Г.И. КУТЫРЕВ
ПОЗИЦИЯ ИТАЛИИ В СИРИЙСКОМ КРИЗИСЕ: МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ
Аннотация. В статье анализируется внешнеполитическая позиция Итальянской Республики по отношению к гражданской войне в Сирии. Рассматриваются внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия внешнеполитических решений официальным Римом. Особое внимание в данном контексте уделяется последствиям мирового финансово-экономического кризиса, превратившего Италию в одну из «больных стран» Европейского союза.
Abstract. The article analyzes the Italian Republic foreign policy stance on Syrian civil war. The internal and external factors affecting the official Rome foreign policy decision-making process examined. Particular attention in this context is paid to the effects of the global financial-economic crisis which converted Italy into one of the «sick counties» of the European Union.
Ключевые слова: Италия, Сирия, Россия, гражданская война в Сирии, международные отношения, «арабская весна», Ближний восток, ИГ.
Keywords: Italy, Syria, Russia, Syrian civil war, international relations, Arab Spring, Middle East, IS.
Введение
17 декабря 2010 г. самосожжение торговца фруктами и овощами Мухаммада Буазизи, чьи товары были конфискованы властями, послужило началом широких антиправительственных выступлений («вторая жасминовая революция») в Тунисе, в ходе которых был свергнут президент З. эль-Абидин Бен Али (19872011). С успехом «единовременных массовых выступлений против
старого режима» [Мадатов, 2008, с. 166] в Тунисе в следующем 2011 г. эта волна протестов приобрела глобальный размах; в Египте, Алжире, Иордании, Йемене, Саудовской Аравии, Бахрейне и других странах Ближнего Востока начались антиправительственные выступления и массовые демонстрации.
Данные события получили название «арабской весны», «арабских восстаний», «арабских революций»1 и даже «четвертой» или «пятой волны демократизации» [Хабутдинов, 2011; Кудряшова, 2015]. Протесты затронули более десятка арабских стран, включая государства Залива, а в Ливии привели к свержению персоналистского режима М. Каддафи (1969-2011) и гражданской войне (2011 - н.в.)2.
Отмечая те или иные симптомы кризиса в арабском мире, ученые разошлись в оценках факторов, лежащих «в основе» [Ива-щенко, 2013, с. 38] данного феномена. Для удобства мы разделим мнения экспертов на три большие группы. Наиболее многочисленная первая группа ученых [Мирский, 2011; Иващенко, 2013; Binhuwaidin, 2015; Ogbonnaya, 2013] в качестве основных причин «арабской весны» называет преимущественно социально-экономические факторы: экономическая стагнация, бедность, неравенство, всепроникающая коррупция и безработица среди молодежи.
Вторая группа [Коротаев, 2013; Гринин, 2011] - сторонники информационно-демографических факторов - считает, что «арабские революции» во многом связаны с распространением «новых медиа»
1 Согласно таким исследователям, как А.В. Коротаев, С.Ф. Крамер, Д.С. Япхе, термин «арабская весна» - прямая аллюзия к европейской «Весне народов» 1848-1849 гг., когда вооруженные восстания, баррикадные бои потрясали Париж и Милан, Вену и Берлин, Мюнхен и Дрезден, Палермо и Рим, Будапешт и Прагу, Краков и Львов и много других городов Европы. На Западе широкое распространение термин получил после упоминания в статье американского журналиста Ч. Краутхаммера. См.: [Krauthammer, 2005].
2 Важную роль в свержении М. Каддафи сыграли войска НАТО, которые провели коалиционную миротворческую операцию «Объединенный защитник» с использованием воздушных, военно-морских и наземных сил по подавлению ливийской армии. Натовские действия в Ливии опирались на резолюцию ООН № 1973, которая придавала им законный характер. Подробнее см.: [Фанчини, 2012].
146
(в первую очередь, социальных сетей и блог-сервисов), демографическим взрывом и стремительной экспансией высшего образования.
Третья группа исследователей [Byun, Hollander, 2015; Чэнь, 2013] ставит под сомнение возможности «новых медиа», поясняя, что исследования выявляют относительно слабую корреляциею между доступом в Интернет и нарастанием революционной ситуации. Так, Э. Холландер и Ч.К. Боун указывают: «Широко разрекламированные эффекты электронных и социальных медиа во многом бездоказательны... мы не нашли никаких подтверждений того, что доступ к электронным средствам способствует повышению революционных настроений» [Byun, Hollander, 2015, p. 40]. Некоторые экономические причины (высокая безработица, экономическое неравенство) также «не работают» на повышение уровня революционности. Зато инфляция и коррупция, по словам исследователей, имели важное значение для возникновения революционных ситуаций в арабских странах.
В Сирии выступления против правительства Б. Асада начались в марте 2011 г. в городе Дараа, расположенном на юго-западе Сирии (50 тыс. жителей), неподалеку от границы с Иорданией. Вскоре они распространились на другие города, где манифестанты выступали за улучшение социально-экономических условий жизни. Вопросы этноконфессионального или религиозного характера в то время практически не поднимались.
По словам независимого журналиста Р. Эрлиха, «в Сирии был собственный Мухаммад Буазизи» [Erlich, 2014, p. 83]. Однако поворотным моментом в развитии сирийского кризиса стал не акт самосожжения, совершенный Хасаном Али Аклехом в городе Эль-Хасака 26 января 2011 г., а задержание полицией города Дараа 15 школьников, которые после ареста были подвергнуты пыткам за антиправительственные граффити.
Рассматривая развитие сирийского кризиса, переросшего в гражданскую войну, необходимо отметить ряд особенностей, которыми характеризуется ситуация в Сирии.
• Разделение населения по этнорелигиозному признаку оказывает сильнейшее влияние на жизненный уклад и политико-религиозную жизнь сирийского общества. На протяжении веков религиоз-
ные общины суннитов1 и шиитов (алавиты2, исмаилиты3) жили раздельно, религия была стержнем их единения и выживания. На современном этапе религиозные традиции продолжают играть определяющую роль, власть шейхов трансформировалась во власть политических кланов. Вся верхушка сирийской армии состоит из алавитов, значительная часть интеллигенции, оказывающей поддержку режиму, - христиане.
• Этнический состав сирийского общества. Сирия - родина курдов4 и друзов5; также в стране сохранились переселенные в период турецкого владычества народы: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, чеченцы.
• В Сирии произошла трансформация конфликта - сначала в полномасштабную локальную войну, которую в экспертном сообществе определяют как «proxy war» (опосредованная война, война чужими руками), характеризующуюся «наличием ряда "наслаивающихся" измерений» [Саргон, 2013, с. 13], а затем в один из наиболее острых глобальных конфликтов.
• В данный вооруженный конфликт, по словам Б.В. Долгова, оказались вовлечены практически все мировые центры силы: «Здесь
1 В Сирии проживают приверженцы трех основных мазхабов суннизма. Половина сирийских суннитов - ханбалиты; курды и бедуины -шафииты; на юге страны проживают маликиты.
2 Алавиты (самоназвание - нусайриты) - самая крупная община шиитов Сирии. Алавитский культ представляет собой своеобразную смесь ислама, христианства и язычества. На протяжении всей своей истории ала-виты презирались ортодоксальными мусульманами и занимали в левантийских обществах низшие ступени социальной иерархии, выполняя самые тяжелые и грязные работы.
