МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
105
Б.Ю.СОКОЛОВА,
кандидат культурологии
ГЕРОИЗМ КАК ОТКЛИК НА ЗОВ ЭВОЛЮЦИИ В ФИЛОСОФИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ
Эволюционное продвижение человечества связано со знаниями, которые расширяют сознание людей, обогащают мышление и делают возможным их дальнейший духовный прогресс. На каждом новом этапе этого продвижения космическая эволюция посылает такие знания. В ХХ веке они нашли свое воплощение в философской системе Живой Этики, все структурные элементы которой (принципы, законы, категории и т.д.) в своем единстве призваны нацелить людей Земли на эволюционный путь, подготовить их к осознанию новой ступени, устремить к формированию в себе более совершенного человека. Одним из явлений, которому в Живой Этике уделено особое внимание и которое само играет важную роль в космической эволюции человечества, является героизм.
Эволюционная роль героического начала проявляется в двух аспектах, обусловленных двойственным характером феномена героизма:
1) героизм — это качество духа человека;
2) героизм — это явление культурно-исторического процесса.
Итак, во-первых, героическое начало лежит в основе эволюционного восхождения отдельного человека. Как отмечается в Живой Этике, подвиги и героические деяния ведут к совершенствованию, ибо благодаря им создается «наибольший огонь сердца» [1, 245]. Огонь в Живой Этике, или Всеначальная энергия, наполняет всю вселенную, выступая основой мироздания. Через свой внутренний огонь, как один из аспектов Всеначальной энергии, человек связан с бытием Космоса и процессами, происходящими в нем. Проявлением огненной природы человека являются его дух и сердце, мысль, а также психическая энергия. Накопление
106
ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ
последней напрямую связано с развитием нравственных качеств. «Психическая энергия, — писала Елена Ивановна Рерих, — есть любовь и устремление <...> Выработка в себе постоянного, ничем не сломимого устремления к совершенствованию, к Свету во всех проявлениях и будет развитием этой жизнедательной энергии» [2, с. 148]. Е.И.Рерих также отмечала, что психическая энергия — это жизненная сила, которая делает нас сознательными и бессмертными [3, с. 197]. Развитие психической энергии обуславливает творчество каждой человеческой личности, ее способность к познанию и овладению своими возможностями. Таким образом, выявление «наибольшего огня сердца» при героических деяниях означает возрастание психической энергии, которая, в свою очередь, играет кардинальную роль в совершенствовании человека и обуславливает возможность его дальнейшего эволюционного продвижения.
«Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. Так и у человека с развитым героическим началом внутренний огонь, или психическая энергия, достигает такого уровня, что он не только совершенствуется сам, но его благотворное влияние распространяется на других людей. «Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг.», — отмечается в Живой Этике [4, ч. III, 41]. И еще: «...каждый, отдавший себя на служение, есть насыщающий все своим огнем» [5, 795]. В Живой Этике подчеркивается, что мысль героя как носителя огней [6] содержит в себе космическое творчество, а его желания продвигают эволюцию [5, 797].
Мысль — одна из важнейших категорий философии Живой Этики, рассматриваемая как энергия, которая, набирая силу в пространстве, возрастает. Возвращаясь к человеку, созидательные мысли обогащают его сознание, негативные — имеют разрушительную тенденцию. Причем последствия мыслей сказываются не только на их создателе — человеке, но и на всем, что его окружает. В книге «Надземное» сказано: «Человеческие мысли тоже растут в пространстве. Каждая героическая, самоотверженная мысль есть уже как зерно будущего мира» [7, 176]. Следует подчеркнуть, что такие зерна будущего закладываются как великой строительной мощью самоотверженной мысли подвижника, так и сердеч-
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
107
ным устремлением обычного человека, вдохновленного подвигами героя. Слова о том, что «яркие деяния утверждали лучшие порывы» [7, 463], подчеркивают духовный рост человека, восхищенного подвигами героев. Ибо мысль, озаренная «лучшими порывами», преображает внутренний мир, укрепляет нравственные качества, утончает сердце, способствует возрастанию психической энергии.
