Научная статья на тему '"...ВЕРНО И С ПОДЪЁМОМ ИСПОЛНЕННАЯ УВЕРТЮРА БЫЛА ГОРЯЧО ВСТРЕЧЕНА СЛУШАТЕЛЯМИ". КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРКЕСТРОВ ЛЕНИНГРАДСКИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

"...ВЕРНО И С ПОДЪЁМОМ ИСПОЛНЕННАЯ УВЕРТЮРА БЫЛА ГОРЯЧО ВСТРЕЧЕНА СЛУШАТЕЛЯМИ". КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРКЕСТРОВ ЛЕНИНГРАДСКИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КОСТРОМА / ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ / РЕПЕРТУАР / GREAT PATRIOTIC WAR / KOSTROMA / MILITARY BANDS / REPERTOIRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клейн Эдуард Григорьевич

В статье освещаются вопросы, связанные с историей творческой деятельности военных оркестров ленинградских военно-учебных заведений, дислоцированных на костромской земле в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THE OVERTURE PERFORMED IN TUNE AND WITH SPIRIT WAS WARMLY RECEIVED BY THE AUDIENCE". CONCERTS BY ORCHESTRAS OF LENINGRAD MILITARY SCHOOLS IN KOSTROMA COUNTRY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The paper looks back at the work of military bands of Leningrad military schools deployed in the area of Kostroma at the time of the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «"...ВЕРНО И С ПОДЪЁМОМ ИСПОЛНЕННАЯ УВЕРТЮРА БЫЛА ГОРЯЧО ВСТРЕЧЕНА СЛУШАТЕЛЯМИ". КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРКЕСТРОВ ЛЕНИНГРАДСКИХ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА КОСТРОМСКОЙ ЗЕМЛЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

• ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Э.Г. КЛЕЙН

E.G. KLEIN

«...ВЕРНО И С ПОДЪЕМОМ ИСПОЛНЕННАЯ УВЕРТЮРА БЫЛА ГОРЯЧО ВСТРЕЧЕНА СЛУШАТЕЛЯМИ»

Концертная деятельность оркестров ленинградских военно-учебных заведений на костромской земле в годы Великой Отечественной войны

«THE OVERTURE PERFORMED IN TUNE AND WITH SPIRIT WAS WARMLY RECEIVED BY THE AUDIENCE»

Concerts by orchestras of Leningrad military schools in Kostroma country during the Great Patriotic War

Сведения об авторе. Клейн Эдуард Григорьевич — военный дирижёр Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат культурологии, доцент, заслуженный работник культуры РФ (г. Кострома, E-mail: е.kleyn7Wlist.ru),

Аннотация. В статье освещаются вопросы, связанные с историей творческой деятельности военных оркестров ленинградских военно-учебных заведений, дислоцированных на костромской земле в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Кострома; военные оркестры; репертуар.

Information about author. Eduard Klein — Military Orchestra Conductor at the Military Academy of Radiation, Chemical and Biological Protection named after Marshal of the Soviet Union S.K. Timoshenko, Cand. Sc. (Cultur.), Assistant Professor, Merited Culture Worker of the Russian Federation (city of Kostroma. E-mail: e.kleyn71@list.ru).

Summary. The paper looks back at the work of military bands of Leningrad military schools deployed in the area of Kostroma at the time of the Great Patriotic War.

Keywords: Great Patriotic War; Kostroma, military bands; repertoire.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Кострома приняла ряд ленинградских военно-учебных заведений. В древний волжский город были эвакуированы 3-е Ленинградское артиллерийское училище, Военно-транспортная академия и Ленинградское военно-инженерное училище. В их составе, как и положено по штатному расписанию, были военные духовые оркестры. В данном историческом исследовании мы постараемся раскрыть творческую деятельность этих оркестров, рассмотреть роль военных музыкантов в пропаганде музыки в одном из тыловых регионов.

ОЖАЛУЙ, наиболее вы- ное училище по классу фор-

сокий профессиональный уровень из трёх вышеупомянутых коллективов был у военного оркестра Ленинградского военно-инженерного ордена Ленина Краснознамённого училища. Во главе оркестра стоял старший лейтенант Юрий Петрович Юренев. Это был интеллигентный офицер высокой музыкальной культуры. Он родился в 1907 году в г. Ус-мань Воронежской губернии в семье священника Петра Григорьевича Княжинского. В предвоенные годы окончил Воронежское музыкаль-

тепиано Г.И. Романовского и Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского.

