Научная статья на тему 'Музыкальная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Музыкальная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1822
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / АКТИВНАЯ И РЕЦЕПТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / МУЗЫКОРИСОВАНИЕ / ПАНТОМИМА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МАСТЕР-КЛАССЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / MUSIC THERAPY / ACTIVE AND RECEPTIVE MUSIC THERAPY / MUSICAL ELEMENTS / MUSIC DRAWING / PANTOMIME / EMOTIONAL STATE / MASTER CLASSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

Музыкальными элементами, которые воздействуют на психику человека в процессе восприятия, являются ритм, тон, мелодия, гармония, тембр. С детьми с ограниченными возможностями здоровья применима концепция музыкально-образной терапии, которая основывается на благоприятном влиянии на душевное состояние ребенка слуховых и зрительных образов, имеющих разный эмоциональный окрас. Выраженная функциональность музыки способна успешно влиять на смену эмоционального состояния детей. Методами активной музыкальной терапии являются инструментальная импровизация, вокальная групповая терапия, двигательная импровизация под классическую музыку, танцевальная групповая терапия. Главными музыкальными видами деятельности, в рамках которой происходит восприятие музыки, является ее исполнение и творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC THERAPY IN WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Musical elements that affect the human psyche in the process of perception are rhythm, tone, melody, harmony, timbre. With children with disabilities, the concept of music-shaped therapy is applicable, which is based on a favorable impact on the mental state of the child of auditory and visual images with different emotional color. The expressed functionality of music able to influence the change of the emotional condition of the children. Methods of active music therapy are instrumental improvisation, vocal group therapy, motor improvisation to classical music, dance group therapy. The main musical activities in which there is a perception of music, is its performance and creativity.

Текст научной работы на тему «Музыкальная терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Музыкальными элементами, которые воздействуют на психику человека в процессе восприятия, являются ритм, тон, мелодия, гармония, тембр. С детьми с ограниченными возможностями здоровья применима концепция музыкально-образной терапии, которая основывается на благоприятном влиянии на душевное состояние ребенка слуховых и зрительных образов, имеющих разный эмоциональный окрас. Выраженная функциональность музыки способна успешно влиять на смену эмоционального состояния детей. Методами активной музыкальной терапии являются инструментальная импровизация, вокальная групповая терапия, двигательная импровизация под классическую музыку, танцевальная групповая терапия. Главными музыкальными видами деятельности, в рамках которой происходит восприятие музыки, является ее исполнение и творчество.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкальная терапия, активная и рецептивная музыкальная терапия, музыкальные элементы, музыкорисование, пантомима, эмоциональное состояние, мастер-классы.

Annotation. Musical elements that affect the human psyche in the process of perception are rhythm, tone, melody, harmony, timbre. With children with disabilities, the concept of music-shaped therapy is applicable, which is based on a favorable impact on the mental state of the child of auditory and visual images with different emotional color. The expressed functionality of music able to influence the change of the emotional condition of the children. Methods of active music therapy are instrumental improvisation, vocal group therapy, motor improvisation to classical music, dance group therapy. The main musical activities in which there is a perception of music, is its performance and creativity.

Keywords: children with disabilities, music therapy, active and receptive music therapy, musical elements, music drawing, pantomime, emotional state, master classes.

Введение. Действие музыки на человека с древности использовалось у многих народов для борьбы с болезнями. Она являлась дополнительным средством лечения и коррекции психофизических недостатков. Музыкальная терапия прошла долгий путь развития. На всех этапах своего становления она была тесно связана с культурой общества. Представления о возможностях музыки в процессе исцеления людей, как души, так и тела, находят свое отражение в старинных мифах, философских взглядах, естественнонаучных исследованиях.

Формулировка цели статьи. В статье рассматриваются средства воздействия музыкальной терапии, а также ее система методов, которые возможно использовать в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Изложение основного материала статьи. Принципиальными музыкальными элементами, которые воздействуют на психику человека в процессе восприятия, являются ритм, тон, мелодия, гармония, тембр. Кратко охарактеризуем данные элементы.