Говоря о втором аспекте эволюционной роли героизма, как явления культурно-исторического процесса, следует обратиться к такому процессу, как энергообмен. Жизнь в мироздании основана на энергетическом обмене между всеми его структурами. Именно энергообмен дает возможность получать и накапливать энергетику, необходимую для восхождения как человека, так и человечества. Как отмечает Людмила Васильевна Шапошникова, энергообмен лежит в основе космической эволюции, являясь ее движущей силой [8, с. 10]. Главная же цель космической эволюции состоит в утончении, одухотворении материи, повышение ее энергетического потенциала. Герои — носители высокой энергетики подвига, самопожертвования, новых знаний, насыщают этой энергетикой все окружающее, одухотворяя плотную материю земного мира. Живая Этика указывает на то, что героические личности являются источником напряженных созидательных энергий, необходимых для эволюции [7, 272]. «...Дух, персонифицированный в определенном герое, — пишет Л.В.Шапошникова, — и есть та движущая сила, которая и пробивает энергетические коридоры дальнейшего одухотворения земной материи. Через героя и его подвиг действует космическая молния удара по веществу, которая продвигает человеческое мышление и сознание и создает для человечества возможность взять очередную эволюционную высоту» [9, с. 378].
Содействуя энергообмену между земным, плотным миром и мирами Высшего, более утонченного, состояния материи, герой осуществляет эволюционное действо, или, как сказано в Живой Этике, «приближает течение космической эволюции» [10, 147]. Ибо Высшие миры являются причиной и ведущим фактором земных событий. Одно из важнейших положений философии Живой Этики гласит: в процессе эволюции Высшее ведет за собою стоящее на более низкой ступени развития. Поэтому эволюция как одного человека, так и общества в целом невозможна без импуль-
108
ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ
сов, исходящих от Высших миров. Эти импульсы воплощаются в деяниях конкретных людей, которые могут их воспринять и претворить в своей жизни и творчестве. Согласно одному из космических законов — закону созвучия, высокоэнергетический импульс требует высокого духовного уровня человека, его воспринимающего. А такой духовный уровень является следствием развитых нравственных качеств, накопленной психической энергии, проявленного героического начала [11]. Именно герои способны воспринимать высшие импульсы, несущие важнейшие знания и высокую энергетику. Их миссия состоит в передаче этих импульсов людям, в создании того энергетического пространства, в котором будет формироваться следующая ступень духовного пути человечества. Таких героических личностей Л.В. Шапошникова называет вестниками космической эволюции. Через них, благодаря их самоотверженной деятельности, космическая эволюция осуществляет свое творчество на земле [12, с. 29].
Это творчество космической эволюции связано с важнейшей частью исторического процесса — метаисторией, которой в отличие от земной истории присущи непреходящие элементы и внутреннее единство [12, с. 34, 44]. Важной особенностью метаистории является то, что она содержит знания более высокие, чем земные (поскольку они связаны с Высшими структурами Вселенной) и представляет собой глубинную причину земного исторического процесса [12, с. 29]. Энергетический импульс, заключенный в метаисторическом действии и направленный от Высшего к низшему, исходит от Великих Учителей человечества, которых Л.В.Шапошникова называет субъектами космической эволюции. Их деятельность проявляется, прежде всего, в области культуры, как самоорганизующейся системы духа [13], для которой такая деятельность является направленным энергетическим воздействием более высокой системы. Эволюционное творчество Учителей, протекающее в пространстве метаистории, является ее основой [14, с. 54].
Исходя из тождества микрокосма и Макрокосма, можно утверждать, что героическое начало представляет собой имманентное качество всей одушевленной Вселенной, присущее каждому ее иерархическому звену. На высших ступенях Иерархии Света героизм неотделим от понятия Учителя, сущность которого выражает
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
109
то же, что и понятие героя: оба они ведут за собой к преуспеянию, помогают переносить тяготы жизни, являются источником мужества. «Учитель есть лучший герой. Его вооружение не ржавеет, не изнашивается. Войско может обратиться в бегство, но Учитель не отступит, дадим Ему венок Героя», — сказано в книге «Надземное» [7, 463]. И еще: «Сердце Учителя живет подвигом» [10, 65]. По сути, героизм является одним из вселенских устоев мироздания, ибо связан с такими его Основами как Общее Благо, Огонь, Дух, Сердце, Самоотверженность. Именно во всеобъемлющей кос-мичности героизма заключены его жизненность и реальная сила.
Необходимо подчеркнуть, что связь с Иерархией Великих Учителей представляет собой важнейшую особенность героев. Право на эту связь дает высокая энергетика героических качеств, и в первую очередь самоотверженности как высшей ступени духа. «Самопожертвование есть один из верных путей к Братству», — сказано в Живой Этике [15, 155]. Именно Высшее Руководство помогает герою преодолеть нередко яростное сопротивление окружающих, сохранить внутренний огонь и выполнить свое предназначение. Связь героя с Учителями делает его неотъемлемым звеном Иерархии, сотрудником космических сил.
