«Мягкая сила» Италии
А.Г. Сахаров
Сахаров Андрей Геннадиевич — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ, аспирант кафедры мировой политики НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: [email protected]
В рамках данной статьи рассматривается деятельность Итальянской Республики по ключевым направлениям применения «мягкой силы» в десяти странах: Азербайджане, Армении, Бразилии, Вьетнаме, Казахстане, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Узбекистане и Украине (далее — страны присутствия). К ключевым направлениям относятся: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; содействие международному развитию.
Рассматриваются отличительные особенности, сильные и слабые стороны, приоритеты, основные направления и формы реализации «мягкой силы» Италии. Так, основными приоритетами итальянской политики «мягкой силы» являются распространение национального языка, итальянской культуры, продвижение интересов отечественных предприятий за рубежом и наращивание товарооборота с развивающимися странами. Деятельность по этим направлениям характеризуется взаимодействием широкого круга как государственных, так и негосударственных акторов, при координирующей роли посольств, которые несут ответственность за осуществление мероприятий и программ «мягкой силы» в странах присутствия и самостоятельно распоряжаются выделяемыми им финансовыми средствами.
Из десяти рассматриваемых стран — объектов «мягкой силы» выявлены страны, представляющие наибольший интерес для Италии с точки зрения развития культурно-гуманитарных отношений — Бразилия и Вьетнам. Для деятельности итальянских субъектов «мягкой силы» в этих странах характерна наибольшая полнота охвата, последовательность, комплексный характер осуществляемых программ, согласованность и координация между различными направлениями сотрудничества.
Ключевые слова: внешняя политика Италии, «мягкая сила», международное сотрудничество, содействие международному развитию, международное сотрудничество в сфере образования
Несмотря на то, что Италия не обладает потенциалом «мягкой силы», сопоставимым с потенциалом таких стран, как США или Великобритания, страна умело использует свои конкурентные преимущества: весомый вклад Италии в развитие мировой культуры, богатую историю, а также активность итальянского бизнеса для создания позитивного образа страны на мировой арене и развития культурно-гуманитарных связей с самым широким кругом государств.
К основным приоритетам итальянской политики «мягкой силы» можно отнести следующие: наращивание торгового и экономического сотрудничества с развивающимися странами; интернационализацию итальянских предприятий; распространение итальянской культуры и итальянского языка за рубежом [MAE, 2011]. Реализация и координация действий по этим направлениям в Италии относится к компетенции трех органов в структуре Министерства иностранных дел страны: Генеральной дирекции по
продвижению концепции «Система — Страна»1, Генеральной дирекции по содействию развитию2 и Генеральной дирекции по вопросам итальянцев за рубежом и миграционной политики3.
Термин «Система — Страна» (Sistema Paese) в данном контексте подразумевает совокупность всех сфер деятельности институтов государства — производственной, бюрократической, экономической, научной, технологической, культурной и др. Таким образом, Генеральная дирекция по продвижению концепции «Система — Страна» призвана осуществлять продвижение интересов итальянского государства за рубежом по всем ключевым направлениям в совокупности, осуществляя при этом координацию действий других субъектов «мягкой силы», как государственных, так и негосударственных.
Стратегическими целями Генеральной дирекции по продвижению концепции «Система — Страна» являются:
— развитие экономического и торгового сотрудничества с развивающимися странами;
— продвижение интересов итальянских компаний за рубежом;
— продвижение итальянской культуры и итальянского языка за рубежом [MAE,
2011].
Модель взаимодействия субъектов итальянской «мягкой силы» характеризуется высокой степенью децентрализации. Так, с 1 января 2011 г. управление деятельностью и распределение финансов на осуществление конкретных проектов находится непосредственно в ведении посольств. Посольства самостоятельно распределяют выделяемые им из государственного бюджета ресурсы на проекты в странах присутствия. Подобный подход, согласно программному документу МИД “La nuova Farnesina per il sistema paese”, позволяет проявлять большую гибкость в различных страновых контекстах и меняющейся ситуации [Ibid.].
Итальянские неправительственные организации активно участвуют в продвижении интересов страны в сфере международного гуманитарного сотрудничества, в частности, они вовлечены в работу в сфере содействия международному развитию и поддерживают усилия итальянского правительства по этому направлению. Механизм молодежных обменов задействован в продвижении итальянского языка и культуры, а также сотрудничестве в области образования.
В соответствии с распоряжением Министерства иностранных дел Италии № 392, итальянские институты культуры за рубежом исполняют свои функции, закрепленные в п. 8 Закона № 401, как автономно, так и во взаимодействии с другими итальянскими институтами, институтами страны пребывания или третьих стран [MAE, 1995].