Ритм - это начальный и фундаментальный элемент музыки. Изначально музыка первобытных людей состояла только из ритма и была лишена как таковых мелодичных оттенков, т.е. конкретных музыкальных звуков. Ритм как неотъемлемый музыкальный элемент достаточно сильно влияет на тело человека и его эмоции. Человеческая жизнь - не что иное, как взаимосвязь таких ритмов как ритм дыхания, ритм сердца, ритм разных мышечных движений, ритм различных функций тела и т.д.

Человеческие состояния имеют также разные по сложности ритмы: ритм бодрости и депрессии; чередование горя и радости; силы и слабости и т.д. Чувствительность к музыкальному ритму индивидуальна в зависимости от того или иного переживаемого личностью состояния.

Восприятие ритма всем организмом обусловливается пятью главными элементами:

2. Чувство интенсивности.

3. Чувство звукового изображения.

4. Чувство двигательного изображения.

5. Двигательный импульс ритма.

Ритм, являясь биологическим принципом продуктивности - это важное условие прогресса и успеха.

Следующим музыкальным элементом, влияющим на музыкальное восприятие, является тон. Любой музыкальный звук имеет свое собственное качество, которое нельзя обозначить словами. Последовательность звуков является более эффективной при восприятии, так как эффект каждого звука увеличивается по сравнению с другими звуками разной высоты.

Мелодия предполагает комбинацию ритмов, тона, акцентов. Именно мелодия выражает эмоции человека, оставляя сильные и многоаспектные впечатления, пробуждая чувства, образы, влияя на нервную систему и на все жизненные функции человека.

Гармония в отличие от мелодии, которая образуется как последовательность звуков, - это всегда одновременное звучание. Одновременно взятые звуки (вокальные или инструментальные) создают аккорды. Благодаря соответствующей вибраций аккордов результатом становится гармоническое объединение или диссонанс, последний из которых негативно отражается на психике человека.

Тембр - своеобразная окраска музыкальных звуков. Разница в природе и структуре разных музыкальных инструментов, включая человеческий голос, дает звуку определенное качество, которое трудно обозначить словами, так как оно вызывает определенный эмоциональный отклик. Мастерская комбинация разных инструментов может создать мощное психологическое влияние.

1. Чувство времени.

Сенсорные носители ритма

Музыка способна влиять на человека всегда. Отрицательный или положительный характер будет иметь данное влияние, зависит от многих факторов. Так, вредные эффекты музыки на тело и ум имеют место благодаря разным причинам. Самым главным является природа или качество музыки. Также имеет место и объем прослушиваемой музыки, комбинация и последовательность разных жанров, и то личное состояние слушателя в момент прослушивания музыки. Музыкальное произведение, негативно влияющее на одного человека, вызывая раздражение, может не иметь такого влияния на другого человека. Сегодня известны приемы аранжировки концертной программы, когда разные и зачастую противоположные впечатления, которые переживаются непосредственно, один за другим, часто порождают конфликтные эмоции. Часто на концертах седативный эффект одного произведения бывает разрушенным возбуждающей природой другого, веселый характер третьего затмевается депрессивным влиянием четвертого и т.д. Сверх большой объем музыки на слушателя во время концерта может вызвать нервное расстройство и переутомление психики.

Музыкальные произведения, которые включают частые диссонансы, не имеют формы, характеризуются нерегулярностью ритма, вызывают чрезмерное возбуждение человека. Музыка способна повышать эмоциональное состояние, которое не способствует творческой деятельности, ослабляет характер.

Однако при правильном использовании музыка может обладать и мощным терапевтическим свойством. Изучение восприятия музыки показывает, что меланхолики любят серьезную, грустную гармонию, флегматики - высокие женские голоса, сангвиники и холерики - танцевальную музыку, которая отвечает их жизненным биоритмам. Молодым людям нравится быстрая ритмичная музыка, которая всегда может компенсировать недостаток двигательной активности. Люди преклонного возраста отдают предпочтение плавным лирическим мелодиям, которые благоприятно влияют на психику.

Л.С. Выготский [2] считал, что положительные эмоции при прослушивании музыки не являются чистой рецепцией, а наивысшей деятельность психики. Происходит разрядка болезненных и неприятных аффектов, они исчезают, превращаются на противоположные. Эстетическая реакция сводится к сложному превращению чувств (катарсис). Отсюда видно, что музыка является сильным средством разрядки нервной энергии.

