УДК 615.851.82:78
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ музыкальной и вокальной терапии В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ
© Е. А. Серебрякова
Пензенский государственный университет Россия, 440026 г. Пенза, ул. Красная, 40. Тел: +7 (8412) 34 84 56.
E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению история развития музыкальной и вокальной психотерапии. Представлено исследование взглядов древних ученых на вопросы воздействия музыки на человека. В статье освящаются вопросы взаимодействия музыки, пения и медицины с древних времен. Показано влияние ритма, мелодии, певческого звука на физическое и психическое состояние человека с точки зрения древней философии и медицины Китая, Индии, Греции. Доказывается, что музыка обладает значительным гармонизирующим влиянием на психику и физическое состояние человека. Выявлено, что музыка эпохи древних цивилизаций понималась как звуковое отражение жизни общества, а затем уже внутреннего мира человека. Установлены прямые взаимосвязи между музыкальными произведениями и различными психическими состояниями человека. Обосновывается возможность применения музыкальной и вокальной терапии в практике профилактики и лечения негативных психических и физических состояний людей. В статье представлены различные аспекты суггестивного воздействия музыкальной мелодии, ритма и темпа на психофизиологию человека. Особое внимание в статье уделено соматопсихологическим подходам использования музыки для восстановления психического здоровья человека. Анализируются возможности музыки, пения для использования в практике психосоматической коррекции.
Ключевые слова: психика, медицина, музыка, терапия, лечение, человек, влияние, ритм, мелодия, пение, голос.
Давно замечено, что музыка оказывает на психоэмоциональную сферу человека мощное и разно-полярное воздействие. Музыкальный ритм обладает чрезвычайно большой силой суггестивного влияния. Именно ритм являлся одним из основных средств магического «лечения» в его примитивных и первичных формах, то есть умиротворениях духов и демонов, наговорах, выкликаниях, заклинаниях. Колдун издавал звуки примитивные, мало дифференцированные в музыкальном отношении, но ритмично и монотонно, в динамичном, постепенно замедляющемся или убыстряющемся темпе. У больных это вызывало непроизвольные реакции в области сенсорики, вегетатики, моторики.
Магическое пение колдуна усиливало в динамическом спонтанном выражении эффективность воздействия ритмического аккомпанемента. Пение колдуна производилось с постепенным усиление звучности и имело незначительно понижающуюся или повышающуюся мелодию, выразительные слова. Необходимой составной частью обряда магического лечения постепенно стали стихийные движения «пациентов», пробужденные темпом, динамикой пения, ритмом ударов колдуна [1]. Изобретение простых музыкальных инструментов обусловило развитие различных видов инструментального сопровождения и разнообразило формы и содержание лечебных ритуалов. Сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах пение преимущественно имело быстрый темп, который составлял более чем 100 ударов в минуту. Каждое племя своеобразно выбирало и группировало музыкальные инструменты, оригинально соединяло вокальные и двигательные проявления и тем самым создавало репер-
туар оригинальных форм магического лечебного ритуала. Пение, ритм и танец, как полагала Д. Аль-вин [1], представляли витальную часть лечебных колдовских ритуалов. Музыка, сопровождавшая лечение, во многих случаях осуществлявшееся с употреблением лекарств психоактивного действия, считалась символом «профессионализма», а также силы и мощи мага-лекаря.
Музыка эпохи древних цивилизаций понималась как звуковое отражение жизни общества, а затем уже внутреннего мира человека. В китайской музыке музыкальный лад получил название пентатоника. Он основан на пяти тонах, которые соответствуют пяти первичным природы (земля, дерево, вода, огонь, металл). В свою очередь, эти первоэлементы соответствуют пяти органам человека (легкие, селезенка, сердце, печень, почки). Философия и медицина древнего Китая разделяли все, что происходит и существует в мире на категории мужской и женской психической энергии «Янь» и «Инь». В теле человека эта энергия движется по меридианам, определенным «проходам» связанным между собой. Кроме того, каждый меридиан имеет связь с одним внутренним органом человека. Согласно данным представлением лечение физических и душевных расстройств осуществлялось в древнем Китае путем активизирующего воздействия определенных мелодических звуков и тонов певческого голоса и музыкальных инструментов на меридианы и связанные с ними органы человеческого тела[2].
Соматопсихический подход является главной особенностью китайской медицины с древних времен по наши дни. Согласно этому подходу, каждо-
му органу соответствует определенная психическая функция. Например, органу печень соответствует эмоция гнева. Соответственно при гиперфункции данного органа в психике человека значительно проявляются гнев, упрямство, агрессия. При гипофункции печени в психике преобладают неуверенность, страх, депрессия. Музыкальный принцип китайской пентатоники гармонично согласуется с пятью семантическими типами интонирования китайской речи, а также с тем, что, согласно китайской философии, у человека имеется пять плотных внутренних органов и он владеет пятью основными чувствами.
