Научная статья на тему 'Знамя Мира – символ самосознания Новой эпохи'

Знамя Мира – символ самосознания Новой эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1105
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Знамя Мира / Новая эпоха / символ Триединства / Живая Этика / самосознание

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Г Г. Пантелеева

Значение идеи Знамени Мира для охранения сокровищ мировой культуры от хаоса невежества. Живая Этика, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих об особенностях Новой эпохи. Осмысление символа Знамени Мира как фактора подъема самосознания на более высокую ступень космического понимания мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знамя Мира – символ самосознания Новой эпохи»

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

197

Г.Г.ПАНТЕЛЕЕВА,

специалист в области физики дистанционных исследований, Морской гидрофизический институт НАН Украины, Севастополь, Украина

ЗНАМЯ МИРА - СИМВОЛ САМОСОЗНАНИЯ НОВОЙ ЭПОХИ

Символы как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ.

Учение Живой Этики. АУМ

Эпохи осознания духовных ценностей в истории человечества справедливо называются эпохами возрождения и эпохами расцвета. Весть о наступлении Новой эпохи в ХХ столетии была передана через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, творческое наследие которых несет в себе идеи Учения Живой Этики.

Культура, как «дух творческой деятельности человека» [1, с. 290], от эпохи к эпохе создается в зависимости от конкретной социальной ситуации и от ее индивидуального, углубленно-сознательного переживания мыслителем, его самосознания. Появление первых признаков, фактически давших знать о наступлении Новой эпохи, Л.В.Шапошникова, профессиональный историк и мыслитель-космист, относит к концу XIX — началу XX столетия, имея в виду духовную революцию в России, приведшую к явлению Серебряного века в ее культуре, — искусстве, науке, философии [2, с. 234].

Особую мощь Новая эпоха набирает в связи с развернутым Н.К. и Е.И. Рерихами в сотрудничестве с общественными и государственными деятелями Америки, Европы, Азии движением Знамени Мира. «Не будучи безжизненными пацифистами, — писал Н.К.Рерих, — мы хотели бы видеть Знамя Мира развевающимся, как эмблему новой счастливой эры» [3, с. 89]. Отличительный флаг, предусмотренный Пактом Рериха, — «на белом фоне в круге три со-

198

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

единенные амарантовые Сферы», — Н.К.Рерих выдвигает как Знамя Мира, вкладывая в это понятие сокровенную идею древнего знака Триединства [3, с. 70].

В отношении знаков-символов Учение дает следующее пояснение: «Многое, невыразимое словами, может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно прозреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны.

Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимания на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. Когда же люди остаются предоставленными себе, они полагают себя несчастными и покинутыми.

Символы как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы узнать приказ. Потеря Знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения, невыразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения.

Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии» [4, 437].

Ясное для всех значение древнего знака на Знамени Мира как охранительного для сокровищ науки и искусства предполагает, следовательно, возможность понимания его смысла в связи с особенностями космической эволюции человечества в современную эпоху. Знамя Мира, несущее изображение знака Триединства, с этих позиций закономерно выдвигается как символ самосознания Новой эпохи.

Следует отметить, что древность изображения знака Триединства соизмерима с древностью понятия АУМ, которое в своей эволюционно-космической сути рассмотрено в одноименной книге Учения Живой Этики. «Никто не может отнять древности понятия АУМ во всей его знаменательной троичности. Не следует отбрасывать знаки первоначальные» [4, 215].

Значение букв-знаков АУМ поясняется следующим образом: «"А” есть Мысль-Основа, “У” есть Свет-Начало и “М” есть Тайна, Сокровенное» [4, 132]. Сокрытая в этих трех знаках суть мироздания может быть глубже осознана при их сопоставлении с «ближайшими дарами эволюции». Учение выделяет, по крайней мере,

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

199

три таких дара: «первый — психическая энергия, второй — движение женщин, третий — кооперация» [4, 414]. Сказано также, что «каждый из этих даров должен быть принят в полном размере, неотвлеченно» [4, 414], иначе говоря, действенно. В рамках статьи можно лишь кратко рассмотреть три названные отличия нового века, поднимающие самосознание мыслителя и эпохи в целом на более высокий уровень.

