ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПО ВОКАЛУ, ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО
ИНДЕТЕРМИНИЗМА
Азамат Шарифович Ражабов
Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается современное музыкальное направление алеаторика с точки зрения импровизации как одной из его культуры - философских основ и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.
Ключевые слова: педагогика/ музыка/ импровизация / алеаторика / индетерминизм / открытая форма / теория.
FUNCTIONAL MECHANISMS VOCAL PROTECTION ON VOCAL, FORM
OF MUSICAL INDETERMINISM
Azamat Sharifovich Razhabov
Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State
University
ABSTRACT
The article examines the modern musical direction of aleatoric from the point of view of improvisation as one of its culture - philosophical foundations and harmony, to raise its theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.
Keywords: pedagogy / music / improvisation / aleatorics / indeterminism / open form / theory.
Речевой аппарат и голосовой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы. Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного. Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки. Голосовой аппарат -совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх
основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука.
Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.
Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две - верхнюю и нижнюю. Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха.
Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса.
Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока. Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.
В состав входят: Ротовая и носовая полости с придаточными полостями; Глотка; Гортань с голосовыми складками; Трахея; Бронхи; Лёгкие; Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой; Мышцы брюшной полости; Нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами, поскольку работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом; Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.
Часто с заболеваниями голосового аппарата сталкиваются люди, работа которых так или иначе связана с повышением голосовой нагрузки (учителя,
певцы, лекторы, экскурсоводы и др.). Наиболее встречаемые заболевания голосового аппарата — это потеря голоса, которое может наступить из-за следующих факторов:
1. острый ларингит, который возникает в результате перегревания, переохлаждения, приёма горячей или чрезмерно холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
2.неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
3.хронический насморк
4.фиброз голосовых связок
5. аденоиды
6. полипы носа
7.заболевания придаточных пазух носа
8.заболевания трахеи
9. бронхов и лёгких
Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок.
Ученые всего мира разрабатывают первый клеточный препарат для лечения фиброза голосовых связок, которому подвержены главным образом учителя, певцы, дикторы и артисты, может привести к полной потере голоса и затруднениям при дыхании. Учёные создали инновационную технологию, способную вылечить фиброз и вернуть тканям связок эластичность. В основе методики - использование клеток самого пациента. Он уточнил, что речь идет о клетках, которые обладают уникальным регенеративным потенциалом. Клеточная терапия эффективнее хирургического вмешательства и не вызывает образования послеоперационного рубца.
Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения. При достаточно большом количестве научно-методической литературы по вокальной педагогике обучающихся довольно редко встречаются исследования вокальной анатомии и вокальной физиологии. Немногие педагоги, занимающиеся вопросами постановки голоса, делают акцент на физиологическом аспекте развития голосового аппарата ученика. Незначительная часть педагогов-практиков в своей профессиональной деятельности опирается на принципы использования резонаторных объемов всего корпуса человека. Практика показала, что такая методика оказывается весьма продуктивной для развития и эффективного формирования вокального голоса обучающегося. Формирование вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения, представляют собой не просто интеллектуальную инициативу, а настоятельную
потребность музыкальной педагогики и вокальной практики образования, значимость которой подтверждается определенным комплексом тенденций, проявляющихся в жизнедеятельности современного человека, образовательном пространстве, предъявляющих довольно высокие требования к качеству подготовки будущих вокалистов. В обозначенном контексте наиболее остро заявляет о себе следующее выявленное и объективно существующие противоречие: между организованным систематическим и последовательным процессом формирования вокальных навыков обучающихся и недостаточной разработанностью теоретических положений и практико-методических разработок, необходимых для развития резонаторного пения в условиях педагогических образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования. Заключается суть в поиске и обосновании теоретико- 4 методологических, содержательных и процессуальных основ процесса формирования вокального голоса обучающихся на основе резонансной техники пения. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, необходимых для устойчивого формирования вокального голоса на основе резонансной техники пения.
