Научная статья на тему 'Средиземноморская политика Италии (Окончание)'

Средиземноморская политика Италии (Окончание) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
912
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / MEDITERRANEAN / ИТАЛИЯ / ITALY / ЛИВИЯ / LIBYA / ИТАЛО-ЛИВИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ITALY-LIBYA RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Маслова Е.А., Ушакова Н.В.

В статьерассматриваются основные направления сотрудничества Италии и Ливии на современном этапе. Показано, что крупные итальянские компании наряду со средними и малыми предприятиями на протяжении всей истории взаимоотношений играли весьма заметную роль в ливийской экономике. Даже в период самых драматических событий итальянские компании на территории Ливии покидали эту страну последними, и неизменно возвращались в неё, стараясь привлечь к решению проблем итальянское правительство, межправительственные организации и структуры, например, Итало-ливийскую торговую палату, совместную итало-ливийскую комиссию. Для Италии стратегически важно не упустить те возможности и перспективы, которые возникнут на ливийском рынке после стабилизации ситуации в стране. Именно поэтому правительство Италии поддерживает привлечение итальянских инвестиций в Ливию, энергетический сектор, инфраструктурные проекты и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ITALIAN POLICY IN THE MEDITERRANEAN (2ND PART)

The paper examines the main areas of cooperation between Italy and Libya at the present time. It is shown that large Italian companies along with medium and small enterprises, throughout the history of relationships, played a significant role in the Libyan economy. Even during the most dramatic events, Italian companies in Libya left this country last, and invariably returned to it, trying to involve the Italian government, intergovernmental organizations and structures, for instance, the Italian-Libyan Chamber of Commerce, the joint Italian-Libyan commission, in solving their problems. For Italy, it is strategically important not to miss the opportunities and prospects that will arise on the Libyan market after the stabilization of the situation in the country. That is why the Italian government supports and encourages the attraction of Italian investments in Libya, energy industry, infrastructure projects and etc.

Текст научной работы на тему «Средиземноморская политика Италии (Окончание)»

УДК 327

Маслова Е.А., кандидат политических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

Ушакова Н.В., кандидат экономических наук, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия)

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ ПОЛИТИКА ИТАЛИИ (ОКОНЧАНИЕ)

В статье рассматриваются основные направления сотрудничества Италии и Ливии на современном этапе. Показано, что крупные итальянские компании наряду со средними и малыми предприятиями на протяжении всей истории взаимоотношений играли весьма заметную роль в ливийской экономике. Даже в период самых драматических событий итальянские компании на территории Ливии покидали эту страну последними, и неизменно возвращались в неё, стараясь привлечь к решению проблем итальянское правительство, межправительственные организации и структуры, например, Итало-ливийскую торговую палату, совместную итало-ливийскую комиссию. Для Италии стратегически важно не упустить те возможности и перспективы, которые возникнут на ливийском рынке после стабилизации ситуации в стране. Именно поэтому правительство Италии поддерживает привлечение итальянских инвестиций в Ливию, энергетический сектор, инфраструктурные проекты и т.д. Ключевые слова: Средиземноморье, Италия, Ливия, итало-ливийские отношения. DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-02-107-116

На сегодняшний день сотрудничество Италии и Ливии ведётся в самых различных сферах. Рассмотрим основные из них.

Сотрудничество в энергетической сфере

Важной точкой соприкосновения интересов Италии и Ливии всегда являлась экономическая и энергетическая составляющая. Даже после событий 2011 г сотни малых и средних итальянских предприятий были готовы участвовать в проектах восстановления экономики Ливии, в том числе и в городах Бенгази и Мизурате. К тому же, в портовом г. Мизурата местные жители всегда неплохо говорили по-итальянски. Как заявляли в Итало-ливийской торговой палате, предприятий, готовых делать инвестиции, было намного больше тех (около сотни), которые вели свою деятельность ещё до свержения Каддафи; по крайней мере, в три раза больше предприятий участвовали в ярмарках и других коммерческих мероприятиях на ливийской террито-рии.[15] В 2012 г. был создан консорциум SME Task Force для работы в Ливии, объединивший 82 предприятия северо-восточной части Италии во главе с венецианцем Арду-ино Паничча - доцентом, специалистом по международным стратегиям и консультантом НАТО.[10] На март 2014 г., согласно данным Института внешней торговли Италии, в Ливии было зарегистрировано 133 итальянских предприятий (среди которых такие гиганты,

как Unicredit, Iveco, Eni, но прежде всего десятки малых и средних), а также около трёхсот ассоциированных с ними фирм были активны на ливийском рынке.[8] В апреле 2014 г. более 650 ливийских и международных компаний приняли участие в 42-й Международной ярмарке в г. Триполи. Ливийские власти заявляли о своём желании принять участие в выставке Expo в Милане в 2015 г., 55 итальянских предприятий зарегистрировались для участия в строительной ярмарке Libya Build, которая должна была пройти в мае 2014 г. Однако уже во второй половине 2014 г. консорциум SME Task Force прервал свою деятельность и приостановил действие заключенных контрактов.

