Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махначева Татьяна Владимировна

Проблема духовного и творческого становления подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. Пути ее решения автор видит в привлечении детей к основам академической культуры через систему комплексного художественного образования. Опираясь на результаты научных исследований в области музыкознания, музыкальной журналистики, психологии, педагогики и накопленный практический опыт, автор предлагает экспериментальную модель детского музыкального просветительства с применением медиа технологий, ориентированную на активное детское просветительское (журналистское) творчество в сфере музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING OF A MUSICIAN IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The problem of spiritual and creative formation of the younger generation is especially relevant today. The author sees the ways to solve it in attracting children to the basics of academic culture through a system of comprehensive art education. Based on the results of scientific research in the field of musicology, music journalism, psychology, pedagogy, and accumulated practical experience, the author offers an experimental model of children's musical enlightenment using media technologies, focused on active children's educational (journalistic) creativity in the field of musical art.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Музыкальное просветительство

Научная статья

УДК 78.01

как форма детского творчества

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Махначева Татьяна Владимировна

№ 2 (15). С. 93-96 Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки,

Нижний Новгород, Россия, mahn-a@mail.ru

Проблема духовного и творческого становления подрастающего поколения сегодня особенно актуальна. Пути ее решения автор видит в привлечении детей к основам академической культуры через систему комплексного художественного образования. Опираясь на результаты научных исследований в области музыкознания, музыкальной журналистики, психологии, педагогики и накопленный практический опыт, автор предлагает экспериментальную модель детского музыкального просветительства с применением медиа технологий, ориентированную на активное детское просветительское (журналистское) творчество в сфере музыкального искусства. 93

Ключевые слова: музыкальная педагогика, музыкальная журналистика, просвещение, медиакультура

Для цитирования: Махначева Т. В. Музыкальное просветительство как форма детского творчества //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 93-96

Professionally-oriented training Original article of a musician in the modern educational space

Music Education and Science. 2021. Makhnacheva Tatiana V.

№ 2 (15). p. 93-96 Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia,

mahn-a@mail.ru

The problem of spiritual and creative formation of the younger generation is especially relevant today. The author sees the ways to solve it in attracting children to the basics of academic culture through a system of comprehensive art education. Based on the results of scientific research in the field of musicology, music journalism, psychology, pedagogy, and accumulated practical experience, the author offers an experimental model of children's musical enlightenment using media technologies, focused on active children's educational (journalistic) creativity in the field of musical art.

Key words: music pedagogy, music journalism, education, media culture For citation:Makhnacheva T. V. Professionally-oriented training of a musician in the modern educational space //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 93-96

© Махначева Т. В., 2021

В научной литературе последних десятилетий активно обсуждается феномен музыкального просветительства1. Вопросы его становления и динамики подробно освещены в публикациях Л. Л. Мельниковой [2], Н. Л. Савельевой [1], Е. Н. Яковлевой [3; 4]. В работах Е. В. Помеловой [5] и А. А. Сметовой [6] социально-педагогические аспекты просвещения Вятской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв., во второй — история развития и формы культурно-просветительской деятельности одной из областей Казахстана. Как «педагогическое средство формирования культурной среды» современ-94 ного университета в психологическом ракурсе исследуют роль музыкального просветительства Л. А. Рапацкая и С. А. Поронок [7]. Рассматривая музыкальное просвещение как основную форму распространения и защиты академической культуры [8], и, минуя исторический аспект, обратимся к новым формам его бытования.

Сегодня в отечественной системе начального художественного образования приходится констатировать отсутствие нацеленности на подготовку потенциальных музыкальных просветителей, хотя музыкально-просветительская деятельность выпускников средних и высших учебных заведений предусмотрена принятыми десять лет назад федеральными образовательными стандартами. Реализуемые на базе ДМШ и ДШИ предпро-фессиональные образовательные программы, предполагают освоение, прежде всего, исполнительских навыков, обеспечивая приобщение ребенка к искусству через обучение игре на инструменте. Междисциплинарные пе-

ресечения предметов учебного плана прослеживаются далеко не всегда, а просветительская деятельность учащихся ограничивается редкими внеклассными и конкурсными выступлениями.

