Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И ТЯЖЕСТЬ В КОМПОЗИЦИИ ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ФОРМЫ'

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И ТЯЖЕСТЬ В КОМПОЗИЦИИ ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
музыкальный профиль/ композиция/ музыкальный материал/ форма музыки/ теория. / musical profile / composition / musical material / form of music / theory.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Азамат Шарифович Ражабов

В статье рассматривается уровень тяжести в композиции, принцип неопределённости музыкального материала и о формах музыкального произведения. Цель статьи – расширить представления читателей о методиках по гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL PROFILE AND HEAVY IN COMPOSITION THE UNCERTAINTY PRINCIPLE OF THE MUSICAL MATERIAL OR SHAPE

The article examines the level of gravity in the composition, the principle of the uncertainty of musical material and the forms of a musical work. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И ТЯЖЕСТЬ В КОМПОЗИЦИИ ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ФОРМЫ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ И ТЯЖЕСТЬ В КОМПОЗИЦИИ ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ФОРМЫ

Азамат Шарифович Ражабов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается уровень тяжести в композиции, принцип неопределённости музыкального материала и о формах музыкального произведения. Цель статьи - расширить представления читателей о методиках по гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: музыкальный профиль/ композиция/ музыкальный материал/ форма музыки/ теория.

MUSICAL PROFILE AND HEAVY IN COMPOSITION THE

UNCERTAINTY PRINCIPLE OF THE MUSICAL MATERIAL OR SHAPE

Azamat Sharifovich Razhabov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article examines the level of gravity in the composition, the principle of the uncertainty of musical material and the forms of a musical work. The purpose of the article is to expand the reader's understanding of the methods of harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: musical profile / composition / musical material / form of music / theory.

Мы включаем музыку, чтобы отдохнуть или отвлечься, слышим её на радио, в кино и на телевидении, в рекламе и просто на улице. Но мало кто задается вопросом: а что такое музыка? Нас всюду окружает музыка. Она настолько влилась во все аспекты нашей жизни, что мы даже не можем до конца осознать, каким важным стало это искусство в жизни людей и каким волшебным образом оно влияет на нас.

Оказывается, это один из самых сложных философских вопросов, над которым люди бьются уже весьма продолжительное время, предлагая все новые и новые более точные определения. Итак, наиболее распространенное определение таково: музыка - это вид искусства, в котором художественные образы воплощаются для

их слухового восприятия с помощью таких средств выразительности как высота тона, темп, ритм, тембр, динамика и их способов их взаимной организации. Музыка искусство организации звуков по высоте и по времени, стройного и согласного сочетания последовательных (мелодия) и совместных (гармония) звуков, воспроизведения звуком чувства и настроения с целью вызвать их в слушателе, согласованного сочетания составляющих звука, воздействующих на эмоциональное состояние человека, специфическая разновидность звуковой деятельности интонационной природы со строгой частотной и временной организованностью, направленная на передачу образов, мыслей и эмоций. Примечательно, что многие из определений музыки могут быть неполными, исключая некоторые её необычные виды или, наоборот, включая иные формы художественной выразительности, которые общепринято не относят к музыке.

Музыка, будучи одним из видов искусства, не обладает явной практической значимостью, так как в основном она оказывает влияние на нематериальную сферу человеческого бытия. Музыка воздействует на психику и чувства, воображение и фантазию, способности к сопереживанию. Музыкальное содержание неразрывно связано не только с личностью автора (в случае, если произведение не фольклорное), но и с мировоззренческими и эстетическими идеалами данной эпохи, страны, народа, социальной группы. Несмотря на то, что музыка, отражает переживания и мысли, как мы упомянули ранее, их музыкальное воплощение не равно их реальным бытовым проявлениям.

Композиция (составление, связывание, сложение, соединение)- составление целого из частей - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей

вариативности народного_творчества-процесса, от импровизации (в

древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века). Композиция предполагает: наличие автора как личности (композитора); его целенаправленную творческую деятельность; отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение; воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре; сложный аппарат технических средств, систематизированный музыкальной теорией и излагаемый в специальной области знания (в курсе композиции). Письменная фиксация композиции требует совершенной музыкальной нотации. Закрепление категории композиции и статуса композитора связано с развитием в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя. Композиция, как музыкально-художественное целое, стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки -

высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религиозными, бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства. Наука о композиции- композиция, как музыкально-художественное целое, стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность основных компонентов музыки — высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности композиции можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем композиция всегда рассчитана на определённые условия исполнения. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религиозными, бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, композиция в большей мере является произведением искусства. Изучение новых методов композиции в музыке второй половины ХХ — начала XXI веков за последние 15 лет выделилось в самостоятельную научную и учебную дисциплину — теорию современной композиции, включающую в себя изучение таких новых методов композиции и музыкальных явлений как алеаторика, конкретная музыка, и т. п.

Музыкальная форма — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.

Виды Музыкальной формы - простые формы, сложные формы, вариационная форма, сонатная форма, рондо, фуга, канон и другое. Понятие музыкальной формы в некоторых аспектах совпадает с понятием жанра в музыке. В музыкально-сценических произведениях, имеющих номерную структуру, выделяют специфические оперные формы (ария и её разновидности, различные виды ансамбля, речитатив, хор и другое; подробнее смотреть в статье Опера). Под музыкальной формой подразумевают также индивидуально-неповторимую, конкретную художественную форму данного произведения (которая не всегда сводима к форме-типу). Зародыш конкретной музыкальной формы и её мобильный динамичный импульс - интонационный комплекс, наиболее непосредственно отражающий суть идейно-образного содержания и представляющий реализацию ядра музыкальной мысли средствами ритма музыкального, гармонии и фактуры. Музыкальная мысль (идея, образ) воплощается в метрической организации, мо-тивной структуре, аккордике, контрапункте, тембрах и так далее; полностью она реализуется в целостной музыкальной форме, в логическом развитии через систе-

му повторений, контрастов, отражений, в совокупности различных смысловых функций частей формы. Музыкальная форма - выражение музыкальной мысли в рамках исторического и социально детерминированного интонационного строя и соответствующего звукового материала. Музыкальный материал организуется на основе коренного различения повторения и неповторения; все конкретные формы новоевропейской музыки (с XVII века) - различные типы повторения. Техника композиции (то есть техника владения музыкальной формой) служит полноте выражения музыкальной мысли, созданию эстетически полноценного художественного целого.

REFERENCES

1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)

2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)

3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)

4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)

5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)

6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)

7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)

8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)

9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)

10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)

11.Azamat Radjabov Content of preparation of students for development in account process Web of scientist: International scientific research journal (54-59 )

12.Раджабов А.Ш. Содержание подготовки студентов к ведению деятельности в учебном процессе Наука техника и образования ( 95-97 с.р)

13.Ражабов А.Ш. Дирижирование хор и управлениеим Вестник наука и образования (112-114 с.р)

14.A. Rajabov The importance of conducting sciene in the preparation of music educators International journal of applied research

15.Ражабов А.Ш. Влияние музыки на психофизические состояние человека Psixologiya (73-78 стр.)

16.Ражабов.А.Ш. О психологии музыки Вестник интегративной психологии

17.A. Rajabov The development of music and instrumental performance in Central Asia Центр научных публикаций (95-97)

18.Ражабов А.Ш. Содержание подготовки студентов к развитию в процесс счета Центр научных публикаций (87-90)

19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)

20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)

21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)

22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)

23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

25.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.