Другая компания Ferretti International, получившая контракты на 100 млн. евро в 2008 г. для реализации проектов в области строительства в Ливии, вынуждена была приостановить работы и оставить на строительных площадках поставленное оборудование на сумму около 10-12 млн. евро. В том числе и в Триполи условия работы для итальянцев, представляющих средний и малый бизнес, становились небезопасными. Например, Джузеппе Чирина, мелкий предприниматель из области Венето (Италия), открывший в Триполи в 2012 г. итальянский ресторан, весьма успешно развивал свой бизнес до 2014 г., привлекая не только соотечественников своей кухней, но и организуя приёмы для представителей деловых кругов и даже для делегаций ООН, вынужден был вернуться в

Италию, как и многие другие итальянские предприниматели.[15] В целом около ста итальянских предприятий всё же попытались продолжить работу. Ситуация продолжала ухудшаться, и почти все итальянские компании после закрытия в феврале 2015 г. итальянского посольства в Триполи предпочли эвакуировать свой персонал из Ливии. Исключением стала компания "Eni", продолжившая работу на западном побережье страны.

Поскольку более 70% ВВП Ливии зависит от углеводородов, ни одна из группировок, стремящихся к власти в стране (даже джихадисты) на протяжении последних лет не была заинтересована в подрыве газопроводов и препятствии экспорту нефти, что означало бы нанесение значительного вреда отношениям с Италией, основным импортером ливийских энергоресурсов. Фактически единственным источником пополнения ливийского бюджета являются поступления от продажи нефти и газа (разведанные национальные запасы составляют около 48 млрд. баррелей (3,5% от мировых запасов).[18]

Вплоть до 1950-х гг. Ливия считалась одной из самых бедных стран в мире, прежде всего, из-за низкой плодородности её земель. Однако благодаря обнаружению нефтяных месторождений и их последующей национализации, в Ливии был отмечен период бурного экономического роста, прервавшегося в 1980-е гг. ввиду нефтяного кризиса. В 1990-е гг. экономика Ливии в значительной степени пострадала от введённых экономических санкций, которые затем были сняты в 1997 г.

В 2010 г. ВВП Ливии достиг показателя почти в 75 млрд. долл., одного из самых высоких в регионе, в 2016 г. показатель снизился до 25 млрд. долл. В 2012 г. ВВП на душу населения в Ливии составлял 13 тыс. долл., тогда как в 2016 г. - всего лишь 4,5 тыс. долл. В период нахождения у власти М. Каддафи страна добывала около 1,6 млн. баррелей нефти ежедневно, в 2017 г. - менее трети этого объема, [18] хотя в последнее время наметился тренд на увеличение объёмов добычи.

В значительной степени сохранению энергетического сотрудничества способствует итальянская компания "Eni" - единственная иностранная компания, которая на протяжении последних лет не прекращала

добычу нефти и газа в Ливии (за исключением закрытия разработок в южной и восточной части страны); на протяжении десятилетий компания воспринималась ливийцами практически как национальная, поскольку присутствует на рынке с 1959 г. и всегда тесно сотрудничала с Национальной нефтяной Корпорацией Ливии (NOC) в качестве партнёра по совместным предприятиям.

К 2016 г. "Eni" удалось выйти на уровень добычи 352 тыс. б/c - самый высокий показатель с 2010 г. В настоящее время на Ливию приходится около 20% всей добычи углеводородов, ведущейся "Eni". Предполагается, что эта доля останется значительной в пятилетнем плане компании на 2017-2020 гг., хотя и несколько снизится по сравнению с планом на 2016-2019 гг. Итальянская компания ведёт разработку месторождений в шель-фовой части Средиземного моря напротив г. Триполи и в ливийской пустыне на общей площади (разработанных и неразработанных месторождений) 26 635 кв. км (13 294 кв. км - доля в совместных предприятиях, принадлежащая "Eni").[9]

В настоящее время "Eni" участвует в следующих проектах на территории Ливии:

1) Эксплуатация комплекса в г. Мелли-тах и нефтяной платформы Сабрата (у северо-западного побережья Ливии), месторождения Вафа в рамках проекта разработки газовых месторождений в западной части Ливии (Western Libyan Gas Project), где компании принадлежит 50% в совместном предприятии с NOC. Газ с двух месторождений, в Вафе и Бахр Эссалам, транспортируется в Италию по газопроводу «Зелёный поток» протяженностью 520 км. по дну Средиземного моря, соединяющему комплекс Мелли-тах на ливийском побережье с национальной итальянской газовой системой в городе Гела на Сицилии, с пропускной способностью около 8 млрд. куб.м./год. В 2016 г. Италия получила из Ливии 4,87 млрд. куб. м. газа, что меньше на 32,8% по сравнению с 2015 г.

2) Установка и подключение к системе нового оборудования на шельфовом месторождении Боури, где "Eni" принадлежит 50%. Реализация этого проекта получила старт в начале 2017 г.

3) Второй этап разработки месторождения Бахр Эссалам с завершением бурения 10

шельфовых скважин, бурение 9 из них было осуществлено в 2016 г. "Eni" получила контракт на условиях "EPSI - Engineering, Procurement, Construction and Installation" (форма контракта строительства объекта «под ключ» в нефтегазовом секторе, когда подрядчик несёт также все связанные риски, если не оговорено иное). Предполагается, что первые поставки газа начнутся в 2018 г.

4) Подключение ещё одной скважины на месторождении Вафа ("Eni" принадлежит 50%) и проведение работ, направленных на предотвращение естественного истощения скважин и снижения добычи в данной зоне.[9]

Помимо энергетической составляющей, компания "Eni" реализует в Ливии гуманитарные проекты, направленные на улучшение социально-экономических условий проживания местного населения, а также способствует продвижению новых бизнес моделей. В частности, в 2015 г. было подписано соглашение с властями Триполи о реализации программы поддержки доступа к медицинским услугам для жителей близлежащих к комплексу Меллитах территорий, на побережье протяженностью около 85 км на запад от г. Триполи. Осуществляются поставки медикаментов и оборудования для больниц, оказывающих помощь в чрезвычайных ситуациях, также ведётся подготовка медицинского персонала.[7] Компания развивает и культурные проекты. Так, например, в 2009 г. за счёт средств компании была отреставрирована римская мозаика на Вилле Лебда.

