Научная статья на тему 'Идея общины в творчестве Н.К. Рериха и Е.И. Рерих'

Идея общины в творчестве Н.К. Рериха и Е.И. Рерих Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
307
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
община / кооперация / Е.И. Рерих / Н.К. Рерих / Живая Этика / «Основы буддизма» / «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» / community / cooperation / Helena Roerich / Nicholas Roerich / the Living Ethics / "Foundations of Buddhism" / "Banner of St. Sergius of Radonezh

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебеденко Анатолий Андреевич

Сотрудничество и кооперация как проявление единения в современном обществе, как прообраз общины. Раскрытие духовного смысла общины и трудовой кооперации в книге «Община» Учения Живой Этики. Посвящение в знание первооснов Мировой Общины в книгах Е.И. Рерих «Основы буддизма» и «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». Обращение к теме кооперации в литературных очерках Н.К. Рериха: «Алтай» (1926), «Кооперация» (1930), «Врата в Будущее» (1936) и др. и в изобразительном искусстве: «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «И мы трудимся» (1922) и др. Семья Рерихов как эталон культурно-духовной общины, построенной на принципах философской системы Живая Этика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of Community in Creative Work of Nicholas Roerich and Helena Roerich

Collaboration and cooperation as a manifestation of unity in modern society, as a prototype of a community. Disclosure of the spiritual meaning of the community and labor cooperation in the book "New Era Community" of the Teaching of Living Ethics. Initiation into the knowledge of the fundamental principles of the World Community in Helena Roerich’s books ";Foundations of Buddhism" and "The Banner of St. Sergius of Radonezh". Addressing the topic of cooperation in Nicholas Roerich’s literary essays: "Altai" (1926), "Cooperation" (1930), "Gateway to the Future" (1936) and others, as well as in his works of art "Building the City" (1902), "Building the Ships" (1903), "And we are trying” (1922) and others. The Roerich family as a standard of cultural and spiritual community, built on the principles of the philosophical system of the Living Ethics.

Текст научной работы на тему «Идея общины в творчестве Н.К. Рериха и Е.И. Рерих»

А.А.ЛЕБЕДЕНКО,

кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов,

Москва

ИДЕЯ ОБЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА И Е.И.РЕРИХ

Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором, Бёмэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил.

Учение Живой Этики. Озарение. Часть третья, VI, 4

Община — сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития.

Учение Живой Этики. Община (Рига), 200

...язык, на котором дается Учение, — своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.

Учение Живой Этики. Надземное, 468

России суждено стать истинной Матерью, а не мачехой народов, ее населяющих.

Е.И.Рерих

«Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры". Страна Великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание. <...> Ничто не может быть чище и возвышеннее, нежели стремиться к будущей стране Великой Культуры» [1, с. 270—

271]. Эти слова принадлежат Н.К.Рериху — великому русскому мыслителю, живописцу, ученому и общественному деятелю, чье наследие важно рассматривать в неразрывной связи с творчеством выдающейся русской женщины — Е.И.Рерих — непревзойденного философа-космиста и ученого XX века. Их семейный союз был не только ярким единением любящих сердец, но и творческим союзом гениальных людей, могущественно озаривших Светом Истины Серебряный век России. «Супруги Рерихи, — пишет Л.В.Шапошникова, — работали вместе над проблемами Космической эволюции и нового космического сознания. <...> Они были связаны с космическим Иерархом, Великим Учителем, который через Елену Ивановну передал на нашу планету философию космической реальности — Живую Этику» [2, с. 49]. Эта философская система несет человечеству новые знания о Вселенной, об Иерархии Света, о Космическом Магните, о священном огне духа, творце каждой формы, о гигантской силе сплоченного коллектива, о роли человека в Космосе и о будущем всемирном сотрудничестве в деле Общего Блага.