Большое физиологическое влияние на кардиоваскулярную систему имеют минорные тональности: диссонансы, низкие и высокие тона. Минорные тональности вызывают «депрессивный» эффект; быстрый пульсирующий ритм - негативные эмоции; «мягкие» ритмы успокаивают; диссонансы будоражат; консонансы успокаивают. Под действием музыки меняется тонус мышц и моторная реакция, уменьшается время двигательной активности, повышается лабильность в зрительном анализаторе, улучшается память и чувство времени.

Человек, который находится в стадии депрессии, не воспринимает веселой музыки, которая еще более усиливает стресс, активизируя переживания и препятствуя восприятию веселого. Напротив, тихая, успокаивающая музыка, плавная минорная в это время будет способствовать начальному установлению музыкального контакта, улучшая его настроение, отвлекая от переживаний.

Таким образом, музыка, как правило, касается таких явлений, которые лежат за пределами музыки. Это означает, что музыка является носителем значения, которое выходит за ее рамки. Она отличается по сравнению с другими системами коммуникации тем, что имеет возможность особым эмоциональным путем передавать закодированные в ней познавательные значения.

Музыкальная символика очень сложна. Она пронизывает все составляющие создаваемого звука: инструменты, ритм, тон, гармонию и форму.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний [2].

Музыкальная терапия - это форма клинико-медицинского лечения, которая по своей сути принадлежит к отрасли психотерапии. Как общий терапевтический признак музыкальной терапии действуют специфические диагностические критерии ее использования.

Одними из основных целей музыкотерапии является:

- активизация социально-коммуникативных взаимодействий на невербальном уровне;

- развитие и дифференциация способности к эстетическим переживаниям.

Музыкальная терапия широко использует средства и методы, которые присутствуют в рамках других психотерапевтических подходов: психоанализ, аутогенная тренировка и др. С детьми с ограниченными возможностями здоровья применима концепция музыкально-образной терапии, которая основывается на благоприятном влиянии на душевное состояние ребенка слуховых и зрительных образов, имеющих разный эмоциональный окрас. Главными музыкальными видами деятельности, в рамках которой происходит восприятие музыки, является ее исполнение и творчество. Творческая деятельность по своей природе интегративная, так как является опытом выражения жизненного пути человека и его природных индивидуальных способностей. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание человеком самого себя, своих возможностей, формируются средства невербального контакта с окружающим миром более полная идентификация с ним.

Музыкальная терапия включает активную и рецептивную деятельность. В связи с этим можно дифференцировать одноименные методы музыкальной терапии, приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1. Система методов музыкальной терапии

Методами активной музыкальной терапии являются:

- инструментальная импровизация;

- вокальная групповая терапия;

- двигательная импровизация под классическую музыку;

- танцевальная групповая терапия.

Метод рецептивной музыкальной терапии характеризуется использованием музыкальной коммуникации в форме репродуктивно-рецептивного действия.

Несмотря на то, что восприятие музыки возможно даже для неподготовленного слушателя, музыкальный язык все же должен отвечать возрасту ребенка.

Музыкальная терапия, проводившаяся в рамках четырех мастер-классов социального проекта «Открытые сердца» охватывала детей с ограниченными возможностями разного возраста: от 6 до 14 лет. Длительность занятия предполагала один час. Были применены методы как активной, так и пассивной музыкальной терапии.

К основным видам работ в процессе проведения мастер-классов следует отнести следующее:

- музыкально-двигательные игры и упражнения;

- пение;

- игра на музыкальных инструментах;

- восприятие музыки;

- дыхательные упражнения;

- пантомима;

- рисование под музыку.

В рамках проведения мастер-классов по арт-терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья разной возрастной категории мы применяли активную и рецептивную формы музыкотерапии. Участники прослушивали специально подобранные музыкальные произведения, а затем проговаривали собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивалось, как правило, три произведения или музыкальных фрагмента, каждый из которых был длительностью по 10-15 минут.

Программы музыкальных произведений строились на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Нами был предложен пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния:

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Ф. Шопен «Мазурка», «Прелюдии», И. Штраус «Вальсы», А. Рубинштейн «Мелодии».

