МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
«СИСТЕМА ИТАЛИЯ» КАК ПРИМЕР ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
Р.О. Райнхардт
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр.Вернадского, 76.
Статья посвящена описанию и анализу функционирования национальной системы экономической дипломатии Итальянской Республики. Раскрыты ключевые историко-экономические предпосылки и условия этой системы развития начиная с ранних этапов по настоящее время с акцентом на событиях последних лет (2010-е гг.).Исследованы порядок и механизмы взаимодействия главных национальных экономико-дипломатических агентов: министерства иностранных дел, министерства экономического развития, агентства по стимулированию экспорта ITA, агентства по привлечению иностранных инвестиций Invitalia, а также иных уполномоченных органов (в частности, координационного совета по интернационализации экономики Италии - CRII), публичных и частных институтов. Изложены основные принципы работы новой системы внешнеэкономической политики «Система Италия» (ит. «Sistema Paese»), внедряемой с 2011 г. Указанная концепция опирается на эффективное сотрудничество между ведущими экономико-дипломатическими институтами(их «командную игру») с использованием системного подхода при разработке и реализации мер, направленных на интернационализацию итальянского бизнеса. Инновационные элементы «Системы Италия» отражают не просто очередную перестройку бюрократического аппарата министерства иностранных дел, но принципиально иной подход к вопросам, связанным с положением страны на международной арене. Показаны в действии конкретные экономико-дипломатические механизмы: главным образом, это меры по продвижению национального экспорта и выводу итальянских компаний на новые рынки, а также по привлечению в Италию прямых иностранных инвестиций, в том числе из развивающихся стран. Отмечено, что в области привлечения инвестиций возрастает роль субнациональных регионов Италии, в частности Фриули-Венеция-Джулия, Венето и Сицилии. Другая важная тенденция и особенность современной итальянской экономической дипломатии -практика децентрализации управления материальными ресурсами в рамках системы МИДа, наделение глав загранучреждений отдельными полномочиями «финансовых менеджеров». Наконец, внимание уделено тесной и имеющей давние исторические традиции взаимосвязи институционального использования инструментов «мягкой силы» и экономической дипломатии.
Ключевые слова: экономика Италии, экономическая дипломатия, микроэкономическая дипломатия, макроэкономическая дипломатия, привлечение иностранных инвестиций, внешнеэкономическая политика, дипломатическое сопровождение национального бизнеса.
Экономика Итальянской Республики в настоящее время занимает четвёртое место среди стран Европейского союза по абсолютным количественным показателям развития народнохозяйственного комплекса. По итогам 2014 г. ВВП Италии составил 1616,1 млрд евро, при этом внешнеторговый оборот был равен
897.6 млрд. евро, или 55,5% ВВП.1 Доля валового экспорта в нём исчислялась 52,9% (474,4 млрд. евро), а импорта - 47,1% (423,2 млрд евро). Таким образом, положительное сальдо внешней торговли достигло отметки 51,2 млрд.евро, а отношение экспорта к импорту (коэффициент покрытия импорта экспортом) - 112,1%. Доля страны в мировом экспорте равнялась 3,3%, в мировом импорте - 3,0%. По размерам внешнеторгового оборота на душу населения (в 2014 г. -14960,4 евро) Италия традиционно входит в число ведущих экономик мира.
Что касается финансового сектора, то в 2013 г. совокупный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в итальянскую экономику составил 12,4 млрдевро, в то время как поток ПИИ резидентов Италии за рубеж - 23,8 млрд евро. Следовательно, страна выступала в роли нетто-экспортёра капитала в размере 11,4 млрд евро, при значении коэффициента покрытия исходящих инвестиций входящими в 52,1%. В целом, на Италию приходится 1,8% мирового потока входящих ПИИ, в расчёте на душу населения -
206.7 евро.
Исследователи экономической дипломатии (ЭД), в частности, Т.В. 3онова[3, с.189-194] и Д.А. Дегтерев [1, с.13-14], рассматривая её генезис, сходятся во мнении, что как таковая она зародилась в форме торговой дипломатии в городах-государствах Северной Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция и др.) ещё в эпоху Возрождения (ХШ-ХУ1 вв). Именно на Апеннинском полуострове времён Ренессанса возникла и сама современная модель дипломатической службы как функциональное выражение государства нового типа (ит. «^аШ»), а также соответствующей ему социально-экономической формации^]. Благодаря наличию множественных благоприятных предпосылок (геополитическое положение, климат, культура, урбанизация, экономический рост и т.д.) Италия того времени стала своего рода лабораторией для проведения хозяйственных и политических экспериментов. Впоследствии эта модель распространилась и в других странах европейского континента, затем всего мира.