К началу ХХ века стало ясно, что человеческий разум, ориентированный лишь на физические критерии силы и технократические критерии роста и потребления, способен обернуться против человечества. Техногенная культура, преимущественно определявшая прогресс на протяжении предшествующих четырех столетий, явилась средой, в которой вызревал общесистемный кризис, охвативший к настоящему времени все сферы человеческой жизни и проявляющий тенденцию к ускорению темпа роста. Такие социокультурные явления, как отказ от гуманистических компонентов и направленность науки на овладение природой с угрозой в некоторых случаях для ее существования, гипертрофированный урбанизм и связанные с этим социальная атомизация и отчужденность, растущая тенденция к культурной унификации в процессах технической, экономической, информационной глобализации, обезличивают человека, нанося существенный урон его неповторимой индивидуальности. Принижается роль человека — творца нового, способного к самосозиданию, к сознательному участию в ходе естественных эволюционных преобразований планеты и космоса. Обретенные человеком уникальные, высшие свойства, такие как разум, духовность, сердечность, в борьбе за материальные условия существования большей частью остаются в забвении, не достигают ни настоящего развития, ни полного истинного применения. А ведь именно эти драгоценные способности определяют человека как особое существо в мире.

В поисках выхода из эволюционного тупика целесообразно обращение к трем дарам эволюции, прежде всего, к осознанию психической энергии, ведь «когда люди осознают психическую энергию, утвердится Новая Эра» [5, 360]. Психическая энергия, присущая человеку, в контексте историко-культурного исследования Л.В.Шапошниковой, занимает вполне определенное ме-

200

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

сто в иерархии энергий мироздания. «Плотный мир планеты Земля имеет довольно низкое, всего лишь третье измерение» [6, с. 760]. Современное человечество является свидетелем «переходного эволюционного периода от третьего к четвертому измерению» [6, с. 760]. «Так называемое четвертое измерение, — как утверждается в Учении, — есть свойство психической энергии» [5, 542]. «Именно, огонь пространства, — пишет Е.И.Рерих, — будучи осознанным, превращается в психическую энергию» [7, с. 504]. В то же время «психическая энергия есть качество духа» [5, 380]. «...Дитя духа — мысль» [8, ч. 3, V, 14].

Выстраивается цепочка понятий: «огонь пространства — психическая энергия — дух — мысль», которая соединяет небесное и земное, давая возможность осознавать космичность человеческой мысли и ее конструктивное значение в мире. «Следует помнить, — говорится в Живой Этике, — что мыслящая энергия соединит все слои сущего» [5, 101]. Учение формирует новую модель человека, обладателя психической энергии. Как духовное мыслящее существо, он причастен к единой и в то же время беспредельно многообразной энергетической структуре мироздания. Человек в принципе способен воспринимать потоки мысли миров более высоких измерений, ведь «из Беспредельности льется мысль на досягаемом выражении» [4, 14]. В таком понимании «есть уже утверждение человека как одухотворенного существа, как посланца, как стража светлого» [4, 14].

Наступающую Новую эпоху Л.В.Шапошникова характеризует как эпоху энергетического мировоззрения. ХХ век подошел к той черте, когда меняется сознание, мышление человека, когда все накопленное в предыдущие тысячелетия порождает «качественно новые подходы к проблемам Космической эволюции человечества» [1, с. 122]. Человек является обладателем тончайшей и сильнейшей всеначальной, или психической, энергии. Новый виток Космической эволюции приведет к осознанию этой энергии и «умению правильно ею пользоваться» [1, с. 122].

«Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос», — предупреждает Учение [9, 249]. Малоизученная наукой область человеческой мысли с энергетических позиций рассматривается в очерках Н.К.Рериха и многих письмах

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

201

Е.И.Рерих к сотрудникам. В них обращается внимание на опыты передачи мысли на расстояние, на ее творящую и созидательную силу, на необходимость изучения энергии мысли. Мысль Общего Блага в состоянии повысить энергетику человека, утончить ее вибрации. Наоборот, мысли эгоистичные огрубляют и понижают энергетику [1, с. 127—128]. Добрые сердечные мысли не только способны защитить самого человека от негативных психических нападок, но они «являются заградительною сетью для человечества» [10, 105], составляя светлую основу его эволюционного продвижения. «Потому так важно прослаивать пространство словами сердца: свет заключается в них» [10, 105].