Талантливый музыкант военную службу в Костроме совмещал с педагогической деятельностью в стенах музыкальной школы. Здесь он вёл хоровой класс. Жена капельмейстера Мария Ивановна Летни ко ва была отличной во-калисткой, нередко исполняла классические арии и песни советских композиторов в сопровождении военного оркестра, По стопам родителей пошла и дочь Надежда, став-

шая впоследствии солисткои Государственного академического Большого театра Союза ССР.

Оркестр и подразделения училища располагались в здании бывших Мичуринских казарм', а штаб военно-учебного заведения находился в помещении бывших доходных домов купцов Третьяковых. Один из воспитанников оркестра военного времени Б,И, Смыслов, с которым автору этих строк доводилось неоднократно беседовать, с теплотой вспоминал своего капельмейстера. В своих воспоминаниях он отмечал, что при под-

7Z

№ 4 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

боре репертуара Ю.П. Юренеа большое внимание уделял классической музыке русских и зарубежных композиторов. Оркестр был популярен среди костромичей. Коллектив регулярно обслуживал цирковые представления, выступал на сцене Театра имени А.Н. Островского, а в летнее время играл в городском парке имени В.И, Ленина. Проходили и тематические выступления оркестра. Так, 16 января 1944 года музыканты выступили в концертной программе из произведений П.И. Чайковского перед учителями общеобразовательных школ города. Инициатором этого концерта стала директор Костромской музыкальной школы З.В. Жданова, а в качестве ведущей выступила аспирантка Ленинградской консерватории Е.М. Орлова2. Бывший музыкант оркестра Л.Н. Клица в послевоенное время вспоминал, что достаточно часто военных музыкантов приглашали коллективы костромских предприятий для обслуживания вечеров отдыха. Однажды оркестр сопровождал экскурсантов, следовавших на пароходе вниз по Волге в местечко Козловы горы. На обратном пути музыкантов на пароход не пустили ввиду большой загруженности, и им пришлось возвращаться в город пешком. В 1945 году в составе оркестра было более 30 человек. Наряду с ленинградцами здесь проходили службу и местные жители.

В мае 1945 года Ленинградское военно-инженерное училище отправили в летние лагеря на Карельский перешеек, откуда оно вскоре передислоцировалось в Инженерный замок Ленинграда.

В послевоенное время Ю.П. Юренев занимался педагогической деятельностью в 1-й Ленинградской школе военно-музыкантских воспитанников, из стен которой вышли сотни музыкантов, пополнивших отечественные военные и симфонические орке-

Военный дирижёр Ю.П. Юренев и М.И. Летникова

1940-е гг.

стры. Затем он преподавал в регентском классе Ленинградской духовной семинарии основы теории музыки и гармонии. Среди его выпускников — один из современных духовных композиторов митрополит Ионафан. Также Юрий Петрович являлся регентом Митрополичьего хора Николо-Богоявленского морского собора.

Большой вклад в развитие музыкальной культуры Костромы в военные годы внёс оркестр Военно-транспортной академии Красной армии имени Л.М. Кагановича. Коллективом руководил военный капельмейстер Александр Яковлевич Забаро. Он родился в 1910 году в Астрахани. В 1926 году окончил 7 классов школы, а в 1939 году — Военный факультет Московской государственной консерватории. В ноябре 1939 года А. Забаро был назначен заместителем начальника Отдельного оркестра Народного комиссариата обороны3. В декабре 1942 года он стал капельмейстером Военно-транспортной академии в Костроме. Вместе с академией в 1944 году был приписан к Ленинградскому фронту, в 1945 году — к Ленинградскому военному округу.

По воспоминаниям профессора Санкт-Петербургской государственной консерва-

тории имени H.A. Римского-Корсакова тромбониста В.Ф. Венгловского, в годы войны проходившего службу в Костроме, это был эрудированный человек, отличный музыкант. Александр Яковлевич имел обширную нотную библиотеку, включавшую в себя переложения для духового оркестра лучших образцов симфонической музыки.

