Научная статья на тему '«Мы верим в грядущий расцвет нашей родины». Рерихи об эволюционной миссии России'

«Мы верим в грядущий расцвет нашей родины». Рерихи об эволюционной миссии России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
598
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссия России / Е.И. Рерих / Н.К. Рерих / героизм / подвиг / пророчества о России / mission of Russia / Helena Roerich / Nicholas Roerich / heroism / great deed / prophecies about Russia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова Богдана Юрьевна

Пророчества, предсказания и факторы, обусловливающие эволюционную миссию России. Философское осмысление исторической роли России и русского народа в письмах Елены Ивановны Рерих. Концепция эволюционного явления героизма и подвига в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха. Героический магнит духовно-нравственного начала России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"We Believe in the Coming Floruit of Our Homeland". The Roerichs on the Evolutionary Mission of Russia

Prophecies, predictions and factors determining the evolutionary mission of Russia. Philosophical understanding of the historical role of Russia and the Russian people in the letters of Helena Roerich. The concept of the evolutionary phenomenon of heroism and great deed in the creative heritage of Helena Roerich and Nicholas Roerich. The heroic magnet of the spiritual and moral principle of Russia.

Текст научной работы на тему ««Мы верим в грядущий расцвет нашей родины». Рерихи об эволюционной миссии России»

Б.Ю.СОКОЛОВА,

кандидат культурологии, Москва

«МЫ ВЕРИМ В ГРЯДУЩИЙ РАСЦВЕТ НАШЕЙ РОДИНЫ». РЕРИХИ ОБ ЭВОЛЮЦИОННОЙ МИССИИ РОССИИ

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев

О великой миссии России с давних времен существует множество пророчеств. Об этом говорили Преподобный Серафим Саровский, Святой старец Анатолий Оптинский, Святой Иоанн Кронштадтский, Свами Вивекананда, об этом можно прочитать в «Сокровенном Сказании о Беловодье», в произведениях Достоевского и Тютчева. «Мессия грядущего дня» — так назвал Россию Андрей Белый.

На великую эволюционную роль России, на ее ведущее начало в мировой истории неоднократно указывается в работах Рерихов. «Я связываю со своей родиной огромные надежды... Россия — это пространство будущего», — говорил Святослав Николаевич Рерих [1, с. 113]. И еще: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле» [1, с. 113].

Изучая данную проблему и обращаясь к трудам Рерихов, мы вправе задаться некоторыми вопросами. Во-первых, с чем связана эволюционная миссия России? И, во-вторых, каковы факторы этой миссии, чем она обусловлена?

Первое, что мы можем утверждать: эволюционная миссия России связана с водительством и покровительством Святого Сергия Радонежского. В XIV веке этим великим святым были заложены мощные духовные магниты, которые до сих

пор живут в глубине народной души и в нужное время дадут свои эволюционные всходы. Не случайно Е.И.Рерих называла Святого Сергия Строителем и Воспитателем духа народа. Преподобный Сергий Радонежский — Защитник Земли русской, оберегает ее в самые сложные исторические периоды. Можно быть уверенным, что это касается не только прошлого, но и будущего России.

Второй момент, связанный с миссией России. В одном из писем Е.И.Рерих отмечает, что благодаря особому сочетанию космических лучей произойдет пробуждение сознания в новой, наступающей эпохе. Так сама космическая эволюция дает возможность русскому народу стремительно пойти по ступеням восхождения. Но многое зависит от самого народа и его готовности к восприятию и претворению в жизнь знаний. Рерихи считали, что только изменение народного сознания сможет возродить Россию и продвинуть ее по пути космической эволюции.

