Научная статья на тему 'МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: К СООТНЕСЕНИЮ ОПЫТА МУЗЫКОТЕРАПИИ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ПОДХОДАМИ'

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: К СООТНЕСЕНИЮ ОПЫТА МУЗЫКОТЕРАПИИ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ПОДХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
музыкотерапия / психосоциальная работа / музыка / психотерапия / психосоциальные подходы / подход / применение музыкотерапии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агафонова Ксения Андреевна

В статье рассматриваются вопросы соотношения психосоциальных подходов с музыкотерапией. Подробно описываются психосоциальные подходы и возможности применения музыкотерапии в подходах. Так же описывается уже имеющийся опыт применения музыкотерапии на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: К СООТНЕСЕНИЮ ОПЫТА МУЗЫКОТЕРАПИИ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ПОДХОДАМИ»

SCIENCE TIME

МУЗЫКОТЕРАПИЯ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: К СООТНЕСЕНИЮ ОПЫТА МУЗЫКОТЕРАПИИ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ПОДХОДАМИ

Агафонова Ксения Андреевна, Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза

E-mail: gvozdi4ka20H @yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы соотношения психосоциальных подходов с музыкотерапией. Подробно описываются психосоциальные подходы и возможности применения музыкотерапии в подходах. Так же описывается уже имеющийся опыт применения музыкотерапии на практике.

Ключевые слова: музыкотерапия, психосоциальная работа, музыка, психотерапия, психосоциальные подходы, подход, применение музыкотерапии.

Известно, что психосоциальная работа и психотерапия имеют много общего: первая может действовать совместно с различными областями -медициной, педагогикой, психологией, а психотерапия направлена конкретно на корректирующее воздействие, на терапию, позволяющую найти причины проблемной ситуации и их устранить. Психотерапию может осуществлять только квалифицированный специалист, а психосоциальную работу - психолог или социальный работник.

На сегодняшний день актуальность использования музыкотерапии в психосоциальной работе обусловлена ее возможностями влиять на психику человека, - регулировать эмоциональное состояние, оказывать стимулирующее и провокационное действие на его реакции, исцелять от неврозов путем расслабляющего воздействия, открывать творческие возможности и с их помощью преодолевать сложные жизненные ситуации. Музыкотерапия востребована в медицине и психологии, однако впсихосоциальной работе до сих пор теоретически не обосновано место музыкотерапии, не говоря уже о практическом применении. Проблема заключается в том, что социальные работники, оказывающие психосоциальную помощь клиентам, не представляют себе возможностей музыкотерапии в достижении целей, а на уровне теории музыкотерапия как направление терапии клиентом не соотнесена с подходами

1 SCIENCE TIME 1

психосоциальной работы.

Подход в психосоциальной работе представляет собой набор базовых принципов, методов и методик деятельности по решению проблем, основанный на определённом теоретическом видении личности клиента и его проблем. В психосоциальной работе используется несколько функциональных подходов.

Психодинамический подход традиционно рассматривает человека как уникальное явление, выводя его индивидуальность из интрапсихических процессов. Индивидуальные потребности определены как неосознанные процессы, приводящие в действие защитные механизмы — механизмы вознаграждения или механизмы сублимации. Большое значение в процессе формирования личности придается периоду детства как источнику формирования различных травм и неврозов. Психодинамические теории оценивают социальное функционирование человека исходя из анализа его ego, эмоциональности, неосознанных мотивов и конфликтов, степени умения контролировать свои импульсы. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. [6]

Поведенческий (бихевиористский) подход заключается в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на раздражители среды. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации.

Когнитивный подход берет начало в работах А. Бэка и основывается на представлении о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Он обращается к скрытым причинам нарушений и - подобно бихевиористскому — к дезадаптивным поведенческим стереотипам. Внимание специалиста, использующего этот подход, сосредоточено на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает «негативные познавательные схемы», что принципиально сравнимо с ошибками программирования или вирусными искажениями компьютерных программ.[8]

Гуманитарный (экзистенциально-гуманистический) подход берет начало в работах основателей гуманистической психологии — К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущность данного подхода — в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно — в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т. д.). Категориальный аппарат гуманистического подхода включает в себя представления о «Я», идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысле жизни и т. д.

