Научная статья на тему 'Творчество семьи Рерихов в энергетическом пространстве русской культуры'

Творчество семьи Рерихов в энергетическом пространстве русской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
145
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рерихи / миссия России / метаисторические процессы / Живая Этика / Пакт Рериха / Знамя Мира / Центрально-Азиатская экспедиция / Институт «Урусвати» / the Roerichs / mission of Russia / metahistorical processes / the Living Ethics / the Roerich Pact / the Banner of Peace / Central Asian expedition / Urusvati Institute

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скородумов Сергей Владимирович

Интуитивные прозрения в планетарную миссию России русскими святыми и мыслителями (И.Кронштадтский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Отношение Рерихов к России и их эволюционные действия, вдохновленные творческими импульсами пространства русской культуры: художественные произведения русской серии Н.К. Рериха, философия Живой Этики, Пакт Рериха и Знамя Мира, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати». Наследие Рерихов как энергетический эволюционный фокус культурного поля России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Creative Work of the Roerichs Family in the Energetic Space of Russian Culture

Intuitive insights into the planetary mission of Russia by Russian saints and thinkers (St. John of Kronstadt, Vladimir Solovyov, Nikolai Berdyaev, etc.). The Roerichs' relationship to Russia and their evolutionary actions inspired by the creative impulses of the space of Russian culture: Nicholas Roerich's paintings of the Russian series, the philosophy of the Living Ethics, the Roerich Pact and the Banner of Peace, the Central Asian expedition and the Urusvati Institute. The Roerichs' heritage as an energetic evolutionary focus of the cultural field of Russia.

Текст научной работы на тему «Творчество семьи Рерихов в энергетическом пространстве русской культуры»

С.В.СКОРОДУМОВ,

руководитель Межрегионального информационно-аналитического

Центра (МИА-Центра), член Международной ассоциации писателей и публицистов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», Ярославль

ТВОРЧЕСТВО СЕМЬИ РЕРИХОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет», — писал всемирно известный художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих [1, с. 52]. В своем творчестве Рерихи стремились понять процессы и силы, созидающие Русь. И сами напитывались ее удивительными мощью и духом. Находясь в разных странах и на разных континентах, они ощущали крепкую связь с пространством русской культуры. Через всю жизнь пронесли они любовь к России. Духовная связь с Родиной не обрывалась у них никогда, о чем ярко свидетельствует само их творчество. Никогда Н.К.Рерих не считал себя эмигрантом, не получал нансеновский паспорт. «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей», — утверждал великий художник в конце жизни [2, с. 83].

Николай Константинович создал более семи тысяч полотен. Одной из последних живописных работ, выполненных им на Родине, стала картина «Три радости» (1916). Как и большинство произведений русской серии, она ярко характеризует восприятие России художником. В пространстве картины совмещены земной и высший планы, между ними нет резких границ. Святые помогают российскому крестьянину в его

нелегком труде. Подобные образы появляются и на многих других полотнах Н.К.Рериха. Как отмечал писатель Всеволод Иванов, России всегда было свойственно «смешение между небесным и земным» [3, с. 30].

Живопись Николая Константиновича носит метаистори-ческий характер [4]. И на полотнах художника помимо России земной, несомненно, отражаются духовные пространства и образы Вечной России, которая, по выражению Н.К.Рериха, существует «поверх всяких Россий» [5, с. 213]. Такое метаисто-рическое восприятие России, ее энергетического культурного пространства характерно для многих космистов. Выдающийся философ Николай Бердяев писал: «У нее есть своя живая, индивидуальная, ни на что в мире не похожая душа» [6, с. 180].

Евгений Трубецкой видел в древнерусской иконе отражение двух Россий, существующих в разных планах — духовном и земном [см.: 7, с. 374]. Образно и ярко энергетическое пространство русской культуры, куда входят миры более высоких измерений и более тонкого состояния материи и где осуществляется творчество разумных сил Космоса, описал Даниил Андреев в своей фундаментальной работе «Роза Мира» [см.: 8, с. 64-67].

