чем, не культуры в целом, а использованием ее конкретных форм. "Наши идеи, ценности, действия и даже наши эмоции, так же, как и наша нервная система, - продукты культуры, произведенные на основе, возможностей и склонностей, с которыми мы родились, но все же произведенные" [2, с. 134]. К. Гирц убежден, что концепция культуры влияет на концепцию человека, если ее понимать как экстрасоматический источник информации и некий механизм, способный контролировать поведение человека, культура выступает как некий связующий механизм между возможностями человека и тем, кем он становится. "Стать человеком, - продолжает К. Гирц, - это значит стать индивидом, обрести индивидуальность, а индивидуальность мы обретаем, руководствуясь паттернами культуры, исторически сложившимися системами значений, с точки зрения которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни. Задействованные при этом паттерны культуры имеют не общий, а специфический характер" [2, с. 135].
Таким образом, фундаментальными проблемами в науке о культуре являются концепция
культуры, типология, динамика, способы функционирования культуры и методы исследования культурных процессов
В современной культурной антропологии утвердились различные концепции: концепция уни- [N версальной эволюции культуры (Л. Уайт); концепция мультилинейной эволюции (Дж. Стюард; ^ специфической эволюции культуры (Э. Сервис,
М. Салинс); концепции типологии культуры (Р Бе- О
недикт, А. Крёбер, Дж. Мёрдок, Л. Уайт и др.); концепции интерпретации культуры (Ф. Боас,
К. Леви-Строс, Б. Малиновский и др.) ^
Литература:
1. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении // Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретации культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга. -1997.
2. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека //
Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга. -1997.
3. Мёрдок Д. Фундаментальныехарактеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретации культуры. Санкт-Петербург. Университетская книга. - 1997.
4. Уайт Л. Наука о культуре // Антология исследований культуры.
Т. 1. Интерпретации культуры.-СПб.:Университетская книга, 1997. ТА
MUZYKOTERAPIYA AND ITS FORMATION IN A SCIENCE AND PRACTICE
113
Nalbandyan Margarita Albertovna, PhD of Pedagogical sciences, Assistant Professor
Migunova Marina Grigoryevna, Senior Professor
Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In article the perspective of a muzykoterapiya, its formation in a science and practice, questions of physiological influence of music on the person are shined.
Keywords: muzykoterapiya; vokaloterapiya; physiological impact of music on the person; integrativny medicine.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ УДК 398.221
В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
В статье освещаются проблематика музыкотерапии, становления ее в науке и практике, вопросы физиологического воздействия музыки на человека.
Ключевые слова: музыкотерапия; вокалотерапия; физиологическое воздействие музыки на человека; интегративная медицина.
© Налбандьян М.А., 2012 © Мигунова М.Г., 2012
Музыкотерапия занимает особое место среди современных видов арттерапии. Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся кXVII в., а экспериментальные исследования - к концу XIX - началу XX в. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было доказано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышаеттемп респирации, выявлено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Было обнаружено также, что частота дыхатель-
НАЛБАНДЬЯН
Маргарита
Альбертовна,
кандидат
педагогических наук, доцент
114
МИГУНОВА
Марина
Григорьевна,
ст. преподаватель
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь
ных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, таки в вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. [1]
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают.[2] Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, "художественное наслаждение", по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное [3].
В начале XIX века французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. Каждая из музыкотерапевтических школ Европы имеет свою концепцию.
Так, во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыка оказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогает справиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека.
Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. [4]
Шведская школа музыкотерапии (основатель А. Понтвик) исходит из концепции психорезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания. А. Понтвик, опираясь на взгляды К. Юнга, на понятие "коллективного бессознательного", развил представления о способах раскрытия глубинных слоев психики посредством соотношений звуков, дающих эффект обертонов. [5]
В США музыкотерапия получила признание после Второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми. В США в 1950 г. создана Национальная ассоциация музыкальной терапии. [6] Одним из наиболее известных со-
временных арттерапевтических центров США является открытая в 1990 г. в университете Нью-Йорка клиника музыкальной терапии Нордофф-Роббинса.
В Англии, в Лондоне, в 1975 г. был организован Центр музыкальной терапии, который занимается разработкой музыкально-терапевтических программ для специальных школ и клиник Лондона.