Интересно отметить, что вся мировая культура пронизана многочисленными свидетельствами о связи героев с Высшим началом мироздания. Одно из них находим в «Бхагавадгите», которая повествует об Арджуне — ученике Великого Учителя Кришны. «Я подвижников подвиг», — говорит Кришна [16, с. 116], что можно понимать как указание на глубочайшую связь жизни и деятельности героя с Высшими структурами бытия. Диалог «О героическом энтузиазме», принадлежащий перу выдающегося философа эпохи Возрождения Джордано Бруно, содержит осмысление сути героического человека, Homo Heroicus, жизненная цель которого — слиться с Божественным, стать проводником Высшего мира в мире земном. Нужно «уйти вглубь себя, имея в виду, что бог настолько близок с тобою внутри тебя, насколько это только возможно, как душа души, жизнь жизни, сущность сущности», — пишет Дж. Бруно [17, с. 162]. Фридрих Шиллер, в силу своего писательского дара и романтического мировоззрения ощущавший явления и процессы, связанные с иными мирами, написал в своей драматической поэме «Орлеанская дева» такие строки о Жанне
110
ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ
д’Арк: «Я вижу в ней тогда знаменованье / Чего-то высшего, и часто мнится, / Что из других времен пришла она» [18, с. 471]. Другой романтик Томас Карлейль считал, что герои обладают уникальной способностью проникать «сквозь внешнюю видимость вещей» [19, с. 48] и постигать их истинную суть. Эта внутренняя сущность вещей имеет отношение к миру иного, более тонкого, состояния материи, к его Высшим структурам, откуда героическая личность черпает знания. «Герой — тот, — писал философ, — кто живет во внутренней сфере вещей, в истинном, божественном, вечном, существующем всегда, хотя и незримо для большинства, под оболочкой временного и пошлого: его существо там; высказываясь, он возвещает вовне этот внутренний мир поступком или словом...» [19, с. 127].
О Высшем водительстве в судьбах героических личностей размышлял и Николай Константинович Рерих в своих историко-философских произведениях. Он писал о преподобном Сергии Радонежском, которому «сослужил Пламенный» [20, с. 74], об Оригене, чье стремление к истине «открывает безграничный кругозор для священного единения с Вышним» [20, с. 89], о Святом Франциске Ассизском, который «в своем высшем духовозношении <...> приближался к Вышнему» [20, с. 95] и многих других героических личностях. Их лучезарная связь с Высшим озаряла сознание окружающих и устремляла их к Свету. Светочами называл таких подвижников Н.К.Рерих. В центральной части его триптиха «Жанна д’Арк» изображена Мадонна со скорбным лицом, держащая на коленях маленькую девочку, которую Она посылает в мир на подвиг. Так художник стремился показать, что герой наделяется миссией в Высших мирах и приходит в мир земной для ее выполнения.
Причем подвиг, совершенный героической личностью, облеченной эволюционной миссией, имеет зачастую далекие исторические следствия. В 1938 году в Берлине вышла книга Дмитрия Мережковского «Жанна д’Арк» [21], в которой он написал пророческие слова: «Францию не только спасла, но и спасает смерть Жанны» [22, с. 10]. Через год Германия развязала Вторую мировую войну, и французы, для которых Жанна д’Арк сохранила национальное самосознание и которых вдохновлял ее бессмертный подвиг, мужественно выступили против фашистов. В те тяжелые годы большой вклад в победу над гитлеровцами внесло движение
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
111
Сопротивления, ускорив освобождение Франции и открыв путь для ее возрождения как независимой державы. Один из исследователей французского Сопротивления В.П.Смирнов писал: «...компартия развернула активную патриотическую пропаганду. Она обратилась к историческим традициям, к подвигам Жанны д’Арк.» [23, с. 96]. Также исследователь отмечает, что в мае 1941 года в оккупированном Париже большой успех имел призыв «Свободной Франции» [24] превратить праздник Жанны д’Арк в патриотическую демонстрацию. В тот день огромная толпа, заполнив все прилегающие улицы, собралась перед памятником Орлеанской Деве. Очевидец в своем письме к родственникам замечал, что даже полиция и гестапо оказались беспомощны [23, с. 50]. Так национальное самосознание, сохраненное Жанной д’Арк для французов в далеком XV веке, в ХХ-м подняло на борьбу их потомков, которые внесли свой большой вклад не только в освобождение Франции, но и всей Европы. «...Дело Жанны не только народно, “национально”, как мы говорим, но и всемирно...» — предсказал Д.Мережковский [22, с. 22].