Находясь летом 1926 года в советской России и отмечая повсеместное стремление людей к миротворчеству, знанию и просвещению, кооперативной форме хозяйствования, Рерихи воодушевленно выразили надежду на духовное возрождение отечества и будущий культурный расцвет страны «в согласии с основами великой материи» [3, часть третья, I, 12]. В послереволюционное, новое для России и мира время через Рерихов эти основы предлагались Учителями Востока молодой стране для широкой социальной жизни. В силу ряда сложившихся исторических, культурных и духовных условий в мире прежде всего Россия в XX веке стала центром разворачивания энергетических процессов, связанных с Духовной революцией. Энергии Новой Эпохи, знания о которой человечеству принесли Рерихи, окутали небесной радугой не только Россию, духовно при-уготованную Учителями к следующей ступени эволюции, но и в целом всю планету. Однако наиболее яркие признаки проявления энергий нового мира Рерихи наблюдали в пространстве России и в среде русского народа. «Какая жажда знания!— записал Н.К.Рерих в путевом дневнике. — Ведь такая жажда

горами двигает, ведь она дает непоколебимое мужество к новым построениям. За наш долгий путь мы давно не видали глаз русских, и глаза эти не обманули. Здесь оплот эволюции» [4, с. 271]. И еще слова из письма Е.И.Рерих американским сотрудникам: «...особенно тронуло нас почитание, которым окружено имя учителя — Ленина <...>. Воистину это — новая страна, и ярко горит заря Учителя над нею» [цит. по: 5, с. 264].

В свою очередь и Учителя, пославшие в Россию с особой миссией Рерихов, в это ключевое для мира время в письме к советскому народу также отметили эволюционные особенности, происходящие в новой стране. «На Гималаях мы знаем свершаемое Вами. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед Красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага!» [цит. по: 6, с. 44]. Бурные события, происходившие в это время в России, Учителя относили к неотъемлемой части свершавшегося эволюционного процесса в Космосе. Они посылали народу Советской страны духовную поддержку и тем утверждали Единение Азии [см.: 6, с. 44]. Эта необычная помощь Махатм заключалась в особых дарах, привезенных Рерихами в Москву летом 1926 года: послание Учителей к советскому народу, ларец со священной гималайской землей «на могилу брата нашего Махатмы Ленина» [6, с. 44], семь картин Н.К.Рериха серии «Майтрейя» и рукопись книги «Община» из серии Живой Этики. Ко всем этим необычным дарам Востока Рерихи имели прямое отношение. Главным из даров на тот момент была рукопись «Община», которая несла мощную духовную энергетику содействия росткам нового социального обустройства страны, рекомендации советскому народу и предостережение правительству советской России от опасностей, поджидавших молодое государство на предугаданном эволюционном пути. «Только глубокое осознание коммунизма дает полное благосостояние народам, — было сказано Учителями в другом письме Советскому государству, привезенном Н.К.Рерихом в Москву. — Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма. Необходимо новое обстоятельство, которое введет их в русло истинной

общины. Таким всемирным обстоятельством будет принятие коммунизма Буддийским сознанием. Если Советский Союз признает буддизм учением коммунизма, то наши общины могут подать деятельную помощь, и сотни буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь неожиданности. <...> Примите совет и привет» [5, с. 265—266]. Примерно такие предупреждения содержались и в самой книге «Община»: «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую» [3, часть третья, II, 3]. Как показала история, организовать новое государство на общинных принципах советскому народу так и не удалось. Предлагаемое философско-этическое учение Живая Этика не было принято лучшими представителями русской интеллигенции в лице отдельных членов советского правительства и выдающихся партийных деятелей СССР (Г.В.Чичерин, А.В.Луначарский и Н.К.Крупская), которые встретились с Рерихами в Москве, проявляли неподдельный интерес к их творчеству и высказанным идеям. Однако, в силу сложившихся причин, провозглашенная коммунистами «добровольная» община не сделалась основой коммунистической жизни советского народа, а осталась лишь прекрасной и недостижимой мечтой. К сожалению, как пишет Л.В.Шапошникова, «так распорядилась свободная воля народа возможностью, предоставленной ему космической эволюцией» [6, с. 46]. Неприятие эволюционных идей Учителей человечества, наследия семьи Рерихов и их воли, к глубокому прискорбию, сегодня продолжается на новой волне [7]. Семь томов книг «Защитим имя и наследие Рерихов» этому весомое свидетельство. Каждый том — сотни страниц документов, подтверждающих агрессивную клевету невежественных людей и информационную войну чиновников против общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве, длящиеся уже третье десятилетие.