Таким образом, крупнейший энергетический холдинг Италии - компания "Eni" - на сегодняшний день является как важным экономическим партнёром, так и основным актором энергетической и экономической дипломатии Италии в Ливии.

Сотрудничество в банковском секторе

В банковском секторе Ливии всегда активно присутствовал итальянский банк Unicredit. В начале августа 2009 г. Ливийский суверенный фонд (Lia - Lybian investment Authority) приобрёл 2,07% акций Unicredit. Наряду с этой относительно небольшой долей участия в капитале банка, Ливия владела также около 5% капитала через Центральный Банк Ливии, что в целом уже составляло 7%

и косвенным или прямым образом фактически принадлежало Каддафи (хотя по Уставу Unicredit, ни один акционер не мог обладать более 5%). К тому же, в то время председателем ЦБ Ливии, советником Ливийского суверенного фонда и одновременно заместителем главы Unicredit был один и тот же человек -Фахрат Бенгдара, что вызывало большие опасения в итальянских политических кругах. Кроме этого, Lia намеревался приобрести ещё 2%. Таким образом, Ливия могла стать главным акционером итальянского кредитного института и обойти ограничения, установленные Уставом, увеличив в 2 раза количество голосов на собрании акционеров. [2]

Однако после падения режима М. Каддафи ситуация изменилась радикальным образом. Страна находилась в хаосе, ООН заморозила активы Каддафи, включая активы ЦБ Ливии и Lia. В 2013 г. ливийцам принадлежала всё ещё значительная часть капитала банка Unicredit - 4,1% (ЦБ Ливии - 2,6%, Зарубежный банк Ливии (Libyan Foreing Bank) - 0,3%, и Lia - 1,3%). Ливийские акционеры на общем собрании 15 мая 2013 г. заявили о желании восстановить «контакты на постоянной основе и сотрудничество, прерванное в последние годы».[22] Тем не менее, в 2015 г. ливийские акционеры Unicredit вновь дали о себе знать, пытаясь поделить между собой 67 млрд. долл., принадлежащих Lia и оспариваемые между собой властями Триполи и Тобрука, а также неким ливийским гражданином, утверждавшим, что он является «представителем ливийских акционеров». Судебные дела велись, в том числе, в судах Лондона, однако физически акции Unicredit на тот момент были в депозитных хранилищах председательствовавшего в ЦБ Ливии Саддека Омара эль-Кабера и главы Lia Абду-рахмана Бениэццы, которые были допущены на собрание акционеров и заявили о том, что они действуют «в интересах ливийского государства» и не представляют интересы ни одной из враждующих сторон.[22] В последующие годы доля в капитале Unicredit ливийских акционеров неуклонно снижалась и после крупного увеличения капитала банка в размере 13 млрд. долл., в 2017 г. (на 20.04.17) составила 0.82% в виде акций, принадлежащих ЦБ Ливии, остальные ливийские акцио-

неры представлены ещё меньшими процентными долями. Одним из основных акционеров Unicredit остался Аабар - Суверенный фонд Абу-Даби (5,1%).[21] В других отраслях, прежде всего в сфере строительства, инфраструктуры, транспорта, телекоммуникаций в последние годы на ливийском рынке были активны как крупные итальянские группы, так и более мелкие компании, в основном при участии ливийских инвестиционных фондов, через создание совместных предприятий: бывшая Finmeccanica (в настоящее время - Leonardo) (в 2011 г. Ливийский суверенный фонд Lia владел 2% акций итальянской компании), Impregilo (совместное предприятие Libco также с инвестиционным фондом Libyan development investment), а также Ansaldo, Alitalia, Telecom, Edison, Gri-maldi, Saipem [13] и другие.[11]

Сотрудничество в других отраслях экономики

В сфере внешней торговли Италия всегда имела отрицательное сальдо торгового баланса в отношении Ливии, что связано, прежде всего, с импортом энергоносителей из этой страны. В последние годы объём товарооборота между двумя странами постепенно снижался, опустившись до отметки 2,8 млрд. евро в 2016 г., тогда как в 2008 г. этот показатель составлял 20 млрд. евро, в 2009 г. - 12 млрд. евро и в 2010 г. - 14 млрд. евро соответственно. После свержения Каддафи был зарегистрирован самый низкий уровень - 4,5 млрд. евро (-64,4% по сравнению с 2010 г.), что стало настоящим обвалом, но уже на следующий год ситуация улучшилась - более 15 млрд. евро. Затем, с 2013 г. цифры опять стали снижаться. Согласно данным Министерства экономического развития Италии, в 2016 г. Италия экспортировала в Ливию товары на общую сумму около 1 млрд. евро, тогда как импорт из Ливии за тот же период составил 1.8 млрд. евро. Импорт Италии из Ливии представлен прежде всего продуктами нефтегазового сектора: сырая нефть - 885 млн. евро (более 48% всего импорта), природный газ - 747 млн. евро (41,1% импорта), продукты нефтепереработки - 149 млн. евро (8,2% импорта). Экспорт из Ливии прежде всего представлен продуктами нефтеперера-