Итальянские органы власти активно работают с широким кругом различных акторов: неправительственными организациями, университетами, торговопромышленными палатами, предприятиями и частными лицами, как в Италии, так и в странах присутствия. Посольства, несущие основную долю ответственности за проведение мероприятий «мягкой силы», взаимодействуют с другими государственными
1 Direzione generale per la promozione del sistema Paese // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://wwwesteri.it/MAE/IT/Ministero/Struttura/DGPromozioneSistemaPaese/ (дата обращения:
05.03.2013) .
2 Direzione generale per la cooperazione allo sviluppo // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www.esteri.it/MAE/IT/Ministero/Struttura/DGCoopSviluppo/ (дата обращения: 05.03.2013).
3 Direzione generale per gli italiani all’estero e le politiche migratorie // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www.esteri.it/MAE/IT/Ministero/Struttura/DGItalianiEstero/ (дата обращения:
05.03.2013) .
институтами и координируют их деятельность. Так, в деятельности по вопросам продвижения интересов итальянского бизнеса за рубежом активно участвуют Итальянский институт международной торговли (ICE)4 и Национальная ассоциация итальянских коммун (ANCI), некоммерческая организация, представляющая интересы итальянских муниципалитетов5. Координирующая функция дипломатических представительств является характерной особенностью итальянской политики «мягкой силы».
Правительство Италии предоставляет информацию о целевом использовании МИДом Италии бюджетных средств по каждому направлению действий6. Отчеты содержат также индикаторы выполнения поставленных задач. Все они носят количественный характер. В частности, среди индикаторов по направлению, касающемуся продвижения итальянской культуры и языка в мире, присутствовали такие показатели, как число иностранцев, записавшихся в итальянские языковые школы за рубежом, количество итальянских образовательных учреждений за рубежом, количество преподавателей и др. В сфере образования и научно-технического сотрудничества используются такие показатели, как число лиц, получающих стипендии на обучение в Италии, и число археологических миссий, проведенных совместно с другими странами7.
Министерство иностранных дел обеспечивает открытый доступ к информации о деятельности как государственных, так и негосударственных акторов в области «мягкой силы». Информация о проектах за рубежом доступна на сайте Министерства иностранных дел, в разделах соответствующих ведомств (Генеральная дирекция по продвижению концепции «Система — Страна», Генеральная дирекция по содействию развитию, Генеральная дирекция по вопросам итальянцев за рубежом и миграционной политики), сайтах посольств и на сайте Итальянского института международной торговли. Кроме того, привлечение неправительственных организаций к участию в ряде мероприятий и программ, в частности в программах в области содействия международному развитию, и сотрудничество с итальянскими предприятиями в сфере продвижения их интересов за рубежом обусловливает еще более широкое распространение этой информации.
Продвижение итальянской культуры и итальянского языка является одной из приоритетных задач Генеральной дирекции по продвижению концепции «Система — Страна». В рамках этого органа существует Центральная дирекция по продвижению итальянской культуры и итальянского языка, к компетенциям которой относятся:
— распространение итальянского языка, итальянской культуры и итальянского
творчества за рубежом;
— управление сетью институтов культуры и языковых школ;
— планирование и организация мероприятий в сфере культуры;
— интернационализация итальянской системы высшего образования;
— стипендии и молодежные обмены;
— участие Италии в работе международных организаций в сфере культуры;
— мероприятия по демонстрации коллекций произведений искусства [MAE,
2011].
4 Italian Trade Agency. Режим доступа: http://www.ice.gov.it/home.htm (дата обращения:
05.03.2014).
5 The National Association of Italian Municipalities. Режим доступа: http://www.anci.it/index.cfm?lay out=dettaglio&IdSez=2419&IdDett=38 (дата обращения: 05.03.2014).
6 Ragioneria Generale dello Stato. Режим доступа: http://www.rgs.mef.gov.it/_Documenti/
VERSIONE-I/Bilancio-d/Rendiconto/2012/Conto-del-bilancio/ddl/DDI_CONSUNTIVO_2012.pdf (дата обращения: 05.03.2014).
7 Ibid.
Работа по рассматриваемому направлению в странах присутствия осуществляется на базе посольств и при их координирующей роли в отношении итальянских негосударственных субъектов «мягкой силы» (НПО и бизнес), а также местных контрагентов.
Деятельность в области продвижения итальянского языка и культуры регламентируется законом № 401 от 22 декабря 1990 г. “Riforma degli Istituti italiani di cultura e interventi per la promozione della cultura e della lingua italiane all'estero”8. Кроме того, действует распоряжение Министерства иностранных дел Италии № 392 от 27 апреля 1995 г. “Regolamento recante norme sull’organizzazione, il funzionamento e la gestione finanziaria ed economico-patrimoniale degli istituti italiani di cultura all’estero”, в котором закреплены нормы по организации, финансированию и управлению отделениями Итальянского института культуры за рубежом [MAE, 1995].