Энергетические изменения, которые несла в себе эволюция Космоса и человека ХХ века, изменяли мышление, открывая новые возможности прозревать целостность мироздания и его неразрывную связь с человеком. Космическое мышление вызвало научный взрыв начала века, бурное развитие искусства, философии. В этот же период создатели Учения утверждали: «Знамя вновь осознанной энергии поднято» [9, 248]. То, что книги Живой Этики начали издаваться в 20-е годы двадцатого столетия, свидетельствует, согласно выводам Л.В.Шапошниковой, об их тесной связи с приходом новой энергетики и переходом человечества на новый эволюционный виток [1, с. 123].

Нить связи двух миров, видимого и невидимого, от начала вручена женщине. «Женщине дано, — пишет Е.И.Рерих, — являть мощь сокровенной жизненной энергии» [11, с. 29]. Грядущая эпоха в традиции Востока и в Учении Живой Этики называется эпохой Майтрейи, эпохой Матери Мира — Великой Реальности, стоящей на вершине Иерархии Света. Этот космический уровень соответствует материи, «дающей Свет», — Материи Люциде, которая есть и материя Любви [10, 3]. Знак Знамени Мира, как следует из текста Учения, — это и «знак Матери Мира» [10, 348]. Знамя Май-трейи с его высокой символикой было уже утверждено шествием каравана Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, «ибо обошло мир» [4, 438].

Особое положение женщины в Новую эпоху объясняется ее более тонкой организацией, прежде всего утонченностью работы сердца, впитавшего «всю боль страдания» [12, с. 220]. Сколько созидательного терпения, самоотверженности проявляет женщина,

202

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

умиротворяющая порой весьма острые жизненные ситуации в семье, обществе! Женщины часто пробуждаются для Тонкого Мира потому, что «работа сердца гораздо тоньше, и тем трансценден-тальность является облегченной» [13, 106]. Грядущая эпоха Матери Мира основана на осознании сердца, поэтому «только женщина может решить проблему двух миров» [13, 106].

Эпоха Матери Мира выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры. В то же время эта почетная миссия накладывает на женщин и особую ответственность как на хранительниц «не только семьи, рода, государства, но и мира» [3, с. 252]. Отвечая на письмо одной из своих корреспонденток, Е.И.Рерих поясняет задачи женщины в связи с движением Знамени Мира: «Пусть теперь женщина — Матерь Мира — скажет: Да будет Свет!» [14, с. 116]. Сияние Света для Елены Ивановны неотделимо от огненного подвига, который заключается «в поднятии знамени Духа» [14, с. 116]. Любовь, Знание, Красота — эти три качества пробужденного духа, осознанные в полной мере, выдвигаются как одна из возможных трактовок знака Триединства.

Согласно концепции Н.К.Рериха, «Культура есть почитание Света» [12, с. 63]. В таком определении Культура приобретает смысл действия, благородного стремления к Свету, представляющему, как сказано в философско-художественных очерках, Великую Реальность, Всевышнюю Красоту, царство Прекрасного, Благо творящее, Источник жизни и прогресса [12, с. 5, 9, 51, 267]. Обосновывая реальность Света, Николай Константинович приводит исторические записи о видимых глазом светоносных излучениях, возникающих особенно при напряжении мысли высокого качества, напоминает также, что подобные явления изображались художниками иконописцами с великим знанием. «Свет сияния мысли не только ощутим глазом, но и доступен фильме», — писал Н.К.Рерих, имея в виду открывающуюся возможность фотографирования ауры [3, с. 16].

