Научная статья на тему 'МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ НИКОМУ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ НАШЕГО НАРОДА. НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО'

МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ НИКОМУ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ НАШЕГО НАРОДА. НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
жертвы политических репрессий / реабилитация / восстановление в правах / традиционные ценности / архивы.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седых Валентина Николаевна

Российское государство признало факт существования политических репрессий, приняло закон о реабилитации жертв политических репрессий, которым не предусмотрело государственных программ по научным исследованиям самого «явления массовых репрессий в СССР в период с 1917 по 1956г». Признание лица жертвой политических репрессий и его реабилитация является признанием нарушения его прав и свобод государством. Однако доказательства нарушения этих прав так и остались в архивах «за семью печатями», они не доступны гражданскому обществу, исследователям. Обращается особое внимание на необходимость создания условий для свободного доступа пользователей к архивным документам жертв политических репрессий, и предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ НИКОМУ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ НАШЕГО НАРОДА. НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

G^ ПОЛИТИКА

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-36-48 NIION: 2018-0076-5/23-300 MOSURED: 77/27-023-2023-5-300

И ПРАВО ^D

СЕДЫХ Валентина Николаевна,

юрист, г. Пушкино, Московской области, e-mail: sedyh.val @mail.ru

МЫ НЕ ПОЗВОЛИМ НИКОМУ СТЕРЕТЬ ПАМЯТЬ НАШЕГО НАРОДА. НИКТО НЕ ЗАБЫТ. НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Аннотация. Российское государство признало факт существования политических репрессий, приняло закон о реабилитации жертв политических репрессий, которым не предусмотрело государственных программ по научным исследованиям самого «явления массовых репрессий в СССР в период с 1917 по 1956г». Признание лица жертвой политических репрессий и его реабилитация является признанием нарушения его прав и свобод государством. Однако доказательства нарушения этих прав так и остались в архивах «за семью печатями», они не доступны гражданскому обществу, исследователям. Обращается особое внимание на необходимость создания условий для свободного доступа пользователей к архивным документам жертв политических репрессий, и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: жертвы политических репрессий, реабилитация, восстановление в правах, традиционные ценности, архивы.

SEDYKH Valentina Nikolaevna,

lawyer, Pushkino, Moscow region

WE WILL NOT ALLOW ANYONE TO ERASE THE MEMORY OF OUR PEOPLE. NO ONE IS FORGOTTEN. NOTHING IS FORGOTTEN

Annotation. The Russian state recognized the existence of political repression, adopted a law on the rehabilitation of victims of political repression, which did not provide for state programs for scientific research of the "phenomenon of mass repression in the USSR in the period from 1917 to 1956." Recognition of a person as a victim of political repression and his rehabilitation is recognition of the violation of his rights and freedoms by the State. However, the evidence of violations of these rights has remained in the archives "behind seven seals", they are not available to civil society, researchers. Special attention is paid to the need to create conditions for free access of users to archival documents of victims of political repression and suggests ways to solve them.

Key words: victims of political repression, rehabilitation, restoration of rights, traditional values, archives.

В2020 году Конституция Российской Федерации была дополнена новыми статьями, в том числе статьей 67.1, указывающей на принцип исторического правопреемства российского государства; «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную

народу России предками (статья 67.1, часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

сыграла в становлении и развитии российской государственности»1, пояснено в Заключении Конституционного Суда Российской Федерации.

«...Это новое нормативное предписание Конституции РФ направлено на укрепление духовно-нравственных ценностей российского общества и выражение в Конституции РФ культурно-воспитательной функции государства. ... Несмотря на то, что в действующих федеральных законах отсутствует даже простое упоминание выражения «историческая правда», в дискуссиях о том, что есть историческая правда, как правило, всегда присутствует понимание, что историческая правда - это знание о прошлом, основанное на точно подтвержденных исторических фактах.» считает Е.В. Сазонникова.2

Состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации - является национальной безопасностью России, сформулированной в ее Стратегии, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400.3

В Указе говорится о том, что достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов. Подвергаются активным нападкам со стороны США, их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций традиционные российские ценности -жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощи и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколе-

1 Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З //Вестник Конституционного Суда РФ", N 2, 2020.

2 Сазонникова Е.В.«Память о защитниках Отечества и защита исторической правды как конституционные ценности» // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 10. С. 29 - 32.

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации - N 27 , ст. 5351 (Часть II).

ний, единство народов России. Защита традиционных российских ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение граждан России, осуществляется путем решения задач защиты исторической правды и противодействия фальсификации истории.

Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей утверждены Указом Президента РФ от 09.11.2022 N 8094. Повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории (пп. «е», п.19 Указа) - одно из основных направлений решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей. Совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является одним из правовых инструментов реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей (пп. «а», п.25 Указа).

Одной их таких проблемой является восстановление исторической правды в отношении лиц репрессированных по политическим мотивам. Российское государство постоянно стремиться к восстановлению социальной справедливости и ликвидации последствий беззаконий, имевших место в период массовых политических репрессий 1927г-1953г.

«В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955 - 1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными. В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались нереабилитированными миллионы жертв репрессий. 28 сентября 1987 г. была учреждена Комис-

4 Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"// Официальный интернет-портал правовой информации от 09.1l.2022 г ст. 0001202211090019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 08.05.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

сия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов. 4 июля 1988 г. было принято решение «О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий».1

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 16.01.1989 N 10036-Х1 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов».2 Указом осуждены внесудебные массовые репрессии, признаны антиконституционными, действовавшие в 30 - 40-х и начале 50-х годов «тройки» НКВД - УНКВД, коллегии ОГПУ и «особые совещания» НКВД - МГБ - МВД СССР. Отменены вынесенные ими внесудебные решения, не отмененные к моменту издания Указа. Постановлено считать всех граждан, которые были репрессированы решениями указанных органов реабилитированными. Кроме изменников, карателей и аналогичных лиц.

