Б.Ю.СОКОЛОВА,
кандидат культурологии, Москва
«МЫ ВЕРИМ В ГРЯДУЩИЙ РАСЦВЕТ НАШЕЙ РОДИНЫ». РЕРИХИ ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ МИССИИ РОССИИ
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев
О великой миссии России с давних времен существует множество пророчеств. Об этом говорили Преподобный Серафим Саровский, Святой старец Анатолий Оптинский, Святой Иоанн Кронштадтский, Свами Вивекананда, об этом можно прочитать в «Сокровенном Сказании о Беловодье», в произведениях Достоевского и Тютчева. «Мессия грядущего дня» — так назвал Россию Андрей Белый.
На великую эволюционную роль России, на ее ведущее начало в мировой истории неоднократно указывается в работах Рерихов. «Я связываю со своей родиной огромные надежды... Россия — это пространство будущего», — говорил Святослав Николаевич Рерих [1, с. 113]. И еще: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле» [1, с. 113].
Изучая данную проблему и обращаясь к трудам Рерихов, мы вправе задаться некоторыми вопросами. Во-первых, с чем связана эволюционная миссия России? И, во-вторых, каковы факторы этой миссии, чем она обусловлена?
Первое, что мы можем утверждать: эволюционная миссия России связана с водительством и покровительством Святого Сергия Радонежского. В XIV веке этим великим святым были заложены мощные духовные магниты, которые до сих
пор живут в глубине народной души и в нужное время дадут свои эволюционные всходы. Не случайно Е.И.Рерих называла Святого Сергия Строителем и Воспитателем духа народа. Преподобный Сергий Радонежский — Защитник Земли русской, оберегает ее в самые сложные исторические периоды. Можно быть уверенным, что это касается не только прошлого, но и будущего России.
Второй момент, связанный с миссией России. В одном из писем Е.И.Рерих отмечает, что благодаря особому сочетанию космических лучей произойдет пробуждение сознания в новой, наступающей эпохе. Так сама космическая эволюция дает возможность русскому народу стремительно пойти по ступеням восхождения. Но многое зависит от самого народа и его готовности к восприятию и претворению в жизнь знаний. Рерихи считали, что только изменение народного сознания сможет возродить Россию и продвинуть ее по пути космической эволюции.
«Возрожденная страна... — пишет Елена Ивановна, — укажет путь сотрудничеству народов» [2, с. 433]. Это означает, что Россия первой откликнется на зов новой эпохи — эпохи единения, сотрудничества и общего блага — и покажет пример другим странам. Е.И.Рерих называет Россию Лучшей Страной, Новой Страной. Новая Страна — это еще и философское понятие. Оно связано с трудом, свободой, строительством. Новую Страну можно построить на основе сотрудничества, терпимости, на уважении к труду и мысли, на почитании великих основ бытия. И все это в потенциале заложено в глубине души русского народа.
Поэтому не случайно философия космической реальности Живая Этика дана Великими Учителями на русском языке и предназначалась в первую очередь для того народа, который раньше других поймет и примет ее. Именно Россия — родина космического мышления — больше, чем другие страны, готова к восприятию Живой Этики. «В Новую Россию Моя первая весть» — так начинается первая книга Живой Этики «Зов» [3, предисловие]. И далее России и ее будущему посвящено в этой книге немало строк: в ней говорится о создании храмов
в России, о том, что в будущих школах страны «пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь» [3, 15 февраля 1922], о том, что «нраврусского народа просветит красота духа» и «Россия процветет искусством» [3, 24 февраля 1922]. Но были, конечно, и предупреждения России о негативных тенденциях ее развития и их последствиях, указание на то, как идти по эволюционному пути, все это содержится в книге «Община», рукопись которой была привезена Рерихами в 1926 году, в переломное для страны время.
Третий момент. Русский народ прошел тяжелейшие испытания, в которых обрел важнейший опыт и выработал необходимые эволюционные качества. «...Русский народ сохранил свою душу, и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу», — утверждала Е.И.Рерих 14 сентября 1938 г. [4, с. 231]. Она не раз вспоминала о пророчестве схимника, жившего при патриархе Тихоне в конце XIX — начале ХХ века в Донском монастыре. Это пророчество о Чертоге Небывалом, который сужден России в будущем. «Там, где все было отнято, — замечает Елена Ивановна, — где всякое творчество было задушено, где было забыто человеческое достоинство, там особенно мощно проснется и уже пробуждается жажда к знанию и к истинной свободе. В положенное время воссияет Чертог Небывалый» [2, с. 415].
