Научная статья на тему 'Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества'

Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2677
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА / ГАРМОНИЗАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ЕДИНСТВО ВСЕЛЕННОЙ И ЗАКОНА РИТМА / ВОЗДЕЙСТВУЮЩИХ НА ДУХОВНУЮ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ВОКАЛОТЕРАПИЯ / МУЗЫКА КАК РИТМИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL EFFECTS OF MUSIC ON PEOPLE / HARMONIZATION / MUSIC / MUSIC THERAPY / THE UNITY OF THE UNIVERSE AND THE LAW OF RHYTHM / AFFECTING THE SPIRITUAL ESSENCE OF MAN / LOCALETYPE / MUSIC AS A RHYTHMIC STIMULUS / THE PHYSIOLOGICAL PROCESSES OF THE BODY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Близниченко Марина Владимировна

В статье осуществляется ретроспективный анализ психо-физиологического воздействия музыки на человека, в результате которого прослеживается процесс научного осмысления роли и значимости музыкального искусства в эволюции человечества как средства музыкотерапии, имеющей древнейшую историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music and music therapy in the evolution of mankind

The article is a retrospective analysis of the psycho-physiological effects of music on people, which traced the process of scientific understanding of the role and significance of music in the evolution of mankind as a means of musical therapy, with its ancient history.

Текст научной работы на тему «Музыка и музыкотерапия в эволюции человечества»

MUSIC AND MUSIC THERAPY IN THE EVOLUTION OF MANKIND

Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor, Chair of Theory and Methodology of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The article is a retrospective analysis of the psycho-physiological effects of music on people, which traced the process of scientific understanding of the role and significance of music in the evolution of mankind as a means of musical therapy, with its ancient history.

Keywords: psycho-physiological effects of music on people; harmonization; music; music therapy; the unity of the Universe and the law of rhythm, affecting the spiritual essence of man; localetype; music as a rhythmic stimulus; the physiological processes of the body.

УДК 398.221

© БлизниченкоМ.В., 2014

МУЗЫКА ИМУЗЫКОТЕРАПИЯВЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Встатье осуществляется ретроспективный анализ психо-физиологического воздействия музыки на человека, в результате которого прослеживается процесс научного осмысления роли и значимости музыкального искусства в эволюции человечества как средства музыкотерапии, имеющей древнейшую историю. Ключевые слова: психо-физиологическое воздействие музыки на человека; гармонизация; музыкальное искусство; музыкотерапия; единство Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека; вокалотерапия; музыка как ритмический раздражитель; физиологические процессы организма.

146

БЛИЗНИЧЕНКО Марина Владимировна,

ст. преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

Предметом активного научного изучения ученых различных отраслей продолжают оставаться вопросы психо-физиологического воздействия музыки на человека. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыкальное искусство для лечения души и тела. Задумываясь над тайнами влияния музыки на человека, они пытались определить ее роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовной сферы человека.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.), указывая на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки и подчеркивая ее воспитательную силу, считали, что она устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную в человеке гармонию души и тела. Идею о значимости музыки как средства гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель. Было замечено, что музыка и, прежде всего, ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, влияют на его эмоциональное состояние. Известно, что в классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство "мусических искусств" - поэзии, танца и собственно музыки, а древнегреческий философ Платон, пытаясь постичь строение культуры, функционирование и законы развития, говорил о выходе человека из природы в культуру [1]. Известны его идеи, связанные и с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии музыки на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе [10].

В Древнем Китае, в соответствии с правилами традиционной китайской медицины, музыка использовалась достаточно широко. В основе диагностики и лечения, как известно, применялось воздействие на активные биологические точки акупунктуры. По мнению древних китайцев, музыка (пентатоника), благодаря действию этих законов, находится в гармонии с природой и имеет огромную силу воздействия на человека, передавая определенные свойства

телу человека. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса. Музыка, воздействуя, таким образом, на человека приводила его в состояние гармонии с природой. В древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения [1; 9].

Широко использовали музыку в качестве лечебного средства и в Древней Индии. Музы-котерапия в Индии, основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, подчеркивал, что все явления природы соответствуют определенным ритмам. Музыка Индии, сохранив до настоящего времени мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности, оказывает особое воздействие на человека. В индийской музыкотерапии считалось, что именно художественное пение или вокалотерапия более эффективна при врачевании, поскольку свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется именно в искусстве пения, имеющего многовековую историю. В Древней Индии считалось, что именно в голосе выражает себя душа, поскольку мышление через тонкие вибрации внутренних органов (область живота, легких, носоглотки) посредством голоса обладает силой магнетизма [3; 9].