Академик Л.В.Шапошникова в книге «Град Светлый» исследует процесс формирования энергетического пространства русской культуры [9]. Она отмечает ведущую и определяющую роль Преподобного Сергия Радонежского в этом процессе. Положение России между Востоком и Западом, влияние на нее различных культур, магнит духа, заложенный Святым Сергием, трудный, подчас страдальческий, но полный героизма исторический путь русского народа, творчество философов и религиозных деятелей, мастеров искусства и ученых, ставших вестниками Космической эволюции, шедевры русской мысли и искусства с их высоким духовным потенциалом - все это сформировало то удивительное энергетическое пространство русской культуры, которое дает России возможность совершить шаг вперед с целью эволюционного продвижения всей планеты.

Указывая на тот факт, что Н.К.Рерих в своей деятельности воплощал в жизнь заветы Преподобного Сергия, Л.В.Шапошникова отмечает: «Рерих был первым, кто осознал значение искусства как одного из устоев духовной жизни народа, как его эволюционную основу и с этим осознанием перешел в XXвек, чтобы оказаться глашатаем нового мышления Планеты...» [9, с. 32].

Все труды семьи Рерихов были посвящены России. Их вдохновляли творческие импульсы от идей, мыслей и образов, наполняющих энергетическое пространство русской культуры. С этим пространством связаны их эволюционные действия: Пакт Рериха, философия Живой Этики, Центрально-Азиатская экспедиция, Институт «Урусвати».

Пакт Рериха имеет своим истоком путешествие по русским городам в 1903-1904 гг., когда художник прикоснулся «к древним чудесным камням», «намагниченным историей» Руси, из которых надлежало «сложить ступени в грядущее». Впервые идея Знамени Мира - Знамени защиты Культуры -возникла у него как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». «Именно этот символ — символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак...» — писал Н.К.Рерих [10, с. 207]. В самой идее Пакта Рериха и в Знамени Мира воплощен один из основных Заветов Преподобного Сергия Радонежского, прозвучавший в XIV столетии и на долгие века озаривший и скрепивший пространство русской культуры: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего».

Интерес к Индии, ощущение ее духовной близости и общих культурно-исторических корней с Россией, а также цели Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов созвучны русской духовной традиции и отечественной индологии. Так, местоположение земного Рая в русской традиции устойчиво соотносилось с Индией, что нашло отражение даже в Библейской энциклопедии 1891 года издания [см.: 11, с. 297]. Мысли об Индии как древней прародине человечества характерны и для пространства русской науки. Первый российский ученый-ин-

долог Герасим Степанович Лебедев в 1805 году писал: «Восточная Индия <...> есть та первенствующая часть света, из которой, по свидетельству разных бытописателей, род человеческий по лицу всего земного шара расселился...» [12, с. 26].

Институт «Урусвати», созданный Рерихами по итогам Центрально-Азиатской экспедиции, стал форпостом российской науки в Индии. Это было первое научное учреждение совершенно нового типа, магнит науки будущего.

В сотрудничестве с Учителями Востока выдающимся философом Еленой Ивановной Рерих была создана Живая Этика — философия космической реальности. Она связана с энергетическим пространством как мировой культуры, так и, в первую очередь, культуры России и является основой нового космического мировоззрения, которое формируется в пространстве русской культуры. Язык, на котором дается эта философская система, «показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения», — читаем мы в Живой Этике [13, § 468].

Роль творческого наследия Рерихов в пространстве русской культуры огромна. Оно стало новой эволюционной ступенью в процессе познания Космоса. На смену интуитивным прозрениям русских философов-космистов пришли конкретные формы сотрудничества с Учителями человечества. Николай Константинович выразил идеи Космической эволюции на своих полотнах, тем самым наполнив культурное пространство России новыми прекрасными образами. Эволюционные действия Рерихов в сотрудничестве с Учителями Востока позволили значительно увеличить энергетический потенциал пространства русской культуры, наполнить его магнитами мыслей и идей, магнитами красоты, которым еще предстоит сыграть огромную роль в процессе эволюции.

Отметим, что Рерихи оценивали историю России с учетом ее планетарной миссии и метаисторических процессов, протекающих в ее энергетическом пространстве. Они обращали внимание прежде всего на прогрессивные преобразования, происходящие в стране и соответствующие течению Космической эволюции. С этим фактом связана их вера в великое будущее Родины.

Многие русские философы размышляли об особой культурно-исторической роли России. В их творчестве возникло понятие «русская идея» [14, с. 421—423]. Впервые эту мысль выдвинул В.С.Соловьев еще в 1887—1888 гг. Николай Бердяев писал: «У России есть своя великая идея и великое призвание» [6, с. 181].

