Научная статья на тему 'Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании обучащихся'

Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании обучащихся Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ В КАЗАХСКОЙ МУЗЫКЕ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЫқ өНЕР / қАЗАқ МУЗЫКАДАГЫ АДАМГЕРШіЛіК ИДЕАЛЫ / ОТАНШЫЛДЫқ СИПАТЫ / ЖЕКЕ ТүЛГАНЫЦ РУХАНИ қАЛЫПТА-СУЫ / ЭСТЕТИКАЛЫқ ТАЛГАМ / ИНТЕЛ-ЛЕКТУАЛДЫқ ДАМУЫ / МАЦГАЗДАНУ / ВОКАЛДЫқ ОРЫНДАУШЫЛЫқ / MUSICAL ART / MORAL IDEALS IN KAZAKH MUSIC / PATRIOTIC CHARACTER / FORMATION OF PERSONAL SPIRITUALITY / AESTHETIC TASTE / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION / VOCAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Огородникова С.Г.

В статье говорится о развитии чувства патриотизма у школьников. В условиях быстро меняющегося информационного мира важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Обращение к музыкальному искусству формирует душевные качества, нравственные идеалы, определяющие его как личность, как гражданина, как человека, от которого зависит развитие и процветание страны. Обогащение его внутренних ценностей происходит через знакомство с историческим наследием, жанрами казахской народной музыки, изучение произведений патриотического характера.Мақалада оқушылардың отаншылдық сезімін дамыту туралы айтылады. Тез өзгеріп жатқан ақпараттық әлем жағдайларында халықпен ғасыр бойы жи-нақталған осы рухани құндылықтарын сақтап қалу маңызды. Музыкалық өнерге жүгіну жан қадірқасиетін, адамгершілік идеалын қалыптастырады, еліміздің дамуына және гүлденуіне байланысты оны жеке тұлға ретінде, азамат ретінде, адам ретінде қалыптастырады. Тарихи мұраны, қазақ халық музыка жанрларын, патриоттық сипат туындыларын зерттеу арқылы танысып оның ішкі құндылықтарын байытады.The article is about the development of schoolchildren’s patriotism. While information world is rapidly changing, it is important to preserve the spiritual values which the people have accumulated over the centuries. Musical art forms spiritual qualities, moral ideals that define a person as a person, a citizen whom the development and prosperity of the country depend on. The values beneficiation occurs through knowledge of the historical heritage, genres of Kazakh folk music, studying patriotic works.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании обучащихся»

ш ^

О О

с

о

ш

В

2

<

ни <

сц. CI О С в; m

re <

с и о

са

ш с; из

0

рц

С ш -2

1

из

с;

(-

<

С.Г. Огородникова,

директор, КГУ «Детская

школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района», Костанайская область

Нег1зг1 свздер: музыкалыц внер, казак музыкадагы адамгериал1к идеалы, отаншылдъщ сипаты, жеке ¡11] лганыц рухани цалыпта-суы, эстетыкалъщ тал гам, интел-лектуалдыц дамуы, мацгаздану, вокалдъщ орындаушылыц.

Ключевые слова: музыкальное искусство, нравственные идеалы в казахской музыке, патриотический характер, формирование духовности личности, эстетический вкус, интеллектуальное развитие, самоактуализация, вокальное исполнительство.

Keywords: musical art, moral ideals in Kazakh music, patriotic character, formation of personal spirituality, aesthetic taste, intellectual development, self-actualization, vocal performance.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ЕГО РОЛЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЩИХСЯ

Ацдатпа

Макал ада окушылардын отаншылдьщ сез1мш да-мыту туралы айтылады. Тез езгерш жаткан акпарат-тьщ элем жагдайларында хальщпен гасыр бойы жи-накталган осы рухани кундылыктарын сактап калу мацызды. Музыкальщ енерге жугшу жан кадф-ка-сиетш, адамгершш1к идеалын калыптастырады, ел1м1здщ дамуына жэне гулденуше байланысты оны жеке тулга ретшде, азамат ретшде, адам ретшде калыптастырады. Тарихи мураны, казак хальщ музыка жанрларын, патриоттьщ сипат туындыларын зерттеу аркылы танысып оньщ iniKi кундыльщтарын байыта-ды.

