Научная статья на тему 'Концепция просветительства и музыкальное образование'

Концепция просветительства и музыкальное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / МУЛЬТИПРОФИЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Е.Н., Овсянкина Г.П.

В статье исследуются истоки педагогической стратегии по формированию художественного потенциала студентов для музыкально-просветительской деятельности. Раскрытие темы базируется на определении просветительской концепции как взаимосвязи многообразных видов музыкально-просветительской деятельности, предполагающих мультипрофильную модель специалиста и знание истории и культуры своего региона. Излагаются педагогические условия для воспитания компетентного музыканта-профессионала высокого уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция просветительства и музыкальное образование»

УДК 378

КОНЦЕПЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© 2020 Е. Н. Яковлева1, Г. П. Овсянкина2

1докт. искусств., канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры музыкального образования и исполнительства e-mail: elena-musik@yandex.ru

Курский государственный университет

2докт. искусствов., профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования e-mail: galkax@mail.ru

Институт музыки, театра и хореографии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

В статье исследуются истоки педагогической стратегии по формированию художественного потенциала студентов для музыкально-просветительской деятельности. Раскрытие темы базируется на определении просветительской концепции как взаимосвязи многообразных видов музыкально-просветительской деятельности, предполагающих мультипрофильную модель специалиста и знание истории и культуры своего региона. Излагаются педагогические условия для воспитания компетентного музыканта-профессионала высокого уровня.

Ключевые слова: музыкальное просветительство, классификация просветительской деятельности, модель специалиста, культура региона, мультипрофильный подход, педагогические условия.

В последнее время в современной России отмечается совершенствование по ряду позиций как общего, так и профессионального музыкального образования. Состояние музыкальной культуры требует активизации просветительской деятельности. В правительственных документах подчеркнуто привлечение россиян к разнообразным формам просветительства, «в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности...» [Основы государственной культурной политики], что актуально и для сферы музыкальной культуры российских граждан. Положительное решение означенной проблемы, по мнению авторов статьи, возможно в случае подготовки в стенах вуза выпускников консерваторий и университетских факультетов музыки, независимо от своей профилизации, к ведению просветительской деятельности. Обращение к данному вопросу определяет актуальность представленной статьи. В научной литературе вопрос этот еще только начинает подниматься. В частности, сошлемся на труды И.В. Митус, Л.Л. Мельниковой, О.В. Милициной, С.В. Ручимской, Е.М. Плехановой, Н.Л. Савельевой, С.А. Поронок, Л.А. Рапацкой, Е.Л. Рудой, О.В. Тулиновой, архимандрита Симеона (Томачинского), Л.Н. Ульяновой, Л.Н. Солдаткиной, М.С. Якушкиной. Встречаются и зарубежные исследования: Д. Хартли, A. Раудувайте, И. Аасаускене, П.Б. Мансано, М. Прчал, Л. Мессас. Но они посвящены в основном практике организации концертно-просветительской работы (см.: [Яковлева 2017: 15]), либо общей образовательной системе, либо, если это связано с вузовским

образованием, каким-либо локальным вопросам. Наиболее открыто о проблеме заявлено в диссертации Е. Н. Яковлевой [2017]. Однако всестороннее теоретическое исследование проблемы и пути осуществления образовательного проекта в высшем музыкальном учебном заведении еще не раскрыты. Поэтому целью данной статьи является выявление истоков педагогической стратегии по формированию художественного потенциала студентов для музыкально-просветительской деятельности с самой различной слушательской аудиторией.

С опорой на многолетнее (свыше пятнадцати лет) изучение культурной жизни страны и учебного процесса в российских музыкальных вузах были сделаны выводы о том, что учебные заведения должны исходить из сущности музыкального просветительства, которая всегда направлена на формирование и совершенствование культуры человека. Следовательно, важнейшей задачей для достижения поставленной цели является определение просветительской концепции. Второй задачей становится установление сопряжения между составными элементами просветительской системы и образовательным процессом. И третья задача - практическое воплощение найденного пути в профессиональном образовании. Новизна исследования определяется выявлением взаимосвязи между концепцией просветительства и педагогической практикой по воспитанию музыканта-просветителя. Его теоретическая значимость связана с дальнейшим изучением сущности музыкального просветительства, а практическая предполагает использование представленных материалов в разработке учебных материалов для музыкальных вузов.

Важнейшая теоретическая составляющая музыкального просветительства предполагает, по нашему мнению, классификацию видов музыкально-просветительской деятельности. Учитывая историю развития музыкальной культуры (см.: [Яковлева 2017]), авторы приходят к выводу, что музыкально-просветительскую деятельность можно условно классифицировать на две основные формы:

• научно обоснованную методическую разработку предметов и их применение на практике с конкретной группой слушателей, которых объединяют определенные характеристики (возраст, социальный статус, психологические особенности, уровень образованности, особенно в области музыкальной культуры);

• разработку, организацию и осуществление концертно-просветительских мероприятий с ориентацией на целевую аудиторию.