3 Исмаилиты исповедуют неортодоксальную доктрину «скрытых имамов». В данной ветви шиитского ислама прослеживается определенное влияние буддизма, маздаизма, а также древних культов времен античности.
4 «Особенность сирийских курдов заключается в том, что они расселены практически по всей территории страны, включая Дамаск и Алеппо, кроме того, бааский режим предпринял попытки отделить их от курдов соседних стран арабским буфером» [Свешникова, 2015, с. 91].
5 Друзы - замкнутая этнорелигиозная общность, считающаяся одной из самых воинственных на Ближнем Востоке.
148
фокусируется внимание ведущих стран НАТО и Европейского союза (ЕС), России, Китая и региональных держав - Турции, Ирана, Израиля, монархий Персидского залива, а также соседних с Сирией арабских стран» [Долгов, 2013, с. 94-95]. Действия данных международных акторов, по мнению экспертов, связаны с борьбой за энергоресурсы Сирии.
• Энергетическая отрасль всегда была стратегической для национальной экономики Сирии1: «Доходы от экспорта нефти (до 2012 г. порядка 95% сырой нефти вывозилось в Европу) были основным источником пополнения госбюджета страны, обеспечивая примерно четверть совокупных государственных расходов... В районе Восточного Средиземноморья Сирия остается самым крупным производителем, даже несмотря на внушительное сокращение объемов добычи нефти и газа в результате военного конфликта» [Зейн Айдрус, 2013]. Хотя, по мнению экспертов, Сирия является незначительным игроком на мировом рынке нефти (0,1%) и газа (0,2%), в районе Восточного Средиземноморья она остается самым крупным нефтедобывающим и экспортирующим государством. За нефтяные и газовые месторождения, расположенные в восточной и северо-восточной частях страны, идет ожесточенная борьба.
• Вооруженные силы Сирии и ее союзники. Критическая нехватка людских и материальных ресурсов по-прежнему препятствует сирийской армии получить преимущество в гражданской войне. На сегодняшний день (2016) армия Сирии начитывает 130,5 тыс. человек; созданные сирийским правительством военизированные формирования (Национальные силы обороны и другие, менее крупные организации) насчитывают еще 150 тыс. человек [The military balance.., 2016, p. 354]. Также на стороне сирийской армии воюют члены ливанской «Хизбаллы» (ок. 4 тыс. человек), иранского Корпуса стражей исламской революции (ок. 2 тыс. человек) и ВКС Российской Федерации (ок. 4 тыс. человек). В стране существует
1 Разведка нефти в Сирии началась еще в 1933 г. Первое месторождение было открыто в 1956 г., а добыча началась в 1968 г. Экспортировать нефть Сирия стала в середине 1980-х годов.
развитая система ПВО и ВВС, возможности которой значительно увеличились благодаря поставкам со стороны России1.
• Политический режим Б. аль-Асада. Устойчивость авторитарного режима Б. Асада во многом объясняется его «правильной ин-ституционализацией», обеспечивающей мобилизацию поддержки и легитимации режима. В то время как авторитарный режим Туниса продержался считанные недели, в Египте - немногим более месяца, а режим М. Каддафи в Ливии пал после полугода войны, режим Б. Асада, несмотря на санкции и гражданскую войну, демонстрирует исключительную живучесть. С. Хантингтон обращал внимание, что «политическая партия является единственной современной организацией, которая может стать источником власти» (цит. по: [Харитонова, 2012, с. 20]). Такой партией в Сирии стала авторитарно-доминантная Партия арабского социалистического возрождения - БААС2. Подобно другим автократам («царям горы»), Б. Асад использовал выстроенную его отцом Х. Асадом систему «плохих» институтов (непрозрачных, неэффективных и неподотчетных) для «захвата государства», закрепив институциональную ловушку и собственную власть [Мельвиль, 2013, с. 164].
• Политическая оппозиция. Режиму Б. Асада и партии БААС противостоит внутрисирийская оппозиция, представленная Национальным координационным советом за демократические перемены, Сирийским национальным советом, «Свободной сирийской армией» и курдскими политическими партиями.
1 12 тактических фронтовых бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности Су-24 М; 4 двухместных многоцелевых истребителя Су-30 СМ; 4 многофункциональных истребителя-бомбардировщика Су-34; 10 фронтовых штурмовиков-бомбардировщиков Су-25 СМ; 2 штурмовика Су-25 УБМ; 1 самолет радиоэлектронной разведки Ил-20 М; 12 ударных вертолетов Ми-24 П и 6 транспортно-штурмовых вертолетов Ми-8 АМТШ [The military balance.., 2016, p. 312].
2 В основу политической концепции созданной в 1947 г. партии БААС легли идеи Ф. Ницше, К. Маркса, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, теоретиков арабского национализма, антиимпериализма и социализма. Соединив в своей концепции понятия «национализм» и «социализм», основатель партии М. Афляк дал понять, что сторонниками социализма он считает борцов с колониализмом, а противниками - тех, кто его поддерживает.
150
• Новые политические партии. В 2011 г. руководством Сирии был подписан специальный указ № 100 о вступлении в силу Закона о создании и деятельности политических партий, а в 2012 г. прошел референдум об отмене статьи о руководящей роли партии БААС1. В результате были зарегистрированы новые политические партии: Национальная партия сирийской молодежи, Национальная партия молодежи за справедливость и развитие, «Арабская демократическая солидарность», «Авангард демократии», «Партизаны», Национальная партия развития и «Сирийская родина».
• Вооруженные антиправительственные группировки. Помимо международной террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ)2 на территории Сирии активно действуют десятки, если не сотни террористических группировок. Почти все группы боевиков придерживаются салафитско-джиха-дистской идеологии. Самыми крупными из них являются: «Джаб-хат ан-Нусра»3 и коалиция «Исламский фронт»4.
1 С 1972 г. партия БААС возглавляет Национал-прогрессивный фронт - зонтичную организацию, в которую входят партии социалистической или националистической ориентации, признающие лидерство партии БААС.
2 На сегодняшний день (2016) ИГ представляет собой протогосудар-ство с территорией в 50-70 тыс. кв. км и населением 6-7 млн человек (цифры, естественно, приблизительные). Конечная цель руководства «халифата» не вызывает сомнения - превращение этого протогосударства в полноценное государство, что будет означать появление нового актора на Ближнем и Среднем Востоке.
3 «Джабхат ан-Нусра» - салафитская джихадистская организация, заявившая о своем создании в январе 2012 г. Создание группы инициировало ИГ, взявшее на себя организационные вопросы, финансирование, обеспечение оружием, бойцами и тренировочной базой. Основной костяк группы (включая ее лидера, взявшего псевдоним Абу Мухаммад аль-Джолани) составили сирийские джихадисты, воевавшие в Ираке и Афганистане в 2000-е годы.
4 Создана в ноябре 2013 г. на базе нескольких влиятельных радикальных формирований. Костяк организации составили такие радикальные исламистские группировки, как «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Ансар аш-Шам» и «Лива ат-Таухид».
151
По словам Н. Кожанова, на сегодняшнем этапе (2016) «сирийский конфликт можно назвать "странной войной"... проблема заключается в том, что мир в Сирии сейчас основным участникам и нужен, и не нужен одновременно... В результате все стороны продолжают пытаться силой изменить ситуацию в свою пользу. Проблема заключается в том, что на внешних спонсоров конфликта абсолютно не давит время» [Кожанов, 2016].
