядка и отношений в нем, подтверждая гибкость и размытость его

конструкций

i4

1 Агеева А.В. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике // Власть. 2018. №4. https://cyberleninka.rU/article/v/ rol-instrumentov-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike-rossi

2 Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

3 Joseph S. Nye, Jr. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science 2008; 616; 94, Joseph S. Nye, Jr. Soft Power // Foreign Policy. No. 80.

4 См. Торкунов А.В. «По дороге в будущее» / ред.-сост. А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2010; Богату-ров А.Д. Современная мировая политика: прикладной анализ: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 2010; Смирнов А.И. Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИ-

3,d ASEAN!— RUSSIA SUMMIT

SOCHI, MAY 19-20, 2016

3-Й САММИТ РОССИЯ — АСЕАН СОЧИ, 19-20 МАЯ, 2016

'¿^^EjjkiM V ^W

, у рем SOU, . . ■ - С . Vi ^у ,

I * v " f г ч

"Ж & fiM , Ii «

л г (

Джозеф Най в книге 2004 г. «Мягкая сила: средства достижения успеха в мировой политике» писал, что у России нет механизмов «мягкой силы», которые бы могли сравняться с американскими или европейскими1. Такой подход не соответствует реальности, поскольку США завышают степень эффективности своей «мягкой силы», надеясь, что постоянный поток дезинформации о России уже сформировал негативный образ России как изолированного от цивилизованного мира государства-агрессора.

Эта «хромая утка информационных технологий» быстро разбивается фактами роста привлекательности русского языка и культуры народов России в Азии, Африке, Южной Америке, расширением интеграционного и торгово-экономического сотрудничества России со странами всех континентов, ростом количество иностранных студентов в российских вузах, увеличением количества культурных обменом и инвестиций. При этом Россия «мягкую силу» использует как внутри государства, так и на международном уровне, поддерживая культурный и

мировоззренческий уровень общественного сознания граждан, направленный на защиту конституционных основ России, стран ЕАЭС и СНГ, защиту их суверенитета и территориальной целостности.

За подтверждением же негативного образа США как государства-агрессора, которое всегда имело доминирующее военное и политическое влияние на многие страны мира, особенно на страны Центрально-Американского континента, хотя никогда реально не заботилось о развивающихся странах Латинской Америки, далеко ходить не надо.

«Мягкой силой», подтверждающей удручающее безразличие США к трагедии значительного числа государств Центрально-Американского региона, являются возникшие многотысячные и неиссякаемые потоки латиноамериканских беженцев, появившиеся на границе США с 2015 г. с территорий Мексики, Венесуэлы, Гондураса, Гватемалы и других соседних с США латиноамериканских государств. Особенно тяжелым стало положение беженцев с 2018 . когда США на-

HreocMcreM, 2012. https://mgimo.ru/upload/iblock/60a/60ad847142af15b58c4b7ce272d9607c.pdf

1 Joseph. S. Nye, Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. 2004. https://politikus.ru/articles/106713-chto-takoe-

soft-power-i-kak-ey-pravilno-polzovatsya.html

правили многотысячные военные формирования для сдерживания их проникновения на территорию США.

Беженцы из стран Латинской Америки на 2018 г. являются жертвами гуманитарной катастрофы, разразившейся, в числе других причин,

и из-за многовековой американской политики «экономической помощи» латиноамериканским странам, приведшей к экономическому разорению и политической дестабилизации этих государств, в которых США якобы постоянно стимулировали рост и устойчивое развитие1.

Создание общности политико-экономической культуры, правовой культуры и«массовой»финансовой культуры евразийских государств в качестве инструментов «мягкой силы» и обеспечения безопасности

Культуры, в том числе правовая и финансовая, являются многогранным явлением, которое включает религию, науку, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства2. Действительность такова, что граждане более всего беспокоятся о своем финансовом положении и финансовых сбережениях, поскольку постоянно существуют риски мировых финансовых кризисов, затрагивающих все страны мира. Поэтому необходимо повышение информационной и научно-аналитической активности государства для развития общей правовой культуры граждан и финансово-правовой культуры в частности.