Указом Президента РФ от 23.06.1992 N 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»3, компетентным органам поручалось в течение 3 месяцев с даты издания указа, рассекретить законодательные акты, служившие основанием для применения массовых репрессий и посягательств на права человека, независимо от времени их создания, а также снять с этих актов ограничения на ознакомление с ними и их публикацию по вопросам:

-организации и деятельности общих и специальных судов, внесудебных органов, а также органов внутренних дел и государственной безопасности в области применения мер государственного принуждения;

-организации и деятельности исправительно-трудовых учреждений, администрации мест поселения, режима отбывания различных видов наказаний;

1 Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р (ред. от 26.03.2019) «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» //Собрание законодательства РФ", 24.08.2015, N 34, ст. 4930.

2 Указ Президиума ВС СССР от 16.01.1989 N 10036-Х1 (ред. от 31.07.1989) "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов".// "Свод законов СССР", т. 10, с. 612, 1990 г

3 Указ Президента РФ от 23.06.1992 N 658 "О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека"//Ведо-мости СНД и ВС РФ", 02.07.1992, N 26, ст. 1510.

- установления уголовной и других видов юридической ответственности, применения репрессий в административном порядке (насиль-ного выселения из мест проживания, направления в ссылку, на спецпоселение и др.);

-применения принудительного труда, в частности мобилизации в военизированные трудовые формирования с ограничением свободы;

-применения различных мер принуждения и ограничения прав в отношении бывших военнопленных и интернированных их числа советских и иностранных граждан, лиц без гражданства;

-помещения лиц на принудительное лечение в психиатрические учреждения;

Рассекречиванию, также подлежали и сведения о числе лиц, необоснованно подвергшихся наказаниям в уголовном и административном порядке; иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам, протоколы заседаний внесудебных органов, служебная переписка и другие материалы, непосредственно связанные с политическими репрессиями.

Сведения о методах и мерах борьбы с контрреволюцией и шпионажем были включены в «перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной» Постановлением СНК СССР от 27.04.1926 (п. 11 раздела «В» «Иного рода сведения»)4.

В перечне сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону от 08.06.1947 г.5 в разделе «Сведения иного рода» отсутствуют Сведения о методах и мерах борьбы с контрреволюцией и шпионажем. К перечню сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону от 28.04.1956 г. были отнесены только сведения военного и экономического характера. (Постановление Совмина СССР от 28.04.1956 N 556).6

4 Постановление СНК СССР от 27.04.1926 "Об утверждении перечня сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной". "СЗ СССР", 1926, N 32, ст. 213."Известия ЦИК СССР и ВЦИК", N 108, 13.05.1926. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 08.06.1947 N 2009.

5 Постановление Совмина СССР от 08.06.1947 N 2009 "Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону". "Законы, принятые ВС СССР, и указы Президиума ВС СССР за 1947 год", т. 5. М., 1948. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 28.04.1956 N 556.

6 Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 "О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Однако главными недостатками перечней от 1947 года и 1956 года являлся их открытый характер, п.14 и п.17 которых позволяли Совету Министров СССР относить к государственной тайне иные сведения, которые будут признаваться не подлежащими разглашению. В советское время, как правомерно указывает Рабкин В.А., регулирование вопросов, связанных с защитой государственной тайны, как правило, осуществлялось на подзаконном уровне.1

Однако акты органов государственной безопасности, на основании которых подлежали бы рассекречиванию дела о контрреволюционных преступлениях периода массовых политических репрессий, автору настоящей статьи найти не удалось.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, в настоящее время регулируются Законом о государственной тайне от 21.07.1993.2

Для целей реабилитации жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 7 ноября 1917 года,восстановления их в правах и компенсации материального ущерба принят Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»,3 который регулирует вопросы, связанные с основаниями, порядком и последствиями реабилитации лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам. Статьей 3 Закона сформулированы юридические основания применения института реабилитации к гражданам, которые по политическим мотивам были: осуждены за государственные и иные преступления (пункт «а»); подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, наделенных судебными функциями (пункт «б»); подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлеченные к принудительному труду в условиях ограничения свободы,

отдельных положений". "Собрание законодательства РФ", 17.02.2020, N 7, ст. 825. Не действует п.911 с 21 февраля 2020

1 Рабкин В.А. «Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России» //Правовые вопросы связи", 2006, N 2

2 "Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1"О государственной тайне"//Собрание законодательства Российской Федерации - 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

3 Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1"О реабилитации жертв политических репрессий"// Ведомости СНД и ВС РСФСР"31.10.1991, N 44, ст. 1428. СЗ РФ. 2011. N 49 (часть 1). Ст. 7039.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

в том числе в «рабочих колонах НКВД», а также подвергнутые иным ограничениям прав и свобод (пункт «в»); необоснованно помещены по решению судов и несудебных органов в психиатрические медицинские учреждения на принудительное лечение (пункт «г»); необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям (пункт «д»); признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов, внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления (пункт «е»).