Аннотация

В статье говорится о развитии чувства патриотизма у школьников. В условиях быстро меняющегося информационного мира важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Обращение к музыкальному искусству формирует душевные качества, нравственные идеалы, определяющие его как личность, как гражданина, как человека, от которого зависит развитие и процветание страны. Обогащение его внутренних ценностей происходит через знакомство с историческим наследием, жанрами казахской народной музыки, изучение произведений патриотического характера.

Annotation

The article is about the development of schoolchildren's patriotism. While information world is rapidly changing, it is important to preserve the spiritual values which the people have accumulated over the centuries. Musical art forms spiritual qualities, moral ideals that define a person as a person, a citizen whom the development and prosperity of the country depend on. The values beneficiation occurs through knowledge of the historical heritage, genres of Kazakh folk music, studying patriotic works.

XXI век - время глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. В погоне за новизной очень важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались наро-

дом. Сберечь и передать следующим поколениям молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали о своих кортах, а среди обилия звуков и красок могли узнать родные напевы и услышать голоса народных инструментов - одна из главных задач музыкального и художественного образования.

В Послании Президента народу Казахстана [1] особое внимание уделяется человеческому капиталу, как основе модернизации и повышения качества образования, необходимость формирования национальной модели, в которой важное место отводится дополнительному образованию, призванному играть важную роль в деле воспитания, творческого развития и профессионального становления личности, формирования чувства патриотизма у подрастающего поколения, ведь «...патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине» [2].

Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Но развитие и процветание страны, как и прежде, зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Н.А.Назарбаев пишет: «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце» [2].

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности, в недостаточном уровне сформированное™ гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей.

Согласно официальной статистике, число детских школ искусств и музыкальных в Казахстане заметно сократилось. Их 188 по Республике. Таким образом, сокращается число школ, обучающих игре на музыкальных инструментах, в общеобразовательных школах сократились часы Музыки и ИЗО. К сожалению, эта тенденция может иметь плачевный результат.

Сегодня дети не такие, какими были вчера. И чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны узнать и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Ведь современный мир для них - источник сильного воздействия на только формирующуюся сферу нравственности личности позитива, но и негатива. Поэтому им нужен добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.

Поэтому очень важно помочь каждому ребенку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, значение и смысл. Безусловно, нелегко убеждать и родителей, и будущих учеников в необходимости обучения искусству на протяжении 8 (9) лет.

При всех разрушительных тенденциях современного времени, следуя курсу духовного обновления, сохранения национальных традиций и обычаев, языка, музыки и литературы - части нашей духовной культуры, развития эстетического вкуса, формирования менталитета, именно школа искусств сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе социальной ответственности, творчески мыслящей личности. Обновляя, совершенствуя, свою деятельность школа сохраняет, приумножает и транслирует духовные и материальные культурные ценности общенационального значения,

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует воспитать, прежде всего, эстетически» [3], - отмечал Фридрих Шиллер.

Однажды Лев Толстой сделал такую запись в своём дневнике: «Я не огорчусь, если этот мир полетит в тартарары. Вот только музыку жалко» [4]. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» [5], - говорил Ницше.

Музыка приходит к нам на помощь в минуты отчаяния и горя, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках, помогает найти в себе новые, неведомые нам прежде силы, вновь поверить в себя и обрести надежду. Она успокоит и расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией. В ней есть всё. Надо лишь суметь услышать.

ш П О bî О С

о

I—

ш

2 <

н

о £

п о с в; s

х

<

н s с и о m

ш Ч из О о.