По мнению философов Китая, музыкальная пентатоника имеет большую силу воздействия на человека из-за ее гармонии с природой. Звуки музыки рассматривались как средство, которое по отношению к телу человека, может сообщать ему определенные свойства. Музыкальные инструменты занимали важное место в системе китайской музыкальной терапии. С помощью их посредства устанавливалась связь между музыкальным звуком, вибрациями определенных органов тела и энергией космоса. Возникающая гармония тела и психики человека с природой и космосом исцеляла его [3].
Гандхарвотерапия (индийская музыкальная терапия) - считается один из эффективных путей управления психикой, восстановления нормального кровяного давления, работы внутренних органов человека. В древней Индии музыкальная терапия также имела широкое признание и распространение. В основе индийской музыкальной терапии находилась идея ритмичности существования вселенной, природы, человека, общества. Почетное место в музыкальной терапии древней Индии. Занимает вокальное искусство. В пении, в естественной непосредственной форме выражается душа, мысли и чувства человека. Поэтому в древней Индии вокальное искусство считалось более высоким, чем инструментальное, а также обладающем мощным магнетизмом и лечебным воздействием.
Указание на то, что музыка составляет пятый аспект творения находится в древнеиндийской религиозной книге «Веды». Веды «Ригведа» «Сама-веда» просто пронизаны музыкальной речитацией. В основе ведических песнопений лежит звукоряд в объеме интервала терции, который расширяется в мелодии опеванием нижних и верхних звуков. Терцовый музыкальный интервал почитался в древней Индии сакральным. Цифра «3» символизировала триаду главных божеств буддизма - создателя Брахмы, хранителя Вишну, разрушителя Шивы. Также, все ведические мантры предназначены для ритмического исполнения и имеют определенный музыкальный размер. В известном предании говорится о том, как знаменитый музыкант и композитор Тьягараджа возвратил к жизни с помощью пения «Вед» умершего человека. Как часть современной индийской классической музыке существует
древняя музыкальная терапия «Омкар». Название "Омкар" произошло от слова "Ом", звука энергии «Кундалини», считающегося первоначальным звуком Вселенной, и дающего возможность воссоединиться с великой энергией божественной любви.
Для улучшения физического и психического здоровья человека, в процессе музыкальной терапии «Омкар» использовали пение раг [4]. Раги -особые духовные музыкальные произведения, состоящие из определенных нот. Раги оказывали влияние на определенные чакры человека. Исцеляющий единый певческий звук «Ом» состоит из 4 разных звуков: «А», «У» (совместно производящие звук «О»), «М». Положительное воздействие на тонкую систему человека оказывает каждый звук в отдельность и все в совокупности:
«А» - пробуждает силу левого, лунного энергетического канала;
«У» - восстанавливает силу правого, солнечного энергетического канала;
«М» - активизирует энергию центрального, энергетического канала эволюции.
В настоящее время современный Центр Исследования раг в индийском городе Ченнай проводит всестороннее изучение влияния индийских раг на здоровье человека. Музыкально-терапевтический потенциал раг оценивается помощью ученых, врачей, психиатров и музыкантов. В Индии считают, что раги могут принести заметную пользу здоровью человека, облегчить серьезные заболевания: бессонница разной этиологии, нарушения кровяного давления, психические нарушения и заболевания.
В медицине античности лечебное влияние музыки также активно использовалось. В древней Греции и Риме музыкальное искусство достигало очень высокого уровня развития. На целебную силу воздействия музыки указывали древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель и др. Философы полагали, что музыка не только восстанавливает порядок во Вселенной, но и устраняют дисгармонию в функционировании человеческого тела. Они полагали, что мелодия и ритм, влияют на настроение человека, изменяют его эмоциональное состояние. Музыка цитры, по мнению древних римлян и греков, способствовала также процессу усвоения пищи. Музыкой врач Асклепий успешно мирил ссорящихся, звуками трубы восстанавливал слабослышащим людям слух. Чистыми звуками трубы он исцелял также расстройств нервной системы и ревматизм[5].
Вспоминается древняя греческая притча Ветхого Завета, связанная с музыкальной терапией, где пастух Давид игрой на арфе и пением излечил от уныния царя Саула. Греческий софист и знаток музыки Дамон смог пением обратить к жизни умеренной и честной юношей, предающихся вину и разврату.