Начиная с августа 2014 г. ВВС США приступили к ночным бомбардировкам территорий, занятых боевиками ИГ в Сирии и Ираке. Позже на саммите НАТО в Уэльсе (4-5 сентября 2014 г.) госсекретарь США Дж. Керри призвал создать коалицию стран «готовых и способных» [Kerry, 2014] бороться с угрозой ИГ. Девять стран -членов НАТО (Франция, Великобритания, Дания, Германия, Канада, Турция, Италия и Польша), а также Австралия присоединились к операции против ИГ. 10 сентября 2014 г. президент США Б. Обама представил стратегию борьбы с ИГ/Исламским фронтом [Fact sheet.., 2014]. 24 сентября на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Б. Обама вновь призвал страны присоединиться к коалиции, чтобы «демонтировать эту сеть смерти» [Gerstein, Epstein, 2014].
На сегодняшний момент (2016) в Международную коалицию по противодействию ИГ (Global Coalition to Counter the Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL)), действующую на основании резолюций Совета Безопасности ООН № 2170 от 15 августа 2014 г. [Resolution.., 2014] и № 2178 от 24 сентября 2015 г. [Security Council.., 2014], входит 60 стран. Итальянская Республика - один из наиболее влиятельных членов НАТО и активных участников Международной коалиции. Она активно поддерживает действия коалиции, осуществляя военную и гуманитарную помощь: в частности, в рамках участия в коалиции итальянские карабинеры (военная полиция) обучают иракских военных и полицейских стрельбе и полицейскому делу.
В данной статье мы рассмотрим военную политику Италии в контексте вооруженного конфликта в Сирии. Особое внимание предполагается уделить факторам, оказавшим существенное влияние на выработку военно-политического курса страны: мировому
финансово-экономическому кризису, НАТО и Атлантическому партнерству, российскому вектору внешней политики.
Мировой экономический кризис, военная политика и константы внешней политики Италии
Формальные политические институты (к которым можно отнести и институт внешней политики) возникают под влиянием неформальных, складывающихся веками, формирующих «несущую конструкцию» институтов как правил игры. В основе данного процесса лежит принцип «тропы зависимости» (path dependence), означающий, что события или решения прошлого определяют возможности современности.
«Тропа зависимости» задает рамки (константы) системы внешнеполитических координат, т.е. границы, в которых может меняться стиль дипломатии и могут смещаться акценты в соответствии с теми или иными преференциями политиков. Внешняя политика находится под влиянием интеллектуального, культурного и инстуционального наследия прошлого, налагающего традиционный поведенческий и организационный отпечаток на действия политических сил, что сказывается на развитии внешнеполитического курса.
Согласно Э. Греко и Дж. Бонвичини [Greco, Bonvicini, 2013] и Н.К. Арбатовой [Арбатова, 2015], константами внешней политики Италии являются следующие.
• Ощущение уязвимости. С окончанием холодной войны и устранением угрозы глобального конфликта чувство «небезопасности» не исчезло, а приобрело новое измерение в силу близости Италии к конфликтным регионам - Балканам и Южному Средиземноморью. Почти все крупнейшие конфликты 1990-х годов имели место именно здесь.
• Пограничное международное положение. Положение Италии в системе международных отношений описывается формулировкой «последняя среди великих держав и первая среди малых». Именно этим объясняется ее стремление числиться в группе государств-лидеров (быть членом «большой восьмерки», «большой двадцатки») и поиск международного признания.
• Асимметрические альянсы. Стремление к развитию двусторонних связей или союзов, которые могут обеспечить Италии присутствие «за столом великих держав», а также внешнюю и внутреннюю безопасность, нередко вступает в противоречие с экономическими, политическими и военными интересами страны.
• Дефицит возможностей. Данная константа непосредственно связана с предыдущей. Как правило, принятие обязательств, которые помогают Италии поддерживать свой имидж перед союзниками, не сопровождается увеличением соответствующих бюджетных ассигнований на деятельность министерств иностранных дел и обороны [Арбатова, 2015, с. 120-121].
• Ограниченный интерес к международным делам. Итальянцы считаются с внешней политикой страны, но глобальные вопросы занимают не самое высокое положение на шкале их приоритетов. Только когда международные события затрагивают интересы граждан страны напрямую (как в случае с нелегальной иммиграцией и пограничной безопасностью), итальянцы начинают уделять больше внимания внешней политике [Greco, Bonvicini, 2013, p. 3].
• Политическая наука и международные отношения. В настоящее время политическая наука и вопросы международных отношений в Италии разрабатываются достаточно хорошо организованной группой специалистов. Многие области данных дисциплин глубоко проработаны исследователями. Однако профессиональные границы исследований пока четко не определены. Кроме того, на работу исследователей по-прежнему оказывает влияние интеллектуально-культурное и институциональное наследие Италии. Так, большинство итальянских политологов и международников рассматривают политические процессы не с эмпирико-практической точки зрения, но с позиций нормативной философии, институционального права и истории. Стоит добавить, что активность научного сообщества, занимающегося разработкой указанных научных дисциплин, неодинакова в различных районах Италии. В некоторых ключевых центрах (таких как Рим) эти дисциплины практически не используются ни как потенциальные источники политико-административных изменений, ни как фундамент для подготовки и общения будущих руководителей.
Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в американской финансовой системе во второй половине 2008 г., спровоцировал развитие в 2010 г. долгового кризиса в ЕС, Японии, развивающихся странах. Итогами кризиса стали «потеря ликвидности ведущих финансовых институтов зоны ЕС в среднем на 1030%, падение мирового промышленного производства на 10-35% и сокращение ВВП на 1-10%. Во всех странах наблюдался рост безработицы на 6-15% (в среднем 10%). Фондовые индексы отреагировали падением на 10-40%. Произошел рост государственного внутреннего и внешнего долга к ВВП от 60%...» [Шавшуков, 2014, с. 123].
В конце 2009 г. возникли проблемы с обслуживанием государственного долга Греции: «Был объявлен бюджетный дефицит в размере 12,7% ВВП - вдвое больше, чем ожидалось. При этом госдолг страны составлял почти 300 млрд евро» [Александрова, 2013, с. 107], и стало очевидно, что с подобными проблемами в ближайшее время столкнется еще несколько стран ЕС, размер государственного долга которых угрожает банкротством их экономикам (так называемые страны Р1Ю5 - Португалия, Италия, Ирландия, Греция, Испания).
В июле-августе 2010 г. развернулся спекулятивный ажиотаж вокруг долговых обязательств Италии, которая стала объектом спекулятивной атаки по ряду причин: в частности, ее государственный долг, составлявший в 2008 г. 106,3% ВВП, скачкообразно вырос до 119,0 - в 2010 г., а в 2011 г. - до 121,1%. В отличие от малых стран европейской периферии (Греции, Ирландии и Португалии), Италия была слишком крупным объектом для спасательных операций «тройки» международных кредиторов (представителей Еврокомис-сии, Европейского центробанка и Международного валютного фонда). Результатом стал кризис доверия к правительству С. Берлускони, чьи антикризисные меры оказались неэффективными.
