Библиографический список
1. Хомский Н. Синтаксические структуры. Москва: Издательство иностранной литературы, 1962.
2. Курпатов А.В. Мышление. Системное исследование. Санкт-Петербург: Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019.
3. Климай Е.В. Роль активного осязания в работе пианиста. Бюллетень международного центра «Искусство и образование». 2020; № 4: 1 - 11.
4. Торопова А.В. Генез музыкального сознания. Развитие личности. 2010; № 2: 65 - 74.
5. Майковская Л.С., Мансурова А.П. Образовательный процесс в сфере музыкального искусства на основе информационных технологий: состояние проблемы. Искусство и образование. 2017; № 4: 67 - 74.
References
1. Homskij N. Sintaksicheskie struktury. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1962.
2. Kurpatov A.V. Myshlenie. Sistemnoe issledovanie. Sankt-Peterburg: Dom Pechati Izdatel'stva Knigotorgovli «Kapital», 2019.
3. Klimaj E.V. Rol' aktivnogo osyazaniya v rabote pianista. Byulleten' mezhdunarodnogo centra «Iskusstvo i obrazovanie». 2020; № 4: 1 - 11.
4. Toropova A.V. Genez muzykal'nogo soznaniya. Razvitie lichnosti. 2010; № 2: 65 - 74.
5. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. Obrazovatel'nyj process v sfere muzykal'nogo iskusstva na osnove informacionnyh tehnologij: sostoyanie problemy. Iskusstvo i obrazovanie. 2017; № 4: 67 - 74.
Статья поступила в редакцию 31.01.21
УДК 378
Deliy P.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department Wind and Percussion Instruments, Moscow State Institute of Culture (Chimki, Russia),
E-mail: [email protected]
MUSIC EDUCATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR. The article examines the state of the Russian system of professional music education during the Great Patriotic War of 1941-1945. Despite the war conditions, musical life was not interrupted in the two largest cultural centers of the country-Moscow and Leningrad. In the besieged Leningrad, music schools continued to work, and in March 1942, work began on organizing concert performances by the Leningrad Radio Committee Orchestra. In Moscow, from the first days of the war, the formation of concert brigades for serving the army began. He continued to train military kapellmeisters at the Military Faculty of the Conservatory. In addition, evacuated to inland employees of leading conservatories and creative teams have had a significant impact on the development of music education and enhancing the musical life of the province, which led to the later discovery of a number of musical universities, colleges and schools in different regions of the country.
Key words: music education, professional training system for musicians, the Great Patriotic War, Moscow Conservatory in evacuation.
П.Ю. Делий, канд. пед. наук, проф., зав. каф. духовых и ударных инструментов Московского государственного института культуры, г. Химки,
E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье рассматривается состояние отечественной системы профессионального музыкального образования в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г Несмотря на военные условия, музыкальная жизнь не прерывалась в двух крупнейших культурных центрах страны - Москве и Ленинграде. В осажденном Ленинграде продолжали работать музыкальные школы, в марте 1942 началась работа по организации концертных выступлений оркестра Ленинградского радиокомитета. В Москве с первых дней войны началось формирование концертных бригад для обслуживания армии. Продолжал подготовку военных капельмейстеров военный факультет консерватории. Кроме этого, эвакуированные вглубь страны сотрудники ведущих консерваторий и творческих коллективов оказали существенное влияние на развитие музыкального образования и активизацию музыкальной жизни провинции, что привело к открытию впоследствии ряда музыкальных вузов, училищ и школ в разных регионах страны. Традиции музыкального образования и воспитания, заложенные в довоенное время, помогли выстоять музыкальному образованию в годы войны. Интенсивное восстановление народного хозяйства позволило музыкальному образованию в течение короткого времени преодолеть потери военного времени и встать на путь дальнейшего развития.
Ключевые слова: музыкальное образование, система профессиональной подготовки музыкантов, Великая Отечественная война, Московская консерватория в эвакуации.
В 20 - 30 годы прошлого века благодаря грандиозной работе советской власти удалось распространить музыкальное образование на всё население огромной территории страны. В эти годы полностью сложилась и система профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах, эффективность которой наглядно продемонстрировали итоги проведённых в предвоенные годы всесоюзных музыкальных конкурсов.