Современный классификатор музыкального просветительства разработан Е.Н. Яковлевой и содержит следующие позиции: по форме, по объему, по организационной сложности, по тематике, по аудитории, по социально-экономическому статусу, по жанрам, по музыкально-исполнительскому составу, по связи с медиа-пространством, по прикладному музыковедению, по любительскому просветительству, по коммуникационному признаку [Яковлева 2016].

При приобщении студентов к различным видам музыкального просветительства необходимо постоянно обращаться к опыту классического просветительского музыковедения, особенно отечественного. Пожалуй, ни в одной стране не выходило так много высококлассной литературы такого рода, особенно в 1920-60 гг., в создание которой были вовлечены крупнейшие специалисты: Б.В. Асафьев, В.А. Васина-Гроссман, С.М. Хентова, В.И. Музалевский, Л. А. Мазель, Е.А. Ручьевская, И.Л. Андронников и других. В последние годы реабилитируется этот жанр, где доступно, в артистичной форме говорится о серьезных художественных проблемах (см., например, работы М.С. Казиника [2015; 2017], А.С. Клюева [2017]). Подобная литература также является замечательным примером языковой формы общения с самой разнообразной аудиторией.

Следует обращаться также к блестящим популяризаторским программам на радио и телевидении Э.В. Беляевой, С.И. Доброхотовой, И.С. Бэлзы, Р.К. Щедрина, Д.Б. Кабалевского и других. Неоценима роль музыкального кинематографа (в частности, образцы киноопер - «Девушки из Рошфора», «Шербурские зонтики», оперные и балетные экранизации). Это не только замечательный иллюстрационный материал, но и источник анализа музыкально-популяризаторских жанров.

Особо актуальный сегодня вид музыкального просветительства связан с медиапространством, что предполагает живое общение с аудиторией. Безусловно, студенты музыкальных вузов (кроме звукорежиссерской специальности) не могут досконально изучить специфику мультимедийных жанров, но быть осведомленными в данной области должны. Достаточно убедительно эта форма музыкального просветительства характеризуется в работах Н. И. Дворко [2015].

Освоение всех просветительских жанров предполагает следующую составляющую концепции музыкального просветительства - его мультипрофессионализм. Так формируется мультипрофильная модель специалиста. Она включает не только владение какой-либо музыкально-исполнительской специальностью, но и умение говорить на сцене, руководить творческим коллективом, владение пером сценариста концертов, рецензента, навыками менеджера, психолога, способного оценить ту или иную концертную аудиторию, особенно ее эстетические запросы.

Наконец, третья составляющая концепции просветительства: знание истории и культуры родного края. В трудах Г.Г. Коломиец, Г.М. Казаковой, Н.Ф. Гариповой, В.В. Медушевского, Л.А. Рапацкой, И.Ф. Петровской, Б.С. Штейнпресса, М.А. Этингера и других изложены основные институты теоретической сути культуры своего региона. Краеугольной категорией по истории и культуре является «культурный герой провинции» (термин Г.М. Казаковой).

Итак, определение концепции просветительства непосредственно подводит к характеристике практической реализации ее в профессиональном музыкальном учебном заведении. Прежде всего встает вопрос о теоретической подготовке студентов, что происходит в первую очередь через лекционный курс. В его основе лежит преподавание разработанной авторами дисциплины «Культурно-просветительская направленность профессиональной деятельности специалиста в области музыкального искусства» (позднее в 2014 г. была названа «Введение в музыкальное просветительство»). Дисциплина была апробирована на практике Е. Н. Яковлевой в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Курский государственный университет» в период с 2011 по 2015 г. В учебном плане подготовки специалистов по направлению 073201.65 «Искусство концертного исполнительства» она значилась как факультативная дисциплина и изучалась студентами специализации «Концертные струнные инструменты» и «Концертные духовые и ударные инструменты» на 4 курсе. На все было отведено 30 часов аудиторных занятий. Помимо Курского государственного университета названная дисциплина преподавалась в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры» и Институте искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет».

Более планомерно апробация проходила в Курском государственном университете. При введении дисциплины за основу были взяты накопленные совокупные знания, полученные в процессе изучения других предметов профессионального цикла образовательной программы данного направления

(специализации). Среди них: «Организация музыкально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и искусства», «Менеджмент в области музыкальной культуры, искусства, образования», «История исполнительского искусства», а также дисциплина по выбору «Направления регионализации музыкального образования». Назовем также дисциплины, которые изучались одновременно с данным курсом: «Концертное ансамблевое искусство», «Специальный инструмент» (струнные и духовые). В апробации необходимо подчеркнуть роль дисциплины «Исполнительская практика».