В середине ноября 2011 г. правительство С. Берлускони сменил кабинет технократов М. Монти, задачей которого стало безотлагательное проведение антикризисных реформ: сокращение дефицита госбюджета к 2013 г. на 54 млрд евро за счет введения налога в размере 5% для всех, кто получает больше 90 тыс. евро в год, и 10% - для тех, чей доход выше 150 тыс. евро; увеличения пен-
сионного возраста до 65 лет с 2014 г.; объединения 36 небольших провинций в более крупные; сокращения бюджета национальных министерств на 8 млрд евро. Новое правительство М. Ренци, пришедшее к власти в конце февраля 2014 г., подтвердило курс на продолжение ключевых экономико-социальных реформ в стране.
На сегодняшний момент (2016), несмотря на определенные успехи в преодолении экономического кризиса, в экономике Италии по-прежнему нет тенденции к устойчивому росту по ряду по-казателей1. Подобная ситуация объясняет скептицизм населения по отношению к решениям итальянского правительства, связанным с участием Италии в международных военных операциях НАТО и других военных коалициях.
Следует заметить, что итальянское общественное мнение по вопросам обороны страны2 неоднородно: спектр мнений варьируется от полного отсутствия интереса до прямой оппозиции официальному курсу. По мнению экспертов, для общественного мнения в отношении военных расходов характерны: большая роль предрассудков, стереотипов, заблуждений; упрощенность и поверхностность оценок; быстрый рост внимания к проблеме и такой же стремительный спад интереса; превалирование экономико-социальных интересов над стратегическими [СПИ, Unagro, Моггапе, 2015].
Тем не менее, согласно социологическим опросам (2013), большинство итальянцев (86%) выступают против отправки воен-
1 Жесткая кредитная политика и слабые корпоративные балансы продолжают оказывать давление на внутренний спрос. Кроме того, несмотря на ослабление налогового бремени, раздутый государственный сектор сталкивается с необходимостью дальнейшей консолидации. Число итальянцев, проживающих за чертой бедности, продолжает расти. За последние пять лет численность бедняков возросла почти в два раза. См.: [Овакимян, 2015, с. 17-18].
2 В данной статье «общественное мнение по вопросам обороны страны» определяется как совокупность оценочных суждений различных социальных общностей относительно фактов, событий, явлений военной сферы общественной жизни, представляющих собой форму проявления массового (группового) сознания и оказывающих влияние на военную политику, процессы принятия военно-политических решений. См.: [Тимофеев, 2013, с. 8-9].
ного контингента для участия в международных военных операциях [Greco, Bonvicini, 2013, p. 21]. В ходе исследования респондентам предлагалось ответить на вопрос, какой вариант действий США и их сторонников (в том числе Италии) в отношении Сирии представляется наиболее допустимым. Опрос показал, что лишь 22% итальянцев выступают за внешнее военное вмешательство в сирийский конфликт; большинство - 71% - высказались против. Из тех респондентов, кто высказался против военной операции в Сирии, 75% заявили, что выступали бы против миротворческой операции, даже если бы она была санкционирована Советом Безопасности ООН, и только 21% заявили, что в таком случае миротворческая операция допустима [Greco, Bonvicini, 2013, p. 21].
В мае 2015 г. была опубликована «Белая книга» Миноброны Италии, в которой отражены необходимые изменения, внесенные в концепцию обороны и безопасности страны под влиянием новых международных вызовов и угроз, изменений в военно-теоретической и военно-технических областях. Хотя данная концепция обороны и безопасности «de jure» заменила версию 2002 г. «de facto», по словам экспертов, концепция обороны Италии не обновлялась с 1985 г. [Gilli, Unagro, Morrane, 2015].
Согласно новой концепции, основное внимание в оборонной политике страны будет уделяться «евро-средиземноморскому региону», охватывающему страны ЕС, Балканы, страны Магриба, Черного моря и Ближнего Востока, поскольку «в некоторых из этих областей фундаментальные экономические, политические и социальные потрясения привели к всплеску насильственной преступности, а также кровавым гражданским войнам» [White Paper.., 2015, p. 27]. В этих условиях Италия отказывается от статуса державы с мировой ответственностью, предпочитая сконцентрироваться на данном регионе, ссылаясь на свою «способность решать традиционные конфликтные ситуации» [Ibid., p. 28-31].
Для новой концепции обороны и безопасности Италии характерны следующие отличия.
• Разработкой концепции занимались не только сотрудники Министерства обороны, как это было ранее, но и представители других министерств, «фабрик мысли» (think tanks) и университетов.
• В новой концепции зафиксирован отход от прежнего курса, основанного на поддержании традиционного баланса между «ат-лантизмом» и «европеизмом», в пользу более прагматичных и решительных действий с учетом национальных интересов страны; в конечном счете установлены более четкие приоритеты для Министерства обороны. По мнению экспертов, директива «Белой книги» 2015 г. о «применении силы и сдерживания» вызывает сомнения относительно правоприменения данной «национальной модели интервенций», поскольку вступает в противоречие со ст. 11 Конституции Итальянской Республики, которая «отвергает войну как орудие посягательства на свободу других народов и как способ разрешения международных споров» [Конституция.., 1997].
• «Белая книга» 2015 г. демонстрирует новый подход Италии к трансатлантической сплоченности и европейской интеграции, которые прежде так или иначе противостояли друг другу. Италия планирует продолжать взаимодействие и интеграцию со своими европейскими союзниками в вопросах военного сотрудничества, в то время как НАТО останется важным оборонительным союзом для сдерживания внешнего противника и защиты Европы.
• Особое внимание в новой концепции уделяется реформированию вооруженных сил, численность которых в 2015 г. была существенно сокращена (на 25%). В последнее десятилетие (с 2004 г.) была проведена реформа итальянских вооруженных сил: массовая итальянская армия преобразована в хорошо подготовленную и технически оснащенную профессиональную армию, в структуру которой было интегрировано определенное количество военнослужащих-женщин. В «Белой книге» также отмечены реформы, касающиеся высшей военной администрации, в результате которых произошло усиление позиций начальника штаба и министра обороны. Приоритетным направлением реформирования вооруженных сил является гибкость организационной структуры армии, для чего решено сконцентрировать внимание на пяти основных функциях оборонительных и боевых организаций Италии: политическое руководство, военно-стратегическое руководство, кадровая политика, оперативное развертывание и силы поддержки.
С 2015 г. Италия участвует в операции НАТО «Решительная поддержка» (Resolute Support) в Афганистане, предусматривающей оказание помощи афганским силам безопасности без проведения боевых операций (740 человек, одна пехотная бригадная боевая группа, один ударный вертолет Agusta A129 «Mangusta», один тяжелый военно-транспортный вертолет Boeing CH-47 «Chinook», один многоцелевой вертолет NHI NH90). В г. Герате на северо-западе Афганистана итальянские военные специалисты занимаются обучением и консультированием.