ботки - 550 млн. евро (51,1% экспорта Италии в Ливию), обработанными и консервированными фруктами и овощами - 112 млн. евро (10,4%), оборудованием общего назначения - 43 млн. евро 4%).[18]

Инициативы Италии по возобновлению экономических связей с Ливией

Министр иностранных дел Италии Ан-джелино Альфано на открытии первого итало-ливийского экономического форума в июле 2017 г. отметил, что «Ливия исторически является для Италии исключительным партнёром - не только в сфере политики и безопасности, но и в экономической сфере», добавив при этом, что «итальянское правительство прилагает все усилия для стабилизации ситуации в стране и восстановления условий безопасности, необходимых для возобновления двусторонних отношений во всех областях, в частности в том, что касается экономического сотрудничества, сотрудничества в сфере энергетики и инфраструктуры».[19] На форуме присутствовали представители итальянских и ливийских предпринимательских и финансовых кругов, консалтинговых компаний, а также представители ливийского правительства. Основными темами, которые обсуждались на форуме стало развитие телекоммуникационного сектора через реконструкцию и усиление телекоммуникационных сетей на ливийской территории (проводка новых кабелей и усиление существующих), привлечение иностранных инвестиций в Ливию, перспективы энергетического сектора, финансирование итальянских предприятий, инфраструктурные проекты. Вместе с тем глава итало-ливийской торговой палаты Джанфранко Да-миано отметил, что, пока Ливия не достигнет уровня добычи в 1,2-1,5 млн. бар. в сутки, у неё не будет средств для погашения итальянских кредитов, несмотря на заявленную готовность соблюдать достигнутые соглашения. Дамиано предложил альтернативный путь -привлечь ЦБ Ливии, и вместе с рабочей группой, созданной ещё в 2012 г. при МИДе, сторону смогут определить объёмы и направления выделяемых кредитов. К итальянскому правительству Дамиано обратился с просьбой создать кризисную группу при Совете мини-

стров Италии, с тем, чтобы помочь ста итальянским предприятиям, предоставившим ливийским партнёрам кредиты на сумму около 900 млн. евро и имеющим около 2500 сотрудников и дополнительный персонал около 12 тыс. человек. Дамиано напомнил, что неоплаченными остаются в том числе и кредиты, предоставленные ещё в 1990-е гг., когда ситуация была благоприятной, и тем не менее Италия оказалась не готовой предоставить помощь своим предприятиям. Сейчас, как никогда, эти предприятия рассчитывают на итальянское государство и могли бы вернуться в Ливию, как только это будет возможно, для реализации заказов и проектов, передачи новых технологий, что в конечном итоге будет способствовать восстановлению страны.[19]

С падением режима Каддафи в 2011 г Италия несколько утратила своё влияние в Ливии, однако и сейчас может рассчитывать на сложившиеся связи с местными деловыми кругами и созданную ранее базу экономических отношений между двумя странами. Несмотря на все сложности текущего периода, Италия стремится к сотрудничеству. Связано это не только с необходимостью противостояния миграционному потоку из Ливии, но и с тем, что уже сегодня Италия не хочет потерять те возможности и перспективы, которые могут возникнуть на ливийском рынке для итальянских предприятий, как только будут созданы необходимые условия безопасности для их функционирования.

22 мая 2017 г. была возобновлена деятельность Совместной итало-ливийской Комиссии в области инфраструктуры, предусмотренная Договором о дружбе и сотрудничестве 2008 г. В ходе проведённых ранее Комиссией работ был выработан базовый инфраструктурный проект строительства береговой автомагистрали. Окончательный проект был согласован ещё 15 июня 2010 г. и предусматривал строительство дороги общей протяжённостью 1700 км. через всю территорию Ливии, которая соединила бы, таким образом, участок от границы Туниса до Египта.[5] На заседании Комиссии, состоявшемся весной 2017 г., было подтверждено намерение обеих сторон вернуться к реализации данного проекта.[18]

Италия предпринимает усилия по возобновлению и реанимации экономических связей с Ливией, в том числе привлекая все возможные международные механизмы и инструменты в

рамках Всемирного Банка, Европейского инвестиционного банка, Африканского банка развития, Европейской Комиссии (например, программа Mena SME Facility, предусматривающая выделение 172 млн. евро, и дополнительные 307 млн. евро для облегчения доступа к кредитованию предприятий)[12].

На пресс-конференции, посвящённой открытию первого итало-ливийского экономического форума в Италии в г. Агриженто (Сицилия) 7 июля 2017 г., министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано отметил, что форум - это «новый мощный сигнал, свидетельствующий о желании Италии протянуть руку помощи Ливии».[18] В рамках форума была подписана Совместная итало-ливийская декларация о возобновлении экономического сотрудничества.