Формирование вокального голоса обучающихся будет эффективным, если процесс подготовки будет основан на резонансной технике пения, которая подразумевает: - подбор исполняемой программы, которая учитывает индивидуальные музыкальные способности ученика, его физическую выносливость и физиологические особенности строения тела; - использование специальных вокальных упражнений, разработанных под каждого обучающегося и зависящих от его индивидуальных особенностей и той музыкально-ориентированной образовательной среды, в которой происходит обучение; -разработку универсальной методики формирования вокальных навыков обучающихся на основе резонансной техники пения для системы общего, высшего и дополнительного образования.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что: - определены сущностные характеристики и содержательный базис формирования вокального голоса обучающегося на основе резонансной техники пения с учетом современных тенденций развития вокальной педагогики и музыкального образования; - выявлены закономерности формирования вокальных навыков в зависимости от физиологического строения человека в целом и его голосового аппарата в частности; определены положительные и отрицательные аспекты применения резонансной техники для постановки голоса и обоснована необходимость использования резонансной техники пения в качестве продуктивного метода формирования певческих навыков обучающихся; -разработана методика формирования вокальных навыков обучающихся на основе
резонансного пения, реализуемая в условиях музыкальных учреждений различного уровня, системы общего, вузовского и дополнительного образования; - разработана система критериев (ровность звука, глубина, сила и объем дыхания, правильность голосоведения и артикуляции, чистота голосоведения и интонирования, овладение образным стилем вокальной музыки) оценки качества вокальных навыков у обучающихся в вокальной студии, студентов педагогического вуза, а также в системе дополнительного образования.
Импровизационность - первооснова, из которой выросла практика музыкального искусства, поскольку импровизация лежит в основе любого творческого процесса. Музыкальный индетерминизм отразил характерное восприятие жизни, при котором за устойчивостью и постоянством мира стали видеть его нестабильность, изменчивость, непредсказуемость. Алеаторика стала некоей исходной точкой нового пути развития музыкального искусства, а использованные в произведениях американских композиторов методы работы со случайностью как одни из многочисленных методов композиции ХХ века получили дальнейшее развитие в музыке не только США, но и Европы, Узбекистан и России.
REFERENCES
1.Холиков К.Б. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 734-742)
2.Холиков К.Б. Магнитные свойства тяготение к человеку многоголосного произведения музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 728-733)
3.Холиков К.Б. Преобразования в музыкальной деятельности Узбекистана по сфере хорового искусство. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 722-727)
4.Холиков К.Б. Обучение хоровому пению в рамках кружковой деятельности SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 715-721)
5.Холиков К.Б. Краткая характеристика хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 710-714)
6.Холиков К.Б. Гармония к упражнению голоса их роль в регуляции мышечной деятельности-при вокальной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 705709)
7.Холиков К.Б. Некоторые задачи, сводимые к вокальным управлениям голоса, контрапунктной музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 697-704)
8.Холиков К.Б. Область применения двойные фуги. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 686-689)
9.Холиков К.Б. Задачи хора для вырождающегося нагруженного управления косвенного, противоположнего и параллельно-двигающегося голоса. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 690-696)
10.Холиков К.Б. Область применения фугированных форм. Тройные и четверные фуги. Фугетта и Фугато. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 681-685)
11.Azamat Radjabov Content of preparation of students for development in account process Web of scientist: International scientific research journal (54-59 )
12Раджабов А.Ш. Содержание подготовки студентов к ведению деятельности в учебном процессе Наука техника и образования ( 95-97 с.р)
13.Ражабов А.Ш. Дирижирование хор и управлениеим Вестник наука и образования (112-114 с.р)
14.A. Rajabov The importance of conducting sciene in the preparation of music educators International journal of applied research
15.Ражабов А.Ш. Влияние музыки на психофизические состояние человека Psixologiya (73-78 стр.)
16.Ражабов.А.Ш. О психологии музыки Вестник интегративной психологии
17.A. Rajabov The development of music and instrumental performance in Central Asia Центр научных публикаций (95-97)
18.Ражабов А.Ш. Содержание подготовки студентов к развитию в процесс счета Центр научных публикаций (87-90)
19.Холиков К.Б. Структура физических упражнений на уроках музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1060-1067)
20.Холиков К.Б. Содержание урока музыки в общеобразовательном школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1052-1059)
21.Холиков К.Б. Роль теоретичности и применения информационных систем в области теории, гармонии и полифонии музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1044-1051)
22.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1038-1043)
23.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)
24.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)
25.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)
26.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)
27.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.
28.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.
29.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443
30.Холиков К.Б. (г. Бухара, Узбекистан) Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.