День 22 июня 1941 года стал поворотным рубежом в истории России, за которым последовали годы жестоких испытаний и героической борьбы, когда вся деятельность страны перестраивалась для нужд фронта. Состояние отечественной музыкальной культуры в тот сложный период отображено в многочисленных публикациях, в которых рассказывается о значительном вкладе мастеров искусства в борьбу против фашизма, в сохранение культурных ценностей, организацию помощи фронту Сохранение отечественной системы музыкального образования, созданной в стране в довоенные годы, рассматривается в них как неоценимая заслуга художественной интеллигенции того периода. Но в научно-педагогических исследованиях организация музыкального образования в годы войны отражена явно недостаточно. Функционирование системы профессиональной подготовки исполнителей на духовых инструментах в военное время на сегодняшний день остаётся совершенно неизученной. По словам С.С. Голу-бенко, «как целостное историческое время годы Великой Отечественной войны не становились еще предметом специального исследовательского внимания со стороны педагогики музыкального образования» [1, с. 8].
Более исследованной является музыкально-воспитательная работа с детьми. Отдельные стороны музыкально-образовательной деятельности той поры освещались в работах О.А. Апраксиной, К.В. Головской, М.Г Плоховой, М.А. Ру-мер, В.Н. Шацкой. В диссертационном исследовании П.П. Останина с позиции
современной педагогической науки рассматриваются основные направления, содержание и формы музыкального образования детей в школах и внешкольных учреждениях периода Отечественной войны. Как следует из материалов данных исследований, организация музыкально-образовательной деятельности в годы войны была сопряжена с огромными трудностями. Среди них и трудности в материально-техническом обеспечении образовательного процесса - недостаточная оснащенность учебного процесса методическими пособиями, нотными изданиями, музыкальными инструментами; и уход на фронт значительного числа музыкальных педагогов; и сокращение сети школ и внешкольных учреждений в связи с использованием их зданий для военных целей. Были эвакуированы в глубокий тыл многие музыкальные учебные заведения, наладить работу которых в новых условиях оказалось очень непросто. Тем не менее, несмотря на огромные трудности, в годы Великой Отечественной войны музыкально-образовательная работа не прекращалась, продолжались также научные, научно-методические и экспериментальные исследования.
Музыкальная жизнь, несмотря на военные условия, не прерывалась и в двух крупнейших культурных центрах страны — Москве и Ленинграде. Вплоть до октября 1941 года в Москве постоянно проводились концерты, оперные спектакли. Но из-за приближения фронта, достигшего в памятные дни битвы за Москву окрестностей столицы (октябрь - ноябрь 1941 года), пришлось эвакуировать в тыл крупнейшие музыкальные учреждения столицы, в том числе и учебные заведения. Начальный этап войны для всех вузов, оказавшихся в прифронтовой полосе, в том числе московских и ленинградских, оказался наиболее сложным. В экстремальных условиях в этот период оказалась вся система высшего образования СССР Было закрыто 196 вузов, разрушено немцами 334, эвакуировано 147 вузов. Одновременно государство было вынуждено в 3 раза сократить
финансирование высшей школы. От вузов страны потребовалась перестройка учебной, научной, общественной работы в соответствии с потребностями фронта и тыла. В чрезвычайных условиях войны, резкого сокращения финансирования они должны были обеспечить «оперативную разработку проблем оборонного назначения», не прекращая при этом подготовку специалистов, сохранить кадры преподавателей и контингент студентов, обеспечить сохранность оборудования, дисциплину и порядок, диктуемые военной обстановкой [2].
Деятельность Московской консерватории в первые годы Великой Отечественной войны освещена в диссертационном исследовании С.С. Голубенко [1], в которой автор анализирует как приоритетные направления учебную, концертную и научную деятельность вузов в условиях военного режима. Согласно изученным им архивным документам, в июле 1941 года многие студенты, аспиранты, педагоги, концертмейстеры, представители административного и хозяйственного персонала ушли в ополчение или на фронт. По данным С.С. Голубенко, «262 консерваторца заплатили свою горькую дань Великой Отечественной войне» [1, с. 17]. В период осени 1941 года по осень 1943 года МГК существовала в двух разных географических точках. Часть консерватории была эвакуирована в Саратов и функционировала на базе Саратовской консерватории. В Саратов были эвакуированы Б.Л. Яворский, Ю.В. Келдыш, С.С. Скребков, Б.М. Ярустовский и др. видные ученые, которые и в эвакуации продолжали свою научную деятельность. Оставшаяся в Москве часть консерваторцев продолжала образовательную, концертную и научную виды деятельности, которые по условиям военного времени подверглись существенной коррекции. На первый план вышла концертная работа. Учебный процесс оказался почти полностью подчинен потребностям фронта. С первых дней войны началось формирование концертных бригад для обслуживания армии. Участие в сельхозработах, выполнение спецзаданий, учеба в школе медсестер, строительство оборонительных сооружений, работа в концертных фронтовых бригадах привели к тому, что вуз обрел «плавающий график» учебного года, которого не удалось избежать до последнего этапа войны [1, с. 16]. Продолжал подготовку военных капельмейстеров военный факультет консерватории. По данным А.М. Немирского, находясь в эвакуации в г. Саратове, факультет осуществил три ускоренных выпуска в декабре 1941 года, в апреле и в июне 1942 года [3].