Характеризуя принципы правового института реабилитации жертв политических репрессий, профессор Чорновол Е.П., особо выделил специальные принципы этого института, а именно

4-

-принцип покаяния Российского государства и выражения сочувствия жертвам и пострадавшим от политических репрессий;

- принцип правопреемственности и расширения исторических рамок и круга лиц, которые могут претендовать на статус жертв политических репрессий, оснований реабилитации и применяемых механизмов компенсации вреда и восстановления прав реабилитированных граждан;

-принцип гласности и информационной открытости реабилитации жертв политических репрессий;

-принцип заявительно-инициативной реабилитации жертв политических репрессий»;

-принцип полноты восстановления прав, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной компенсации материального ущерба жертвам политических репрессий;

-принцип взаимодействия органов власти публично-правовых образований, общественных организаций и граждан по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Таким образом, федеральным законодательством были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы восстановления прав жертв политических репрессий и принципы предоставления мер социальной поддержки, возмещение государством материального и морального вреда.

При исполнении указанного закона для целей содействия в реализации Президентом РФ его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина создан при Президенте Российской Федерации консультативный орган - Комиссия по реабилитации жертв полити-

4 Чорновол Е.П. Характеристика принципов правового института реабилитации жертв политических репрессий // Социальное и пенсионное право. 2019. N 1. С. 50 - 56.

ческих репрессий. Положение о Комиссии утверждено Указом Президента РФ от 25.08.2004 N 1113.1

Основными задачами Комиссии являются: - изучение, анализ и оценка политических репрессий; содействие координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, касающейся реабилитации жертв политических репрессий;

-оказание методической помощи комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в субъектах Российской Федерации; информирование в установленном порядке общественности о масштабах и характере политических репрессий; подготовка докладов Президенту Российской Федерации.

Правительством РФ издано Распоряжение от 15.08.2015 N 1561-р2 «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». Сроки реализации в 2015 - 2024 годы3. Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского обществ, укреплению межпоколенческих связей, преемственности культурного опыта, патриотическому воспитанию молодёжи. В Концепции указано, что «.в 1991 - 2014 годах были реабилитированы 3510818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264085 человек (детей репрессированных лиц)... Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий» и определяет основные направления деятельности по увековечиванию памяти жертв политических репрессий».

Для указанных целей планируется осуществить мероприятия в том числе:

-проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрес-

1 Указ Президента РФ от 25.08.2004 N 1113 "Об утверждении Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий" // Собрание законодательства Российской Федерации -30.08.2004, N 35, ст. 3613.

2 Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». "// Собрание законодательства Российской Федерации -24.08.2015, N 34, ст. 4930.

3 Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2019

N 522-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р// Собрание зако-

нодательства Российской Федерации -08.04.2019, N 14 (часть IV), ст. 1573.

сий, создание образовательных и просветительских программ по указанной проблематике с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и в сетку теле- и радиовещания страны;

-создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и иных материалам, связанных с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Несмотря на выработку и проведение Российской Федерацией государственной политики в данном направлении, автор настоящей статьи обращает особое внимание читателей на проблему создания условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и предлагает пути ее решения.

Архивы центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР и его управлений в субъектах РСФСР были переданы в ведение архивных органов РСФСР Указом Президента РСФСР от 24.08.1991 N 82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР».4

Основами законодательства РФ от 07.07.1993 N 5341-1»Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»5, были установлены ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), а также создающих угрозу для их жизни и безопасности жилища, устанавливаются на срок 75 лет со времени создания документов. Ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти - его наследниками (утратили силу).

Те же 75 летние сроки ограничение на доступ к архивным документам, но уже содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, установлены Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (п. 3 ст. 25). Закон не содержит понятий «сведения о личной и семейной тайне гражданина», «сведения, создающие угрозу безопасности гражданина», как не содержит их и действующее законодательство. Отсутствие легального толкования понятий «сведения о личной и семейной тайне гражданина» «сведе-

4 Указ Президента РСФСР от 24.08.1991 N 82"Об архивах Комитета государственной безопасности СССР// "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 29.08.1991, N 35, ст. 1156.

5 Основы законодательства РФ от 07.07.1993 N 5341-1"Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах"// «Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1311.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ния, создающие угрозу безопасности гражданина» вызывает большие проблемы в правоприменительной практике.

Без ограничений, граждане по запросам вправе получить из архивов информацию об основных биографических данных реабилитированных лиц и лиц, в отношении которых велось производство по фильтрационно-проверочным делам, и о результате пересмотра уголовных и административных дел, без согласования с реабилитированными лицами и лицами, в отношении которых велось производство по фильтрацион-но-проверочным делам, их наследниками, родственниками и представителями, на основании пункта 16 Приказа Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006.1 Вместе с тем, согласно пункту 9 данного приказа, документы, содержащие информацию с персональными данными лиц, в отношении которых производство по делам не осуществлялось, но сведения в деле имеются, до истечения установленного законодательством РФ срока пользователю не предоставляются. Данное ограничение может быть снято при соблюдении условия обезличивания в предоставляемых копиях документов персональных данных вышеуказанных лиц.

Однако действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»,2 в силу пункта 2 части 2 статьи 1, не распространяется на отношения, возникающие при использовании содержащих персональные данные документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ. Персональные данные -любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (статья 1).

Также порядок использования и хранения включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации согласно закону об информации частью 3 статьи 4.3

1 Приказ Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтра-ционно-проверочных дел" // Российская газета"^212, 22.09.2006.