Почитание Света, Благого Начала в концепции Н.К.Рериха предполагает, прежде всего, признание реальности мира высшего, по сравнению с тем, в котором человек себя осознает и который изучает традиционная наука. Следует отметить, что доступное сегодня большинству людей понимание Света, как правило, узко утилитарно. Сокровенная сущность Света, о ко-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

203

торой сообщается в Учении и о которой пишут Н.К. и Е.И. Рерихи, требует особого внимания и пока еще мало изучается. Такое положение только подтверждает тонкость самого понятия, указывает, в то же время, на ограниченность как современных технических средств, так и способности самих людей осознавать высокие вибрации Света. Иными словами, знание предопределено и ограничено специфически человеческим перцептивным и понятийным аппаратом.

Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь сердечного чувствознания открывает прямой путь к познананию нового. «Можно предвидеть, — сообщается в Учении, — что учреждения будут особенно охранять жизнь таких чутких сотрудников. Как вехи прямого пути, станут такие сознания. Научные наблюдения будут направлены огнем чувствознания» [5, 282]. Расширение сознания в связи с тонкостью восприятия, согласно концепции Н.К.Рериха, возможно на поприще культуры, тесно связанной с воспитанием сердца, его утончением и возвышением. «Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение» — эти «огни сердца», принадлежа Культуре, расцветают, как пишет Николай Константинович, «в Саду Прекрасном» [15, с. 82].

Как известно, движение Знамени Мира, Знамени Культуры было с пониманием воспринято возникавшими в связи с этим женскими общественными организациями и объединениями. Так, в очерке «Женскому сердцу» Н.К.Рерих обращается к трехмиллионному женскому воинству Федерации женских клубов в Америке с уверенностью, что, «одобрив и приняв Знамя Культуры и Мира, женщины понесут его также действенно, как может пылать священным огнем женское сердце» [12, с. 221]. Знамя Культуры, понятое и жизненно воспринятое «как нечто неотложное и нужное во общее спасение, в воссоздание традиций Света и Красоты» [12, с. 221], Н.К.Рерих, ученый и мыслитель, отмечает как исторический факт. Так, казалось бы далекие понятия Света — творящего Начала и мощное движение женщин, поднимающих знамя Духа, Знамя Культуры, совмещаются в едином понимании процесса космической эволюции.

Тайна и кооперация. Согласно Учению, творящая мощь «мыслительной энергии» есть та тайна, о которой рассуждают мудре-

204

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

цы. «Именно не одна мысль, но пересечение мыслительных токов образуют спираль зарождения» [4, 90]. В интерпретации историка Л.В.Шапошниковой «Новый мир, в истинном эволюционном смысле этого слова, возникал как следующий виток Космической эволюции <...> в невидимом таинстве космического пространства, в новых комбинациях, шедших из глубин космического океана энергий. Это был путь “творящей Красоты, путь синтеза и космических ритмов ” [16, с. 246]. И новый человек, почуяв дыхание Космической эволюции, уже шел по этому пути, «сочетая в себе реальность земного и Надземного миров» [16, с. 246].

«Нужно признать в сердце, — говорится в Живой Этике, — что люди не оторваны от высших миров. Такое твердое сознание поможет познать одно величайшее чудо: в какую бы стратосферу ни подняться, какие бы полеты ни измыслить, везде будет нестись мысль вышняя. Только подумайте, что мысль из Беспредельности несется по всем мирам» [4, 13]. Действительно, подумав о том, что в жизни всегда есть место мысли вышней, мысли из Беспредельности, человек оказывается вечно предстоящим перед Сокровенной Тайной, которую уже в глубокой древности люди соотносили с всенаполняющей энергией, с Софией — Премудростью Божией [4, 13]. То, что в истории человечества определяли образно-символическими средствами, подавляющее большинство отечественных софиологов пыталось рационализировать, трактовать как духоматериальную субстанцию. Характеризуя эту первома-терию, В.С.Соловьев, например, именует ее «психофизической», «субъективной», то есть способной как к трансформации под воздействием человеческой мысли и соответственно к энергийному воздействию на нее, так и к переносу витально-психических взаимодействий в природном мире [17, с. 239, 542].