На протяжении всей итальянской истории, как до объединения в единое государство (1861 г.), так и после, фактор ЭД играл крайне важную роль во внешней политике и экономической
жизни страны [2].Искусство дипломатии совершенствовалось с учётом необходимости и потребности в защите интересов коммерсантов, чья деятельность традиционно отличалась высокими стандартами и воспринималась как один из основных двигателей социально-экономического прогресса и поступательного развития страны. Услуги дипломатов оставались востребованными в деловом сообществе, в силу объективных геоэкономических причин ориентированного не только на сравнительно узкий внутренний рынок, но также на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), и, в частности, экспортно-импортные операции.
Одним из интересных и значимых в настоящем контексте исторических эпизодов представляется «коммерческий круиз» итальянских компаний в Латинскую Америку, организованный в 1924 г. при активной поддержке главы правительства Б. Муссолини, а также известного политического и культурного деятеля Италии Г. д'Аннунцио [19]. Испытывавшие на мировых рынках острую конкуренцию со стороны, прежде всего, Великобритании и США, предприниматели приняли нестандартное новаторское решение устроить плавучую выставку-ярмарку, на которой был представлен широкий ассортимент высококачественной продукции: от изделий лёгкой (шляпы Borsalino, аксессуары Fortuny) и пищевой (шоколад Perugino, ликёры Campari) промышленности до автомобилей FIAT, пишущих машинок Olivettrn даже пистолетов Beretta. Торговая экспедиция на борту корабля Regia Nave Italia, основной задачей которой была демонстрационная реклама и продвижение бренда «Made in Italy»,имела успех: торговцам удалось не только сбыть привезённые образцы, но и заложить базу дальнейшего сотрудничества в форме долгосрочных контрактов.
По возращении миссии в 1926 г. правительственным декретом был образован национальный экспортный институт (INE) для «стимулирования экспорта продукции итальянской промышленности и товаров, произведённых на территории Италии». Это учреждение, пережившее фашистский режим и Вторую мировую войну, является одним из самых старых работающих по сей день европейских ЭД-институтов современного вида. В 1945 г. оно было переименовано в институт внешней торговли (ICE), а в 2011 г. в ходе структурной реорганизации получило название агентства по поддержке внешней торговли и интернационализации итальянских предприятий (ITA/ICE)2 [16]. Сегодня ITA/ICE остаётся одним из системообразующих ЭД-агентов, тесно сотрудничающих с МИД Италии (MAECI).
1 Источником численных данных о макро- и внешнеэкономических показателях страны служит портал Национального статистического института Италии [15]. Расчёты относительных показателей и коэффициентов произведены автором.
2 На сегодняшний день имеет 79 офисов за рубежом. В обновлённом виде после почти двухлетнего переходного периода работает с 01.01.2013 г.
Культивируя преемственность и в то же время быстро адаптируясь к новым реалиям мировой экономики, итальянцы часто становились пионерами в сфере ЭД и во второй половине ХХв. К примеру, в 1991 г., после падения Берлинской стены и на фоне распада СССР, они одними из первых в Европе осознали выгодность построения илипереформатирования торгово-инвестиционных связей со странами бывшего «восточного блока». С учётом высокого ресурсного потенциала региона3 в том же году были созданы три государственно-частных агентства финансирования ВЭД в этом направлении: FINEST, INFORMEST (соучредители обоих - регионы Фриули-Венеция-Джулия и Венето, а также министерство экономического развития Италии) и SIMEST (в настоящее время контрольным пакетом акций владеет национальная депозитно-кредитная касса). Сейчас указанные организации продолжают работать в 44 странах Центральной и Восточной Европы, средиземноморского бассейна, Балкан и бывшего Советского Союза, помогая преимущественно малому и среднему, но также и крупному бизнесу. Доход, который национальные предприятия получают в результате деятельности агентств, в ежегодном выражении оценивается на уровне 780 млн евро (2009-2014 гг.).4
Начало новейшего этапа итальянской экономической дипломатии целесообразно отнести к 2011г., когда были имплементированы положения масштабной реформы внешнеполитической службы страны. Одним из важнейших пунктов последней стал переход от исторически традиционного взаимодействия главных управлений (Direzioni Generali) МИД, компетенции которых распределялись по территориальному/функциональному признакам, к новой организационной структуре, основанной на разграничении тематических макрообластей[18].В рамках данного курса было произведено сокращение числа глав-
ных управлений, призванных впредь курировать отдельные приоритетные направления итальянской внешней политики5. Новая конструкция получила название «Система Италия» (ит. «Sistema Paese»), поскольку объединяет усилия всех национальных агентов и построена по матричному принципу, нацеленному на комплексное, взаимосвязанное и, в конечном счёте, синергетическое функционирование элементов. Её замысел, как и построение, зиждутся на «системном подходе» (ит. «approccio di sistema») и «командной игре» (ит. «giocodi squadra»). В целом, столь инновационный подход отражает не просто очередную перестройку бюрократического аппарата МИД Италии, но принципиально иной подход к вопросам, связанным с положением страны на международной арене.