Духовно-культурное наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны является обширной и важнейшей частью русского космизма и мировой культуры. Система научно-философских воззрений супругов Рерихов, их сыновей Юрия

и Святослава созвучна творчеству отечественных деятелей культуры Н.Ф.Федорова, В.С.Соловьева, К.Э.Циолковского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, П.А.Флоренского, А.Л.Чижевского и других мыслителей эпохи русского возрождения на рубеже Х1Х—ХХ веков. Творчество Рерихов несет в себе живописный образ русского народа, русской культуры и является своеобразным приглашением «Ивана Стотысячного» всему человечеству приобщиться на духовно-культурной основе к эволюционному «генератору великого тока — к России» [8, с. 5]. Л.В.Шапошникова отметила: «Учитель, а за ним Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи обратили внимание на те стороны России, которые открывали именно глубину ее внутренней сути» [6, с. 19].

По существу, жизнь и труды Николая Константиновича и Елены Ивановны причастны к духовной культуре Востока, представленной в первую очередь культурой народов Центральной Азии и Гималаев, духовной системой Учителей человечества, в основе которой — философская концепция завещанной миру общины. Рерихи, объединенные задачами космической эволюции, «оставили нам богатейшее космическое наследие» [2, с. 51].

Эволюционная идея общины в их творчестве несет в себе духовно-культурную необходимость реализовать для будущего социального развития планетарного человечества Космический Закон — закон единства и кооперации. Община — прообраз новых построений духовного человечества. И два начала полагаются в основание ее строительства: сотрудничество и кооперация. По мысли Н.К.Рериха, именно всякая «человеческая кооперация может приумножить добро» [9, с. 399] и «эта свободная светлая основа прогресса» [9, с. 84] должна стать в мире нашим лозунгом на каждый день. Имея целью обеспечить «широкоемирное строительство и сотрудничество всех народов» [10, § 29], художник предлагает международному сообществу идею Пакта Мира. Но такая программа может состояться только на основе доброжелательного сотрудничества. Поэтому Рерих проводит эту мысль в жизнь и после подписания Пакта. «Сотрудничество, содружество, кооператив, — пишет мыслитель из Гималаев в 1936 году, —

сколько раз твердятся эти ценнейшие понятия, но не часто вкладывается в них то сердечно-созидательное значение, выразителями которого они должны быть» [11, с. 39]. Таким образом, для художника кооперация как общий труд людей, связанных между собой единой целью (в западном варианте), и сотрудничество как согласованная их деятельность на общее благо (в восточном понимании) суть лишь две стороны единого эволюционного процесса человечества при устремлении его к духовно-культурной жизни. В этой связи Рерих, «одаренный тайными видениями, умеющий проникать духовным взглядом в далекую старину, редкий по богатству творческой фантазии» [8, с. 69], постоянно обращается в своих трудах к теме бодрой кооперации человечества в прошлом, настоящем и будущем. Это обращение мы, прежде всего, находим в литературных очерках мыслителя: «Алтай» (1926), «Вехи Культуры» (1930), «Кооперация» (1930), «Женщинам» (1931), «Обществу славянской культуры» (1931), «На пороге десятилетия» (1931), «Пашня Культуры» (1935), «Наран Обо» (1935), «Подвижность» (1935), «Врата в Будущее» (1936), «Путники» (1940), «Зов о Культуре» (1942), «В Будущее» (1945), «АРКА» (1946) и др. В изобразительном искусстве идею кооперативного начала жизни Н.К.Рерих гениально отображает на полотнах: «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Каменный век. Охота на моржей» (1904), «Северный этюд» (1905), «Славяне на Днепре» (1905), «Дозор» (1905), «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Веления неба» (1915), «Три радости» (1916), «И мы трудимся» (1922), «Сергий Строитель» (1924), «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (1934), «Огни победы» (1940), «Партизаны» (1943), «Весна священная» (1945) и др. Таким образом, через представленное многогранное творчество «мир увидел в нем, в Рерихе, гонца из России, — писал Всеволод Иванов. — <...> [Если] Петр Великий открыл России окно на Запад, [то] Рерих открыл миру окно в Россию, окно на Восток» [8, с. 5].