Предлагаемая экспериментальная модель детского музыкального просветительства с применением медиатехнологий направлена на доступность обучения академической музыке и способам распространения полученных знаний. Она разработана и внедрена как целостная трехступенчатая музыкально-просветительская система на базе начального государственного музыкального образования (дошкольного, школьного и послешкольного профессионально-ориентированного уровней) в ДМШ № 15 г. Нижнего Новгорода. Главная его особенность — направленность на активное детское просветительское (журналистское) творчество в сфере музыкального искусства. Автор ориентировался на концепцию музыкального просветительства как формы деятель-ностного профессионального обучения, разработанную на кафедре музыкальной журналистики ННГК. Преемственность и системность учебных программ, спиралеобразный способ структурирования их содержания2 предполагают синкретическое взаимопроникновение тем, изучаемых в различных предметах цикла. В дальнейшем они становятся материалом для творческих журналистских медиаработ, которые имеют просветительскую направленность. В условиях стремительно развивающихся цифровых технологий музыкально-просветительская деятельность немыслима без освоения современных медиа. При реали-

зации деятельностного подхода в организации обучения уникальное средство культурной коммуникации — медиасреда обретает черты лично созидаемой, динамичной, а главное — музыкально-просветительской.

Три уровня предлагаемой системы обусловлены возрастными особенностями музыкального восприятия и, выстраивая эволюцию образного мышления ребенка (наглядно-действенное — наглядно-образное — словесно-логическое) [9], включают в себя следующие виды творческой деятельности:

1. Дошкольная ступень предполагает развитие творческих возможностей ребенка среднего дошкольного возраста (4-6 лет) на перцептивно-познавательном уровне в творческой коммуникации «педагог-ребенок». В ходе интерактивных3 занятий создаются условия для эмоционального восприятия ребенком музыкального материала (использование медиасредств — авторские видеопрезентации, классическая музыка в мультфильмах). Цель этого этапа — побуждение детей к посильной музыкально-творческой деятельности (эмоциональное музыкально-слуховое восприятие, выразительное пение, театрализация, игра на музыкальных инструментах, игровая диагностика). Также в занятиях используются приемы постижения детьми средств, необходимых в будущей просветительской деятельности, прежде всего, формирование у дошкольника умения говорить о музыке. Это эвристические интерактивные формы устного творчества детей (в беседах обсуждается образно-интонационный строй музыки и ее выразительные средства) и игровые музыкально-двига-

тельные формы взаимодействия (в музыкально-ритмических упражнениях и инсценировках, сопровождаемых словом, дети познают жанровые и формообразующие особенности музыкальных произведений), которые содействует целостному восприятию музыкального образа, развитию мышления и речи. Так создаются предпосылки к будущей когнитивной деятельности, формированию и актуализации творческого потенциала ребенка.

2. Школьная ступень рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (6,6-14 лет). Она предполагает репродуктивность музыкальной (с акцентом на уровне когнитивно-познавательной) деятельности и привлечение детей к коллективному музыкально-просветительскому творчеству. На данном этапе ребенок осваивает операционный механизм музыкального восприятия [11] и методы научного познания. В учебную практику включаются следующие виды творческой деятельности: участие в коллективных проектах, самостоятельные исследования, творческие работы, практическое освоение медиатехнологий. Это готовит ребенка к самостоятельной музыкально-просветительской деятельности, поскольку деятельность — оптимальный путь мотивации самостоятельного творчества. Сегодня психолого-педагогическая мысль ориентируется на проблемно-развивающее обучение, где деятельностный подход играет ведущую роль в формировании личности [12].

3. Послешкольная ступень предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся старшего школьного возраста (14-17 лет) на уровне

продуктивного медиатворче-ства4 в области музыкального просветительства (участие в НОУ, публикации на сайте учреждения, ведение личных бло-гов, лекторское сопровождение концертов, просветительских проектов, музыкально-редакторская деятельность) и мотивацию дальнейшего профессионального обучения. В процессе обучения музыкальному просветительству у детей формируются не только деятельностные компетенции, но и аксиологическая позиция, которую автор, вслед за исследователями [13], понимает как эволюционирующую индивидуальную систему смысловых характеристик и ценностей личности, проявляющуюся в реализации профессионально-ценностных взглядов (критическое отношение к художественным событиям), рефлексии как механизма профессионально-личностного роста, интеграции свободы и ответственности (художественное творчество и просветительство).

В целях реализации музыкально-просветительской модели разработан и корректируется методический комплекс, обеспеченный практическим материалом, отвечающим требованиям современной информационной среды. Таким образом, предлагаемая экспериментальная модель детского музыкально-просветительского обучения получила теоретическое научное, психологическое и методическое обоснование. Она актуальна, соответствует вызовам времени и востребована обществом, которое нуждается в духовном воспитании и образовании подрастающего поколения с помощью лучших достижений современных медиатехнологий.

Примечания

1 В широком смысле, музыкальное просветительство — распространение знаний о музыкальном искусстве, система общего музыкального воспитания и образования, включающая в себя композиторскую, концертно-филармоническую, педагогическую и критико-журналист-скую деятельность [1].