Правовая культура исторически выступает как фактор формирования правосознания граждан и является одной из форм субъективного сознания, влияющего на выработку позитивной или негативной реакции людей по поводу требований права. При этом оно предполагает: осмысление сущности права; соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.); оценку права с точки зрения его социальной значимости; осознание необходимости правомерного поведения; восприятие результатов реализации права.

В современном мире «мягкая сила» проявляется как научное мировоззрение о современных международных отношениях, финансах и праве, как политическая и финансовая грамотность населения, правосознание и др. В числе идей различных наук прогрессивные идеи евразийской экономико-финансовой интеграции во имя развития народов, наиболее ярко отражены в международной и национальной финансово-правовых науках стран ЕАЭС.

Развитие и распространение научно-культурных идей защиты конституционных прав граждан на финансовую обеспеченность достойного уровня жизни и валютно-финансовую стабильность в государстве и обществе становятся одними из теоретико-философских основ финансово-правовых наук, которые в эпоху глобального финансового обмана представляют собой уникальное культурно-мировоззренческое явление, формирующее представление граждан о реальных фактах мирового финансового манипулирования в интересах крупного капитала.

Важно развивать восприятие политиками и экономистами евразийских государств преимуществ использования принципов финансирования суверенными фондами развития экономи-

1 «Великое переселение народов» Латинской Америки: сентябрь 2018 г. http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_ sveta/161167_velikoe-pereselenie-narodov-v-latinskoy-am

2 Силина С.Н. Ступин В.Ю. О финансовой грамотности и финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 71-79.

ческого роста евразийских государств, что обладает всеми признаками воздействия «мягкой силы» на правосознание лиц, управляющих государством.

Одним из инструментов международного финансово-правового регулирования, рассматриваемых в качестве «мягкой силы» может быть научная концепция «дорожная карта» реализации локомотивной роли Российской Федерации в активизации финансово-организационных процедур создания устойчивого валютного и платежного союза стран СНГ, евразийской резервной валюты при партнерстве стран СНГ со странами ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Это заложено, например, До-

говором о создании ЕАЭС 2014 г., многосторонним Соглашением 2012 г. об общих принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ и другими документами. При поддержке стран - членов БРИКС на Саммите БРИКС 2018 г. был поставлен вопрос о партнерстве в преодолении кризисного состояния международных экономических отношений, в частности, путем институциональной реформы международных ва-лютно-финансовых организаций,разрабатывающих глобальные стандарты финансово-экономического регулирования, а также управление в связи с Четвертой промышленной революцией1.

Опасности распространения «мягкой силы» как антироссийских информационных технологий

Нельзя создавать питательную среду для рас- можна и необходима, но она не должна превра-

цвета западной русофобии в общественном со- щаться в оголтелый нигилизм, отрицающий все

знании российских граждан и граждан евразий- позитивное в России.

ских стран. История показывает, что умиротво- «Мягкая сила», «вооруженная» научными кон-

рение либеральной творческой интеллигенции, цепциями прогрессивного общественного раз-

которая не видит ничего позитивного ни в про- вития России как самодостаточного суверенно-

шлом, ни в настоящем, ни в будущем России без го государства и ключевого участника мировой

копирования западных моделей развития и под- политики, должна остановить информационную

чиненности европейским ценностям и англо-сак- агрессию Запада, нацеленную держать Россию в

сонской финансовой диктатуре, приводит к си- положении вечно виноватого и оправдывающего

стемному разрушению общественного создания субъекта мирового сообщества.