Музыкальное училище примосковской консерватории (в просторечии -Мерзляковка) не было эвакуировано и продолжало работать в Москве. Многие из его учащихся и педагогов ушли на фронт. Однако уже со 2 января 1942 года, когда советские войска перешли в контрнаступление, в училище вновь возобновился учебный процесс. Несмотря на текучесть состава, обусловленную призывом студентов в действующую армию, число учащихся неуклонно росло. Так, по данным архива, на 1 января 1942 года в училище числилось 212 студентов, на 1 февраля - 230, на 1 марта - 264, на 1 апреля - 288. Занятия велись по всем специальностям и музыкально-теоретическим дисциплинам, в том числе и на отделении духовых и ударных инструментов [4].
По распоряжению Комитета по делам искусств 6 октября 1941 года в Москве была прекращена работа учебных заведений. Но музыкальное училище им. Гнесиных возобновило свою работу уже через две недели. В статье, посвященной деятельности учебных заведений им. Гнесиных в годы войны, Л.И. Рябкова пишет, что в суровые дни 1941 года руководство училища сделала все, чтобы сохранить свой коллектив и держать его в состоянии полной мобилизационной готовности, сохранить свою материальную базу - ценнейшие инструменты, имущество и документы. Коллектив училища совмещал учебный процесс с участием в разного рода оборонных мероприятиях; создавались специальные бригады для обслуживания фронта, составлялся и разучивался новый репертуар. В рамках художественного обслуживания Красной Армии было проведено около 1000 концертов [5].
Особого преклонения заслуживает деятельность музыкантов в осажденном Ленинграде. Лишь на три месяца после начала блокады приостановилась концертная жизнь. Но уже в марте 1942 года в условиях не прекращавшегося артиллерийского обстрела началась работа по восстановлению оркестра Ленинградского радиокомитета - его первый концерт состоялся 5 апреля 1942 года. По воспоминаниям М.А. Ткачёвой, было принято решение с 1 сентября 1941 года о консервации детских музыкальных школ. Но в осажденном городе продолжали работать две школы: ДМШ Петроградского района и музыкальная школа им. Римского-Корсакого. Весной 1942 начал работать Дворец пионеров [6]. По воспоминаниям А.Н. Крюкова, при Дворце пионеров был открыт детский дом, где дети жили и имели возможность продолжать музыкальное образование уже как профессионалы. В осажденном городе работал прокат инструментов, работали и настройщики фортепиано. Юные музыканты выступали по радио, участвовали в концертах для защитников города [7].
В первые же дни войны многие сотрудники и студенты Ленинградской консерватории ушли на фронт или вступили в народное ополчение. В сентябре 1941 года все слушатели военного факультета при Ленинградской консерватории с оружием в руках защищали город на Неве. Большинство консерваторцев погибли при обороне города.
22 августа 1941 г. ушел в Ташкент последний эшелон со студентами и педагогами Ленинградской консерватории, музучилища и музыкальной школы-десятилетки для одаренных детей. Консерватория пробыла в Узбекистане три года - с сентября 1941 г по сентябрь 1944 г Занятия консерватории, музучилища
и школы-десятилетки были развернуты в четырнадцати классах, помещавшихся в бывшем клубе швейников [8]. В первые же месяцы эвакуации консерватория провела новый набор студентов и учащихся из числа местных жителей и прибывших в Ташкент эвакуированных из многих других консерваторий, временно прекративших свою работу. В консерваторию были приняты лица, ранее обучавшиеся в Киевской, Харьковской, Московской, Рижской, Кишиневской, Минской, Одесской, Таллинской консерваториях, в Одесской музыкальной школе имени Столярского и др. Позднее в 1942 году из осажденного Ленинграда был эвакуирован в Ташкент и участвовавший в героической обороне города военно-морской факультет консерватории [9].
