ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ Шарипов Н.С.
Шарипов Нигматджан Сатибалдиевич - и.о. профессора, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: народные музыкальные инструменты занимает важное место в развитии музыкального искусства Узбекистана. В настоящее время историческая эволюции национальных музыкальных становятся объектом ряда научных исследований, что помогает проследит особенности становления и формирования системы музыкальных инструментов, являющейся составной частью материальной культуры. Кроме того, исследование своеобразных сторон исторического развития народных инструментов поможет раскрыть особенности формирования общей музыкальной культуры узбекского народа. Поэтому в этом направлении имеет важное значение имеет изучение вопроса исторической эволюции узбекских народных музыкальных инструментов.
Ключевые слова: музыка, инструмент, исполнение, история, мастерство, культуры, источник, эволюция.
HISTORICAL EVOLUTION UZBEK FOLK MUSICAL INSTRUMENTS
Sharipov N.S.
Sharipov Nigmatjan Satibaldievich - acting professor, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: folk musical instruments occupies an important place in the development of the musical art of Uzbekistan. At present, the historical evolution of national musical instruments is becoming the object of a number of scientific studies, which helps to trace the features of the formation and formation of a system of musical instruments, which is an integral part of material culture. In addition, the study of the peculiar aspects of the historical development of folk instruments will help to reveal the features of the formation of a common musical culture of the Uzbek people. Therefore, in this direction, it is important to study the issue of the historical evolution of Uzbek folk musical instruments.
Keywords: music, instrument, performance, history, mastership, cultures, source, evolution.
С каждым днем усиливается интерес к изучению истории культуры и искусства Узбекистана. Узбекское искусство отличается своим многообразием. Особенно славится своим богатсвом и уникалностью народные музыкальные инструменты и исполнительское мастерство, являющиеся неотъмлемой частью узбекского музыкального искусства.
В изучении вопроса исторической эволюции узбекских народных музыкальных инструментов занимает важное место письменные источники. На основе данных этих источников можно подчеркнуть, что период средневековья занимает важное место в эволюции народных музыкальных инструментов.
Трактат «Китоб ал-мусикий ал-кабир» («Большая книга музыки») Абу Насра Фараби (X век) является первым древним источником, в котором имеются сведения о народных музыкальных инструментах. В произведении приводятся следующие народные музыкальные инструменты [1]:
1. Даф (Доира) 7. Маъзиф (наподобии арфы)
2. Жалжал (колокол, колокольчик) 8. Рубоб
3. Табл (ударный) 9. Мизмар (духовой инструмент)
4. Санж (плоские камушки) 10. Сурнай
5. Уд 11. Най
6. Танбур 12. Шо^руд (муз. инстр. наподобии арфы)
Из этого следует, что уже в Х веке бытовали на практике своеобразные виды узбекских народных музыкальных инструментов. Абу Наср Фараби классифицирует их на основе двух принципов:
1) сравнительно недолго звучащие инструменты;
2) инструменты, имеющие долгое звучание [2].
С точки зрения музыкальной теории эти приципы являются правильными, на их основе определяются насколько совершенен инструмент и качество звучания. В связи с этим, узбекский народ исторически обладал комплексом музыкальных инструментов, которые отвечали этим требованиям. Вышесказанное показывает, что узбекское музыкальное искусство, в том числе бытующие в настоящее время свыше двадцати узбекские народные музыкальные инструменты имеют историческую основу.
Музыкальные инструменты маъзиф, мизмар и шохруд, о которых упоминает Абу Наср Фараби, в наше время не используются широко на практике. Но наличие их в развитии национального музыкального искусства показывает об историческом престиже нашей музыкальной инструментальной системы в развитии истории мировой музыкальной материальной культуры. Вместе с тем в настоящее время ставится задача их восстановления с использованием современных технологий. В этом смысле обращает на себя внимание следующие выкладки Абу Насра Фараби об инструменте шохруд: «Одним из музыкальных инструментов, изображающий человеческий голос это шохруд. Музыкальный инструмент не был известен раньше, он создан недавно. Его создал в 306 году хиджри (в 919 год по новому стилю) в Самарканде Абулайс ибн Ахвас и поскольку этот инструмент обладал высокими возможностями звучания, за короткое время он стал очень популярным. После этого его привезли в Ирак и в Багдаде инструмент имел большую славу. Музыканты завезли инструмент в Египет и Сирию (Фараби приводит чертеж этого инструмента с корпусом, напоминающим арфу). Высокий звук этого музыкального инструмента обеспечивается звуковым объемом в четыре октавы. Звуковые интервалы образуются в средней части инструмента» [3]. В этом смысле можно с уверенностью подчеркнуть, что музыкальный инструмент шохруд, начиная с Х века, прочно вошел в обиход народов Востока.