граждан, особенно молодежи, которые начинают История Российской империи и Советского

сомневаться в прогрессивном будущем развитии Союза показывают, что никакие жесткие меры

своей страны. правительства остановить отрицание всего рус-

Необходимо активнее поддерживать прогрес- ского не могут иметь успеха, если само обще-

сивные научные аргументы, факты, концепции, ственное мнение не отвернется от либеральных

отражающие национальные и международные антироссийских настроений и их кумиров.

успехи социально-экономического развития Рос- Твердо провозглашенная Российским Им-

сии и стран ЕАЭС, параллельно разоблачая «на- ператором Александром Третьим в 1882 г. вну-

дутые факты» популярности и исключительности тренняя и внешняя политика обеспечения наци-

американской модели развития экономики и об- ональных интересов России и сопутствующие ей

щества. Научная критика российских реалий воз- указы о запрете изданий, подрывающих основы

1 Йоханнесбургская Декларация 10-го Саммита БРИКС от 26.07.2018 г. http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/07/ BRICS_2018_Declaration.pdf

государственного строя, стали лучшей гарантией прекращения антироссийской либеральной смуты и повысили роль национально-самобытной общественной мысли. Как тогда писали, «борьба с информационным терроризмом имела оздоровляющий эффект для духовной атмосферы русского общества»1.

Уголовный кодекс Российской Федерации (РСФСР) в редакции 1991 г. предусматривал статью об уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду, подрывающие основы государственного строя. В ст. 70 УК РСФСР было установлено, что «агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях литературы такого же содержания наказываются лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет»2.

В американском законодательстве также существует уголовная ответственность в виде лишения свободы (в разных штатах сроки разные) относительно лиц, призывающих к изменению или подрыву государственного и общественного строя США (раздел 18 Свода законов США). Так, § 2385 Примерного уголовного кодекса США определяет «пропаганду с целью свержения правительства США как сознательную, преднамеренную пропаганду, проповедь, подстрекательство, которые включают необходимость, желательность, правильность намерений свергнуть или

уничтожить правительство США или правительство какого-либо штата США»3.

В отличие от США, действующий в редакции 2018 г. УК РФ не содержит пока норм об уголовной ответственности за «пропаганду идей свержения правительства». Однако Госдума РФ подготовила в этой сфере проект закона о внесении изменений в УК РФ в 2019 г.

Уголовный кодекс РФ содержит похожий на антигосударственную деятельность состав преступления, предусмотренный ст. 205.2 УК РФ, устанавливающий уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма4. В примечании к статье в УК РФ говорится, что под «публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании, а под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности»5.

1 Дронов И.Е. Сильный, державный. Жизнь и царствование Императора Александра III. М.: Русский издательский центр, 2017. С. 348-349.

2 Ст. 70 УК РСФСР 1960 г. (ред. 1991 г.). https://zakonbase.ru/content/part/417326

3 Политические судебные статьи в кодексах СССР и США. Апрель 2017. Livejournal america, law, https://stalinist.livejournal. com/1345232.html

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018 г.).

5 Статья 205.2. УК РФ.

Мягкая сила в глобальном контексте сотрудничества

«Мягкая сила» выражается не только в распространении языка и национальных культурных традиций в иностранных государствах. Наращивание «мягкой силы», например, Китая можно объяснить ростом экономики и налаживанием экономических связей со многими Африканским странами. На примере «мягкой силы» Китая в Африке видно, что расширение торговли и инвестиций Китая в страны Африканского континента, а также расширение совместных проектов оставляют позитивное впечатление о Китае у граждан Африки. Вовлечение Китая в экономическую среду является прагматичным и согласованным с приоритетами африканских стран. Более того, растущее влияние Китая как мировой державы способствует росту желания сотрудничества с его правительством1.

Продвижение научных и практических идей формирования цифровой архитектуры в сотрудничестве евразийских государств со странами Африки и Южной Америки может рассматриваться как инструмент «мягкой силы» для усиления влияния на этих континентах. Цифровая промышленная революция «Индустрия 4.0» может способствовать росту экономики развивающихся стран африканского континента, например, внедрением автоматизированных процессов в

производственные циклы, увеличением производительности труда, повышая конкурентоспособность стран, лидирующих в этой автоматизированной промышленной реальности.