С

щ

3 X

J2 -

£

н

<

ж

Музыкант - это собиратель звуков, паромщик, переправляющий человека на другие берега, где за границами нашего телесного мира существует иная действительность, интерьер которой и составляют вызволенные им на свободу мелодии, где в силе иные законы, где невозможное возможно, где трепет одной души ощущает другая душа. Музыка - это сам мир, но воссоздаваемый индивидуальностью человеческого гения.

Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека.

Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они а; правы: музыка расширяет и усиливает все дух ховные и интеллектуальные возможности че-= ловека.

Музыка настолько многогранна и требова-с тельна ко всем человеческим качествам, что 2 не может быть музыканта, который бы не пре-Б успел в любой сфере деятельности. Музыкант Я означает лучший во всем и всегда: самый дис-ь циплинированный, самый быстрый, самый

< четкий, самый мыслящий. Именно такие «мо-^ лодые профессионалы должны найти свое меЕ сто в происходящих в стране процессах, при-| нять самое активное участие в строительстве

< будущего» [6].

Следует с малых лет приучать усваивать о красоту звука. Музыкальность нуждается в ш образовании. Без осознания значения музыки, ^ невозможно понять и звучание Природы. Пес-= ня водопада или реки, или океана будет лишь О рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазве-с нит в лесах торжественным гимном. Лучшие ^ гармонии пропадают для уха не открытого. ^ В Послании Президента страны сказано, что ^ «будущие казахстанцы станут гражданами С мира, а для этого надо развивать их способно-

< сти и таланты».

Музыка - мощнейший рычаг духовного

развития. Как же приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

Значение занятий искусством, музыкой, а точнее пением, затрагивает три важнейших для жизни человека сферы.

Здоровье. В процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано.

Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память.

Самоактуализация. Формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.

Может ли народ совершать свое восхождение без песни?

Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувств, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с духовной структурой человека.

Казахстан - страна безграничных степных просторов и звенящих песен, льющихся то в нежной печали, то в жизнерадостном ликовании. Поэтому музыкальное искусство Казахстана просто невозможно представить без песенного материала, наиболее близкого по духу каждому человеку, ведь в них отражается горе и радость, торжество и печаль народа. В разные эпохи существовали разные песни. Провожая на войну или собирая урожай, встречая праздник или оплакивая умерших сыновей, песни помогали поднимать дух людей, не смотря на тяготы и лишения. Поколение XX века выросло на патриотических пестах, звучавших в годы Великой Отечественной войны. Вокальное искусство - один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства - является важнейшей сферой духовного бытия человека.

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании учащихся. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается се-

рьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Некоторые средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть как с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится). Нравственная сфера, являясь синонимом внутреннего мира человека, объединяет его чувства, сознание и волю в зависимости от уровня их развития, дает ту или иную окраску духовности личности, ее направленности к "светлому" или "темному" началу в ней. Степень казахстанской эдентичности достигается в процессе развития личности, её духовно- нравственного, гражданского, патриотического воспитания, осваивающей и принимающей культурные богатства народа Казахстана и традиций народов, в среде которых он родился и продолжает жить, осознавая их значимость.

Наша задача - научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Постараться подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликались, а сами творили добро.

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потреб-

ностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

В нынешних непростых условиях обращение к музыкальному искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка - одна из ведущих задач современного образования. «Начало эстетическое - начало нравственное», - утверждал К.Станиславский [7]. Просто научить патриотизму нельзя, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремленно. Глубокие эмоциональные переживания во время слушания, исполнения музыки, способны воздействовать на душу ребенка, приобщать к сокровищам духовной культуры народа.

Важной гранью воспитания и развития

личности является воспитание патриотизма

через эмоционально-чувственное восприятие к;

школьников. Чувства и переживания, кото- х

ш

рые вызывают музыкальные произведения, с;

а также песенный репертуар, отношение к и

ним ребенка являются основой приобретения с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таких качеств как: благородство, порядоч- 2

ность, уважение к старшим. Они раскрывают Щ

способность личности в любви - к матери, 2

к родному Отечеству, к труду; приобщают к н

великим ценностям, к сохранению народных «с традиций, духовности.