Унсурмаони Кайковус (XI век) в своем произведении «Кабусноме» приводит сведения еще об одном национальном музыкальном инструменте руд. Этот народный музыкальный инструмент «имел четыре струны» и Кайковус даже видит в этих струнах «четыре природные начала человека - тепло, холод, сухость и влагу» [4]. Можно установить, что в XI веке музыкальный инструмент руд вместе с танбуром «широко применялись во время специальных сходах (концертах). Позже, Дарвеш Али Чанги (XVII век) в своем произведении «Рисолаи мусики» («Книга о музыке») говорит, что музыкальный инструмент руд был создан прославленным поэтом Абдуллох Рудаки (X век) и он сам же был искусным исполнителем на этом инструменте. Если принять и это сведение, то музыкальный инструмент руд наряду с другими национальными музыкальными инструментами широко использовался в течении XI - XVII веков.
Один из поэтов мыслителей Мавлоно Ахмади (XV век) в своем произведении «Созлар мунозараси» («Спор музыкальных инструментов») приводит сведения о широком применении следующих народных музыкальных инструментов в исполнительстве макомов [5]:
1. Танбур 5. Ётугон (во время исполнения музыкальный
инструмент держится на коленях исполнителя)
2. Уд 6. Рубаб
3. Чанг 7. Гиджак
4. Кобуз 8. Кунгура (Однострунный инструмент на
подобии танбура)
Если обратить внимание, то можно определить, что бытовавшие в старину музыкальные инструменты как чанг, кобуз, ётугон, гиджак и кунгура в XV веке снова вернулись в сферу народного музыкального исполнительства. Из источников нам известно, что музыкальные инструменты уд, чанг, рубаб и гиджак в XV веке широко использовались на профессиональных концертах, проводимых во дворцах правителей.
Исторические сведения об узбекских народных музыкальных инструментов в XVII веке можно встретить и в других исторических письменных источниках. Дарвеш Али Чанги-Бухори в своей книге «Рисолаи мусики» («Книга о музыке») пишет о популярности народных музыкальных инструментов и дает им характеристику:
Эти сведения являются уникальными и они дают все основания предполагать, что данные народные музыкальные инструменты были в широком применении. Потому что в произведениях мыслителей того времени как Мухаммадниез Нишоти (XVIII век), Мухаммадризо Огахи (XIX век) говорится об этих музыкальных инструментах. Даже в стихах Боборахима Машраба (XVIII век) встречается характеристика музыкального инструмента сетор (трехструнный музыкальный инструмент наподобии танбура, исполняется смычком).
Таким образом, мы можем увидеть, что узбекские народные музыкальные инструменты в своей исторической эволюции имеют три важных аспекта: во первых, существовали много самых разных и имеющих своеобразные звучания музыкальные инструменты; во вторых, создавались новые музыкальные инструменты в соответствии с требованиями времени и совершенствовались уже имеющиеся музыкальные инструменты; в третьих, все имеющиеся музыкальные инструменты использовались в музыкальном исполнительстве.
Таблица 1. Узбекских народных музыкальных инструментов, бытовавших в X -XIX веках.
№ Название музыкального инструмента Вид
1. Доира Ударный
2. Жалжал Ударный
3. Табл Ударный
4. Санж Ударный
5. Уд Струнно-плектрный
6. Танбур Струнно-плектрный
7. Маъзиф Струнно-щипковый
8. Рубаб Струнно- плектрный
9. Мизмар Духовой
10. Сурнай Духовой
11. Най Духовой
12. Шохруд Струнно-щипковый
13. Руд Струнно-щипковый
14. Чанг Струнно-ударный
15. Кубуз Струнно-щипковый
16. Ётугон Ударный
17. Гиджак Струнно-смычковый
18. Кунгула Струнно-щипковый
19. Конун Струнно-щипковый
20. Шамома Духовой
21. Найи абнон Духовой
22. Рухавзо Струнно-щипковый
23. Чагона Струнно-щипковый
24. Аргинун Струнно-щипковый
25. Сетор Струнно-щипковый
Список литературы /References
1. Фараби Абу Наср. Трактаты о музыке и поэзии. - Алма-Ата, 1992.
2. Матякубов О. Фараби об основах музыки. - Ташкент, 1986.
3. Фараби Абу Наср. Большая книга музыки. // Даукеева А. Музыкальная философия Абу Наср аль-Фараби. - Алма-Ата, 2002. Приложение. с. 146-221.
4. Кайковус. Кобуснома. - Ташкент, 2006.
5. Ахмади М. Созлар мунозараси. // Муборак мактублар. Тексты. - Ташкент, 1987. - С. 262-272.