Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКИ'

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения. / pedagogy / music / organization of activities / team / student / lesson / theory / singing.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Халим Равшанович Хасанов

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи – расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ORGANIZATION AND DISSEMINATION OF INCONSISTENCY MUSIC PRESENTATION

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКИ»

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЗЛОЖЕНИЯ МУЗЫКИ

Халим Равшанович Хасанов

Преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения,

Бухарский государственный университет

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для широкого круга читателей: учителей музыки, педагогов по теории, тех, кто стремится понять природу теории и гармонии, повысить свой теоретический уровень. Цель статьи - расширить представления читателей о современных курсах и методиках по теории и гармонию и возможностях повышения уровня преподавания теории.

Ключевые слова: педагогика/ музыка/ организация деятельности/ коллектив/ школьник/ урок/ теория/ пения.

METHODS OF ORGANIZATION AND DISSEMINATION OF INCONSISTENCY MUSIC PRESENTATION

Khalim Ravshanovich Khasanov

Lecturer, Department of Music Education, Faculty of Art History, Bukhara State

University

ABSTRACT

The article is intended for a wide range of readers: music teachers, theory teachers, those who seek to understand the nature of theory and harmony, to improve their theoretical level. The purpose of the article is to expand the understanding of readers about modern courses and methods on theory and harmony and the possibilities of improving the level of teaching theory.

Keywords: pedagogy / music / organization of activities / team / student / lesson / theory / singing.

Методы обучения — способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2.Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.

3.Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием, это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения. Классификация методов обучения В современной дидактике выделяют:

А. Словесные методы (источником является устное или печатное слово); Б. Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); В. Практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия); методы проблемного обучения.

Основные типы изложения в музыкальной форме: экспозиционный (начальное изложение, показ темы), развивающий (середина, разработка в сонатной форме и т. п.), заключительный (кода).

Характер фактуры аккомпанемента весьма разнообразен. Это зависит от многих факторов. Но в первую очередь изменения фактуры сопровождения связаны с историческими особенностями ее становления. Каждому времени присущи свои каноны. Разные эпохи, исторические этапы по-своему отражают действительность и определенным образом влияют на формирование музыкальных стилей, жанров, форм и т.д. Обратимся к вопросу эволюции фактуры. Слово «фактура» в переводе с латинского языка означает «изготовление», «обработка», «строение». В широком смысле — это одна из сторон музыкальной формы, в более узком — конкретное оформление музыкальной ткани, музыкальное изложение. Понятие «фактура» может рассматриваться в различных сочетаниях: фактура и форма, фактура и склад, фактура и материал, фактура и содержание. Основное значение

имеет терминологическая пара фактура-склад (имеется в виду музыкальный склад).

Монодическая фактура. Она предполагает только горизонтальное измерение (вертикаль исключается). Примерами могут служить григорианское пение и знаменный распев, где одноголосная музыкальная ткань и фактура тождественны. Музыку восточных народов, не знавших многоголосия, отличает богатая монодическая фактура. Можно предположить, что именно здесь появляются первые типы аккомпанементов, так как в узбекском и таджикском макоме пение дублируется инструментальным ансамблем с участием ударных. Мелодию сопровождает усуль (ритмическая формула). Монодический склад и фактура легко принимают форму, промежуточную между монодией и полифонией, — гетерофонное изложение, где унисонное пение в процессе исполнения усложняется различными мелодико-фактурными вариантами.

Полифоническая фактура ее сущность заключается в соотнесенности одновременно звучащих мелодических линий, относительно самостоятельное развитие которых составляет логику музыкальной формы. Важными качествами являются плотность и разреженность, т.е. «вязкость» и «прозрачность», которые регулируются числом полифонических голосов.

Для полифонической фактуры типичны единство рисунка, отсутствие резких контрастов звучности, постоянное число голосов. Одним из свойств является текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметность переходов от одного голоса к другому. Полифоническую фактуру отличает постоянное обновление, отсутствие буквальных повторений при сохранении полного тематического единства. Огромное значение для этой фактуры имеет ритмическое и тематическое соотношение голосов.

Гармоническая фактура. Именно гармонический склад предполагает необычайное многообразие типов рассматриваемой фактуры. Первым и элементарным является ее разделение на гомофонно-гармоническую и собственно аккордовую. Аккордовая фактура много- ритмична: в ней все голоса изложены звуками одинаковой длительности. Гомофонно-гармоническую фактуру отличает четкое разделение рисунков мелодии, баса и дополняющих голосов.

Нередко виды фактуры связаны с определенными жанрами, что является основанием для совмещения в произведениях разных жанровых признаков. Фактура сохраняет признаки того или иного исторического или индивидуального музыкального стиля.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные

научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

В музыке постоянно соприкасались индивидуальное и типовое, единичное и всеобщее, случайное и закономерное как взаимно обусловливающие феномены: неустойчивые периоды переоценки пройденного, переосмысления фундаментальных художественных принципов и экспериментальных поисков нового уступали место стабильным этапам «закрепления» найденных путей развития, практического применения обнаруженных средств и методов. При этом в те самые неустойчивые и неопределенные периоды рождалось новое, нередко возникавшее абсолютно случайно.