Проводя исследования и опрос учащихся ^

по данной теме, мы пришли к выводу о том, ~

что способствует обогащению внутренних <

\ 1

ценностей человека:

• постижение основных пластов мирово- ^ го музыкального искусства: национального ш искусства, произведений композиторов-клас- ^ сиков; ^

• введение учащихся в мир музыки по- о средством интонаций, образов казахской му- с зыкальной культуры;

• знакомство с казахской народной музы- ^ кой, историей народа, его традициями и обы- ^ чаями; н

• знакомство с историей Отечества, сим- < воликой, историческим наследием;

ш

• изучение основных жанров казахской народной музыки.

В развитии чувства патриотизма у школьников огромную роль играет хоровое искусство, которое способно осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к художественно - ярким образцам хоровых музыкальных произведений. Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Здесь мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью, за которой пойдет любой ученик. В изучении произведений патриотического характера существует 2 способа:

• словесные пояснения, беседы с учитесь лем направлены на то, чтобы заинтересовать 5Е учащихся произведением, историческими со-= бытиями периода, которые отражены в про-§ изведении, тем самым, прививая любовь к с Отечеству;

• сам процесс восприятия развивает эмо-— циональную отзывчивость учащихся на ис-Я полняемое произведение. Только собствен- ным исполнением, горением души , проявляя

< уважение к людям и к родной земле, можно приобщить личность ребенка к общечелове-

Е ческим, морально-нравственным ценностям. ^ «Творить - жить дважды», писал А.Камю [8].

Вокальное искусство в XXI столетии отли-^ чается характерным для музыкальной культу-^ ры, как и для культуры вообще, необычайным ш ускорением, находящим свое отражение в ~ новых ритмах, новых звучаниях, новом обра- зе музыкального мышления. В новой школе О звучат и новые песни казахстанских компост зиторов, которые могут рассказать все. Про-^ исходит общение чувств - разговор сердец. ^ Изучая песенный репертуар, ребята могут ^ «окунуться» в прекрасный мир тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более

< взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; когда ваша душа поет

и не петь не может! «Массовое музыкальное образование - это не узкоспециальный вопрос музыкальной педагогики, а вопрос будущего нации» [9].

В заключение хочется вспомнить слова Жамбыла:

«Кочуй, моя песня! Будь гостьей желанной

В просторных ковыльных степях Казахстана!...» [10,с.62].

Убеждены, что с каждой исполненной песней у детей вырабатывается стремление творить что-то своё, новое, лучшее, способствующее духовному оздоровлению нашего общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев H.A. Послание Президента Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвёртой промышленной революции» [Электронный pecypcJwww.akorda.kz

2.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания/ H.A. Назарбаев. [Электронный ресурс]www.akorda.kz

3. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека/Ф. Шиллер. Рипол - Классик, 2017. -242с.

4.25самых ярких цитат Льва Толстого [Электронный ресурс] https://www.obovsyom.

5.Ницше Высказывания [Электронный ре-cypc]https://stixi-poeti.ru/blogs

6.Ферхо С.И. Патриотизм в действии /С.И. Ферхо// Казахстанская правда. -2009,- 8июля.

7.Станиславский К.С. Из записных книжек /К.С. Станиславский. В 2-х т. Сост. и авт. пре-дисл. В. Н. Прокофьев; ред. и авт. Коммент, И. Н. Соловьева. — М.: Всерос. театр.искуство, т. 1. 1986.-608 с.

8.Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. /А.Камю Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. — М.: Радуга, 1990. — 608 с.

9.Современный человек в поисках души. Сборник материалов международной научной конференции [Электронный pecypc]http:// www. googl е. kz/search? q=

Ю.Подгайнова M.H. Жамбыл - певец земли казахской./М.Н. Подгайнова// Справочник классного руководителя,- 2017,- №5.-С.58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.