Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ'

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный трактат / музыкальные инструменты / танбур / рубаб / чанг / органон / рухавзо / най. / musical treatise / musical instruments / tanbur / rubab / chang / organon / rukhavzo / nai

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мелибоев Дилшоджон Алиджонович

узбекская музыка очень богата и уникальна, имеет свою историю. Особенно интересно изучение истории музыкальных инструментов сегодняшним студентам. А для получения дополнительной информации по этому поводу обратимся к древним рукописям, музыкальным трактатам. Потому что в них мы получаем конкретные ответы на вопросы, которые для нас загадочны. Одним из таких музыкальных трактатов является “Трактат о музыке” Дервеша Али Чанги, с помощью которого мы получаем много ценной информации о древних музыкальных инструментах, их истории, строении и потреблении. В данной статье представлена информация о музыкальных инструментах, представленных в «Трактате о музыке».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL INSTRUMENTS OF THE 17TH CENTURY MENTIONED IN THE WORKS OF DARWISH ALI CHANGI

uzbek music is very rich and unique, it has its own history. Studying the history of musical instruments is especially interesting for today's students. And for more information on this matter, let’s turn to ancient manuscripts and musical treatises. Because in them we receive specific answers to questions that are mysterious to us. One of these musical treatises is “Treatise on Music” by Dervesh Ali Changi, with the help of which we get a lot of valuable information about ancient musical instruments, their history, structure and consumption. This article provides information about the musical instruments presented in the Treatise on Music.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ XVII ВЕКА, УПОМЯНУТЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДАРВИША АЛИ ЧАНГИ Мелибоев Д.А.

Мелибоев Дилшоджон Алиджонович - старший преподаватель, кафедра «Исполнительства на народных инструментах», Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекская музыка очень богата и уникальна, имеет свою историю. Особенно интересно изучение истории музыкальных инструментов сегодняшним студентам. А для получения дополнительной информации по этому поводу обратимся к древним рукописям, музыкальным трактатам. Потому что в них мы получаем конкретные ответы на вопросы, которые для нас загадочны. Одним из таких музыкальных трактатов является "Трактат о музыке" Дервеша Али Чанги, с помощью которого мы получаем много ценной информации о древних музыкальных инструментах, их истории, строении и потреблении. В данной статье представлена информация о музыкальных инструментах, представленных в «Трактате о музыке».

Ключевые слова: музыкальный трактат, музыкальные инструменты, танбур, рубаб, чанг, органон, рухавзо, най.

MUSICAL INSTRUMENTS OF THE 17TH CENTURY MENTIONED IN THE WORKS

OF DARWISH ALI CHANGI Meliboev D.A.

Meliboev Dilshojon Alidzhonovich - senior lecturer, Department of "Performance on folk instruments", State Conservatory of Uzbekistan, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract: uzbek music is very rich and unique, it has its own history. Studying the history of musical instruments is especially interesting for today's students. And for more information on this matter, let's turn to ancient manuscripts and musical treatises. Because in them we receive specific answers to questions that are mysterious to us. One of these musical treatises is "Treatise on Music" by Dervesh Ali Changi, with the help of which we get a lot of valuable information about ancient musical instruments, their history, structure and consumption. This article provides information about the musical instruments presented in the Treatise on Music. Key words: musical treatise, musical instruments, tanbur, rubab, chang, organon, rukhavzo, nai.

Восточная музыка считается самым уникальным и неповторимым образцом среди мировых искусств. Красота этого искусства всегда привлекала внимание и признание. Наши великие ученые всегда вовлекались в мир музыкального искусства. Это не зря, конечно. Магия и чудо музыки окружают любого созерцающего ученого в своем собственном мире. Восточная музыка с большим интересом изучается многими учеными. Особенно музыкальные инструменты, демонстрирующие свою красоту, всегда привлекали внимание ученых.