Премьер-министр Италии Паоло Джен-тилони неоднократно обращался от имени Италии к Европейской комиссии с просьбой одобрить план финансирования по Ливии на общую сумму 270 млн. евро до 2026 г., предложенный Министерством внутренних дел Италии и направленный на укрепление ливийских морских границ и поддержание экономического и социального развития ливийских территорий, а также граничащих с ней стран.[3] В письме от 17 августа 2017 г., направленном П. Джентилони в адрес председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкера, названо «важным результатом» выделение 46 млн. евро со стороны целевого фонда ЕС для Африки на проект, предложенный МВД Италии для укрепления ливийских структур по контролю за морскими и наземными грани-цами.[20] На саммите Евросоюза в Таллине в сентябре 2017 г. Италия неоднократно призывала страны-члены ЕС внести больший вклад в фонд ЕС для Африки. Несмотря на взятые на себя обязательства в последние месяцы, Испания и Франция внесли в этот фонд лишь 3 млн. евро. Германия находится на втором месте среди стран, финансирующих фонд (13 млн. евро). В свою очередь Италия внесла наибольшее значение - 82 млн. евро.[1]

Итальянская делегация, возглавляемая министром внутренних дел Италии Марко Миннити, привезла в Брюссель на заседание Совета министров Юстиции и внутренних дел ЕС пакет проектов для возможной реализации в Ливии, которые были предложены

мэрами ливийских городов. Среди предложений развития 12 ливийских городов - от Сабраты до Мизураты - строительство инфраструктурных проектов, объектов обеспечения безопасности, образовательных и медицинских учреждений. [6]

Кроме того, итальянские области также проявляют заинтересованность взаимодействия с ливийскими властями. В 2017 г., выступая на форуме «Ливия: хаос и возможности. Катастрофа в стране и проблемы итальянских предприятий. Какие перспективы?», президент областного Совета (Парламента) Фриули-Венеция-Джулия Франко Якоп заявил, что Фриули готова участвовать в сельскохозяйственных проектах в Ливии, а также в инициативах по обеспечению продовольственной безопасности, поддержке микро, малых и средних предприятий. [4]

В марте 2017 г. итальянская компания Techno Sky, занимающаяся деятельностью в области логистики и технического обслуживания подписала с ливийскими властями соглашение о строительстве смотровой вышки в аэропорту Триполи и реконструкции аэропорта в Митиге (помимо ряда других соглашений также в сфере гражданской авиации). Подписание состоялось в присутствии министра транспорта Ливии Милада Маатука (ливийское правительство национального согласия), управляющей итальянской компании Роберты Нери и итальянского посла в Ливии Джузеппе Перроне.[14] Также в сентябре 2017 г. консорциум итальянских предприятий Aenenas и министерство транспорта Ливии подписали контракт на строительство нового аэропорта в Триполи - на месте старого аэропорта, разрушенного бомбардировками в 2014 г. Инвестиции составят 79 млн. евро. Проект предусматривает строительство двух терминалов - для выполнения международных перелётов и внутренних рейсов на общей площади 30 тыс. кв.м., прилегающего паркинга на 1800 машино-мест. Как заявил Алессио Букайони, коммерческий директор Консорциума Aeneas, терминал будет построен с использованием технологий последнего поколения и энергосберегающего оборудования. Значительный вклад в продвижение проекта внесло итальянское правительство, МИД Италии и лично посол Италии в Ливии Джузеппе Перроне. Представители

консорциума надеются, что это станет первым шагом для организации прямого авиасообщения между Италией и Ливией.[17]

Таким образом, со стороны Италии большое внимание уделяется инфраструктурным проектам, реализация которых в конечном итоге смогла бы способствовать укреплению экономических связей двух стран. В настоящее время ввиду отсутствия должного транспортно-логистического комплекса сотрудничество сторон затруднено. * * *

Одним из условием обеспечения безопасности в Средиземноморье является единая, стабильная и мирная Ливия. По этой причине Италия взяла на себя ведущую роль в управлении кризисом и развила партнёрство с Триполи, которое охватывает многие сферы и уже дало важные результаты в борьбе с терроризмом и сокращением нерегулируемых миграционных потоков.

В отношениях с Ливией действия итальянского правительства основаны на следующих принципах: (а) поиск политического решения кризиса; (б) поддержка структур, подтверждённых Ливийским политическим соглашением; (в) поддержка действий ООН по процессу национального примирения, уважающих ливийскую государственность.

Италия была одной из первых стран, которая способствовала установлению прямого диалога между противоборствующими сторонами в Ливии. В 2017 г. Рим стал центром международных действий в отношении Ливии. Президент Палаты представителей, Агила Салех и Председатель Высшего совета штата Суэхи встретились там впервые. Генерал Хафтар был принят в Риме, чтобы подчеркнуть важность поддержки инклюзивного диалога, возобновлённого спецпредставителем Генерального секретаря ООН в Ливии Гассаном Саламе. В Риме племена из южной Ливии (авлад сулейман, туарег и тебу) подписали соглашение о содействии экономическому и социальному развитию юга страны. В Риме также состоялось несколько встреч многочисленных ливийских муниципалитетов, поддержка которых путём заключения политического соглашения имеет важное значение для содействия воссозданию инсти-

туционального процесса консолидации. В январе 2017 г. Италия также возобновила работу своего посольства в Триполи.

Политическая стабилизация Ливии также подразумевает восстановление её экономики. В июле 2017 г. в г.Агридженто (Сицилия) состоялся первый итало-ливийский экономический форум.

Экономическое сотрудничество двух стран, помимо энергетического сектора, охватывает транспорт и инфраструктуру. Итальянская авиационная компания уже разместила мобильную башню в аэропорту Три-поли/Майтига в связи со строительством новой диспетчерской башни. Кроме этого, итальянский консорциум обеспечил реконструкцию международного аэропорта Триполи, который был разрушен. Состоялся перезапуск работ по проекту строительства береговой автомагистрали, а также по восстановлению ливийской инфраструктуры.

В 2016-2017 гг. Италия выделила более 20 млн. евро на гуманитарную помощь ливийской стороне (проекты в области продовольственной безопасности, здравоохранения и социальной защиты). Так, например, в Мизурате был открыт полевой госпиталь, оказывающий амбулаторное лечение, на базе которого было проведено около 600 операций за один год работы.