Итальянский институт культуры является некоммерческой организацией правительства Италии и находится в ведении Министерства иностранных дел страны. На сегодняшний день институт имеет 90 отделений по всему миру9. Закон № 401 прописывает следующие функции Итальянского института культуры:
— установление контактов с институтами, организациями и частными лицами, осуществляющими свою деятельность в области культуры, в стране присутствия для привлечения их к участию в проектах, направленных на продвижение итальянской культуры и итальянского образа жизни или в других программах культурного и научного сотрудничества;
— предоставление документации и информации о культурной жизни Италии и деятельности соответствующих институтов;
— организация и продвижение инициатив, культурных мероприятий и выставок;
— поддержка инициатив по культурному развитию итальянцев, проживающих за рубежом, как для поддержки их интеграции в стране присутствия, так и для поддержания культурной связи с родиной;
— обеспечение взаимодействия с итальянскими учеными и студентами по вопросам, связанным с их исследованиями за рубежом;
— продвижение и поддержка инициатив, направленных на распространение итальянского языка за рубежом, в том числе посредством организации взаимодействия итальянских преподавателей с университетами в стране пребывания, а также путем поддержки итальянских университетов, ведущих деятельность в данном направлении10.
Подход Италии к продвижению национальной культуры и итальянского языка имеет свои особенности. Во-первых, практически со всеми странами присутствия сформирована нормативная база; во-вторых, активно задействован потенциал итальянских университетов; в-третьих, реально работают механизмы партнерства государственных структур и бизнеса.
Основными формами приложения «мягкой силы» Италии в сфере продвижения культуры и языка являются содействие развитию преподавания итальянского языка в учебных заведениях страны присутствия путем поддержки кафедр итальянского языка
8 Normattiva — il portale della legge vigente. Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?u rn:nir:stato:legge:1990;401 (дата обращения: 05.03.2014).
9 La rete degli Istituti Italiani di Cultura // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www. esteri.it/MAE/IT/Politica_Estera/Cultura/ReteIIC.htm (дата обращения: 05.03.2014).
10 Normattiva — il portale della legge vigente. Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls? urn:nir:stato:legge:1990;401 (дата обращения: 05.03.2014).
и предоставления преподавателей, и предоставление стипендий студентам, изучающим итальянский язык, на обучение в Италии. Кроме того, в таких странах, как Бразилия и Вьетнам, усилия по продвижению национальной культуры и языка осуществляются в рамках широких программ сотрудничества, затрагивающих сразу несколько областей культурно-гуманитарного сотрудничества. Также итальянские университеты, при поддержке правительства, активно сотрудничают с научными и учебными заведениями стран-субъектов в сфере археологии.
В качестве примера можно привести опыт культурно-гуманитарного сотрудничества Италии и Казахстана. Правовую основу деятельности итальянских субъектов «мягкой силы» в области продвижения национальной культуры и языка в Казахстане составляет Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Итальянской Республики о культурном и научном сотрудничестве от 16 сентября 1997 г. Данное соглашение определяет четыре приоритетные области сотрудничества: изучение и преподавание языка, межуниверситетские связи, участие в культурных мероприятиях и обменах, сотрудничество в области археологии. В частности, в целях содействия развитию изучения итальянского языка в Казахстане, Министерство иностранных дел Италии, по запросу и предложению посольства, ежегодно предоставляет взносы для поддержки кафедр итальянского языка, учрежденных в местных университетах. Кроме того, с 2006 г. в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева в Астане осуществляет деятельность штатный лектор-преподаватель, направленный Министерством иностранных дел Италии. Министерством иностранных дел Италии выделяются стипендии казахстанским и киргизским студентам, которые могут быть использованы для посещения курсов итальянского языка на территории Италии.
В культурной сфере различные мероприятия, например Неделя итальянского языка, организуются при поддержке спонсоров, в число которых входят итальянские компании, осуществляющие деятельность в Казахстане. Аналогично построена работа в Киргизии, которая входит в сферу ответственности посольства Итальянской Республики в Астане. С Киргизией 14 февраля 2013 г. было подписано Соглашение о культурном, научном и техническом сотрудничестве11.
Отдельного упоминания заслуживает взаимодействие итальянских органов — субъектов «мягкой силы» по продвижению национального языка и культуры во Вьетнаме. Эта работа осуществляется в рамках комплексной программы “Y-Viet”, направленной на улучшение восприятия Италии в стране путем осуществления ряда мероприятий в культурно-гуманитарной сфере. Так, с апреля 2013 г. в Ханое работает «Итальянский дом» (Casa Italia) — центр продвижения итальянской культуры, языка, кухни, а также интересов итальянских предприятий. Casa Italia является проектом, реализованным по инициативе посольства Италии при участии итальянских предприятий, работающих на территории Вьетнама. С 2013 г. при посольстве работает отделение “UNI-Italia”, организации, занимающейся привлечением студентов и научных сотрудников в итальянские высшие учебные заведения и развитием сотрудничества между итальянскими и иностранными вузами12.