2 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" // Собрание законодательства Российской Федерации - 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

3 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о

Ограничение доступа граждан к архивным документам, содержащим определенную информацию о других гражданах в целях защиты прав и законных интересов последних, установленное п. 3 ст. 25 Закона об архивном деле в РФ, в общем виде определяя состав такой информации, как сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, подлежит применению с учетом положений иного отраслевого законодательства, которое относит конкретные виды информации о гражданах к информации ограниченного доступа,разъяснил Конституционный Суд РФ.4

Е.Н.Попова, обращая внимание на наличие положений в законах «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных» о том, что работа с информацией и персональными данными, сосредоточенными в архивных фондах, осуществляется в соответствии с архивным законодательством, которое, в свою очередь, устанавливает, что доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, справедливо резюмирует: «Круг замкнулся».5

Применительно к целям настоящей статьи следует акцентировать внимание на то, что в период массовых политических репрессий (1917-1953г.г.) материалы уголовных дел не подлежали хранению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27.12.1942 года Народным Комиссариатом Внутренних Дел Союза Советских Социалистических Республик (НКВД СССР) был утвержден нормативный документ, определявший сроки хранения всех категорий документов - «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий Союза ССР с указанием срока хранения материалов».6 Указанным перечнем типовых документальных материалов не предусматривалось уста-

защите информации // Собрание законодательства

Российской Федерации - 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.

4 Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2492-О [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://legalacts.ru/ (дата обращения 08.05.2023)..

5 Попова Е.Н.«О некоторых проблемах доступа к архивной информации» //"Делопроизводство", 2007, N 1.

6 "Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий Союза ССР с указанием срока хранения материалов» (утв. НКВД СССР 27.12.1942) //М., Трансжелдориз-дат, 1943.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

новление сроков хранения для уголовных дел, что подтверждается и ответом Росархива от 14.07.2022 № Р/С-162.

3-х годичные сроки хранения материалов представляемых в судебные органы по уголовным и гражданским делам после вынесения решения суда были установлены пунктом 950 «Перечня типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов», утв. МВД СССР 10.01.1957г.1, а также пунктом 904 Перечня утвержденного Главархивом СССР 03.12.19672. Последний утратил силу в связи с изданием Перечня, утв. Главархивом СССР 15.08.19883, утратил силу в связи с изданием Приказа Росархива от 08.10.2020 N 131, на основании Указа Президента РФ от 22.06.2016 N 293 и закона об архивном деле (пункт 2 части 1 статьи 4).

Таким образом, в период массовых политических репрессий 1917-1953 годы не были законодательно установлены сроки хранения уголовных дел.

3-х летние сроки хранения уголовных дел были установлены 10.01.1957г.

Некоторые материалы в отношении граждан репрессированных в административном порядке внесудебными органами находятся на хранении в различных местах, в том числе в ИЦ Министерства внутренних дел Российской Федерации и Главных Управлений МВД в субъектах Федерации (материалы по ссыльным делам), в архиве Главного управления Федеральной службы исполнения и территориальных органах (учетно-регистрационные карточки на заключенных), возможно в архивах Министерства обороны и Федеральной службы безопасности.

1 Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов"(утв. МВД СССР 10.01.1957) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

2 "Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов" (утв. Главархивом СССР 03.12.1967) (вместе с "Типовым положением об архиве учреждения", "Типовым положением о постоянно действующей экспертной комиссии (ЭК) учреждения") // КонсультантПлюс: справочно-пра-вовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

3 Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (утв. Главархивом СССР 15.08.1988). //М.: Главархив СССР ВНИИДАД, 1989.

Возможно, некоторые материалы уголовных дел сохранились потому, что были засекречены!!!

Автор статьи имеет от компетентных органов документальное подтверждение указанной информации, поскольку занимается поиском документов в отношении одной из таких жертв, священника Тяпочкина Дмитрия Александровича (отца Серафима) пос. Ракитное, Белгородской области, без вины репрессированного в уголовном и административном порядке и реабилитированного прокуратурой Днепропетровской области Украины 18 сентября 2006 г., генеральной прокуратурой Казахстана (Справка генеральной прокуратуры Казахстана от 01.10.2001г.), прокуратурой Красноярского края 19 апреля 2005 года.

Архивное личное дело № СО-69301 ссыльного Тяпочкина Д.А., находящееся на хранении в Информационном Центре Главного управления МВД (ИЦ ГУ МВД) России по Красноярскому краю не содержит сведений, составляющих государственную тайну. Решение о его рассекречивании было принято на основании Заключения экспертной комиссии ГУ МВД по Красноярскому краю 25.12.2018 (письмо начальника ГУ МВД Красноярского края от 12.02.2020). В деле хранятся документы о нахождении Тяпочкина Д.А. с 1951 по 1955 год в ссылке на поселении в Красноярском крае, материалов уголовно-проиессу-ального производства, послуживших основанием для осуждения Тяпочкина Д.А. в 1941 году, не имеется (ответ начальника ГУ МВД России по Красноярскому краю от 24.08.2020 № 3/205404912632). В деле находятся на хранении Приговор (уголовный) священнику Тяпочкину Д.А. от 15 августа 1941 г., документы о личности, месте отбывания наказания, реабилитации (ответы прокуратуры края от 24.10.2019 и ГУ МВД края от 19.03.2020). Тяпочкин Д.А. прокуратурой Красноярского края России 19.04.2005 года на основании пункта «е» статьи 3 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован как лицо, признанное социально опасным по политическим мотивам и подвергнутое лишению свободы по решению суда без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления (письмо прокуратуры края от 09.09.2019). Вопрос о реабилитации Тяпочкина Д.А. разрешен в соответствии с требованиями ст. 8 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» с составлением заключения и справки о реабилитации по результатам изучения архивного личного дела № СО-69301, содержащего необходимые для такого решения сведения (ответ прокуратуры края от 13.12.2019 г. №13/247505).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Кроме приговора Днепропетровского областного суда от 15 августа 1941 года, в деле имеется Наряд на отправку заключенного в ссылку на поселение МГБ СССР №18/10/3 , по которому он был направлен в Игарский район Красноярского края, где находился с 15 июня 1951 года по 29 января 1955г. (письмо ГУ МВД России по Красноярскому краю от 15.12.2021 № 3/215412590227, 3/215413260174)1. Почему заключенного, он полностью отбыл максимальный срок заключения? На основании чего отправлен в ссылку и на какой срок?