Модернизация дипломатии, соответствующая аналогичным процессам в некоторых других развитых странах[4]и отвечающая новейшим вызовам времени, не могла не коснуться и сферы ЭД. В рамках концепции «Система Итали-я»данная проблематика отнесена в область ведения генерального управления по продвижению самой названной системы - Direzione generale per la promozione del sistemapaese (DGSP)6. Работа данного подразделения МИД ведётся по двум основным линиям: собственно экономическая дипломатия (1) и продвижение итальянского языка и культуры с использованием инструментов »мягкой силы» (2)7. Каждый из указанных участков работы образует отдельный сектор, курируемый заместителем генерального директора DGSP. Наряду с секторами (в совокупности 8 отделов), действуют два независимых отделения (Unita) - по авторизации торгового обмена продукцией военно-промышленного комплекса (UAMA) и научно-техническому много- и двустороннему сотрудничеству (UCSTBM) - подчиняющиеся напрямую генеральному директо-руDGSP. Первый сектор, рассмотрение которого
3 В своей программной статье[12], посвящённой экономической дипломатии, глава МИД Италии (2008-2011 гг.) Ф.Фраттини цитирует посла Италии в Санкт-Петербурге (1876-1881 гг.) К.Нигра, согласно которому Италия и Россия не могли причинить друг другу «ни особой пользы, ни особого вреда». По мнению Ф.Фраттини, с учётом того, что в новой глобальной экономической архитектуре расстояния давно перестали играть ту же по значимости роль для ВЭД, что во времена К.Нигра, сотрудничество с Россией и другими странами региона способно дать серьёзный импульс для развития экономики Италии в условиях ухудшения мировой конъюнк-
4 Подсчитано автором путём агрегации данных по указанным агентствам [11, 14, 21].
5 В настоящее время вместо ранее (2001-2010 гг.) существовавших 13 насчитывается 8 главных управлений по: политическим делам и безопасности (DGAP); глобализации и глобальным проблемам (DGMO); делам ЕС (DGUE); продвижению «Система Италия» (DGSP); делам итальянцев за рубежом и миграционной политике (DGIEPM); сотрудничеству для развития (DGCS); ресурсам и инновациям (DGRI); административным, информационным и коммуникационным вопросам (DGAI).
6 Источники фактической информации по устройству системы итальянской ЭД и функционированию её отдельных структур в рамкахМАЕа/DGSP - официальные порталы Farnesina. Ministerodegliaffair esteriedellacooperazioneinternazionale [10] и!^ DiplomaziaEconomicaitaliana al servizio del Sistema Paese e delleAutonomieTerritoriali [17].
7 Следует отметить, что на борту NaveRegialtalia в ходе описанного выше коммерческого круиза помимо промышленных товаров были выставлены около 500 произведений современных художников - Дж.Сарторио, В.Джемито, А. де Каролиса, А.Манчини, Ф.П. Микетти и др. [19,р.11-20]. Таким образом, работа в связке ЭД и «мягкой силы»в Италии имеет глубокиекорни.
соответствует исследуемой тематике, состоит из двух отделов по: продвижению и координации инициатив интернационализации итальянской хозяйственной системы, государственно-частного партнёрства (ГЧП), страховым и финансовым инструментам внешней торговли (UfficioI); интернационализации автономных территориальных единиц и взаимоотношений с конференцией Государство-Регионы8 (UfficioII).
Ключевое слово, фигурирующее в названии обоих отделов и одновременно воплощающее в себе миссию национальной модели ЭД, - это интернационализация, трактуемая как открытие международных рынков для Италии, с одной стороны, и открытие Италии для мирового рынка, с другой стороны. В идеологическом плане именно к этому сводится вклад МИД Италии в обеспечение устойчивого экономического роста страны и успешного развития её бизнеса в лице частных хозяйствующих субъектов. В связи с этим, стратегическими задачами МИД Италии представляются: помощь компаниям при выходе на новые рынки быстро развивающихся стран и укрепление их позиций на рынках с традиционным присутствием; поддержка международной экономической активности и ВЭД субнациональных регионов, а также иных административно-территориальных единиц, наделенных автономией; привлечение в страну производительных инвестиций и туристов.