Музыка, которая сочинял Пифагор, основывалась на ритмах и мелодиях, которые не только ле-
чили, но и «очищали» человеческие чувства и поведение. «Эвритмия» была важным понятием этической системы Пифагора, она понималась, как человеческая способность находить правильный ритм во всех проявлениях жизни - как в пении, движениях, танце, так и в мыслях, речи, труде, поступках и др. Человек рассматривается как микрокосмос, который только при условии обретения верного ритма может войти вначале в ритм гармонии полиса, а затем и присоединиться к ритму мира и вселенной. Традиция сравнения общественной жизни с музыкальным ладом, музыкальным инструментом пошла со времен Пифагора» [5].
В эпопеях Гомера говорится о поразительной целебной силе музыки. В «Одиссее» Гомер повествует о быстром лечении звуками музыки ран воина, а также о том, как Ахилл снимал игрой на лютне и пением гнев и эмоциональное напряжение.
Целительное воздействие музыкальных инструментов также отмечал Демокрит. Для излечения инфекционных болезней он советовал слушать флейту. Многие древние мыслители древней Греции, подчеркивая важность влияния музыки на нравственность и общественное сознание, отмечали даже общегосударственное объединяющее значение музыки. По мнению Платона стыдливая и скромная музыка укрепляет людские нравы, семью и государство в конечном итоге. Но музыка наслаждения, он считал, разъединяет индивида и общество, это порождает нравственный, а затем и физический упадок, что приводит к появлению болезней
и вырождению общества. Символами единства врачевания и музыки в древней Греции стали покровитель искусств Аполлон и его сын Эскулап - покровитель медицины. Платон считал, что музыкальные мелодия и ритм воздействуют на мысль и делают ее соответственной им самим. Головную боль он предлагал снимать лечебными травами, но лечебное воздействие необходимо усиливать музыкой и пением. Аристотель, вслед за Пифагором и Платоном, в учении о катарсисе, развивал идеи об очищающем влиянии искусства на тело и душу человека, катарсической разрядке.
Современными исследованиями в области музыкальной терапии подтверждаются учения древних мыслителей. Наукой сегодняшнего дня доказано, что положительные эмоции, возникающие в процессе слушания, а тем более воспроизведения музыки оказывают исцеляющее действие на психосоматические процессы, способствуют снятию психоэмоционального напряжения человека, мобилизуют резервные силы организма [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Алвин Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2008.
2. Еремина Н. И. Музыкальная терапия и музыкальная психология. М., 2007.
3. Шушарджан С. В. Руководство по музыкальное терапии. М.: Медицина, 2005.
4. Морено Дж. Включи свою внутреннюю музыку. М.: Коги-то-центр, 2009.
5. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на Дону: Феникс, 1998. 384 с.
Поступила в редакцию 06.01.2014 г.
HISTORY OF DEVELOPMENT OF MUSICAL AND VOCAL THERAPY IN ANCIENT CIVILIZATIONS
© E. A. Serebryakova
Penza State University 40 Krasnaya St., 440026 Penza, Russia.
Phone: +7 (960) 322 10 69.
E-mail: [email protected]
The history of the development of musical and vocal psychotherapy is studied. The study on the views of ancient scholars on the impact of music on people is given. The phenomena of interaction of music, singing and medicine since ancient times is described. The influence of rhythm, melody, singing sound on the physical and mental condition of the person from the point of view of ancient philosophy and medicine in China, India, Greece is given. It is proved that music has a significant influence on the result of the psyche and the physical condition of the person. The music of ancient civilizations was understood as sound reflection of society, and then the inner world of man. Direct links between music and the various mental states has been established. The use of musical and vocal therapy in prevention and treatment of negative mental and physical states is justified. Various aspects of the suggestive effects of musical melody, rhythm and tempo on human psychophysiology are presented. Music and singing for psychosomatic correction use is studied. Special attention is given to somatic-physiological approaches of using music to restore mental health of a person.
Keywords: psychology, medicine, music, therapy, treatment, people, influence, rhythm, melody, singing, voice.
REFERENCES
1. Alvin Dzh. Muzykal'naya terapiya dlya detei s autizmom [Music Therapy for Children with Autism]. Moscow: Terevinf, 2008.
2. Eremina N. I. Muzykal'naya terapiya i muzykal'naya psikhologiya [Music Therapy and Music Psychology]. M., 2007.
3. Shushardzhan S. V. Rukovodstvo po muzykal'noe terapii [Guide on Music Therapy]. Moscow: Meditsina, 2005.
4. Moreno Dzh. Vklyuchi svoyu vnutrennyuyu muzyku [Turn on Your Inner Music]. Moscow: Kogito-tsentr, 2009.
5. Ryuger K. Domashnyaya muzykal'naya aptechka [Home Music First Aid Kit]. Rostov-na Donu: Feniks, 1998.
Received 06.01.2014.