«Возрожденная страна... — пишет Елена Ивановна, — укажет путь сотрудничеству народов» [2, с. 433]. Это означает, что Россия первой откликнется на зов новой эпохи — эпохи единения, сотрудничества и общего блага — и покажет пример другим странам. Е.И.Рерих называет Россию Лучшей Страной, Новой Страной. Новая Страна — это еще и философское понятие. Оно связано с трудом, свободой, строительством. Новую Страну можно построить на основе сотрудничества, терпимости, на уважении к труду и мысли, на почитании великих основ бытия. И все это в потенциале заложено в глубине души русского народа.

Поэтому не случайно философия космической реальности Живая Этика дана Великими Учителями на русском языке и предназначалась в первую очередь для того народа, который раньше других поймет и примет ее. Именно Россия — родина космического мышления — больше, чем другие страны, готова к восприятию Живой Этики. «В Новую Россию Моя первая весть» — так начинается первая книга Живой Этики «Зов» [3, предисловие]. И далее России и ее будущему посвящено в этой книге немало строк: в ней говорится о создании храмов

в России, о том, что в будущих школах страны «пути роста духа будут преподаны познавшими весь путь» [3, 15 февраля 1922], о том, что «нраврусского народа просветит красота духа» и «Россия процветет искусством» [3, 24 февраля 1922]. Но были, конечно, и предупреждения России о негативных тенденциях ее развития и их последствиях, указание на то, как идти по эволюционному пути, все это содержится в книге «Община», рукопись которой была привезена Рерихами в 1926 году, в переломное для страны время.

Третий момент. Русский народ прошел тяжелейшие испытания, в которых обрел важнейший опыт и выработал необходимые эволюционные качества. «...Русский народ сохранил свою душу, и, пройдя через горнило тяжких испытаний, он, закаленный, восстанет и построит небывалую державу», — утверждала Е.И.Рерих 14 сентября 1938 г. [4, с. 231]. Она не раз вспоминала о пророчестве схимника, жившего при патриархе Тихоне в конце XIX — начале ХХ века в Донском монастыре. Это пророчество о Чертоге Небывалом, который сужден России в будущем. «Там, где все было отнято, — замечает Елена Ивановна, — где всякое творчество было задушено, где было забыто человеческое достоинство, там особенно мощно проснется и уже пробуждается жажда к знанию и к истинной свободе. В положенное время воссияет Чертог Небывалый» [2, с. 415].

Сложный исторический путь России привел к тому, что страна накопила эволюционную энергетику. Вот что пишет о России известный ученый, философ Л.В.Шапошникова: «Это — страна эволюционной энергетики, сложившейся на ее великих просторах. Ее избрала сама эволюция, не освободив ни от трудностей, ни от препятствий, ни от страданий, ни от всякого рода противостояний и конфликтов» [5, с. 18]. Необходимо отметить, что Е.И.Рерих в своих письмах неоднократно обращала внимание на один очень важный момент: Россия держит равновесие мира, причем она подчеркивала, что лишь эта страна может удержать равновесие на Земле. Она писала: «...лишь одна наша родина держит равновесие мира. Если бы она сейчас распалась, то гибель всего мира неминуема — таково решение Высшее — решение Светил» [2, с. 433]. Думается, что воз-

можность держать равновесие в мире связана с накопленной эволюционной энергетикой страны. «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но Лучшая Страна станет космическою основою равновесия в мире, — писала Елена Ивановна о России в 1949 году. — Страна Лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. <...> Наша страна узнает ярый расцвет после уявле-ния космических знаков. <...> Ничто не коснется ее. Она не будет затронута космическими знаками и пойдет путем особым, путем самостоятельным, путем сотрудничества с силами Космическими, Силами Света» [6, с. 283—284].