Сложный исторический путь России привел к тому, что страна накопила эволюционную энергетику. Вот что пишет о России известный ученый, философ Л.В.Шапошникова: «Это — страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов» [5, с. 18]. Необходимо отметить, что Е.И.Рерих в своих письмах неоднократно обращала внимание на один очень важный момент: Россия держит равновесие мира, причем она подчеркивала, что лишь эта страна может удержать равновесие на Земле. Она писала: «...лишь одна наша родина держит равновесие мира. Если бы она сейчас распалась, то гибель всего мира неминуема — таково решение Высшее — решение Светил» [2, с. 433]. Думается, что воз-
можность держать равновесие в мире связана с накопленной эволюционной энергетикой страны. «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но Лучшая Страна станет космическою основою равновесия в мире, — писала Елена Ивановна о России в 1949 году. — Страна Лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. <...> Наша страна узнает ярый расцвет после уявле-ния космических знаков. <...> Ничто не коснется ее. Она не будет затронута космическими знаками и пойдет путем особым, путем самостоятельным, путем сотрудничества с силами Космическими, Силами Света» [6, с. 283—284].
Почему же именно России суждено великое будущее? Есть все основания полагать, что одним из факторов такой эволюционной роли является особенность менталитета русского народа, связанная с героизмом. В творческом наследии семьи Рерихов содержится концепция героизма, в которой он осмысливается как эволюционное явление, то есть явление, оказывающее непосредственное влияние на совершенствование как отдельного человека, так и человечества в целом. Героизм — феномен уникальный. С одной стороны, он имеет отношение к тонким структурам человека, к его духу и сердцу и потенциально присущ каждому из нас. С другой стороны, героизм является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают эволюцию и развитие культурно-исторического процесса на планете. Ведущая роль героев, связанных с Высшим началом мироздания, обусловлена космическим законом — Высшее в эволюции ведет тех, кто занимает более низкие ступени развития. По своей сути героизм является одним из устоев Мироздания, ибо связан с такими Основами, как Общее Благо, Огонь, дух, сердце. Высокая энергетика героических деяний принимает активное участие в совершенствовании материи плотного мира.
Героизм — именно то, что искони присуще духу русского народа, и то, что в будущем превратит его в лидера для других стран. Мужество и самоотверженность — это качества, которые испокон веков воспитывали в русском народе его Учителя и подвижники.
Е.И.Рерих в своих письмах не раз говорила о выявлении героизма русского народа, о пробуждении его героического
духа. Вот что она писала в 1943 году: «Уже в России идет светлое [возрож]дение масс, и народ полон исканий и нового выявления героизма, всегда идущего с пробуждением Духа» [7, с. 161]. А ведь почти семь веков назад великий Воевода земли русской Преподобный Сергий вдохнул в народ героический дух, устремил его в будущее. И героизм того далекого времени не угас, он превратился в магнит, который даст свои плоды в скором времени.
В письмах Е.И.Рерих указывается на то, что русский народ имеет большой духовный потенциал. «Русский народ, — писала она, — народ талантливейший и не беден он великими Светочами во всех областях жизни...» [4, с. 524]. Это означает, что существует много героических примеров, которые являются ведущими для народа в его духовной жизни. В Живой Этике влиянию героических примеров придается очень большое значение.
Елена Ивановна указывает на врожденную чистоту русского характера, его природную культурность, сердечность, бескорыстие и любовь к Родине. Все эти качества имеют большое значение для восхождения народа. Незлопамятность русского народа — «это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту» [7, с. 202]. Все это, конечно, делает Россию уникальной страной.
Также в одном из писем Е.И.Рерих мы находим важные слова: «Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русского народа» [7, с. 424]. Согласно Живой Этике, самоотверженность — это высшая ступень духа. Самоотверженность связана с расширением сознания и даже с мудростью, потому что, когда человек отказывается от эгоистического мировосприятия, он тем самым раздвигает и рамки познания окружающей действительности. Согласно Живой Этике, каждое чувство порождает энергию. Энергия чувства самоотверженности несокрушима. Именно поэтому несломим и дух русского народа, который не покорился ни одному захватчику. «Иван Стотысячный» — так называла русский народ и его несломи-мый дух Е.И.Рерих.