Великий ученый-музыковед Дарвеш Али Чанги посвятил свою жизнь изучению музыки. Об этом свидетельствует его произведение «Рисолаи мусикий». Главы V и VI данного труда посвящены сведениям о национальных инструментах, составляющих основу восточной музыки. Дарвеш Али Чанги подчеркивает, что музыкальные инструменты в основном изготавливались из дерева тутовника, а струны — из шелка. Делая особый акцент на взаимном балансе дерева тутовника и шелка, он признает, что звук, который они издают вместе, имеет свойство охватывать человеческую психику. Иногда вместо шелковых нитей использовались серебряные. Поскольку серебряные струны легко могли заменить шелковые, звук серебряных струн не отличался от звуков, издаваемых шелковыми струнами. 1

Музыкальный трактат Дарвеша Али Чанги содержит информацию о ряде музыкальных инструментов. Одним из них является танбур. Танбур — один из древнейших музыкальных инструментов, история которого восходит к Древней Греции, — говорит автор. Автор даже связывает его название с древнегреческим языком. То есть тан - сердце и бура - чесалка, то есть танбур (тамбуре) означает "чесалка сердца". Кроме того, танбур считается учителем других ударных инструментов. 2

Сведения об инструменте чанг также встречаются в музыкальном трактате Дарвеша Али Чанги. То есть автор описал ее как невесту инструментов. По мнению некоторых ученых, пороховой инструмент был изготовлен на основе 32 ладов танбура. Дарвеш Али Чанги, пишущий о чанге , цитирует несколько

1 A.A. Semyonov "Sredneaziatskiy traktat po muzike Dervisha Ali (XVIIveka)", Tashkent, 1946.

2 Abdugapporov A.A. «Rol uzbekskogo tanbura v ispolnenii Shashmakom» , "Nauka, obrazovaniye i kultura» №4(28), 2018.

рассказов и историй. Одна из них гласит, что в конце XVI века в Бухаре жил один из известных людей, получивший имя Ходжаи Калон, шейх Ходжа.

Саад тяжело заболевает. Его лечил врач по имени Султан Мухаммад и рекомендовал слушать мелодии, играемые на этом инструменте, чтобы облегчить боль. Тогда шейх Ходжа Саад попросил Дарвеша Али Чанги помочь ему в этом деле. В течение трех месяцев Дарвеш Али играет красивые мелодии на инструменте чанг в присутствии пациента, и пациент уходит на своих ногах. По этой причине автор подчеркивает успокаивающие и умиротворяющие этого инструмента.

Кроме того, по информации автора, инструмент чанг имеет 26 струн и 7 ладов. Каждый лад считается началом определенного макома. Например, из первого - Рост, из второго - Наво, из третьего - Хиджоз, из четвертого - Зангула, из пятого - Хоссейни, из шестого - Ирак, из седьмого - Кучик. Таким образом, эти лады служили для исполнения макомов. Но он подчеркивает, что настоящий искусный исполнитель должен уметь исполнять все двенадцать макомов в этих 7 ладах.

Дарвеш Али Чанги в своем произведении «Рисолаи мусикий» также сделал акцент на най. Там сказано, что этот инструмент является одним из древнейших инструментов. Най в основном изготавливается из тростника, но есть и изготовленные из необработанной древесины. Отличие тростникового от деревянной в том, что на тростниковом нае можно сыграть несколько макомов, а на деревянной — любую мелодию. Это можно объяснить тем, что у деревянного ная тоже есть восьмой лад. Поэтому на этом нае можно было играть макомы Рост, Панджигох шуба, Наво и Сегох. По словам автора, деревянный най назывался «найи рост», а сделанная из тростника - «зери дим».

О инструменте канун в трактате сказано, что он остался со времен древних греков и что он имеет шесть тонов.

Музыкальный инструмент уд описан в музыкальном трактате как «... король всех инструментов». Потому что он считается лучшим среди всех струнных музыкальных инструментов по приятности звучания и широте диапазона. Он состоит из 12 пар шелковых нитей. Каждая из шести основных струн имеет свое название: первая - хадд, вторая - зерр, третья - лисон, четвертая - маслас, пятая - бам, шестая - мукталиф. Уд - очень древний инструмент, и его происхождение восходит к легендарному иранскому подишаху Джамшиду.