2 Учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением и расширением круга знаний [10]. Обусловленный особенностями детского восприятия и мышления, он позволяет формировать у детей целостное представление о мире, его составляющих, о видах искусства, музыкальных направлениях и стилях. 95

3 Постоянный диалог с ребенком, подчеркнутая значимость его мнения создают ауру доброжелательности и взаимоуважения, укрепляют самооценку и самосознание малыша, будируют его творческий поиск, развивают речевые навыки.

4 Медиальное творчество или Ме-диатворчество — инновационная деятельность в сфере средств массовой коммуникации, представляющая собой необычные подходы к композиции, содержанию и способам коммуникации различных текстов и изображения [14, 53]. В данном контексте понимается автором как созидательная музыкально-просветительская деятельность в сфере музыкально-журналистского творчества (пресса, радио, телевидение) с применением медиатехнологий.

Список источников

1. Савельева Н. Л. Музыкальное просветительство в деятельности концертно-филармониче-ских организаций: теория, история, практика. Саратов, 2013. 28 с. URL:https://dlib.rsl.ru/view-er/01005534094#?page=1 (дата обращения: 18.09.2021).

2. Мельникова Л. Л. Музыкальное просветительство. История и современность. Монография. URL: http://nauka.x-pdf.ru/17istoriya/ 466212-1-melnikova-muzikalnoe-prosvetitelstvo-istoriya-sovremen nost-monografiya-vvedenie.php (дата обращения: 18.09.2021).

3. Яковлева Е. Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде: на материале региональной культуры Курской области. Саратов, 2016, 59 с. URL: https://dlib.rsl. ru/viewer/01006663403#?page=1 (дата обращения: 18.09.2021).

4. Яковлева Е. Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной музы-

96 кальной культуры // Вестник АГУ 2015. Вып. 1 (152). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ muzykalnoe-prosvetitelstvo-v-dina mike-otechestvennoy-muzykal noy-kultury (дата обращения: 18.09.2021).

5. ПомеловаЕ. В. Просветительство и его роль в развитии образования в Вятской губернии со второй половины XIX века по Октябрь 1917 г. Вят. гос. гуманитар. ун-т. Киров, 2005, 18 с. URL: https:// dlib.rsl.ru/viewer/01002943104#?

page=1 (дата обращения: 18.09.2021).

6. Сметова А. А. История развития музыкального просвещения Павлодарского Прииртышья: учебное пособие. Павлодар, 2006, 160 с. URL: http://disus.ru/ metodichki/48521-1-ministerstvo-obrazovaniya-nauki-respubliki-kazahstan-pavlodarskiy-gosu darstvenniy-universitet-imeni-toraygirova-smetova.php (дата обращения: 18.09.2021).

7. Рапацкая Л. А., Поронок С. А. Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета // Педагогика и психология образования. 2016 № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ muzykalnoe-prosvetitelstvo-v-obrazovatelnoy-srede-sovre mennogo-universiteta/viewer (дата обращения: 18.09.2021).

8. Птушко Л. А. Музыкальная журналистика: теория и практика. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2018. 328 с.

9. Немов Р. С. Психология. Кн. 2. М.: ВЛАДОС, 2004. 606 с.

10.Александрович П. И. Основы психологии и педагогики. Мн.: БГТУ, 2004. 274 с

11. Бочкарев Л. Л. Психология му-

зыкальной деятельности. М.: Классика-XXI, 2006. 350 с.

12. Ефимова Ю. А. Из истории про-блемно-деятельностного подхода. Его внедрение в практику иноязычного образования в сфере информационных и коммуникационных технологий // Вестник Тамбовского университета. 2007. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/iz-istorii-problemno-deyatelnostnogo-podhoda-ego-vnedrenie-v-praktiku-inoyazych nogo-obrazovaniya-v-sfere-infor matsionnyh-i/viewer (дата обращения: 18.09.2021)

13. Скуднова Т. Д. Аксиологическая позиция личности как стратегическая цель образования // Вестник АГУ. Вып. 1. Майкоп, 2008. С. 34-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aksiologicheskaya-pozitsiya-lichnosti-kak-strategicheskaya-tsel-obrazovaniya (дата обращения: 18.09.2021).

14.Хилько Н. Ф. Аудиовизуальная культура. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000, 149 с. URL: https://studfile.net/preview/ 1771563/ (дата обращения: 18.09.2021).

Статья поступила в редакцию 10.10.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.10.2021; approved after reviewing 12.10.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.