Почему же именно России суждено великое будущее? Есть все основания полагать, что одним из факторов такой эволюционной роли является особенность менталитета русского народа, связанная с героизмом. В творческом наследии семьи Рерихов содержится концепция героизма, в которой он осмысливается как эволюционное явление, то есть явление, оказывающее непосредственное влияние на совершенствование как отдельного человека, так и человечества в целом. Героизм — феномен уникальный. С одной стороны, он имеет отношение к тонким структурам человека, к его духу и сердцу и потенциально присущ каждому из нас. С другой стороны, героизм является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают эволюцию и развитие культурно-исторического процесса на планете. Ведущая роль героев, связанных с Высшим началом мироздания, обусловлена космическим законом — Высшее в эволюции ведет тех, кто занимает более низкие ступени развития. По своей сути героизм является одним из устоев Мироздания, ибо связан с такими Основами, как Общее Благо, Огонь, дух, сердце. Высокая энергетика героических деяний принимает активное участие в совершенствовании материи плотного мира.

Героизм — именно то, что искони присуще духу русского народа, и то, что в будущем превратит его в лидера для других стран. Мужество и самоотверженность — это качества, которые испокон веков воспитывали в русском народе его Учителя и подвижники.

Е.И.Рерих в своих письмах не раз говорила о выявлении героизма русского народа, о пробуждении его героического

духа. Вот что она писала в 1943 году: «Уже в России идет светлое [возрож]дение масс, и народ полон исканий и нового выявления героизма, всегда идущего с пробуждением Духа» [7, с. 161]. А ведь почти семь веков назад великий Воевода земли русской Преподобный Сергий вдохнул в народ героический дух, устремил его в будущее. И героизм того далекого времени не угас, он превратился в магнит, который даст свои плоды в скором времени.

В письмах Е.И.Рерих указывается на то, что русский народ имеет большой духовный потенциал. «Русский народ, — писала она, — народ талантливейший и не беден он великими Светочами во всех областях жизни...» [4, с. 524]. Это означает, что существует много героических примеров, которые являются ведущими для народа в его духовной жизни. В Живой Этике влиянию героических примеров придается очень большое значение.

Елена Ивановна указывает на врожденную чистоту русского характера, его природную культурность, сердечность, бескорыстие и любовь к Родине. Все эти качества имеют большое значение для восхождения народа. Незлопамятность русского народа — «это великое и редчайшее качество поставит его на небывалую высоту» [7, с. 202]. Все это, конечно, делает Россию уникальной страной.

Также в одном из писем Е.И.Рерих мы находим важные слова: «Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русского народа» [7, с. 424]. Согласно Живой Этике, самоотверженность — это высшая ступень духа. Самоотверженность связана с расширением сознания и даже с мудростью, потому что, когда человек отказывается от эгоистического мировосприятия, он тем самым раздвигает и рамки познания окружающей действительности. Согласно Живой Этике, каждое чувство порождает энергию. Энергия чувства самоотверженности несокрушима. Именно поэтому несломим и дух русского народа, который не покорился ни одному захватчику. «Иван Стотысячный» — так называла русский народ и его несломи-мый дух Е.И.Рерих.

На укорененность героизма среди черт русского национального характера указывает интересный факт, подмеченный Н.К.Рерихом: ни один европейский язык не вложил

в слово «подвиг» такой «всезавершающей мысли», как русский. «Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг"», — писал Николай Константинович [8, с. 48]. «Подвиг» вмещает понятия преуспеяния и созидательства, он «создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. <...> "Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание» [8, с. 49]. Эти слова не случайны, ведь знания являются одной из главных основ продвижения человечества по лестнице космической эволюции. Рерих подчеркивает добровольность как неотъемлемую составляющую подвига, в котором нет места эгоизму, и лишь любовь к ближнему служит движущей силой героя. Глубину подхода Н.К.Рериха к определению слова «подвиг» оценил Д.С.Лихачев, также обратив внимание на то, что в самом корне этого слова как бы «застряло движение»: «"по-двиг", то есть то, что сделано движением, побуждено желанием сдвинуть с места что-то неподвижное» [9, с. 10—11]. Действительно, героические деяния связаны со сдвигом общественного сознания, с его расширением. Согласно Живой Этике, когда человек соприкасается с прекрасными героическими обликами, происходит важнейшее внутреннее действо — рост или расширение сознания, от которого зависит его эволюционное продвижение. П.Тейяр де Шарден определил эволюцию как «возрастание сознания» [10, с. 193]. Такое определение созвучно с философией Живой Этики, в которой процессу возрастания или расширения сознания уделено большое внимание, т.к. оно напрямую связано с эволюционным продвижением человечества.