2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы: Л. Бетховен «Лунная соната», «Симфония А-то11».

3. Для общего успокоения: Л. Бетховен «Симфония № 6», часть 2, И. Брамс «Колыбельная», Ф. Шуберт «Аве Мария», Ф. Шопен «Ноктюрн G-moИ», К. Дебюсси «Свет луны».

4. Снятие симптомов напряженности в отношениях с другими людьми: И. Бах «Концерт D-moИ для скрипки», «Кантата 21»; Б. Барток «Соната для фортепиано»; А. Брукнер «Месса А-то11».

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: В. Моцарт «Дон Жуан», Ф. Лист «Венгерская рапсодия», А. Хачатурян сюита «Маскарад».

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: П. Чайковский «Шестая симфония», 3-я часть; Л. Бетховен увертюра «Эдмонд»; Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»; Ф. Лист «Венгерская рапсодия 2».

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей: И. Бах «Итальянский концерт».

Главным критерием выбора музыкальных произведений для пассивной терапии является их

гармонизирующее, седативное воздействие.

В качестве примера упражнений пассивной музыкальной терапии можно привести упражнение «Картинки настроения».

Цель: научить распознавать эмоции.

Ход упражнения.

Детям предлагался набор из шести карточек с изображением основных эмоций. Для лучшего восприятия и понимания иллюстраций учащимися мы предлагали изображения детских лиц с мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости. После прослушивания музыкальной пьесы детям предлагалось выбрать одну из картинок, которая наилучшим образом соответствовала бы характеру звучания музыки.

Важным составляющим упражнения является проговаривание вслух всех эмоциональных состояний упражнения. Возможна такая ситуация, в ходе которой дети при прослушивании одного и того же музыкального произведения демонстрируют две разные картинки. В этой связи необходима коррекция детского эмоционального состояния; выяснения, что же на самом деле чувствует ребенок в момент звучания мелодии, нравится ли она ему.

Для характеристики музыкальных состояний мы предлагали наборы полярных обозначений:

- веселый - грустный;

- бодрый - утомленный;

- довольный - сердитый;

- спокойная взволнованная;

- смелая - трусливая;

- медленная - быстрая.

В качестве музыкального материала в данном упражнении возможно использование следующих произведений:

1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

2. Бах И. «Шутка».

3. Брамс И. «Вальс».

4. Вивальди А. «Времена года».

5. Гайдн И. «Серенада».

6. Кабалевский Д. «Клоуны».

7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10.Моцарт В. «Турецкое рондо»

11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

12. Рубинштейн А. «Мелодия».

13. Свиридов Г. «Военный марш».

14. Чайковский П. «Детский альбом».

15. Чайковский П. «Времена года».

16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

17. Шопен Ф. «Вальсы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Штраус И. «Вальсы».

Данное упражнение удобно тем, что подходит детям как дошкольного, так и школьного возраста, что удовлетворяло требованиям мастер-классов в условиях разновозрастной группы.

Известно, что воздействие на детей музыки в процессе терапии происходит в нескольких направлениях:

1. Музыка всегда выступает сильным невербальным эмоциональным стимулом, которая способа в некоторой степени раскрепощать, снимать напряжение, неловкость.

2. Влияние музыки на умственную деятельность, появление фантазий, безусловно.

3. В случае сознательного восприятия с помощью выразительных средств появляется возможность реализовать различные комбинации совместной деятельности: слушание-рисование, слушание-рассказ, слушание-танец, слушание-драматизация.

Выраженная функциональность музыки способна успешно влиять на смену эмоционального состояния детей. Можно предложить дифференцировать музыкальные произведения по их направленности на эмоциональный фон ребенка:

При негативных психических состояниях показано использовать:

1. Р. Вагнер «Песня вечерних звезд» из оперы «Тайнгейзер».

2. К. Дебюсси. Море. Лунный свет.

3. И. Брамс Колыбельная и др.

При симптомах утомления:

1. И.С. Бах Кофейная кантата.

2. Б. Бриттен Питер Граймс.

3. Г.Ф. Гендель Музыка на воде и др.

