Научная статья на тему 'МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ'

МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МУЗЫКА / ПСИХОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Агафонова Ксения Андреевна

Данная статья посвящена вопросам соотношения музыкотерапии и психосоциальной работе. Рассмотрены понятие и структура психосоциальной работы и музыкотерапии, перспективы развития и возможности использования музыкотерапии в психосоциальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ»

МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ

И ТВОРЧЕСТВА

Агафонова Ксения Андреевна, Пензенский государственный университет, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза

E-mail: gvozdi4ka2011@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам соотношения музыкотерапии и психосоциальной работе. Рассмотрены понятие и структура психосоциальной работы и музыкотерапии, перспективы развития и возможности использования музыкотерапии в психосоциальной работе.

Ключевые слова: музыкотерапия, психосоциальная работа, музыка, психотерапия.

На сегодняшний момент музыкотерапия востребована в работе психотерапевтов, психологов, учителей и другие специалистов различных областей. Социальная работа обращается к музыкотерапии для решения психоэмоциональных, соматических проблем, для устранения негативных факторов, влияющих на жизнь человека. Перспективно применение музыкотерапия в психосоциальной работе, но не зная соотношение музыкотерапии и психосоциальной работы между собой, нельзя определить смысл этой работы. Поэтому использование музыкотерапии в психосоциальной работе сегодня малодоступно и малоизучено. Соответственно, в теории или практике музыкотерапия вряд ли встречается в психосоциальной работе как ее интегральная часть. Психосоциальная работа включает в себя поиск, изучение и нейтрализацию негативного воздействия психотравмирующих факторов на социальную жизнь человека. Психосоциальная работа выявляет негативные факторы, влияющие на его эмоциональное состояние, определяет дезадаптированность и помогает наладить благоприятные межличностные отношения в профессиональной и бытовой жизни людей. В отличие от психосоциальной работы, музыкотерапия это давно известный, и многими испробованный метод лечения и терапии с клиентами. Кроме того, музыка является частью искусства, а значит, что имеет право на термин «терапия

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

искусством». По мнению Л.Д. Лебедевой, терапия искусством - это совокупность различных видов искусства, используемых в лечении, коррекции, в комплексах методик.[6]

Основной функцией музыкотерапии как психотерапевтического метода является установление общего настроения клиента, при том, что эмоциональная окраска образов при восприятии музыки различна в зависимости от психического состояния, музыкальных способностей, интеллектуального развития, а так же от степени музыкальной подготовки клиента.

Психосоциальная работа возможна только в тех случаях, когда требуется индивидуальное или общественное воздействие. Цель этого воздействия -создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, а также, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности. психосоциальных методов является поддержка равновесия между психикой человека и межличностными отношениями.

Существуют несколько психосоциальных методов, применяемых в практической деятельности:

1. Психологическое консультирование. Главная задача этого метода -активация психических ресурсов клиента и поиск возможностей выхода из сложной жизненной ситуации. Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном взаимодействии консультанта с клиентом в доверительной форме общения.

2. Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими». [1]

3. Психокоррекционная работа - так же является одним из методов психосоциальной работы с клиентами. Самой распространенной формой психокорреккционной работы являются различные тренинги, направленные на развитие коммуникации, способности сопереживать, сплоченности, развитию социальных навыков, на поиск и преодоление межличностных конфликтов, конфликтов в ближайшем окружении и др. [5]

Психосоциальная работа выполняет следующие задачи - преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой жизни. Музыкотерапия имеет более конкретный и широкий круг задач:

- укрепление здоровья людей через музыку;

- учение людей распознавать эмоции и чувства, передаваемые музыкой;

- развитие чувства ритма, развитие способности у человека возможности самому фантазировать и придумывать движения. В психосоциальной работе музыкотерапия может выполнять следующие задачи - лечение и предупреждение расстройства здоровья, неполной самореализации, коррекция

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

эмоционального фона, душевного неблагополучия.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. После Второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы. Американская музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Шведская школа, ориентированная на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Г.С. Альтшуллер обнаружил физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа. Еще в 1916 г. В. М. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать». [2]

В ряде исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения. Обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. [3] Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Существует четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Развитие эстетических потребностей.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке, и рецептивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть индивидуальной (вокалотерапия) и групповой (вокальный ансамбль, хор) или же в форме игры на музыкальных инструментах или музыкального творчества.

Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. В комплексных коррекционных воздействиях музыкотерапия может использоваться в различных формах. Различают три формы рецептивной психокоррекции: коммуникативную, реактивную и регулирующую.

Коммуникативная форма предполагает совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимание и доверия, это наиболее простая форма музыкотерапии, имеющая своей целью установление и улучшение контакта психолога с клиентом.

Реактивная форма направленная на достижение катарсиса.

Регулятивная форма способствует снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии.

Чаще всего рецептивная музыкотерапия используется с ориентацией на коммуникативные задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 мин. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Как активная, так и рецептивная музыкотерапия используются и в групповой и в индивидуальной работе. В психосоциальной работе музыкотерапия может использоваться при психокоррекционном воздействии и психологической помощи клиентам. Это может быть общественное воздействие (групповое) и индивидуальное, когда воздействие происходит в присутствии социального работника. [4]

Перспектива использования музыкотерапии в психосоциальной работе состоит в определении ее роли и возможностей использования. Музыкотерапия способствует улучшению эмоционального фона, поэтому в психосоциальной

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

работе она будет выступать как метод, помогающий уравновесить эмоциональное состояние клиента. В зависимости от контингента клиентов, работа происходит исходя из потребностей и желаний клиента, а так же предлагает альтернативные варианты выбора произведений коррекционного воздействия.

Соотнося музыкотерапию и психосоциальную работу по задачам и свойствам, мы выяснили, что в психосоциальной работе музыкотерапия может играть роль коррекционного воздействия на личность. Это предполагает коррекцию эмоционального фона, межличностных отношений, коммуникацию в группе. В индивидуальной работе в основном используют рецептивную музыкотерапию, в групповой - активную. Не смотря на недостаточную изученность проблемы, музыкотерапия должна занять достойное место в практической психосоциальной деятельности.

Литература:

1. Ардашкин И.Б. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы - Томск: ТПУ, 2004. - 156 с.

2. Бехтерев В. М. Мозг и его деятельность / Под ред. А. В. Гервера. - М.; Л.: Гос. изд-во, 1928. — 327 с.

3. Бурно М.Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с. 214.

4. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М., 2000 - 300 с.

5. Соболева Н.А. Содержание и методика психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения, 2009. 354 с.

6. Шушарджан С.В., Василенко А.М. Комплексное применение рефлексо- и музыкотерапии / Тезисы докладов Поволжской Учредительной и 1-ой Научно-практической конференции по традиционной медицине. - Казань, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.