Отношения с Бразилией занимают особое место в итальянской внешней политике. Правовую основу культурного сотрудничества между Италией и Бразилией со-
11 Promozione della lingua e della cultura italiana in Kazakhstan e Kyrgyzstan // Ambasciata d’Italia ad Astana. Режим доступа: http://www.ambastana.esteri.it/Ambasciata_Astana/Menu/I_rapporti_bilaterali/ Cooperazione+culturale/ (дата обращения: 05.03.2014).
12 Embassy of Italy in Hanoi. Режим доступа: http://www.ambhanoi.esteri.it/Ambasciata_Hanoi/ Menu/I_rapporti_bilaterali/Cooperazione+culturale/ (дата обращения: 05.03.2014).
ставляет подписанное 12 февраля 1997 г. Соглашение о культурном сотрудничестве. Культурное и академическое сотрудничество стало одним из пунктов плана действий в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве между Итальянской Республикой и Федеративной Республикой Бразилия, подписанного 12 апреля 2010 г. Кроме того, была утверждена Программа действий в области культурного сотрудничества на период 2010—2013 гг. [Ambasciata d’ltalia, 2013а]. Правительство Итальянской Республики предоставляет стипендии для бразильских студентов, желающих обучаться в Италии. В частности, в 2013—2014 учебном году, предоставлялась ежемесячная стипендия в размере 700 евро на срок 9 месяцев. Кроме того, осуществляется проект “Invest Your Talent in Italy”, предусматривающий, помимо обучения в Италии, трехмесячную стажировку молодых людей на итальянском предприятии. Все это способствует продвижению итальянской культуры, языка, деловой этики и интернационализации итальянских предприятий [MAE, 2012; Ambasciata d’ltalia, 2013b].
Деятельность в области образовательного, научно-технического и инновационного сотрудничества координируется посольствами в странах присутствия. Важную роль в этой сфере играют итальянские высшие учебные заведения, обладающие высокой степенью автономности и взаимодействующие напрямую с контрагентами в странах — объектах итальянской «мягкой силы». Сотрудничество в области образования зачастую взаимосвязано с продвижением итальянского языка и культуры посредством таких механизмов, как привлечение студентов для обучения в итальянских вузах, содействие развитию преподавания итальянского языка в местных учебных заведениях.
Деятельность по данному направлению «мягкой силы» Италии характеризуется наличием развитой нормативно-правовой основы взаимодействия со странами-объектами. Соответствующие соглашения заключены с большинством рассматриваемых стран-объектов.
Основными формами организации работы в сфере научно-технического сотрудничества и сотрудничества в области образования являются содействие установлению межуниверситетских связей и реализация совместных исследовательских проектов в рамках осуществления программ научно-технического сотрудничества.
В частности, действующее между Италией и Бразилией соглашение о научнотехническом сотрудничестве от 12 декабря 1997 г. служит основой для согласования исполнительных программ в рассматриваемой сфере. Исполнительная программа научнотехнического сотрудничества между Италией и Бразилией на 2008—2010 гг. определяла следующие приоритетные направления взаимодействия [Ambasciata d’ltalia, 2010]:
— математика, физика, химия и биология;
— технологии в сфере питания;
— промышленные технологии: стандартизация и унификация;
— разработка прогрессивного оборудования;
— астрофизика;
— инженерия;
— окружающая среда;
— возобновляемые источники энергии;
— телекоммуникационные сети13.
Кроме того, Италия принимает участие в программе правительства Бразилии «Наука без границ» (Scienza senza Frontiere). Программа предусматривает выделение
13 L’Ambasciata d’ltalia a Brasilia. Режим доступа: http://www.ambbrasilia.esteri.it/Ambasciata_ Brasilia/Menu/I_rapporti_bilaterali/Cooperazione+scientifica/Settori_di_rilievo_per_Italia/ (дата обращения: 05.03.2014).
грантов бразильским студентам на обучение за рубежом. С сентября 2012 г. в университетах Италии обучается около 400 граждан Бразилии. Таким образом, Италия занимает 5-е место среди стран — партнеров Бразилии по этой программе (после США, Великобритании, Германии и Франции)14.