Более детально в статьях «Правда откроется твоя. Твоя правда будет выведена как свет» и «Поклон Вам всем Российские герои! Поклон тебе не сломленная Русь!»

Возможно, в данном наряде или иных документах, находящихся в деле, есть ссылка на Директиву МГБ СССР и Прокуратуры СССР от 26 октября 1948 г № 66/241сс «О направлении в ссылку на поселение всех освобожденных по отбытии наказания из лагерей и тюрем после окончания Великой Отечественной войны»2 и Указ Президиума Верховного совета СССР 21 февраля 1948 года «О направлении особо опасных преступников по отбытия наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР» и иные документы.3

Приговор Тяпочкину Д.А. в копии, заверенной надлежащим образом, предоставлен автору настоящей статьи, прокуратурой Днепропетровской области Украины.

Однако отказано в ознакомлении с материалами ссыльного дела №СО-69301 Тяпочкина Д.А., находящегося на хранении в архиве ИЦ ГУ МВД по Красноярскому краю России, со ссылкой на ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ответ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 24.08.2020 № 3/205404912632),

1 Примечание:* Ввиду достаточно объемных исследований по уголовному приговору и ссылке Тяпочкина Д.А., они изложены отдельными частями.

2 Директива МГБ СССР и Прокуратуры СССР № 66/241сс О направлении в ссылку на поселение всех освобожденных по отбытии наказания из лагерей и тюрем после окончания Великой Отечественной войны. 26 октября 1948 г. // История сталинского Гулага. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах/ Том 5 Спецпереселенцы в СССР. Отв. ред. и сост. Т.В. Царевская-Дякина—М. «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) 2004 С.566-567.

3 Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Издание Верховного Совета Российской Федерации. Москва, издательство «Республика»

1993. С.118. Копия заверенная Российской Государственной библиотекой.

которая устанавливает ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, на срок 75 лет со дня создания указанных документов.

Ссыльное дело создано в 1955 году вместо 1951 года, соответственно срок ограничения доступа к нему закончится в 2030 году. Уголовное дело Тяпочкина Д.А. отсутствует, многократно подтверждено компетентными государственными органами России, Казахстана и Украины.

На наш взгляд, поскольку реабилитация гражданина свидетельствует о признании государством факта нарушения его прав и свобод, к рассматриваемым правоотношениям возможно применение норм Закона РФ «О государственной тайне», а именно, статьи 7, согласно которой не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами4. В силу ст. 15 данного закона, в том числе и граждане, вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Но, если гражданин реабилитирован, соответственно государством в установленном законом порядке документом о реабилитации признано нарушение его прав и свобод!!!!

Однако возможно ли, исходя из положений статьи 4 ГК РФ, применение данных норм об ограничении к рассматриваемым правоотношениям о реабилитации жертв политических репрессий, если не имеет обратной силы Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 N 125-ФЗ. Поскольку закон и иные законодательные акты не содержат определение понятий «сведения о личной и семейной тайне гражданина», «сведения, создающие угрозу безопасности гражданина», возникает вопрос о возможности их применения к документам такого характера, содержащих сведения о лицах, подвергшихся репрессиям.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии правовых оснований для ограничения доступа к архивным документам в отношении реабилитированных жертв политических репрессий.

4 Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" "Собрание законодательства РФ", 13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235"

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Законодательно вопрос рассекречивания урегулирован, но реализовать право предоставленное законом, крайне затруднительно. К примеру, священник Тяпочкин Д.А. реабилитирован прокуратурой Красноярского края в 2005 году, а материалы в отношении его рассекречены только в 2018 году.

По смыслу статей 1 и 3 Закона, реабилитации подлежат жертвы политических репрессий -лица, к которым государством применялись меры принуждения, повлекшие лишение или ограничение прав и свобод необоснованно или по политическим мотивам судебными органами и иными органами, наделенными судебными полномочиями. А также в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами, общественными организациями и их органами. Федеральные законы, принятые в 2004 и 2006г, не распространяют свое действие на ранее возникшие правоотношения. Граждане, подвергшиеся репрессиям по политическим и иным мотивам, были подвергнуты уголовному преследованию на основании уголовных законов Союза ССР или Союзных Республик. Реабилитация гражданина как раз и состоит в том, что в установленном законом порядке, опровергается его вина, которая якобы была установлена актом, на основании которого к нему были применены репрессии. Непреодолимые препятствия к доступу к уголовным делам репрессированных, реабилитированных и не реабилитированных граждан, осужденных с 1917 по 1960 годы, в случаях, если они где-то сохранились, создали положения ст.25 федерального закона об архивном деле от 22.10.2004 N 125-ФЗ.