Поэтому для партнерства стран ЕАЭС, СНГ, ШОС с Африканским Союзом, Экономическим сообществом АСЕАН, БРИКС внедрение научных идей новой Четвертой промышленной цифровой революции (Индустрии 4.0) является важнейшим инструментом «мягкой силы», способным через научное общение показать развивающимся странам перспективы влияния цифровой экономики на конкурентоспособность их экономического положения в мире2.

В таких регионах, как Африка, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, Китай, инициатива «мягкой силы» привязана к ключевым ресурсам, таким как энергоносители. Также данная инициатива направлена на то, чтобы способствовать признанию Тайваня как неотъемлемой части КНР. Одним из ярких примеров внедрения «мягкой силы» можно рассматривать политику Китая в Африке, поскольку, как показывают опросы, жители стран Африки рассматривают факторы активности Китая в экономике и политике их государств как положительные.

Факторы «мягкой силы»в контексте сотрудничества России и АСЕАН

Роль «мягкой силы» в мире проявляется в создании привлекательных цифровых кластеров или «умных городов» как международных супер-технологических, финансово-экономических и научно-инновационных центров на основе современных принципов ООН по обеспечению ускоренного и устойчивого развития экономико-социальной среды человека и инновационных технологий.

На роль такого уникального кластера претендует Сингапур.

В Сингапуре прошел Саммит лидеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Восточноазиатский Саммит (ВАС) 14-16 ноября 2018 г., на котором обсуждались вопросы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, обеспечения экономической открытости

1 Троян И. «Мягкая сила Китая»: культурная экспансия «красного дракона». http://www.iarex.ru/articles/52522.html

2 Россия 4.0: четвертая промышленная революция как стимул глобальной конкурентоспособности. http://tass.ru/pmef-2017/агАс^/4277607

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азиатско-Тихоокеанских региональных рынков, свободы судоходства, торговли и принятия Кодекса поведения в Южно-Китайском море, технологического прорыва цифровых проектов будущего. В итоге на 33-м Саммите 2018 г. страны АСЕАН, включая Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республика Корея, Япония и другие страны, было подписано Соглашение о всестороннем региональном экономическом партнерстве (RCEP) и создании зоны свободной торговли (ЗСТ).

С 2005 г. ВАС является авторитетной международной площадкой для обсуждения позиций и инициатив государств Азиатско-Тихоокеанского региона по стратегическим вопросам его развития и объединяет десять стран АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины), включая также Россию, которая присоединилась к ВАС в 2010 г., Австралию, Индию, Китай, Новую Зеландию, Республику Корея, Японию и США.

Саммит АСЕАН и ВАС ноября 2018 г. показал свою направленность на обеспечение интересов региональной безопасности, совместный поиск государствами региона методов и мер противостояния современным вызовам и угрозам, дальнейшую экономическую интеграцию, реализацию цифрового проекта Smart Nation в Юго-Восточной Азии1. Проект Smart Nation, инициируемый властями Сингапура, объединяет предпринимателей, ученых, чиновников и граждан в рамках единых задач по внедрению новейших технологий в повседневную жизнь и созданию прагматичной и комфортной среды обитания2.

Принципы равенства, взаимной выгоды и общей ответственности России и стран АСЕАН были закреплены в недавно принятых документах между Россией и АСЕАН, которые можно отнести к «мягкой силе», поскольку они носили декларативный характер. Но уже к 2018 г. их идеи вошли в тексты

межгосударственных соглашений о создании зон свободной торговли России и стран АСЕАН.

20 мая 2016 г. на Саммите Россия - АСЕАН в г. Сочи была провозглашена Сочинская декларация «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству» и утвержден План развития сотрудничества АСЕАН с Российской Федерацией.