Дарвеш Али Чанги упомянул об инструменте борбад среди многих других инструментов в своем трактате. Конечно же, информацию об этом инструменте мы можем найти в научных трудах и трактатах многих ученых. Согласно музыкальному трактату Дарвеша Али Чанги, происхождение инструмента борбад восходит к Древней Греции. Он утверждает, что этот инструмент создал великий ученый Пифагор. Борбад состоит из семи шелковых нитей и укреплен с двух сторон. Мелодии исполняются на инструменте «Борбад», как и на инструменте канун.3

Еще одним из струнных музыкальных инструментов является рубаб, который, по мнению автора, был очень распространен среди народов Средней Азии в период правления султана Мухаммада Хорезмшаха (596/1200 - 617\1220). Но позже эти земли были оккупированы Чингисханом. Талантливый и уникальный музыкант, живший в то время во дворце хорезмшаха, Уста Махмуд Мухаммад, играющий на рубабе, после падения империи хорезмшахов уехал в другие страны и отправился к поэту Джалалуддин Руми. Мастер Махмуд несколько лет проживет в доме поэта. Согласно произведению, инструмент рубаб состоит из пяти струн, четыре из которых сделаны из шелка и одна из серебра.

Кобыз также является струнным музыкальным инструментом. В трактате Дарвеша Али Чанги говорится, что инструмент кобыз был изготовлен султаном Увайсом Джалоиром (757/1356 - 776/1374), великим музыкантом и великим знатоком музыки. Для изготовления кобыза он использовал инструмент рубаб, то есть удлинил гриф рубаба и, соответственно, увеличил его корпус.

Автор также привел некоторые сведения об инструменте руд, который считается одним из древнейших инструментов. По мнению некоторых ученых, руд на самом деле является инструментом борбад. Но мнение многих ученых совершенно противоположное. Говорят, что руд и борбад — совершенно разные музыкальные инструменты. Эти инструменты сильно отличаются друг от друга. Например, есть различия в построении их струн. Инструмент Руд имеет 4 струны и обтянут кожей с обеих сторон корпуса. Гриф в четыре раза больше, чем гриф борбада. Мелодии на инструменте руд исполняются на смычке, как и на гиджаке.4

Развитие инструмента Гиджак относится ко времени Махмуда Газнави (388\998 - 421\1030). Изобретателями и создателями этого инструмента названы известный философ Насир Хисрав и великий врач и философ Ибн Сина. Однако ни в одной рукописи эта информация не приводилась, автор привел эту информацию со слов своего учителя Мауланы Хусейна Кавкаби.

Музыкальный инструмент Шамома упоминается в персидских произведениях под именем мусикар. Шамома — один из древнейших музыкальных инструментов иранского происхождения. Его история также восходит к иранскому королю Джамшиду. В то время этот инструмент вообще не использовался, но однажды один из халифов страны заболел сильной головной болью. По рекомендации врачей халиф

3 A.A. Semyonov "Sredneaziatskiy traktat po muzike Dervisha Ali (XVПveka)", Tashkent, 1946.

прослушал произведения, сыгранные на инструменте шамома, и избавился от болей. После этого халиф ввел этот инструмент в широкое употребление.

Дарвеш Али Чанги также рассказал о чагоне, музыкальном инструменте, очень похожем на уд. Говорят, что происхождение инструмента связано с древнегреческими музыкантами. Рухавза — струнный музыкальный инструмент, очень похожий на музыкальный инструмент рубаб. Он имеет 6 струн и имеет китайское происхождение. В Китае изготовлялся и широко использовался рухавза, но использовался ли этот инструмент в Мовароуннахре или нет, автор на этом не останавливался.

В трактате упоминается об инструменте кунгуре, изготовленном в Индии, он имел 5 ладов. Если умелый музыкант настроит ее звучание как у бубна, он не захочет с ней расставаться.

Дарвеш Али Чанги также написал описания органона, музыкального инструмента, сделанного в Древней Греции, на котором играли 40 музыкантов. Это как ящик, вокруг которого они собираются, как ткачи. По словам автора, эта информация была получена из уст людей, но как он ни старался, никаких подтверждений найти не смог.

Конечно, мы можем получить много информации о древней истории восточной музыки через древние рукописи и трактаты. Их максимальное изучение и исследование считается одним из актуальных вопросов на сегодняшний день.

Список литературы /References

1. А.А. Семенов "Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али (XVII век)", Ташкент, 1946.

2. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура и исполнение шашмакома», «Наука, образование и культура» №4(28), 2018 г.

3. Досимбетов Батыр «Флейта - уникальный инструмент и музыкальное наследие Узбекистана», «Наука, образование и культура» №2(26), 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.