Мысли о великом будущем России содержатся в предсказаниях русских святых и подвижников — словом, всех тех, кто через свое «высокое духовное небо» соприкасался с вершинами энергетического пространства России. «На Небе — Бог, на земле — Россия», — гласит сербская пословица. «Подножием престола Господня» называл Россию Иоанн Кронштадтский. За этими интуитивными прозрениями значения России стояли космические закономерности, осознать которые помогло философское наследие Рерихов. Мысль о ведущей эволюционной роли России является одним из важнейших его положений.

Отметим, что под словом «Россия» Рерихи понимали, выражаясь словами Всеволода Иванова, «Союз народов, равных и дружественных с великорусским народом в корню» [3, с. 9].

«Лишь Россия может удержать равновесие мира», — утверждала Елена Ивановна [15, с. 249]. Она называла Россию Новой Страной, «Осью Мира» [15, с. 251]. И эти мысли обусловлены не только патриотизмом Елены Ивановны, но и точным знанием космических законов и эволюционных закономерностей. «Так хочется сказать: "Поймите, наконец, что Р[оссия] — пробный камень, где Р[оссия] — там спасение"», — писала она [16, с. 182]. И остается только сожалеть, что в современном мире для многих людей и даже стран именно отношение к России из пробного камня превратилось в камень преткновения.

Как известно из Живой Этики, писем Е.И.Рерих и работ Л.В.Шапошниковой, творческой силой Космоса, которая ведет эволюцию, является Космический Магнит. Знание об эволюционной роли России позволяет сделать вывод, что именно энергетическое пространство русской культуры, наполненное образами Красоты и мыслями о ней, в настоящее время приведено в созвучие с эволюционным ритмом Космического Магнита. Это явилось результатом культурно-исторического

развития России, Духовной революции, которая продолжается в ее пространстве, и творчества Космических Иерархов, а также их сотрудничества с семьей Рерихов.

Почему же Елена Ивановна утверждает, «где Россия — там спасение»? Приобщение к культурному полю России позволяет войти в коридор Космической эволюции, который проходит через ее энергетическое пространство. Но сила Космического Магнита является центробежной [см.: 17, § 127]. И энергии ненависти по отношению к России, ее неприятие отбрасывают от эволюционного центра и толкают в воронку инволюции — личность, народные группы и даже целые страны. Таким образом, можно сделать прогноз, что проявление русофобии в пространстве Украины, Прибалтики, стран Запада и т.д. может значительно осложнить их дальнейшее эволюционное продвижение.

Все вышесказанное говорит, разумеется, не об избранности, а о той великой ответственности, которая возложена Космической эволюцией на Россию и русский народ. Необходимо, чтобы высокая энергетика культурного поля России опиралась на конкретных людей, была воспринята ими. Е.И.Рерих писала о том, что Россия «должна сначала воскреснуть духом и омыться», а Ивану Стотысячному наступил срок «выявить свой потенциал» [18, с. 193]. В противном случае возникает опасность для эволюции всей планеты Земля.

Через близкое сотрудничество с Великими Учителями Рерихи, и особенно Елена Ивановна, находились в созвучии с вибрациями Космического Магнита и запечатлели их в своем творчестве. Таким образом, мы можем сделать вывод, что наследие Рерихов является энергетическим эволюционным фокусом пространства русской культуры. Оно содержит новую научную методологию, новую концепцию культуры, новый подход к истории, включающий анализ метаисторических событий.

Наследие Рерихов неразрывно связано с этим пространством, и постичь его в отрыве от России и русской культуры невозможно. Как невозможно сегодня в полной мере обрести новое космическое мировоззрение, игнорируя Россию и русскую культуру.

Будучи сознательно, сердечно воспринятым и примененным, наследие Рерихов вводит в орбиту действия Космического Магнита. Вероятно, именно эту его особенность и почувствовал Всеволод Иванов, написавший, что Рерих «приобщает человечество к генератору тока, к динамо-машине великого тока — к России» [3, с. 67].

Много очерков и картин, полных любви и восхищения, Н.К.Рерих посвятил Святому Сергию. Е.И.Рерих написала удивительную работу «Преподобный Сергий Радонежский». Рерихи считали Великого Подвижника духовным водителем России. Своей деятельностью они способствовали сердечной связи с этим Великим Обликом, которая, как писала Е.И.Рерих, «вводит нас в мощный поток Космического Магнита» [19, с. 297].