Следует упомянуть также о проекте «Зеленое посольство» (Ambasciata Verde), реализующемся совместно с компанией Enel Green Power в рамках глобального проекта Министерства иностранных дел Италии “Farnesina Verde”. Суть проекта заключается в трансформации зданий дипломатических представительств Италии за рубежом с использованием технологий в области возобновляемой энергетики. В частности, в конструкции посольства Италии в г. Бразилиа были использованы солнечные батареи. Проект предусматривает возможность передачи энергии, выработанной солнечными батареями посольства, в энергетическую систему Бразилии, что вызвало значительный интерес бразильской стороны и частных инвесторов15. В целях осуществления работ по обозначенным направлениям сотрудничества осуществляются обмены между университетами и исследовательскими центрами обеих стран [MAE, 2010].
Необходимо отметить, что подобная форма взаимодействия характерна для сотрудничества Италии и с другими странами. Так, на сегодняшний день между украинскими и итальянскими научно-исследовательскими центрами и высшими учебными заведениями действуют 48 соглашений о сотрудничестве в различных областях отраслевых знаний. В 2009—2010 гг. между университетами Украины и Италии было заключено 15 подобных соглашений16.
Основным органом, ответственным за развитие деловых связей и продвижение интересов итальянского бизнеса за рубежом, является Итальянский институт международной торговли (ICE)17. Данный орган был учрежден в соответствии с п. 17—27 Закона № 98 от 6 июля 2011 г. и находится в подчинении Министерства экономического развития Италии18.
Среди основных задач института следует отметить развитие деловых связей итальянских предприятий с зарубежными контрагентами (особое внимание уделяется малым и средним предприятиям) и продвижение итальянской продукции на мировом рынке19.
Для достижения этих целей ICE осуществляет сотрудничество с региональными властями, торгово-промышленными палатами, представителями промышленности, сельского хозяйства, предпринимателями и со всеми заинтересованными сторонами,
14 Il Progetto Scienza Senza Frontiere // Ambasciata d’ltalia a Brasilia. Режим доступа: http:// www.ambbrasilia.esteri.it/Ambasciata_Brasilia/Menu/I_rapporti_bilaterali/Cooperazione+culturale/ Scienza+Senza+Frontiere.htm (дата обращения: 05.03.2014).
15 “Green” Embassy in Brasilia: second stage of project now under way // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www.esteri.it/MAE/EN/Sala_Stampa/ArchivioNotizie/Approfondimenti/2012/04/2 0120404_AmbasciataVerde.htm (дата обращения: 05.03.2014).
16 Lo stato e le prospettive dello sviluppo della collaborazione umanistico-culturale tra Ucraina ed Italia // Ambasciata d’Ucraina nella Repubblica Italiana. Режим доступа: http://italy.mfa.gov.ua/ua/ukraine-it/culture (дата обращения: 05.03.2014).
17 Italian Trade Agency. Режим доступа: http://www.ice.gov.it/corporate/chiSiamo.htm (дата обращения: 05.03.2014).
18 Normattiva — il portale della legge vigente. Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/ N2Ls?urn:nir:stato:decreto.legge:2011-07-06;98!vig=. (дата обращения: 05.03.2014).
19 Italian Trade Agency. Режим доступа: http://www.ice.gov.it/corporate/chiSiamo.htm (дата обращения: 05.03.2014).
включая частные лица20. Отбор предприятий происходит по следующему алгоритму. Создается список потенциально заинтересованных в сотрудничестве местных предприятий. Им рассылается необходимая документация и опросные листы, на основе которых, а также последующего телефонного разговора с представителем ICE происходит дальнейший отбор местных предприятий для взаимодействия с итальянскими компаниями21.
На сегодняшний день в мире насчитывается 93 отделения ICE. Из рассматриваемых в рамках данного исследования стран-объектов отделения ICE присутствуют в Казахстане, Бразилии, Вьетнаме, Азербайджане и Украине22. Координирующую роль в деятельности, направленной на развитие деловых связей итальянских предприятий в странах присутствия, осуществляют посольства Итальянской Республики.
Офисы ICE в странах присутствия осуществляют сбор информации о местных предприятиях, потенциально заинтересованных в сотрудничестве, налаживают с ними контакт и по итогам взаимодействия с ними ищут возможные способы их сотрудничества с итальянскими предприятиями. Кроме того, отделения ICE принимают участие и организуют выставки и другие мероприятия, нацеленные на демонстрацию итальянской продукции. Данный набор действий характерен для отделений ICE во всех рассматриваемых странах23.
