Научная статья на тему 'Телесная работа в музыкотерапии'

Телесная работа в музыкотерапии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
503
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНАЯ РАБОТА / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ФОРМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азарова Л. Н.

В современной психотерапии музыкотерапия и телесно-ориентиро­ванная терапия занимают два самостоятельных пространства. В данной статье автор делает попытку рассмотреть взаимосвязь этих направлений. В статье также представлена программа психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, основанная на включении телесной работы в процесс музыкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Телесная работа в музыкотерапии»

ТЕЛЕСНАЯ РАБОТА В МУЗЫКОТЕРАПИИ

© Азарова Л.Н.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В современной психотерапии музыкотерапия и телесно-ориентированная терапия занимают два самостоятельных пространства. В данной статье автор делает попытку рассмотреть взаимосвязь этих направлений. В статье также представлена программа психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, основанная на включении телесной работы в процесс музыкотерапии.

Ключевые слова: телесная работа, музыкотерапия, формы музыко-терапии.

В настоящее время музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений.

Многие ученые разработали интересные и эффективные методики психотерапевтического применения музыки, проанализировав которые, можно прийти к выводу, что технология работы по музыкотерапии строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на организм человека. Так, В.И. Петрушин называет свою методику «музыкально-рациональной психотерапией» и выделяет особую роль темпа и лада. По мнению В.И. Петрушина, музыкальное произведение выражает то или иное настроение (что и предопределяет его психотерапевтическое использование) в зависимости от темпа и лада его звучания [7]. Методика С.В. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике), соответствующих первоэлементам и определенным органам человека, вследствие чего воздействие того или иного звука на определенный орган и производит психотерапевтический эффект [8]. Методика В.М. Элькина опирается на психологическую цветодиаг-ностику, созданную швейцарским ученым М. Люшером, основанную на соответствии восьми цветов восьми эмоциональным состояниям человека. Каждый из предложенных Люшером цветов, как считает В.М. Элькин, может быть «представлен» тремя тональностями (минорными или мажорными, в зависимости от цвета), обеспечивающими психотерапевтическое воздействие музыки [10]. Методика Р. Блаво, которую автор называет «энергоинформационной», связана с древнеиндийским учением о семи чакрах -энергетических центрах человека, расположенных вдоль позвоночника, отвечающих за здоровье органов, находящихся в их «зоне влияния». Воздействием на эти чакры специально подобранными музыкой, цветом и ароматом и осуществляется, согласно Р. Блаво, музыкотерапевтическая работа [2].

* Доцент кафедры Психологии образования Института педагогики и психологии образования, к.п.н., доцент.

Методика А. Менегетти основывается на активном вовлечении телесности в музыкотерапевтический процесс. Задача музыкотерапевта, по Менегетти, используя средства музыкальной выразительности, прежде всего звучание ударных инструментов, вызвать у участников процесса телесное ощущение радости бытия, что, по его мнению, ведет к оздоровлению организма [5].

Даже краткий обзор существующих подходов позволяет увидеть роль телесной работы в музыкотерапии. Образ музыки в сознании человека тесно связан с образом движения. В свою очередь, возникающие двигательные реакции при восприятии музыки тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными проявлениями. Ворожцова О.А. при использовании музыкотерапии в работе с детьми предлагает упражнение «Ритмизация движений животных», в котором детям предлагается ритмизировать движения животных, имеющих эмоциональные характеристики, - степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.д. Во время игры ребенок пользуется музыкальными инструментами [3, с. 71]. Данное упражнение является очень информативным для психолога. Ведь многие дети испытывают затруднения при вербальном общении. Наблюдая за ребенком в процессе игры, психолог может предположить, что чувствует ребенок, т.к. издаваемые звуки и движения тела очень точно отражают его чувства. Все это позволило нам сделать предположение о том, что целенаправленное включение телесной работы в музыкотерапию повысит ее эффективность.

Для того чтобы понять как использовать телесную работу мы рассмотрели формы музыкотерапии. В зависимости от активности участников, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в разных формах.

Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества. Активный вариант музыкотерапии требует наличия простейших музыкальных инструментов колокольчики, барабан, маракасы, бубен и пр. Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная или пассивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую:

1. Коммуникативная - совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия. Это наиболее простая форма музыкотерапии.

2. Реактивная, направленная на достижение катарсиса.

3. Регулятивная, способствующая снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкоте-рапии [27, с. 190].

Особое внимание следует обратить на интегративную музыкотерапию, которая наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально--подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Рассмотрев активную, рецептивную и интегративную музыкотерапии, можно увидеть, что каждая из представленных форм работы специфична и по-разному воздействует на человека, что и определяет характер включения телесной работы.

Опытно-экспериментальная работа была проведена с группой детей возраст 8 лет), имеющих различные эмоциональные нарушения. Целю работы была гармонизация психического состояния и коррекция эмоциональных нарушений у учащихся. Основным методом коррекции стала музыкотерапия, но программа работы предполагала активное включение работы с телом.

Программа включала пять блоков.