Италия также поддерживает ливийские власти в решении сложной задачи нелегальной миграции, следуя подходу, сочетающему безопасность и солидарность. Именно такой подход заложен в меморандуме, который подписали итальянский премьер П. Дженти-лони и премьер-министр Ливии Ф. Сараджем в феврале 2016 г. Теперь, когда миграционные потоки удалось сократить, ведётся работа над расширением присутствия на местах неправительственных организаций. В

2017 г. итальянской стороной были проведены инициативы по обучению сотрудников правоохранительных органов Ливии, а также других стран Африканского континента.

Кроме этого, Италия поддержала просьбу Ливии о выделении помощи со стороны ЕС - в общей сложности страна получила более 160 миллионов евро (с 2016 г.) для реализации инициатив по стабилизации, чрезвычайным ситуациям и защите мигрантов.

Сотрудничество с ливийскими властями в борьбе с торговлей людьми становится всё более эффективным благодаря активной работе Совместной комиссии, созданной в феврале 2017 г. Италия отремонтировала и доставила четыре патрульных судна в службу охраны ливийского побережья и начала работы по техническому обслуживанию и восстановлению ещё шести патрульных судов, а также обучению своих экипажей. Среди стратегических приоритетов совместной деятельности двух стран Совместная комиссия определила укрепление системы контроля на южных границах Ливии в качестве дополнительной меры по предотвращению незаконной торговли людьми.

На общеевропейском уровне Италия активно поддерживает миссии «София» и "ЕЦБАМ" (Миссия Европейского союза по управлению границами в Ливии).

По мнению итальянского правительства, Средиземноморье - с его кризисами и возможностями - должно стать новой исторической миссией Европейского Союза, его стратегическим приоритетом. В своё время председатель Совета министров Италии Альдо Моро предупреждал о том, что никому не предлагается выбирать между пребыванием в Европе или пребыванием в Средиземном море - поскольку сама Европа уже находится в Средиземном море.

Список литературы

1. Al Consiglio Affari interni della Ue sostegno alla linea Minniti sui migranti. Il sole 24 ore, 14.09.2017 from http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-09-14/al-consiglio-affari-intemi-ue-sostegno-linea-minniti-161702.shtml?uuid=AE4nPCTC&fromSearch (дата обращения: 12.03.2018)

2. Cosa è successo tra Unicredit e la Libia. Il post, 20.09.2010 from http://www.ilpost.it/2010/09/20/unicredit-libia-profumo/ (дата обращения: 12.03.2018)

3. Dalla formazione ai radar, gli interventi italiani in Libia. Il sole 24 ore, 29.08.2017. Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ilsole24ore.com/art/mondo/2017-08-29/dalla-formazione-radar-interventi-italiani-libia-063510.shtml?uuid=AEhxV4IC&fromSearch (дата обращения: 12.03.2018)

4. I progetti di sostenibilità di Eni in Libia. Enipedia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.eni.com/enipedia/it_IT/presenza-internazionale/africa/i-progetti-di-sostenibilita-di-eni-in-libia.page (дата обращения: 12.03.2018)

5. Il contributo del FVG per la futura Libia. Franco Iacop, 09.09.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.iacop.it/website/2016/09/09/pev-contributo-del-fvg-per-la-futura-libia/ (дата обращения: 12.03.2018)

6. Il Gruppo Salini Impregilo realizzerà il primo lotto dell'autostrada costiera libica per un valore totale di €963 Milioni. Salini Impregilo, 12.08.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.salini-impregilo.com/it/archivio/impregilo/comunicati-stampa/il-gruppo-salini-impregilo-realizzera-il-primo-lotto-dell-autostrada-costiera.html (дата обращения: 12.03.2018)

7. Infrastrutture e scuole: da Minniti alla Ue i 12 progetti per la Libia. Il sole 24 ore, 14.09.2017, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-09-13/infrastrutture-e-scuole-minniti-ue-12-progetti-la-libia-214559.shtml?uuid=AET3OfSC (дата обращения: 12.03.2018)

В. La guerra in Libia uccide le aziende italiane. LINKIESTA, 25.02.2015.[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.linkiesta.it/it/article/2015/02/25/la-guerra-in-libia-uccide-le-aziende-italiane/24823/ (дата обращения: 12.03.2018)

9. Le attività di Eni in Libia. Enipedia, [Электронный ресурс]. Режим достyпа:URL:https://www.eni.com/enipedia/it_IT/presenza internazionale/africa/le-attivita-di-eni-in-libia.page (дата обращения: 12.03.2018)

10. Le imprese italiane per la ricostruzione, 10.12.2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.stefanocianciotta.it/public/pubblicato/156/FOCUS_LIBIA.pdf (дата обращения: 12.03.2018)

11. Le prospettive per l'export italiano in Nord Africa. Exportiamo, 15.09.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.exportiamo.it/aree-tematiche/8703/le-prospettive-per-l-export-italiano-in-nord-africa/ (дата обращения: 12.03.2018)

12. Leonardo. Il sole 24 ore, 09.01.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://argomenti.ilsole24ore.com/leonardo-finmeccanica.html (дата обращения: 12.03.2018)

13. Libia, le aziende italiane ferme. Lettera43, 09.09.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.lettera43.it/it/articoli/economia/2014/09/09/libia-le-aziende-italiane-ferme/125548/ (дата обращения: 12.03.2018)