1 SCIENCE TIME 1

Помимо вышеперечисленных подходов в психотерапии нам представляются важными системный и интегративный подходы.

Системный подход определяется фокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию ее участников. Терапевт занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера.

Интегративный подходв практической плоскости направляется принципом Г. Пауля (1967): для конкретного человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении наиболее эффективна конкретная психотерапия. По мнению М. Эриксона (1975), для каждого пациента предоставляется своя психотерапия. Сущность интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках: человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них; эти представления функционально связаны с процессами и параметрами научения; большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы; мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.

Эти положения интегративного подхода определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Клиента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). В заключение клиенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий. [7]

В каждый из перечисленных подходы музыкотерапия вполне может быть встроена как одно из эффективных направлений психотерапевтической работы, поскольку вполне соотносится с их специфическим видением личности клиента и его проблем. На это указывает опыт применения музыкотерапии как таковой.

На протяжении 20 века музыкотерапия оформилась и развивалась в нескольких школах.

Шведская школа (основоположник - А. Понтуик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Шведская школа использовала в своем направлении психодинамический подход, основа которого детские переживания. Поэтому музыкотерапия скорее всего играет роль стимулирующую и провокационную, для поиска и анализа проблемной ситуации. [5]

«

1 SCIENCE TIME 1

Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств. Очевидно, что немецкая школа использовала в своих работах экзистенциально-гуманистический подход. Музыкотерапия в этом случае играет исцеляющую роль. [2]

Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастически целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней. Парижская школа использует когнитивный подход, опирающийся на интеллектуальные и мыслительные особенности клиента. Музыкотерапия в этом случае применяется в роли импровизации или музицирования, или фоновая роль для создания обстановки сеанса. [3]

Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец. Итальянская школа использует интегративный подход, помогающий в профилактике проблемных ситуаций. Музыкотерапия играет роль фантазирования, музицирования и импровизации в данном случае. [1]

Швейцарская школа музыкотерапии (Институт майевтики им. Дж. Мастропаоло) использует преимущественно вокалотерапию и коллективную игру на флейтах. Дж. Мастропаоло отдаёт предпочтение этому инструменту из-за сильнейшего его воздействия на эмоциональную сферу благодаря тесситуре, а также из-за включённости дыхания в процесс терапии. Дж. Мастропаоло придерживается фрейдистской теории личности, а именно психодинамического подхода. Музыкотерапия в этом случае служит ролью импровизации.[4]

В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX - нач. XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. Среди наиболее известных российских методик нужно назвать модели В. И. Петрушина, С. В. Шушарджана, В. М. Элькина, Р. Блаво. Специальные методики исцеления пением положены в основу системы C.B. Шушарджана (Москва). В прошлом - оперный певец, он предлагает вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга. Методика C.B. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих, по представлению древних китайцев, первоэлементам, а также определённым органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определённый орган и производит психотерапевтический эффект. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его

1 SCIENCE TIME 1

практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). В данном случае просматривается системный подход при групповой работе и гуманистический подход при индивидуальной работе. Музыкотерапия является и катарсисом, и стимулятором, также используется как метод фантазирования и импровизации. [9,10]

Интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе собственного опыта оценили терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Каждый из них по-своему понимает и применяет музыкотерапию на практике. Но все они сходятся в одном: музыка оказывает положительное воздействие на человека и способна его исцелять. Опираясь на уже имеющийся опыт музыкотерапии, её можно применять в психосоциальной помощи клиентам, в зависимости от применяемого психосоциального подхода.

