Научная статья на тему 'Музыкальная психотерапия в реабилитации учащихся и студентов'

Музыкальная психотерапия в реабилитации учащихся и студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
434
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная психотерапия в реабилитации учащихся и студентов»

УДК 78.072

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Н.Н. Чернова, М.П. Файзулаева

Жизнь - царство красоты. В этом убеждают нас философы и поэты, художники и музыканты, писатели и актёры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается? Почему растёт количество разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим и количество людей, пытающихся свести счёты с собственной жизнью?

В современной зарубежной литературе изучение различных невротических отклонений объединяется под общим названием «бернаут», что можно было бы перевести, как «болезнь перегоревшей души». В неё включается внутренний психологический опыт человека, связанный с его чувствами, мотивами и ожиданиями. Симптомы болезни возникают чаще и больше всего у представителей средних слоёв общества и связаны они, как правило, с ощущением дискомфорта из-за психологических перегрузок.

Психологические перегрузки нашего современника могут иметь много источников: на уровне личной жизни, на уровне профессиональной деятельности, на психологическом и социальном уровне.

Значение музыки в обществе

Использование музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психотерапия, которая предлагает для этого музыку для слушания, исполнения и творчества. В России эта область музыкальной психотерапии почти не исследована, ибо требует от исследователя серьёзных знаний как в области медицины, так и в области музыки. Возможность музыки непосредственно влиять на эмоциональное состояние человека, катарсический эффект глубокого музыкального переживания в процессе её восприятия и исполнения - благодарная область для научных исследований.

Сегодня, когда музыка стала неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества, каждый профессиональный музыкант должен особенно хорошо почувствовать и понять своё высокое предназначение. Уберите музыку из концертных залов и дискотек, из церковных храмов и телепередач - общество лишится своей души, станет безжизненным производителем и потребителем материальных благ и знаний. В умирающем обществе прежде всего умирает искусство. И поэтому там, где есть музыкант и праведник, - там ещё есть и будет жизнь.

В настоящее время наше общество переживает не самые лучшие времена. Долг музыкантов - помочь каждому страждущему пережить их, давая надежду, моральную поддержку и улыбку просветления. Для этого они должны хорошо знать то искусство, которым владеют и которому посвятили свою жизнь.

Имеется много сведений об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях. В колыбелях человеческой цивилизации -Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.

Уже в работах первого теоретика музыки - древнегреческого философа Пифагора можно найти описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. Он ещё полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Существовали мелодии, созданные против страстей души, против уныния и внутренних язв. Другие, в свою очередь, - против раздражения, против гнева. Пользовался он и стихами Гомера, произносимыми для исправления души.

Другой философ Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от музыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное - через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают её сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства - музыка «степенная и слаженная», скромная и простая, а не «женственная или дикая».

Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о мимесисе - представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепция катарсиса - очищение души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей и потрясающих своей правдой и красотой.

Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим.

В «Одиссее» Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.

Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. При лечении тарантизма (укуса пауком -тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка и танец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец под названием «Тарантелла», твёрдо веря, что яд останется в теле до тех пор, пока он весь не «вытанцуется».

В китайской натурфилософии музыка рассматривалась как символ порядка и цивилизации, для гармонизации общественной жизни. Причины, вызывавшие дисбаланс в природе и в общественной жизни, связывали с аномалиями в энергиях двух видов - «янь» и «инь». В Древнем Китае музыка составляла важнейший элемент воспитания и входила в число наук, обязательных для изучения. В Индии, как и в Китае, древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства.

Начало нынешнего этапа развитие музыкальной психотерапии берёт с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкальнопсихотерапевтические общества и центры. Большую известность получили музыкальнопсихотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии.

Эти школы и различные направления демонстрируют возможности использования музыки в психотерапевтических целях. Использование музыкальных средств в целях реабилитации учащихся и студентов

Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Именно таким ритмическим раздражителем является музыка.

Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определённый ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Проведённые учёными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать соответствующие вкусы отдельных людей. Среди музыкальных инструментов можно выделить лидеров по воздействию на состояние человека. Наибольшее влияние оказывает органная музыка.

При отборе музыкальных произведений необходимо также учитывать тот факт, что мелодичные произведения, особенно те, что обладают чётким, строго выдержанным ритмом, вызывают немедленную ответную реакцию практически у всех слушателей.

Подростки и юноши живей реагируют на музыкальные передачи. Музыка для них может быть одним из эффективных средств образования и поддержания динамического стереотипа, особенно в деятельности, имеющей определённую ритмичность (физкультура).

Музыка в учёбе и труде, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, лёгкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление.

Для этих же целей может, использоваться искусство танца, тренирующего не только мышечную, но и сердечно-сосудистую и нервную системы. Публикации американских врачей и психологов показывают, что на Западе наиболее распространено использование танцетерапии для создания лечебно-охранительного режима. При этом танец выступает в роли средства бессловесного общения и разрядки эмоционального напряжения.

Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена и другие.

В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8-10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния пациента. Рекомендуется последовательно прослушивать два - три специально подобранных комплекса, состоящих из трёх произведений, вызывающих в итоге сводную реакцию.

Для моделирования настроения посетителей комнаты разгрузки можно порекомендовать следующие музыкальные произведения: при переутомлении и нервном истощении - «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского; при угнетённом меланхолическом настроении - «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта; при выраженной раздражимости, гневности -«Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского; при снижении сосредоточенности, внимания - «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грёзы» Р.Шумана. Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Ф. Монти, «Аделита» Г. Пёрсела, «Шербургские зонтики» М. Леграна и другие.

Сегодня музыкальную терапию в более или менее широких масштабах применяют практически во всех странах Западной Европы, направляя её на широкий круг не только нервно-психический, но и соматических заболеваний.

Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительному процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников - их поддержку, сочувствие и сопереживание.

Настоящие рекомендации в области музыкальной психотерапии сводятся, в сущности, к достаточно простым советам. Основываясь на этих нехитрых принципах, проводится в большинстве случаев лечебная музыкотерапия, имеющая дело по большей части только с восприятием музыки и исключающая её исполнение и творчество.

Мой собственный отзыв от прослушивания музыкальных произведений сопровождается следующими ощущениями. Когда я слушаю произведения Э. Грига, В. Моцарта, Ф. Шуберта «Аве Мария», музыка приносит мне ощущение гармонии в душе, избавляет от ощущения подавленности. Я нахожу в себе силы, способные преодолеть любые невзгоды.

На мой взгляд, человек, входящий в мир музыки, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновлённым, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу или соприкосновения с природой, купания в море, а также в результате общения с близким другом.

Литература:

1. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1985.

2. Вязовец Н.В. Профилактическое значение функциональной музыки в стрессовой ситуации у студентов // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1984, № 2. - С. 37-41.

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.