Декларация, состоящая из нескольких разделов, включает в числе прочих положения по укреплению диалогового партнерства, политического сотрудничества в области безопасности и развития экономической интеграции, мероприятия в области социально-культурного взаимодействия и взаимосвязанного сотрудничества3.

Подобные декларации о партнерстве играют роль «мягкой силы» в международных отношениях, поскольку, не являясь по правовой природе международными договорами, порождающими юридические обязательства, они относятся к факторам результативности дипломатического взаимодействия и несут в себе значительный потенциал заключения будущих договоров.

Данный документ особенно актуален с точки зрения понимания значения политико-экономического и социально-культурного сотрудничества Россия и АСЕАН, нацеленного на укрепление диалога в целях продвижения к стратегическому партнерству на принципах равенства, взаимной выгоды и общей ответственности, связанной с обеспечением мирного сосуществования государств, стабильностью, безопасностью, продвижением идей устойчивости социально-экономи-

1 Экономическое чудо по-сингупурски. https://se7en.ws/yekonomicheskoe-chudo-po-singapurski/

2 Smart Nation: как Сингапур превратился в полигон для тестирования технологий «умного» города. https://vc.ru/ future/19751-singapore-smart-city

3 Сочинская Декларация Россия-АСЕАН и План развития Саммита Россия - АСЕАН 20 мая 2016 г. https://tass.ru/ politika/3301017

ческого развития и прогресса в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия и АСЕАН выразили стремление к расширению взаимодействия на высоком уровне в рамках совместного диалога партнеров и международных саммитов - таких, как ВАС, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Совещание министров обороны государств членов АСЕАН1.

Российская Федерация и страны АСЕАН выразили в Сочинской декларации 2016 г. свое стремление поощрять все одобренные ООН средства противодействия экстремизму, определенные резолюциями Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегией ООН по взаимодействию государств в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, а также с насильственным экстремизмом и радикализацией.

Также Сочинская Декларация Россия-АСЕАН предусмотрела взаимные меры содействия сотрудничеству государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью,торгов-лей людьми, нелегальной миграцией, морским пиратством, контрабандой оружия, отмыванием денег, трансграничной экономической преступностью и киберпреступностью2.

В рамках АСЕАН и ЕАЭС давно запущен процесс подготовки зоны свободной торговли, что

идет в контексте взаимовыгодного сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и Шанхайской организацией сотрудничества. Страны АСЕАН и Россия опираясь на «мягкую силу» и «мягкое право», постепенно договариваются совместными действиями способствовать устойчивому и инклюзивному экономическому росту, а также созданию более представительной системы управления международной экономикой в целях эффективного реагирования на глобальные и региональные экономические и финансовые вызовы. Они намерены содействовать реформе мировой валют-но-финансовой системы с учетом глобального и регионального влияния на мировую экономику развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона, поддерживая многостороннюю торговлю.

«Мягкая сила» в сфере культурного сотрудничества стран АСЕАН продвинула идеи взаимопонимания. Так, 24 октября 2018 г. в столице Индонезии г. Джокьякарта прошла встреча министров культуры государств - членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), посвященная сотрудничеству в области культуры и искусства. Россия и АСЕАН уже провели в 2016 г. мероприятия в рамках «перекрестных годов культуры», нацеленных на расширение и укрепление культурных связей между Российской Федерацией и государствами - членами АСЕАН3.

Международные экономические, финансовые, юридический форумы (например, Санкт-Петербургские международные экономический и юридический форумы, Московский международный финансовый форум, Восточно-азиатский экономический форум и др.), собирающие видных бизнесменов, политиков, государственных деятелей, юристов, экономистов, финансистов из разных стран мира, выступают активными факто-

1 Саммит Россия - АСЕАН 2016 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/51953/audios

2 Сочинская Декларация Россия-АСЕАН и План развития Саммита Россия - АСЕАН 20 мая 2016 г. https://tass.ru/ politika/3301017

3 Встреча министров культуры стран АСЕАН 24.10.2018 г. https://regnum.ru/news/2506611.html

рами «мягкой силы» по продвижению интересов государств на мировом уровне.