При тревожных состояниях:

1. Ф. Шопен Прелюдии.

2. И. Штраус Вальсы.

3. Ф. Шуберт Веселые песни.

4. Дж. Верди Мелодические арии из опер.

Еще одним видом работы в рамках проведения мастер-классов было музыкорисование (рисование под музыку). Оно является спонтанным выражением чувств и эмоций ребенка в данный конкретный момент. Идея об объединении рисования с музыкой возникла при обучении ритмичному черчению, которое преподавал в Гамбурге учитель черчения Карл Петерс.

Для рисования под музыку следует выбирать с четко очерченной ритмической структурой, с понятными и яркими акцентами (чередованием сильной и слабых долей), а также запоминающейся мелодией. Желательно провести общую ритмическую подготовку к музыкорисованию с целью выявления определенных реакций на музыку у всех участников. А выбор соответственной музыки усилит данный эффект. Использованные нами классических вальсы И. Штрауса, К. М. Вебера, П.И. Чайковского отвечали поставленным требованиям.

Следующий вид работы, который является эффективным средством снятия психического напряжения и утомляемости - пантомима. Она не требует специальных пластических навыков, что особенно актуально для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пантомимическая имитация движений может вызывать определенные настрои и изменять эмоциональное состояние. Музыкальный материал должен характеризовать действия, динамично и эмоционально обогащать пантомиму.

Выводы. В современной коррекционной педагогике «терапия» с помощью музыки является главным инструментом для вызова необходимых изменений в эмоциональном состоянии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Правильный подбор музыкальных произведений будет способствовать коррекции умственного, эмоционального и физического развития. Выбор непосредственных средств и методов поможет активизировать социально-коммуникативные взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе мастер-классов по музыкальной терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно развитие сенсорных, моторных, речевых и умственных способностей. Благодаря этой комплексной деятельности у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного развития и влияют на формирование индивидуальных творческих способностей.

Литература:

1. Ворожцова О.Д. Музыка и игра в детской психотерапии / О.Д. Ворожцова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 88 с.

2. Лигита Страмкале. Использование идей Л.С. Выготского в музыкальной педагогике // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015. http://www.persev.ru/bibliography/ispolzovanie-idey-ls-vygotskogo-v-muzykalnoy-pedagogike

Педагогика

УДК 37.035

кандидат психологических наук, доцент Талипова Олеся Азатовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань); кандидат педагогических наук Гатауллина Резеда Фарвазовна Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань); студент Богданова Айгуль Миннегалимовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье предлагаются пути эффективного управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников. Подчеркивается, что из сферы современного образования упускается важная сторона патриотического воспитания - внеклассная работа. Предлагается модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, патриотическе чувства, Родина, Отечество, старшеклассники, школа, внеклассная работа.

Annotation. The article suggests ways to effectively manage the process of formation of patriotic feelings among high school students. It is emphasized that the important aspect of patriotic education - extracurricular work - is missing from the sphere of modern education. A model of managing the process of formation of patriotic feelings among high school students is proposed.

Keywords: patriotism, patriotic feelings, patriotic feelings, Motherland, Fatherland, high school students, school, extracurricular work.

Введение. Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения можно считать одной из самых актуальных в педагогической науке вообще и в региональной педагогике в частности. Остроту ей придают те обстоятельства, которые происходят в настоящее время во всем мире, и в России в частности:

- распространение различных воззрений националистического, шовинистического толка с искаженной интерпретацией понятий «Родина», «Отечество», «Гражданство», Патриотизм» и т.д.

- резкое снижение показателей психического здоровья современных школьников. О.А.Талипова и Р.Ф. Гатауллина пишут : «Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в средних классах» [4, С. 466].

Отсутствие действенных идеалов в последнее время не позволяет разработать концепцию, позволяющую педагогам решить, какого гражданина сейчас необходимо воспитывать, на формирование каких личностных качеств необходимо обратить внимание. Наблюдающаяся в Российской Федерации напряженная ситуация вызывает озабоченность у учителей, воспитателей, ученых, государственных и общественных деятелей, которые уверены в том, что именно патриотическое воспитание - это важное средство формирования гражданского общества, поддержания единства и целостности нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.