Отметим, что специальные темы по исследуемой проблематике были также включены в предмет «Направления регионализации музыкального образования». В качестве примера приведем отдельные темы:

1. Содержание и сущность понятия «музыкальное просветительство».

2. Основы организации музыкально-просветительской работы в регионах

(на примере Курска, Орла, Майкопа).

3. Функционирование музыкально-просветительской деятельности в вузе.

4. Методические разработки лекции-концерта для школьников.

Помимо теоретического курса нами разработана методика приобщения студентов к просветительской практике в виде освоения всех этапов по организации и проведению концертов.

В заключение отметим, поставленная цель исследования потребовала комплексного подхода к ее достижению: обоснования теории концепции, изучения педагогических условий ее воплощения и апробации созданной модели в образовательном пространстве региональных вузов. Взаимосвязь составляющих концепции музыкального просветительства, их тесное взаимодействие объясняют логику построения учебного процесса по приобщению студенчества к музыкально-просветительской деятельности.

Основанием его является Концепция музыкального просветительства. Ее структура - классификация форм и видов музыкального просветительства -мультипрофильная модель музыканта-просветителя - знание истории и культуры родного края - в совокупности является обобщением исторического опыта в области музыкально-просветительской деятельности и ведет к определению региональной культуры как первоосновы музыкального просветительства.

Воссоздание структуры музыкального просветительства, разработка классификации его видов и форм, анализ психолого-социальных характеристик, духовно-нравственных и эстетических потребностей слушателей становятся приоритетными в решении проблемы приобщения студенческой молодежи гуманитарных вузов и музыкальных факультетов к музыкально-просветительскому профессионализму.

Библиографический список

Андронников И.Л. К музыке. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

240 с.

Дворко Н.И. Интерактивное музыкальное видео: симбиоз инновационных технологий и искусства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2015. № 11. Т. II. С. 105-109.

Казиник М.С. Приобщение. Слово. Музыка. Жизнь. 2-е изд. М.: Дельфис, 2015.

216 с.

Казиник М.С. Тайны гениев. М.: АСТ, 2017. 320 с.

Клюев А.С. Сумма музыки. СПб.: Алетейя, 2017. 608 с.

Коломиец Г.Г. Образовательные и просветительские традиции Оренбургского края. Музыкальный лекторий как явление культуры Оренбурга: опыт саморефлексии [Электронный ресурс]. URL: http://orenlib.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1647 (дата обращения: 20.03.2018).

Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. URL: www.unkniga.ru/images/docs/2014/osnovy-gos-kult-politiki.pdf (дата обращения: 05.01.2015).

Рапацкая Л.А., Поронюк С.А. Музыкальное просветительство в образовательной среде современного университета // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 68-75.

Рудой Е.Л. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в сфере культурно-просветительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования. М., 2015. 22 с.

Симеон (Томачинский), архимандрит. Мягкая сила культуры. М.: Данилов мужской монастырь. 2015. 160 с.

Тулинова О.В. Организация музыкально-просветительской работы в школе: учеб.-метод. пособие. Вып. 3: Музыкальная буниниана. Елец: Елецкий государственный университет, 2016. 76 с.

Ульянова Л.Н., Солдаткина Л.Н. Основы музыкального просветительства. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 103 с.

Яковлева Е.Н. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): дис. ... докт. искусств.: 17.00.09. Саратов, 2017. 453 с.

Яковлева Е.Н. Принципы классификации музыкально-просветительской деятельности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2016. №03(117). URL: http://ej.kubagro.ru /2016/03/pdf/85.pdf, 0,875 у.п.л.

Якушкина М.С., Илакавичус М.Р. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 354-364.

Hartley J. Communication, cultural and media studies: the Key Concepts / J. Hartley; with additional material by M. Montgomery, E. Rennie and M. Brennan. Third Edition. N. Y.: Routledge, Taylor & Frencis Group, 2004. 262 p.

Manzano P. B. Cultural legacy and shared musical heritage: past, present, and future of a musicological and pedagogical research project for teacher training // Music Education Research. 2016. Vol. 18. № 4. P. 376-386. DOI: 10.1080/14613808.2016.1240157.

Prchal M., Messas L. How to Make Quality Assurance Processes More Meaningful to Teaching Staff - a Proposal from the Field of Music. 11th European Quality Assurance Forum, 2016. URL: http://eua.be/Libraries/eqaf-2016/papers/prchal messas2016.pdf?sfvrsn=0 (дата обращения: 13.12.2019).

Rauduvaite A., Lasauskiene J. Educational Activities of Contemporary Music Teacher: Analysis of Career Expectations of Students and School Heads // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. P. 110-116. URL: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.09.033 (дата обращения: 14.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.