В сфере восстановления прав жертв политических репрессий требуется установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы им стабильность их официально признанного правового статуса как участников соответствующих конституционно-правовых отношений, и что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что следует из статьи 1 (ч.1) Конституции РФ, закрепляющей принцип правового государства, в системном единстве с ее статьями 2, 17 (ч.1), 18, 19 (части 1 и 2), 21 (ч. 1), 53 и 55 (части 2 и 3), разъясняет Конституционный Суд РФ.1

Подытоживая, представляется необходимым предложить законодателю, в целях реализации поставленных Российской Федерацией задач в области реабилитации жертв политических репрессий, соблюдения принципов при выполне-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П // Собрание законодательства Российской Федерации -23.12.2019, N 51 (часть II), ст. 7760.

нии обозначенных задач, включая принцип гласности и информационной открытости реабилитации жертв политических репрессий, полноты восстановления прав, внести в ФЗ РФ «Об архивном деле в Российской Федерации» изменения в части сроков ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни до 30 лет со дня создания указанных документов.

Предлагаемые изменения, на наш взгляд, обеспечат создание реальных гарантий обеспечения законности и прав человека, а также и реальное восстановление прав репрессированных по политическим мотивам граждан. Что безусловно повысит доверие к руководству страны не только со стороны российского гражданского общества, но и лишит всех врагов « веских аргументов» в их информационной борьбе против России. И как говорил протоиерей Николай Гурьянов «. много боролся за Веру Святую наш православный народ. Эту борьбу вековую Русь и доныне ведет.»!!!!

Для целей урегулирования отношений в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, подвергшихся политическим репрессиям, общества и государства предлагаю Правительству РФ или иным субъектам, наделенным правом законодательной инициативы:

Внести в Государственную Думу законопроекты о рассекречивании уголовных дел граждан, осужденных за контрреволюционные преступления в период массовых политических репрессий 1917-1953 гг. и об изменении сроков доступа к материалам уголовных и ссыльных дел репрессированных граждан.

Вносится Проект №

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении дополнений в Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 »О реабилитации жертв политических репрессий»»

Статья 1

Дополнить Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1»О реабилитации жертв политических репрессий»:

Статьей 19

Снять грифы «секретно» с уголовных дел лиц, осужденных за конттреволюционные преступления в период массовых политических репрессий 1917-1953 гг. и предоставить к таким уголовным делам свободный доступ пользователей;

Рассекретить дела лиц, репрессированных в административном порядке в период массовых политических репрессий 1917-1953 гг. и предоставить к ним свободный доступ пользователей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

Вносится Проект №

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2013, N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 22, ст. 3097; 2017, N 25, ст. 3596) следующие изменения:

Статью 25 дополнить пунктами 4 и 5: Пункт 4: «Исключить ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне лица, подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного в установленном законом порядке;

Пункт 5: Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, подвергшегося политическим репрессиям, устанавливается на срок 30 лет со дня создания указанных документов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» преследует цель урегулировать отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, подвергшихся политическим репрессиям, общества и государства.

В период массовых политических репрессий (1917-1957гг.) материалы уголовных дел не подлежали хранению. 27.12.1942 года Народным Комиссариатом Внутренних Дел Союза Советских Социалистических Республик (НКВД СССР) был утвержден нормативный документ определявший сроки хранения всех категорий документов - «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий Союза ССР с указанием срока хранения материалов». Указанным перечнем типовых документальных материалов не предусматривалось установление сроков хранения для уголовных дел, что подтверждается и ответом Росархива от 14.07.2022 № Р/С-162.

Согласно статье 3 Федерального закона «О персональных данных» персональные данные -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (статья 1).

Действие настоящего закона не распространяется на отношения, возникающие при: организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в РФ (пункт 2 части 2 статьи 1).

Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (статьей 13) установлено, что срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Преамбула Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 N 1761-1 говорит о том, что осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание России выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека. Однако для получения документов из архивов установлены ограничительные сроки, превышающие такие сроки документов, отнесенных к государственной тайне, что создает непреодолимые препятствия в ознакомлении с архивными документами и получением их копий.

Таким образом, изменение в сроках ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни до 30 лет со дня создания указанных документов, обеспечит создание реальных гарантий обеспечения законности и прав человека, а также и реальное восстановление прав репрессированных по политическим мотивам граждан.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) //

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г. (актуальная редакция).

[2] Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1»О реабилитации жертв политических репрессий»// Ведомости СНД и ВС РСФСР»31.10.1991, N 44, ст. 1428.

[3] Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»// Собрание законодательства Российской Федерации -13.10.1997, N 41, стр. 8220-8235.

[4] Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Фед. -31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.

[5] Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации -31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.

[6] Основы законодательства РФ от 07.07.1993 N 5341-1»Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»//«Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, N 33, ст. 1311.

[7] Указ Президиума ВС СССР от 16.01.1989 N 10036-Х! (ред. от 31.07.1989) «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов»// Свод законов СССР», т. 10, с. 612, 1990 г.

[8] Постановление СНК СССР от 27.04.1926 «Об утверждении перечня сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной» //СЗ СССР», 1926, N 32, ст. 213. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 08.06.1947 N 2009.

[9] Постановление Совмина СССР от 08.06.1947 N 2009 «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». // Законы, принятые ВС СССР, и указы Президиума ВС СССР за 1947 год», т. 5. М., 1948. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 28.04.1956 N 556.

[10] Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений» //Собрание законодательства Российской Федерации, 17.02.2020, N 7, ст. 825.

[11] Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности

народных комиссариатов и других учреждений, организаций и предприятий Союза ССР с указанием срока хранения материалов» (утв. НКВД СССР 27.12.1942), //М., Трансжелдориздат, 1943.