14. Libia, un consorzio di imprese italiane costruirà il nuovo aeroporto di Tripoli. The medi Telegrath, 09.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.agenzianova.com/ a/59ce75084305c6.98847040/1652014/2017-09-29/cooperazione-farnesina-approva-programmi-per-importo-oltre-60-milioni-di-euro-tra-i-paesi-libia-tunisia-e-sudan-5 (дата обращения: 12.03.2018)

15. Libia: Impregilo, Finmeccanica, Eni e non solo. Tutti gli interessi in gioco. Il fatto quotidiano, 20.05.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ilfattoquotidiano.it /2011/03/20/libia-impregilo-finmeccanica-eni-e-non-solo-tutti-gli-interessi-in-gioco/98970/ (дата обращения: 12.03.2018)

16. Libia: italiana Techno Sky firma accordo per costruzione torre di controllo aeroporto Tripoli. Agenzia Nova, 30.03.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://www.agenzianova.com/ a/58dd2ea7f2fa82.81421206/1536571/2017-03-30/libia-italiana-techno-sky-firma-accordo-per-costruzione-torre-di-controllo-aeroporto-tripoli/linked (дата обращения: 12.03.2018)

17. Libia: Primo Forum economico italo-libico. Ministero degli affari esteri e della cooperazione internazionale, 07.07.2017. Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/comunicati/primo-forum-economico-italo-libico.html (дата обращения: 12.03.2018)

18. Mediterraneo mercato da 500 milioni di consumatori. E l'Italia guarda alla Libia. Il sole 24 ore, 07.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-07-07/mediterraneo-mercato-500-milioni-consumatori-e-l-italia-guarda-libia-131440.shtml?uuid= AETfLitB&fromSearch (дата обращения: 12.03.2018)

19. Primo forum economico Italia-Libia - Agrigento - 8 luglio 2017. Iveco, 12.07.2017.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.cameraitalolibica.it/12-rassegna-stampa/747-primo-forum-economico-italia-libia-agrigento-8-luglio-2017 (дата обращения: 12.03.2018)

20. Roma alla Ue: 270 milioni per il piano Libia. Il sole 24 ore, 17.08.2017, [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-08-17/roma-ue-270-milioni-il-piano-libia-063640.shtml?uuid=AEF0KvDC&fromSearch (дата обращения: 12.03.2018)

21. Unicredit, tornano gli azionisti libici «Vogliamo un ruolo attivo» in banca. Corriere della sera, 13.05.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.corriere.it/economia/ 15_maggio_13/unicredit-tornano-azionisti-libici-vogliamo-ruolo-attivo-banca-a6997c68-f96e-11 e4-997b-246d7229677f.shtml (дата обращения: 12.03.2018)

22. Unicredit: Banca centrale Libia in assemblea con 0,8%, Aabar 5%. Ask a news, 18.05.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.askanews.it/economia/2017/05/18/unicredit-banca-centrale-libia-in-assemblea-con-08-aabar-5-pn_20170518_00082/ (дата обращения: 12.03.2018)

THE ITALIAN POLICY IN THE MEDITERRANEAN (2nd PART)

The paper examines the main areas of cooperation between Italy and Libya at the present time. It is shown that large Italian companies along with medium and small enterprises, throughout the history of relationships, played a significant role in the Libyan economy. Even during the most dramatic events, Italian companies in Libya left this country last, and invariably returned to it, trying to involve the Italian government, intergovernmental organizations and structures, for instance, the Italian-Libyan Chamber of Commerce, the joint Italian-Libyan commission, in solving their problems. For Italy, it is strategically important not to miss the opportunities and prospects that will arise on the Libyan market after the stabilization of the situation in the country. That is why the Italian government supports and encourages the attraction of Italian investments in Libya, energy industry, infrastructure projects and etc. Keywords: Mediterranean, Italy, Libya, Italy-Libya relations

References

1. Al Consiglio Affari interni della Ue sostegno alla linea Minniti sui migranti. Il sole 24 ore, 14.09.2017 from http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-09-14/al-consiglio-affari-intemi-ue-sostegno-linea-minniti-161702.shtml?uuid=AE4nPCTC&fromSearch, retrieved 12.03.2018.

2. Cosa e successo tra Unicredit e la Libia. Il post, 20.09.2010 from http://www.il-post.it/2010/09/20/unicredit-libia-profumo/, retrieved 12.03.2018.

3. Dalla formazione ai radar, gli interventi italiani in Libia. Il sole 24 ore, 29.08.2017 from http://www.ilsole24ore.com/art/mondo/2017-08-29/dalla-formazione-radar-interventi-italiani-libia-063510.shtml?uuid=AEhxV4IC&fromSearch , retrieved 12.03.2018.

4. Il contributo del FVG per la futura Libia. Franco Iacop, 09.09.2017 from http://www.iacop.it/web-site/2016/09/09/pev-contributo-del-fvg-per-la-futura-libia/, retrieved 12.03.2018.

5. Il Gruppo Salini Impregilo realizzera il primo lotto dell'autostrada costiera libica per un valore totale di €963 Milioni. Salini Impregilo, 12.08.2013 from https://www.salini-impregilo.com/it/ar-chivio/impregilo/comunicati-stampa/il-gruppo-salini-impregilo-realizzera-il-primo-lotto-dell-auto-strada-costiera.html, retrieved 12.03.2018.

6. Infrastrutture e scuole: da Minniti alla Ue i 12 progetti per la Libia. Il sole 24 ore, 14.09.2017 from http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-09-13/infrastrutture-e-scuole-minniti-ue-12-progetti-la-libia-214559.shtml?uuid=AET3OfSC, retrieved 12.03.2018.