Для решения перечисленных задач в DGSP используются четыре основные группы инструментов:
1) продвижение - взаимодействие между центральным аппаратом и сетью загранучре-ждений, с одной стороны, и органами власти в странах пребывания, международными организациями, а также крупными частными ЭД-агентами (англ. «private grand players»), с другой стороны, направленное на поддержку итальянских предпринимателей при их выходе на новые рынки, аквизиции ими контрактов и заказов, осуществлении инвестиций, участии в коммерческих переговорах с зарубежными партнёрами; отдельным пунктом также значится помощь итальянским компаниям в экстренных (кризисных) ситуациях, впрочем, без спецификации последних;
2) координация - организация под собственным началом, но совместно со всеми другими ЭД-агентами конкретных мероприятий, как то: экономические миссии за рубеж и встречи
с деловыми партнёрами «на местах»9; экономические миссии иностранцев в Италию, бизнес-форумы, презентации страны, ознакомительные поездки и турне для иностранцев (представителей как деловых, так и административно-политических кругов), тематические встречи с акцентом на географической, отраслевой или секторальной принадлежности участников, ве-бинары и др.;
3) информирование - осведомление в режиме реального времени всех заинтересованных лиц, однако, в первую очередь, резидентов Италии и национальных бизнес-структур, о возможностях, перспективах и рисках ведения дел на зарубежных рынках (изменения много- или двустороннего торгово-политического режима, тендеры, заказы и проч.) посредством открытых и бесплатных веб-ресурсов, а также сотрудничество в этой области с аналогичными службами публичных и частных партнёров;
4) аналитика - исследования трансформаций мировой экономики и международных экономических отношений, изменений глобальной, региональной и страновой конъюнктуры, а также отдельных рынков в ключе адаптации к ним механизмов интернационализации народнохозяйственного комплекса и целостной оптимизации международных стратегий компаний.
Данные инструменты используются двумя названными отделами БС8Р (центральный аппарат),а также широкой сетью загранучре-ждений МИД Италии, насчитывающей по состоянию на начало 2015 г. более 400 опорных точек по всему миру, в т.ч. 127 посольств, 92 консульства и 9 постоянных представительств при международных организациях. Значимой особенностью представляется важная роль в министерской экономической дипломатии Италии аппаратов военных, научных и финансовых атташе. При том, что первый относится к стандартным дипломатическим институтам, второй (ит. «addetto заепйАсо») и третий (ит. «addetto Апапг1агю») допустимо причислить к характерным чертам «Системы Италия»: на эти должности, как правило, назначаются представители академического сообщества и центрального банка соответственно для целенаправленного стимулирования и продвижения двустороннего сотрудничества в научно-технической и финансовой сферах.
Другим не менее интересным отличительным признаком «Система Италия» видится на-
8 Постоянная конференция по взаимоотношениям между государством, субнациональными регионами и автономными провинциями Трентои Больцано - коллегиальный совещательный (консультативный) орган по институциональному сотрудничествугосударства и структур регионального самоуправления.
9 Данный инструмент по праву признаётся одним из наиболее эффективных и быстродействующих «выездных» ЭД-мероприятий. Так, например, в феврале 2011 г. представителям итальянского отделения итало-аргентинского конгломерата ТесМп!:, сопровождавшим министра иностранных дел Ф.Фраттини во время его официального визита в ОАЭ, удалось заключить контракт с властями Абу-Даби на сумму, превышающую 600 млндолл. США. Ф.Фраттини признал [12], что такое достижение - в первую очередь, заслуга самих переговорщиков ТесЫп: Однако не следует недооценивать и вклад МИД Италии, без содействия которого бизнесмены могли бы и вовсе не выйти на публичных иностранных контрагентов.
деление первых лиц загранучреждений (послов и консулов) ограниченными уставом, но всё же существенными полномочиями в части распоряжения бюджетами возглавляемых ими структур [4, 12]. Так, главы посольств и консульств могут самостоятельно определять направления расходования значительного объёма средств, поступающих из центра, а также заработанных в стране пребывания в результате взаимодействия с другими субъектами «Системы Италия». Как следствие, руководители диппред-ставительств становятся в некотором смысле финансовыми менеджерами, обладающими гибкостью в плане стратегического, равно как и тактического управления материальными ресурсами. Такие полномочия предполагают не только широкие опции пересмотра приоритетов развития на базе расходов, но и возможности поиска спонсоров в стране пребывания, с которыми могут заключаться долго- и краткосрочные контракты.