Книга «Община» была одной из первых в серии Живой Этики, созданной Е.И.Рерих совместно с Махатмами Востока. Их философские идеи на первый план выдвигали этические проблемы и категорию знания как важнейшие условия

для дальнейшего развития нового сознания. В этом гениальном творении Учителя Света раскрывают человечеству духовный смысл трудовой кооперации как формы единения и проявления в земных условиях одного из космических законов взаимной помощи и мощнейшего фактора эволюционного преображения. С древних времен подобные формы прогрессивного проявления социальной жизни и духовного развития человечества зиждутся на знании, нередко по природе своей интуитивном, кроме того, на общественной солидарности и взаимной природной зависимости людей. Такой прогресс основывается на сознательном, а иногда интуитивном признании силы, эволюционно заимствуемой каждым человеком из общей практики взаимопомощи и кооперации, на тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех и на чувстве справедливости или беспристрастия, которое вынуждает индивидуума рассматривать права каждого другого как равные его собственным правам. Всей своей философско-этической направленностью провозглашавшиеся в книге идеи были тесно связаны с духовными процессами, происходившими в духовно-культурной сфере всего мира, и в частности России. Знания, содержащиеся в книге «Община», свидетельствовали о наступлении нового витка спирали культурно-исторической эволюции человечества. Переданное через Е.И.Рерих русскому народу этико-философское произведение обогащало экспериментальную науку Запада умозрительной философией Востока, что во многом, при открытом сознании исследователей, помогает снять укоренившееся в сознании ученых противопоставление духа и материи, как в миропонимании человека, так и в его представлениях о самом себе. Махатмы Востока впервые предлагали молодым сердцем исследователям почувствовать себя не муравьями на земной коре, а обладателями мощнейшей энергии духа и ответственными за состояние планеты [см.: 12, § 110]. Для этого Учителя предоставили участникам эволюционного процесса, а значит, каждому из нас, безбрежный океан знаний, основанных на тысячелетнем эволюционном опыте Старших Братьев, организовавших свою жизнь в Братстве по законам красоты, простоты и бесстрашия. Такой благодатный

опыт чрезвычайно важен и необходим сегодня человечеству для преодоления крайне обострившегося духовного кризиса и кооперативного строительства начал жизни в будущем. Л.В.Шапошникова отметила, что издание «Общины» супругами Рерихами в Монголии стало как бы «прощальным приветом, посланным Родине перед ее страшными испытаниями» [13, с. 12], ожидавшими страну в ближайшем роковом будущем. Опубликованная сначала в Улан-Баторе (Монголия) в 1927 году [14], книга «Община» затем была переиздана в 1936 году в Риге (Латвия) с некоторыми редакционными изменениями [15], допущенными Рерихами в те годы в связи с политической ситуацией в мире и в указанной стране.