Список мероприятий ICE в Бразилии значительно шире, чем в других рассматриваемых странах. В частности, в 2013 г. офис ICE в Сан-Паулу принял участие в организации 12 мероприятий. Среди них можно отметить организацию участия итальянских предприятий в выставках и семинарах в сфере моды, кулинарии, сельскохозяйственного машиностроения, строительства, энергетики и др. Осуществление еще пяти мероприятий запланировано на 2014 г.24
Содействие международному развитию относится к сфере компетенции Генеральной дирекции по содействию развитию МИД Италии. Деятельность в данной сфере регулируется в соответствии с законом № 49 от 26 февраля 1987 г.25 26 27, а также указом Президента № 177 от 18 июня 1988 г.26 27
Политика содействия международному развитию является приоритетным направлением внешней политики Италии, что зафиксировано в итоговом документе «Доклад 2020 о приоритетах внешней политики», опубликованном Министерством иностранных дел Италии в марте 2009 г.28
Являясь составной частью внешней политики Италии, политика СМР основывается на двух основных принципах: принципе солидарности в отношении гарантированной охраны жизни и человеческого достоинства для всех жителей планеты; и принципе рассмотрения содействия как способа установления, улучшения и укрепления
20 Italian Trade Agency. Режим доступа: http://www.ice.gov.it/corporate/chiSiamo.htm (дата обращения: 05.03.2014).
21 Ibid.
22 Ibid.
23 Ibid.
24 Ibid.
25 Normattiva — il portale della legge vigente. Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/ N2Ls?urn:nir:stato:legge:1987-02-26;49 (дата обращения: 05.03.2014).
26 Ibid.
27 Cooperazione Italiana allo Sviluppo // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www. cooperazioneallosviluppo.esteri.it/pdgcs/italiano/LeggiProcedure/Legge4987/intro.html (дата обращения:
05.03.2014).
28 Министерство иностранных дел Италии. Режим доступа: http://www.esteri.it/mae/IT (дата обращения: 05.03.2014).
взаимоотношений между странами. Стратегия СМР Италии предполагает реализацию данных принципов и целей наряду с экономической и культурной дипломатией, осуществляемой для укрепления роли и имиджа страны на мировой арене.
Одним из приоритетных направлений работы Италии в области содействия развитию является укрепление сотрудничества в рамках концепции «Система — Италия»29, основанной на четырех фундаментальных элементах сотрудничества:
— горизонтальная кооперация (предприятия, неправительственные организации
и волонтерство);
— децентрализованная кооперация (регионы и местные органы власти);
— образовательная система (университеты, образовательные и исследовательские
центры);
— отраслевые ассоциации.
Итальянская стратегия содействия международному развитию отличается усиленной децентрализованной кооперацией с регионами, коммунами, государственными и частными фондами, ассоциациями, университетами и исследовательскими центрами. На сегодняшний день Италия осуществляет деятельность по содействию развитию в трех из рассматриваемых в рамках настоящего исследования десяти стран — Бразилии, Вьетнаме и Монголии30.
Так, программа сотрудничества между Италией и Вьетнамом 2010 г. предусматривала осуществление 21 проекта в течение трех лет в области содействия развитию на сумму около 80 млн евро31. В настоящий момент осуществляется 17 проектов в следующих сферах: инфраструктура, здравоохранение, сельское хозяйство, устойчивость институтов государственной власти, водоснабжение, культурное наследие, охрана окружающей среды. Большинство проектов реализуются в соответствии с горизонтальной моделью организации итальянской помощи развитию, в том числе на средства неправительственных организаций32.
В Монголии Генеральная дирекция по содействию развитию осуществляет один проект, направленный на улучшение качества оборудования, информационного обеспечения и квалификации сотрудников местного Центра исследований материнского и детского здоровья. Проект финансируется напрямую из средств бюджета. Часть общей суммы в 5,556 млн евро выделяется в виде кредита, оставшаяся часть на безвозмездной основе33.
Несколько иная ситуация складывается в рамках взаимодействия Италии и Бразилии в сфере СМР. Итальянское правительство практически не осуществляет прямого финансирования проектов в Бразилии. Как отмечается, ввиду ускоренного экономического развития страны она больше не нуждается в финансовой помощи. Генеральная дирекция по содействию развитию координирует усилия неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в Бразилии.
В 2010—2013 гг. итальянские НПО осуществляли проекты в следующих сферах: охрана окружающей среды, сельское хозяйство, туризм, развитие органов государ-
29 Cooperazione Italiana allo Sviluppo // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www. cooperazioneallosviluppo.esteri.it/pdgcs/italiano/cooperazione/SistemaItalia.html (дата обращения: 05.03. 2014).