IV Восточный экономический форум на тему «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» состоялся во Владивостоке 11-13 сентября 2018 г.1

Министр планирования и инвестиций Вьетнама Нгуен Ти Зунг в докладе на форуме отме-

тил, что «Дальний Восток является воротами в Юго-Восточную Азию, и уже сейчас в этом регионе существует ряд инвестиционных проектов с вьетнамским капиталом. Дальний Восток привлекает бизнес-сообщество стран АСЕАН, учитывая благоприятную инвестиционную политику России на Дальнем Востоке и большое количества ресурсов».2

Векторы «мягкой силы» в саммитах ЕАЭС

Третий ежегодный Саммит государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «Евразийская неделя» состоялся 22-24 октября 2018 г. в Ереване (Армения), в нем участвовали вице-премьеры стран ЕАЭС, профильные министры правительств, руководители государственных корпораций и ведущего бизнеса государств-членов, а также стран-партнеров ЕАЭС.

Программа Саммита ЕАЭС 2018 г. касалась создания благоприятного бизнес-климата в ЕАЭС, укрепления производственных кооперационных связей, развития экспортного потенциала, оцифровывания технологических процессов, цифровых инноваций, создания евразийских цифровых платформ, создания цифровых консорциумов стран - членов ЕАЭС.

В этом случае можно говорить о «мягкой силе», воздействующей на сотрудничество, поскольку условия и атмосфера Саммита ЕАЭС 2018 г., как и предыдущих саммитов ЕАЭС, способствовали заключению внешнеэкономических контрактов между ведущими промышленными, сельскохозяйственными, инновационными и другими компаниями стран ЕАЭС, направленных на реализацию стратегических векторов развития единого

экономического пространства ЕАЭС и отраслевой кооперации в приоритетных направлениях3.

Особым вопросом стало обсуждение механизма сотрудничества ЕАЭС с новым стратегическим экономическим партнером, Китайской Народной Республикой, в рамках Соглашения от 17.05.2018 г. «О торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны»4.

Данный документ направлен на глубокое всестороннее партнерство ЕАЭС с крупнейшей мировой и евразийской экономикой, каковой является КНР. Это важный шаг в формировании глобального трансконтинентального евразийского партнерства и евразийской экономической безопасности.

Страны ЕАЭС и КНР договорились развивать сотрудничество в сфере сельского хозяйства, энергетики, транспорта, промышленной кооперации, информационно-коммуникационной инфраструктуры, технологий и инноваций, финансов и окружающей среды. Такое сотрудничество включает:

1 Восточный экономический форум 2018 г. https://forumvostok.ru/news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-^1^-2018/

2 Россия -АСЕАН. http://bigasia.ru/content/news/businness/rossiya-asean-bilet-v-budushche

3 Третий ежегодный Саммит государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 22-24 октября 2018 г. в Ереване (Армения). http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/05-10-2018-1.asp

4 Соглашение от 17.05.2018 г. «О торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и КНР». https://www.alta.ru/ tamdoc/18bn0054/

1) инвестиционное развитие с модернизацией промышленности, создание новейшей транспортной инфраструктуры, современного сельскохозяйственного производства на базе цифровых инноваций, совместное производство высокотехнологичной, инновационной, экспортно-ориентированной продукции;

2) совместные меры создания эффективных механизмов взаимодействия в проведении науч-

ных исследований и внедрении инноваций промышленной и инновационной инфраструктуры;

3) трансфер передовых технологий и инноваций, развитие и использование информационно-коммуникационной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, сотрудничество по охране окружающей среды, расширению «зеленых технологий», взаимодействию между финансовыми регуляторами государств-членов ЕАЭС и Китая1.