Италия принимает участие в операции «Непоколебимая решимость» (Inherent Resolve) в Ираке, в антипиратской военно-морской операции «Атланта» в Индийском океане, а также в различных операциях в Боснии и Герцеговине (7 человек), Кувейте (4 самолета-бомбардировщика «Tornado», 2 разведывательно-ударных БПЛА MQ-9 «Reaper», 1 военный самолет-заправщик Boeing KC-767), Египте (78 итальянских представителей МСН1, 3 прибрежных патрульных катера), Ливане (1188 итальянских представителей ЮНИФИЛ2, 1 пехотная бригадная боевая группа, 1 механизированный батальон, 1 вертолетная бригада, 1 инженерная команда, 1 радиотехническая команда), Мали (15 итальянских представителей «EUTM Mali»), Мальте (22 человека, 2 многоцелевых двухдвига-тельных вертолета «Bell 212»), Сербии (542 представителя СДК3,
1 МСН (Многонациональные силы и наблюдатели, англ. Multinational Force and Observers) - организация, созданная для поддержания мира на границе Египта с Израилем. Многонациональные силы по поддержанию мира на границе Египта с Израилем были созданы в 1981 г., после того как ООН решила не продлевать свой миротворческий мандат в связи с подписанием мирного договора между двумя странами в 1979 г. МСН наблюдают за ходом выполнения договора.
2 ЮНИФИЛ (англ. UNIFIL, аббр. от United Nations Interim Force In Lebanon) - миротворческие силы ООН, размещенные в Южном Ливане на границе с Израилем в соответствии с резолюцией СБ ООН № 425 от 19 марта 1978 г.
3 СДК (Силы для Косово, англ. Kosovo Force) - международные силы под руководством НАТО, ответственные за обеспечение стабильности в Косово, созданные в 1999 г.
1 подразделение карабинеров, 1 подразделение военной разведки), Уганде (98 итальянских представителей «EUTM Somalia») и Украине (20 человек) [The military balance.., 2016, p. 114].
Италия является важным международным политическим актором в военно-морской операции по борьбе с незаконной миграцией и контрабандистами (EU NAVFOR MED), запущенной ЕС в рамках комплексного ответа на гуманитарный кризис в Средиземном море. Оперативный штаб военной операции находится в Риме. Согласно экспертным данным, «общие затраты на проведение спецоперации оцениваются в 11 млн 820 тыс. евро» [Началась операция.., 2015].
Роль Италии в урегулировании сирийского кризиса.
«Мост» между США и Россией
Попытаемся обозначить позицию Итальянской Республики по отношению к кризису в Сирии, учитывая вышеуказанные константы внешней политики Италии, неустойчивый общественный климат, экономические проблемы, с которыми эта страна сталкивается в условиях «долговой ловушки», особенности ее военной политики и специфику ее географического положения поблизости от «горячих точек» (Ближний Восток, Северная Африка, Балканы).
С самого начала сирийского кризиса Италия придерживалась осторожной и взвешенной политики. В феврале 2011 г., после первых мирных протестов в Сирии, министр иностранных дел Италии Ф. Фраттини (2008-2011) посетил Дамаск и встретился с Б. Асадом и В. аль-Муаллемом. В ходе встречи Ф. Фраттини заявил, что не отрицает существования в Сирии протестного движения, схожего с протестными движениями «арабской весны» в Египте, Тунисе и Ливии, однако при этом указал на важность сохранения в Сирии «стабильной и защищенной от внешних воздействий» ситуации, а также подтвердил стремление Италии «поддерживать страну на пути демократических преобразований» [Stornelli, 2015].
После того как в разных городах Сирии весной 2011 г. начались массовые протесты, направленные против режима Б. Асада, итальянское правительство М. Монти (2011-2013) выразило глубокую обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации и, едино-
душно осудив репрессии режима, призвало официальный Дамаск к прекращению насилия, проведению реформ и началу диалога с оппозицией. При этом МИД Италии в своих выступлениях неоднократно подчеркивало, что в данном случае следует общей линии Евросоюза [Gavioli, 2012].
В последующие месяцы, следуя повестке мирового сообщества, Италия продолжала критиковать правительство Сирии. В одном из своих выступлений Ф. Фраттини заявил, что Италия заняла «твердую позицию против жестких репрессий» режима Б. Асада и надеется, что другие страны ЕС последуют ее примеру [Minister Frattini condemns.., 2011].
2 августа 2011 г. МИД Италии объявило об отзыве своего посла А. Америо из Дамаска для консультаций. В специальном сообщении МИДа было сказано, что посол возвращается на родину из-за «чудовищных репрессий против гражданского населения» Сирии [Италия отозвала.., 2011].
В ноябре 2011 г., когда в ЕС обсуждался вопрос об ужесточении политических и экономических санкций против режима Б. Асада, а Лига арабских государств (ЛАГ) проголосовала за то, чтобы приостановить членство Сирии в ЛАГ, Ф. Фраттини выступил перед делегацией Сирийского национального совета (СНС), заявив, что Италия осуждает репрессии режима Б. Асада в отношении населения Сирии. Министр также отметил, что Италия полностью поддерживает политику ЕС, наложившего целенаправленные санкции на конкретных людей и определенные сектора сирийской экономики, чтобы принудить режим Б. Асада к изменению политики.
После того как Китай и Россия заблокировали в СБ ООН принятие резолюции по Сирии (что новый министр иностранных дел Италии Дж. Терци (2011-2013) назвал «крайне досадным» шагом [Syria in the eye.., 2012]), коллективный Запад усилил давление на Дамаск. 7 февраля 2012 г. Италия вновь отозвала своего посла А. Америо из Дамаска для проведения консультаций. Посольство Италии в Сирии оставалось открытым еще месяц - до 13 марта 2012 г. [Goldman, 2012] - «для помощи своим соотечественникам в стране и наблюдения за развитием кризиса» [Bongiorni, 2012]. После оконча-
тельного закрытия посольства официальный Рим отметил, что поддерживает усилия, которые предпринимает Кофи Аннан, спецпосланник по Сирии от ООН и Лиги арабских государств, «по немедленному прекращению насилия в стране, разрешению доступа сотрудников гуманитарных организаций и началу политического диалога» [Италия закрыла.., 2012].
Нынешний министр иностранных дел П. Джентилони (2014 -н.в.), выступая в сентябре 2015 г. перед Палатой депутатов Италии, пояснил позицию своего правительства относительно режима Б. Асада и кризиса в Сирии: «Я должен сказать, что итальянская позиция была последовательной с самого начала острой фазы кризиса, т.е. в течение двух-трех последних лет. Мы убеждены, что в дополнение к сдерживанию и военному противостоянию ИГИЛ необходим демократический транзит. Мы считаем, что нынешний режим Б. Асада нужно сместить путем транзита, избегая при этом формирования нового авторитарного режима и институционального вакуума... Некоторое время назад мы были одиноки в своем стремлении. Некоторые заявляли, что нужно в первую очередь военным путем свергнуть Б. Асада, другие - что будут поддерживать Б. Асада до последней капли крови. Но сегодня идея мирной и постепенной трансформации авторитарного режима находит все больше сторонников. При этом итальянское правительство продолжает участвовать в коалиции по противодействию ИГИЛ, особенно в Ираке, где мы поддерживаем законное правительство Ирака и курдские отряды Пешмерга, находящиеся на передовой линии борьбы с ИГИЛ на территории Иракского Курдистана» [СепШош, 2015 Ь]. Таким образом, правительство М. Ренци предложило свою «формулу» решения сирийского кризиса: политический транзит, в результате которого Б. Асад уйдет с политической сцены.
Первым этапом в реализации этого плана, по мнению официального Рима, должно было стать проведение «круглого стола» -переговоров между представителями сирийских элит (демократами-реформаторами) и оппозицией. Данное предложение было одобрено официальным Вашингтоном, Берлином и Лондоном.