Расширяя таким образом свои связи с местными экономоператорами, органами власти и научно-исследовательскими учреждениями, зарубежные представительства МИД Италии могут даже получать определённые бонусы от роста эффективности финансового администрирования. Например, если выручка от сдачи в аренду или продажи недвижимого имущества зачисляется на общий баланс системы МИД, то некоторый заранее установленный процент данной суммы перечисляется непосредственно загранучреждению как стороне сделки. Впоследствии эти средства могут быть реинвестированы в саму систему или направлены на улучшение материально-технических условий, выплату премий сотрудникам и т.п. Безусловно, когда речь идёт о важных сделках с высокой стоимостью или связанных со стратегическими вопросами (безопасность, целевые фонды и др.), такие решения требуют согласования с центральным аппаратом. В то же время и особенно в иных ситуацияхрабочего порядка налицо децентрализация механизмов управления бюджетом и в целом хозяйственной стороны функционирования посольств и консульств при их сравнительно высокой автономии в этой сфере.
Следует отметить, что такой порядок при прочих равных условиях создаёт дополнительные стимулы для работы дипломата в экономической плоскости: налаживание им связей в бизнес-кругах способно генерировать доходы для диппред-ставительства, рост которых в конечном счёте может означать и повышение его зарплаты. При этом важно понимать, что рядовой итальянский «экономический дипломат» работает не на себя, но на своё посольство или консульство. Разумеется, как государственный служащий он представляет интересы страны и её народа, однако в практическом плане текущего хозяйственного контекста его «якорем» предстает не Итальянская республика или МИД в целом, но вполне конкретная структурная единица последнего.
С учётом морального риска, непременно сопутствующего подобной практике, и, как следствие, её потенциальной коррупционогенности, ещё на этапе разработки проекта реформы нововведение стало поводом к серьёзным дискуссиям. По результатам тщательной проработки проблематики была создана чёткая нормативная база, согласующаяся с положениями международного (Венские конвенции о дипломатических (1961 г.) и консульских (1963 г.) сношениях) и национального публичного права. Принимая во внимание относительно высокую степень прозрачности «Система Италия», отметим, что до настоящего времени сведений о злоупотреблениях дипломатами служебным положением, связанных с описанным механизмом, не поступало. Необходимо иметь в виду, что на современном этапе эффективный финансовый менеджмент «на местах» в системе МИД, ключевым условием которого видится развитое гражданское общество, уникален для итальянской дипломатии [18].
Говоря далее о реализации ЭД-мер, стоит обратить внимание на работу специального координационного совета по интернационализации экономики Италии (CRII:Cabinadire giaperl 'Italia Internazionale). Сопредседателями данного оперативного органа выступают МИД Италии и министерство экономического развития (MiSE). В рамках своих компетенций к его деятельности также подключаются министерства культурного наследия, культурной политики и туризма (MiBACT), экономики и финансов (MEF), сельскохозяйственной, продовольственной и лесной политики (MiPAAF). Основное назначение органа - укрепление межминистерского диалога и консолидация усилий государственных ведомств в сфере ЭД посредством многосторонних консультационных процедур. На совещания CRII регулярно приглашаются президент конференции регионов и автономных провинций (Conferenza delle Regionie delle Province autonome), уполномоченные лица от Союза ТПП (Union Camere), всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Confindustria), конфедерации ремесленников, среднего и малого бизнеса (Rete Imprese Italia), ассоциации банков (ABI), альянса кооперативов (Alleanza Cooperative Italiane), а также иных специализированных организаций.
Что касается взаимодействия DGSPс региональными властями, то в соответствии ссоглаше-нием междуМИД и постоянной конференцией Государство-Регионы от 2008 г., МИД выполняет координирующую функцию при заключении любых договоров итальянских регионов с иностранными государствами. Таким образом, любая ВЭД автономных административно-территориальных единиц становится объектом внимания второго отдела DGSP, задача которого заключается в рассмотрении и выражении своего мнения относительно целесообразности установления связей и подписания партнёрских
соглашений. Решение об одобрении, отказе или отправлении на доработку выносится уже на уровне министра иностранных дел. Регламент таких мероприятий, предусматривающий наличие стандартных договоров, детально определён законодательством и изложен на официальном веб-портале МИД Италии.