Первый блок - вводный, его цель - поиск ресурсов для решения проблем. На занятиях данного блока использовалась технология трансцендентального синтеза, разработанная Ю.П. Азаровым [1], основанная на следующих принципах: обращение к интуитивным началам человека; приобщение к общечеловеческим ценностям; ощущение взаимосвязи личностного и сущностного в развитии человека.

Технология трансцендентального синтеза предполагает организацию разнородных приемов творчества, где просматривается связь философии, искусства, театра, кино, живописи, музыки, хореографии и др. видов деятельности.

Второй блок представляет собой рецептивную форму музыкотерапии. Занятия данного блока проводились по методике В.М. Элькина «Цветодиаг-ностика и психотерапия произведениями искусства» [10]. Основу занятий составляет индивидуальное прослушивание шедевров мелодики, близкой психологическому состоянию ребенка.

В телесной работе акцент делается на осознании телесных ощущений. Участники учатся слушать свое тело, понимать его, выявлять телесный импульс.

Третий блок занятий представляет собой интегративную форму музы-котерапии. Занятия данного блока содержат игровые двигательные упражнения с разными предметами, а также релаксационные упражнения для снятия напряжения. Нами были использованы упражнения, представленные в работах Н.И. Дереклеевой [4], О.А. Ворожцовой [3] и В. Экслайн [9].

Занятия проводятся в групповой форме. Все упражнения выполняются под музыку, подобранную в соответствии с ведущими цветовыми программами учащихся. Музыкальные произведения, используемые на занятиях: Б. Кемпферд «Strangers in the night», Б. Марчелло «Концерт для гобоя», Л. Бетховен «Лунная соната», Ж. Массне «Медитация», Р. Крейслер «Грезы любви», Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор», Ф. Шопен «Ноктюрн ми бемоль мажор», Ф. Гойя «Maria Ellena», Ф. Гойя «Now is the hour», Ф. Гойя «Monastic garden», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», Э Григ «Утро».

Четвертый блок представляет собой активную форму музыкотерапии, которая предполагает активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью музыкальных инструментов. Занятия проводятся в групповой форме. Для проведения занятий необходимы музыкальные инструменты или предметы, издающие различные звуки. С помощью музыкальных инструментов учащиеся создают собственную музыку, тем самым учатся выражать собственные чувства и эмоции, общаться и взаимодействовать друг с другом.

Пятый блок является итоговым. Он предполагает групповую работу и включает в себя все формы музыкотерапии - рецептивную, интегративную и активную. Сначала психолог предлагает учащимся сесть (лечь) поудобнее, закрыть глаза и прослушать несколько музыкальных произведений, подобранных в соответствии с рекомендациями В.М. Элькина (Р. Клаудерман «Лунная дорога», П.И. Чайковский «Подснежник», Э. Григ «Утро», И. Бах -Ария из «Сюиты для оркестра» (виброфон), П.И. Чайковский «Вальс цветов из балета «Щелкунчик»). После прослушивания музыки учащихся просят рассказать об эмоциях и чувствах, вызванных прослушанными мелодиями; о возникших ассоциациях и телесных импульсах.

Далее проводятся игровые двигательные упражнения с воздушными шарами, а также релаксационные упражнения для снятия напряжения. Все упражнения выполняются под музыку (Л. Бетховен «Лунная соната», Ж. Мас-сне «Медитация», Ф. Шопен «Ноктюрн до диез минор», Ф. Шопен «Ноктюрн ми бемоль мажор», Ф. Гойя «Monastic garden», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»).

После всех проделанных упражнений учащимся предлагается поиграть на музыкальных инструментах (предметах, издающих звуки). Учащиеся создают собственный оркестр, составляют диалоги, т.е. общаются и взаимодействуют без слов с помощью музыки и движений.

После проведения коррекционно-развивающей работы с участниками группы была проведена методика «Рисунок несуществующего животного», а также метод экспертной оценки выраженности ситуационно-личностных расстройств поведения и эмоций у учащихся. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что проведенная коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, способствовала уменьшению степени проявления эмоциональных нарушений у учащихся.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы говорят об эффективности коррекционно-развивающей работы с использованием телесной работы в музыкотерапии.

Список литературы:

1. Азарова Л.Н., Азаров Ю.П. Трансцендентальная педагогика: теория и практика. Часть 1. - М.: НИИВО,2001.

2. Блаво Р. Лечебно-профилактическая музыкотерапия: Методическое пособие для врачей и клинических психологов. - 2001.

3. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. - 90 с.

4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 -5 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 152 с.

5. Менегетти А. Онтопсихология: практика и метафизика психотерапии. -М.: Онтопсихология, 2009. - 192 с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 512 с.

7. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1991. - Т. 91, № 3. - С. 96-99.

8. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М., 1994.

9. Экслайн В. Игровая терапия. - М.: ЭКСМО, 2000. - 480 с.

10. Элькин В.М. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства: методическое руководство / В.М. Элькин. - СПб.: ИМАТОН, 2007. - 112 с.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© Карпова И.Н.*

Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары

Данная статья содержит изучения направлений деятельности социального педагога в работе детьми с ограниченными возможностями в образовательном учреждении.

Ключевые слова социализация, профопределение, постинтернатной, социум, коррекционное, патронаж, диагностирование, дезадаптация.

* Мастер производственного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.