Концерты с участием оркестра академии неоднократно проходили в стенах музыкальной школы на улице Ленина4. Так, в 1944 году военные музыканты участвовали в концертной программе, составленной из музыки ко-

Военный дирижёр А.Я. Забаро

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

стромских композиторов. Наряду с произведениями Ю. Рыбникова, А. Емельянова, А. Энгельке, Ю. Доброславина здесь прозвучали сочинения капельмейстера А. Забаро. В июле 1944 года в музыкальной школе состоялся вечер, посвященный 40-летию со дня смерти А.П. Чехова. Корреспондент костромской газеты «Северная правда» Г. Швеч-ков свидетельствует, что «в заключение вечера оркестр под руководством т. Забаро с большим подъёмом исполнил вступление к опере Чайковского "Евгений Онегин", вальс и полонез...»5. Сохранились свидетельства, что творческий коллектив акаде-

мии выступал в костромских госпиталях, а также в парке культуры и отдыха имени В.И. Ленина6.

В послевоенные годы А.Я. Забаро возглавлял один из лучших военных оркестров СССР — оркестр штаба Ленинградского военного округа7.

Значительный вклад в пропаганду военной музыки на костромской земле внёс оркестр 3-го Ленинградского артиллерийского училища. В Кострому училище было эвакуировано в августе 1941 года. Первоначально личный состав расположился в палатках в Берёзовой роще, вблизи железнодорожной станции Кострома-Новая, а несколько позже — в военном городке на улице Никитской. В военные годы капельмейстером оркестра являлся интендант 2 ранга И.А. Рифкин8. После окончания войны его сменил майор Иван Григорьевич Зотов. По воспоминаниям ветерана военно-оркестровой службы Г.А. Меркулова, майор Зотов был прекрасным валторнистом. Дирижёр ежедневно занимался на своём любимом инструменте, нередко музицируя с подчинёнными. В предвоенные годы он играл в Театре оперы и балета г. Куйбышева.

За годы войны училище выпустило около 10 тыс. офицеров. Под звуки училищного

оркестра маршировали будущие писатель А.И. Солженицын, композитор В.Е. Баснер9, военный дирижёр Б,М. Побе-димский. Интересно отметить, что курсант, а впоследствии музыкант оркестра Вениамин Баснер успевал преподавать в музыкальной школе в классе скрипки. Работать здесь он начал по приглашению директора школы З.В. Ждановой в апреле 1943 года10.

В училище существовал хоровой коллектив, созданный из курсантов и офицеров. Им руководил костромской дирижёр П. Преображенский. Говоря о строевых песнях, звучавших в исполнении курсантов училища, приведём фрагмент воспоминаний B.C. Царапкина, обучавшегося в стенах училища в 1943 году.

«С песней батарея шла на завтрак, обед, ужин, на учебное занятие и в бани <...> Популярны были песни: "Артиллеристы, Сталин дал приказ...", "Белоруссия родная, Украина золотая...". Командир нашей батареи капитан Иван Соколовский, сын маршала Соколовского, особенно любил песню "Дядя Ваня, хороший и пригожий..."»11.

Одной из прекрасных традиций военного времени стало выступление в Костроме сводного оркестра, составленного из оркестрантов ленинградских военно-учебных заведений. Программами таких концертов капельмейстеры дирижировали по очереди, включая в них сочинения русской и зарубежной классики. Эти произведения были рассчитаны на высокий уровень исполнительского мастерства. В репертуаре оркестра в обязательном порядке присутствовали произведения патриотической тематики. Дирижёры выбирали сочинения, созвучные суровым военным дням, воскрешавшие страницы героического прошлого народа, звавшие на борьбу с врагом. Звучали фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, торжественная увертюра

Военный дирижёр Б.М. Победимский

74

№ 4 - 2020 • ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

«1812 год» П.И. Чайковского и другие сочинения.