В психодинамическом подходе музыкотерапия будет играть косвенную роль в работе с клиентами. К примеру, для диагностики личности клиента можно поставить для прослушивания определенную музыку, которая выявит защитные механизмы клиента.

В поведенческом подходе музыкотерапия может сыграть роль катарсиса, коррекции эмоциональнального состояния. Клиенту возможно предложить различные варианты взаимодействия с музыкальными инструментами или произведениями. На сеансах музыка также может использоваться как средство поощрения медитации.

Музыкотерапия в когнитивном подходе может сыграть роль стимулятора поведенческой реакции, с использованием эрготропной или трофтропной музыки.

В гуманистическом подходе музыкотерапия поможет урегулировать эмоциональные переживания клиента.

В системном подходе музыкотерапия может играть роль коррекции отношений путем поиска проблемы через ассоциативный ряд, воспоминания и пр.

В интегративном подходе музыкотерапия играет роль исцеляющую - как стимулирующую так и катарсическую, направленную на положительный результат.

Таким образом, психосоциальная работа и психотерапия - похожие области, имеющие различия в работе. Психосоциальная работа затрагивает широкий круг работы в различных областях. Психотерапия направлена конкретно на излечение и коррекцию проблемы. Использование музыкотерапии в психосоциальных и психотерапевтических подходах может играть вспомогательную, но не последнюю роль. В различных школах применение музыкотерапии охватывает также психотерапевтические и психосоциальные подходы. Шведская школа использовала в своем направлении

1 SCIENCE TIME 1

психодинамический подход, основа которого - детские переживания. Поэтому музыкотерапия здесь играет роль стимулирующую и провокационную, для поиска и анализа проблемной ситуации. Немецкая школа использовала в своих работах экзистенциально-гуманистический подход, и музыкотерапия в этом случае заведомо ориентируется на исцеление. Итальянская школа использует интегративный подход, помогающий в профилактике проблемных ситуаций. Музыкотерапия играет роль фантазирования, музицирования и импровизации. Швейцарская школа музыкотерапии (Институт майевтики им. Дж. Мастропаоло) использует преимущественно вокалотерапию и коллективную игру на флейтах. Здесь просматривается психо динамический подход. Музыкотерапия будет служить ролью импровизации или фантазирования. В российских направлениях используется системный подход при групповой работе и гуманистический подход при индивидуальной работе. Применение вокалотерапии, раскрывает потенциал клиента и музыкотерапия является и катарсисом, и стимулятором, также используется как метод фантазирования и импровизации.

Литература:

1. Kuhn D. (2002) The effects of active and passive participation in musical activity on the immune system as measured by salivary immunoglobulin A (SIgA). J. Music Ther., 39 (1): 30-39.

2. Mickel M., Яцскег L., Sturk T. et al. (1994) Immediate physiological responses of healthy volunteers to different types of music: cardiovascular, hormonal and mental changes. Eur. J. Appl. Physiol. Occup. Physiol., 68 (6): 451-459.

3. Miller-Busch H.C., Hoffmann P. (1997) Active music therapy for chronic pain: a prospective study. Schmerz., 11 (2): 91-100.

4. Nickel A.K., Hillecke Т.К., Oelkers R. et al. (2002) Musiktherapie mit Kindern mit Migrflne. Psychotherapeut, 47 (5): 285-290.

5. Wigram Т., Pedersen I.N., Bonde L.O. (2002) A comprehensive guide to music therapy: theory, clinical practice, research, and training, Vol.1, Jessica Kingsley Publishers, London, 384 p.

6. Дьюхерст-Мэддок О. (1998) Целительный звук. КРОН-ПРЕСС, Москва, 160 с.

7. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом. Биоэнергетика. Санкт-Петербург, 2000, 150 с.

8. Макарова Г.А. Музыкальная терапия-детям. 2012. 172 с.

9. Петрушин В.И. (2000) Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Москва, 175 с.

10. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М. 1994. 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.