[12] «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов» (утв. МВД СССР 10.01.1957) // Консультант Плюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

[13] «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения материалов» (утв. Главархивом СССР 03.12.1967) (вместе с «Типовым положением об архиве учреждения», «Типовым положением о постоянно действующей экспертной комиссии (ЭК) учреждения») // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 12.01.2022).

[14] Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения» (утв. Главархивом СССР 15.08.1988). //М.: Главар-хив СССР, ВНИИДАД, 1989.

[15] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации - N 27 , ст. 5351 (Часть II).

[16] Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Официальный интернет-портал правовой информации от 09.11.2022 г. ст. 0001202211090019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 08.05.2023).

[17] Указ Президента РСФСР от 24.08.1991 N 82»Об архивах Комитета государственной безопасности СССР // Ведомости СНД и ВС РСФСР», 29.08.1991, N 35, ст. 1156.

[18] Указ Президента РФ от 25.08.2004 N 1113 «Об утверждении Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий» // Собрание законодательства Российской Федерации -30.08.2004, N 35, ст. 3613.

[19] Указ Президента РФ от 23.06.1992 N 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

человека»// Ведомости СНД и ВС РФ», 02.07.1992, N 26, ст. 1510

[20] Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р «Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий // Собрание законодательства Российской Федерации -24.08.2015, N 34, ст. 4930.

[21] Распоряжение Правительства РФ от 26.03.2019 N 522-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 N 1561-р». // Собрание законодательства Российской Федерации -08.04.2019, N 14 (часть IV), ст. 1573.

[22] Приказ Минкультуры РФ N 375, МВД РФ N 584, ФСБ РФ N 352 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-про-верочных дел» // Российская газета»^212, 22.09.2006.

[23] Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий // Издание Верховного Совета Российской Федерации. Москва, издательство «Республика» 1993. С.118. Копия заверена РГБ.

[24] История сталинского Гулага. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах/ Том 5 Спецпереселенцы в СССР. Отв. ред. и сост. Т.В. Царевска-я-Дякина—М «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) 2004 С.566-567

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[25] Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 2, 2020.

[26] Постановление Конституционного Суда РФ от 10.12.2019 N 39-П // Собрание законодательства Российской Федерации -23.12.2019, N 51 (часть II), ст. 7760.

[27] Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2492-О [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://legalacts.ru/ (дата обращения 08.05.2023).

[28] Попова Е.Н.«О некоторых проблемах доступа к архивной информации» //»Делопроиз-водство», 2007,N 1.

[29] Рабкин В.А. «Исторический генезис правового регулирования защиты государственной тайны в России» //Правовые вопросы связи», 2006, N 2.

[30] Сазонникова Е.В. «Память о защитниках Отечества и защита исторической правды как конституционные ценности // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 10. С. 29 - 21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

[31] Чорновол Е.П. «Характеристика принципов правового института реабилитации жертв политических репрессий» // Социальное и пенсионное право. 2019. N 1. С. 50 - 56.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ, ot 06.10.2022) // Tekst Konstitucii, vklyuchay-ushchij novye sub"ekty Rossijskoj Federacii — Doneckaya Narodnaya Respublika, Luganskaya Narod-naya Respublika, Zaporozhskaya oblast' i Herson-skaya oblast', priveden v sootvetstvii s oficial'noj pub-likaciej na Oficial'nom internet-portale pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru), 6 oktyabrya 2022 g. (aktual'naya redakciya).

[2] Zakon RF ot 18.10.1991 N 1761-1"O reabil-itacii zhertv politicheskih repressij"// Vedomosti SND i VS RSFSR"31.10.1991, N 44, st. 1428.

[3] Zakon RF ot 21.07.1993 N 5485-1 "O gosu-darstvennoj tajne"// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -13.10.1997, N 41, str. 8220-8235.

[4] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ "O personal'nyh dannyh" // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fed. -31.07.2006, N 31 (1 ch.), st. 3451.

[5] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 N 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -31.07.2006, N 31 (1 ch.), st. 3448.

[6] Osnovy zakonodatel'stva RF ot 07.07.1993 N 5341-1"Ob Arhivnom fonde Rossijskoj Federacii i arhivah"//«Vedomosti SND i VS RF", 19.08.1993, N 33, st. 1311.

[7] Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 16.01.1989 N 10036-XI (red. ot 31.07.1989) "O dopolnitel'nyh merah po vosstanovleniyu spravedlivosti v otnoshenii zhertv repressij, imevshih mesto v period 30 - 40-h i nachala 50-h godov"// Svod zakonov SSSR", t. 10, s. 612, 1990 g.

[8] Postanovlenie SNK SSSR ot 27.04.1926 "Ob utverzhdenii perechnya svedenij, yavlyayushchi-hsya po svoemu soderzhaniyu special'no ohrany-aemoj gosudarstvennoj tajnoj" //SZ SSSR", 1926, N 32, st. 213. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniem Postanovleniya Sovmina SSSR ot 08.06.1947 N 2009.

[9] Postanovlenie Sovmina SSSR ot 08.06.1947 N 2009 "Ob ustanovlenii perechnya svedenij, sostav-lyayushchih gosudarstvennuyu tajnu, razglashenie kotoryh karaetsya po zakonu". //Zakony, prinyatye VS SSSR, i ukazy Prezidiuma VS SSSR za 1947 god", t. 5. M., 1948. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniem Postanovleniya Sovmina SSSR ot 28.04.1956 N 556.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.02.2020 N 80 "O priznanii ne dejstvuyushchimi na territorii Rossijskoj Federacii aktov SSSR i ih otdel'nyh polozhenij" //Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 17.02.2020, N 7, st. 825.