Принцип композиции, допускающего индетерминизм не только отдельных параметров, но и формы произведения, и в связи с этим случайный выбор качественных характеристик материала или порядок его изложения в процессе создания или исполнения опуса, нередко делая результат творческого процесса непредсказуемым и неожиданным. Меняющееся от исполнения к исполнению вследствие самостоятельного выбора интерпретатором тех или иных параметров произведения, а также независимые от воли автора процессы детерминации и упорядочения материала, в том числе подчиняющиеся стохастическим законам или воле исполнителя. Несомненно, свои решения музыкант принимает не случайно, а осознанно, в соответствии со своей интерпретацией, замыслом, трактовкой, в опоре на мастерство, навыки и сложившиеся традиции. Алеаторика, это техника композиции, предполагающая неполную фиксацию музыкального текста, относительно свободно реализуемого или даже "до-сочиняемого" в процессе исполнения.

Мобильность текста и формы произведения и многозначность его интерпретации, действительно, во многом обусловлены степенью точности графической фиксации, но сама нотная запись является следствием авторского замысла и инструментом его воплощения, причиной же воздействия фактора случайности является намеренная творческая установка автора.

Проблема формообразования, форму, основанную на такой логике функционального взаимодействия элементов композиции, в условиях которой происходит гиперболизация либо функции экспонирования, либо функции развития, приводящие к переосмыслению в контексте произведения

заключительной функции, вплоть до полного ее отсутствия. Структурную разомкнутость, предполагающую бесконечное множество интерпретаций, эффект случайности и непредсказуемости результата, смысловую неоднозначность, обусловливающую различные истолкования композиции и главное - «особый тип внутренней упорядоченности тех произведений, в которых происходит значительное переосмысление художественных канонов данного историко-стилевого периода.

REFERENCES

1. Холиков К.Б. Подбор аккордов в композиции и стремлении к более точной и однозначной фиксации в музыке Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 545-549)

2.Холиков К.Б. Дифференцированное обучение студентов на занятиях гармонии и анализа музыкальных произведений. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 10381043)

3.Холиков К.Б. Этапы формирования и перспективы развития инфраструктуры хорового коллектива. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1019-1024)

4.Холиков К.Б. Проблематика построения современных систем мониторинга объектов - музыкантов в сфере фортепиано. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1013-1018)

5.Холиков К.Б. Представление результатов измерений системы контроля параметров дыхания в вокальной пении. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1006-1012)

6.Холиков К.Б. Подбор состава хора и изучение музыкального материала в школьном возрасте 10-13 лет. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 999-1005)

7.Холиков К.Б. Методы музыкального обучения через воспитание в вузах // №3(66) март 2021.научно-методический журнал. Проблемы науки ACADEMY // 57-60 стр.

8.Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования, 99: 21-2 (2020), C.58-61.

9.Холиков К.Б. Музыка и психология человека. вестник интегративной психологии/ 440- 443

10.Холиков К.Б. Вокальная культура как психологический феномен. актуальные вопросы психологии, педагогики, философии XXI века сборник научных статей/ 118-121 стр.

11. Холиков К.Б. Тяготение основа-основ в музыкальной композиции Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 459-464)

12. Холиков К.Б. Время поэтапного развития нотации Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 452-458)

13. Холиков К.Б. Полуимпровизационные формы профессиональной музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 446-451)

14. Холиков К.Б. Свободой выбора исполнительского состава в эпоху ренессанса Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 440-445)

15 Холиков К.Б. Тенденции строгой и детальной фиксации в музыке. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 380-385)

16. Холиков К.Б. Многоголосные формы музыки на основе традиционных принципов организации. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 375-379)

17. Холиков К.Б. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 370-374)

18. Холиков К.Б. Проблемы автоматизированного сбора информации по анализу музыки - гармонию, кантрапункта и совокупность аккордов. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 361-369)

19. Холиков К.Б. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 114-118)

20. Холиков К.Б. Эффективные способы изучения музыкальных элементов в школьном обучении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 108-113)

21. Холиков К.Б. Патриотическое музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста через музыкального образование: основные подходы и задачи Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 102-107)

22. Холиков К.Б. Теоретические особенности формирования музыкальних представлений у детей школьного возраста Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 96-101)

23. Холиков К.Б. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1094-1100)

24. Холиков К.Б. «Колесо навыков» как универсальный инструмент помощи соискателям для подготовки к управлению хором Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1080-1086)

25. Холиков К.Б. О соответствующих последовательности трех аккордов - тоники, субдоминанты и доминанты Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 1068-1073)

26. Холиков К.Б. Природа отношений, регулируемых инструментом возбуждения музыкальных эмоций при коллективном пении Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1032-1037)

27.Холиков К.Б. Новые языковые тенденции музыкального образование вовремя пении хорового коллектива Журнал SCIENTIFIC PROGRESS(pp. 1025-1031)

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 4 I 2021

ISSN: 2181-1601

28. Холиков К.Б Характер музыки и результат смысловое содержание произведения Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 563-569)

29. Холиков К.Б. Звуко-высотная организация и последовательность частей формы музыки Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 557-562)

30. Холиков К.Б. Манеры пения хорового коллектива и анализ произведения музыки с подвижной структурой и комбинируемым материалом Журнал SCIENTIFIC PROGRESS (pp. 550-556)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.