В Средние века практика музыкотерапии была связана с теорией аффектов, основанной на воздействии различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Уже тогда пытались установить различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки [2].

Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования - к концу XIX - началу XX веков, когда ученые только делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты. В результате специальных физиологических исследований было выявлено влияние музыки на различные системы человека. Рядом исследований было подтверждено, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации,

было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра, а частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа и тональности музыки. В результате опытно-экспериментальных исследований была выявлена взаимосвязь работы органов человека и музыки как ритмического и эмоционального раздражителя [11]. Было установлено также, что физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения музыкального ритма, при этом музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. В свою очередь, ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны, а между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. С учетом того, что ритмические движения представляют собой единую функциональную систему и определенный двигательный стереотип, использование музыки как ритмического раздражителя позволяет влиять на физиологические процессы организма, т.е. повышать ритмические процессы организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат, или, наоборот, уравновешивать работу всей функциональной системы организма человека [7].

Кроме того, музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки - ритма, тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы - возбуждают, консонансы - успокаивают. Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, "художественное наслаждение", по мнениюЛ.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. По его мнению, мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению и превращению в противоположное [6].

Я

■е

8

■ Ои

¡Е

Е^

147

148

Говоря о физиологическом воздействии музыки на человека, З.И. Хата использует понятие психической энергии, одним из источников которой является в частности музыка. Исследуя физиологическое воздействие музыки на человека, она подчеркивает: "действие любой музыки связано с воздействием психической энергии (ПЭ)... но все дело в том, откуда поступает в организм эта ПЭ: или из запасов организма, или из пространства?" [12, С. 156]. Научно установлено, что низкие частоты ударных установок безвозвратно уничтожают хранилища памяти, а высокие - разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта. В результате сознание начинает направляться из подсознательного или интуитивного уровня мозга в сознательный, отбрасывая человека на первобытную ступень эволюции.

Многочисленные исследования ученых доказали, что музыка может оказывать самое различное влияние не только на человека, но и на живые организмы растений, птиц, животных. Сегодня можно с уверенностью сказать, что наркотическая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любого организма, вызывая даже их гибель [4; 5]. Например, японские ученые установили, что слушание беременными женщинами поп и рок-музыки ведет к рождению больных детей. Трехчасовая дискотека по своему отрицательному наркологическому воздействию эквивалентна принятию высокой дозы алкоголя и требует двух недель для восстановления растраченных запасов ПЭ, что естественно снижает психофизиологическую активность. Подчеркивая мистические свойства звука, Кемпбелл отмечает, что звук может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение [8]. Широко распространенную сегодня музыкальную поп-культуру, таким образом, с полным основанием можно отнести к наркотической музыке, зомбирую-

щей человека на подсознательном и сознательном уровне и тем самым, уничтожающей его культурный слой, духовно-нравственные ценности. Современная поп-музыка ведет к генетическому, духовному и экономическому ущербу общества, воздействуя, прежде всего, на молодежь и неся угрозу ее будущему.

Некоторый анализ проблемы функциональности музыкального искусства позволяет утверждать, что человечество в процессе своей эволюции реализовывало и восполняло свои духовные силы средствами искусства, обеспечивая, таким образом, развитие объективного духа и его воплощение в своей материальной и духовной деятельности.

Таким образом, ретроспективный анализ позволяет говорить о том, что музыка, сопровождая человечество на протяжении всей эволюции развития, имела огромное значение не только в духовно-нравственном и эстетическом воспитании человека, но и его лечебно-оздоровительном восстановлении, при этом выполняя функции музыкотерапии, она определяла, по высказыванию древних философов, порядок во всей Вселенной, в том числе и нарушенную в человеке гармонию души и тела.

Литература:

1. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства.- М., 1994.

3. Блинов O.A. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал.- 1998.- № 3.

4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1985.

5. Вольпер И.Е. Психотерапия. - Л., 1972.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

7. Копытин А.И. Основы Арттерапии. - СПб., 1999.

8. Кемпбелл Дон. Эффект Моцарта // Попурри. - Минск, 1999.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М., 1999.

10. Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. -1991. - № 11.

11. Шушарджан C.B. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.

12. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. - М. : Фаир-пресс, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.