[11] Perechen' tipovyh dokumental'nyh materia-lov, obrazuyushchihsya v deyatel'nosti narodnyh komissariatov i drugih uchrezhdenij, organizacij i predpriyatij Soyuza SSR s ukazaniem sroka hraneniya materialov» (utv. NKVD SSSR 27.12.1942), //M., Transzheldorizdat, 1943.

[12] "Perechen' tipovyh dokumental'nyh materialov, obrazuyushchihsya v deyatel'nosti ministerstv i drugih uchrezhdenij, organizacij i predpriyatij, s ukazaniem srokov hraneniya materialov» (utv. MVD SSSR 10.01.1957) // Konsul'tant Plyus: spravoch-no-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http://www. consultant.ru/ (data obrashcheniya: 12.01.2022).

[13] "Perechen' tipovyh dokumental'nyh materialov, obrazuyushchihsya v deyatel'nosti ministerstv, vedomstv i drugih uchrezhdenij, organizacij i predpriyatij, s ukazaniem srokov hraneniya materialov" (utv. Glavarhivom SSSR 03.12.1967) (vmeste s "Tipovym polozheniem ob arhive uchrezhdeniya", "Tipovym polozheniem o postoyanno dejstvuyushchej ekspert-noj komissii (EK) uchrezhdeniya") // Konsul'tant-Plyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 12.01.2022).

[14] Perechen' tipovyh dokumentov, obrazuyushchihsya v deyatel'nosti goskomitetov, ministerstv, vedomstv i drugih uchrezhdenij, organizacij, predpriyatij, s ukazaniem srokov hraneniya» (utv. Glavarhivom SSSR 15.08.1988). //M.: Glavarhiv SSSR, VNII-DAD, 1989.

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 "O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii". // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - N 27 , st. 5351 (CHast' II).

[16] Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 N 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej"// Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii ot 09.11.2022 g. st. 0001202211090019. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (data obrashcheniya 08.05.2023).

[17] Ukaz Prezidenta RSFSR ot 24.08.1991 N 82"Ob arhivah Komiteta gosudarstvennoj bezopasnosti SSSR // Vedomosti SND i VS RSFSR", 29.08.1991, N 35, st. 1156.

[18] Ukaz Prezidenta RF ot 25.08.2004 N 1113 "Ob utverzhdenii Polozheniya o Komissii pri Prezi-dente Rossijskoj Federacii po reabilitacii zhertv polit-icheskih repressij" // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -30.08.2004, N 35, st. 3613.

[19] Ukaz Prezidenta RF ot 23.06.1992 N 658 "O snyatii ogranichitel'nyh grifov s zakonodatel'nyh i

inyh aktov, sluzhivshih osnovaniem dlya massovyh repressij i posyagatel'stv na prava cheloveka"// Vedomosti SND i VS RF", 02.07.1992, N 26, st. 1510

[20] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2015 N 1561-r «Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoj politiki po uvekovecheniyu pamyati zhertv politicheskih repressij // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -24.08.2015, N 34, st. 4930.

[21] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.03.2019 N 522-r «O vnesenii izmenenij v Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2015 N 1561-r». // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -08.04.2019, N 14 (chast' IV), st. 1573.

[22] Prikaz Minkul'tury RF N 375, MVD RF N 584, FSB RF N 352 ot 25.07.2006 "Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke dostupa k materialam, hran-yashchimsya v gosudarstvennyh arhivah i arhivah gosudarstvennyh organov Rossijskoj Federacii, prekrashchennyh ugolovnyh i administrativnyh del v otnoshenii lic, podvergshihsya politicheskim repressi-yam, a takzhe fil'tracionno-proverochnyh del" // Rossijskaya gazeta",N212, 22.09.2006.

[23] Sbornik zakonodatel'nyh i normativnyh aktov o repressiyah i reabilitacii zhertv politicheskih repressij // Izdanie Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. Moskva, izdatel'stvo «Respublika» 1993. S.118. Kopiya zaverena RGB.

[24] Istoriya stalinskogo Gulaga. Konec 1920-h — pervaya polovina 1950-h godov: Sobranie dokumentov v 7-mi tomah/ Tom 5 Specpereselency v SSSR. Otv. red. i sost. T.V. Carevskaya-Dyakina—M «Rossijskaya politicheskaya enciklopediya» (ROSSPEN) 2004 S.566-567

[25] Zaklyuchenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.03.2020 N 1-Z // "Vestnik Konstitucionnogo Suda RF", N 2, 2020.

[26] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 10.12.2019 N 39-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -23.12.2019, N 51 (chast' II), st. 7760.

[27] Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 26.10.2017 N 2492-O [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL:https://legalacts.ru/ (data obrashcheniya 08.05.2023).

[28] Popova E.N.«O nekotoryh problemah dos-tupa k arhivnoj informacii» //"Deloproizvodstvo", 2007, N 1.

[29] Rabkin V.A. «Istoricheskij genezis pravo-vogo regulirovaniya zashchity gosudarstvennoj tajny v Rossii» //Pravovye voprosy svyazi", 2006, N 2.

[30] Sazonnikova E.V. «Pamyat' o zashchit-nikah Otechestva i zashchita istoricheskoj pravdy kak konstitucionnye cennosti // Konstitucionnoe i munici-pal'noe pravo. 2020. N 10. S. 29 - 21.

[31] CHornovol E.P. «Harakteristika principov pravovogo instituta reabilitacii zhertv politicheskih repressij» // Social'noe i pensionnoe pravo. 2019. N 1. S. 50 - 56.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.