При этом эксперты, поддерживающие идею демократического перехода в Сирии через трансформацию режима изнутри (П. Волькер, В.М. Сергеев), отмечали, что под давлением внутренних и внешних факторов политическая элита режима Б. Асада уже начала проводить определенные реформы: было отменено чрезвычайное положение, которое действовало с 1963 г., кроме того, была ликвидирована монополия Партии арабского социалистического возрождения (БААС), изменена Конституция (принята 27 февраля 2012 г.), состоялись парламентские выборы (7 мая 2012 г.).
Кроме того, высказывалось предположение, что возникновение потенциальной конкуренции и появление демократического дискурса в сирийском обществе, а также модификация институциональной структуры государства при определенной комбинации политико-экономических переменных (политическая экономия режима, воздействие международной среды, политические институты, социокультурные характеристики общества, политические стратегии акторов) могут стать факторами, способствующими смещению авторитарного режима Б. Асада и установлению реальной многопартийности. Тем самым итальянская «формула» получала право на существование. (Справедливости ради надо заметить, что, по мнению многих исследователей, постоянство авторитарных режимов является одной из главных отличительных черт политической жизни Ближнего Востока и Северной Африки. Для авторитарных режимов многих стран арабского мира формирование так называемой «фасадной демократии» стало новой стратегией обеспечения гарантий своего выживания. См., напр.: [Уо1р1, СауаШга, 2007].)
18 сентября 2015 г. П. Джентилони в интервью радиостанции «Анчио» (ЛпеЬ'ю) подтвердил позицию официального Рима относительно Сирии: «Италия всегда скептически относилась к возможности смещения Б. Асада, поскольку это может стать причиной возникновения вакуума власти, которым смогут воспользоваться террористы» [СепШош, 2015 а]. А премьер-министр М. Ренци, комментируя в ноябре 2015 г. авиаудары Франции по ИГ в Сирии, заявил, что «важно избежать повторения ливийского сценария» [Италия призвала.., 2015].
В период 2011-2015 гг. Италия выделила почти 79 млн евро на гуманитарную помощь Сирии, 1 млн евро - на поддержку деятельности Международного комитета Красного Креста в лагерях размещенных в Иордании и Ливане сирийских беженцев [Dalla Cooperazione.., 2015].
В феврале 2016 г. на международной конференции стран -доноров Сирии Италия, указывая на беспрецедентный размах гуманитарного кризиса в регионе, объявила о своем намерении выделить в 2016-2018 гг. финансовую помощь в размере 400 млн евро на проведение гуманитарных операций в Сирии, а также Ливане и Иордании, куда от войны бежали миллионы сирийцев. «200 млн евро составят так называемые мягкие кредиты, и по 50 млн евро будет списано из внешнего долга таких стран, как Ливан и Иордания, принимающих наибольшее число беженцев из Сирии», -уточнил П. Джентилони [Италия направит.., 2016].
Италия проявляет особую активность в области международных инициатив по охране культурного наследия в Сирии1, находящегося под угрозой разрушения и разграбления. 15 февраля 2016 г. Италия подписала с ЮНЕСКО меморандум о защите культурных ценностей в зонах вооруженных конфликтов, приняв на себя обязательства в рамках глобальной коалиции «Объединение за наследие» (Unite for Heritage) отправить в Сирию так называемые «голубые каски культуры» (Caschi blu della cultura): группы экспертов (археологов, искусствоведов, реставраторов и т.д.) и группы карабинеров, готовых встать на защиту культурного наследия, пострадавшего в результате действий ИГ. В марте 2016 г. официальный Рим заявил о своей готовности направить «голубые каски культуры» в Пальмиру, освобожденную от ИГ в результате действий сирийских войск и российской авиации.
1 В ходе конфликта получили значительные повреждения археологические памятники Пальмиры, замок госпитальеров Крак-де-Шевалье, кварталы Старого города в Дамаске, были разрушены сотни зданий Старого города в Алеппо, повреждены вход в цитадель Алеппо, ее северная башня и древние врата Гуенсрин, относящиеся к византийскому периоду, - объекты всемирного наследия Сирии, внесенные в Список ЮНЕСКО.
164
На внешнеполитическую линию Италии по отношению к сирийской гражданской войне оказали самое непосредственное воздействие многие факторы: наступление ИГ на севере Ирака в июне 2014 г., приведшее к тому, что к концу года экстремистское «протогосударство» стало контролировать почти 45% иракской территории; увеличение потока беженцев; стремление России стать основным игроком в урегулировании сирийского кризиса (начало военной операции РФ в Сирии - 30 сентября 2015 г.).
Италия - один из важнейших партнеров России среди стран -членов ЕС. Как известно, именно по инициативе итальянской стороны 28 мая 2002 г. был учрежден Совет Россия-НАТО. Как страна, занимающая третье место среди стран ЕС по объему торгово-экономических связей с Россией, уступая лишь Германии и Нидерландам (по некоторым оценкам, на российский рынок завязаны около 250 тыс. рабочих мест в Италии, крупнейшие итальянские инвестиционные сделки связаны с топливно-энергетическим комплексом России)1, Италия стремится сохранить партнерские отношения с Россией даже в условиях введенных экономических санкций, несмотря на то что в политическом дискурсе коллективного Запада Россия вновь стала рассматриваться в качестве соперника и угрозы. Так, П. Джентилони был в числе немногих западных политиков, которые в 2015 г. приезжали в Москву для участия в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
На протяжении всего сирийского кризиса Италия призывала поддерживать диалог с Россией. Так, в интервью газете «Уоллстрит джорнэл» (The Wall Street Journal) 29 сентября 2015 г. премьер-министр М. Ренци заметил, что «без участия России добиться мира невозможно». По его мнению, не пригласить Россию на пере-
1 Российская Федерация занимала в 2014 г. восьмое место среди торговых партнеров Италии и четвертое - среди партнеров за пределами ЕС (3,6% общего товарооборота Италии с зарубежными государствами, 7,9% товарооборота со странами вне ЕС - по данным Евростата). На Россию приходится 10,7% итальянского импорта из стран вне ЕС и 4,9% всего импорта товаров (второе и пятое места соответственно). В Россию направляется 5,4% итальянского экспорта вне ЕС и 2,5% всего экспорта. См.: [Кузнецов, 2015].
говоры по разрешению сирийского кризиса было бы «неслыханной ошибкой». Глава правительства Италии сравнил ситуацию в Сирии с «хаосом, которым охвачена в последние несколько лет Ливия», и заявил: «Если мы решим [начать вторжение], не имея стратегии на будущее, мы уничтожим эту страну. Я беспокоюсь о том, чтобы не произвести на свет еще одну Ливию» [Ball, 2015].
В феврале 2016 г. официальный Рим отказался от участия в наземной операции в Сирии, мотивируя свое решение, во-первых, тем, что «на международной арене Италия является второй страной по объему своей вовлеченности в различного рода операции по обеспечению безопасности» (участвует в операциях в 12 странах) [Посол.., 2016], а во-вторых, тем, что, как было указано выше, руководство Италии не забыло, что в 2011 г., после свержения в Ливии режима М. Каддафи в ходе операции НАТО «Объединенный защитник» (Unified Protector), эта страна погрузилась в хаос междоусобиц. Италия и Ливия всегда были тесно связаны между собой, но в настоящее время их объединяют не только энергетические интересы и колониальное прошлое, но и насущная необходимость совместно решать вопросы нелегальной миграции. По словам Е.А. Масловой, «большая часть эмигрантов из Африки попадала на Апеннины именно с территории Ливии ввиду проводимой М. Каддафи политики "панафриканизма" - отмены въездных виз для жителей всего африканского континента» [Маслова, 2012, с. 8788]. После падения режима Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии поставки газа и нефти из Ливии, обеспечивающие около 15% потребностей Италии, находятся под угрозой, в то время как нескончаемые потоки беженцев и нелегальных иммигрантов устремляются к итальянским берегам.