Примером слаженного взаимодействия, «командной игры» Рима и регионов может служить многомиллионный инвестиционный проект крупнейшей итальянской энергетической компании Enel, франко-итало-швейцарской ТНК STMicroelectronics и японской Sharp по производству фотогальванических панелей на Сицилии. Старт этому проекту был дан в 2011 г. совместными стараниями МИД, министерства экономического развития, национального агентства по привлечению инвестиций и развитию предприятий Invitalia [5] и сицилийских органов местного самоуправления. Наиболее активным образом регионы проявляют себя преимущественно в сфере инвестиций, конкурируя между собой за привлечение ПИИ как из развитых (в первую очередь, ЕС), так и из развивающихся стран (Китай, государства Персидского залива). Другие важные векторы межрегионального экономического сотрудничества - Латинская Америка, Балканы, Средиземноморский бассейн.
Касательно инвестиционного сотрудничества с иностранными хозяйствующими субъектами необходимо добавить, что с 2013 г. в стране действует приоритетная правительственная программа Destinazioneltalia. Названный широкомасштабный план включает ощутимое упрощение налогового и паспортно-админи-стративного (визового) режима для потенциальных инвесторов, реформу правовой системы, приватизацию отдельных государственных активов, ГЧП, создание специальных структур (в частности, судов и внесудебных механизмов разрешения споров) для нерезидентов, снижение общего уровня бюрократизации, а также иные меры10. Партнёры по имплементации данной программы - МИД, Совет министров (Consiglio deiministridellaRepubblicaltaliana), министерство экономического развитияи Invitalia.
Наряду с привлечением финансового капитала, Италия делает ставку и на человеческий капитал: целевая программа «Investyourtalentinltaly» предусматривает обучение иностранцев в национальных вузах с опцией стажировки на итальянских предприятиях. В 2013-2014 и 2014-2015 академических годах стипендии на дуальное образование выдавались молодым людям из Бразилии, Вьетнама, Колумбии и Турции. Не менее значимый участок работы, связанный с временным перемещением физических лиц, - сектор туризма. Обладая огромным потенциалом в этой сфере, страна активно продолжает развивать туристический бизнес, в
том числе через скоординированные действи-яDGSPи национального агентства по туризму ENIT, располагающего сетью из 24 представительств за границей.
Среди других национальных ЭД-агентов Италии следует назвать ТПП, которые подразделяются на три вида: 1) действующие в пределах страны (CCIAa); 2) представляющие интересы национального бизнеса за рубежом (CClE); 3) «смешанные», т.е. создаваемые итальянскими и иностранными партнёрами в двустороннем формате (CCM). Несмотря на многообразие форм, методика их работы мало отличается от аналогичных практик европейских коллег.На-считывающая более 150 представительств различного типа практически во всех странах мира, система торговых палат (ит. «sistemacamerale») действенно сотрудничает с DGSPи ITA.
Весомый вклад в работу «Системы Италия» вносят такие проводники ЭД, как депо-зитно-кредитная касса (акционерное общество, контролируемое государством в лице министерства экономики и финансов и аккумулирующее «длинные деньги», оказывает поддержку в т.ч. экспортоориентированным предприятиям малого и среднего бизнеса) ифинансово-страховая группа SACE, специализирующаяся на обслуживании ВЭД (выдача и страхование экспортных кредитов, защита инвестиций, предоставление финансовых гарантий и поручительств, факторинг, комплексное управление рисками и проч.) хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размера.
Информационная база «Системы Италия» в части, касающейся экономической дипломатии, отличается богатым выбором ресурсов, среди которых имеет смысл выделить следующие: info Mercati Esteri (совместный проект DGSP и ITA, предоставляющий бесплатные сведения о зарубежных рынках и отдельных секторах экономики для первичной оценки возможности расширения бизнеса в соответствующих направлениях) [13]; ExTender (более «продвинутый» портал тех же организаций, оказывающий отчасти платные аналитические услуги) [9]; ExpoLive (веб-платформа региона Фриули-Венеция-Джулия, призванная стимулировать выход итальянских фирм в особенности на российский рынок, который определяется как стратегически важный для региона и страны в целом) [8]; Newsletter Diplomazia Economica Italiana (журнал, выходящий один раз в две недели под редакцией первого отдела DGSP и информационного агентства IlSole 24 ORE Radiocor с экономическими и деловыми новостями от сети загранучреждений МИД) [10]; Diplomazia Economica - Ultimenewsdalmondo (сокращённая, но ежедневно обновляемая версия предыдущего ресурса) [20]; твиттер-аккаунт первого отдела DGSP [7]и другие онлайн-ресурсы.