К сожалению, об исполнителях на духовых инструментах в годы Великой Отечественной войны информации очень мало, тема эта малоизучена. Лишь в последние годы, например, стала известна судьба музыкантов Государственного духового оркестра СССР Выяснилось что в первые дни войны все оркестранты, за исключением нескольких больных и пожилых участников да двух женщин-арфисток, вступили добровольцами в московское ополчение. Осенью 1941 года оркестр практически всем составом - а это порядка 100 человек - без вести пропал под Вязьмой в ходе обороны Москвы. Сохранилась информация о духовиках, исполнявших седьмую симфонию Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Решение играть симфонию в блокадном городе казалось совершенно невыполнимым. Партитуру нужно было доставить на самолете, пролетев над вражескими позициями. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. «Когда дирижёр Карл Ильич Элиасберг взял в руки заветные тетради с записью седьмой симфонии и стал их просматривать, он понял: для того, чтобы эта грандиозная музыка зазвучала по-настоящему, нужно было 80 музыкантов! Но где их взять? Объявили по радио о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Дирижер обходил госпитали в поисках музыкантов. По мемуарным источникам, ударника он отыскал в мертвецкой, где случайно заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень. Однако на первую репетицию оркестр собрался. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения. У духовиков дрожали губы, смычки струнников были, как чугунные. Репетиция продолжалась всего пятнадцать минут - на большее у них не было сил. Несмотря на то, что на время репетиций - а это было всего два месяца - музыкантам увеличили продуктовый паек, несколько музыкантов не дожили до концерта. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта. Концерт в блокадном Ленинграде состоялся 9 августа 1942 года. По словам очевидцев, собравшиеся в филармонии, участники оркестра могли в любой момент упасть в обморок от голода, одежда на них висела. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры. Дата 9 августа была выбрана не случайно. Именно на этот день был запланирован парад фашистских войск по центральным улицам сломленного Ленинграда. Вместо парада была исполнена гениальная музыка, которая показала и врагам, и союзникам, что советский народ жив и борется».
В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Такой единицы в советских войсках в то время не существовало. Это привело к тому, что оркестровые музыканты редко занимались своей профессиональной деятельностью. Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии. Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты. Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.
Ситуация изменилась в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала ГК. Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием. За последний год войны Красная армия стала очень музыкальной. Её оркестры играли часто - и не только для войск, но и для жителей освобождённых городов и областей и даже других стран.
Традиции музыкального образования и воспитания, заложенные в довоенное время, помогли выстоять музыкальному образованию в годы войны. Великая Отечественная война 1941 - 45 гг. вызвала вынужденную временную стагнацию и даже регресс в развитии советского музыкального образования. Тем не менее даже в этих трагических событиях истории нашей страны можно
найти свои позитивные моменты: эвакуация в годы войны лучших театральных и концертных коллективов, музыкальных учебных заведений вглубь страны, в региональные города российской провинции способствовала резкому подъёму в них музыкальной культуры. Как следствие, в послевоенный период были открыты новые региональные консерватории: в 1945 г. - в Казани, в
Библиографический список
1956 г. - в Новосибирске. По данным Министерства культуры РФ, на рубеже ХХ - XXI вв. в России насчитывалось 5 913 детских школ искусств, в которых обучалось 1250,5 тысяч детей; 249 музыкальных училищ и колледжей с контингентом в 72 763 студента, 57 вузов (включая филиалы) с контингентом 55 270 человек [10].
1. Голубенко С.С. Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны: Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2011.
2. Круглов А.А. Поклонимся великим тем годам. Региональная экономика: теория и практика. 2005; № 5: 4 - 15.
3. Немирский А.М. Военно-музыкальное образование в СССР: краткий историко-педагогический очерк. Педагогика искусства: электронный научный журнал учреждения Российской академии образования: Институт художественного образования. 2010; № 2. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/
4. Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: История (официальный сайт). Available at: https:// amumgk.ru/college/history
5. Рябкова Л.И. Училище и школа им. Гнесиных в дни Великой Отечественной войны. Пятьдесят лет Государственному музыкальному училищу им. Гнесиных, Москва: ГМПИ им. Гнесиных, 1945: 24 - 37.
6. Ткачева М.А. Детские музыкальные школы Ленинграда в годы блокады. Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург 2000; Выпуск 5.
7. Крюков А.Н. Музыка и музыканты военного Ленинграда по воспоминаниям и документам. Санкт-Петербург: Союз композиторов Санкт-Петербурга, 2015.
8. Гаврилюк Д.А. Работа Ленинградской государственной Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в годы блокады и первое послевоенное десятилетие. Современные научные исследования и инновации: электронный научно-практический журнал. 2016; № 8. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70003
9. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Диссертация ... доктора педагогических наук. Тамбов, 2002.
10. Гусейнова З.М. Они вернулись. MUSICUS: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2015; № 2 (42): 3 - 10.
References
1. Golubenko S.S. Moskovskaya konservatoriya v predvoennyj period i v pervye gody Velikoj Otechestvennoj vojny: Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2011.