В этих условиях официальный Рим хочет, с одной стороны, вступив в асимметричный альянс, заручиться поддержкой России, чтобы вовлечь ее в урегулирование ситуации в Ливии, а с другой -содействовать США в реализации ливийской миротворческой миссии в Ливии, укрепляя тем самым свой статус на мировой арене. Что же касается сирийского кризиса, то, учитывая дефицит возможностей, которыми обладает сейчас итальянская дипломатия, ее основной целью, скорее всего, станет поиск путей по сближению
позиций США и России и возглавляемых ими коалиций стран в борьбе против ИГ.
Список литературы
Александрова А.К. Основные проблемы греческой экономики: О причинах современного кризиса в Греции // Государственное управление. Электронный вестник. - М., 2013. - № 36. - С. 107-129. - Режим доступа: http: / /mgimo. ru/files2/y11_2013/243404/ 7.3_alexandrova. pdf (Дата обращения - 26.11.2016).
Арбатова Н.К. Российско-итальянские отношения в контексте внешней политики Италии // Италия в начале XXI века / РАН. ИМЭМО. -М., 2015. - С. 120-127.
Гринин Л.Е. «Арабская весна» и реконфигурация мир-системы / / Клиодинамика. - М., 2011. - 09.09. - Режим доступа: http://cliodynamics.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=296&Itemid=49 (Дата обращения - 26.11.2016).
Долгов Б. В. Сирийский кризис и страны НАТО // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - М., 2013. - № 3. - С. 94-118.
Зейн Айдрус И. А. Военный конфликт в Сирии и его значение для мирового рынка нефти и газа // РСМД. - М., 2013. -29.11. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2744#top-content (Дата обращения -26.11.2016).
Иващенко А.С. Причины и последствия социальных потрясений в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки (конец первого -начало второго десятилетия XXI в.) // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2013. - № 3. - С. 38-46.
Италия закрыла свое посольство в Сирии / / Италия по-русски. -Рим, 2012. - 15.03. - Режим доступа: http://italia-ru.com/news/2012/03/15/ 68529 (Дата обращения - 26.11.2016).
Италия направит на помощь Сирии 400 млн евро до 2019 года // Ведомости. - М., 2016. - 04.02. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/ economics/news/2016/02/04/626838-italiya (Дата обращения - 26.11.2016).
Италия отозвала своего посла из Дамаска // Press-обозрение. - М., 2011. - 02.08. - Режим доступа: http://press.try.md/item.php?id=121762 (Дата обращения - 26.11.2016).
Италия призвала не повторять «ливийский сценарий» в Сирии // Взгляд. - М., 2015. - 27.09. - Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2015/ 9/27/769084.html (Дата обращения - 26.11.2016).
Кожанов Н. Почему не получается остановить бои в Сирии / Московский Центр Карнеги. - М., 2016. - 21.06. - Режим доступа: http: // carnegie.ru/ commentary/?fa=63858 (Дата обращения - 26.11.2016).
Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 года / Пер. с итал. Л. П. Гринберга // Конституции государств Европейского союза / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: ИНФРА-М, 1997. - С. 423-450. - Режим доступа: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/italy.htm (Дата обращения - 26.11.2016).
Коротаев А.В. «Арабская весна» // Полит. ру. - М., 2013. - 10.11. -Режим доступа: http://polit.ru/article/2013/11/10/arabskaya_vesna/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Кудряшова И.В. Арабское государство до и после «арабской весны»: Часть 2 // Перспективы. - М., 2015. - Режим доступа: http://www. perspektivy.info/print.php?ID=371388 (Дата обращения - 26.11.2016).
Кузнецов А.В. Россия и Италия: Подлинно взаимный интерес в торговле и инвестициях? // Италия в начале XXI века / РАН. ИМЭМО. - М., 2015. - С. 113-119.
Мадатов А. С. Роль политических событий в смене режима // Вестник РГГУ. - М., 2008. - № 1. - С. 166-179.
Маслова Е.А. Италия - Ливия: Сложности взаимоотношений и перспективы сотрудничества // Научный диалог. - М., 2012. - № 4. - С. 86-96. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/italiya-liviya-slozhnosti-vzaimootnosheniy-i-perspektivy-sotrudnichestva (Дата обращения -26.11.2016).
Мельвиль А.Ю. Зачем царю горы хорошие институты? // Политическая наука / РАН. ИНИОН. - М., 2013. - № 3. - С. 151-169.
Мирский Г.И. Арабская весна // Год планеты / РАН. ИМИЭМО. -М., 2011. - С. 136-149.
Началась операция по борьбе с незаконной миграцией и контрабандистами / Российский профессиональный союз моряков. - М., 2015. -23.06. - Режим доступа: http://www.sur.ru/news/3448 (Дата обращения -26.11.2016).
Овакимян М.С. Неустойчивый рост итальянской экономики и перспективы развития // Италия: От Второй Республики к Третьей? / РАН. ИЕ. - М., 2015. - C. 16-27.
Посол: Италия не рассматривает возможность участия в наземной операции в Сирии // Газета. ru. - М., 2016. - 17.02. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/news/8260997.shtml (Дата обращения -26.11.2016).
Саргон Х. Политический режим Сирийской Арабской Республики в контексте соперничества глобальных и региональных политических сил на Ближнем Востоке: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / РУДН. - М., 2013. - 28 с.
Свешникова Ю.В. О значении курдского фактора / / Индекс безопасности. - М., 2015. - № 2 (113). - С. 87-100. - Режим доступа: http://www.pircenter.org/media/content/files/13/14374609170.pdf (Дата обращения - 26.11.2016).
Тимофеев О.В. Общественное мнение по вопросам обороны страны и политические интернет-технологии в его формировании: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / Минобороны РФ. Ву. - М., 2013. - 25 с.
Фанчини К. Ливия: Операция НАТО «Объединенный защитник» и миссия ООН по поддержке в Ливии // Ежегодник СИПРИ 2012: Вооружения, разоружение и международная безопасность / РАН. ИМЭМО. - М., 2012. - С. 107-111.
Хабутдинов А.Ю. Арабский 1848-й год, или Четвертая волна демократизации // IslamRF. - М., 2011. - 21.02. - Режим доступа: http://www. islamrf.ru/ news/ analytics/ politics/15169/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Харитонова О. Г. Недемократические политические режимы // Политическая наука / РАН. ИНИОН. - М., 2012. - № 3. - C. 9-30.
Чэнь Д. Социальные сети и их влияние на события в арабских государствах, (2010-2013) / / Вестник Санкт-Петербургского университета. -СПб., 2013. - № 4. - С. 189-194.
Шавшуков В.М. Глобальный финансово-экономический кризис: Причины, природа, механизмы распространения. Антикризисные действия монетарных властей // Экономические науки. - М., 2014. - № 5. -С. 121-125. - Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf/201405/201405_ 121.pdf (Дата обращения - 26.11.2016).