Таким образом, с философских рационалистических позиций делается попытка обосновать принципиальную возможность тонких взаимодействий. «Явление кооперации различных слоев материи характерно для Нового Мира» [5, 101]. «Земные, сильные мысли производят в Тонком Мире углубленную вибрацию, потому так естественно, что Тонкий Мир должен звучать и на земные мысли» [4, 105]. Приводится красивое и наглядное сравнение: «Когда говорю, что падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах, — это не есть символ, но напоминание лишь

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

205

о кооперации всего сущего. Нужно привыкнуть, что пустоты нет. Нужно утвердиться о важности задания человека, о его обязанности и долге» [4, 105].

Кооперация в Живой Этике причисляется к признакам Новой эпохи. «Много о ней написано, но жизнь требует утончения этого понятия»» [4, 422]. Понятие «кооперация» (от лат. cooperation — сотрудничество) в Большом энциклопедическом словаре понимается как «совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи» различных слоев населения для достижения общих целей в областях экономической деятельности. Стандарты социологического мышления, доминирующие до последнего времени, сосредотачивают внимание, как видно из определения, на сотрудничестве с целью достижения экономических выгод. На этом пути человек низводится до положения «винтика и колесика» гигантского промышленного комплекса, в недрах которого исчезает «человеческое в человеке». Предназначенное будущее Гражданина Вселенной теряет естественную опору, поскольку обесценивается значение внутреннего, духовного мира человека. Вместе с упадком духовности задерживается возможность познания новых энергий насущность которых в связи с истощением традиционных источников энергии, становится все более ощутимой.

В столь критических обстоятельствах спасительной выдвигается утонченное понимание кооперации как сотрудничества с мирами более высокого уровня организации, теми мирами, откуда «льется» живая мысль Беспредельности [4, 14]. Решающее значение в такого рода сотрудничестве имеет качество мысли. Е.И.Рерих в связи с этим сообщала: «Перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний, и Вы уже слышали о приближении Нового времени. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового мира <...> Будем помнить, что мыслящий человек никогда не одинок, ибо мысль есть величайший магнит и приносит из Пространства тождественный ответ. Потому, если хотите получить прекрасный ответ, посылайте в звучащее Пространство устремленные мысли, насыщенные чистым огнем сердца, ибо только одухотворенная устремленная мысль, напитанная сердцем, творит и привлекает, как мощный магнит <...> Утонченность восприятия и мысли даст Вам возможность проникнуть в тайники

206

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

Пространства и откроет пути радости достижениям и непрерывному и бесконечному восхождению» [14, с. 111—112].

Самым решающим моментом в жизни человека, в его эволюции, считает исследователь философии Живой Этики Л.В.Шапошникова, является взаимодействие с Космическим Магнитом, который есть важнейшая одухотворенная структура Космоса. «Именно под влиянием и прямым воздействием Космического Магнита, как главного инструмента космической эволюции, зародилось и возникло сознание человечества», — делает вывод Л.В.Шапошникова [6, с. 767].

Культура, неотъемлемая от явления духа, рассматривается Л.В.Шапошниковой как «самоорганизующаяся система духа», закономерности развития которой оказались близки законам такой точной современной науки, как синергетика [1, с. 290]. Замечательно, что сам термин «синергетика», имеющий основание в греческом «синергия» (сотрудничество, содружество, совместная кооперация, совмещение), как раз и был введен в научный оборот, чтобы подчеркнуть роль коллективных процессов в самоорганизации живых систем. Важно, что математический расчет сценариев развития органических систем обязательно включает точную постановку цели — образа будущего. Математическое моделирование показало, что от выбора цели решающим образом зависит весь ход эволюции системы.