Стоит упомянуть еще об одной работе, которая впервые была опубликована Рерихами в Улан-Баторе и по-современному создала в мире своеобразный «мост от [законченного учения коммунизма] Будды Готамы до [идей кооперации] Ленина» [16]. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции в апреле 1927 года Н.К.Рерих в путевом дневнике делает запись: «Кончается печатание книг "Основы буддизма" и "Общее благо" ("Община")» [4, с. 293]. Здесь речь идет и о небольшой брошюре «Основы буддизма», которая вышла в свет также на русском языке. Ее составителем была Е.И.Рерих. В сотрудничестве с Учителем Елена Ивановна передает, прежде всего для соотечественников, знания первооснов Мировой Общины, идеальной социальной формы будущей эволюции человечества, заповеданной в свое время Первоучителем Гаутамой Буддой. Талантливо, кратко и в то же время концептуально автор описала завещанные основы общинножительства Учителя Гау-тамы и представила принципы научного опыта трудовой общины [см.: 3, часть вторая, IX, 3] Владыки Будды, который еще две с половиной тысячи лет назад посеял эволюционные зерна, создавшие духовные условия для всеобщей планетарной кооперации. В предисловии к первому изданию мы читаем: «Знаем, как ценил Ленин истинный Буддизм. Построим основы Буддизма в его явленных заветах. Учение простое, равное по красоте космосу, удалит всякий намек на идола, недостойный великого Учителя народа» [16]. В «Основах буддизма» автор в сжатой

форме изложила главные идеи раннего буддизма, которые затем были продолжены в Учении Живой Этики. «Будда, — как сказано в философии космической реальности, — человек, носитель новой жизни, презревший собственность, оценивший труд и восставший против внешних отличий, утвердивший первую общину мира, завещавший век Майтрейи» [3, часть вторая, VIII, 3].

Первое издание работы было анонимным, все последующие выходили (Нью-Йорк, 1930; Рига, 1940) под псевдонимом Наталия Рокотова.

Эволюционные изменения в послереволюционной России, такие, как мирная ориентация развития государства, повышение всеобщего культурно-образовательного уровня народа, доступность земли для крестьян, национализация средств производства и многие другие социальные приоритеты в хозяйствовании страны, приветствовались большинством людей как в Советском государстве, так и за его пределами. Такой вектор развития, принятый молодой социалистической державой, в целом поддерживался Учителями. В книге «Община» говорится: «Многое вы начинаете делать правильно. Вы отменяете рукопожатие и тем признаете могущество прикосновения. Вы отменяете рукописание и тем признаете наслаивание живой энергии. Вы сокращаете язык и тем признаете нужность космических сбережений. Вы отменяете наследование и тем признаете перевоплощение. Вы отменяете храмы и тем признаете подлинное Учение. Вы отменяете личную заслугу и тем признаете План Общины. Вы отменяете ценность денег и тем признаете эволюцию. Вы отменяете явление тирании и тем признаете Учителя. Вы отменяете сквернословие и тем признаете ценность звука. Вы отменяете танец пошлости и тем признаете значение ритма. Вы отменяете плохие зрелища и тем признаете важность цвета. Вы отменяете тунеядство и тем признаете мощь энергии. Вы отменяете отсталость и тем признаете волю. Если не всегда научное значение ваших действий вам ясно, то, являя неизбежность эволюции, вы поступаете правильно. Видите, сколько у нас согласий» [цит. по: 6, с. 44].

Исходя из самого выражения «общинное устройство», коммунизм, к которому стремились руководители социалистической

России, ориентировал людей на равенство, братство, мир. Но в понятии коммунизма, и особенно его первой фазы — социализма, основной акцент был сделан не на духовно-культурное наследие человечества, а на цивилизацию, т.е. экономическое развитие страны, на ее средства производства, повышение уровня жизни, в целом на внешнее обустройство жизни людей. В «Общине» же было сказано, что коммуна должна развиваться добровольно и на духовно-культурной основе. Но так как коммунизм прививался насильственно и на экономической основе, это привело впоследствии к гибели Советского Союза [см.: 17].