2. Kruglov A.A. Poklonimsya velikim tem godam. Regional'naya 'ekonomika: teoriya i prakíika. 2005; № 5: 4 - 15.
3. Nemirskij A.M. Voenno-muzykal'noe obrazovanie v SSSR: kratkij istoriko-pedagogicheskij ocherk. Pedagogika iskusstva: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal uchrezhdeniya Rossijskoj akademii obrazovaniya: Institut hudozhestvennogo obrazovaniya. 2010; № 2. Available at: http://www.art-education.ru/AE-magazine/
4. Akademicheskoe muzykal'noe uchilische pri Moskovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. P.I. Chajkovskogo: Istoriya (oficial'nyj sajt). Available at: https://amumgk.ru/college/ history
5. Ryabkova L.I. Uchilische i shkola im. Gnesinyh v dni Velikoj Otechestvennoj vojny. Pyat'desyat let Gosudarstvennomu muzykal'nomu uchilischu im. Gnesinyh, Moskva: GMPI im. Gnesinyh, 1945: 24 - 37.
6. Tkacheva M.A. Detskie muzykal'nye shkoly Leningrada v gody blokady. Trudy gosudarstvennogo muzeya istorii Sankt-Peterburga. Sankt-Peterburg. 2000; Vypusk 5.
7. Kryukov A.N. Muzyka imuzykanty voennogo Leningrada po vospominaniyam idokumentam. Sankt-Peterburg: Soyuz kompozitorov Sankt-Peterburga, 2015.
8. Gavrilyuk D.A. Rabota Leningradskoj gosudarstvennoj Konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova v gody blokady i pervoe poslevoennoe desyatiletie. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii: 'elektronnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2016; № 8. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70003
9. Bazikov A.S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennojRossii: osnovnye protivorechiya iputiih preodoleniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Tambov, 2002.
10. Gusejnova Z.M. Oni vernulis'. MUSICUS: Vestnik Sankt-Peterburgskoj gosudarstvennoj konservatorii im. N.A. Rimskogo-Korsakova. 2015; № 2 (42): 3 - 10.
Статья поступила в редакцию 05.02.11
УДК 379.8
Panova N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, GAOU VO in the city of Moscow"Moscow City Pedagogical University' (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF POPULATION. The article analyzes the impact of socio-cultural activities on the quality of life of the population. The interpretation of the concept of "quality of life" is given, the dependence of the quality of life, emotional and psychological well-being of people on the degree of satisfaction of spiritual needs is revealed. The author notes that it is the satisfaction of higher needs that makes a person truly happy, enriches his inner world, promotes spiritual growth and development. The article also says that socio-cultural and leisure activities have great opportunities in optimizing people's lives, creating conditions for their self-realization, education and enlightenment. Attending leisure activities, participating in various leisure associations allow a person to satisfy spiritual needs, relax, experience positive emotions, satisfy sensory hunger, realize needs for communication and creativity. All this helps to feel happier, which ultimately affects the quality of life.
Key words: quality of life, spiritual values, culture, socio-cultural activity, leisure.
Н.Г. Панова, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва,
E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В статье анализируется влияние социально-культурной деятельности на качество жизни населения. Даётся трактовка понятия «качество жизни», раскрывается зависимость качества жизни, эмоционально-психологического самочувствия людей от степени удовлетворения духовных потребностей. Автор отмечает, что именно удовлетворение высших потребностей делает человека по-настоящему счастливым, обогащает его внутренний мир, содействует духовному росту и развитию. В статье также говорится о том, что социально-культурная и досуговая деятельность обладают большими возможностями для оптимизации жизни людей, создания условий для их самореализации, воспитания и просвещения. Посещение досуговых мероприятий, участие в различных досуговых объединениях позволяют человеку удовлетворить духовные потребности, отдохнуть, испытать положительные эмоции, утолить сенсорный голод, реализовать свои потребности в общении, творческие способности. Всё это помогает почувствовать себя более счастливым, что в итоге отражается на качестве жизни.
Ключевые слова: качество жизни, духовные ценности, культура, социально-культурная деятельность, досуг.
Качество жизни населения напрямую связано с уровнем экономического и социально-политического развития общества и во многом определяет эмоционально-психологическую атмосферу в стране. В настоящее время предпринимаются различные меры, направленные на оптимизацию самочувствия людей, создание условий для их психологического благополучия, однако очевидно, что
данная проблема не решена до конца, продолжаются поиски эффективных инструментов для ее решения.
Под качеством обычно понимают совокупность свойств товаров, продукции, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявля-
1У5