10 С их детальным перечнем (на начало 2015 г. 50 мер) можно ознакомиться на официальном сайте программы Ое$1:та2юпе!1аПа[6].
Завершая описание итальянской системы экономической дипломатии, отметим, что её отличительными чертами на протяжении многовековой истории были корпоративность и слаженность действий, склонность большинства агентов к неординарным и новаторским реше-
ниям, эффективная смычка бизнеса и дипломатии, с одной стороны, экономики и культуры, с другой стороны. Именно в данном русле современная экономическая дипломатия Италии продолжает развиваться и во втором десятилетии XXI в.
Список литературы
1. Дегтерев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010. 17б с.
2. Зонова Т.В. Дипломатическая служба Италии. Историческая эволюция структур, форм и методов: дисс. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. Москва, 1995. 310 с.
3. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2014. 348 с.
4. Зонова Т.В. Модернизация дипломатической службы Италии. [Электронный ресурс]. // МГИМО-Уни-верситет. 10.11.2010. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document168586.phtmI (дата обращения: 08.12.2015)
5. Agenzia nazionale per l'attrazione degli investimenti e lo sviluppo d'impresa. Invitalia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invitalia.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
6. Destinazione Italia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://destinazioneitalia.gov.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
7. Diplomazia Economica [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://twitter.com/Diplomazia_Ec_I/ media (дата обращения: 08.12.2015)
8. Expo Live [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expolive.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
9. ExTender [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://extender.esteri.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
10. Farnesina. Ministero degli affariesteri e della cooperazione internazionale [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.esteri.it/mae/it/ (дата обращения: 08.12.2015)
11. FINEST [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finest.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
12. Frattini F. La diplomazia economica: nouve sfide e nuovo approccio. // La comunità internazionale. 2011. №2. P.175-183.
13. Info Mercati Esteri [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infomercatiesteri.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
14. INFORMEST [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.informest.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
15. Istitutonazionale di statistica [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.istat.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
16. Italian Trade Agency (ITA) / L'ICE-Agenzia per la promozione all'estero e l'internazionalizzazione delle imprese italiane [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ice.gov.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
17. La Diplomazia Economica italiana al servizio del Sistema Paese e delle Autonomie Territoriali [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sistemapaese.esteri.it/Unita_Sistema_Paese/Menu/ diplomazia+economica/ (дата обращения: 08.12.2015)
18. La Nuova Farnesina per il Sistema Paese [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.esteri.it/mae/ ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf (дата обращения: 08.12.2015)
19. Maino P., Mantura B., Osio B. Sartorio, 1924. Crociera della Regia Nave Italia nell' America Latina. - Roma: De Luca Editorid'Arte, 1999. 112 p.
20. Notiziario Economico Farnesina [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.notiziariofarnesina. ilsole24ore.com/ (дата обращения: 08.12.2015)
21. SIMEST [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.simest.it/ (дата обращения: 08.12.2015)
Об авторе
Райнхардт Роман Отмарович - преподаватель кафедры дипломатии МГИМО МИД России.
E-mail: [email protected].
"ITALY SYSTEM" AS A CASE OF INNOVATIVE ECONOMIC DIPLOMACY
R.O. Raynkhardt
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow,
119454, Russia.
Abstract: The article deals with the description and analysis of functioning of the Italian national system of economic diplomacy.The author provides an insight into the historical and economic background and conditions of its development from the earliest stages to present time focusing on the latest events (from 2010 onwards).He casts light upon the procedures and mechanisms of interaction between the key national economic-diplomatic agents i.e. ministry of foreign affairs, ministry of economic development, export-promotion agency ITA, investment-attraction agency Invitalia, other authorized bodies (in particular, the Coordination Council on the Internationalization of the Italian Economy -CRII), public and private institutes. The article outlines the main principles of the new system of foreign economic policy "Sistema Paese" which is being implemented since 2011. This concept is based upon efficient cooperation ("team play") between the chief institutes of economic diplomacy with a system approach to elaboration and realizing measures aimed at the internationalization of the Italian business. Innovative elements of "Sistema Paese" do not just imply another reorganization of the MFA, but a completely new approach to issues concerning the position of Italy on the world arena. The author looks into concrete mechanisms of economic diplomacy which basically include measures of national export promotion and assistance to Italian companies in the course of new markets penetration, as well as measures on attraction of foreign direct investment inter alia from developing countries. He mentions that subnational regions of Italy, especially Friuli-Venezia Giulia, Veneto and Sicily, tend to be more and more involved into processes of FDI attraction. Another important trend and particular feature of Italy's modern economic diplomacy is the practice of decentralization of financial management within the MFA system through providing the heads of diplomatic representations with specific competences in this area. Finally, a special emphasis is put on the tight link between instruments of "soft power" and economic diplomacy and their institutional usage, which has deep historical roots.