На укорененность героизма среди черт русского национального характера указывает интересный факт, подмеченный Н.К.Рерихом: ни один европейский язык не вложил
в слово «подвиг» такой «всезавершающей мысли», как русский. «Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг"», — писал Николай Константинович [8, с. 48]. «Подвиг» вмещает понятия преуспеяния и созидательства, он «создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. <...> "Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание» [8, с. 49]. Эти слова не случайны, ведь знания являются одной из главных основ продвижения человечества по лестнице космической эволюции. Рерих подчеркивает добровольность как неотъемлемую составляющую подвига, в котором нет места эгоизму, и лишь любовь к ближнему служит движущей силой героя. Глубину подхода Н.К.Рериха к определению слова «подвиг» оценил Д.С.Лихачев, также обратив внимание на то, что в самом корне этого слова как бы «застряло движение»: «"по-двиг", то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное» [9, с. 10—11]. Действительно, героические деяния связаны со сдвигом общественного сознания, с его расширением. Согласно Живой Этике, когда человек соприкасается с прекрасными героическими обликами, происходит важнейшее внутреннее действо — рост или расширение сознания, от которого зависит его эволюционное продвижение. П.Тейяр де Шарден определил эволюцию как «возрастание сознания» [10, с. 193]. Такое определение созвучно с философией Живой Этики, в которой процессу возрастания или расширения сознания уделено большое внимание, т.к. оно напрямую связано с эволюционным продвижением человечества.
Важно отметить, что именно на Россию Н.К.Рерих возлагал надежды по спасению мирового культурного наследия. В статье «Сберегите» мы читаем такие слова: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры» [11, с. 170]. Уникальность России Рерих видел в том, что она представляет собой слияние многих культурных потоков Запада и Востока. «Россия — чудесный, единственный
в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира», — отмечал он [цит. по: 12, с. 6].
На эволюционные качества русского народа Николай Рерих обращал внимание и в своих картинах. Такова, например, картина «Странник Светлого Града». Не случайно именно в русской традиции зародилось такое уникальное культурное явление, как странничество. Русские странники уходили искать страну обетованную, или Светлый Град, где воплощались самые возвышенные народные мечты. Это было устремлением к Обители Великих Учителей человечества, устремлением к связи с Высшим началом, которая преображает дух и напитывает его высокой энергетикой.
Героизм, в потенциале присущий духу каждого человека, будет естественным состоянием людей Нового Мира, о котором много говорится на страницах Живой Этики. Поэтому русский народ, в ком героическое начало наиболее развито и проявляется сейчас все больше и больше, поведет за собой другие народы. Как писала Е.И.Рерих, «в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие» [7, с. 230].
Рерихи верили в Россию и призывали своих сотрудников верить в нее, они очень просили не порицать и не осуждать свою страну. В 1950 году Елена Ивановна писала: «...передаю Вам Наказ В[еликого] Вл[адыки], уявленный всем сотрудникам: "Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости"» [6, с. 322]. Удивительно, как актуально звучат эти слова сейчас.
В одном из своих писем Е.И.Рерих приводит слова замечательного поэта-прозорливца Ф.И.Тютчева: «Запад исчезает, все рушится. И когда над этим громадным крушением мы видим всплывающую святым Ковчегом Россию, еще более громадную, то кто дерзнет сомневаться в ее призвании!» [13, с. 308]. (Это слова из публицистической статьи Тютчева «Россия и революция», написанной 12 апреля 1848 года.) Но при этом всегда было много желающих, как замечала Елена Ивановна, «унизить нашу великую родину, именно великую во многих отношениях» [14, с. 433]. История повторяется, чему мы
сегодня являемся свидетелями. Сегодня и наследие Рерихов, и Россия — это пробные камни эволюции.
«Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия», -писал Николай Рерих [15, с. 213]. Это — святая Русь, ее духовно-нравственное начало, ее героический магнит.
Литература
1. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
2. РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] Т. IV (1936). М.: МЦР, 2002.
3. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов.
4. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VI (1938-1939). М.: МЦР, 2006.
5. Шапошникова Л.В. Весть красоты // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному.
6. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VIII (1948-1950). М.: МЦР, 2008.
7. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VII (1940-1947). М.: МЦР, 2007.
8. РерихН.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.
9. ЛихачевД.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984.
10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н.А.Садовского. М.: Наука, 1987.
11. Рерих Н.К. Сберегите // Знамя Мира [сб.]. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995.
12. Гунн Г. Н.Рерих о России // Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992.
13. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. IX (1951-1955). М.: МЦР, 2009.
14. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. III (1935). М.: МЦР, 2001.
15. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.