30 Ibid.
31 Ibid.
32 Ibid.
33 Ibid.
ственной власти, борьба с бедностью, образование34. Единственным проектом, осуществляемым напрямую Генеральной дирекцией по содействию развитию, является инициатива, направленная на борьбу с использованием огня как средства вырубки лесов — “Amazzonia senza Fuoco”. На реализацию этого проекта было выделено около 1,55 млн евро в период 2011—2013 гг.35
По итогам анализа в качестве наиболее эффективных был выявлен ряд форм деятельности итальянских субъектов «мягкой силы». Такие механизмы, как поддержка кафедр итальянского языка и предоставления преподавателей, а также выделение стипендий на обучение в Италии, позволяют повысить уровень преподавания итальянского языка в учебных заведениях страны присутствия и создать позитивный образ Италии среди молодежи. Сотрудничество в сфере археологии, осуществляемое с рядом рассматриваемых стран (Вьетнам, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), в котором участвуют, как правило, высшие учебные заведения Италии, также способствует развитию культурных связей и обмену знаниями. Эта деятельность дополняется работой по установлению межуниверситетских связей и реализацией совместных исследовательских проектов академическими учреждениями Италии и стран — объектов «мягкой силы». Повышенное внимание уделяется и развитию деловых связей. В этой сфере особое место занимает работа Итальянского института международной торговли, в частности, установление прямых контактов между итальянскими предприятиями и предприятиями в странах присутствия, а также выставочная деятельность. В сфере содействия международному развитию итальянское правительство осуществляет преимущественно функции координатора усилий неправительственных организаций.
Среди наилучших практик Италии как субъекта «мягкой силы» можно выделить использование механизма государственно-частного партнерства при организации широкого круга работ: от привлечений предприятий к участию в выставках до взаимодействия с местными и итальянскими компаниями в ходе проведения масштабных программ в приоритетных странах (“Momento Italia — Brazile” в Бразилии и “Y-Viet” во Вьетнаме). Кроме того, итальянские НПО в значительной степени вовлечены в усилия страны в сфере содействия международному развитию.
Среди рассмотренных в рамках анализа десяти стран присутствия наиболее активно итальянские субъекты «мягкой силы» работают во Вьетнаме и Бразилии. Для их деятельности в этих странах характерна наибольшая полнота охвата, последовательность, комплексный характер осуществляемых программ, согласованность и координация между различными направлениями сотрудничества. Эта тенденция обусловлена относительно более высокой заинтересованностью Италии в развитии культурно-гуманитарных и деловых связей с данными странами, чем со странами СНГ. Так, в Бразилии проживает значительное число граждан итальянского происхождения, а итальянские предприятия предоставляют рабочие места более чем 500 тыс. бразильцев. Вьетнам, как и Бразилия, является растущей экономикой и, к тому же, находится в одном из наиболее быстро развивающихся регионов мира — Юго-Восточной Азии.
Принципы децентрализации, автономности модели принятия решений дипломатическими представительствами и привлечения широкого круга заинтересованных сторон, характерны для всех направлений деятельности Италии в области «мягкой силы». Данный подход позволяет обеспечить большую гибкость в принятии решений,
34 Cooperazione Italiana allo Sviluppo // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://www. cooperazioneallosviluppo.esteri.it/pdgcs/italiano/iniziative/Paese.asp?id=29 (дата обращения: 05.03.2014).
35 Ibid.
а также использовать средства негосударственных акторов в целях продвижения интересов и имиджа страны за рубежом.
Литература
Ambasciata d’ Italia (2010) Programma Esecutivo di Cooperazione Scientifica e Tecnologica Tra Italia e Brasile per Gli Anni 2008—2010 // Ambasciata d’ltalia a Brasilia. Режим доступа: http://www.esteri.it/MAE/ doc_politica_estera/Cultura/CooperScientificaTecnologica/Programmi%20esecutivi/11_BRASILE_PE_ STC_2008_2010.pdf (дата обращения: 05.03.2014).
Ambasciata d’ltalia (2013a) Programma Esecutivo di Collabazione Culturale tra il Governo Della Republica Italiana e il Governo Della Republica Federativa del Brasile per il Periodo 2010—2013 // Ambasciata d’ltalia a Brasilia. Режим доступа: http://www.ambbrasilia.esteri.it/NR/rdonlyres/1D3F2902-9161-4FC8-B160-6735A2D288C0/42181/ProgrammaEsecutivoCollaborazioneCulturale20102014.pdf (дата обращения:
05.03.2014) .
Ambasciata d’ltalia (2013b) Partenariato Strategico tra la Republica Italiana e la Republica Federativa del Brasile. Plano d’azione // Ambasciata d’Italia a Brasilia. Режим доступа: http://www.ambbrasilia.esteri.it/ NR/rdonlyres/2917293B-6C85-473A-9401-0197D6DAED81/37376/PianoDAzioneitaliano.pdf (дата обращения: 05.03.2014).
MAE (1995) Decreto del Ministro degli affari esteri 27 aprile 1995, n. 392, “Regolamento recante norme sull’organizzazione, il funzionamento e la gestione finanziaria ed economico-patrimoniale degli istituti italiani di cultura all’estero”. Режим доступа: http://www.esteri.it/MAE/normative/dmae27.4.95.pdf. (дата обращения: 05.03.2013).