В августе 1943 года на концерте, посвящённом 50-летию со дня смерти П.И. Чайковского, в исполнении сводного оркестра Костромского гарнизона прозвучали финал из 4-й симфонии, увертюра «1812 год», вальс из балета «Спящая красавица», полонез и вальс из оперы «Евгений Онегин», а также ряд вокальных номеров. Костромской музыкант Юрий Рыбников, присутствовавший на концерте, отмечал: «Особый интерес представило исполнение увертюры "1812 год" (дирижёр тов. За-баро). Проникнутая пафосом Великой отечественной войны 1812 года, она прозвучала в наши дни, как никогда ещё, быть может, — ярко и значительно, обнаруживая свою кровную связь с великим русским народом... Верно и с подъёмом исполненная увертюра была горячо встречена слушателями»12.

Вместе с тем в данной рецензии присутствуют и критические замечания в адрес исполнителей программы. Здесь отмечается, что вокальные номера «оставили приятное впечатление, хотя выбор их нельзя назвать особенно удачным. Тт. Павлов, Сорокина, Серебрякова очень неплохо справились с вокальными партиями из оперы "Пиковая дама". Правда, в аккомпанементе оркестр показал себя более слабо, чем в других номерах»13.

Думается, статья будет неполной, если мы кратко не расскажем ещё об одном коллективе — военном оркестре Ленинградского Краснознамённого училища военных сообщений имени М.В. Фрунзе, Это училище в 1941 году было передислоцировано на станцию Шарья. Несмотря на то что в те годы Шарья относилась к Горьков-ской области, территория эта была исконно костромской. До 1929 года Шарья была в составе Костромской губернии, а в 1944 году вошла в со-

став Костромской области. В оркестре училища проходили службу прекрасные музыканты, чья творческая деятельность в довоенное время была связана с музыкальной культурой Ленинграда. Военным капельмейстером оркестра был бывший трубач Мариинского театра майор Фёдор Васильевич Розов, а партию тромбона исполнял солист того же театра Павел Павлович Сергеев. В декабре 1941 года в оркестр в качестве воспитанника был зачислен двенадцатилетний мальчик Владлен Чистяков, впоследствии — композитор и профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории. Он является автором музыки к таким кинофильмам, как «Правда лейтенанта Климова», «Иду на грозу», «Зелёная карета», «Прощание с Петербургом» и многим другим. Любовь к военной музыке Владлен Павлович пронёс через всю свою жизнь. Накануне 80-летия композитора в большом зале Государственной филармонии Костромской области прошёл его творческий вечер, подготовленный оркестром Военной академии радиационной, химической и биологической защиты совместно с творческими коллективами Костромы.

В начале 1943 года училище переехало из Шарьи в Ярославль, а после окончания войны вновь возвратилось в Ленинград.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны военная музыка на костромской земле переживала подлинный подъём. Это стало возможным благодаря присутствию здесь ленинградских военных оркестров, во главе которых стояли талантливые военные капельмейстеры, получившие образование в предвоенное время в консерваториях Москвы и Ленинграда. К сожалению, в настоящее время свидетелей творческой деятельности этих оркестров в костромском крае не осталось.

Клавир песни ветеранов и выпускников 3-го Ленинградского артиллерийского училища композитора В. Баснера Из фондов музея лицея N° 32 (г. Кострома)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В настоящее время здесь дислоцируется Военная академия радиационной, химической и биологической зашиты имени Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко.

2 Жданова 3. Концерты для учителей // Северная правда, i944. L6 января.

3 Черток М.Д. Центральный военный оркестр 1921-1949. М.: РТСофт; Космоскоп, 2015. С. 437.

' До революции 1917 г. в этом здании располагалась 2-я Костромская мужская гимназия.

5 Швечков Г. В музшколе // Северная правда. 1944. 18 июля.

6 Концерт из произведений П.И. Чайковского // Северная правда. 1943. 29 августа.

I Головко H.H. Военная музыка в Санкт-Петербурге. 1703-2003, СПб.: Арт-Деко, 2004. С. 187.

8 В ряде источников указывается неправильная фамилия — Ривкин.

9 Клейн Э.Г. Костромская первая музыкальная школа имени М.М. Ипполитов а-Иванова: страницы истории. Кострома: ДиАР, 2016. С. 69.

111 Крылова Л. Молодые педагоги в муз. школе // Северная правда. 1943. 9 апреля.

II Царапкин B.C. Лейтенант продолжает бой: рукопись. Сергиев Посад, 1998. С. 25.

11 Рыбников Ю. Концерт Чайковского //Северная правда. 1943.1 сентября.

13 Там же. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.