Важно отметить, что именно на Россию Н.К.Рерих возлагал надежды по спасению мирового культурного наследия. В статье «Сберегите» мы читаем такие слова: «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры» [11, с. 170]. Уникальность России Рерих видел в том, что она представляет собой слияние многих культурных потоков Запада и Востока. «Россия — чудесный, единственный

в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира», — отмечал он [цит. по: 12, с. 6].

На эволюционные качества русского народа Николай Рерих обращал внимание и в своих картинах. Такова, например, картина «Странник Светлого Града». Не случайно именно в русской традиции зародилось такое уникальное культурное явление, как странничество. Русские странники уходили искать страну обетованную, или Светлый Град, где воплощались самые возвышенные народные мечты. Это было устремлением к Обители Великих Учителей человечества, устремлением к связи с Высшим началом, которая преображает дух и напитывает его высокой энергетикой.

Героизм, в потенциале присущий духу каждого человека, будет естественным состоянием людей Нового Мира, о котором много говорится на страницах Живой Этики. Поэтому русский народ, в ком героическое начало наиболее развито и проявляется сейчас все больше и больше, поведет за собой другие народы. Как писала Е.И.Рерих, «в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие» [7, с. 230].

Рерихи верили в Россию и призывали своих сотрудников верить в нее, они очень просили не порицать и не осуждать свою страну. В 1950 году Елена Ивановна писала: «...передаю Вам Наказ В[еликого] Вл[адыки], уявленный всем сотрудникам: "Никогда не осуждать Россию, но являть глаз добрый и утвердить новое сознание в размахе совершающейся космической справедливости"» [6, с. 322]. Удивительно, как актуально звучат эти слова сейчас.

В одном из своих писем Е.И.Рерих приводит слова замечательного поэта-прозорливца Ф.И.Тютчева: «Запад исчезает, все рушится. И когда над этим громадным крушением мы видим всплывающую святым Ковчегом Россию, еще более громадную, то кто дерзнет сомневаться в ее призвании!» [13, с. 308]. (Это слова из публицистической статьи Тютчева «Россия и революция», написанной 12 апреля 1848 года.) Но при этом всегда было много желающих, как замечала Елена Ивановна, «унизить нашу великую родину, именно великую во многих отношениях» [14, с. 433]. История повторяется, чему мы

сегодня являемся свидетелями. Сегодня и наследие Рерихов, и Россия — это пробные камни эволюции.

«Поверх всяких Россий, есть одна незабываемая Россия», -писал Николай Рерих [15, с. 213]. Это — святая Русь, ее духовно-нравственное начало, ее героический магнит.

Литература

1. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

2. РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] Т. IV (1936). М.: МЦР, 2002.

3. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов.

4. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VI (1938-1939). М.: МЦР, 2006.

5. Шапошникова Л.В. Весть красоты // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному.

6. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VIII (1948-1950). М.: МЦР, 2008.

7. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VII (1940-1947). М.: МЦР, 2007.

8. РерихН.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.

9. ЛихачевД.С. Заметки о русском. М.: Советская Россия, 1984.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н.А.Садовского. М.: Наука, 1987.

11. Рерих Н.К. Сберегите // Знамя Мира [сб.]. М.: МЦР, Фирма БИСАН-ОАЗИС, 1995.

12. Гунн Г. Н.Рерих о России // Рерих Н.К. Россия. М.: МЦР, 1992.

13. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. IX (1951-1955). М.: МЦР, 2009.

14. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. III (1935). М.: МЦР, 2001.

15. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.