MAE (2010) Programma Esecutivo di Cooperazione Scientifica e Tecnologica Tra Italia e Brasile per Gli Anni 2008—2010 // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://wwwesteri.it/MAE/doc_politica_estera/ Cultura/CooperScientificaTecnologica/Programmi%20esecutivi/11_BRASILE_PE_STC_2008_2010.pdf (дата обращения: 05.03.2014).
MAE (2011) La nuova Farnesina per il Sistema Paese, 2011 // Ministero degli Affari Esteri. Режим доступа: http://wwwesteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_Farnesina_Sistema_Paese.pdf (дата обращения: 05.03.2013).
MAE (2012) Momento Italia-Brasil 2011—2012 // Ministero degli Affari Esteri, Sito Web. Режим доступа: http://wwwesteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20120913_MIB_Book.pdf (дата обращения:
05.03.2014) .
Italian Soft Power
А. Sakharov
Andrei Sakharov — Junior Researcher at the Global Governance Research Centre of the International Organisations Research Institute, National Research University Higher School of Economics; PhD student at the Department of International Affairs, National Research University Higher School of Economics; 20, Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Abstract
The article reviews Italy’s soft power policy in Armenia, Azerbaijan, Brazil, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Mongolia, Tajikistan, Uzbekistan, Ukraine and Vietnam. It concentrates on four key aspects: national culture and language; education and technical cooperation; business contacts; and international development assistance.
The cross-country analysis revealed the main forms and mechanisms of Italy’s soft power policy as well as its priorities and organizational set-up. Italy prioritizes national language and culture promotion, the internationalization of Italian companies and the expansion of trade with emerging economies as the main goals of its soft power policy. Both state and non-state actors are involved in Italy’s efforts in these areas. Italian embassies coordinate the activities of various actors in their respective countries and are responsible for the allocation of finances for their operations.
The study also allowed to highlight the countries of special interest for Italy. These are Brazil and Vietnam, where Italian soft power actors were the most active from 2009 to 2013. Italy’s approach to cooperation with these countries is more systematic, consistent and comprehensive, compared to other countries analyzed in the study.
Italy continues to develop cooperation with the former Soviet countries as well. In these countries Italian soft power mostly takes form of cultural and language promotion activities, with less attention paid to business interests.
Key words: Italian foreign policy, Italy, soft power, international cooperation, development assistance, international education cooperation
References
Ambasciata d’Italia (2010) Programma Esecutivo di Cooperazione Scientifica e Tecnologica Tra Italia e Brasile per Gli Anni 2008—2010. Ambasciata d’Italia a Brasilia. Available at: http://wwwesteri.it/MAE/doc_politica_ estera/Cultura/CooperScientificaTecnologica/Programmi%20esecutivi/n_BRASILE_PE_STC_2008_2010. pdf (accessed 05 March 2014).
Ambasciata d’Italia (2013a) Programma Esecutivo di Collabazione Culturale tra il Governo Della Republica Italiana e il Governo Della Republica Federativa del Brasile per il Periodo 2010—2013. Ambasciata d’Italia a Brasilia. Available at: http://wwwambbrasilia.esteri.it/NR/rdonlyres/1D3F2902-9161-4FC8-B160-6735A2D288C0/42181/Prog rammaEsecutivoCollaborazioneCulturale20102014.pdf (accessed 05 March 2014).
Ambasciata d’Italia (2013b) Partenariato Strategico tra la Republica Italiana e la Republica Federativa del Brasile. Plano d’azione. Ambasciata d’Italia a Brasilia. Available at: http://www.ambbrasilia.esteri.it/NR/ rdonlyres/2917293B-6C85-473A-9401-0197D6DAED81/37376/PianoDAzioneitaliano.pdf (accessed 05 March 2014).
MAE (1995) Decreto del Ministro degli affari esteri 27 aprile 1995, no 392, “Regolamento recante norme sull’organizzazione, il funzionamento e la gestione finanziaria ed economico-patrimoniale degli istituti italiani di cultura all’estero”. Available at: http://www.esteri.it/MAE/normative/dmae27.4.95.pdf. (accessed 05 March 2014).
MAE (2010) Programma Esecutivo di Cooperazione Scientifica e Tecnologica tra Italia e Brasileper GliAnni 2008— 2010. Available at: http://www.esteri.it/MAE/doc_politica_estera/Cultura/CooperScientificaTecnologica/ Programmi%20esecutivi/11_BRASILE_PE_STC_2008_2010.pdf (accessed 05 March 2014).
MAE (2011) La nuova Farnesina per il Sistema Paese 2011. Available at: http://www.esteri.it/mae/ministero/ pubblicazioni/allegati/20110615_Farnesina_Sistema_Paese.pdf (accessed 05 March 2014).
MAE (2012) Momento Italia-Brasil 2011—2012. Sito Web. Available at: http://www.esteri.it/mae/ministero/ pubblicazioni/allegati/20120913_MIB_Book.pdf (accessed 05 March 2014).