Итак, возникновение героической личности в истории обусловлено велением космической эволюции, когда для того или иного народа, находящегося на определенном уровне развития, необходим ведущий пример, помогающий подняться на новую эволюционную ступень. Такой образец для подражания народ обретает в лице героя, родившегося именно в этом народе и знающего его нужды и возможности. Героический эпос, складывающийся в глубинах каждой народной души, запечатлел образ такого героя, веками вдохновлявшего и ведущего свой народ ступенями эволюции. Именно в эпосе нашло свое отражение интуитивное понимание народом этой ведущей роли героев. Так, например, в «Песне о Роланде» в сцене оплакивания погибшего героя Карл Великий произносит: «За кем пойдут мои полки в сраженье, /Коль нет того, кто шел пред ними первым?/О Франция, как ты осиротела!» [25, с. 112-113].
Но героический эпос не просто поддерживал и питал дух народов, создававших его. Песни о великих героях, исполненные с особым вдохновением, могут оказывать огромное воздействие на окружающее пространство, напитывая его высокой энергетикой — важной составляющей эволюционного пути любого народа.
112
ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ
Такое воздействие запечатлено на картине Святослава Николаевича Рериха «Сага о Гесэр-хане». На небольшом холме сидит человек, который вдохновенно исполняет героическую сагу.. «Там, где вечное море Манзан, / Где бессмертья шумит океан, / Где в цветущей долине Морэн /Каждый камень благословен... / Там живут, не зная войны, / Там, где ярки зари переливы, / Богатырь Гэсэр Справедливый, / Три прекрасных его жены / И отважные богатыри...» [26, с. 170—171]. И пусть у исполнителя песни всего лишь один слушатель — юная девушка, сидящая на камне. Но важнейшее пространственное значение саги мы угадываем в величественных облаках, очень похожих на языки пламени. Так велико огненное воздействие героических песен, насыщающих пространство высокой энергетикой. Ведь кто-нибудь устремленный и ищущий может прикоснуться к пространственной сокровищнице, получив нужное вдохновение и импульс для духовного восхождения. «Так когда человечество насыщает пространство своими исканиями, то пространство отвечает, посылая высшие энергии, — отмечается в книге «Беспредельность». — Притянутая энергия может оформиться в жизненном применении. Потому каждая мысль дает созвучие. На этом строится вся жизнь. Потому только сознательное устремление даст форму, и каждая возможность утверждается притяжением мысли» [5, 841].
Следует отметить, что в Живой Этике раскрывается механизм космического зова мироздания и ответа человека на этот зов, утверждается необходимость духовного устремления: «Космическая энергия, как идущий творческий импульс, даст там заключительную жизнь, где проявлено устремление. Если бы человек осознал великое взаимовлечение, то он направлял бы чаще свою энергию навстречу космическому творчеству. Ведь зов утвержден как великий магнит» [5, 55]. Дух человека, который откликается на этот зов, пробуждает космическую силу и становится сотрудником космических сил. Такие люди несут в себе ярко выраженное героическое начало и могут вести за собой других людей, способных, в свою очередь, откликнуться на их зов. Но «дух, не знающий зова, не применит явленных сил Беспредельности» [27, 55]. Именно поэтому указанный выше энергетический процесс, связанный с восприятием метаисторического импульса, является сугубо двусторонним: герой, устремленный к Высшему, получает импульс и передает
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
113
его людям, от которых требуется ответная реакция, выраженная в любви и почитании героя. Так, отмеченное в Живой Этике усовершенствование сердца через лики героев и их подвиги [1, 359], может происходить только при условии искреннего восхищения ими, сердечного стремления подражать. Только так происходит возрастание психической энергии человека, накопление необходимой для его продвижения энергетики. Героизм как абстрактное понятие, забытое или превращенное в искусственный культ, утрачивает возможность играть свою творческую эволюционную роль. Но еще более разрушительное воздействие на общество оказывает искаженное и попранное понятие героя. Еще в XIX веке Т.Карлейль писал: «Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных отношений между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом для оценки степени нормальности или ненормальности господствующих в мире отношений» [19, с. 329]. О ненормальности отношений в современном мире свидетельствует стремление оклевать героев, отыскать у них человеческие слабости и недостатки, чтобы приравнять к своему, отнюдь не высокому, уровню сознания. Все это делает невозможным восприятие эволюционного импульса, тормозит продвижение общества и, в конце концов, приводит его к моральной деградации. «Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос», — утверждает Живая Этика [4, 588]. Воистину, «несчастна та страна, у которой нет героев» [27], как точно заметил немецкий драматург Бертольд Брехт. Вот почему, оберегая от клеветы и невежества великие имена, мы тем самым спасаем свое собственное будущее.