В той же Латвии в 1934 году, т.е. 80 лет назад, в Риге издательство «Алтаир», предваряя книгу «Община», выпустило в свет сборник под названием «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». Книга была посвящена Строителю русской духовной культуры Преподобному Сергию Радонежскому. Эта небольшая по размерам, скромная в цене, однако бесценная в духовном значении и содержании книга принадлежала перу двух выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры начала ХХ века — Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам. Авторы этого важного труда по-новому осмысливают и воссоздают образ великого русского подвижника и показывают исторический и духовно-общинный путь русского народа, пройденный под водительством Преподобного Сергия Радонежского. Издание вышло на русском языке и было адресовано прежде всего русскому народу. Е.И.Рерих обращает внимание читателей на то, что «Родина наша уже вступила на путь выздоровления и ищет новый славный путь. Самое отрадное явление — это что массы проснулись к сознательной жизни, к пониманию общего сотрудничества, и жажда знания среди молодежи велика. <...> Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира» [18, с. 82].

Издание книги Рерихи приурочили к 620-летию со дня рождения Светоносного Вождя и Хранителя России, утвердившего в ее пространстве 660 лет назад (дата на 2014 г.) первую в нашем Отечестве древнерусскую духовную общину во славу Пресвятой Троицы. В связи с последним фактом, коренным образом по-

влиявшим на историю и духовную культуру Древней Руси, Елена Ивановна писала: «Введение общежития <...> было осуществлено Преподобным (в 1354 г.), несмотря на недовольство части братии» [19, с. 49]. Все великое начинается с малого в утесненных условиях нашего мира. В книге «Беспредельность» сказано: «Так, начав с зерна, построение общины может дать общину мира. Нужно реорганизовать все человеческие начинания, чтоб сознание приблизилось к общине мира. Потому не страх перед смещением, но утверждение явного пережитка. Так устремимся к общине мира обновлением. Только расширенное сознание может дать непреложную формулу для общины» [20, § 683].

Уникальность творчества наших великих соотечественников, как в этой работе, так и во всех остальных трудах, проявлялась во многом благодаря тому, что Николай Константинович и Елена Ивановна были учениками одних и тех же Учителей, а также единомышленниками по жизни и как супруги, и как верные друзья. Все члены выдающейся семьи Рерихов — яркий пример совместного творчества, единого, общинного сознания, духовно устремленного сердцем к Высшему, Горнему Миру, который присутствует во всех их трудах. Примечателен удивительный факт: семья Рерихов образом своих мыслей, индивидуальным творчеством и сплоченной деятельностью явила человечеству эталон культурно-духовной общины, построенной на принципах философской системы Живая Этика. Мысль о кооперативном мирном строительстве жизни России пронизывает абсолютно все грани творчества уникальной семьи.

Таким образом, изданные Рерихами книги «Община», «Основы буддизма», «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» имели значительную общую философскую часть текстов, раскрывавших важное для эволюции человечества духовно-культурное понятие Общины. Учителя утверждают, что Община, так же как и Иерархия Света и Братство, есть одна из форм «выражения коллектива. Велика его творящая мощь. В осознании его лежит понимание сущности двух миров — старого и Нового. <...> Единое стадо, то есть гармонично спаянный единый коллектив человечества, будет формой социального выражения. Тогда без запруд потечет река мировой эволюции. <...> Мощь коллектива

Нового Мира растет непомерно, и она сметет, как картонные домики, все построения старого мира. И когда гигант встанет на ноги, старый мир увидит и поймет свою обреченность и бесцельность борьбы» [10, § 85]. В целом книги были рассчитаны на множество советских людей, живших в 20-х годах XX века в многообразных артелях, кооперативах, коммунах [см.: 21, с. 203] и остро нуждавшихся в новых знаниях, как в глотке свежего воздуха. Кроме того, создавшиеся социально-культурные условия в России максимально способствовали принятию идеи Общины многими советскими людьми, которые могли бы значительно облегчить свое положение, если бы приняли духовно-культурные основы коммунизма, данные Учителями человечества через семью Рерихов в изданных ими книгах.