Key words: Italian economy, economic diplomacy; microeconomic diplomacy; macroeconomic diplomacy; foreign investment attraction; foreign economic policy; diplomatic support of national business.
References
1. DegterevD.A. Ekonomicheskaia diplomatiia: ekonomika, politika, pravo [Economic diplomacy: economics, politics, law]. Moscow, Navona Publ., 2010. 176 p. (In Russian)
2. ZonovaT.V. Diplomaticheskaia sluzhba Italii. Istoricheskaia evoliutsiia struktur, form i metodov [Diplomatic service in Italy. The historical evolution of structures, forms and methods]. Doct. Diss. Moscow, 1995. 310 p. (In Russian)
3. Zonova T.V. Diplomatiia: Modeli, formy, metody [Diplomacy: forms, models, methods]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2014. 348 p. (In Russian)
4. Zonova T.V. Modernizatsiia diplomaticheskoi sluzhby Italii [The modernization of Italy's diplomatic service]. MGIMO-University, 10.11.2010. Available at: http://www.mgimo.ru/news/experts/document168586.phtml (accessed 08.12.2015). (In Russian)
5. Agenzia nazionale per l'attrazione degli investimenti e lo sviluppo d'impresa - Invitalia [National agency for investment attraction and business development]. Available at: http://www.invitalia.it/ (accessed 08.12.2015).
6. Destinazione Italia [Destination Italy - Government program]. Available at: http://destinazioneitalia.gov. it/ (accessed 08.12.2015).
7. Diplomazia Economica [Farnesina's Economic Diplomacy Twitter account] Available at: https://twitter.com/ Diplomazia_Ec_I/media (accessed 08.12.2015).
8. Expo Live. Available at: http://www.expolive.it/ (accessed 08.12.2015).
9. ExTender. Available at: http://extender.esteri.it/ (accessed 08.12.2015).
10. Farnesina. Ministero degli affariesteri e della cooperazione internazionale [Farnesina. Ministry of Foreign Affairs and International Cooperation] Available at: http://www.esteri.it/mae/it/ (accessed 08.12.2015).
11. FINEST. Available at: http://www.finest.it/ (accessed 08.12.2015).
12. Frattini F. La diplomazia economica: nouve sfide e nuovo approccio [Economic diplomacy: new challenges and a new approach]. La comunita internazionale, 2011, no. 2, pp.175-183. (accessed 08.12.2015).
13. infoMercatiEsteri [Information on foreign markets]. Available at: http://www.infomercatiesteri.it/ (accessed 08.12.2015).
14. INFORMEST. Available at: http://www.informest.it/ (accessed 08.12.2015).
15. Istituto nazionale di statistica [National Institute of Statistics]. Available at: http://www.istat.it/ (accessed 08.12.2015).
P.O. PaPrnxapflT
16. Italian Trade Agency (ITA) / L'ICE-Agenzia per la promozione all' estero e I'internazionalizzazione delle imprese italiane. Available at: http://www.ice.gov.it/ (accessed 08.12.2015).
17. La Diplomazia Economica italiana al servizio del Sistema Paese e delle Autonomie Territoriali. Available at: http://www.sistemapaese.esteri.it/Unita_Sistema_Paese/Menu/diplomazia+economica/ (accessed 08.12.2015).
18. La Nuova Farnesina per il Sistema Paese [The new Farnesina for"Italy System"] [Electronic resource]. Esteri.it. Available at: http://www.esteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese. pdf (accessed 08.12.2015).
19. Maino P., Mantura B., Osio B. Sartorio, 1924. Crociera della Regia Nave Italia nell' America Latina [The cruise of Regia Nave Italia in Latin America]. Rome: De Luca Editorid'Arte, 1999. 112 p. (accessed 08.12.2015).
20. Notiziario Economico Farnesina. Available at: http://www.notiziariofarnesina.ilsole24ore.com/ (accessed 08.12.2015).
21. SIMEST. Available at: http://www.simest.it/ (accessed 08.12.2015).
About the author
Roman O. Raynkhardt - lecturer at the Department for Diplomatic Studies, Moscow State University of
International Relations (MGIMO). E-mail: [email protected].