Во все времена героизм был эволюционным явлением, однако героическое начало являлось, по сути, уделом меньшинства. Однако сущность человека потенциально героична, и герой — это сужденный путь его развития. Поэтому космизм уже на заре формирования устами своих выдающихся представителей провозгласил героизм атрибутом человеческого бытия. «Человек призван к героизму во всех сферах жизни. Это есть самое универсальное качество человеческого образа», — писал Н.А.Бердяев [28, с. 355]. Мысль о том, что «быть героичным должно заключаться в самой природе человеческой» развивал Н.К.Рерих [29, с. 238]. Е.И.Рерих
114
ЖИВАЯ ЭТИКА КАК ТВОРЧЕСКИМ ИМПУЛЬС КОСМИЧЕСКОМ ЭВОЛЮЦИИ
в одном из своих писем утверждала: «Пришло Время, когда мы все должны стать героями и творить героев» [30, с. 220]. И неслучайно, создавая Живую Этику, Великие Учителя подчеркивали: «Нам сказано: “Творите героев”» [31, 290]. Космическая эволюция через философию Живой Этики утверждает героизм как важнейшее и неизбежное качество новой эволюционной ступени. И на зов этой новой ступени может откликнуться каждый, чтобы в будущем стать сотрудником космических сил. И первым шагом на этом пути будет осознание своего внутреннего героического начала, вторым — сознательное его развитие в устойчивое качество, в естественное состояние человека Нового Мира.
Литература и примечания
1. Учение Живой Этики. Сердце.
2. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003.
3. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 6. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2006.
4. Учение Живой Этики. Мир Огненный.
5. Учение Живой Этики. Беспредельность.
6. Интересно отметить, что высокая огненная энергетика как движущая сила героя символически показана в бурятской версии героического эпоса о Гесэре, конь которого состоит из огня. См.: Героический эпос народов СССР. В 2 т. Т 1 // Библиотека всемирной литературы. Серия 1. Т 13. М.: Худ. лит., 1975. С. 170.
7. Учение Живой Этики. Надземное.
8. Шапошникова Л.В. Огненное творчество Космической эволюции [пре-дисл.] // Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
9. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.
10. Учение Живой Этики. Община (Рига).
11. В отличие от потенциального героического начала, присущего духу каждого человека. См., например: Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 2, 42.
12. Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции // Культура и время. 2008. № 4.
13. Определение культуры как самоорганизующейся системы духа введено в научный оборот Л.В.Шапошниковой. См.: Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 290.
14. Шапошникова Л.В. Рерих как мыслитель и историк культуры // Культура и время. 2008. № 3.
15. Учение Живой Этики. Братство.
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
115
16. Бхагавадгита. Книга о Бхишме (отдел «Бхагавадгита», кн. VI, гл. 13—24) / Введение, пер. с санскр. и коммент. Б.Л.Смирнова. СПб.: A-cad, 1994.
17. БруноДж. О героическом энтузиазме. К.: Новый Акрополь, 1996.
18. Шиллер Ф. Собрание сочинений в переводе русских писателей. В 4 т. Т. 2 / под ред. С.А.Венгерова. СПб.: Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1901.
19. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994.
20. Рерих Н.К. Душа народов. М.: МЦР, 1995.
21. Уже в июле 1939 года это издание в фашистской Германии было запрещено.
22. Мережковский Д. Жанна д’Арк. М.: МЦР, 1995.
23. Смирнов В.П. Движение Сопротивления во Франции в годы второй мировой войны. М.: Мысль, 1974.
24. «Свободная Франция» — организация, возглавляемая Шарлем де Голлем, которая вела борьбу против немецких оккупантов.
25. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. Библиотека всемирной литературы. Т 10. М.: Художественная литература, 1976.
26. Героический эпос народов СССР. В 2 т. Т. 1 // Библиотека всемирной литературы. Серия 1. Т. 13. М.: Худ. лит., 1975.
27. Брехт Б. Жизнь Галилея // Электронный ресурс: http://lib.ru/INPROZ/ BREHT/breht2_5.txt.
28. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003.
29. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
30. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: МЦР, Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2000.
31. Учение Живой Этики. Агни Йога.