Выводы о роли «мягкой силы»

На основе приведенного выше анализа можно сделать следующие выводы о роли «мягкой силы» в международных отношениях.

1. «Мягкая сила» представляется как многофункциональный механизм политико-мировоззренческих, культурно-исторических, международно-правовых и социально-экономических информационно-образовательных мер системного воздействия государства и общества на процессы урегулирования международных проблем в контексте продвижения национальных интересов без применения военной силы через созданные ими механизмы межгосударственного общения.

2. С повышением роли культурного, научного, образовательного и иного сотрудничества государств и народов, особенно евразийских государств, связанных сотрудничеством на основе сохранения суверенитета, роль «мягкой силы»

будет усиливаться, поскольку она отражает процесс совершенствования и поиска новых философских, социологических, политологических и иных гуманистических воззрений и толкований относительно создания справедливого миропорядка в условиях многополярного мира.

3. В целях обеспечения национальной и международной безопасности следует закрепить на уровне документов ООН запрет использовать «мягкую силу», если она применяется как средство агрессивной информационной пропаганды против основ конституционного строя на национальном уровне и в иностранном государстве, как разновидность негативного информационного воздействия на граждан иностранных государств в целях пропаганды и реализации идей свержения законно избранных представителей государственной власти, смены политического режима, пропаганды терроризма и др.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об 2. Йоханнесбургская Декларация 10-го Саммита утверждении Концепции внешней политики Россий- БРИКС от 26.07.2018 г. http://d-russia.ru/wp-content/ ской Федерации». uploads/2018/07/BRICS_2018_Declaration.pdf

1 Статья 10.2 Соглашения от 17.05.2018 г. «О торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и КНР». https://www.alta.ru/ tamdoc/18bn0054/

3. Сочинская Декларация Россия - АСЕАН и План развития Саммита Россия - АСЕАН. 20.05.2016 г. https://tass.ru/politika/3301017

4. Восточный экономический форум 2018 г. https://forumvostok.ru/news/itogi-raboty-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-2018/

5. Третий ежегодный Саммит государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 22-24 октября 2018 г. в Ереване (Армения). http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/ Pages/05-10-2018-1.asp

6. Соглашение от 17.05.2018 г. «О торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и КНР». https://www. alta.ru/tamdoc/18bn0054/

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018 г.).

8. УК РСФСР 1960 г. (ред. 1991 г.). 11^:// zakonbase.ru/content/part/417326

9. Агеева А.В. Роль инструментов «мягкой силы» во внешней политике России // Власть. 2018. № 4. https://cyberleninka.ru/article/v/rol-instrumentov-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike-rossi

10. Богатуров А.Д. Современная мировая политика: прикладной анализ: учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, 2010.

11. Дронов И.Е. Сильный, державный. Жизнь и царствование Императора Александра III. М.: Русский издательский центр, 2017.

12. Смирнов А.И. Кохтюлина И.Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. М.: ВНИИгеосистем, 2012. https://mgimo. ru/upload/iblock/60a/60ad847142af15b58c4b7ce272 d9607c.pdf

13. Силина С.Н. Ступин В.Ю. О финансовой грамотности и финансовой культуре // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 71-79.

14. Торкунов А.В. «По дороге в будущее» / ред.-сост. А.В. Мальгин, А.Л. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2010.

15. Политические судебные статьи в кодексах СССР и США. Апрель 2017. Livejournal america, law. https://stalinist.livejoumal.com/1345232.html

16. Троян И. «Мягкая сила Китая»: культурная экспансия «красного дракона». http://www.iarex.ru/ articles/52522.html

17. Joseph S. Nye, Jr. Public Diplomacy and Soft Power. // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science 2008; 616; 94

18. Joseph S. Nye, Jr. Soft Power // Foreign Policy, No. 80.

19. Joseph. S. Nye, Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. 2004. https://politikus. ru/articles/106713-chto-takoe-soft-power-i-kak-ey-pravilno-polzovatsya.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.