Следует особо подчеркнуть, что добровольное построение общины и сегодня чрезвычайно важно и эволюционно актуально для народов России и всего планетарного человечества. И такая кооперация очень близка новой молодежи и может начинаться с малейшего социального зерна: семьи, трудового коллектива, кооператива, общественной организации и т.д. В феврале 1935 года, в период Китайско-Маньчжурской экспедиции (1934—1935), Н.К.Рерих в очерке «Молодежь» пишет: «[Теперь] содружества молодежи нередки. <...> все трудящиеся, добывающие хлеб упорной и тяжкой работой, а по вечерам, ободренные и приодетые, слетаются они, чтобы омыться в живой воде философии, науки, искусства. Они так привыкают жить общими стремлениями, что даже пробуют селиться вместе, маленькими общинами» [22, с. 214]. И такие светлые устремления молодых сознаний в нашей жизни все чаще встречаются, ведь община есть единственно благоразумный способ человеколюбивого сожития [см.: 3, часть третья, I, 12].

И сегодня Знамя Преподобного Сергия Радонежского, Знамя труда, утвержденного Великим Учителем основой нового кооперативного строительства, впервые поднятое Рерихами над нашей Родиной во имя ее прекрасного будущего и процветания всего мира, повсеместно подхватывается молодыми сердцами. По завету Преподобного именно отважившиеся герои труда в подвиге укрепят общинную хоругвь всех народов.

Литература и примечания

1. РерихН.К. О Вечном... М.: Республика, 1994.

2. Шапошникова Л.В. Космизм Серебряного века в России // Культура и время. 2013. № 4.

3. Учение Живой Этики. Община (Улан-Батор).

4. Рерих Н.К. Алтай — Гималаи: Путевой дневник / Предисл. К.Брэгдона. Рига: Виеда, 1992.

5. Дубаев М.Л. Рерих. М.: Молодая гвардия, 2003.

6. Шапошникова Л.В. Сожжение тьмы. М.: МЦР, 2014.

7. Обращение общественного Музея имени Н.К.Рериха к народу России и соотечественникам за рубежом! // Известия. 11 июля 2014. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/museum/obracshenie_ тшеит^р (дата обращения: 30.07.2015).

8. Рерих в России. М.: МЦР, 1993.

9. Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т 3. М.: МЦР, 1996.

10. Грани Агни Йоги. 1952. Ч. I. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2013.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т 2. М.: МЦР, 1995.

12. Учение Живой Этики. Община (Рига).

13. Шапошникова Л.В. Книга-предупреждение [вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Община. М.: МЦР, 1997.

14. Это издание традиционно обозначается как «Община (Урга)» и именуется «ургинским», однако правильнее было бы говорить об «улан-баторском» варианте, поскольку на момент выпуска книги столица Монголии уже несколько лет как была переименована из Урги в Улан-Батор.

15. На титулах улан-баторского и рижского изданий книги «Община» намеренно оставлен 1926 год — год создания рукописи.

16. Основы буддизма. [Улан-Батор], 1926. Предисловие.

17. Шапошникова Л.В. О чем Рерихи пытались предупредить Россию // Российская газета от 26 июля 2011 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/07/ 26/rerih.html (дата обращения: 30.07.2015).

18. Письма Елены Рерих. [В 2 т.] Т. 2. Минск, 1992.

19. Знамя Преподобного Сергия Радонежского / Сост. Б.А.Данилов, Ю.М.Ключников. Новосибирск: Изд-во «Сибирь. XXI век». Предприятие «Гелиос», 1991.

20. Учение Живой Этики. Беспредельность. Ч. II.

21. Борис Мазурин. Рассказ и раздумья об истории одной толстовской коммуны «Жизнь и труд» // Новый мир. 1988. № 9.

22. Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т 1. М.: МЦР, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.