В Германии в 1985 г. при медицинском факультете университета Виттен Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины: детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии и
др. [7]
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины возник в начале XX века, когда по инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов. В него вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И. М. Сеченова, И.Р Тарханова, ГП. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В России во второй половине XX века арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, таки в психологии, в частности, в специальной психологии. [8]
Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан), изотерапии (А.И. Захаров, РБ. Хайкин, М.Е. Бурно и др.), библиотерапии (В.В. Мурашевский, А.М. Миллер, Е.Ю. Pay, Ю.Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И.Е. Воль-перт, Н.С. Говоров).
Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л.Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке.[9]
Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения [10].
Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны
С.В. Шушарджаном [2].
В Москве в 1997 г. создана Международная академия интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения современной клинической и традиционной (народной) медицины, компьютерной технологии и искусства были объединены в систему под названием интегративная медицина. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматическихзаболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. Правильный выбор музыкальной программы - ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка контактировала с клиентом, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М. Бехтерев справедливо отметил, что музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать.
ГЧ
О
ГЧ
О
□
«Л
гч
■ QII
V
"-Г sr^/^
■
115
[11]
Таким образом, музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые
У
X
<D
X
Г
□
t.n
о
□
МЭ
О
116
используются в рамках артпедагогики и артте-рапии. [12]
Примечание:
1. Копытин А.И. Основы Арттерапии. - СПб., 1999.
2. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма.- М., 1998.
3. Выготский Ш.С. Психология искусства. - М., 1968.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия:Теория и практика. -М., 1999.
5. Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1991.- № 3.
6. Брусиловский Ш.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1985.
7. Григорьева Ш.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. -1998. - Т. 9. - № 2.
8. Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.
9. Вольпер И.Е. Психотерапия. - Ш., 1972.
10. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. -1991. - № 11.
11. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. - Ш., 1963. - Вып. 2.
12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: в 2 т.-М, 1985. - Т.1.
STATE CULTURAL POLICY OF MODERN RUSSIA IN THE YOUTH FIELD:
PROBLEMS AND PROSPECTS
Sukonkin Alexander Vladimirovich, PhD of Technical science, Deputy Director of Education, Science and Information Technology, Ministry of Culture of the Russian Federation, Moscow E-mail: [email protected]
In this paper the problems and prospects of the state culture policy of modern Russia in the youth field. The author examined the conceptual basis of cultural policy and practice of its implementation by the example of the young generation as the reference group transformation of the spiritual needs of Russian citizens in terms of social reforms.
Keywords: society; culture; youth; government cultural policy; arts; cultural and recreational activities and projects; values; cultural and moral positions.
УДК398.221 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Суконкин А.В., 2012 В статье исследованы проблемы и перспективы государственной
культурой политики современной России в молодежной сфере. Автором рассмотрены концептуальные основания культурной политики и практика ее реализации на примере молодого поколения как референтной группы трансформации системы духовных потребностей российских граждан в условиях социальных реформ.
Ключевые слова: общество, культура, молодежь, государственная культурная политика, искусство, культурно-досуговые мероприятия и проекты, ценностные ориентации, культурно-нравственные позиции.
СУКОНКИН
Александр
Владимирович,
кандидат технических наук, заместитель директора
департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры Российской Федерации, Москва a50612v@gmail. com
Определяя роль национальной культурной политики, О. И. Гениса-ретский отмечает, что в последнее время в каналах глобальных коммуникаций распространяется много цивилизационных мегапроектов (экранных, музейно-памятниковых, культурно-туристических), стратегической целью которых является продвижение альтернативных друг другу образов жизни. Для того чтобы и России вступить на это поле, ей придется осуществить свою культурно-экологическую капитализацию, выдвинув ряд культурно-политических мегапроектов, в рамках которых культурно-исторический опыт страны обретет внятное навигационно-стратегическое выражение и войдет в систему глобальных межцивилизационных коммуникаций [1].
Разработать концептуально соответствующую этим целям стратегию государственной культурной политики, ориентированную на согласование интересов общества и каждого человека, соответствующую запросам и потребностям всех социальных слоев и групп, -задача не одного дня. И в этом плане выбор молодого поколения как референтной группы представляется обоснованным в силу разных причин. Практически единодушно всеми исследователями поддер-