Ball D. Italy Prime Minister Renzi calls for Russia to be part of solution to Syria crisis // The Wall Street j. - N.Y., 2015. - 29.09. - Mode of access: http://www.wsj.com/articles/italy-prime-minister-renzi-calls-for-russia-to-be-part-of-solution-to-syria-crisis-1443550552 (Дата обращения - 26.11.2016).
Binhuwaidin M.M. Essential threats to the security of the GCC countries in the Post-Arab Spring era / / Digest of Middle East studies. - L.: Wiley-Blackwell, 2015. - Vol. 24, Issue 1. - P. 1-25. - Mode of access: http:// onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/dome.12058/full (Дата обращения -26.11.2016).
Bongiorni R. L'ltalia richiama l'ambasciatore in Siria // Il Sole 24 Ore. -Milan, 2012. - 08.02. - Mode of access: http://www.ilsole24ore.com/art/
notizie/2012-02-08/litalia-richiama-ambasciatore-siria-063903.shtml (Дата обращения - 26.11.2016).
Byun C.C., Hollander E.J. Explaining the intensity of the Arab Spring // Digest of Middle East studies. - L.: Wiley-Blackwell, 2015. - Vol. 24, Issue 1. -P. 26-46. - Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ dome.12057/full (Дата обращения - 26.11.2016).
Dalla Cooperazione altri 2 milioni di euro per rifugiati siriani / / Farnesina / Ministero degli affari esteri e della cooperazione internazionale. -Rome, 2015. - 11.11. - Mode of access: http://www.esteri.it/mae/it/sala_ stampa/archivionotizie/approfondimenti/dalla-cooperazione-altri-2-milioni. html (Дата обращения - 26.11.2016).
Erlich R. Inside Syria: The backstory of their civil war and what the world can expect. - Amherst; N.Y.: Prometheus Books, 2014. - 313 p.
Fact sheet: Strategy to counter the Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL) / The White House. - Wash., 2014. - 10.09. - Mode of access: https:// www.whitehouse.gov/the-press-office/2014/09/10/fact-sheet-strategy-coun ter-islamic-state-iraq-and-levant-isil (Дата обращения - 26.11.2016).
Gavioli R. The Italian reaction to the Syrian crisis // Syrian studies association bulletin / Southern Illinois univ. - Edwardsville, IL, 2012. - Vol. 17, Issue 1. - Mode of access: https://ojcs.siue.edu/ojs/index.php/ssa/ article/view/2718/679 (Дата обращения - 26.11.2016).
Gentiloni P. Assad to leave through a transition. Russian presence is political // ItalyUN. - Rome, 2015 a. - 18.09. - Mode of access: http://www.onuitalia.com/eng/2015/09/18/gentiloni-assad-to-leave-through-a-transition-russian-presence-is-political/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Gentiloni P. On the need for a political transition in Syria // Italy's diplomatic and parliamentary practice on international law. - Rome, 2015 b. - 09.09. -Mode of access: https://italyspractice.info/2015/09/09/the-minister-of-foreign-affairs-mr-paolo-gentiloni-silveri-on-the-need-for-a-political-transition-in-syria/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Gerstein J., Epstein J. Obama: Dismantle «network of death» // Politico. -Arlington, VA, 2014. - 24.09. - Mode of access: http://www.politico. com/ story/2014/09/obama-un-address-111287 (Дата обращения - 26.11.2016).
Gilli A., Unagro A.R., Morrane A. The Italian White Paper for international semrity and defense / / The RUSI j. / Royal united services institute for defence and security studies. - L., 2015. - Vol. 160, Issue 6. - P. 34-41. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/03071847.2015.1122978 (Дата обращения -26.11.2016).
Goldman Y. Saudi Arabia, Italy and Holland close embassies in Syria // The Times of Israel. - Jerusalem, 2012. - 15.03. - Mode of access: http://www.
timesofisrael. com/saudi-arabi-italy-and-holland-close-embassies-in-syria/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Greco E., Bonvicini G. Italians and foreign policy: Survey 2013 / Centro interdipartimentale di ricerca sul cambiamento politico; Istituto affari internazi-onali. - Roma, 2013. - 24 p.
Kerry J. Remarks at top of meeting on building an anti-ISIL coalition co-chaired by Defense Secretary Chuck Hagel, U.K. Foreign Secretary Philip Hammond, and U.K. Defense Secretary Michael Fallon / US Department of State. - Celtic Manor, Wales, 2014. - 05.09. - Mode of access: http:// www.state.gov/secretary/remarks/2014/09/231288.htm (Дата обращения -26.11.2016).
Krauthammer C. The Arab Spring of 2005 // The Seattle Times. - Seattle, WA, 2005. - 21.03. - Mode of access: http://www.seattletimes.com/opinion/the-arab-spring-of-2005/ (Дата обращения - 26.11.2016).
Minister Frattini condemns violence in Syria // Farnesina / Ministero degli affari esteri e della cooperazione internazionale. - Rome, 2011. - 31.07. -Mode of access: http://www.esteri.it/mae/en/sala_stampa/archivionotizie/ comunicati/20110801_condanna_violenze_siria.html (Дата обращения -26.11.2016).
Ogbonnaya U.M. Arab Spring in Tunisia, Egypt and Libya: A comparative analysis of causes and determinants / / Alternatives: Turkish j. of international relations / Department of international relations at Yalova univ. - Yalova, 2013. - Vol. 12, Issue 3. - P. 4-16.
Resolution 2170 (2014) adopted by the Security Council at its 7242 nd meeting, on 15 August 2014 / UN. Security Council. - N.Y., 2014. - S/RES/2170 (2014). - 7 p. - Mode of access: http://www.un.org/en/ga/search/view_ doc.asp?symbol=S/RES/2170(2014) (Дата обращения - 26.11.2016).
Security Council unanimously adopts resolution condemning violent extremism, underscoring need to prevent travel, support for foreign terrorist fighters / UN. Security Council. - N.Y., 2014. - 24.09. - Mode of access: http://www.un.org/press/en/2014/sc11580.doc.htm (Дата обращения -26.11.2016).
Stornelli E. Italy and Syria: Potentials and contradictions // Stratfor. -Austin, TX, 2015. - 19.10. - Mode of access: https://www.stratfor.com/the-hub/italy-and-syria-potentials-and-contradictions (Дата обращения -26.11.2016).
Syria in the eye of the storm: Italian Ambassador to Damascus recalled for consultations // Farnesina / Ministero degli affari esteri e della cooperazi-one internazionale. - Rome, 2012. - 07.02. - Mode of access: http://www.es
teri.it/ mae/ en/sala_stampa/archivionotizie/approfondimenti/2012/02/20120 207_siria.html (Дата обращения - 26.11.2016).
The military balance 2016: The annual assessment of global military capabilities and defense economics / International institute for strategic studies. -L., 2016. - 504 p.
Volpi F., Cavatora F. Democratization in the Muslim world: Changing patterns of power and authority. - Oxford: Routledge, 2007. - 176 p.
White Paper for international security and defense / The ministry of defense. - Rome, 2015. - 125 p. - Mode of access: http://www.difesa.it/ Primo_Piano/Documents/2015/07_Luglio/White% 20book.pdf (Дата обращения - 26.11.2016).