Оказывается, что такая особенность самоорганизации уже давно обращала внимание мудрецов. «Мировые события часто происходят не самими действиями, но под знаками приближения действий», — записано в одной из книг Учения [4, 125]. Иными словами, изменить образ жизни могут уже некие предвестники событий, и такое явление довольно распространено. «Люди творят многое под знаком радости, когда еще радости нет, или под знаком ужаса или войны, когда это еще не произошло. Многое совершается лишь под знаками, потому такие рефлексы приобретают самое важное значение для перемены жизни» [4, 125]. И далее: «Если удастся произвести движение лишь под знаком, это будет очень удачно <...> Успех целых народов происходит под символом <...> Считаю, можно среди самых опасных переходов дойти под Высшим Знаком» [4, 126]. Будущее, основанное на принципах Живой Этики, давало возможность миновать многие тяжкие испытания, «дойти под Выс-

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

207

шим Знаком» [4, 126], поскольку ведущим началом утверждались самые важные для космической эволюции человечества ценности.

Заключение. Идея Знамени Мира как охранительного для сокровищ мировой культуры неотъемлема от философии спасения мира от хаоса невежества. «Мир спасется, переродив сознание»» [18,

ч. 3, 335]. Невидимая работа поднятия человеческого сознания выдвигалась как важнейшая задача времени, требующая коллективного действия. Мировое движение под Знаменем Культуры формировало пространственный потенциал энергий как «мощный психический двигатель»» космической эволюции человечества [4, 377]. Очевидно, что движение Знамени Мира и формирование в связи с этим особого пространственного потенциала энергий близко концепции ноосферы В.И.Вернадского. В основополагающей работе «Научная мысль как планетное явление» ученый обосновывал зависимость преобразований биосферы от сознательной мыслительной деятельности человека [19]

Древний знак-символ — свидетельство расцвета культур начиная с самых удаленных времен, — хранит идею мирного строительства, основанного «на осознании и понимании высших ценностей» [20, с. 216]. Знак Знамени, по мысли Е.И.Рерих, есть пробный камень, по которому «можно безошибочно судить о процветании или же падении» государств [21, с. 468]. Движение Знамени Мира закладывало новую ступень сознания человечества, которое будет воспитываться на великом значении «неприкосновенности произведений человеческого гения для эволюции всего Мира» [21, с. 468]. «Не за горами то время, — писала Елена Ивановна американским сотрудникам в 1931 году, — когда люди поймут, что Новая Эра началась с основания наших дел!» [14, с. 186]. Возникавшие в связи с движением Знамени Мира культурно-просветительские учреждения неизменно имели в основании идеи Живой Этики.

Вывод: Знамя Мира является символом самосознания Новой эпохи, поскольку знак Триединства, хранящий основы космической эволюции человечества, был сознательно воспринят культурным мировым сообществом.

Среди особенностей Новой эпохи знаменательны следующие:

— человек является обладателем разлитой во всем Космосе тончайшей и сильнейшей психической энергии, и человеческая мысль, как ее проявление, космична;

208

75 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА

— Свет есть сущность Матери Мира и женщины, это, прежде всего, светлое воинство Матери Мира, вдохновляющее поверх наречий и границ на подвиг Красоты и Знания;

— Сокровенная Тайна есть то непознанное, к которому в силу единосущности человек влечется в актах кооперации — сотрудничества с Космическим Магнитом посредством Учителей и космических структур более высокого уровня организации.

Значение символа Знамени Мира, осмысленное в связи с особенностями Новой эпохи, несомненно, поднимает самосознание на новую, более высокую ступень понимания мира и человека в этом мире.

Литература

1. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, Бисан-Оазис, МастерБанк, 1996.

2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. Тверь: Издательство ГЕРС, 2008.

3. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.

4. Учение Живой Этики. АУМ.

5. Учение Живой Этики. Агни Йога.

6. Шапошникова Л.В. Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

7. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т 3. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2001.

8. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга вторая. Озарение.

9. Учение Живой Этики. Община (Рига).

10. Учение Живой Этики. Иерархия.

11. Письма Елены Рерих (1929—1938). В 2 т. Т. 1. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.

12. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

13. Учение Живой Этики. Сердце.

14. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т 1. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.

15. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1994.

16. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М.: МЦР, 2001.

17. СоловьевВ.С. Сочинения. В 2 т. Т 2. М., 1988.

18. Учение Живой Этики. Мир Огненный.

19. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.

20. Рерих С.Н. Пакт Рериха и Знамя Мира // Сб. Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

21. Рерих Е.И. Письма в 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.