Необходимо также отметить, что для пространства русской культуры огромную эволюционную роль играет деятельность Международного Центра Рерихов и Л.В.Шапошниковой, продолжающих дело Рерихов и их Учителей на современном этапе.

Уточнив фразу Ф.М.Достоевского, Николай Константинович Рерих сказал: «Осознание Красоты спасет мир». Эта замечательная мысль приобретает особый драматизм, когда мы анализируем отношение к наследию Рерихов в России. Именно здесь оно встретило наибольшее неприятие. То же самое можно сказать и по поводу препятствий, оказываемых деятельности Международного Центра Рерихов.

Рерихи в сотрудничестве с Учителями сделали пространство русской культуры более устойчивым и восприимчивым к эволюционным изменениям. Они создали поле Красоты и оставили нам ориентиры, которые позволяют не сойти с эволюционного пути в эпоху бурных перемен. Поэтому не будет преувеличением сказать, что нападки, клевета и помехи в деле изучения и популяризации наследия Рерихов, а также культурного строительства, которое осуществляет Международный Центр Рерихов, приводят к деформированию пространства русской культуры, вызывают искажение исторического пути России, а следовательно, и всей планеты, толкают в область инволюции.

Сегодняшнее торможение многих процессов и в российской культуре, и в науке, и в государственном строительстве, и в социальной сфере, и в общественной жизни, на мой взгляд, связано с незнанием или неприятием рериховской научно-философской концепции. То есть многие строительные явления не совпадают с вектором Космической эволюции, а поэтому не могут быть успешны.

В словах Н.К.Рериха — «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса» [5, с. 213] — определены характеристики сегодняшнего этапа Космической эволюции. Здесь говорится об энергетическом пространстве русской культуры, через которое проходит магистральный путь Космической эволюции всего человечества, а также о красоте и любви, которые из всех земных явлений больше всего сочетаются с понятием миров высокой духовной энергетики и утонченного состояния материи [см.: 20, § 234], куда ведет эволюционный путь. Эти слова великого художника можно также считать выражением русской идеи и указанием пути к всеединству человечества.

Напоминая слова Н.К.Рериха о России, которая существует «поверх всех Россий», Е.И.Рерих отмечала, что «эта Россия еще не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим, — писала она, — в грядущий расцвет нашей Родины, и эта вера дает смысл нашему существованию» [19, с. 16]. Выдающийся философ Елена Ивановна Рерих никогда не ошибалась в своих прогнозах. И ее слова дают нам силы и надежду на будущее, побуждают к активным действиям в защиту и поддержку Культуры.

«Точно неотпитая чаша стоит Русь. <...> Русь верит и ждет...» [1, с. 52].

Литература

1. РерихН.К Чаша неотпитая // Н.К.Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: МЦР, 2004.

2. РерихН.К. Четверть века // Н.К.Рерих. Россия: [Сб. ст.]. М.: МЦР, 2004.

3. Всеволод Н. Иванов. Рерих. Репринтное издание. Рига: Угунс, 1992.

4. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К.Рериха. М.: МЦР, 2013.

5. Рерих Н.К. Оборона // Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.

6. Бердяев Н.А. О любви к России // Великая война в образах и картинах. Выпуск XIII. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1917.

7. Трубецкой Е.Н. Два мира в древнерусской иконописи // Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

8. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

9. Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: МЦР, 1999.

10. Н.К.Рерих - М.А.Таубе. 13.02.1932 // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995.

11. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА, 1990.

12. Лебедев Г.С. Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии браг-менов, священных обрядов их и народных обычаев / Г.С.Лебедев. Ярославль: Академия развития, 2009.

13. Учение Живой Этики. Надземное.

14. Маслин М.А. Русская идея // Русская философия. Словарь. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999.

15. РерихЕ.И. Письма. [В 9 т.] Т. V (1937). М.: МЦР, 2003.

16. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VIII (1948-1950). М.: МЦР, 2008.

17. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. 1.

18. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. III (1935). М.: МЦР, 2001.

19. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.] Т. VI (1938-1939). М.: МЦР, 2006.

20. Учение Живой Этики. Аум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.