7. I progetti di sostenibilita di Eni in Libia. Enipedia. from https://www.eni.com/ enipedia/it_IT/presenza-internazionale/africa/i-progetti-di-sostenibilita-di-eni-in-libia.page, retrieved 12.03.2018.

8. La guerra in Libia uccide le aziende italiane. LINKIESTA, 25.02.2015. from http://www.link-iesta.it/it/article/2015/02/25/la-guerra-in-libia-uccide-le-aziende-italiane/24823/, retrieved 12.03.2018.

9. Le attivita di Eni in Libia. Enipedia, from https://www.eni.com/enipedia/it_IT/presenza-in-ternazionale/africa/le-attivita-di-eni-in-libia.page, retrieved 12.03.2018.

10. Le imprese italiane per la ricostruzione, 10.12.2012 from http://www.stefanocianciotta.it/ public/pubblicato/156/FOCUS_LIBIA.pdf, retrieved 12.03.2018.

11. Leonardo. Il sole 24 ore, 09.01.2017 from http://argomenti.ilsole24ore.com/leonardo-finmeccanica.html, retrieved 12.03.2018.

12. Le prospettive per l'export italiano in Nord Africa. Exportiamo, 15.09.2014 from http://www.ex-portiamo.it/aree-tematiche/8703/le-prospettive-per-l-export-italiano-in-nord-africa/, retrieved 12.03.2018.

13. Libia: Impregilo, Finmeccanica, Eni e non solo. Tutti gli interessi in gioco. Il fatto quotidi-ano, 20.05.2011 from http://www.ilfattoquotidiano.it/2011/03/20/libia-impregilo-finmeccanica-eni-e-non-solo-tutti-gli-interessi-in-gioco/98970/, retrieved 12.03.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Libia: italiana Techno Sky firma accordo per costruzione torre di controllo aeroporto Tripoli. Agenzia Nova, 30.03.2017 from https://www.agenzianova.com/a/58dd2ea7f2fa82.81421206/ 1536571/2017-03-30/libia-italiana-techno-sky-firma-accordo-per-costruzione-torre-di-controllo-aero-porto-tripoli/linked, retrieved 12.03.2018.

15. Libia, le aziende italiane ferme. Lettera43, 09.09.2014 from http://www.lettera43.it/it/arti-coli/economia/2014/09/09/libia-le-aziende-italiane-ferme/125548/, retrieved 12.03.2018.

16. Libia: Primo Forum economico italo-libico. Ministero degli affari esteri e della cooperazione internazionale, 07.07.2017 from http://www.esteri.it/mae/it/sala_stampa/archivionotizie/comuni-cati/primo-forum-economico-italo-libico.html, retrieved 12.03.2018.

17. Libia, un consorzio di imprese italiane costruira il nuovo aeroporto di Tripoli. The medi Telegrath, 09.07.2017 from https://www.agenzianova.com/a/59ce75084305c6.98847040/1652014/2017-09-29/cooperazione-farnesina-approva-programmi-per-importo-oltre-60-milioni-di-euro-tra-i-paesi-libia-tunisia-e-sudan-5, retrieved 12.03.2018.

18. Mediterraneo mercato da 500 milioni di consumatori. E l'ltalia guarda alla Libia. Il sole 24 ore, 07.07.2017 from http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2017-07-07/mediterraneo-mercato-500-milioni-consumatori-e-l-italia-guarda-libia--131440.shtml?uuid=AETfLitB&fromSearch, retrieved 12.03.2018.

19. Primo forum economico Italia-Libia - Agrigento - 8 luglio 2017. Iveco, 12.07.2017 from http://www.cameraitalolibica.it/12-rassegna-stampa/747-primo-forum-economico-italia-libia-agri-gento-8-luglio-2017, retrieved 12.03.2018.

20. Roma alla Ue: 270 milioni per il piano Libia. Il sole 24 ore, 17.08.2017 from http://www.il-sole24ore.com/art/notizie/2017-08-17/roma-ue-270-milioni-il-piano-libia-063640.shtml?uuid=AEF0KvDC&fromSearch, retrieved 12.03.2018.

21. Unicredit: Banca centrale Libia in assemblea con 0,8%, Aabar 5%. Askanews, 18.05.2017 from http://www.askanews.it/economia/2017/05/18/unicredit-banca-centrale-libia-in-assemblea-con-08-aabar-5-pn_20170518_00082/, retrieved 12.03.2018.

22. Unicredit, tornano gli azionisti libici «Vogliamo un ruolo attivo» in banca. Corriere della sera, 13.05.2015 from http://www.corriere.it/economia/15_maggio_13/unicredit-tornano-azionisti-libici-vogliamo-ruolo-attivo-banca-a6997c68-f96e-11e4-997b-246d7229677f.shtml, retrieved 12.03.2018.

Об авторах

Маслова Елена Александровна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры интеграционных процессов, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), ст. научный сотрудник Института Европы РАН, E-mail: elena.maslova21 @gmail.com

Ушакова Наталья Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры романских языков, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (Россия), E-mail: nataliaushakova13@gmail.com

Maslova Elena Aleksandrovna - Candidate of Political Sciences, Department of Integration Processes Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), Institute of Europe of the RAS, E-mail: elena.maslova21@gmail.com

Ushakova Natalia Valentinovna - Candidate of Economic Sciences, Department of Romance Languages, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA RF (Russia), E-mail: nataliaushakova13@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.